Как сделать филимоновскую игрушку из пластилина петуха

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки.

-Учить их лепить фигурку из целого куска гпластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали;

-Закреплять умение сглаживать неровности вылепленной фигуры;

-Продолжать закреплять способность украшать изделие при помощи стеки.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук;

-Развитие художественного вкуса, творчества.

-Воспитывать желание детей узнавать больше о творчестве народных умельцев России;

-Воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников.

Раздаточный материал: пластилин, стеки, дощечки для лепки.

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники и павлины,

Дамы, солдатики яркого цвета.

Ребята, вы помните, что филимоновские игрушки имеют отличительную особенность: их сразу можно узнать по длинным и вытянутым шеям и маленьким головам. Еще игрушку украшает особенный узор, который выполнен тремя красками. Какими? (красный, желтый, зеленый). Каким узором украшают народные умельцы Филимонова свои фигурки? (тонкие линии, волнистые линии, кольца).

Предлагаю вам вылепить филимоновского петушка, затем раскрасить его узором из пластилина.

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево- вправо)

Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6- 7 лет. Конспекты занятий.-М.: Изд. Мозаика- Синтез, 2017.

Оценить 2407 0

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ

Класс:третий.

Количество учебных часов: 2

познакомить детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины;

дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях;

развивать навыки работы сматериалом (глиной) при создании монолитной формы игрушки;

воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи, правильно передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;

научить правильно использовать основные цвета промысла;

научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике;

учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

Материалы и оборудование:

-глина, станки для лепки, стеки;

- полоски бумаги для выполнения упражнений;

- гуашь, кисти и салфетка, банка с водой.

- Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания филимоновской игрушки и её ярких особенностях.

- Показ презентации, образцов игрушки и иллюстраций.

- Объяснение задания и последовательности выполнения работы.

- Лепка игрушки из глины.

Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.

Подведение итогов урока.

Организация рабочей дисциплины. Отметка отсутствующих в классном журнале, проверка готовности к уроку.

В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.

Какая у тебя любимая игрушка?

Какое настроение создаёт твоя игрушка?

Из каких материалов сделаны современные игрушки?

Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.

Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в.в.)

Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.

Просмотр презентации.

- Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет).

Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные.

Сюжетыфилимоновской игрушки — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое. Все филимоновские игрушки — свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки- язычники использовали ее для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка.

Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.

Основные образы:

Медведь.Один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы

Олень.Символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

Конь.Слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.

Корова.Символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.

Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.

Готовую глиняную посуду обжигали раз в год, весной, перед началом полевых работ, в специальной печи. Печь строилась из кирпича и называлась горном. В нее рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

- Много лет назад мастера игрушечники, работающие в Филимоновском промысле, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной. Почти все филимоновские игрушки - свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост.

Сейчас я расскажу вам и покажу, как лепится птица. (показ учителя, поэтапная лепка по таблице «Лепка петушка)

Дети самостоятельно лепят игрушку.

После того как игрушка будет готова, дети убирают свое рабочее место и им предлагается выполнить мини-упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца. Задание выполняется быстро, жёлтым делается первая разметка узора, потом вводятся красные и зелёные элементы. Ставится задача – освоить технику создания филимоновского узора, разработать руку. (Приложение3, используется наглядное пособие)

Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

- Где возник промысел филимоновской игрушки?

- Почему игрушка называется филимоновской?

- Как лепят игрушку?

- Какие символы и образы используют при создании игрушки?

- Каким цветом сначала расписывают игрушку?

Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, у всех получились забавные игрушки, которые на следующем уроке нам предстоит расписать.

Домашнее задание: повторить символы и образы, которые используются при изготовлении филимоновской игрушки, принести краски и кисти для росписи игрушки.

Филимоновская лошадка своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото.

Мастер-класс по изготовлению филимоновской лошадки из использованного пластилина.

Автор: Савчук Галина Михайловна, воспитатель, МБОУ СОШ №24.
Описание: мастер-класс дает возможность изготовить филимоновскую игрушку своими руками. Игрушка-лошадка делается из использованного пластилина (так мы даем вторую жизнь этому материалу). Мастер-класс предназначен для детей от 5 до 7 лет, родителей, воспитателей. Лошадки могут использоваться как демонстративный материал на занятиях по ИЗО, математике, развитие речи.
Цель: изготовление филимоновской лошадки из использованного материала
Задачи:
• развивать мелкую моторику рук;
• знакомить с народно-прикладным искусством;
• развивать положительные эмоции;
• обучать разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, вытягивание, прищипывание;
• воспитание художественно-эстетического вкуса;
• обогатить предметно-развивающую среду группы;
Материал: два (разных по размеру) кусочка старого пластилина, стека, подставка-досочка для лепки, мука, гуашевые краски, картинки с изображением филимоновских лошадок.



1.Берем кусочек пластилина большего размера, разминаем его, скатываем столбик, разрезаем стекой передние и задние ноги.




2.Вытягиваем ноги и придаем форму "дуги" будущему телу лошадки.



3.Из кусочка меньшего размера лепим шею и голову лошадки, вытягиваем уши.



4.Вытягиваем длинную шею и примазываем её к туловищу.



5.Добавляем хвост-свистульку разглаживаем хорошенько.



6.Обваливаем поделку в муке для обезжиривания пластилина.




8.Расписываем нашу лошадку полосками желтого, зеленого, красного, белого цвета.

Конспект занятия по лепке

Тема занятия: Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.

Цели: Познакомить обучающихся с филимоновской игрушкой, как одной из яркой представительницей народного творчества страны.

1. Расширить кругозор детей о народном творчестве. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2.Отрабатывать навыки лепки и глины, используя приёмы лепки скатывание, раскатывание оттягивание, сплющивание.

3. развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов.

4.Коррекционные: развитие мелкой моторики кисти рук(развитие ритмичности, плавности движений)

5.воспитывать умение взаимодействовать в процессе совместной работы, воспитывать самостоятельность и творчество.

Материалы и оборудование: пластилин, инструменты, иллюстрации народных глиняных игрушек.

I.Организационный момент.

Постановка проблемы. Педагог читает стихотворение.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю –как камень.

Размочат - как тесто, податливой буду.

Могу превращаться в игрушки посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная, голубая. Узнали ребята, кто я такая?

О чём стихотворение?(о глине)

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

История Филимоновской игрушки началась много столетий назад. В те времена на Руси правил царь Иван Грозный. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. При обжиге игрушки получались белыми. Расписывались игрушки просто не замысловатые полоски, палочки, веточки. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным; затем зеленым. (слайд16) Игрушки получаются сказочными и оригинальными.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается всё дело в природных свойствах глины-синьки (так называли за цвет) Она очень жирная и при сушке игрушки покрываются трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с удлиненными шеями и маленькими головками.Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, такие когда-то носили горожане .

Почему игрушку называют филимоновской?




Какими цветами расписывают игрушки? Какие узоры?




Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

IV. Практическое занятие.

Филимоновская игрушка лепится целиком из одного куска глины (пластилина), не считая небольшого налепа

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого обучаемого, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось

Лепка недаром считается одним из наиболее интересных и полезных для мелкой моторики занятий. С помощью пластилина, полимерной глины или теста вы вместе с ребенком сможете создать целый мир собственных образов, к тому же, с пластилиновыми или глиняными игрушками и фигурками очень здорово ставить спектакли по мотивам известных сказок либо придумывать свои истории, но сначала нужно запастись персонажами.

Героем многих мультфильмов и сказок является Петушок Золотой Гребешок. Ребенку наверняка понравится этот яркий и красивый образ, поэтому подготовьте все необходимое и приступайте к лепке.

Что вам может понадобиться?

Петуха легко сделать как из пластилина, так и из полимерной глины или теста – техника изготовления игрушки практически такая же. Вы можете сначала придумать с ребенком, каким должен получиться будущий петушок или найти красивую картинку с изображением петуха. Можно также воспользоваться специальными схемами или посмотреть видео мастер-класса, в котором поэтапно и подробно показывается, как слепить фигурку.

Если вы в качестве материала для работы выбрали пластилин, то подготовьте несколько ярких его цветов: обязательно желтый, красный, коричневый, для перьев хвоста можете взять и зеленый, и синий, и фиолетовый, а для глаз – черный и белый.

Лепим петуха

Лепить лучше всего на специальной рабочей доске (если таковой нет, то возьмите хотя бы кусок фанеры или обычную кухонную доску), еще понадобится скалочка, чтобы раскатывать заготовки и нож или стека (как правило, он должен идти в комплекте с пластилином). Вырезать отверстия можно с помощью спичек или ручки, а скрепить детали и придать им жесткости вам поможет проволока или зубочистки.

Игрушки из полимерной глины или соленого теста придется еще обжигать, а потом раскрашивать с помощью акриловых красок или гуаши (или же брать сразу цветной материал).

При желании можно слепить петуха в какой-то знаменитой технике, к примеру, сделать дымковскую игрушку или филимоновскую.

Лепим петушка из пластилина

  • Наиболее простой способ ‒ это сделать плоскую фигурку на бумаге. Для этого выложите из желтого пластилина туловище петуха (небольшой деформированный овал с изгибом, так чтобы сверху получилась и голова). Потом прикрепите к головке три небольших красных пластилиновых шарика и сформируйте из них гребешок. Из двух красных треугольников сделайте клюв, также добавьте бородку. Раскатайте красный материал в тоненькие жгутики и прикрепите к туловищу лапки. Добавляйте маленькую черную точечку – глазик и желтый овал на туловище ‒ крылышко. Из четырех разных цветов сформируйте объёмные полосочки и выложите их одну возле другой в форме полукруга, так чтобы они образовывали шикарный хвост вашего петуха.
  • Чтобы слепить объёмную игрушку, сначала сделайте заготовку туловища – скатайте желтый шарик и слегка его загните (получится подобие огурчика). Впрочем, туловище петушка может быть и грушевидной или яйцевидной формы. Далее схема изготовления будет такой же, как и для плоской фигуры. Из трех маленьких красных шариков сформируйте гребешок, из сложенной пополам тоненькой оранжевой колбаски ‒ клювик, а из двух белых и черных крохотных шариков – глазки. Крылышки можно сделать следующим образом: нужно расплющить два кусочка цилиндрической формы, так чтобы из них получились вытянутые лепешки, потом слегка согнуть их (по дуге) и расположить по бокам птички. Для хвоста сделайте три колбаски разных цветов и соедините их на одном конце, загнув полукругом, а затем прикрепите к туловищу петушка. Лапки делаются из двух лепешек. Для большего сходства нанесите спичкой на них тоненькие насечки. Устанавливайте туловище на лапы.

Вместо лапок можно слепить подставку. При желании можете добавлять и другие детали: нарисовать перышки на крылышках или сделать лепные узоры, украсить шейку петушка и т. д. Точно таким же образом лепится петух из цветного соленого теста (если берете обычное, то потом нужно будет фигурку раскрасить).

Делаем петушка из глины

Посмотрите, как можно слепить филимоновскую игрушку из глины (характерным признаком этих фигурок является то, что их делают, как свистульки, однако петушки и индюки ‒ исключение, так как они не свистят).

Читайте также: