Поделка европа 16 века

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Крестьяне и ремесленники постепенно накапливали трудовой опыт и улучшали орудия труда. Поэтому в XV-XVI веках в развитии техники были достигнуты большие успехи.

В горном деле и ремесле стал применяться водяной двигатель. Издавна на мельницах использовали водяное колесо, с помощью которого приводили в движение тяжёлые жернова/ Для этого в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса; такое колесо называлось нижнебойным.

Позднее было изобретено колесо, на которое вода падала сверху,- верхнебойное. От реки, перегороженной плотиной, отводили узкие каналы для стока воды - желоба. Вода г устремлялась в жёлоб и падала сверху на колесо. Оно вертелось и вращало вал, который проходил через стену в мастерскую. При обработке металлов колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. В бумажном производстве с помощью колеса поднимали и опускали прессы, в горном деле - поднимали руду и откачивали воду из шахт. Это позволяло рыть более глубокие шахты.

2. Новое в металлургии.

Литье пушек в 16 в

Важные улучшения произошли в плавке и обработке металлов. Раньше при получении из руды железа для вдувания воздуха в горн пользовались ручными мехами. Температура в горне была недостаточной для того, чтобы получить расплавленный металл; железо оседало на дно печи вязким, как тесто. Для придания железу прочности его ковали молотом.

В XIV веке стали строить домны - плавильные печи в 2-3 метра высотой. Плавильщики соединили водяное колесо с большими мехами, которые с силой вдували в печь много воздуха. Поэтому в домне удавалось достичь высокой температуры, при которой руда плавилась, становилась жидкой. При остывании образовывался чугун; из него получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде, з. Военная В XVI веке применялись как тяжёлые осадные, техника. так и лёгкие полевые пушки. Было усовершенствовано и ручное огнестрельное оружие. Появились тяжёлые ружья -мушкеты. Из них стреляли с подставки довольно метко на 150-200 шагов.

Пушки и ружья начали отливать в специальных формах, отверстия в стволах делали с помощью сверлильного станка.

С появлением огнестрельного оружия рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой: их пробивали пули. Стены замков потеряли свою неприступность - они могли быть разрушены ядрами. Тяжёлая рыцарская конница уступила место пехоте, вооружённой огнестрельным оружием.

3.Развитие кораблестроения.

лёгкий парусник - каравеллу в переводе - лодка с парусом

В XV веке португальские моряки создали вместо прежних неповоротливых кораблей быстроходный лёгкий парусник - каравеллу (в переводе - лодка с парусом). Такие суда были очень подвижны и вместительны. Они имели три мачты с прямыми и косыми парусами и могли двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при встречном ветре.

5. Изобретение книгопечатание

Развитие ремесла и торговли вызвало распространение грамотности в городах. Школьники и студенты нуждались в учебниках. Горожане проявляли большой интерес к литературе. Спрос на книги необычайно вырос.

К концу XIV века в Европе распространилось производство бумаги, но книг по-прежнему было мало. Впервые книгопечатание изобрели в Китае, но европейцы об этом не знали (вспомните, как печатали книги в Китае). В Европе делались попытки получать оттиски с деревянной доски, но этот способ был очень несовершенным.

житель немецкого города Майнца Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание

Лишь в середине XV века житель немецкого города Майнца Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них он составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл также печатный станок.

Цветная иллюстрация VII.

Типография XVI векаТипография XVI века. Около окна стоят два наборщика, они набирают литеры из касс
.

Около окна стоят два наборщика, они набирают литеры из касс в продолговатые деревянные коробочки (верстатки). Слева у окна два человека проверяют набор. В типографии два массивных печатных станка; для устойчивости они прикреплены к полу и потолку брусьями. Главная часть станка - пресс с рычагом, под которым находится плоский стол; на него кладут рамки с набором. Работник намазывает краской выпуклые части набора, кладёт на него бумагу и подводит стол под пресс. Подмастерье (слева) поворачивает рычаг и нажимает пресс, чтобы бумага плотно и равномерно притиснулась к набору. Справа седой работник собирает просушенные листы в пачки.

Первая печатная книга была выпущена Гутенбергом около 1445 года. Книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. Возникали типографии. Книг стало намного больше, они были уже не такие дорогие, как рукописные.

Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человечества. Появление печатных книг двинуло вперёд образование, науку и литературу. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее. Они полнее передавались следующим поколениям людей.

Важнейшие технические изобретения XV-XVI веков не могли применяться в. маленьких мастерских ремесленников. В Западной Европе стали возникать крупные предприятия - большие оружейные мастерские, судостроительные верфи, типографии, в которых работало много людей.

Добавить комментарий


Today 27.01.2022 09:18:41

Продолжаем наше путешествие по городам Европы, какими они были в Средние Века. В прошлый раз мы завершили 15 век и теперь переходим в век 16-й, оставивший после себя исключительно богатое графическое и живописное наследие.

На первой живописной работе мы видим совершенно фантастический вид Парижа 1500 года с аббатством Сен-Жермен-де-Пре:



Высокое разрешение
Как можно прочитать в Википедии, Сен-Жермен-де-Пре — бенедиктинское аббатство; самое старое аббатство Парижа, памятник романской архитектуры; находится на левом берегу Сены в 6-м округе французской столицы. Сегодня от аббатства сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня (одна из трёх башен у левого края картины) относится к романскому стилю и датируется XI—XII веками. А вот грандиозные замки, свидетели Столетней войны, давно и бесследно канули в прошлое.


Самое старое известно изображение Лиссабона датируется 1500-1510 гг.:

Высокое разрешение
Здесь мы видим классический средневековый Лиссабон, богатеющую на глазах столицу тогда ещё совсем молодой Португальской империи. Этот город будет разрушен на 90% катастрофическим землетрясением 1755 года. Правда, кое-что из древностей всё же уцелеет. Например, старинный романский собор и замок на вершине холма.


Вот они крупным планом:


А вот Лондон 1500 года:

Несмотря на растущее торговое значение, это всё ещё глухой "медвежий угол" Европы, её культурная и политическая окраина. До основания первой английской колонии - ещё более 100 лет. От средневекового Лондона не останется почти ничего, уцелевшие постройки можно сосчитать по пальцам.


Одной из них является сердце средневекового города - замок Тауэр:


Красивый вид Нюрнберга с мостом Трокенштег работы Дюрера:

В этот город трудно не влюбиться. Несмотря на ковровые бомбардировки Второй мировой, он сохранил общий вид и атмосферу средневекового исторического ядра.

Амстердам в 16 века:

В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 века было сброшено испанское владычество. Вероятно, на гравюре как раз запечатлён эпизод этой борьбы.


Красивая панорама Флоренции 16 века:

Высокое разрешение


А вот совершенно уникальный вид на строящийся собор Св. Петра в Риме:

Высокое разрешение
Постройки перед фасадом ещё не снесены, и купола ещё нет.
После смерти в 1564 г. Микеланджело (руководившего строительством с 1546 г.) купол достраивал Джакомо делла Порта.
Т.е., эту картину-фреску можно датировать примерно серединой 16 века.
А вот знаменитую площадь с колоннадами только спустя столетие создаст Джованни Лоренцо Бернини в 1656—1667 гг.

Надеюсь, что читателям понравилось, потому что продолжение следует.

Европа в 16 веке

Естественно, этот переворот происходит не только в отношениях, но в головах и сердцах людей. Человек становится мерою всех вещей и центром вселенной.
Первой ласточкой этого переворота стало итальянское Возрождение, опиравшееся, прежде всего, на экономический подъем и расцвет торгово-банковского капитала итальянских городов-государств. Увы, по ряду причин итальянцам не удалось тогда создать мощное единое государство, и прекрасный, но хрупкий цветок их Возрождения был сорван жадными руками гораздо более воинственных французов, испанцев, австрийцев, немцев. Но к чести сорвавших цветок сей, духовную эстафету Ренессанса они, как смогли, продолжили

Переворот в душах и в кошельках

Итак, знакомьтесь, – главный претендент на титул мирового лидера всех времен и народов император Священной Римской империи германской расы и король Испании Карл Пятый Габсбург. Именно он мог бы с наибольшим основанием сказать, что в его империи никогда не заходит солнце. Не только вся Южная Америка, часть Америки Северной, но и бОльшая часть Западной Европы находилась под его скипетром. Островками независимости оставались лишь Франция, Британия, Польша и Скандинавия. Но эти островки, в конечном итоге, и поглотили весь колоссальный ледник империи Карла Пятого.
Однако все по порядку. Карл Пятый был внуком австрийского императора (и императора Священной Римской империи германской расы) Максимилиана Второго. Сей мудрый дедушка сформулировал основные принципы политики для себя и своего внука, – а заодно и поставил цель создания на базе монархии Габсбургов мировой католической империи.

Филипп Второй – бюрократ-затворник

Филипп был женат четыре раза. Первая его жена, рано умершая португальская принцесса, подарила ему сына – знаменитого Дона Карлоса. Но лучше б она этого не делала! Вопреки расхожей легенде, Дон Карлос был сущим выродком: маленький, злобный, с дегенеративным лицом, он развлекался тем, что живьем запекал зайцев, приказал как-то ослепить всех лошадей на королевской конюшне и таскался с шайкой всякого сброда по ночному Мадриду в поисках приключений и жертв. Кроме того, принц увлекался (в пику отцу) черной магией и астрологией. Когда же он из вредности стал поддерживать протестантов, король лично возглавил крестовый поход против непослушного отпрыска. Однажды утром Филипп явился со своими придворными в его апартаменты, обезоружил Дона Карлоса, переколотил рукояткой шпаги все реторты, пронзил шпагой огромного черного кота, а принца заключил под стражу в одной из башен дворца, где тот вскоре и умер. Такова историческая правда, – быть может, более яркая, чем красивенькая легенда Ф. Шиллера
Второй женой Филиппа стала английская королева Мария Тюдор. Это был абсолютно брак по расчету: мадам королева была на 12 лет старше и весьма некрасива. Однако бедняжка влюбилась в молодого Филиппа по уши и терпела от него даже и явное пренебрежение. Когда она умерла, англо-испанский союз сразу распался и вылился в откровенное противостояние.

Генрих Третий Французский – монарх, монах и циник

Генрих был шестым ребенком у короля Генриха Второго и его супруги Екатерины Медичи. Всего лишь шестым – но зато самым любимым! Во всяком случае, коварная до озноба мать мечтала о короне именно для него.

И все же к чести этого сложного и несчастливого человека нужно сказать: он сделал все, дабы корона досталась самому талантливому из возможных его наследников – Генриху Бурбону, королю Наваррскому, и за одно это Франция не может не быть ему благодарной

Островной эгоизм как залог процветания.

Почти весь 16 век англичане, можно сказать, отсиживались на своем острове. Их участие в войнах на континенте было незначительным, флот более-менее расцвел лишь к концу столетия. Но зато промышленность и торговля развивались весьма успешно, а политическая система страны была до поры до времени достаточно устойчивой и устраивала большинство населения. К этому социальному равновесию страна пришла через бури 15 столетия, через резню между сторонниками Алой и Белой Розы, в ходе которой была истреблена почти вся английская знать. Британцы извлекли уроки из этой войны, и хотя впереди были бури Английской революции 17 века, все же в основе политического мышления всех слоев английского общества, кажется, навсегда засела идея о компромиссе интересов как лучшей модели государственного и общественного устройства.

Этот внутрисемейный скандал имел далеко идущие для всей Британии последствия. Буржуазия неожиданно для себя получила идеологическую опору. И хотя английский вариант протестантизма мало чем отличался от католичества, а дочь Генриха Мария Тюдор (та самая дурнушка-жена Филиппа Второго Испанского) предприняла попытку возродить католичество на английской земле, все же Англия в целом осталась верной курсу короля-женолюба, что открыло ей новые исторические перспективы.
Наивысшего расцвета английский абсолютизм достиг при второй дочери Генриха Елизавете Первой, – одной из ярчайших женщин европейского Возрождения.

Бес рыжей дурнушки Бесс: Елизавета Первая Английская

Занятно, что и при подготовке отпора испанцам королева старалась экономить. На чем она и впрямь никогда не экономила, – это на нарядах и украшениях. Елизавета переодевалась по несколько раз в день, а если выезжала, что все ее 3000 платьев тащили следом. Драгоценностей на себя Елизавета даже в те нескромные времена навешивала бездну, так что особенным вкусом в глазах международной общественности она себя вовсе не зарекомендовала.
И все же она до последнего оставалась обаятельна, мила, любезна (хотя порой и коварна) и жизнелюбива, как истая дочь Возрождения. Ее день начинался с танцевальной зарядки: без того, чтобы и в преклонном возрасте не протанцевать пяти-шести танцев, она за письменный стол не садилась.
В 1588 году умер ее многолетний друг (полудруг?) граф Лейстер. Его заменил его же собственный пасынок граф Эссекс. Графу было 22, королеве 56, но она вела себя с ним, как юная красавица: дулась, ревновала, кокетничала. Эссекс пытался покрыть себя славой на поле боя, но слава, видно, решила, что ему хватит и королевского одеяла.

Остальная Европа

Парадоксально: эпоха Возрождения, начавшаяся в Италии еще в конце 13 века и угасшая лишь во второй половине 16-го, как-то не укладывается своими свершениями в рассказ о европейском 16 веке. А ведь для немцев, французов и англичан Ренессанс – это всего-то несколько десятилетий, часто не полный век, и начинается он значительно позже итальянского. И, тем не менее, Ренессанс как исторический шанс расцвести использован французами и англичанами гораздо полнее, чем итальянцами. Дело не в шедеврах искусства: итальянцы сделали здесь гораздо больше. Дело в исторических дивидендах, которые получила для дальнейшего развития нация. Французы и англичане в итоге сделали главное – создали национальные государства. Испанцы свое государство, по сути, разрушили. Немцы и итальянцы его просто не создали. За это первые расплатятся в 17 веке катастрофой Тридцатилетней войны, а вторые – длительным упадком в течение трех последующих столетий
Но все же: заглянем в Италию, Германию и Нидерланды 16-го столетия.

Камиза (нижняя рубашка)
Материал: лен / хлопок / шелк

Нижняя рубашка (аналог белья). Длина рубашки - до середины бедра, рукава длинные, к низу зауженные. Сама рубашка всегда расклешенная, за счет клиньев, которые вшиваются в боковые швы. Перед и спинка могут быть единым куском, а могут и сшиваться на плечах. Застежка горловины - шнуровка, пуговицы, завязки. Под мышкой ластовица. Шов рукава снизу.
Камиза обычно белого цвета.

Брэ (трусы)
Материал: лен / хлопок / шелк

В течение 14 века брэ постепенно укорачивались и к концу данного периода стали доходить до середины бедра. Материалом для пошива брэ был лён (как небеленый, так и белёный, в зависимости от статуса владельца). К брэ крепились шоссы. Существовало три варианта крепления:
1.в брэ проделывались две дырочки на уровне талии, такие же симметричные на шоссах, и сквозь них пропускался шнурок, который завязывался узелком;
2.на талии с двух сторон от брэ к шоссам спускались тканевые веревочки, которые крепились к шоссам;
3.вокруг талии оборачивали тонкий пояс, который продевался через прорези на брэ, и к этому поясу крепились шоссы.

Котарди
Материал: сукно / шелк (бархат и т. д.) / лен
Материал подкладки: лен / хлопок / шелк

Верхняя рубашка (куртка). Котарди должна закрывать камизу. Рукава длинные, к низу зауженные, могут застегиваться от локтя вниз по шву. Застежка спереди сквозная или до солнечного сплетения, обычно на пуговицы. Котарди для удобства внизу расширяется, но должно плотно облегать фигуру. Под мышкой может быть ластовица. Может быть воротник стоечка. Шов рукава один, сзади или снизу. Котарди обычно делается на подкладке. Т. к. подкладку не видно, она может быль любого цвета. В конце 14 века котарди сменяет дублет пришнурованный к сшитым шоссам.
Котарди может шиться из ткани двух цветов: левый рукав и правая половина одного цвета, правый рукав и левая половина другого.

Шоссы (чулки)
Материал: лен/ сукно / шелк

Высокие чулки, подвязываются к поясу. Шов сзади. Кроятся по косой. Цвет любой.Способов привязки к поясу несколько. Вполне могли шнуроваться к брэ. Для удобства под коленом шоссы вполне быть подвязаны ремешками с пряжками. При жаре шоссы часто носили закатанными. На рубеже 14-15 века появляются сшивные шоссы, но раздельные еще долго носили и в 15 веке. Схема кроя носка дана приблизительно, на самом деле все сложнее, и за точной выкройкой лучше обратится к другим источникам.

Упелянд
Материал: сукно
Материал подкладки: лен / хлопок / шелк

Верхнее платье богатого горажанина или дворянина. Упелянд должен закрывать снизу котарди. Выкройка спинки и переда такая же как у котарди, рукава к низу расширяются. Низ упелянда и рукавов может быть выполнен в виде фестонов разного размера и формы. Особой популярностью уппелянды начали пользоваться на рубеже 14-15 веков. Подкладка другого цвета. Шов рукава сзади или снизу. Роскошный уппелянд демонстрирует статус и достаток его владельца

Каль (чепчик)
Материал: лен / хлопок / шелк

Чепчик надевался под разнообразные головные уборы и стеганые подшлемники в том числе. Шьется из двух одинаковых половинок, завязывается под подбородком.

Шаперон
Материал: сукно
Материал подкладки: лен / хлопок

Шаперон обычно шьется из трех частей: одна часть верх и две половинки пелерины. Швы пелерины или на плечах или спереди и сзади. Подкладка шаперона обычно другого цвета. Низ пелерины может быть выполнен в виде фестонов разной формы. Иногда спереди делается застежка: шнуровка или пуговицы. Чем длиннее хвост шаперона, тем круче владелец. Длина пелеирины зависит от вкусов владельца, так что пелерина может слегка прикрывать плечи, а может и спускаться почти до пояса. Можно делать цельнокроенную с верхом пелерину, тогда в швы спереди и сзади вшиваются клинья. Можно вшивать клинья на плечи пелерины.

Котта
Материал: сукно / лен / хлопок
Материал подкладки: лен / хлопок / сукно

Котта бывает однослойная если суконная, и бывает двухслойная, если теплая суконная или из более тонких тканей. Однослойная котта по краю обрабатывается обтачкой, иногда другого цвета. Подкладка двухслойной котты тоже может быть другого цвета. На кавалерийских коттах спереди и сзади разрезы. Форма ворота круглая или каре. На плечах могут быть швы. К низу котта может быть расклешенной, а может равномерно расширяться от самого верха или вообще не расширяться. У котты могут быть крылышки, их длина обычно до локтя. Низ котты и крылышек может быть выполнен в виде фестонов. По бокам котта может быть зашита или сделана застежка - шнуровка. Длина котты варьируется от середины бедра до щиколоток. Котта - это скорее не гражданская одежда, а знак различия и вариант плаща. На котту может быть нашита разнообразная символика.

Читайте также: