Ю ванаг хлеб заработанный своими руками цель

Обновлено: 03.07.2024

Юлий Петрович Ванаг

Большие дела маленького Микиня

РАССКАЗЫ О СОБЫТИЯХ ОДНОГО ГОДА

Ночью прошёл первый дождь.

Микинь проснулся очень рано. Быстро умылся, позавтракал, тепло оделся и вышел во двор.

Горячее солнышко светило вовсю.

В березняке перекликались грачи и галки.

За колхозными амбарами, на горе, рокотал трактор.

Мама сказала Микиню:

— Не ходи по лужам, сынок!

— Я буду канаву копать, — ответил Микинь.

Он взял в сенях лопату и побежал к большой луже посреди двора. В луже с криками купались гуси и утки. Микинь принялся копать канаву в сторону баньки.

За банькой, пенясь, шумел Студёный Ручей.

Когда канавка была готова, вся вода из лужи стекла в ручей. Гуси и утки, оказавшись на сухом месте, долго удивлённо переговаривались между собой, не понимая, что случилось…

ВСЁ ЕЩЁ ХОЛОДНО

Студёный Ручей разлился и ревёт, как река.

Чёрные ольхи у ручья стоят, как крепкие мужики, глубоко зашедшие в воду.

Окунув в тёмный поток пальцы своих оголённых веток, они пробуют воду, качаются на ледяном ветру и шепчут друг другу:

— Ещё холодно… Ещё холодно…

Микинь сдвигает шапку на затылок и смотрит на солнышко.

— Ничего, скоро потеплеет! — говорит он продрогшим деревьям.

Над кустами пролетает дикая утка.

— Где-где-где? — спрашивает она. — Где моё прошлогоднее гнездо?

Зелёная лягушка, выбравшись на серую кочку, злорадно квакает ей вслед:

Невидимый жаворонок взлетает высоко в небо и поёт:

— Скоро, скоро, скоро! Очень скоро все птицы совьют себе гнёзда!

На верхушке чёрной ольхи сидит ворон.

Кряхтя, он ищет в небе жаворонка:

— Дурррень! От ррадости ум за ррразум зашёл! Пррридётся тебе ещё кукушке-хитрушке яйца высиживать… Дурррень!

Солнце глядит в весёлый ручей и улыбается.

КУДА ТЕЧЁТ РУЧЕЙ?

Вернувшись во двор, Микинь спрашивает маму:

— Куда течёт Студёный Ручей?

— К речке, сынок, к речке Авоксне. Она теперь за Циемской горой разлилась, как море… Крутит турбины новой электростанции. Даёт ток нашему колхозу…

— А куда течёт Авоксне?

— В Даугаву.

— А Даугава далеко?

— Далеко, сынок: за Бором Белых Грибов.

Микинь задумывается. Потом идёт в дровяной сарайчик, выбирает щепку, раскрывает нож, привязанный верёвочкой к поясу, и начинает стругать.

Мать говорит ему:

— Опять порежешь палец!

— Не порежу. Я уже большой.

— Что это ты там мастеришь?

— Лодку. Пусть плывёт в Даугаву.

Когда лодка готова, Микинь, крепко зажав её в руке, бежит к ручью.

Через мостки с шумом хлещет мутный поток.

Вода подхватывает лодку Микиня и, завертев её, уносит. Микинь бежит по берегу вслед, но лодка скрывается за поворотом и исчезает из глаз.

Далеко до Даугавы…

Вешние воды сошли, и снова стали видны мостки через Студёный Ручей.

Тёплым воскресным утром отец сказал Микиню:

— Сбегай-ка, сынок, в кладовушку да принеси бурав. За берёзовым соком пойдём!

И они зашагали по тропинке. Микинь несёт на плече большущий бурав, а отец — деревянное ведро и желобок.

Отец глубоко пробуравил берёзу, туго забил желобок, и вот чистой слезой берёзовый сок закапал в ведро.

Микинь смотрел. Сок покрыл уже всё донышко.

Отец наклонил ведро и сказал:

— Пей, сынок! Это напиток силы — в нём вся мощь земли!

Микинь присел на корточки и стал пить сок большими глотками.

Дома он сказал матери:

— Теперь я буду очень сильным! Берёзка дала мне напиток силы…

Отец с матерью ушли на работу в колхозный посёлок. Пёс Дуксис, высунув язык, убежал куда-то по своим делам с кудлатым Кранцисом, а Минцис ушёл охотиться на полевых мышей… Микиню пришлось одному хозяйничать дома. Но он ничего не боялся. Он сильный — он пил берёзовый сок, силу земли.

В полдень во дворе закричал петух.

Бесстрашный Микинь выбежал из дому и увидел, что вороны, разогнав кур, дерутся возле куриной кормушки.

Схватив камень, Микинь запустил им в ворон и сердито закричал:

— Кыш! Кыш! Как вам не стыдно, воришки! Кыш!

Вороны взлетели на верхушку берёзы и раскричались оттуда:

— Скррряга! Скррряга! Крррошек жаль!

— Это не крошки, а куриный корм! — сказал Микинь.

Но вороны всё твердили:

— Скррряга! Скррряга! Скррряга!

Совсем рассердившись, они улетели прочь.

— Глупые! — сказал Микинь. — Только свой вороний язык и понимают!

Вечером отец жалуется матери:

— Плохо, что скотные дворы у нас так разбросаны. Полсвета обежишь, пока везде побываешь…

Микинь, немного подумав, спрашивает:

— Папа! А свет большой?

— Большой, сынок, большой! — отвечает отец. — Когда подрастёшь, сам увидишь.

— А я бегаю быстрее тебя… Если ты полсвета можешь, так я весь свет обегу, — говорит Микинь.

Отец смеётся и гладит Микиня по голове.

…На другой день Микинь идёт смотреть, велик ли белый свет.

Но сегодня бежать вокруг света Микиню некогда: опять надо за домом глядеть.

А ведь можно увидеть мир и с дерева.

Микинь карабкается на забор. Теперь следует ухватиться за нижний толстый сук берёзы. Вот так! А теперь — всё выше и выше.

Ветер свистит в ветвях и раскачивает берёзу. Микинь глядит вверх.

По небу плывут пушистые облака…

И вдруг Микиню кажется, что он вместе с берёзой несётся куда-то по небу.

В страхе он крепче прижимается к стволу и смотрит вниз: далеко ли до дома?

Но берёза стоит на старом месте, и дом его — рядом.

Тогда Микинь взбирается ещё выше, до самого скворечника.

Он смотрит в одну сторону — там серебрится притихший Студёный Ручей. Смотрит в другую — там, на горе, белеет новый колхозный посёлок…

А больше ничего и не видно.

Весь мир заслоняют деревья. Должно быть, белый свет очень большой.

Ну ничего, придётся всё-таки как-нибудь обежать вокруг света!

Когда на берёзе распустились листья, а колхозные поля покрылись нежной, трепетной зеленью, Микинь с матерью сажали на огороде картошку.

— Весной посадишь одну картофелину, — говорит мама, — к осени вырастет целая корзина…

Но вот посадили всю картошку, и мать заметила, что на ремешке Микиня нет ножика. Болтается одна верёвочка.

— Где твой ножик, Микинь? — спрашивает мама. — Потерял?

— Нет, не потерял, — отвечает Микинь. — Я его посадил. Пусть к осени вырастет целая корзина ножиков…

Юлий Петрович Ванаг

Большие дела маленького Микиня

РАССКАЗЫ О СОБЫТИЯХ ОДНОГО ГОДА

Ночью прошёл первый дождь.

Микинь проснулся очень рано. Быстро умылся, позавтракал, тепло оделся и вышел во двор.

Горячее солнышко светило вовсю.

В березняке перекликались грачи и галки.

За колхозными амбарами, на горе, рокотал трактор.

Мама сказала Микиню:

— Не ходи по лужам, сынок!

— Я буду канаву копать, — ответил Микинь.

Он взял в сенях лопату и побежал к большой луже посреди двора. В луже с криками купались гуси и утки. Микинь принялся копать канаву в сторону баньки.

За банькой, пенясь, шумел Студёный Ручей.

Когда канавка была готова, вся вода из лужи стекла в ручей. Гуси и утки, оказавшись на сухом месте, долго удивлённо переговаривались между собой, не понимая, что случилось…

ВСЁ ЕЩЁ ХОЛОДНО

Студёный Ручей разлился и ревёт, как река.

Чёрные ольхи у ручья стоят, как крепкие мужики, глубоко зашедшие в воду.

Окунув в тёмный поток пальцы своих оголённых веток, они пробуют воду, качаются на ледяном ветру и шепчут друг другу:

— Ещё холодно… Ещё холодно…

Микинь сдвигает шапку на затылок и смотрит на солнышко.

— Ничего, скоро потеплеет! — говорит он продрогшим деревьям.

Над кустами пролетает дикая утка.

— Где-где-где? — спрашивает она. — Где моё прошлогоднее гнездо?

Зелёная лягушка, выбравшись на серую кочку, злорадно квакает ей вслед:

Невидимый жаворонок взлетает высоко в небо и поёт:

— Скоро, скоро, скоро! Очень скоро все птицы совьют себе гнёзда!

На верхушке чёрной ольхи сидит ворон.

Кряхтя, он ищет в небе жаворонка:

— Дурррень! От ррадости ум за ррразум зашёл! Пррридётся тебе ещё кукушке-хитрушке яйца высиживать… Дурррень!

Солнце глядит в весёлый ручей и улыбается.

КУДА ТЕЧЁТ РУЧЕЙ?

Вернувшись во двор, Микинь спрашивает маму:

— Куда течёт Студёный Ручей?

— К речке, сынок, к речке Авоксне. Она теперь за Циемской горой разлилась, как море… Крутит турбины новой электростанции. Даёт ток нашему колхозу…

— А куда течёт Авоксне?

— В Даугаву.

— А Даугава далеко?

— Далеко, сынок: за Бором Белых Грибов.

Микинь задумывается. Потом идёт в дровяной сарайчик, выбирает щепку, раскрывает нож, привязанный верёвочкой к поясу, и начинает стругать.

Мать говорит ему:

— Опять порежешь палец!

— Не порежу. Я уже большой.

— Что это ты там мастеришь?

— Лодку. Пусть плывёт в Даугаву.

Когда лодка готова, Микинь, крепко зажав её в руке, бежит к ручью.

Через мостки с шумом хлещет мутный поток.

Вода подхватывает лодку Микиня и, завертев её, уносит. Микинь бежит по берегу вслед, но лодка скрывается за поворотом и исчезает из глаз.

Далеко до Даугавы…

Вешние воды сошли, и снова стали видны мостки через Студёный Ручей.

Тёплым воскресным утром отец сказал Микиню:

— Сбегай-ка, сынок, в кладовушку да принеси бурав. За берёзовым соком пойдём!

И они зашагали по тропинке. Микинь несёт на плече большущий бурав, а отец — деревянное ведро и желобок.

Отец глубоко пробуравил берёзу, туго забил желобок, и вот чистой слезой берёзовый сок закапал в ведро.

Микинь смотрел. Сок покрыл уже всё донышко.

Отец наклонил ведро и сказал:

— Пей, сынок! Это напиток силы — в нём вся мощь земли!

Микинь присел на корточки и стал пить сок большими глотками.

Дома он сказал матери:

— Теперь я буду очень сильным! Берёзка дала мне напиток силы…

Отец с матерью ушли на работу в колхозный посёлок. Пёс Дуксис, высунув язык, убежал куда-то по своим делам с кудлатым Кранцисом, а Минцис ушёл охотиться на полевых мышей… Микиню пришлось одному хозяйничать дома. Но он ничего не боялся. Он сильный — он пил берёзовый сок, силу земли.

В полдень во дворе закричал петух.

Бесстрашный Микинь выбежал из дому и увидел, что вороны, разогнав кур, дерутся возле куриной кормушки.

Схватив камень, Микинь запустил им в ворон и сердито закричал:

— Кыш! Кыш! Как вам не стыдно, воришки! Кыш!

Вороны взлетели на верхушку берёзы и раскричались оттуда:

— Скррряга! Скррряга! Крррошек жаль!

— Это не крошки, а куриный корм! — сказал Микинь.

Но вороны всё твердили:

— Скррряга! Скррряга! Скррряга!

Совсем рассердившись, они улетели прочь.

— Глупые! — сказал Микинь. — Только свой вороний язык и понимают!

Вечером отец жалуется матери:

— Плохо, что скотные дворы у нас так разбросаны. Полсвета обежишь, пока везде побываешь…

Микинь, немного подумав, спрашивает:

— Папа! А свет большой?

— Большой, сынок, большой! — отвечает отец. — Когда подрастёшь, сам увидишь.

— А я бегаю быстрее тебя… Если ты полсвета можешь, так я весь свет обегу, — говорит Микинь.

Отец смеётся и гладит Микиня по голове.

…На другой день Микинь идёт смотреть, велик ли белый свет.

Но сегодня бежать вокруг света Микиню некогда: опять надо за домом глядеть.

А ведь можно увидеть мир и с дерева.

Микинь карабкается на забор. Теперь следует ухватиться за нижний толстый сук берёзы. Вот так! А теперь — всё выше и выше.

Ветер свистит в ветвях и раскачивает берёзу. Микинь глядит вверх.

По небу плывут пушистые облака…

И вдруг Микиню кажется, что он вместе с берёзой несётся куда-то по небу.

В страхе он крепче прижимается к стволу и смотрит вниз: далеко ли до дома?

Но берёза стоит на старом месте, и дом его — рядом.

Тогда Микинь взбирается ещё выше, до самого скворечника.

Он смотрит в одну сторону — там серебрится притихший Студёный Ручей. Смотрит в другую — там, на горе, белеет новый колхозный посёлок…

А больше ничего и не видно.

Весь мир заслоняют деревья. Должно быть, белый свет очень большой.

Ну ничего, придётся всё-таки как-нибудь обежать вокруг света!

Когда на берёзе распустились листья, а колхозные поля покрылись нежной, трепетной зеленью, Микинь с матерью сажали на огороде картошку.

— Весной посадишь одну картофелину, — говорит мама, — к осени вырастет целая корзина…

Но вот посадили всю картошку, и мать заметила, что на ремешке Микиня нет ножика. Болтается одна верёвочка.

— Где твой ножик, Микинь? — спрашивает мама. — Потерял?

— Нет, не потерял, — отвечает Микинь. — Я его посадил. Пусть к осени вырастет целая корзина ножиков…

Когда я отдыхала летом у бабушки, я видела, как пекут хлеб. С удовольствием наблюдала, как месят тесто, как в печи поджаривается золотистая корочка, как по всему дому распространяется запах свежеиспеченного хлеба. А как радостно и приятно есть вкусный, горячий хлеб!

Бабушка меня учила, что хлеб нужно доедать до единой крошечки, т.к. в нем заложен труд многих людей. И я всегда помню об этом. Но в нашей группе многие дети балуются хлебом, крошат его или не доедают. А некоторые ребята вообще не едят хлеб, не зная о его полезности. Я думаю, если дети не будут, есть хлеб, то они лишат свой организм витаминов.

Мы с ребятами нашей группы решили узнать, почему говорят "Хлеба к обеду в меру бери!"

1. Доказать детям, что хлеб беречь необходимо.

Задачи

1.Проследить путь хлеба от зёрнышка до нашего стола.

2.Узнать, много ли профессий задействовано в выращивании и производстве хлеба.

3. Выявить роль хлеба в жизни человека.

Гипотеза

Если человек будет знать, сколько затрачено труда, для того, чтобы был хлеб на столе, то будет бережнее относиться к нему.

Объект исследования

Методы

1. Изучение литературы

2. Просмотр презентации

3. Беседы со взрослыми

4. Собственные наблюдения

5. Личный пример

6. Создание буклета

Ход работы

В начале работы мы вспомнили,как хлеб попадает к нам на стол, просмотрев презентацию как "Зёрнышко превращается в хлеб". Выявили много профессий, помогающих появиться хлебу на нашем столе - это продавец, пекарь, рабочий завода (мукомол),комбайнер, полевод, тракторист. Узнали, чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий.

Мы сходили на экскурсию в столовую нашего детского сада и понаблюдали,как пекут для нас булочки.Все заметили, что пекарь,Валентина Ивановна, очень устала. Она старалась испечь вкусные булочки и потратила много сил. Мы очень удивились, когда увидели как много булочек ей приходится испечь для детей всего сада. Воспитатели нам посчитали, примерно 380 штук.

В группе, мы разобрали каждую профессию. Подробно узнали, как трудиться и сколько усилий прилагает каждый человек,помогающий появиться хлебу. А раньше об этом даже не задумывались.

Воспитатель нам рассказал о тяжелых голодных временах в период Великой Отечественной войны. О нормах хлеба и о людях умирающих с голоду.

Дома с родителями мы прочитали и обсудили следующие рассказы: М.Пришвин "Лисичкин хлеб", В. Пальчинскайте "Хлеб", Ю.Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками", В. Крупин "Отцовское поле".

Также вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. Все они о важности хлеба и о бережном отношении к нему.

Гипотеза верна. Мы сделали вывод - хлеб надо беречь. На завершающем этапе мы создали буклеты для детей и взрослых о бережном отношении к хлебу.

Этапы исследования

1. Определение темы исследования

2. постановка цели и задач

2.Беседа о профессиях, помогающих появиться хлебу на нашем столе

3.Экскурсия в столовую

4.Чтение рассказов о хлебе

5.Беседа о голоде во времена ВОВ

6.Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

1. Подведение итогов. Выводы.

2. Создание буклетов

Наши результаты

Создание буклета "Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори".

Участники проекта: воспитатели , дети старшей группы, родители.

Тип проекта: познавательно- исследовательский, краткосрочный

Вид проекта: групповой
Образовательные области:

  • Социально - коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Срок реализации: 2 недели
Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

  • Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий
  • Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола
  • Способствовать развитию детской любознательности.
  • Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности
  • Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.
  • Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
  • Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий.

  1. Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.
  2. Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.
  3. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

2этап- основной


Образовательная область


Методы и приемы


Познание

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли.
Знакомить детей со злаковыми культурами и что из него получают

Знакомить детей с историей хлеба, как раньше выращивали хлеб, развивать любознательность

Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий умение отгадывать загадки

Развивать мышление, умение выстраивать логические цепочки.


Коммуникация

Изучение уровня представлений детей по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать память, умение пересказывать небольшие по содержанию тексты., воспитывать уважение к народному творчеству
Развивать интонационную выразительность. Развивать речь, логическое мышление.


Социализация

Развивать социальные навыки: учитывать интересы партнера, отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, вызвать интерес к теме игры, закрепить знания о труде пекаря, о последовательности его действий; закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб.


Безопасность

Какие нужно соблюдать взрослым правила при пользовании ножом, нужно ли брать его детям и почему


Наблюдение за резкой хлеба


Здоровье

Рассказать о пользе хлеба.


Художественное творчество


труд

Познакомить детей с работой повара и процессом замешивания теста, вызвать интерес и уважение к труду взрослых
Продолжать учить детей конструировать из бумаги, выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему.


Экскурсия на кухню


Художественная литература

поддержать интерес к чтению художественной литературы, развивать умение находить в тексте ответы на заранее поставленные вопросы.


Физическая культура

упражнять в умении быстро двигаться по сигналу, развивать интерес к играм-соревнованиям, развивать ловкость и быстроту, упражнять в умении давать ответ на вопрос взрослого соответствующим движением, сравнивать и классифицировать предметы по определенному признаку (сделаны из муки)
Развивать мелкую моторику

Выложи из счетных палочек


Музыка

Развивать певческие навыки в процессе разучивания новой песни , умение слушать музыкальное , произведение. обогащать музыкальные впечатления в процессе восприятия музыкального произведения

3 этап- заключительный

Взаимодействие с родителями

Цель: Расширение круга нравственных понятий; избавление детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.

Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; о разнообразии хлебобулочных изделий;

Развивать словарный запас (пословицы, игра, воображение, эстетический вкус;

Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу;

Пополнить знания детей о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси;

Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Место проведения: музыкальный зал

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый,

Без него плохой обед,

Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый).

Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный.

В каждом доме любят хлеб, но хлеб сам не растет. Нужно вложить в него

много труда. Люди пашут и удобряют землю, сеют зерна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнышко. Чувствуя заботу людей, зернышко превращается в колосок. А в каждом колосе зерна. Осенью люди собирают урожай, мелют зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. На хлебозаводе готовят много вкусных изделий: булки, плетенки, батоны, плюшки, баранки. Торты и пирожные красиво украшаются кремом. Вот какой долгий и трудный путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол.

-Ребята, назовите, пожалуйста, что можно печь из муки?

Ответы детей. Хлеб, булки, торты, пироги, баранки, кекс, печенье, пряники, вафли; хлеб ржаной, хлеб пшеничный.

Воспитатель: посмотрите, сколько я вам приготовила хлебобулочных изделий (рассматривание на столе).

-Послушайте, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья нужно было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, готовили много вкусного. А самое главное – хлеб.

Воспитатель: А как вы думаете, какая погода должна быть в этот день? (Безветренная. Почему).

Ответы детей. Безветренная.

Воспитатель. Дети, а что необходимо для жизни и роста растений?

Ответы детей. Солнце, дождей в меру.

Воспитатель. Вот и кликали люди дождик. Это называлось закличка.

Дети: «Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Без печки - холодно, без хлеба - голодно.

Снега много - хлеба много.

Что посеешь, то и пожнешь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб - будет и песня.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Правила игры: ребенок берет колос и объявляет, кому он хочет задать свой вопрос. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

--Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Ребята, так как нужно обращаться с хлебом?

Ответы детей: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.

Воспитатель: Хлеб выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Ответы детей: даже если нет никакой пищи кроме хлеба, то голодным не останешься; хлеб исконная еда россиян.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью.

Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.

Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.

Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

Проверка и оценивание . Дети отвечают на вопросы по сказкам.

Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.

расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.

закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.

- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.

активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:

- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?

Дети: пшеница, рожь, ячмень.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?

Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)

Физкультминутка

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в начале рисуем стебелек, а затем промакиванием ворса кисточки.

Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.

Читайте также: