Ящик для винила своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

На каждом столбе уже давно идут срачи по поводу музыки с винила. Одна часть яростно минусует, ругает и всячески высмеивает идею слушать виниловые диски в век цифровых стримов высокого разрешения, как TIDAL, Qobuz и прочее, в крайнем случае снисходительно улыбается. Другая, не менее яростно отстаивает свою точку зрения, показывая аудиофильские системы за многие тысячи и выкладывает записи звука, доказывая, что хорошо отстроенная и дорогая виниловая система играет намного лучше, чем цифра. У обеих сторон есть и научные и не научные доводы в свою пользу.

Я, в свою очередь, столкнулся с ситуацией, когда реально старые записи без ремастеринга, попадаются в основном отвратительного качества, а новый ремастеринг убивает структуру старых добрых песен, после чего их слушать, я лично, не могу. Принимая точку зрения других, что ничего плохого в ремастерингах нет, для себя я для себя решил собрать чисто аналоговую систему под винил. И первое, оценив цены на нормальные современные вертушки, а так же на топовый винтаж, с учетом его возраста в 50+ лет и состояние, решил собрать винилокрут самостоятельно.

Так как основная часть, как тонарм, диск и двигатель, являются сложными технологическими приборами остановил свой выбор на нормальном винтажном доноре, от которого будет взято только диск и небольшой набор электрики, покупке нового, не сильно дорогого, но качественного, тонарма с иглой, и на полном изготовлении корпуса с всеми необходимыми доделками.


Подбор компонент

Первым делом надо было утвердить тип донора. Дома на тот момент стоял пассиковый привод Thorens 166 который играл очень неплохо, имел новый корпус из черного ореха собственного изготовления и имел возможность смены тонарма. Главным его минусом было отсутствие мало мальской возможности контроля скорости вращения диска. Примитивная электроника и двигатель, чья скорость была расчитана на 50Гц и напрямую зависила от стабильности напряжения и частоты в сети питания. Дабы выровнять скорость точнее необходим был входной стабилизатор напряжения и частоты переменного тока, другой возможности не было. В добавок - пасиковые проигрыватели звучат хорошо в основном на тихой мягкой музыке - как джазы, блюзы и классика. Рок на нем играл вяловато, да и несмотря на полную замену корпуса, кашеобразно из-за кучи резонансов.

Выбор донора пал на прямой привод (Direct Drive (DD)) который дает более агрессивный звук, и как в последствии выяснится, может играть тот же джаз и классику не менее нежно и аккуратно при правильной настройке.

Тонарм был выбран Jelco 750D как яркий представитель оптимального соотношения цена-качество. Более высокие по уровню уже шли с многократным превышением цены, а в своей ценовой категории тонармы Jelco не оставляли никого равнодушным.

Для корпуса был выбран дуб, как вязкое и низкорезонансное дерево с высокой плотностью, которое будет формировать общий вес корпуса без дополнительных материалов.

В результате поисков в объявлениях со вторых рук был куплен DD проигрыватель Micro Seiki DD24 тонарм Jelco 750D серого цвета, и набор дубовых досок под размер.

Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24

Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24

Первая часть

Проигрыватель был безжалостно разобран на части.

Все что осталось

Все что осталось

Из всего набора был оставлен только трансформатор, управляющая схема, двигатель и питч контроль, которым с помощью обычной системы стробоскопа, можно регулировать скорость вращения.

Корпус был изначально задуман как многослойный, с прослойками антивибрационного материала, в качестве которого была выбрана байка, тонкие 3 миллиметровые полоски между 3см слоями дерева. Всего получилось 6 слоев.

Первая примерка слоев дерева

Первая примерка слоев дерева

Обычно корпуса склеивают, но тут я наткнулся на выбор, залить клеем анти-вибро слои, тем самым убив саму идею многокомпонентного корпуса, либо - пойти на не клееный корпус. Второе победило, в результате чего корпус стянут стяжками 6 стяжками, что совместно с расположением слоев перехлестом, делает его полностью монолитным.

Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя

Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя

После обработки корпуса напильником шлиф-машиной, внутрь корпуса была вмонтирована электроника с двигателем. Основной проблемой стало полное разделение двигателя и корпуса, по возможности разумеется. Для этого из Fimo пластика были вылеплены ножки, которые после запекания становятся достаточно твердыми, но имеют свойство сжиматься, как очень твердая резина, тем самым обеспечивая компенсацию микровибраций возникающих при вращении.


Далее, было проведено выравнивание положение двигателя относительно корпуса с помощью цифрового микрометра, дабы расстояние между диском и поверхностью было минимальным. На данный момент оно составляет примерно 2.5мм.

Шахта для электроники управления с задней стороны

Шахта для электроники управления с задней стороны

Для первой примерки использовал то, что было под рукой, латунная пластина для крепления элементов управления выкрашенная в черный цвет.

Блок управления в процессе примерки

Блок управления в процессе примерки

После того, как все было собрано, обеспечен контроль над скоростью вращения и смонтирован блок управления в первом приближении, оставалось найти тонарм, придумать систему крепления и попробовать прибор в деле.

Установка тонарма

Сам по себе поиск тонарма оказался нетривиален. Когда проект только задумывался, фирма Jelco работала, поставляла новые тонармы по приемлемым ценам, однако процесс создания пришелся на перый год короны, делал все в августе, и когда начал искать где купить новый тонарм, оказалось, что фирма Jelco закрылась. Причиной явилась как раз корона, возраст работников и, как написали на сайте самой фирмы, старость станков. Печальное событие произошло в апреле - что привело к резкому росту цен.

В результате тонарм был найден только со вторых рук, новые либо вызывали сомнение в новизне и подлинности, либо стоили уже примерно так же как и их более интересные дорогие собратья.

Свежеприобретенный тонарм

Свежеприобретенный тонарм

Тонарм надо было как-то поставить на место, которое изначально было запланировано на втором сверху слое дерева, но тут и скрывались основные проблемы. Дело в том, что обычно корпуса самодельных проигрывателей изготавливают из фанеры, заполняя их дробью или другими металлическими наполнителями, компенсируя малый вес корпуса. Фанера гораздо менее чувствительна к изменениям влажности и температуры, чем дерево, более стабильна и имеет гораздо более ровную поверхность, поэтому на фанерные подставки тонармы обычно крепят напрямую.

При условии, что тонарм требует очень точной соосности в вертикальной плоскости с осью вращения диска, и любые микро сдвиги от нее, приводят к искажению звука, в моем случае стал вопрос компенсации микро изменений поверхности дерева. Кроме этого начитавшись теории винилового звука, хотелось дополнительной изоляции тонарма от корпуса, несмотря на вес более 12кг, и несмотря на все демпфирующие приспособления.

Решение было принято - использовать пружинный подвес, 4 пружины с общим давлением до 2-3кг при небольшом сжатии. Давление подбиралось таким образом, чтобы при использовании никаких смещений не было, но при этом, чтобы достаточно легко можно было бы конфигурировать всю систему.

Тут я конечно допустил одну ошибку, которая в данный момент не влияет на качество, но в будущем вполне может привести к тому, что придется очередной раз все перерабатывать. Это отсутствие какой-либо возможности настраивать расстояние между осью вращения тонарма и шпинделем диска. При использовании одного тонарма, в этом нет необходимости, если удается правильно его расположить, но если будет необходимо его заменить, то придется заново изготавливать пластину для подставки.

Система подвеса - тестовый вариант

Система подвеса - тестовый вариант

Для теста была выбрана пластина из композитного пластика, которая была под рукой, в дальнейшем заменена на алюминиевую. Шайбы под пружины тоже были изготовлены из Fimo, но в последствии допилены.


Первая примерка тонарма и первое проигрывание показало, что направление выбрано верно. Звук оказался намного лучше того, который можно было получить с имевшегося в наличии доработанного Thorens 166, более точный, яркий и детальный, несмотря на более дешевую иглу и незаконченный подвес и обработку.

Доработка проекта

В этом виде проект оставлять было нельзя, требовалось допилить все до нормального состояния, поэтому было полностью допилено и обработано дерево, шлифовка и обработка составом: льняное масло, воск, канифоль. Все это было растоплено перемешано и остужено. Полученным составом отшлифованное дерево было обработано и натерто замшевой тряпочкой.

Передняя пластина заменена на алюминиевую, винты крепления так же приобретены новые на али.

База для тонарма - 6мм алюминиевая пластина так же с новыми пружинами и креплениями.

Установлены ножки конусы - для регулировки горизонтального положения диска.

Вся электроника заземленная, двигатель с экраном, выходной кабель - экранированный клотц с распайкой земли на экраны, экраны заведены друг на друга со стороны тонарма и обрезаны со стороны входа в фонокорректор. Никаких шумов и посторонних наводок.


Конфигурация системы в которой играет проигрыватель:

Фонокорректор - ViktorLab, самодельный из Самары.

Усилитель ламповый однотакт (китай) доработанный, лампы 40-х годов, выходные 300B пока китай PSWane.

Акустика Klipsch Forte IV

Игла Nagaoka MP110

Планы и доработки

Один из недостатков винтажных систем - их старость, поэтому в ближайших планах доработка электроники, пересмотр и замена комплектующих на более современные, новые, замер и подгонка параметров вращения диска, при необходимости, доведение его до заводских параметров.

Есть желание дополнить проигрыватель для начала системой пассивного наблюдения за скоростью вращения на базе Ардуино. Далее возможно допиливание до автоматического контроля над скоростью с помощью замены ручного регулятора переменного сопротивления на электронный, с программным контролем.

Есть желание поменять опорные ножки, очень уж неудобные они для регулировки оказались.

Игорь Костин

Вопрос:как Вы храните свои пластинки? какие шкафы или стеллажи или что-то ещё?
так же интересно составляет ли кто каталоги или подобное?
Я храню в шкафу застеклённом из ДСП,но недавно обвалилась полка и пришлось ставить внутри подпорки.

Игорь Костин

Александр Тараненко

Игорь Костин

по другому пока не выходит,весной буду новый шкаф мастырить,либо куплю готовый,если найду,то что подойдёт,отдельную стойку под вертак мне семья не выделила=))

Александр Тараненко

ну как так? нужно собрать семейный совет и выделить место. Вега там банально греется. пласты не поведет?

Вадим Марков

Игорь, это сколько же у тебя пластинок? Насчет полок: я купил панели ДСП и сам полки собрал. Кстати, по моему мнению, правильнее разбивать длинные полки на квадратные отделения сантиметров по 40-50 шириной. Так удобнее.

Игорь Костин

Игорь Костин

Александр Тараненко

пару лет назад сменил место жительства. пласты перевозил как попало - в пакетах и коробках. фото сделано в тот момент, когда почти все перевез. сейчас коллекция расширилась, пласты стали вертикально и захватили еще пару отделений того же шкафа))) что это, коллективноне безсознательноее?

Игорь Костин

Юрок .

Александр Тараненко

Юрок .

Александр, Это так кажется, там до них см 15 примерно) Да и чего там искать?) Вот будет как у вас на пару полок, вот тогда задумаюсь )

Александр Тараненко

Юрок, просто сам страдаю этим: кое-где корешки потерты, название не прочесть. Приходится расставлять по алфавиту и симпатии одновременно и запоминать примерное расположение.

Юрок .

Александр, По алфавиту это прямо в точку) А про корешки. недавно заболел "фанатиками". Хочу каждую в файлике иметь.

Александр Тараненко

Юрок .

Игорь Костин

Вадим Марков

*К ВОПРОСУ про ШКАФЫ для пластинок.
Икееские шкафы, пригодные для хранения пластинок) Обнаружил их в Икее и списал название) КАЛЛАКС они называются (KALLAX). Фото из Икеи ниже) Есть разные - от этажерок на 3 отделения, на 4 отделения, до шкафов на 16 отделов. Материал: прессованные опилки. Высота стороны одного отдела - 33-34 см. Годится) НЕ на правах рекламы ))))

Между прочим, винил сейчас это очень даже современно и модно :-)
Особенно хорошие пластинки.
Мой супруг, коллекционирует, например
Если у Вас есть что-то поприличнее Мелодии - сходите на Ebay - приценитесь
В крупных городах всегда есть кому продать и неплохо пополнить свой бюджет :-)

Ну я и говорю в музее, поскольку сегодня это скорее раритет, чем бытовая вещь. И кстати, девайс на котором эти пластинки слушают, тоже музейная ценность. Я уверенна - советская вещь. Потому как заграничная стлько лет не выдерживает.
Автор, подтвердите, плз..

Вы очень сильно ошибаетесь. Сейчас огромный выбор современных проигрывателей, исключительно импортных, и стоят они очень дорого, как и сам качественный винил.

Я как раз-то и знаю на чем его слушают не по наслышке :-)
Поэтому и рекомендую перед тем, как нести в "музей" прицениться. Многие пользуются незнанием и покупают за бесценок коллекции, раритетные пластинки, а еще лучше - "благородно" принимают в дар.
Один из известных коллекционеров винила - Медведев (вне политики)
У нас тоже для хранения пластинок отдельный шкаф, с которого супруг лично сдувает пыль. Экономия Флай-времени :-)

Про сдувающего пыль супруга - аналогично! :-)) Единственная область, в которой у него идеальный порядок - это его музыкальная коллекция :-)))

У нас под них отведен целый шкаф, без стекла и плотно закрывающийся (у нас тоже ребенку чуть больше года). И пластинки нужно хранить только вертикально. И на крепких полках, т.к. винил очень тяжелый, если его много.

Кому нужны детские сказки на долгоиграющих пластинках. Классика, спектакли: Бременские музыканты, Гулливер, Хоттабыч и пр.
Все пластинки в фирменных конвертах, хранились вертикально уже много лет. Не нужны.
Также имеются много долгоиграющих пластинок: Ободзинский, ВЕртинский, Изабелла Юрьева и др. Но с этими расстаться жалко. Посоветуйте, где купить хороший проигрыватель. Есть старый ремонтированный "Аккорд", но на нем уже плохой звук.

эх, как жаль, что Вы в Москве, нам нужны, но мы в Питере. А проигрыватель еще можно посмотреть на сайтах распродаж, типа Авито, там бывает за копейки отдают, только чтобы избавиться, вполне неплохие.

На полке, вертикально, как книги. Чтобы деть не мог играться, хранить на полке повыше. Может быть даже на шкафу (по краям приделать ограничители)
Другой вариант - коробка по размеру. пластинки опять же вертикально, не впритык друг к другу, а чтобы можно было листать как картотеку.

Ну или нестандартный вариант :)
Выделить стену, обить ее звукоизоляционным материалом типа пенопласта или пробковой доски и вешать на нее пластинки, прикрепляя канцелярскими гвоздиками с цветными шляпками.

В свое время, когда мой папа увлекался винилом, то он делал специальные ящики, по внутреннему пространству на 5 см больше пластинки в высоту и ширину, внутри перегородки из фанеры, через 10-15 см, причем можно не на всю глубину (тогда было туго со стройматериалами, поэтому делал всякие) имела сия конструкция 5 стенок из шести, ставились они как полки под книги друг на друга. внешняя открытая стенка задергивалась шторочкой на веревочке, сейчас можно заменить жалюзи маленькими из икеа. Плюс сей конструкции в том, что ее можно спроектировать и сделать под любой свободный уголок в квартире, ну или подобрать под размеры шторки из ИКЕА. Папа еще на внутренние фанерки делал накладки и подписывал как картотеку в библиотеке. Я б сфотографировала, но сейчас уже все утрачено.

Кому нужен качественный винил - сказки для детей. ДОлгоиграющие пластинки, все в фирменных конвертах, хранятся в вертикальном положении уже много лет. ОТдичные сказки - классика - Старик Хоттабыч, Гулливер, Бременские и много др.

Мы с удовольствием возьмем детские пластинки! Напшите, пжл, как с вами можно связаться и как отблагодарить))

А не поделитесь, какой именно проигрыватель и где купили? Моя мечта, пластинок много, слушать не на чем. Все виденное с ценами просто запредельными, да и мало их в продаже.

Я подбирала походящие по высоте коробки.Оклеила,подписала.Патефонные раритеты в раритетной же коробочке-она очень удобно сделана,отделения с вырезом,жесткие бока.Слушаем на патефоне и "филлипсе".Катушки -на катушечном магнитофоне 70-х годов(японском).А вот граммофона у меня нет(пока),но пять грамофонных пластинок есть.Это коллекция мужа.Он сам всё восстанавливает.Для всего этого добра муж сделал узкий шкаф с полками по размеру.

Как интерестно.
Но обьясните тогда, если не как музейная ценность, для чего нужны пластинки ?
Какое у них практическое достоинство?
Неужели ставят ребенку Хоттабычка на виниле, если можно на СД, или прямо на компе в гораздо лучшем звуке услышать ?
Или все таки это чисто коллекционная ценность и так, иногда понастальгировать ?

Вы как раз ошибаетесь, винил - это носитель самого лучшего качества, поэтому оригинальные пластинки ( англия, сша) так дороги. Это аналоговый носитель, все остальное (в компьютере) - цифровые.

вот в такие икеевские ящики хорошо умещаются, если ставить вертикально. Удобно, если как бы "листать" сверху

Правда торчат сверху, поэтому один на другой ставить не получится.

Ну надевайте без шнурков:) Вас же не заставляют под дулом пистолета?

В этой обуви главное — удобство, закрытость, неспадание с ноги, плотная подошва. Чтобы босые ноги или хлипкая обувь не…

Как же Вы мне помогли тогда. Спасибо за поддержку!
"Все вымоется, прибирется, разложится, и забудется даже."
Таки да. Сейчас очень улыбаюсь. Все осталось позади. Благодаря тому опыту, следующие разы…


Давно у меня чесались руки сделать стационарную музыку для гаража или дачи. Чтобы играла качественно и громко, и чтобы не жалко было грязными руками трогать :) Наконец, дошла очередь и до этого проекта. Вариант купить что-то готовое рассматривался, но в продаже либо слишком дорогие для такой цели аппараты, либо откровенный пластиковый шлак. Поэтому решено — делаем сами.

Для начала решил изучить, так сказать, мировой опыт изготовления самодельных бумбоксов :) Но в сети попадались или настоящие произведения искусства, сделанные увлеченными и пряморукими людьми (фото 1), или какой-то жесткий хардкор. Причем хардкорные творения ожидаемо преобладали (фото 2).



С профессионалами мне не потягаться, мешает легкая кривизна рук, да и по времени не хотелось надолго затягивать изготовление. Повторять же показанный на фото 2 треш — себя не уважать. Решил найти золотую середину между эксклюзивом и хардкором, и ниже покажу, что из этого вышло.

Я не стал изобретать велосипед, поэтому взял типовую архитектуру, которую массово используют гаражные умельцы для озвучки своих рабочих мест. Это обычная автомагнитола + автомобильная акустика + блок питания от компьютера. Корпус решил изготовить из мебельных панелей (ламинированная ДСП толщиной 16 мм).

Размеры корпуса бумбокса 700x300x300 мм. Большинство отверстий выпиливал электролобзиком, только отверстия под твитеры просверлил сверлом по дереву на 50 мм (фото 3):


Акустику левого и правого каналов изолировал перегородками. Для улучшения качества звука, использовал двухполосные частотные фильтры (кроссоверы), их расположил внутри колонок, фазоинверторы не делал (фото 4):


Защитные решетки для боковых динамиков были использованы в других проектах, поэтому изготовил самодельные, из сетки для бамперов (фото 5):


Установил фронтальные динамики (фото 6):


Подключил фронтальную акустику через кроссоверы, а боковую акустику — напрямую от усилителя магнитолы. Провода закреплял стяжками на самоклеящихся площадках (фото 7):


Из старых запасов нашлась металлическая установочная рамка 1DIN для магнитолы, это позволило снизить требования к точности выпиливаемого отверстия (фото 8):


Блок питания установил вентилятором вверх, при этом он забирает воздух из внутреннего пространства и выводит его наружу. Так обеспечивается охлаждение не только самого блока питания, но и магнитолы. Задняя часть блока питания крепится к корпусу бумбокса П-образным кронштейном (фото 9):


Магнитолу закрепил Г-образным кронштейном за штатную шпильку. Центральный отсек скомпоновал с учетом возможного апгрейда, оставил место для магнитолы размерностью 2DIN (фото 10):


На фото 11 показаны внутренности бумбокса с установленными компонентами и проводкой:


Пробное включение показало, что аппарат работает корректно (фото 12):


На задней стенке выпилил отверстие для подключения вспомогательных коннекторов и переключателей (фото 13):


Попутно пришлось решать проблему с аудиовходом AUX, так как в данной версии магнитолы он отсутствовал. Пару дней потратил на изучение форумов, и теперь AUX есть, на фото 14 выведен из магнитолы отдельным проводом. Возможно, сделаю об этой доработке отдельную запись.


Для монтажа элементов задней панели использовал крышку от распределительной коробки (фото 15):


На заднюю стенку бумбокса, помимо сетевого шнура, выведены:
— выключатель питания
— два гнезда 12В для подключения каких-либо гаджетов (плеер, активная антенна и т.д.)
— коннектор AUX для подключения внешних источников аудиосигнала
— коннектор для подключения антенны радио
— переключатель AUX/радио (вынужденная мера, в связи с отсутствием штатного AUX, но это отдельная тема)

Эта панелька выполняет также роль воздухозаборника, для обеспечения циркуляции воздуха в центральном отсеке. Она сделана с немного выступающими за плоскость ножками, поэтому отступает от плоскости стенки примерно на 2 мм. Таким образом, через нее осуществляется приток воздуха снаружи, и дополнительных вентиляционных окошек не требуется.



Аппарат получился внушительных размеров (700x300x300 мм), поэтому установил его на брутальные ножки из небольших хоккейных шайб (фото 18):


Чтобы у корпуса бумбокса не повреждались углы, сделал окантовку алюминиевым уголком. Корпус собран на саморезах. Вес изделия получился, по ощущениям, порядка 15-20 кг (не взвешивал), поэтому подразумевается только стационарное использование, в лес за грибами с ним не пойдешь. Исходя из этого, не стал портить внешний вид какими-то ручками для переноски. На фото 19 и 20 показано готовое изделие:



Качество звучания и мощность данного аппарата меня полностью устраивают, все-таки использовались не самые бросовые компоненты: магнитола от приличного производителя (Blaupunkt), кроссоверы и твитеры Kicx, плюс достаточно мощные динамики на 50 и 70 Вт. Когда я врубил бумбокс на полную мощность, мой кошак со страху залез на шкаф, значит, тест успешно пройден :)

Приятным бонусом оказалось, что данная магнитола Blaupunkt сохраняет настройки даже при отключении питания, что обычно является проблемой для подобных самоделок без встроенного аккумулятора.

Но надо сказать, что мой проект вышел совсем не бюджетным, при том, что я старался экономить везде, где это возможно. Вот примерные затраты на изготовление моего бумбокса:

— Магнитола Blaupunkt 1DIN с MP3, 4x40 Вт, от Chevrolet Lacetti (б/у с AVITO, практически новая): 500 руб.
— Блок питания STM 400 Вт (новый, но самый дешевый, какой был в продаже): ~1000 руб.
— Материалы корпуса (панели, алюминиевый уголок, крепеж): ~1000 руб.
— Прочие материалы (коннекторы, переключатели, стяжки, провода, ножки и т.д.): ~500 руб.
— Динамики фронтальные ACV 50 Вт 13 см (новые, но самые дешевые) 2 шт: ~800 руб.
— Динамики боковые Mac Dynamic 70 Вт 16 см 2 шт: бесплатно (были в наличии).
— ВЧ-динамики (твитеры) Kicx 2 шт: бесплатно (были в наличии).
— Двухполосные частотные фильтры (кроссоверы) Kicx 2 шт: бесплатно (были в наличии).

Итого, без учета деталей, бывших в наличии: ~3800 руб, а если акустика полностью покупная, то весь бюджет такого проекта составит порядка 5000 руб, а то и больше, не считая потраченного времени.

Так что, если к качеству и мощности звука нет больших требований, проще купить недорогую китайскую бубнитолу и не париться. А я взялся за изготовление данного музыкального ящика не столько от жадности, сколько потому, что так приятно пользоваться качественными вещами, сделанными своими руками…

Читайте также: