Немецкая игрушка своими руками

Обновлено: 01.07.2024

Шестнадцать лет назад в моей коллекции появился крошечный рождественский колокольчик, изготовленный в городке Курорт Зайфен (Kurort Seiffen), который славится древнейшим промыслом Германии – изготовлением игрушек из дерева.

Колокольчик из Эрцгебирге


Колокольчик из Эрцгебирге

Расположен в горном массиве Эрцгебирге (Рудные горы, Erzgebirge) на границе между Саксонией (Германия) и Богемией (Чехия).

Центральное место выставки занимали рождественские пирамиды (weihnachtspyramide) – традиционные немецкие украшения с многовековой историей.

Рождественские пирамиды

Услышать звучание колокольчиков пирамиды, о которой говорится в статье Светланы, можно здесь. Ниже – пятиэтажная пирамида с 22 колокольчиками и музыкальными шкатулками в действии:

Среди экспонатов – подсвечники Ангел и Горняк (Engel und Bergmann), часто украшающие окна под Рождество. В Эрцгебирге по старинному обычаю мальчику на рождение или крещение дарят шахтёра, а девочке — ангела.

Щелкунчики (nussknacker) – непременные участники Рождества в Германии. Говорят, что современный образ игрушки сформировался именно в Эрцгебирге.

Курильщики (Räuchermännchen). Внутри фигурки зажигается ароматизированная свеча, дым от которой выходит изо рта, имитируя курение.

Миниатюры в спичечных коробках, рождественская деревня, фигурки, дома, деревья.

И это не всё. Помимо игрушек, представленных в фотоотчете с выставки, мастера изготавливают свечные арки, вертепы, елочные игрушки. Разнообразие поражает! Приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по магазинам игрушки в Зайфене:

Photobucket

Одной из целей моей поездки в Ротенбург об дер Таубер был знаменитый музей Рождества. Поначалу найти его никак не удавалось даже с помощью карты. Потом оказалось, что вход в музей лежит через огромный магазин рождественских украшений Christmas Village, который тоже представляет своего рода музей. Столь огромного магазина новогодних игрушек не доводилось видеть нигде. Фактически, это огромный супермаркет рождественских украшений, оформленный под маленькую деревеньку. На двух этажах множество зальчиков, в которых отдельно продаются стеклянные игрушки, отдельно - деревянные, отдельно - всякая мишура и т.п. При этом постоянно звучат рождественские мелодии, что создает непередаваемую атмосферу. На фото - главный зал магазина, а под катом - еще несколько фотграфий этой "деревеньки" и, конечно же, фотографии из музея Рождества. Кстати, фотографировать в музее нельзя было, но я внаглую немного пофоткал))

Так выглядят, если можно так сказать, торговые залы магазина

Photobucket

Photobucket

Всяческие механические девайсы рождественской тематики

Photobucket

Огромная рождественская пирамида в одном из залов

Photobucket

А это уже старинные рождественские пирамиды, выставленные в экспозиции музея

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Фигурки традиционных немецких домиков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Стенды на которых собраны елочные игрушки 19 - начала 20 веков

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

А такие игрушки наверняка были у многих (у кого-то и сейчас есть). Подпись на стенде сообщает, что это русские картонные игрушки 1920 - 1930 годов

Photobucket

У меня лично такие игрушки еще хранятся

Photobucket

Возвращаемся в музей. Экспозиция, посвященная искусственным мини-елкам

Photobucket

Photobucket

Огромная коллекция всевозможных Санта-Клаусов

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Старинные щелкунчики - один из символов Германии

Photobucket

На следующих стендах собраны формочки для печенья, коробки для его хранения, старинные коробки от пряников

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Тематику следующего стенда так и не понял. Идентифицированы только рождественские детские кубики

Photobucket

Специальные рождественские подсвечники

Photobucket

Photobucket

А в этом ангелочке я узнал почти такого же ангела со старой игрушки, которая у меня до сих пор сохранилась.

Photobucket

Ангел из музея

Photobucket

Ангелы из "домашней коллекции"

На этом с игрушками все. В следующей части - фото вертепов)) С Рождеством!

Беркун Елена Александровна

Игра- отражение жизни, человеческих действий и отношений культуры быта страны в которой она произведена.

Данная работа знакомит нас с игрушками произведенными в Германи. Откуда и как они появились.

ВложениеРазмер
игрушки как отражение культуры быта Германии 370.5 КБ
игрушки как отражение культуры быта Германии 2.39 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Наименование секции: страноведение

Автор работы: Беркун Олег

МБОУ Весёловская СОШ №1

Руководитель: Волкова Наталья

учитель немецкого языка

1. Традиционные немецкие игрушки…………….……….5

1.2.Немецкие куклы конца XIX начала XX век…………8

1.4.Тетраэдр Мефферта………………………………. 11

1.5.Оловянные солдатики……………………………. …11

2.Игрушки-символы немецких праздников……………12

3. Нюрнбергский музей игрушек…………………………15

4.Игры немецкого стиля…………………………………..15

4.1.Подвижние детские игры……………………………..15

4.3.Особенности игр немецкого типа…………………. 18

6.Список литературы и других источников………….…..22

Все мы растем, входим во взрослую жизнь, но навсегда в нашей памяти останется наша горячо любимая игрушка. Бывает, что даже став взрослыми, эта игрушка оказывается за стеклом стенки, как талисман. Любимая детская игрушка очень важна в жизни ребенка. Любимой может стать совершенно любая игрушка, будь то плюшевый мишка, кукла, железная дорога.

Гипотеза: Игра – отражение жизни, человеческих действий и отношений, культуры быта страны , в которой она произведена.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-популярную литературу по теме исследования.
2.Теоретически классифицировать виды традиционных игрушек и игр из Германии.
3. Проанализировать влияние игровой среды на детей.
4. Провести констатирующий опрос по выявлению приоритета в выборе игрушек
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- опрос взрослых и детей о выборе игрушек;
- соотнесение видов игр и типов игрушек с традиционно немецкими;
- количественный и качественный анализ результатов исследования

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи, накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности общества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы.
В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом.

Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.

Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства

1.Традиционные немецкие игрушки

1.2.Немецкие куклы конца XIX начала XX века

Уже полтора века назад в Германии производились куклы, рассчитанные на довольно широкий круг покупателей. Немецкие фабриканты точно знали, на чем сэкономить, чтобы сделать их производство как можно более дешевым. При приобретении кукол покупатели обращали внимание, прежде всего на цену, голову и одежду. Большинство кукольных фабрик располагалось в лесистой Тюрингии, богатой сырьём, необходимым для производства фарфора, и дешевой рабочей силой. Тысячи людей находили здесь работу, а правительство заботилось о создании профессиональных школ и обеспечении благоприятных условий для экспорта игрушек.

Уже в 1850 году там начали производить кукольные головы из фарфора. Сначала их покрывали глазурью, позже стали делать из матового (бисквитного) фарфора. Туловище изготовлялось из дерева или кожи, а у голов на грудных пластинах были "моделированные" волосы.

Трудно с начала до конца проследить историю кукол с фарфоровыми головами, так как разные типы кукол производились параллельно. В общих чертах можно сказать, что куклы, одетые "под взрослых", самые старые. В 1880 г. начали выпускать кукол-девочек - аккуратных и послушных, соответствующих тогдашним общественным идеалам. С 1910 г. появились "характерные" куклы: смеющиеся, озорные и шаловливые девочки и мальчики. С 1920 года выпускались "младенцы", которые пользовались особым успехом. В каждый из этих периодов выпускались новые модели, но при этом сохранялись старые, время от времени изменявшиеся или совершенствовавшиеся.

Немецкие производители привнесли много новых интересных идей в развитие кукольной промышленности, ибо конкуренция побуждала их к созданию новых моделей и образцов.

В Германии существовали тысячи фирм, изготовлявших кукол.

Немецкие куклы экспортировались в основном в Англию, Америку, Россию и Японию.

Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Кукольный дом – не только мечта каждого ребенка, но и возможность взрослого вернуться в детство.

Создание кукольных домов, замков, дворцов и городов, наполненных миниатюрными копиями предметов, становится традицией в Европе с конца XVII — начала XVIII века.

Кукольный дом – это миниатюрная копия дома с обстановкой, предметами быта. У кукольного дома есть своя история.

Искусство изготовления кукольных домов зародилось в Германии. В Германии миниатюрные или кукольные дома служили и украшением жилища, и практическим руководством. Например, в начале ХVII в. при помощи миниатюрных домов, нюрнбергских барышень обучали искусству ведения домашнего хозяйства. Позволялось аккуратно переставлять медные горшки величиной с наперсток. Кукольный дом, выполненный в 1631 года, принадлежавший жене нюрнбергского бюргера Анне Роферлин, приносил ей выгоду – за просмотр домика она брала небольшую плату.
С ХVII века кукольные дома становятся все более популярными. Мебель и предметы быта для маленьких домов изготавливаются ремесленниками. Предметы интерьера воспроизводятся с точностью и отличаются от реальных только масштабом.
Дома с подлинной обстановкой того времени, драгоценной посудой и домашней утварью, сделанные по заказу богатых горожан для своих дочерей, обходились в целое состояние. Искусство мастеров восхищало своим изяществом. Для кукольных домов эмалью расписывали стулья и кресла, расшивали подушечки, изготавливали серебряные подсвечники, делали резную мебель и множество других предметов. Все это создавало дорогое убранство.

В Европе ХVIII века дома – кабинеты или, как их еще называли, кабинеты – шкафы, стали популярны, и являлись обязательным элементом богатого интерьера.

Уже более трех столетий создание и коллекционирование кукольных домиков, особняков и замков разных эпох является одним из самых изысканных увлечений в мире.

Ко второй половине ХIХ века предметы обихода и обстановки для кукольных домиков стали выполняться фабричным способом. Эта продукция восхищает и радует своим разнообразием, начиная с деревянной мебели с резными ножками и заканчивая маленькой посудой.

Фабричное производство миниатюры продолжало развиваться, благодаря чему, увлечение кукольными домиками стало доступным и популярным для людей во всем мире.

В 1972 году Уве Мефферт, немец по национальности, придумал и собрал близкую к кубику Рубику игрушку — тетраэдр Мефферт изготовил несколько образцов головоломки. Играя, он установил, что головоломка успокаивает, способствует снятию нервного напряжения. Когда интерес Мефферта к игрушке иссяк, он забыл о своём изобретении, и лишь феноменальный успех появившегося через несколько лет кубика Рубика заставил Мефферта вспомнить о пирамидке, срочно вылететь в Гонконг в 1980г и запустить игрушку в массовое производство!

Как и с кубиком Рубика, проводятся чемпионаты по сборке пирамидки на время. В настоящий момент мировой рекорд сборки на время составляет 1.61 секунды. Достижение принадлежит венгру Brúnó Bereczki . Лучшее среднее время сборки — 3,39 секунды показал Yohei Oka в 2011 году. Рекорды России по пирамидке в единичной попытке 3.18, а по среднему времени 3.82 и они принадлежат Крюзбан Дмитрию, который установил их в июне 2011 года на соревнованиях в Москве.

Оловянный солдатик в современном виде появился около 1730 г. в Германии. В 1819 году берлинский гравёр Густав Зальке открывает фабрику и изготавливает для короля плоские фигурки солдат всех родов войск прусской армии. B начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Франкфурте на майне, Дрездене и других германских городах стали возникать "фабрики оловянных фигур". Эрнст Хайнрихссен, предложивший выпускать оловянные фигурки одинакового размера (для пеших 32 мм и 44 для конных, не учитывая головного убора) - так появился стандарт размеров. Франция является родиной объемных фигурок (что позволяет им внести свою лепту), и так как, делая фигурки такого размера, можно с точностью воспроизводить мелкие детали одежды. "Золотым веком" исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия. В 1893 г. Вильям Бритейн революционизировал производство солдатиков использованием полых форм, в результате чего солдатики стали более легкими и дешевыми.

История железной дороги началась очень давно, в 30-х годах XIX века предприимчивые кустари-игрушечники из Лейпцига наводнили всю Европу деревянными паровозиками и вагончиками. Несмотря на отсутствие рельсов, словосочетание "деревянная железная дорога" до конца века было не менее популярно, чем сейчас "кукла Барби".

В конце 50-х годов XIX века игрушки попытались оснастить часовым заводным механизмом (до этого использовалась исключительно "ручная тяга"), однако успеха такие модели не имели. И лишь в 1891 году в мире игрушечных железных дорог произошла революция: на Лейпцигской ярмарке свою продукцию выставила фирма Marklin. Ее паровозы передвигались по рельсам самостоятельно благодаря встроенной миниатюрной паровой машине, работающей на спирте. К концу века характерный жестяной стиль немецких игрушек 70-х годов уступил место точному копированию всех атрибутов железной дороги. Сегодня миниатюрные железные дороги – это и хобби, и профессия, и просто детская игрушка. В среде профессиональных коллекционеров существуют три течения. Первое – это страсть к приобретению новых комплектующих этого волшебного мира. Зачастую такие модели не ставят на рельсы, а хранят в специальных обшитых бархатом коробках. За коллекционный паровоз (который, кстати, может гудеть, освещать перед собой рельсы, самостоятельно прицеплять и отцеплять вагоны) такие собиратели готовы отдать неограниченные суммы.

2.Игрушки-символы немецких праздников

Все мы с нетерпением ждём нового года, готовимся к его приходу. Покупаем подарки и наряжаем ёлку. А ведь раньше мы не знали, что такое стеклянные ёлочные игрушки. По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI века. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии - по той причине, что в этот год был неурожай яблок . Именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок, затем их начали изготавливать для продажи в Саксонии в середине XIX века. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.

На сегодняшний день создаются миллионы елочных украшений: шарики различных форм и цветов, разные стеклянные зверьки и многое другое.

Рождественская пирамида ( нем. Weihnachtspyramide) — традиционное рождественское украшение в немецких домах. Родом из региона Рудных гор , представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели . В предрождественское время увеличенные копии рождественских пирамид устанавливаются на центральных площадях и рождественских базарах . Самые крупные из них устанавливаются в Дрездене и Ганновере .

Часто на рождественских пирамидах изображаются ангелы или сцена Рождества , но также встречаются пирамиды с фигурками горняков, сценками из жизни леса или повседневной жизни жителей Рудных гор. Рождественская пирамида вращается благодаря поднимающемуся к лопастям тёплому воздуху от свечей, расставленных в пирамиде по кругу.

Так умелые жители Рудных гор создали свой рождественский символ, распространившийся по Германии к середине XIX века. высокой в Германии и в мире. Кассельская пирамида - местный вариант традиционной рождественской пирамиды (Weihnachtspyramide). Эти деревянные карусели, украшенные фигурками ангелов или других рождественских персонажей, - частый атрибут рождественского убранства немецких домов. Карусель приводится в движение с помощью теплого воздуха от горящих свечей, который поднимается вверх к лопастям. Большие копии рождественских пирамид можно увидеть и на других рынках. В Дрездене и Ганновере, например, уверяют, что самые большие пирамиды установлены именно в этих городах. Многометровая рождественская пирамида в Касселе украшена фигурами персонажей немецких сказок.

История шультюте начинается в Саксонии и Тюрингии около 1810 года . Шультюте упоминаются в 1817 году в Йене , в 1820 году — в Дрездене и в 1836 году — в Лейпциге . Детям рассказывали, что шультюте растут на дереве в доме учителя, и если они выросли, значит, пора идти в школу.

3.Нюрнбергский музей игрушек

Игрушки, начиная со средних веков и до наших дней, занимают более 1200 квадратных метров музея. Нюрнберг известен как город игрушек уже более 600 лет. Еще в XIV веке здесь производители кукол делали свои первые поделки из обожженной глины. Именно в Нюрнберге в XVII и XVIII веках появились первые кукольные домики, а также кукольные кухни. Именно здесь русская царская семья заказывала оловянных солдатиков.

На самом верхнем этаже музея размещается огромная игровая площадка, где дети, а также и их родители, могут поиграть в самые разные игры и игрушки.
Там же, по выходным, часто устраиваются презентации фильмов и шоу с новыми игрушками, что особенно привлекательно для всей семьи.

Музей был создан в 70-х годах XX века на основе коллекции семьи Байеров, уделявших большое внимание роли игрушек в культуре и развитии личности человека.

4.Игры немецкого стиля

4.1.Подвижние детские игры

В Германии существуют огромное количество игр, в которых присутствует свой, единственный в своём роде стиль.

В них не только играют маленькие дети, но также и взрослые, ведь игры это не только весёлые забавы, но и приятное времяпровождение со своей семьёй.

Эту игру проводят на улице или в помещении мальчики и девочки от б до 13 лет. Количество играющих обычно от 4 до 15 человек, но может быть и больше.

В этой игре участвуют обычно младшие школьники, реже подростки и юноши, 10-З0 человек Для игры нужны стулья по числу участников.

Описание: По считалке или иным способом выбирают водящего. Каждый игрок выбирает себе название цветка и говорит его вслух. Водящий бежит за кем-либо из разбегающихся игроков, чтобы осалить. Игрок, которого он вот-вот догонит, может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, поднимает вверх руку или по-другому привлекает к себе внимание. Тогда водящий сразу бежит за тем игроком. Игрок, не успевший назвать новый цветок прежде, чем его осалит (коснется) водящий, сменяет водящего.

Это старинная немецкая игра. В ней участвуют дошкольники и младшие школьники, 3- 10 человек. Для игры нужна шапка.

Играют на улице или в просторном помещении 20-40 человек - школьники или молодежь.

Когда участников сравнительно немного (около 20), направление движения рядов меняют с началом каждой строчки или через две. Если участников много, то через каждый куплет.

Настольные игры немецкого стиля (немецкие игры, европейские игры) — широкий класс настольных игр , сформировавшийся в Германии к концу XX века. Игры немецкого стиля характеризуются относительно простыми

правилами, небольшой или средней продолжительностью партии, довольно высоким уровнем абстракции, большим взаимодействием игроков. Значительная доля семейных игр является играми немецкого стиля.

4.3.Особенности игр немецкого типа

Игры чаще всего рассчитаны на среднее количество игроков (от 2 до 6)

В основном это простые в освоении (на изучение правил уходит не более 10–20 минут), а правила занимают всего несколько страниц.

Чаще всего игры абстрактные (что роднит их с классическими играми типа шахмат, шашек, го или домино), но при этом привязаны к какой-нибудь тематике антуражным исполнением (средневековье, фантастика и т. п.). Наилучшим примером может выступить Каркассон, где явно выделяется средневековая тематика при полной абстрактности игры.

В большинстве своем такие игры межнациональные, так как содержат минимум текста на игровом материале. А основные моменты обозначаются либо цифрами, либо символами, либо картинками. Очень удобно с точки зрения маркетинга и локализации в других странах

Здравствуйте, дорогие форумчане, мастера рукодельного творчества!


Муфта-Медвежонок














МИШКИ СССР -1950-60гг

выкройка МИШКИ 1956г.






И еще несколько винтажных выкроек разных игрушек:




Благодарю за внимание!
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Ямогу: Я один из мастеров кукольной мастерской Dollworkshop. Наша мастерская занимается ООАК-ом кукол и их ремонтом. Перерисовываю кукол и создаю уникальные образы.

Читайте также: