Поделка стоянка первобытного человека

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Первые представители вида Homo появились более двух миллионов лет назад. Эти приматы стали использовать простейшие каменные инструменты, научились пользоваться огнём, а вскоре и подчини его. Однако едва ли их можно назвать людьми в современном представлении. Чего же им не хватало, и с какого исторического момента человека можно считать человеком?

Только люди используют оружие для охоты или во время схватки с себе подобными. Первые копья появились не позднее 170 тысяч лет назад, по некоторым данным и вовсе более 300 тысяч лет назад. Делает ли это человека человеком? Вряд ли, ведь в те времена не существовало даже разговорной речи. Выходит, мы научились воевать и убивать намного раньше, чем говорить. Другой важной отличительной особенностью является одежда, и наши предки стали использовать шкуры убитых животных более ста тысяч лет назад. Тем не менее мотивация первобытных и современных людей отличалась. Далёкие предки надевали шкуры исключительно из практических соображений — чтобы не замёрзнуть. Их совсем не интересовали вопросы этики, не существовало устаревших или модных коллекций шкур.

Насытившись охотой и завоевав доминирующую позицию в животной иерархии, человечество испытало потребность в чём-то ещё, совершенно недосягаемом ни для одного другого животного. Возникла потребность в красоте и самореализации через искусство. Где-то здесь и появляется современный человек, способный ценить вещи, не имеющие практического применения, и желающий учиться навыкам, которые необязательны для физического выживания.

Зарождение искусства

Как и в любом вопросе, уходящем вглубь времён, здесь нет единого мнения о дате и хронологии. Поэтому рассмотрим некоторых кандидатов на звание древнейшего произведения искусства. Лидирует яванская раковина с геометрическими следами, предположительно, они были нанесены акульим зубом.

Возраст находки оценивается в 300-500 тысяч лет, что явно выходит за общепринятые рамки. С другой стороны, невозможно с точностью определить, действительно ли это дело чьих-то рук. К тому же, лишь с большой натяжкой можно назвать искусством несколько насечек.

Существуют и не столь древние, но ещё более экзотические экспонаты. Например, Маска Ла Рош-Котара, предположительно созданная неандертальцем, что уже вызывает множество вопросов и порождает самые жаркие споры в научной среде. Собственно, было ли у неандертальцев искусство? Вопрос открытый. Один из ведущих мировых антропологов Станислав Дробышевский описывает находку так:

Примитивные, но неоспоримые примеры первобытного искусства

Самые древние примеры творчества нам не найти. Например, наскальным рисункам наверняка предшествовала резьба на коре деревьев. Кроме этого, существовали какие-то ритуальные танцы, песни, обряды. Всё это утеряно, но если говорить о чём-то достоверно известном и неоспоримом, то переносимся на 45-50 тысяч лет назад.

Это древнейшие из найденных рисунков человека. Обе находки совершены в Индонезии и датируются 40-50 тысячами лет. Классический сюжет для каменного века: люди рисовали то, с чем непосредственно имели дело. В данном случае изображены животные, на которых они охотились. Нужно отметить, что существуют и значительно более древние следы использования краски, но эти примеры сложно назвать рисунками.

Так выглядит один из древнейших амулетов. Когти имеют искусственные отверстия и следы краски. Ранее их создание приписывалось неандертальцам с датировкой в 130 тысяч лет. Однако после ещё нескольких анализов выяснилось, что амулет на 100 тысяч лет моложе и, вероятно, всё-таки был сделан представителями Homo.

Ориньякская флейта, на которой кто-то играл более 35 тысяч лет назад. Впрочем, инструмент мог использоваться и в исключительно практических целях. Например, на охоте или для передачи каких-то сигналов.

Произведения искусства из позднего каменного века

Сотни поколений первобытных людей продолжали развивать искусство и совершенствовать технологии. Культурная конкуренция постепенно возрастала и становилась всё более значимым элементом. Если сначала это был способ идентификации личного статуса, племени или общины, то вскоре он становится предметом торговли или обмена. Чтобы оценить более сложные примеры творчества, переносимся на 10-12 тысяч лет назад.

Изобразительное искусство также не стоит на месте. Рисунки становятся сложнее и намного детальнее. Кроме того, теперь художники стремятся изобразить какие-то сцены, а не отдельные образы. Обе картины выполнены около 10 тысяч лет назад, второй образец подвёргся атаке вандалов и был частично замалёван современным граффити.

Ожерелье из Лез-Эзи возрастом в 12 тысяч лет. Украшение состоит из трёх зубов пещерного медведя и одного зуба льва. Также использовались раковины и зубы животных поменьше.

Искусство первых цивилизаций

Следующие экспонаты не имеют отношения к пещерным людям, и были созданы уже не в каменном веке. Тем не менее они позволяют наглядно оценить разницу между архаичным обществом и эпохой ранних цивилизаций.

Золотая лунула возрастом 4 500 лет. Такие вещи могли использоваться в качестве нагрудных украшений для женщин, либо служить элементом защитной экипировки для мужчин.

Таблички из Киша считаются древнейшим примером письменности в мире. Возраст находки превышает 4 500 лет, с их помощью вели хозяйственный учёт, но вскоре символов станет намного больше, и появится полноценная письменность.

Штандарт войны и мира — жемчужина экспозиции Британского музея. Две прекрасно сохранившиеся мозаики возрастом в 4 тысячи лет. На одной изображена стычка с участием шумерских воинов, видно, как их противники гибнут под тяжёлыми колесницами. Вторая часть изображает сцену мирной жизни, веселья и достатка. Точное предназначение табличек неизвестно, но возможно, их выносили на поле боя, таким образом, предлагая противнику выбор.

Подборка изображений Недавно совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов. Охота на пещерного медведя

Питекантропы

Австралопитеки

Неандертальцы: огонь и радуга

Африканские австралопитеки

Переход с одного места стоянки на другое

Нападение саблезубого тигра

Неандертальцы

Подготовка к охоте

Забивание мамонта камнями

Обряд вызывания духа медведя

Ловушка для мамонта

Культ медведя

Магический ритуал

Каннибалы в пещере

Охота на волосатого носорога

Охотничий обряд возле шкуры медведя

Охота кроманьонцев на мамонта

Погребение погибшего охотника

Первобытные красавицы и колдун

Охота на диких лошадей

Стоянка кроманьонцев

В поселении эпохи неолита

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Этнопсихология"

• Принято считать, что человек живет на Земле
несколько сот тысячелетий.
• Письменные и иные источники сведений
появились лишь 5-6 тысяч лет назад.
• Доисторическая эпоха – это начальная эпоха в
жизни человека. Она состоит из двух больших
частей:
• - культуры каменного века,
• - культуры века металлов
(медь, бронза, железо).

3. Культура каменного века

• В каменный век главным материалом для
изготовления орудий труда и быта, а также
оружия был камень кремневой породы:
• он достаточно прочный,
• при расколах образует острые грани,
• поддается грубой первичной обработке.

4. Из коллекции с моего огорода

5. Каменный век


Каменный век подразделяется на:
- древнекаменный,
- ново-каменный
Каменный век делится на три периода:
- палеолит (ранний каменный период),
- мезолит (средний каменный период)
- неолит (поздний каменный период или
новый каменный век).

6. Бологое во мраке времени (III тыс. до н.э.)

• К концу неолита (III тыс. до н.э.) берега озер
Бологовское, Пирос, Кафтино и реки Мсты
были давно облюбованы и заселены нашими
далекими предками – доисторическим
человеком каменного века.
• Освоение территории относится к периодам
палеолита, мезолита и неолита.
• Данные эти были получены в результате
археологических раскопок, проведенных на
территории Бологовского района в конце 19 –
начале 20 веков.

7. Бологовский неандерталец

• На Высоковском мысу (Бологовское озеро у
Бологое-2) был найден череп доисторического
человека-неандертальца, жившего в период
палеолита.
• Неандерталец отличался от человека разумного в
основном формой и размером головы.
• Он имел удлиненную и невысокую голову, низкий
покатый назад лоб, очень сильно развитые
надбровные дуги, выдающийся нос.
• Тело было коренастым, сильным, покрыто густым
волосяным покровом; живот отвислый и
объемисты; средний рост был примерно 163 см.

8. Столичные археологи в Бологое

• Первая археологическая экспедиция в
Бологое была проведена в 1877 году.
• Профессор и основатель Петербургского
археологического института Н.В. Калачев
направил сюда группу археологов, но
вскоре в Бологое приехал и он сам,
настолько интересным оказался
найденный здесь материал.

9. Археолог-любитель Путятин

• В 1879 году Бологовский князь П.А. Путятин
обнаружил стоянку каменного века
неолитического периода около деревни
Озеревичи (возле Поплавенца).
• В этом же году он обнаружил на берегу
Бологовского озера древнее поселение,
которое было обитаемым в разные
периоды каменного века, начиная от
палеолита и позже.

10. Стоянка первобытного человека

11. Стоянка первобытного человека

• Всего Путятин выделил на первобытной
стоянке 5 самостоятельных культурных
пластов.
• В самом нижнем слое были найдены
кремневые орудия: скребки, резаки, орудия
клиновидной формы, топоры, копья, ножи,
наконечники стрел, копий и дротиков.
• Во втором слое обнаружены кости животных,
птиц и рыб, поделки из кости, черепки
глиняной посуды, кусочки краски, а также
кремневые орудия для охоты и быта.

12. Первобытные жилища

• Жили люди в землянках-мазанках – жилых ямах,
над которыми строился шалаш.
• Остовом шалаша служили широко расставленные
колья, связанные вверху таким образом, чтобы
оставалось отверстие для выхода дыма. Колья
переплетались хворостом и ивовыми прутьями.
• Стенки шалаша внизу обмазывались глиной, а
сверху накрывались шкурами крупных животных.
• На территории Бологовской стоянки было найдено
12 таких жилищ.
• На дне землянок обнаружены остатки древесного
угля, черепки посуды, кости животных и рыб.

13. Раскопки Н.К. Рериха

• С 1899 по 1910 годах раскопки на
Бологовском озере проводил Н.К. Рерих.
• В результате исследований было
установлено, что в Бологое и на Валдае
первыми поселенцами были люди
каменного века неолитического периода.
Позднее эти земли были освоены финноугорскими племенами, на смену которым
пришли славяне.

14. Финно-угорские племена

• Наиболее многочисленным и широко
распространенным среди финно-угорских
племен были веси.
• При продвижении славянских племен часть их
была уничтожена. Другая часть слилась со
славянами, образовав великорусскую нацию.
• Наиболее долго проживали веси на реке Егони
(весь егонская → город Весьегонск).
• Археолог А.А. Спицын в 1903 году обнаружил
на берегу Бологовского озера два городища,
которые относятся к I тысячелетию н.э. Они
принадлежали также финно-угорцам.

15. Откуда пошли быть славяне?

• По мнению части археологов, историков и
лингвистов славяне-русы пришли с юга к
озеру Ильмень (по суше вдоль рек).
• Есть также мнение, что ильменские словены
пришли с запада (по суше и морю) и
происходят из полабских славян. Они жили в
западной Померании со столицей в г. Аркона
на о. Рюген, в Германии).
• Отсюда славяне были вытеснены воинственными германскими племенами. Но до сих пор
сохранились славянские названия немецких
городов: Тельтов, Трептов, Барантов…

16. Древние свидетели

• Камни-следовики (человеческие) –
обнаружены у д. Медведево, Вольное
Раменье, Березовский Рядок.
• Камень-следовик (зверский) – находился у
д. Городок (близ Гузятина).

17. Языческие храмы и захоронения

18. Языческие храмы и захоронения

• Древние славянские могильники на
территории Бологовского района найдены:
• у д. Подлипье,
• у д.Подол,
• у д. Сопки,
• у д. Лыкошино,
• у с. Хотилово
• и в других местах

19. Древний славянский могильник у деревни Подлипье

20. Бологовские рай-городки

• Рай-городок (сторожевой пост или
пограничная застава 13-15 веков).
Возможно, рай-городки стояли на ранних
границах Новгородской республики)
• на территории района найдены
• у оз. Глубочиха (Мамаева гора за турбазой),
• у оз. Глубокое (д. Подол).

21. Бологовские рай-городки

22. Бологовские рай-городки

• В основании городка находился пологий холм. Ров
шириной и глубиной около 2 м был первой линией
защиты. За ним шел земляной вал высотой около 2 м
и затем ров шириной и глубиной 3 м. За вторым
рвом устроена круто поднимающуюся насыпь (угол
35°–40°) высотой около 4 м с верхней площадкой в
диаметре 30 м.
• Центральная часть площадки была углублена и
обнесена валом высотой и шириной 1,5–2 метра. За
валом устроены две небольшие площадки в
диаметре около 3 метров, каждая из которых тоже
была защищена валом высотой и шириной около 1,5
метров.

23. Бологовские рай-городки

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Конспект ООД познавательному развитию в старшей группе

hello_html_6c472a20.jpg

Автор – составитель

Мирзамагомедова Д .К

Цель : Продолжать формирование представлений об истории цивилизации. Уточнять представления о последовательности этапов жизни человека

Образовательные: Сформировать представления о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т.д.).

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пещера, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Педагог : Ребята, у меня для вас сюрприз - мы с вами отправимся в путешествие. А поможет нам в этом и укажет путь наш гость (изображение древнего человека ) . Кто это? (Первобытный человек ) . А почему его так называют? (ответы детей) . Сядем в машину времени и отправимся в прошлое.

Дети закрывают глаза, звучит звуковой эффект.

Педагог : Мы очутились в прошлом. Посмотрите, что окружает нас здесь? (Жилища людей) . Назовите их (пещера, шалаш, изба, замок) .

- Как вы думаете, какое жилище было у первобытного человека ? (Первобытный человек жил в пещере ) .

- Почему, вы так думаете? ( Человек ни чего не умел - не знал из чего и как строить, не было орудий труда, не знал огонь).

- Хорошо или плохо было человеку в пещере ? (ответы) .

- Древние люди жили в сложных условиях. В те времена не было ни электричества, ни газа, не было телевидения и транспорта, люди не умели писать и читать. Древние люди не могли выжить по одиночке, поэтому они стали объединяться в группы - человеческие стада . Они это делали, чтобы вместе добывать себе пищу, охотиться на хищных зверей.

Много- много лет назад первобытный жил отряд

Целый день они трудились дружно, вместе, не ленились.

Спали все в одной пещере, а кругом ходили звери.

Спичек не было тогда, но огонь горел всегда :

Камнем искры высекали и кострище разжигали

В шкуры туров одевались, мясом мамонтов питались,

Соком фруктов запивали, на поляне танцевали,

А с утра, как на работу, отправлялись на охоту,

Что бы дичь опять добыть, всех в общине накормить.

Педагог : Много лет назад человек не умел строить дома. Наших предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни, глину для строительства домов, человек еще не знал . Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверей в пещере не было и приходилось охранять вход от непрошенный гостей, а без окон было темно. И человек начал думать , не построить ли себе жилище самому. Как называется это жилище? (показ иллюстрации) (землянка)

- Чем землянка отличается от пещеры? (пещера располагается в горе, а землянку копают в земле)

-Правильно, в местах, где рос лес и земля была мягкая, древний человек выкапывал яму . обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называется – землянка. Но было неудобно жить и в землянке потому, что в ней было темно, а в дождливую погоду сыро. И стал человек задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде человек придумал строить вместо землянок дома из дерева. Как назывались такие дома? (показ иллюстрации) (избы)

- Что делали в избе, чтобы в ней было удобно жить? (полы, потолок, окна, дверь, крышу)

-В избе были окна, но не стеклянные как сейчас, а из тонких, пропускающих свет пленок, которые получали из внутренностей животных.

Со временем менялось жилище русских людей. Богатые люди стали строить себе дворцы. Они назывались – терем.

(детям предлагают собрать картинку, разрезанную на 5-6 частей)

- Ребята, а где сейчас живут современные люди? (в домах, квартирах) Из чего они построены? (из кирпича, дерева, камня) Удобно жить в таких домах? (да, много комнат, они светлые, теплые, красивые)

- Я предлагаю отгадать загадки и вспомнить, что использует современный человек в своем доме .

В нашем доме под окошком

Приросла к стене гармошка,

Не беда, что не играет-

всю квартиру согревает.

(отопительная батарея)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(электрическая лампочка)

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. Сейчас мы с вами тоже попробуем изготовить браслеты. Для этого вам понадобятся нитки и бусы. Вы будете работать в парах, каждая пара изготовит по браслету. Один из пары будет нанизывать бусины, а другой держать нить, чтобы бусы не рассыпались.

Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились браслеты!

– Ребята, как вы думаете, среди вас есть кто-то, кто сильнее других, кто больше знает?

– Среди пещерных людей тоже находились сильные и смелые люди, они становились вождями, т.е. вели людей на охоту, новую стоянку. Стоянка – это место, где люди жили определенное время. А чтобы вождя сразу было видно, его одежда и украшения отличались от украшений и одежды других людей. Посмотрите, в чем разница?

Физкультминутка.

Воспитатель. Сильные и смелые мужчины уходили охотиться далеко. И научились строить жилища: огромные бивни (клыки мамонтов) и кости накрывали шкурами, как палатку, посмотрите…

Воспитатель. В такой постройке умещалось много людей. Если она была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали вот такой светильник из мха или шерсти, пропитав их жиром.

Эксперимент.

– Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром, и вы почувствуете, какой был в пещере запах.

Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?

Чем рисовали? Что рисовали?

– Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.

Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.

Педагог : Вам понравилось путешествовать? Но нам пора возвращаться (дети закрывают глаза, звучит музыка)

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие пещерные люди?

– Чем они занимались?

– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?- Что интересного вы узнали? О чем расскажете дома? (ответы детей)

Читайте также: