Какой малый народ россии известен изготовлением поделок из кости

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корольков Сергей Владимирович

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корольков Сергей Владимирович

Сохранение нематериального культурного наследия через реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области народных промыслов и ремесел

Резьба по кости в народной художественной традиции Севера

Корольков Сергей Владимирович

аспирант 2 курса кафедры этнокупьтурологии, институт народов Севера, Российский государственный

629008, Россия, Тюменская область, г. Салехард, уп. Республики, 71, кв. 199

Статья из рубрики "Культура и культуры"

Ключевые слова: народная художественная традиция, резьба, резьба по кости, народы севера, косторезное искусство, феномен народных традиций, культура, культурное наследие, искусство, ремесло

Дата направления в редакцию:

мира культуры.-^20!. Традиция, транслирующая накопленные знания в процессе развития культуры, становится основным инструментом в сфере бытия культуры, сохраняющим совокупность достижений человека с момента осознания им смысла и сущности своей деятельности. При этом традиция работает и как внутренняя система сохранения целостности этноса, она выступает, как «. продуктивный тип связи между культурами,

Важную роль играют традиции, связанные с художественной деятельностью человека, так как именно в художественном творчестве особым образом выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. В традиционной культуре художественная традиция отражает целостность этноса, сохраняя эстетические представления о прекрасном в гармонии с природой. Художественная традиция через язык и прикладное искусство передает представления о мироустройстве, формируя мировоззренческие универсалии, транслируемые в народной художественной культуре и

искусстве. Искусство рассматривается как часть культуры где преемственность

художественной традиции формирует этнические ценностные ориентиры культуры и искусства, которые в процессе истории преобразуются, подвергаясь научно-технологическим инновациям, но в то же время сохраняют то, что можно назвать художественно-эстетической идентичностью этноса.

Опыт и преемственность в культуре этноса создает особые условия для репродуктивного формирования художественной традиции. Художественная традиция, изменяясь, не теряет своей внутренней этнической сущности в декоративно-прикладном искусстве. Несмотря на появление высокотехнологичных инструментов и материалов традиционное, прикладное искусство остается востребованным как средство сохранения современной идентичности этносов.

В педагогическом процессе обучения в высших учебных учреждениях используются образовательные технологии, направленные на сохранение народных художественных традиций. Например, в институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена постоянно проводятся практико-ориентированные занятия по декоративно-прикладному искусству и

художественным промыслам народов Севера. Также и в других вузах проводится, в

частности, обучение художественной резьбе по кости. Г5;9;181.

Народная художественная традиция

Сегодня активно пропагандируются и создаются формы и инструменты культуры, ориентированные на сохранение наследия народной художественной культуры, в том числе народной художественной традиции. Опираясь на научные труды, мы предлагаем следующее определение понятия: народная художественная традиция - это механизм сохранения и трансгенерационной передачи совокупности художественных средств (слово, цвет, материал и т.д.) и эстетических представлений и ценностей этносов.

Резьба по кости

Резьба по кости является одним из самых древних видов искусства северных народов России, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Артефакты резьбы по кости в северных регионах при археологических раскопках датируется примерно 1-2 тыс. до н. э. Речь идёт, в частности, о результатах археологических изысканий на Чукотке I211, раскопках городища Усть-Полуй на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Г1]. Во всех северных регионах археологические экспедиции показали многообразие изделий из кости и художественной резьбы по кости. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в древности человек

стремился к художественно-эстетическому преобразованию окружающего мира культуры.

Таким образом, в северных регионах сложилась устойчивая система народных художественных традиций, основанных на особенностях традиционных культур, их хозяйственной деятельности, обусловленной географическими и территориальными условиями жизнедеятельности этносов. Резьба по кости как часть народной художественной традиции сохраняет культурные особенности, ярко выраженные в косторезных школах северных народов.

Северные косторезные школы

Наиболее известные из действующих сегодня школ художественной резьбы по кости -Ямальская школа [10], Холмогорская школа Тобольская школа Чукотская школа [21], Якутская школа Возрождается резьба по кости и в других северных регионах России, в частности Таймырское косторезное искусство.

Косторезные школы относятся и к народным художественным промыслам. Кость в древней культуре северных народов была естественным материалом для изготовления повседневных вещей, предметов быта. Кость как природное сырье требует специальных инструментов и оборудования, которые исторически в северных регионах создавались из таких же природных материалов, а в дальнейшем из металла. Костяные предметы требуют особого мастерства, на основе которого рождается художественная обработка и создается произведение искусства. Декоративное украшение кости диктуется формой и пластикой изделия, орнаментальная композиция определяется спецификой материала, текстурой и техникой выполнения. Северная резьба по кости отличается своими сюжетными композициями, тематическими планами, техникой исполнения и декоративными элементами. Несмотря на современные изменения костных материалов, художественных приемов, технологических средств, резьба по кости на Севере сохраняет особенности народной художественной традиции.

Институциональные формы культуры

Сегодня изделия из кости практически исчезли из повседневной культуры, так как исчезают народные промыслы и производство. Только некоторые институциональные формы, отдельные школы, центры молодежного досуга или другие институции существуют усилиями местных энтузиастов. Все меньше становится народных мастеров и умельцев, художников - косторезов. Молодое поколение в современных условиях не стремится к освоению профессии, не имеющей, на их взгляд, будущего, потому-что экономически косторезное искусство не может выдержать современной рыночной конкуренции. В большей степени косторезное искусство передается единичным

представителям молодого поколения, интересующимся народными промыслами и косторезным искусством. Поэтому без материальной поддержки со стороны государства существует и даже усиливается угроза утраты резьбы по кости северных народов.

Несмотря, на негативные прогнозы, сегодня существующие институциональные формы, сохраняют народные художественные традиции. Социальные учреждения культуры и искусств, образовательные институты, дополнительные формы культуры досуга. К ним относятся средне-специальные образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские объединения, музеи, библиотеки, дома творчества, дома культуры и т.д. Во всех институциональных образованиях создаются структуры для сопровождения разнообразных мероприятий, конференций, семинаров, лекториев, практических занятий и т. д.

Практическое обучение резьбе по кости встречается достаточно редко, так как в большинстве случаев технологические возможности и оборудование помещений не позволяет вести регулярные занятия. Поэтому главной задачей северных косторезных школ является не только обучение резьбе по кости для сохранения народной художественной традиции, но и вовлечение людей в мир косторезного искусства, сохраняющего приобретающие общечеловеческий смысл художественно-эстетические и нравственные ценности живущих в гармонии с природой северных народов.

Народная художественная традиция является одним сложнейших механизмов, сохранения целостности и идентичности этноса в современной культуре России. Художественная резьба по кости становится одним из факторов приобщения к народным художественным традициям, передавая от поколения к поколению и формируя художественно-эстетические и нравственные представления об окружающем мире. Народы, не имеющие прошлого, утрачивают настоящее и не имеют будущего, поэтому важно использовать все доступные средства для развития северного косторезного искусства. Сегодня стремление народов к собственной идентичности, к сохранению своего индивидуального лица в ситуации наступления нивелирующей этнонациональное своеобразие и неповторимость культур глобализации, обуславливает необходимость развития институциональных форм сохранения резьбы по кости и экономической поддержки государства северных косторезных школ. Это необходимо для сохранения культурного и этнического многообразия России как одной из главных её отличительных цивилизационных особенностей.

1. Алексашенко Н.А. Усть-Полуй: техника художественной резьбы по кости // Уральский исторический вестник. 2006. № 14. С.105-117.

2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 292 с.

4. Запесоцкий А.С. О сущности культурной традиции // Культурология Дмитрия Лихачева. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 74-92.

5. Варенцова Л.Ю., Селезнев Ф.А., Шкурова А.А. Художественная резьба по кости // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 030400 "История". [Ф. А. Селезнев и др. ; науч. ред.: Ф. А. Селезнев] ; Правительство Нижегородской обл., М-во поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской обл., Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011. С. 98115.

6. Емельянова Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: дис. на соиск. уч.ст. к.пед.н. Тольятти. 2006. 199 с.

7. Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1983. Вып. 1. С. 202-244.

8. Каратайева Н.Ф. История холмогорской резьбы по кости // Искусство и образование. 2010. № 4. С. 12-17.

9. Колобов В.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов в области художественной резьбы по кости на производственных (практических) дисциплинах // Мир науки, культуры, образование. 2017. № 6 (67). С. 247-249.

10. Корольков С.В. Традиции северной резьбы по кости у современных мастеров // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 4(18). С.71-75.

11. Кудинова О.С., Белов М.С. История развития Тобольской резьбы по кости // В мире научных открытий. 2012. № 11. С. 191-201.

12. Либакова Н.М. Формирование позитивной этнической идентичности индигенных народов посредством декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Электронный научный журнал. Режим доступа: 1п^р://ммм.5аепсе-ейиса^оп.ги/ги/аг^с1е^ем?!й = 18640

13. Ломанова Т.М. Резная кость Таймыра: возрождение промысла // Культурное наследие Сибири. 2016. № 2. С. 173-183.

14. Набок И.Л., Реснайс Е.С., Шарифуллина В.В. Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы народов Севера в образовательном процессе института народов Севера // Североведческая наука и образование в перспективе XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института народов Севера. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб. 2006. С. 146-151.

15. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

16. Немченко Л.М. Художественная традиция: сущность и функционирование: автореф. дис. на соиск. уч.ст. к.филол. наук. Свердловск. 1987. 21 с.

18. Петрова А.Г. Традиционная резьба по кости: к проблеме сравнительного анализа Чукотской и Якутской школ // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования : материалы научно-творческой конференции с международным участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во образования, культуры и науки Монголии, Монгол. гос. ун-т культуры и искусств, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия) ; [редкол.: С. С. Игнатьева, кпн и др.]. Якутск: АГИИК, 2014. С. 143-151.

19. Родионов Г.Н. Истоки формирования косторезного искусства и ремесла якутов //

Наука и образование. 2008. № 4. С. 124-126.

20. Санжеева Л.В. Смыслы традиции в культуре // Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика: сборник научных статей / Под общ. ред. Л.В. Санжеевой. Санкт-Петербург, 2012. С. 3-14.

21. Тишков В.А. Тундра и море. Чукотско-эскимосская резьба по кости / Описание предметов Ю.А. Широкова, В.А. Тишкова. Фото М.Б. Лейбова. М.: Индрик, 2008. 160 с., ил.

22. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. 303 с.

23. Чукуров А.Ю. Эволюция вещи в культурном пространстве стран Северной Европы // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 1 (30). С. 111-115.

24. Фролова О.В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности: дис. на соиск. уч.ст. к.пед.н. Челябинск, 2002. 200 с.

Техника резьбы по кости

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

История у разных народов мира

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Тонкости художественной резьбы по кости,

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Варнавинская резьба по кости

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

    Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  1. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  2. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  3. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  4. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

Техника резьбы по коссти

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить — в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

    Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
  1. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
  2. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
  3. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
  4. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
  5. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
  6. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
  7. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
  8. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Татары моря не видали, им только саблями по махать (во времена становления традиций) , чукчи на губе играли, буряты точно не они, корочаевцы.

Чукчи потому что Татары моря не ведали (Во времена становления традиций ) Чукчи играли буряты точкно не они коочаевцы

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Татары моря не видали, им только саблями по махать (во времена становления традиций) , чукчи на губе играли, буряты точно не они, корочаевцы.

Чукчи потому что Татары моря не ведали (Во времена становления традиций ) Чукчи играли буряты точкно не они коочаевцы

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: