Юнгианская песочница своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что можно создавать целые фрагменты мира, затем ещё, — и так до бесконечности.

Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок — это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир.

ВложениеРазмер
yungianskaya_pesochnaya_terapiya.docx 53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Техника Юнгианской песочной терапии

Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Главным принципом, положенным Дорой Капф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 х 70 х 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет - таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

  • люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;
  • животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) - т.е. разнообразные представители животного мира;
  • растения - деревья, кустарники, цветы. Можно использовать искусственные и натуральные растения;

® объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

  • объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;
  • аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки.
  • естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

а Ритуальные предметы.

и Ларцы, коробочки.

И Миниатюрные музыкальные инструменты.

а Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

3. Технические устройства

Фотоаппарат, набор фотопленок.

Процесс песочной терапии

Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50—60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития.

Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1—2 раза в неделю.

Полный курс песочной терапии может составить 12—15 сессий.

На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.

очной картины и место этого опыта в общей картине жизни | шента.

Основные вопросы психолога к клиенту

Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими:

  • Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
  • Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
  • Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?
  • Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?
  • Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни [18].

Ключевые характеристики песочных картин

Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:

  1. Энергоинформационное поле песочной картины.
  2. Основную идею песочной картины.
  3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
  4. Конфликтное содержание песочной картины.
  5. Ресурсное содержание песочной картины.
  6. Символическое поле песочной картины.
    Энергоинформационное поле песочной картины

Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой I характеристики. Фактически энергоинформационное поле песочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.

  1. Попросить клиентадать название миру, созданному в песочнице.
  2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов:

в Что это за мир?

а Что это за страна?

® Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

Я Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

  1. Предложить клиенту описать песочный мир.
    Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две

фаны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные иозрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике пи фи вида:

  1. динамичные;
  2. статичные;
  3. смешанные.

Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героем), который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. 11л картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пут Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).

Преимущество динамичных картин для психолога состой i и том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консул!, шрования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого исиомь ювать.

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.

Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае смешанная картина говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [ 18].

Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

  1. уровень агрессии;
  2. направленность агрессии;
  3. адресность агрессии;
  4. динамика проработки внутреннего конфликта.

Уровень агрессии может быть высоким, средним и низким.

Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.

Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, — можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.

Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.

Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).

Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для т ихологического консультирования и является интегральной мрактеристикой [18].

Проявление ресурсного содержания:

Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной [18].

Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут:

  1. символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
  2. символизм ландшафта песочной картины;
  3. символизм предметов, использованных в песочной картине.

Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

Разделение по вертикали.

Левая часть — это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступ ков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем ля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ище г гот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

Фигурки песочной картины.

Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями одоме, о матери, о другой значимой женщине.

Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут от ражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

Попавшие в центральную левую частьфигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.

В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет.

Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

Практически все дети обожают возиться с песком, выстраивая замки, дома и целые сюжетные композиции. Песок является отличным материалом для лепки, а сам процесс лепки полностью занимает внимание ребенка и стимулирует мелкую моторику пальцев, сюжетное восприятие, логику и память.


Строительство детской песочницы своими руками не составляет особого труда. Достаточно лишь в должной мере владеть рубанком, лобзиком (для деревянных конструкций) или сваркой с болгаркой для металлических построек. При этом форма песочницы может быть самая необычная: от детской машинки-грузовичка до грибка со шляпкой.


Требования к самодельной песочнице

Несмотря на кажущуюся простоту самостоятельной работы, всегда стоит помнить о безопасности ребенка и конструкции. Песочница должна в полной мере отвечать ряду требований:

  1. Располагать постройку следует вдали от проезжей части, входных ворот, отхожих мест.
  2. Для строительства следует особо тщательно выбирать материал, экологически чистый и безопасный для человека.
  3. Все деревянные поверхности обязательно пропитывают антисептиком, антипиретиком, влагостойким и противогрибковым составом. Металлические конструкции нуждаются в покрытии антикоррозийным составом, который позволит существенно продлить срок службы изделия.
  4. Песочницу обязательно следует оборудовать крышкой с замком, чтобы предотвратить доступ к песку животных и насекомых. Личинки, мусор, яйца мух могут стать источником развития глистных инвазий, грибковых заболеваний дыхательной системы и кожи. Песочницу с крышкой легко можно сделать своими руками, используя готовые чертежи и проекты.
  5. Песок перед наполнением песочницы обязательно просеивают, чтобы очистить его от мусора, острых ракушек и случайно попавших металлических деталей.
  6. Для открытых площадок лучше продумать заранее небольшой козырек или навес, который защитить головку малыша от попадания солнечных лучей. Для взрослых, которые также могут проводить тут свой досуг (присматривая за ребенком) можно оборудовать лавочку или кресло.


Для оттока лишней влаги следует продумывать качественную дренажную систему, которая состоит из песка, гравия или щебня.


Как выбрать форму для песочницы

Песочница является полноценной игровой площадкой для любого ребенка. Поэтому немаловажное значение имеет форма и декоративная отделка наружного каркаса.


Выбор формы полностью зависит от умений мастера, степенью владения инструментами (лобзиком, рубанком) и, конечно, творческими задатками для росписи поверхности. Кроме классической квадратной формы, песочница может быть представлена в следующих вариациях:

  1. Машинка-грузовичок, в которой песок располагается в кузове.
  2. Утка, где торс представлен в виде ёмкости для песка.
  3. Лодка, которую можно оригинально декорировать вёслами, спасательным кругом.


Ещё огромное множество возможных вариантов доступно для самостоятельной работы, а пошаговые инструкции для изготовления песочницы находятся в свободном доступе благодаря интернет сервисам.


Выбор материала для каркаса

Основной материал выбирают, исходя из его технических характеристик и мастерства мастера. Металлические конструкции являются более прочными, однако железо быстро нагревается под палящими лучами солнца.


Древесина требует более детальной пропитки и санитарной обработки, однако является оптимальным материалом для строительства детских конструкций. Иногда в качестве расходного материала используют кирпич или натуральный камень, который придаёт постройке ещё и стильный вид.


Крышку для укрытия песка лучше сварить из листового железа, чтобы планка была цельной и герметично закрывала песочницу.



Пошаговое изготовление песочницы

Весь процесс изготовления детской песочницы из дерева своими руками можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет первостепенное значение. В первую очередь, необходимо оптимально выбрать площадку под будущую постройку.


После оценки состояния грунта (наличие карстовых пустот и близко расположенных подземных вод) можно приступать к подготовке основы. В почве следует выкопать котлован, дно и стенки которого необходимо выровнять. Далее выкладывают песчаную подушку, слой гравия или щебня. Такой подход обеспечит оптимальный отток влаги из песка, который приобретает должную сыпучесть.


Подготовка деталей для каркаса

Выбрав форму для песочницы, приступают непосредственно к работе:

  1. На деревянном листе или листе фанеры обозначают границы каждой детали, используя для этой цели строительный карандаш.
  2. Лобзиком вырезают заготовки, тщательно шлифуют края и острые срезы. Ребенок в процессе игры не должен повредить тонкую кожу о случайные зазубрины и сучки.
  3. Далее следует провести предварительную обработку специальными составами (антисептик, антипиретик, влагостойкий и противогрибковый раствор), дать изделиям просохнуть.


Для скрепления деталей между собой лучше использовать более безопасные способы: металлические уголки по наружной поверхности каркаса, нагели – по внутреннему контуру. В целях безопасности нежелательно использовать остроконечные шурупы, саморезы и гвозди.


Каркас устанавливают на нижнюю обвязку, закрепив нагелями. По контуру бортиков размещают поворотную фурнитуру для будущей крышки. Точки расположения фурнитуры должны быть отображены на предварительно подготовленном чертеже.


Изготовление металлической крышки

Следующий и весьма важный этап работы – это изготовление крышки для песочницы. Для данной цели лучше взять листовое железо, которое является цельным и прочным по своей структуре. Также понадобится следующий набор:

  • Строительный карандаш.
  • Рулетка.
  • Болгарка.
  • Сварка.
  • Замок или щеколда.
  • Антикоррозийный состав и краска для декора.


На металлическом листе отмечают границы будущей крышки, тщательно измерив размеры деревянного каркаса. Болгаркой (обязательно с использованием средств индивидуальной защиты) режут металл. Шлифуют острые срезы, убирают заусеницы. По контуру листа приваривают небольшие бортики и пару ручек для удерживания крышки в руках.


Для прочности можно приварить две металлические планки крест-накрест по наружной поверхности крышки. Монтируют вторую половину поворотной фурнитуры непосредственно на лист и крепят его на остов из дерева. Тип конструкции для крышки может быть представлен в нескольких вариациях: от наиболее простой откидной до более замысловатых раздвижных панелей.


Декорирование песочницы

Не менее важный этап самостоятельной работы – это декорирование каркаса. Ребенок проявляет интерес к ярким, но не резким оттенкам и сюжетным рисункам. По этой причине можно использовать трафаретную роспись, акриловые краски, специальные пленки ПВХ с различными изображениями.


Мастер имеет возможность оформить песочницу на морской манер: ракушки из гипса по наружной стороне каркаса дополнят образ.

ИП Максимов Антон Сергеевич (Администрация) обязуется сохранять Вашу конфиденциальность в сети Интернет. Настоящая Политика Конфиденциальности, рассказывает о том, как собираются, обрабатываются и хранятся Ваши личные данные. Администрация уделяет большое внимание защите личной информации пользователей. Пользуюсь сайтом, пользователь тем самым дает согласие на применение правил сбора и использования данных, изложенных в настоящем документе.

Собираемая информация

Администрация сайта может собирать следующую информацию о пользователях сайта:

- Фамилия, Имя, Отчество

- Почтовый адрес и т.п.

- Адрес электронной почты

Использование информации

Ниже описаны некоторые способы использования личной информации пользователя:

- для внутреннего отчета

- для предоставления информации и услуг, которые запрашивает пользователь

- для ответа на запросы пользователя

- для улучшения качества продуктов сайта

- для улучшения качества предоставления услуг

- для решения различного рода споров

- для мониторинга работы сайта

- для проведения опросов

- для формирования статистических данных

Раскрытие информации

Администрация не продает личные данные пользователя и не передает их третьим лицам без согласия на то пользователя.

Далее, описаны некоторые случаи передачи личной информации пользователя:

- для беспрепятственного предоставления услуг третьими лицами с разрешения пользователя

- в случаях, если это требуется органам спецслужб или если это требует законодательство

Лучшее место, где можно занять ребенка, пока родители заняты – детская песочница своими руками. Пока старшие члены семьи на прополке грядок или занимаются приготовлением обеда, детям нужно заполнить свободное время игрой.


Лучшее место для песочницы

Родителям важно, чтобы игровое место всегда было на виду. Безопасность – важное требование, поэтому каркас должен быть хорошо закрепленным. Второе условие – детская песочница своими руками обустраивается на том месте, которое хорошо просматривается отовсюду.


Важно, чтобы на песок не падали плоды с садовых деревьев, на них садятся осы – потенциальная опасность для детей. Опрыскивание деревьев тоже несет опасность для здоровья. В осеннее время в короб песочницы не должны падать листья, в них есть насекомые.


Важно! Не каждое место в саду подходит для игровой площадки. Поблизости не должно быть цветов с резким запахом – у детей на них бывает аллергия.


Бывает, что на окультуренной даче весь двор выложен плиткой или заасфальтирован. Остальное – альпийские горки и клумбы, для песочницы совсем нет места. Приходится ставить широкий деревянный короб с песком на видном месте, потом его убирать. Короб можно дополнить лавочкой небольшими ножками на роликах, чтобы перемещать по двору.


Песочница и небольшой детский бассейн с надувными бортиками – идеальный тандем для малышей в летнюю пору. Их нужно устанавливать не некоторой дистанции, чтобы песок не попадал в акваторию. Брызги с бассейна не должны лететь в песочницу, раздражая других детей.


Идеи для самодельных песочниц из досок и фанеры

Тем, кто заботиться о здоровье детей, важно, насколько свежий песок. Не секрет, что песочницу могут облюбовать соседские коты, чтобы оправляться. Домашний пес тоже может задирать ногу на бортик игрового места. Ливневые потоки могут наносить в нее грязь, если короб стоит на низине.

Полезный совет! Оставьте животных в покое, лучше следите за чистотой песка.

Читайте также: