Куклы своими руками в белоруссии

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Работа у жительницы нашего города Марины Шестак самая обычная – она продавец в торговом центре. А вот хобби у нее творческое: девушка создает авторские куклы ручной работы. Мастерица рассказала Intex-press, почему она отказывается делать игрушки с лицами реальных людей и каких персонажей она не станет создавать ни за какие деньги.

Марина Шестак создает авторские куклы ручной работы. Фото: Ольга ГУТОВСКАЯ

Марине Шестак всегда нравилась ручная работа. Еще в школе она то шила, то вышивала что-то, то вязала. Но кукол создавать стала относительно недавно – лет пять назад. Причем долго сомневалась, прежде чем сесть за свою первую куклу.

Первая кукла Марины была тканевой. Выкроить и пошить ее для начинающей кукольницы оказалось несложно, ведь навыками кройки и шитья она владела отлично. А вот с росписью возникла проблема.

– Я совершенно не умела рисовать. Пришлось учиться. И когда я закончила свою первую куклу, мне казалось, что все получилось красиво. Хотя сейчас я понимаю, что было куда расти, – говорит мастерица.

Свои куклы Марина Шестак сначала дарила. Но потом кто-то захотел купить ее куклу в подарок, сама Марина начала ездить по ремесленным выставкам-продажам, и ее творчество стало не только способом самовыражения, но и источником дохода.

– Полимерная глина дает много пространства для творчества, потому что с ее помощью можно воплотить все, что угодно. Если, конечно, ты знаешь, что хочешь сделать. У моих кукол, как правило, детские личики, а это определенные пропорции. Чтобы научиться их соблюдать, я изучала хирургический атлас. Потому что слепить человеческое лицо очень сложно. Но интересно, – рассказывает мастерица.


Марина Шестак не любит повторяться, все куклы у нее разные. А их, по приблизительным подсчетам мастерицы, она сделала около двухсот.

– Даже не знаю, как получается, что они все разные, – рассуждает Марина. – Иногда куклы мне снятся. Бывает, смотрю детские фото в интернете и беру какие-то черты оттуда, чтобы как-то оживить лицо. А иногда вижу на улице красивое детское личико, запоминаю какие-то детали и потом их использую, – рассказывает мастерица.

По словам девушки, для создания образов она использует только отдельные детали внешности реальных людей, но никогда не копирует человеческие лица. Как многие кукольники, Марина верит, что куклы – создания мистические и могут влиять на судьбы людей.

– Предложения такие поступают, и часто. Кто-то даже собственные волосы просит вставить в куклу. Но я отказываюсь. Потому что считаю, что это может негативно отразиться на жизни человека. Кукла должна оставаться куклой, – рассуждает Марина.

Еще одно табу для мастерицы – пугающие куклы.

– Я не понимаю, как кукла с кровью может считаться эстетичной. Хотя многим людям нравится и многие мастера их делают. Но я никогда не буду жуткие куклы делать, – говорит она.

Марина Шестак редко работает на заказ. Но все куклы рано или поздно находят своих владельцев.

– У меня была очень красивая кукла – 65 см в высоту, длинные волосы, огромные глаза. К ней во время выставок все шли, особенно мужчины. Но, как ни странно, покупали другие куклы. Полтора года она со мной ездила. А потом ее купила девушка, которая даже не собиралась ничего покупать. Просто пришла за продуктами и увидела эту куклу, – рассказывает Марина.

Как правило, говорит мастерица, люди непроизвольно отождествляют себя с той или иной куклой. Блондинки, к примеру, и куклу себе выбирают со светлыми волосами. Но есть куклы, которые нравятся всем. И есть люди, которые собирают разных кукол. К примеру, в Барановичах живет женщина, которая купила у Марины семь кукол. А в Норвегии живет девочка, которая не только коллекционирует кукол барановичской мастерицы, но и ведет блог о них.

Стали ценить ручную работу

Куклы ручной работы требуют не только много времени, но и больших материальных затрат, ведь материалы очень дорогие.

– Все мои друзья, знакомые и родственники знают, что лучший подарок для меня на любой праздник – что-то для творчества или сертификат из такого магазина, – говорит Марина.

Из-за дороговизны материалов и больших трудозатрат, которые влияют на ценообразование, Марине нередко приходится объяснять клиентам, почему ее куклы не могут стоить как куклы из масс-маркета.

– Когда-то наши бабушки вязали и шили что-то, потому что так было дешевле. И этот стереотип остался. Но сейчас ручная работа – не про сэкономить. Это о том, чтобы было индивидуально, потому что все как у всех можно купить в магазине, – говорит Марина. – Не каждый может себе позволить купить куклу ручной работы. Но я понимаю, что это должно стоить дороже. И когда куклы отправляются за границу, они и стоят дороже.

Между тем мастерица отмечает, что и у нас люди стали больше понимать и ценить ручную работу.

Марина Шестак считает себя увлекающимся человеком. И говорит, что все, кто ее хорошо знает, поначалу не верили, что ее увлечение куклами продлится долго.

Но пока она получает удовольствие от своего хобби и намерена развиваться и расти. Она подумывает о проведении мастер-класса, ведь об этом ее уже давно просят.

– Я не ставлю для себя потолков. Раньше пыталась это делать, но постоянно нахожу то, что можно сделать лучше. И, наверное, так и должно быть. Потому что, когда мастер считает, что достиг потолка, это означает конец его творческого пути, – резюмирует она.

Ну кто из нас, девочек, не любил в детстве играть в куклы? Уверена, что и сейчас некоторые нет-нет да и засмотрятся на выставленные экземпляры на прилавках магазинов. Особенно, если они созданы не для игры, а для украшения интерьера…

А есть среди нас и те, у кого в жизни куклы заняли особое место. С ними я вас и познакомлю. Это — те, у кого в руках рождаются удивительные создания, способные украсить собой любой дом, сделать его уютнее, оригинальнее и внести небольшую изюминку.

Надежда Цигановская — делает авторские куклы

Этот мастер уже более 15 лет занимается изготовлением будуарных кукол — авторских, текстильных кукол, которые украшали в прошлых веках будуарные комнаты дам.

Поскольку такие создания — это не просто игрушка, но и модный аксессуар, который должен быть заметным и стильным. Поэтому маленьких будуарных кукол практически не бывает, а в основном — это куклы с размером от 30 до 80 см.

nadezhda_tsiganovskaya1.jpg


Надежда Цигановская, кукольный мастер

Так вот, Надежда создала более полутысячи таких кукол, и каждая из них со своей историей, своим характером. Они разъезжаются к коллекционерам по всему миру, а также являются постоянными участниками международных выставок.

Но на заказ куклы мастер делает редко, как правило, Надежда творит все душой и только на позитиве.

velvet_1.jpg

Есть ощущение, что эти очаровательные куколки сейчас оживут

velvet_2.jpg

Интересно, о чем думает эта кукла?

velvet_3.jpg

Ты грустишь или это только кажется?

velvet_4.jpg


Отличный костюмчик!

velvet_6.jpg

А эта куколка как будто только что вернулась из Парижа

velvet_7.jpg

Невероятная красотка!

velvet_8.jpg

Надежда и часть ее текстильной коллекции

Ирина Голуб-Чеховская — куклы - это дело ее жизни, а не просто хобби

По образованию Ирина художник, в свое время окончила Институт культуры в Минске. В ее творческой биографии значатся и занятие батиком, и профессиональная вышивка, и гобелен, и ткачество, и интерьерный дизайн…

А в собственном мире кукол мастер живет с 2010 года.

velvet_10.jpg

Мастерица Ирина Голуб-Чеховская

velvet_11.jpg

Вы тоже заметили эти живые глаза?

velvet_12.jpg

Между прочим, на создание куклы уходит около месяца

Создание кукол для автора не просто милое увлечение, игра или хобби. По мнению и ощущениям Ирины, это — дело всей ее жизни, в котором она совершенствуется с каждым днем.

«Я работаю от восьми до десяти часов в день. И это без выходных, отпусков и больничных. Но это не стандартный рабочий день с 9 до 6.

velvet_13.jpg

Эта куколка словно из мультика про девочку и спички

velvet_14.jpg

Ты останешься жить в Беларуси или уедешь?

Те покупатели, кто приобретает куклы за несколько сотен долларов — коллекционеры и ценители, которые относятся к работе автора очень требовательно.

velvet_16.jpg

Эта кукла знает, что к ней будут очень требовательно, но трепетно относится

velvet_17.jpg

Не белорусская, но красавица!

Галина Дмитрук — ищет вдохновение в. мужчинах

А этот автор разрушит все ваши представления о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души.

«Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты.

velvet_19.jpg

Мастерица Галина Дмитрук

Как правило, необычных персонажей мастера можно увидеть на выставках за границей, ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. А вот со стороны белорусов Галина чаще сталкивается с непониманием и осуждением.

«Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится. Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится.

velvet_20.jpg

Необычно - это не значит неэстетично

velvet_21.jpg

Интересно, кто делал ей макияж?

velvet_23.jpg

Какая детальная проработка!

velvet_24.jpg

О чем думаешь, куколка?

velvet_25.jpg

Вот бы иметь такую фигурку..

velvet_26.jpg

От этой куклы невозможно оторвать взгляд

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Куклы-мотанки

История тряпичной куклы Традиционной игрушкой в быту деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка.

Кукла Веснянка C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Кукла Желанница Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

Кукла Богатство, плодородие Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Кукла Кубышка-травница Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Кукла Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

Куклы Кумохи В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Кукла Зерновушка (Крупеничка) После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

Купало и Купалинка Купало и Купалинка — эта обрядовая пара изготавливалась на праздник летнего солнцестояния. Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.

Куклы Неразлучники Куклы-неразлучники — Обрядовая свадебная народная кукла. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.

КУКЛА БЕРЕГИНЯ Кукла Берегиня представляла собой своеобразный амулет, охраняющий домашний очаг и семью.

КУКЛА МИРОВОЕ ДЕРЕВО Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Стоит н мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет (солнце) Вечером цветут, утром вянут. (звезды) Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба. Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!

КУКЛА ВЕПССКАЯ Вепсская кукла – это собирательный женский образ – невесты, матери, хозяйки. Молодая девушка, желающая показать, что она уже готова к замужней жизни, рождению детей и прочим семейным радостным хлопотам, сматывала такую куклу, и ставила ее на видное место, чтобы все в округе были в курсе о ее серьезных намерениях.

КУКЛА НА ВЫХВАЛКУ Название на выхвалку означает, что ею хвалились. «Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого

ДЕВКИНА ЗАБАВА Девкина Забавка или Подружка-плакушка, как следует из названия куклы, являлась лучшей подругой, помощницей и советчицей во всех девичьих делах. Горем и радостью, проблемами и удачами делилась девочка со своей заветной куколкой.

Чтите традиции предков

Краткое описание документа:

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина.Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Куклы у славян появились не одну тысячу лет назад. Большинство из них ведет к языческим временам. Тогда это была важная составляющая жизни наших предков. С ними не только играли. Их просили о помощи, делились переживаниями, использовали в качестве оберегов. Последние годы возрождается интерес к могущественной магии кукол.

Материалы для кукол

Славяне изготавливали куклы из природных материалов: ткани, дерева, лозы, ниток, соломы, различных трав. В качестве наполнителей использовали золу, крупу, травы. Осина — отгоняла от злых духов, оберегала дом от нечисти. Куклы из березового полена считались оберегом семейного счастья. Травы были средством для профилактики болезней, а зола — от отпугивания нечисти.

Особенности кукол

Чаще всего кукол делали безликими, т.е. без носа, глаз, рта, чтобы в них не поселилась нечистая сила. В каждой семье куклы отличались, их делали по-разному. Игрушки всегда ценились, поэтому дети к ним относились бережно.

Кукла в быту

Игру в куклы всегда поощряли взрослые. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Благодаря им дети учились вести хозяйство, обретали образ семьи. Значительную часть игрушек составляли обрядовые. Их использовали в преддверии важных праздников, например, Масленицы, Ивана Купалы, а также для семейных мероприятий: свадьбы, родов.

Наиболее распространенные куклы-обереги в Беларуси

Желанница — помогает исполнять желания. Ее нельзя было никому показывать. Куклу изготавливали из ткани, украшали лентами и бусинами. Делать игрушку нужно было самостоятельно, при этом никто не должен был присутствовать при ее изготовлении. Но стоит учесть, что Желанница не выполняет злые помыслы. желания обычно загадывали на растущую луну за пару дней до полнолуния.


Желанница. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Столбушка (Берегиня). Текстильная кукла. Охраняла жилье от порчи, сглаза, темных сил, горя и печали. В качестве защиты жилища Столбушку ставили напротив входной двери несколько выше головы человека. Часто мать специально изготавливала игрушку и клала в кроватку, чтобы согреть место еще не рожденному малышу. После кукла оставалась в люльке, в дальнейшем ребенок мог с ней играть. Также куклу ставили рядом с роженицей.


Берегиня. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Десятиручка. Название куклы говорит само за себя — у куклы десять рук, чтобы все успевать. Считалось, что это оберег хозяюшек. Кукла помогала справляться с домашними обязанностями, придавала бодрость и вдохновение. Часто куколку дарили зрелым женщинам и девушкам, собирающимся выйти замуж. Изготавливали куклу из лыка или соломы, которые перетягивали красными нитками или лентами. Ее нельзя было использовать для игр.


Десятиручка. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Неразлучники. Их дарили на свадьбу. Они считались символом крепких и долгих отношений между супругами. Куколок ставили на видное место, а когда появлялись трудности в отношениях, просили о помощи. Изготавливали куклу из ткани, основой для рук была палочка. Важной особенностью было то, что куклы держались за руки. Причем их не скрепляли, а делали цельными изначально. То есть для рук использовали одну палочку, на которую надевали фигурки мужчины и женщины. Оберег ни в коем случае нельзя было выбрасывать.


Неразлучники. Изображение использовано в качестве иллюстрации

День-Ночь. Защищала семью и жилище. Имела два образа — дневной и ночной, чтобы защищать семью в светлое и темное время суток. Изготавливали оберег из ткани. При этом можно было сделать одну куколку с двумя сторонами, а можно было изготовить две, но одного размера. Одна сторона обязательно делалась из темного материала, другая — из светлого. Традиционно первый проснувшийся менял образ оберега на дневной, при этом желая всем добра и удачи. А тот, кто ложился спать последним, поворачивал темной стороной и желал хороших снов.


День-Ночь. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Отдарок на подарок. Имела обучающую функцию. Это куклу ребенок мог сделать еще в 3-4 года и подарить человеку в знак благодарности за то хорошее, что он сделал. чаще всего изготовлению этих куколок учили бабушки. Часто дарили родителям, в благодарность за то что они их растят.


Отдарок на подарок. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Кубышка-Травница — это оберег от болезней. Ее можно изготавливать как для семьи, так и для каждого ее члена индивидуально. Ее прикладывали к больному месту или ставили у изголовья кровати занемогшего человека. Для изготовления использовали лекарственные травы. Также оберег очищал энергетику дома.


Кубышка-Травница. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Веснушка. Этих куколок девушки делали с наступлением весны и дарили друг дружке. Они были символом молодости и красоты. Изготавливали из ткани, волосы могли быть необычной расцветки.


Веснушка. Изображение использовано в качестве иллюстрации

Отнюдь не Барби и ее новомодные подружки блистают на полках выставочного зала Ганцевичского районного Дома ремесел. Белорусская народная кукла завладела вниманием жителей райцентра.


Экспонаты выставки были собраны во время экспедиций по различным уголкам Беларуси. У каждой куклы, словно у человека, своя судьба. Порой, несколько жуткая. Как, к примеру, у одной из обрядовых кукол, изготовленной на Гомельщине.

Когда-то из подручных материалов ее сделала многодетная мама для своих восьмерых детей. Кукла была очень простой, даже неказистой, но женщина вложила в нее много любви. А во время работы над игрушкой просила высшие силы о защите потомства. Прошло время, дети выросли, кукла уже лежала в доме невостребованной. Как-то к свекрови зашла невестка и попросила дать ей куклу-оберег, но получила отказ. Тогда молодая женщина решилась на рискованный шаг – она украла куклу. Как только игрушка появилась в чужом доме, в нем начались беды: сын убил отца, дом сгорел, а вместе с ним и злополучная кукла. Все проблемы приписали ей, ведь она кукла была обереговой, а значит должна была защищать жильцов конкретного дома.


– А вот лечебные куклы, выполненные из березы, целебного дерева, – рассказывает о неброском экспонате из Давид-Городка (Столинский район Брестчины) директор Дома ремесел Алла Занько. – А вообще у каждой куклы – свое предназначение. Зажиночных делали перед началом жатвы. Делали наши предки и куклу-сусло, которая исполняла роль и игрушки, и еды. В чистый кусочек ткани заворачивали хлеб с сахаром и давали ребенку пососать. Он ел и игрался одновременно, пока мама в поле убирала рожь.

Необычные погремушки делали на Витебщине. В ход шел мочевой пузырь животных. Его очищали, мяли в золе, засыпали вовнутрь горох, зашивали льняной ниткой, надували и сушили. В итоге получалась погремушка.


Дети делали себе мячи из…коровьей шерсти. Когда животные линяли, шерсть с них счесывали и отдавали ребятам. Они сбивали ее в плотный комок, формируя мяч нужной величины.

Есть на выставке куклы, сделанные из куриной кости, из различных трав, соломы, кукурузы.


Вообще наши предки были хитры на выдумку. Что только не использовали для изготовления кукол! Любой подручный материал шел в дело – полено, старые тряпки, лен.

Мудрствовать лукаво не приходилось, ведь старославянские, следовательно, и старобелорусские куклы были просты и обезличены. Наверняка, вам не раз приходилось видеть кукол без лица. Это не потому, что древним мастерицам было лень делать глаза, губы, нос. Нет, наши предки были уверены, что роль талисмана, оберега и игрушки может сыграть только обезличенная кукла.


А если ей придать человеческие черты, в нее может вселиться нечистая сила, а это очень плохо для того, кто будет пользоваться игрушкой с чертовщиной.

– Считалось, что наибольшей силой обладает кукла, изготовленная без ножниц и иголки, – рассказывает Алла Занько. – Ткань для таких оберегов рвали и связывали, вместо того, чтобы сшивать. Каждая народная кукла была наделена особой магией, подтверждением тому служат дошедшие до наших времен обряды.

– Ох, и ходок же был наш дед. По девкам славно бегал. Помните, как к Мане в окно лез, – якобы вспоминала одна женщина.

Другая ей тут же вторила:

– Так он и за Ульянкой бегал. И к Татьяне подхаживал!

– А теперь эти кабеты даже не пришли в последний путь его проводить! Видать, обиделись, что женился на Зосе, – щебетала третья участница обряда.

После этого деда хоронили. Начинался Великий Пост.

В чести у белорусов было изготовление кукол-хозяюшек. Они символизировали белорусское трудолюбие, женское гостеприимство. Позже хозяюшки стали выглядеть иначе.

– Хочу обратить ваше внимание на необычную куклу-перевертыш, – в руках у Аллы Васильевны вполне симпатичная кукла на палочке. – Это – молодая незамужняя девушка. Хорошая одетая, с косой. А если ее перевернуть, получим другую куклу – замужнюю женщину. Она в платке и в поношенном платье…


А эта кукольная парочка символизирует белорусских панов. Только посмотрите, с каким удовольствием они пьют чай! С сахарком вприкуску, оба хорошо одеты. Мужчины знают толк в жизни, их кукольные лица сияют от удовольствия.

– Мир кукол загадочен и окутан магией. Он обладает притягательной силой, – завершает экскурсию по выставочному залу Алла Занько и приглашает еще и еще посмотреть на кукольных персонажей.

Читайте также: