Я хочу полететь на луну как это сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня исполнилось бы 90 лет Нилу Армстронгу, первому человеку на Луне. Всего таких людей набирается дюжина. Последние из них побывали на спутнике Земли в 1972-м, спустя всего три года после Армстронга. В последующие полвека к Луне летали только зонды и вездеходы. Теперь там хотят построить обитаемую базу, но так уж она нужна?

Американская лунная программа "Аполлон", как и отвечавшее за нее Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), появились во время космической гонки: США и СССР старались обогнать друг друга за пределами планеты. Советский Союз первым отправил на орбиту искусственный спутник Земли ("Спутник-1"), животное (собаку Лайку), человека (Юрия Гагарина), женщину (Валентину Терешкову), Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, станции "Луна-2" и "Венера-3" впервые в истории долетели понятно куда.

Еще в мае 1961 года, через полтора месяца после полета Гагарина, президент США Джон Кеннеди заявил Конгрессу, что до конца десятилетия американские астронавты должны высадиться на поверхности нашего спутника. На "Аполлон" не поскупились. В лучшие годы расходы NASA превышали 4% федерального бюджета, а над лунной программой работали 400 тыс. человек. Получилось: 20 июля 1969 года Нил Армстронг передал в эфир свои знаменитые слова про маленький шажок для человека и огромный скачок для человечества.

​Американцы отправили на Луну еще несколько "Аполлонов", но уже в 1972 году президент США Ричард Никсон свернул программу. Деньги были нужнее на военную кампанию во Вьетнаме, дома шли протесты против этой войны и за гражданские права — людям было не до космоса, на носу была экономическая рецессия, в отношениях с СССР наступила разрядка, а главное — возвращаться на Луну было в общем-то незачем. Другие страны туда тоже не рвались.

Нил Армстронг на поверхности Луны, 1969 год NASA/Newsmakers/Getty Images

Руководитель автоматических и пилотируемых программ Европейского космического агентства (ESA) Дэвид Паркер вспоминал, что похожая история получилась с Антарктидой. Сначала все наперегонки гнались к Южному полюсу, а когда дело было сделано, никто туда не возвращался полвека. Только потом люди стали обустраивать на материке исследовательские базы. То же самое произойдет с Луной.

Зачем возвращаться

50 лет назад американцы полетели на Луну в основном затем, чтобы просто там побывать и показать свою силу. Даже в те времена люди не очень-то поддерживали пусть смелую, но дорогую и почти лишенную практического смысла программу (и все же радовались, когда "Аполлоны" достигали цели). Теперь общественное мнение тоже не на стороне NASA. Опрос, проведенный в 2018 году, показал, что 44% процента американцев не считают важным возвращение на Луну — пусть лучше агентство изучает климат и астероиды, угрожающие Земле.

NASA есть что ответить критикам.

Пилотируемые полеты на Луну нужны для подготовки экспедиции на Марс. Как и на Марсе, на Луне слабая гравитация, нечем дышать, ничто не защищает от космической радиации. Полностью воссоздать эти условия на Земле невозможно, а наш спутник, до которого лететь всего трое суток, — ближайший подходящий полигон. Технологии, разработанные для лунной программы, пригодятся в путешествиях к соседней планете. К тому же из-за слабого притяжения с Луны ракетам проще стартовать. На этот аргумент упирает президент США Дональд Трамп и глава NASA Джим Брайденстайн. Правда, согласно опросу 2018 года, среди приоритетов жителей США пилотируемая миссия к Марсу занимает предпоследнее место — перед пилотируемой миссией к Луне.

К Марсу отправили третью миссию за месяц.

Полет на Марс пока кажется такой же блажью, как программа "Аполлон". Вероятно, первые астронавты просто погуляют по поверхности, наберут булыжников, песка для ученых и полетят обратно. Но в будущем эта и другие планеты, да и Луна, могут стать новыми домами для людей. Марс никогда не будет подходить для жизни так же хорошо, как нынешняя Земля, но об этом не придется рассуждать, если Земля, какой мы ее знаем, исчезнет. В истории планеты были катастрофы, уничтожившие почти всех обитателей суши и морей. Столкновение с кометой или другим крупным небесным телом — событие чрезвычайно редкое, но в случае чего с существующими технологиями мы не сможем его предотвратить. Этот аргумент особенно часто приводит основатель SpaceX Илон Маск.

Критики пилотируемых миссий считают, что к другим мирам проще, дешевле и безопаснее отправлять роботов. NASA напоминает, что этот довод обсуждался в СМИ еще в 1960-х, но, по мнению специалистов агентства, даже в громоздких скафандрах люди умелее машин, что дает преимущество. Свежий пример — зонд InSight. Сев на Марс в конце 2018 года, InSight принялся бурить породу, но камень не поддается: слишком твердый. Инженеры пытались придавить сверло механической рукой, но это пока не помогло. А в 1972 году астронавты Харрисон Шмитт и Юджин Сернан починили вездеход с помощью скотча, стоя в лунной пыли, и продолжили. Правда, поломка случилась из-за неосторожности Сернана. Роботы же не теряют бдительности.

Харрисон Шмитт, 1972 год Eugene A. Cernan/NASA/JSC

В пользу новой лунной программы есть и приземленные доводы. Благодаря "Аполлону" появились полезные обиходные технологии: обувь для спортсменов, огнеупорная одежда для спасателей, солнечные панели, датчики сердечного ритма. Новая лунная программа создаст новые рабочие места (критики скажут: "Просто сохранит оставшиеся после "Аполлона") и станет двигателем экономического роста, поможет наладить международное сотрудничество, а вдохновленные дети и подростки захотят стать учеными и инженерами. Впрочем, то же самое можно сказать про любой большой, впечатляющий проект, в том числе в космосе, но без космонавтов.

Как добраться до Луны

В очередной раз о Луне американцы задумались в 2017 году, когда Дональд Трамп подписал Первую космическую директиву, касающуюся планов США за пределами Земли. Сначала возвращение на Луну было намечено на 2028 год, но в марте 2019 года вице-президент Майк Пенс объявил о переносе сроков: теперь NASA должна успеть к 2024 году.

Новая американская программа называется "Артемида" — в честь сестры Аполлона из античных мифов, жестокой девы, которая была богиней охоты, дикой природы, целомудрия и Луны. Женское имя также напоминает об одной из поставленных задач — на поверхность спутника Земли должна впервые ступить женщина. Главных целей три: вернуться, обустроить постоянную базу и разработать технологии для полета к Марсу.

Главное отличие "Артемиды" от "Аполлона" — постоянная инфраструктура для будущих миссий. Сначала NASA хочет собрать станцию "Врата" (англ. Gateway) наподобие МКС, но меньшего размера (40 т против более 400 т), которая будет летать по сильно вытянутой орбите, то приближаясь, то удаляясь от Луны. "Врата" послужат перевалочным пунктом на пути к Луне и обратно на Землю, а позже — к Марсу или астероидам. Перемещая станцию с одной орбиты на другую, можно будет выбирать место высадки на Луне. Астронавты смогут провести в ней до трех месяцев.

' Предполагаемая орбита лунной орбитальной станции, рассчитанная NASA и ESA. Расстояние до Луны — 3–70 тыс. км'

Как и МКС, новая станция будет иметь модульную конструкцию. Из-за сжатых сроков перед первой высадкой на поверхность спутника "Врата" будут готовы в минимальной комплектации: блок с двигательной установкой и отсек для экипажа. К 2028 году с Земли доставят дополнительные блоки. Один из проектов предполагает и российский многоцелевой отсек для присоединения других модулей. Кроме Роскосмоса, вместе с NASA станцию хотят строить ESA, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), Канадское космическое агентство (CSA) и частные компании.

Чтобы долететь до "Врат" и Луны, NASA разрабатывает вместе с Boeing и другими компаниями новую сверхтяжелую ракету — "Систему для космических запусков" (англ. Space Launch System, или SLS). Испытательный запуск должен был пройти еще в 2017 году, но его несколько раз переносили, а теперь он запланирован на вторую половину 2021-го. Изначально на проект заложили около $11 млрд, но расходы уже превысили эту сумму. NASA говорила, что только SLS способна донести корабль с космонавтами и грузы так далеко, но в апреле 2019-го Джим Брайденстайн впервые допустил, что хотя бы для части полетов можно будет использовать модифицированную ракету Falcon Heavy компании SpaceX. В свежих брошюрах NASA о возвращении на Луну вскользь упоминается безымянная "коммерческая ракета".

Дела с кораблем, на котором полетят космонавты, обстоят лучше. Первый испытательный полет четырехместного "Ориона" (англ. Orion) без экипажа состоялся в декабре 2014 года, прошлым летом успешно испытали аварийную систему, а на июнь 2020 года был запланирован еще один беспилотный запуск, на этот раз — вокруг Луны. Его тоже перенесли на вторую половину 2021-го.

Наконец, когда в 2024 году "Орион" долетит на SLS до "Врат", астронавтам нужно будет как-то попасть на низкую орбиту, оттуда добраться до Луны и вернуться на станцию. Командного и спускаемого модуля вроде тех, что были в "Аполлонах", у NASA пока нет. Лишь в апреле 2020 года агентство выбрало трех подрядчиков. SpaceX, Blue Origin и Dynetics в сумме получили $967 млн и десять месяцев на постройку своих модулей-демонстраторов. После этого агентство выберет лучший — на нем и полетят к Луне.

По условиям конкурса, частные компании должны будут оплатить хотя бы 20% общей стоимости своего проекта. Это позволит снизить расходы на "Артемиду", а сумма набегает большая: в июне 2019 года Джим Брайденстайн говорил про $20–30 млрд за пять лет ("Аполлон" с поправкой на инфляцию стоил $264 млрд), а вскоре сказал, что надеется сократить траты за счет партнеров до менее чем $20 млрд. Бюджет NASA утверждает парламент, а конгрессмены также сомневаются насчет возвращения на Луну, как и остальные американцы.

Что будет после 2024 года

Вместе с каждой экспедицией на спутник будет прибывать оборудование для изучения условий на поверхности, научных исследований, геологической разведки, а позже — добычи, переработки ресурсов, строительства: орбитальные зонды, роботы-вездеходы и т.п. Но что именно NASA хочет возводить на Луне, неизвестно даже в общих чертах.

Зато уже сейчас известны многие трудности, которые мешают создать постоянную базу. На Луне нет атмосферы и магнитного поля. Что без скафандров люди задохнутся — это половина беды: ничто не защитит их от радиации и перепадов температур в сотни градусов; астероиды не затормозят и не сгорят от трения, а потому могут повредить технику; свет не рассеивается, из-за этого возникнут оптические иллюзии.

Как сказать жене, что летишь на Луну?

Еще одна проблема — лунная пыль, всепроникающая и острая: мельчайшие частицы, налипая на аппаратуру и скафандры, царапают стекла и приводят к поломкам, а когда астронавты раздеваются, попадают в глаза и легкие, вызывают зуд, а со временем, возможно, и более серьезные проблемы со здоровьем. Наконец, сутки на Луне длятся 28 дней (именно поэтому нам всегда видна только одна сторона: оборот вокруг Земли спутник делает за столько же времени), а человеческий организм к такому не привык.

Впрочем, с базой или без нее люди вернутся на Луну. Возможно, в этом был главный расчет администрации Дональда Трампа, когда срок был перенесен на 2024 год: времени осталось так мало, что "Артемиду" просто так не отменишь. Можно и нужно спорить, оправданы ли цели возвращения, критиковать раздутые расходы, но никто не предугадает, чем обернется новая лунная программа. Люди еще не пытались обосноваться на другом небесном теле — и это будет эпохальное событие, которое случится на наших глазах.


На самом деле, доказательств за 50 лет отсутствия человека на Луне накопилось множество, но чтобы прищучить этих киношников достаточно всего одного хорошего. Всего одна необъяснимая несостыковка рушит всю их историю. И эта несостыковка находится на Земле, а вовсе не на Луне.

Но давайте сначала. Первым был Юрий Гагарин, он провёл в космосе (на самом деле в верхних слоях атмосферы) всего полтора часа — но и это оказалось адом. Он испытывал ужасные 10-кратные перегрузки, представьте, что на вас навалили вес в 10 раз больше вашего. Маленькая капсула постоянно кувыркалась, а за обшивкой плавился металл. Юрий Гагарин был не только первый космонавт — но единственный ушедший с места посадки ногами, так как провёл в невесомости не так много времени.

В августе 61 года, космонавт Титов установил мировой рекорд пробыв в космосе сутки. Последствия очень плохие: рвота, головокружение, апатия — это при том, что он готовился, тренировался всю жизнь.

Космонавт Быковский пребывал в космосе аж 5 суток, тогда это считалось рекордом, и впервые сходил по-большому, а надо сказать капсула в которой он находился это по сути гроб, объёмом 1.6 метра. Попробуйте пролежать в нём 5 дней без гигиены с перегрузками. После приземления он не мог самостоятельно ходить, и рассказывал, что даже руку поднять было тяжело
А вот капсула американцев — Джемини. Ещё меньше нашей, объём 1.2 м. Они пошли на рекорд и находились 8 суток пристёгнутыми в скафандре в кресле. Восемь дней в неподвижном положении, ходили под себя, и даже размяться места не было. И при этом они выходят после приземления из этой Джемини и как будто вообще не испытывают никаких неудобств. Да даже если вы в постели 8 дней пролежите — встаньте голова закружится, а они в невесомости, выскочили из капсулы, прыгают, скачут.

Понимаете, после шестого витка вокруг земли у всех начинается тошнота, рвота, которую невозможно ни чем остановить, нарушение ориентации и вестибулярного аппарата, а тут им хоть бы хны.

И тут наши видимо, резко решили ускориться и отправили Адриана Николаева и Севастьянова сразу на 18 суток. После приземления космонавты были все синие и не могли пошевелиться, получили множественные инфаркты, земная гравитация оказалась для них почти смертельной. Николаев сразу потерял сознание и впал в кому — его еле-еле откачали, а Севастьянов даже ползал в самолёте на четвереньках — это был подвиг в его состоянии. Любой нетренированный человек сразу ж б умер. Даже через шесть суток после встречи с ними генерал Команинин так описывает их состояние

бледные, опухшие, апатичные, без жизненного блеска в глазах — они производили впечатление совершенно изможденных, больных людей.

После Николаев получил ещё два инфаркта и больше никогда в космос не летал навсегда оставшись инвалидом.

Дело в том, что ужасное, предынфарктное состояние космонавтов по понятном причинам скрывалось, в СМИ писали, только что космонавты чувствуют себя хорошо.


Вот фото не из СМИ а из закрытых источников, опубликованных после развала СССР. Отлично видно что космонавты просто не могут встать и им оказывают медицинскую помощь.

Сейчас ясно, что спастись от этого можно только многочасовыми физическими нагрузками в невесомости и специальным стягивающим костюмом. Но в маленьких капсулах ничего этого не было. И сокрытие СССР информации о плохом самочувствии космонавтов сослужило нам хорошую службу. Американцы этого просто не знали и в их постановках этот момент не учитывался. Из их капсул при приземлении космонавты выходили бодренькими.

А вот посмотрите какими счастливыми вылазят американские астронавты из капсулы Джемени 9. При этом советские космонавты Леонов и Беляев, пробывшие на орбите всего сутки, при аварийном приземлении 2 дня не могли ни разжечь костра ни настроить радиосвязь — настолько обессиленным они были. После пребывания в космосе более суток — космонавт не может самостоятельно передвигаться по Земле


Джемини 9. Как будто и не летали 3 дня в гробу привыкнув к невесомости, а после испытав огромные перегрузки при приземлении.

А вот Джемени 7 пробывшая в космосе 14 суток. Ребята после посадки обнимаются и ходят сами. А представьте, сколько отходов за полмесяца накопилось в их скафандрах-памперсах?

В интервью Борман — космонавт Джемени7 рассказывал, что летал 2 недели и не испытал никаких неудобств, кроме скуки и невкусной еды. Вот так! Никаких перегрузок или неудобств. Советские генералы только удивлялись и признавали что американцы обошли их на 5 лет


А теперь сравните обгоревшие советские капсулы и новенькие с иголочки капсулы американцев. Всё, дальше можно уже не искать, начиная с Джемени началась не космическая программа а киноэпопея Кубрика


Американская космическая программа уже уличена во вранье, стоит ли дальше что-то рассматривать? Теперь вас не должно удивлять, что за 50 лет, при огромном развитии прогресса, никто до сих пор так и не смог посетить Луну.

Отдельным вопросом стоит, почему руководство СССР это непотребство признало. Это косвенно говорит не только о продажности советской номенклатуры, но и о том, что уже тогда существовал кто-то, контролирующий информацию, в казалось бы противостоящих друг другу странах.

А на закуску вам такая информация к размышлению: Когда человек попадает в другую среду, он всегда находит что-то новое для себя, что-то открывает, находит какие-то артефакты. Попав на Луну — человечество вообще не обнаружило ничего нового и интересно. Так не бывает, точнее бывает, когда всё просчитано и никакие артефакты в съемках не были запланированы.

Земля — лишь маленький физический кусочек в мире нематериального. И как сказал Станислав Лем, чтобы покинуть пределы Земли надо не ракеты строить, а развивать своё ментальное тело. А мы со своими физическими законами лезем в тонкие тела.

Нет-нет, американцы, конечно, не такие растяпы, как мы о них думаем: скафандры они заказали заранее: к марту 2023 года, но что-то пошло не так, плюс весьма кстати случилась пандемия – и сроки пришлось переносить аж на 20 месяцев (больше, чем полтора года!).

Скафандр для Луны это не хухры-мухры, там много всего надо предусмотреть, технологию отработать, испытания провести, желательно, конечно, в открытом космосе.


Нет, мы, конечно, не верим, что американцы не умеют шить скафандры для Луны. Они ж их уже шили. Просто тот фасон устарел, сейчас в таком старье на Луну уже никто не летает: прошлый век. Плюс, как это часто у них бывает, выкройка где-то затерялась и ее не могут найти. Как и техническая документация на саму ракету. Пропала. Скорее всего, украли русские хакеры, они ведь все могут. Говорят, недавно Петрова и Боширова видели в районе Хьюстона. Они были в русских скафандрах и полиция их сразу опознала, а скафандры конфисковала.
И вот результат: высадка астронавтов на Луну в 2024 году стала невозможной из-за неготовности скафандров, говорится в докладе NASA.


Труден путь к Луне. Я уверен, что на этом пути НАСА подстерегает много неожиданностей. Например, нужно будет сделать спускаемый модуль, научиться прилуняться в нем на поверхность Луны, нужна шлюзовая камера, чтобы астронавты смогли выйти на поверхность. Нужно научиться взлетать с Луны и стыковаться с орбитальным модулем.

Наконец, нужно научиться делать нормальные туалеты: русских поблизости не будет, и если припрет – придется справлять нужду прямо на Луне, а скафандры этого не предусматривают… В общем впереди много новых технических проблем, которые просто так, сидя за компьютером, не решишь – нужны испытания, эксперименты, годы упорной работы, причем не на Земле, в космосе.

Эххх…. Как бы было хорошо, если бы не затерялась техническая документация на лунную программу прошлого века. Глядишь, и поспели бы к 2024 году.


Единственное, за что можно быть спокойным – это луномобиль. Машинка у американцев наверняка получится, а то можно и уже готовую Теслу взять. Ездит она на электричестве, скорость приличная, дорожных знаков на Луне нет – гоняй не хочу! За одно и рекорд скорости передвижения по Луне можно будет установить, чтобы два раза не летать.

Американцы же исключительная нация, им все по плечу, а то и по колено. А если что-то все-таки пойдет не так – Голливуд всегда выручит.

Сколько дней и часов лететь от Земли до Луны на ракете, спутнике, велосипеде или пешком. Исторический опыт, различные способы добраться до Луны, расстояние и время.

Несмотря на то, что Луна – ближайшее к нашей планете крупное космическое тело, космонавты не высаживались на ней уже многие десятилетия.

Одной из причин этого является значительное расстояние до спутника. А так ли оно велико, как принято считать, и сколько времени лететь от Земли до Луны, будет рассмотрено в статье.

  • Сколько километров от Земли до Луны
    • Сколько лететь от Земли до Луны на разных аппаратах
    • Сколько нужно времени, чтобы добраться до Луны
    • История полётов на Луну
    • Сколько летели до Луны американцы
    • Почему перестали летать на Луну
    • Перспективы полетов на Луну в будущем
    • Интересные факты
      • Заключение

      Сколько километров от Земли до Луны

      Для начала необходимо отметить, что расстояние до Луны – это не константа, как ошибочно считают некоторые. Оно может очень значительно изменяться в зависимости от времени, когда происходит измерение.

      Однако у этой величины есть два крайних значения. Ближайшую к Земле точку, через которую проходит траектория Луны, называют перигеем – расстояние до нее 367 047 километров, или чуть более 9 земных экваторов. Самая дальняя точка в траектории – апогей – удалена от Земли на 405 696 километров.

      Стоит также понимать, что путь до Луны – это не прямая линия от космодрома до места её текущего положения, ведь если вылететь на корабле по текущим координатам спутника, то по прилёту его там уже не будет – он продолжит движение по своей орбите.

      По этой причине при расчете маршрута за конечную точку принимают не текущее расположение Луны, а точку, в которой она окажется по истечении времени полёта.

      Таким образом, в зависимости от времени вылета может существенно изменяться и то, сколько километров лететь до Луны.

      Сколько лететь от Земли до Луны на разных аппаратах

      Немало людей, задаваясь вопросом о том, сколько лететь на ракете до Луны. Продолжительность полётов к спутнику Земли зависит в первую очередь от аппарата, который будет использоваться для этого: от его скорости, современности оснащения и того, присутствует ли на нём экипаж, или пилотирование производится автоматикой.

      За более чем пятидесятилетнюю историю покорения космоса к Луне летало немало космических кораблей.

      Самый продолжительный полёт к спутнику Земли длился более года: зонд ЕКА SMART-1 пробыл в пути целых 410 дней.

      Несмотря на внушительный срок, этот аппарат считается одним из самых высокотехнологичных из всех, что когда-либо запускались к Луне. Его главная особенность в революционном для 2003 года ионном двигателе, благодаря которому за весь путь он сжег всего лишь 82 килограмма топлива, установив абсолютный рекорд для этого маршрута.

      Неплохой скорости достиг китайский спутник Chang’e-1, добравшийся до Луны всего за 5 дней. Правда, стоит учесть, что перед полётом он какое-то время находился на земной орбите, собирая данные и проводя расчеты, чтобы правильно определить конечную точку.

      Сатурн-5

      Точные данные о том, сколько человеку лететь до Луны, дала знаменитая экспедиция экипажа Сатурн-5, в составе которой находился Нил Армстронг. На пилотируемой ракете астронавты добрались до спутника за 78 часов, после чего впервые в истории высадились на поверхность другого небесного тела.

      Необходимо упомянуть и о том, сколько лететь от Земли до Луны на современном аппарате. Быстрее всех сумел преодолеть это расстояние американский зонд New Horizons. Его полёт длился всего восемь часов тридцать пять минут. Его изначальной целью было движение в сторону Плутона, поэтому он не сближался с орбитой Луны, а пролетел мимо неё.

      Сколько нужно времени, чтобы добраться до Луны

      Как мы выяснили выше, расстояние от Земли до её единственного спутника не столь велико, как принято считать. Рассмотрим, сколько часов, дней или месяцев понадобится, чтобы преодолеть его разными способами.

      • На современном космическом корабле больше нет необходимости лететь до Луны на протяжении нескольких дней – в теории, высокотехнологичный аппарат доставит астронавта на орбиту в течение 9 часов. К сожалению, на практике этот путь окажется немного дольше – второй космической скорости в 11 километров в секунду корабль достигает постепенно, вырываясь из гравитационного поля Земли, а при непосредственном подлёте к Луне начинает тормозить заранее, что несколько замедляет процесс.
      • Корабли серии Аполлон, бороздившие космос в 1960-х годах, были способны доставить человека на земной спутник за 72 часа.
      • Теоретически, на среднем самолёте со скоростью 800 километров в час, преодолеть расстояние от Земли до Луны можно примерно за 20 суток.
      • Если бы спутника можно было достичь на автомобиле, то при средней скорости в 100 километров в час путь занял бы порядка 160 дней.
      • Поездка на велосипеде при средней скорости в 20 километров в час могла бы занять чуть более 2 лет.
      • Чтобы проделать пешком путь, сопоставимый со средним расстоянием между Землёй и Луной, понадобилось бы шагать около 9 лет без остановок.

      Свет до Луны долетает практически мгновенно – всего за 1,255 секунды.

      Наличие аппаратов, способных на такие перемещения, сделало бы полёты на другие планеты значительно проще. Однако в настоящее время не существует кораблей, способных перемещаться со скоростью света или даже приблизиться к ней.

      История полётов на Луну

      До конца 1950-х вопрос о том, сколько дней лететь до Луны, оставался лишь предметом теоретических расчетов.

      В 1959 году американский спутник впервые исследовал радиационную обстановку Луны с пролётной траектории на настоянии в 60 тысяч километров. Уже через полгода, в сентябре 1959, советский аппарат Луна-2 впервые достиг лунной поверхности, открыв эпоху практического изучения спутника. Ещё через месяц станция Луна-3 получила первые снимки обратной стороны Луны.

      В 1966 году советская Луна-9, после 4 потерпевших крушение станций, впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны. После этого в период до 1969 года к поверхности спутника были отправлены еще 30 летательных аппаратов, и лишь в июле 1969 пилотируемый Апполон-11 впервые доставил на Луну людей. Уже через 4 месяца экспедиция корабля Апполон-12 совершила вторую высадку на поверхность.

      В течение трёх лет американские астронавты совершили еще три высадки на поверхность. Шестая и последняя состоялась в декабре 1972. После этого на поверхность спутника совершали посадку лишь беспилотные модули, доставлявшие луноходы и совершавшие замеры.

      Сколько летели до Луны американцы

      Несмотря на огромную известность первой высадки на Луну Нила Армстронга, Апполон-11 – не первый американский корабль, долетевший до земного спутника. 21 декабря 1968 с американского космодрома стартовал Аполлон-8, совершивший первый в истории человечества облёт Луны под управлением астронавта – на путь до цели аппарат потратил 3 дня.

      Команде знаменитого Апполона-11 уже было доподлинно известно, сколько лететь до Луны, и через 76 часов после старта они также вышли на окололунную орбиту.

      В общей сложности экспедиция команды Армстронга продлилась 8 дней и 3 часа. Все последующие 5 пилотируемых полётов с высадками также прошли по графику, и их путь до Луны занимал чуть более 3 суток, с разницей в несколько часов.

      Почему перестали летать на Луну

      Несмотря на значительные успехи в освоении лунной поверхности, после возвращения на Землю Аполлона-17 в 1972 году попыток высадиться на спутник больше не предпринималось.

      Причин тому существует несколько: после прилунения Армстронга для СССР космическая гонка была проиграна, а впоследствии геополитическая обстановка между Россией и США изменилась, и господство в космосе перестало быть самоцелью и принципиально значимым моментом для этих государств.

      Экономическая целесообразность полётов на Луну оказалась под вопросом, поскольку ничего, что могло бы быть полезным, и для добычи чего было бы необходимо наличие людей, там обнаружено не было.

      При этом разработка и строительство космических аппаратов требовало огромных затрат – сейчас программа Аполлон обошлась бы США в 136 миллиардов долларов. Нести такие издержки при нулевой окупаемости страны не пожелали. А после появления соглашения о том, что все небесные тела являются достоянием человечества, стремиться занять их раньше других стало попросту бессмысленно. Автоматические исследовательские аппараты до сих пор летают к Луне, однако вновь высаживать на её поверхность людей пока не планируется.

      Перспективы полетов на Луну в будущем

      Сколько лететь с Земли до Луны

      В 70-90 годы полёты людей на земной спутник были признаны нецелесообразными, однако по мере освоения более дальнего космоса появились предположения о возможном создании на лунной поверхности перевалочной базы для более дальних полётов.

      Колонизация других планет на данном этапе развития технологий уже не кажется чем-то невероятным, из-за чего существует вероятность того, что именно Луна, как ближайшее к Земле небесное тело, может стать тренировочной площадкой для проверки таких разработок.

      К тому же, благодаря тому, сколько дней ракета летит до Луны с использованием современных технологий и темпам их развития, полёты на спутник в скором времени могут стать обыденным делом – важно лишь наличие достаточного финансирования.

      Интересные факты

      • В пространстве между Землёй и Луной могли бы поместиться все остальные планеты солнечной системы, поставленные в ряд.
      • Из-за формы орбиты Луны и постепенно снижающегося гравитационного поля между Землёй и её спутником, расстояние между ними ежегодно увеличивается приблизительно на 4 сантиметра.
      • Отражающая способность Луны почти вдвое меньше, чем у Земли. Из-за этого на совместных фотографиях яркость свечения спутника нередко ретушируется.
      • Первые живые существа облетели Луну еще в 1968 году, это были пассажиры корабля Зонд-5 : черепашки, мухи-дрозофилы, жуки-хрущаки, а также ряд растений и микроорганизмов. Лишь через 2 месяца их путь повторил пилотируемый Апполон-8.
      • За всю историю полётов лишь 12 человек ступали но поверхность Луны.

      Заключение

      Ответ на вопрос о том, сколько лететь до Луны по времени с учетом современных технологий, может удивить обывателя, ведь на это требуется меньше суток. Однако лунные программы с пилотируемыми людьми кораблями прекратились более 40 лет назад и в ближайшей перспективе вряд ли снова будут запущены из-за экономической нецелесообразности.

      (13 оценок, среднее: 4,31). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!


      Дмитрий Олиферович

      Специалист по пилотируемым космическим программам

      Почему люди не летали дальше Луны

      Зачем возвращаться на Луну

      — Автоматы на Луну летают достаточно давно. И СССР, и США запускали много автоматических лунных станций. Они выходили на лунную орбиту, совершали посадку, добывали образцы грунта. Но вскоре, в 1976 году, полеты автоматических станций тоже прекратились.

      Если в 1960-е годы освоение космоса было связано с политикой, и важно было просто доставить туда человека, то сейчас Луна видится как постоянный научно-инженерный полигон, где будут строиться базы и совершаться постоянные экспедиции.

      Луна отличается тем, что, с одной стороны, она находится в глубоком космосе, а с другой — достаточно близко от Земли. Это означает, что Луна может стать нашей тестовой площадкой для отработки пилотируемой миссии на Марс. Понятно, что с оговорками, потому что у Луны нет атмосферы, а у Марса есть, на Луне сила тяжести слабее, а на Марсе больше. Но в целом, Луна — это подходящий полигон для будущих пилотируемых миссий в глубокий космос.

      Чем полет на Марс отличается от полета на Луну или МКС

      — Сейчас люди летают на МКС, а МКС находится, по сути, внутри радиационных поясов Земли (300–400 километров), которые захватывают космическую солнечную радиацию, и поэтому внутри них, на низкой околоземной орбите, достаточно спокойная радиационная обстановка. Она выше, чем на Земле, но при этом, если не находиться там слишком долго — обычная экспедиция длится примерно полгода, человек не получает критическую дозу радиации.

      Кроме того, с МКС на Землю людей можно эвакуировать буквально за несколько часов, а если мы полетим, например, на Марс, это уже не получится — он находится на расстоянии как минимум 60 миллионов километров и средняя дорога к нему занимает семь-восемь месяцев.

      Причем если стартовать на МКС можно практически в любое время, то на Марс оптимально летать только примерно раз в два года, когда Земля и Красная планета находятся в таком положении относительно друг друга, что можно запустить корабль по оптимальной, так называемой гомановской траектории.

      Также на МКС есть постоянная связь с центрами управления полетами в реальном времени. И в случае нештатной ситуации можно сразу же получить помощь. При полетах на Луну связь также доступна. А Марс находится на таком расстоянии, что задержка сигнала будет составлять минимум 8 минут и максимум 40.

      Поэтому если мы хотим летать за пределы лунной орбиты, то нам придется придумывать такие протоколы полетов и методы работы экипажа, при которых люди смогут автономно сами починить свой корабль или решить какую-то проблему, не надеясь на помощь с Земли.

      Каким будет возвращение на Луну в XXI веке

      — До Луны лететь где-то трое суток: расстояние от Земли в среднем 380 тысяч километров. Как туда лететь, мы знаем. Но ракету, корабль и посадочный аппарат нужно создавать заново.

      Сейчас NASA создает и испытывает сверхтяжелую ракету SLS. В основе этой ракеты уже используемые технологии. Ее боковые части — это боковые твердотопливные ускорители, как в системе Space Shuttle. Центральная ступень ракеты SLS уже готова к полету, который планируется в ноябре следующего года.

      В частности, компания SpaceX недавно получила контракт от NASA для создания грузового корабля для доставки грузов на окололунную станцию Gateway. Эта станция будет частью большой инфраструктуры, которая позволит и NASA, и партнерам совершить посадку и экспедиции на поверхность Луны и даже послужит трамплином для полетов к другим небесным телам, потому что стартовать с орбиты Луны проще, чем с околоземной орбиты: сила тяжести на Луне примерно в шесть раз меньше, чем на Земле.

      Но если мы хотим осваивать Луну, нам никак не обойтись только одной окололунной орбитальной станцией, нужно сесть на поверхность. Поэтому NASA объявило конкурс на создание коммерческого взлетно-посадочного корабля, который сможет либо напрямую, либо от станции Gateway садиться к Южному полюсу Луны, а потом и в другие регионы нашего спутника.

      Почему Южный полюс? На Луне есть запасы водяного льда, и находятся они на Южном полюсе. На Северном полюсе тоже есть, но меньше. Лед обнаружен на дне кратеров, куда никогда не проникает солнечный свет и всегда тень, и там образуются так называемые холодные ловушки. Это места, где миллионы лет температура составляет минус 150–180 градусов. Если там поблизости построить базу, то можно будет этот лед добывать и превращать в водород и кислород.

      Сейчас три компании — SpaceX, Blue Origin и Dynetics — разрабатывают три варианта пилотируемых посадочных кораблей для NASA, первая посадка запланирована на 2024 год.

      Свои пилотируемые миссии к Луне планируют и другие страны, например Китай. Он впервые в истории космонавтики уже доставил луноход на обратную сторону Луны. Кроме того, буквально пару недель назад совершил тестовый орбитальный полет их лунный корабль, который, по планам, будет возить людей к Луне. Также в ближайшее время может состояться китайская миссия по доставке образцов лунного грунта.

      Читайте также: