Утепление микроавтобуса своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Недавно сделал глобальную химчистку в салоне микроавтобуса (Киа-Беста), так как предыдущий хозяин возил там два года четырех собак, чистота и запах соответствовали - в машину было сесть противно. Пришлось снимать все три ряда сидений, обшивки, итп, промывать салон под давлением из Карчера, раз восемь моющим пылесосом, вообщем три дня работали пять человек на мойке. В итоге салон близок к новому, но запашок остался. Пришлось снова все разобрать и оторвать к чертовой бабушке все подкровое войлочное покрытие (а в нем вся вонь и сидела, да и влагу собирала дай бог). В салоне стало отлично, чисто и пахнет лимоном :) Просушено все отлично, влаги не осталось ОДНОЗНАЧНО! Но теперь новая проблема (а может и старая, я до химчистки на этом автобусе не ездил). Особенно сегодня задолбала (при -25, ехал по трассе 150 км). Стекла изнутри все обмерзают НАГЛУХО, только до середины оттаивает лобовое (при печке на полную скорость и жару, весь поток направлено на стекло). Да еще дует по ногам водителя и пассажира спереди ужасно, думал ноги отморожу по дороге. Двигатель прогревается отлично (стрелка посередине), антифриз и термостат только поменял, дует жарко (т.е. радиатор печки тоже по-ходу нормальный), вторая печка (сзади) вообще вроде печет так, что пассажиры жалуются на жару (завидовал им всю дорогу :). Но стекла все обмерзли, не видно нефига! Отскребаешь с них лед (изнутри!), через 10 минут опять все затягивает. Теперь вот думаю о глобальном утеплении пола и дверей спереди (у водителя), а также забивании всех возможных дырок и щелей + какой-то модернизации печки (либо установке чего-то дополнительного, печка от запорожца не прокатит, так как машина дизельная, ну не ветерок же переделывать на 12 вольт, или тоже мысль?). Вопрос: чем конкрентно прокладывать/проклеивать полы, щели, дырки и какие еще советы будут по увеличению мощности потока воздуха на стекла?
Буду рад любым советам. Спасибо.

К сожалению, я мало ходил по питерским разборкам. Опыт суомиланенов для меня, безграмотного, доступен только в твердом виде.
Итак, цель - сухо и тепло в машине (тс).
Мои скудные познания - от простейших к дорогостоящим. (оценка материалов без работы в USD - полная стоимость).
Допускаем, что все работает, щелей нет и знаем какие-где кнопочки-рычажки чем управляют.

А. Стоим.
1. тс ставится на солнечном месте боком к солнцу. Можно около черной южной стены в безветренном месте.
2. Положить на сидение канистру с горячей водой.
3. Подогрев от 12 - второй акб (до 60)
4. Подогрев от сети 220 (до 100).
5. Облить двигатель горячей водой - только D (штраф от зеленых).
6. Подогреть каталитической газовой горелкой (до 150).
7. Вкл авономную печку (б/у - 200/300)

Завелись. Сидим - дышим.
Б.Влажность.
1. Очистить решетку воздухозаборника салона от снега.
2. Открыть окошко/не закрывать дверь.
3. Стряхиваем снег с ног.
4. Меняем памперс - толстая рекламная газета - под ногами/ковриком.
5. Вкл вентилятор.

1. Выкл отопитель салона.
2. Жмем педаль газа - легко.
3. Утепляем все трубки ситемы охлаждения (готовые трубчатые утепл для гор воды 5 п/м).
4. Ставим второй уплотнитель на двери/люки (30).
5. Прокладываем/обшиваем изнутри все м/поверхности в салоне (мягая не водопоглащающая пена, на пол - пенополиуретан до 10мм 30, везде пенополиэтилен 10 мм 100, за декоративные панели и потолок можно минвату, завернутую без дырок в полиэтилен 50, открытые м/поверхности - синтет-войлоком до 100).
6. Ставим теплоаккумулятор (350).
7. Утепляем двигатель вплоть до полного заключения его в кожух (базальтовая вата с фольгой, формованный полиэтиленом 100 или пенокерамикой).
8. Утепляем выпускной коллектор (кремнеземное иглопробивное волокно, фольга 100).
9. Ставим в окна стеклопакеты (300).

Поехали.
0. Выкл все по п.А.
1. Включаем фары
2. Вкл печку/обогреватели стекл.
3. Закрываем двери/окна.
4. Ставим картонку перед радиатором (неполностью и подходящего цвета гофрокартон).
5. Ставим защиту двигателя снизу (можно пластиковую максимального размера - до 100).
6. Обшиваем изнутри все м/поверхности, обдуваемые встречным потоком (фольгированный пенополиэтилен 50).
7. Ставим пластиковые подкрылки (100).
8. Вешаем внешнюю пластиковую обвеску без увеличения Сх и миделя/обрабытываем полуретаном/антигравием (от 100).
9. Ставим глухие декоративные колпаки на колеса.

Остальные, более радикальные средства не рассматриваются.

Теперь о патологии. В Вашем случае диагноз уже поставлен в др конф. Дистанционо лечить сложно - кажется, проблема толко во влажности. Рецепт: а) не подается в салон забортный воздух спереди, вх-труба перекрыта заслонкой или грязным фильтром; б) внутренний воздух не отсасывается наружу - сломан/закрыт прибор типа \"дуй-не дуй\", местоположение определяется по наружней пластмассовой решоточке на задних стойках крыши/ \"грибок\" на самой крыше - последнее редкость.

у меня аппарат (жестяная козель у которой по жизни никакой изоляции не предусмотрено, это не автобус) обклеена слоем ивановского стандартпласта (теплошумоизоляция) а сверху обшивка - жесть, пенополиэтилен и искожа. В результате - любая из двух печей прогревает собачник на 35-40 градусов (с -20 до +20), вместе пробовал - вышибает термозащиту.

(либо установке чего-то дополнительного, печка от запорожца не прокатит, так как машина дизельная,

какие еще советы будут по увеличению мощности потока воздуха на стекла?

вентилятор поставить помощнее. В корее-то тепло. правда может быть чревато термическими трещинами на стекле.

Имею во владении цельнометаллический фургон марки Газель, который в летнее время сильно нагревается изнутри, под воздействием солнечных лучей. Невозможно возить скоропортящиеся продукты. Планирую наклеить внутри на железо какой-нибудь теплоизолирующий материал, чтобы снизить температуру. Хотел бы узнать у специалистов, какой материал лучше всего использовать для этих целей?

Есть такой материал пенофол, но он бывает с фольгой с одной стороны. Вот этим материалом и "утепляйте" фургон. что бы внутри была оптимальная температура. Но все равно сильно вы ее не уменьшите и не увеличите.

Олег Вел , Осмелюсь поинтересоваться, какую роль в утеплении играет фольга на данном материале, и почему она только с одной стороны. Ещё,, если я не ошибаюсь, этот пенофол имеет разную толщину. Какая толщина лучше всего подойдёт в моём случае?

Мы тоже пенофолом утепляли свой фургон и получилось просто отлично. эффект был достигнут именно такой, как и хотелось. Спасибо большое знакомому, который нам вовремя порекомендовал этот материал.

Натали , А какой толщины пенофол вы использовали? Как и чем вы его крепили к металлу внутри машины? Интересуюсь, потому что в процессе эксплуатации, в условиях вибрации и скачков температуры, не всякий клей может быть достаточно надёжным.

Я утеплил свой фургон строительной минеральной ватой. Да, вышло дорого, но зато внутреннее пространство хорошо держит прохладную температуру и я абсолютно спокоен за скоропортящиеся продукты. Всем рекомендую.

Для термоизоляции фургона авто лучше пенопласта материала нет. Мин. плита по своим теплоизоляционным характеристикам ещё может с ним поспорить, но она мокнет, даже если фургон не имеет щелей, происходит это вроде как из-за конденсата, уже через год от неё не будет никакого толку.

Мы тут применили тот же способ что и для частного дома некоторые - приклеили экструдированный пенополистирол на монтажную клей-пену изнутри и чтобы его на отгрузках не попортить обшили ДВП, можно еще гипсокартон. Рекомендую.

Альберт , таких материалов довольно много самым лучшим из них является PIR-утеплитель, у него самая низкая теплопроводность. За ним следует полистирол и каменная вата. Пир-утеплитель фольгированный. Тут задавали вопрос для чего фольга? Фольга служит для отражения инфракрасного излучения входящего в спектр теплового излучения.

Мой муж в прошлом году тоже пенофолом утепляли свой фургон и получилось просто отлично . Он доволен полученным результатом. Всем еркомендую тоже так сделать.

Пенофол - это не плохо, но в сочетание с пенопластом будет лучше. Читал что советуют минеральной ватой, но не делал бы этого. Во первых дороже, а самое главное не гигеенично. Вы же продукты собираетесь возить.

Так можете остановить свой выбор на универсальном варианте, исходя из соотношения цена и качество и обшить такой фургон вагонкой. Будет вполне нормально!

Рекомендую нанести теплоизоляционный слой пенополиуретана. Данный материал наносится на металлический фургон методом напыления. У данного материала хорошая адгезия. Он "намертво" прилипает к металлу. У пенополиуретана низкий коэффициент теплопроводности. Летом фургон не будет нагреваться. Фактически ваш фургон превратится в рефрижератор.

Я утеплял Пеноплексом толщиной 20 мм, листы стандартные 1200х600х20 мм. Швы заделывал монтажной пеной, лишнее срезал. Получилось довольно не плохо. Клеил на нее же, но не уверен в правильности, возможно правильнее было бы клеить на какой-то из клеев.

Сегодня расскажу о нескольких способах, которые помогут сохранить или добавить тепла зимой в салон Вашего автомобиля. Утеплить авто можно достаточно дешево и вполне реально всё выполнить своими руками

Первым делом необходимо упомянуть саму печку, ведь в первую очередь именно от неё зависит, насколько тепло будет в салоне автомобиля. Как правильно её настраивать в холода я уже рассказывал. Но что бы радиатор печки отдавал тепло, в него нужно подать горячий антифриз. Уже от сюда становиться понятно, что в системе охлаждения ни в коем случае не должно быть воздуха, а уж тем более течей. Все эти проблемы могут являться причиной теплого воздуха в салоне авто зимой. О проблемах с системой отопления я тоже рассказывал в ЭТОЙ статье (проблемы с печным радиатором, корпусом печки, моторчиком печки и т.д.)


Сегодня поговорим не о проблемах, которые могут встречаться в автомобиле с системой отопления, а о том, как можно усовершенствовать штатную систему отопления и какие способы существуют для сохранения и увеличения тепла в салоне автомобиля. Сразу скажу, что поговорим как о простых доработках, так и о способах, которые потребуют технического вмешательства.

Картонка на радиатор поможет утеплить авто

Лидером по популярности является именно она. Устанавливается данный “девайс” с целью не только сохранения тепла в подкапотном пространстве, но и для ускоренного прогрева авто. Установленная картонка, или специальная проставка, препятствует притоку холодного воздуха к радиатору и подкапотному пространству. Появился данный способ “утепления” автомобиля очень давно. Например, на грузовых автомобилях СССР 50-х годов уже устанавливались специальные металлические жалюзи, которые водитель закрывал зимой, что бы быстрее прогреть двигатель. У некоторых современных автомобилей тоже в комплекте идёт съёмная закрытая решётка радиатора. Она надевается поверх обычной решетки радиатора, а при необходимости её так же легко снять.

Как сохранить тепло в автомобиле? Почему зимой холодно в авто? установка картонки

Плюсы данной доработки:

  • Простота установки. Установить картонку между радиатором и решёткой радиатора сможет с лёгкостью даже девушка. Для её установки не требуется дополнительных креплений. Время установки не более 10 минут;
  • Дешевизна. Стоимость данной доработки равна 0. Подойдёт обычная картонка. Конечно, можно купить в магазине специальную проставку, но стоит ли? Функция у данного “девайса” одна и выполнять её обычная картонка будет не хуже;
  • Благодаря картонке, автомобиль значительно быстрее прогреется;
  • Такой способ очень эффективен при езде по трассе. Многие автомобили начинают “остывать” на скорости. Картонка поможет сохранить рабочую температуру;
  • Температура в прогретом салоне поднимется на 3-5°C;

Минусы данной доработки:

  • Если слишком сильно закрыть картонкой радиатор, то автомобиль начнёт кипеть;
  • Если погода изменчива или температура окружающего воздуха поднимается выше 0°C, то автомобиль тоже может закипать. В таком случае, вместо пользы, картонка будет только вредить авто. Картонку рекомендуется устанавливать при температуре ниже -10°C.

Как сохранить тепло в автомобиле? Почему зимой холодно в авто?

Радиатор следует не полностью закрывать. Обрежьте картонку так, что бы она перекрывала радиатор не более чем на 60%. При такой установке, вентилятор сможет охладить радиатор, когда это необходимо.

Самое главное не забывайте вытащить картонку с приходом весны.

Утепление подкапотного пространства автомобиля

Что только не придумывали автовладельцы для утепления подкапотного пространства. На двигателя укладывались всевозможные одеяла, фуфайки, войлок и т.д. Сейчас можно купить специальные “покрывала” для моторного отсека, под названием автотепло. Или еще дешевле – кусок пенофола, материал для утепления. Собственно смысл данной доработки – не дать автомобилю остыть при стоянке и быстрее прогревать при пуске.

Войлок. утепляем автомобиль

Войлок

  • Дёшево;
  • Простая установка;
  • Эффективно. Подтверждено опытным путем.
  • Долго остывает, быстро прогревается;
  • Добавляется шумоизоляция;

Минусов так же нет, если использовать не горящий материал. Иначе есть риск возгорания.

автотепло. что это

Автотепло

Установка дополнительной помпы в авто

Очень популярным методом утепления авто является установка дополнительной помпы. Проще говоря, перед печкой, в разрез патрубка от печного радиатора устанавливают дополнительный насос, который начинает быстрее прогонять горячую ОЖ через печной радиатор. Такой способ эффективен, когда штатная система отопления не достаточно прогревает салон, хотя полностью исправна.

Схема работы дополнительной помпы. установка доп помпы в авто

Схема работы дополнительной помпы

Основная помпа у автомобилей располагается в самом двигателе, ей достаточно тяжело продавить антифриз через печной радиатор. А вот дополнительная помпа отлично справляется с этой задачей. У многих автомобилей такая помпа устанавливается с завода, и включается автоматически при включении печки. Примерами таких авто являются Opel Omega B, ГАЗель, Mercedes W210, W219.

Что бы установленная конструкция служила долго, дополнительную помпу следует устанавливать на патрубок, который выходит от печки. Не следует устанавливать насос на подачу горячей ОЖ, так он быстрее выйдет из строя.

Стоимость всех комплектующих для установки дополнительной помпы на любой автомобиль обычно не превышает 3 000 рублей, при условии, что устанавливать её самому (сложного нет ничего), в автосервисе за такую работу возьмут порядка 1500-3000 рублей.

Как сохранить тепло в автомобиле? Почему зимой холодно в авто? Пример установки Доп. помпы от ГАЗели

Пример установки Доп. помпы от ГАЗели

  • Печка на холостом ходу начинает греть ничуть не хуже чем на ходу;
  • При прогреве автомобиля печка так же начинает быстрее прогревать салон авто;
  • Включение данного “девайса” обычно выводят на отдельную кнопку, что позволяет при ненадобности его отключать;
  • Можно прогревать салон с заглушенным двигателем. Естественно делать это можно когда ДВС прогрет.

Я считаю, что минусов у данной конструкции нет вообще. Да и обладатели данной доработки отзываются только положительно.

Утеплить авто можно с помощью теплоизоляции

утепляем двери авто

Завод изготовитель бюджетных автомобилей практически никак не утепляет салоны авто. Изготовитель экономит на всём, и о какой теплоизоляции может идти речь, когда даже шумоизоляции нет с завода. Поэтому многие автовладельцы вынуждены утеплять авто сами. Тут всё просто, прокладываем специальный термоматериал (выбор очень велик) между частями кузова и декоративными обшивками. Если Вы эффективно хотите утеплить свой автомобиль, то проложить термоматериал следует даже в багажнике и под торпедо. Экономить на материале тоже не стоит, хотя даже самый дешевый материал лучше, чем ничего. Так же, эффект будет зависеть ещё и от качества работ. Отдавать автомобиль для проведения таких работ, следует мастерам, которые уже делали это не один раз.

Если капот автомобиля с обратной стороны штатно ничем не утеплён, то необходимо обклеить и его.

утепление капота авто. Сохраняем тепло в авто

К утеплению автомобиля можно еще отнести замену уплотнителей дверей. Если автомобилю больше 5-ти лет, тогда скорее всего дверные резинки давно износились и их следует заменить на новые. Благодаря новым уплотнителям теплый воздух не будет выходить на улицу.

Как сохранить тепло в автомобиле? Почему зимой холодно в авто? Замена уплотнителей двери.

Утеплить авто можно заменив уплотнители дверей

  • Утеплить салон однозначно получиться, эффект вас приятно удивит, даже если утеплить только двери авто;
  • Салон не только получит хорошую термоизоляцию, но и дополнительную звукоизоляцию, что тоже большой плюс;
  • Салон авто будет долго сохранять тепло. Даже после часового простоя на морозе, сев в авто, Вы не замёрзнете;
  • Стоимость. За теплоизоляцию салона придется выложить не меньше 20 000 рублей. Конечно, если все работы по разборке и сборке салона будите выполнять сами, то можно уложиться в 7 000 рублей.

Правильная парковка автомобиля поможет сохранить тепло

Звучит смешно, но правильная парковка автомобиля поможет быстрее прогреть салон автомобиля. Не стоит оставлять на ночь автомобиль на открытой местности. При такой парковке автомобиль будет сильнее промерзать и дольше прогреваться.

Парковаться следует во дворе, а еще лучше на огороженной парковке. В таких местах нет ветра, с утра автомобиль прогреется значительно быстрее.

Как сохранить тепло в автомобиле? замерзжий авто

Особенно это правило касается жителей посёлков и деревень, где преобладает открытая местность.

Хочу отметить, что температура в салоне автомобиля будет зависеть на 70% от работы печки. Исправная печка на прогретом автомобиле, при оборотах двигателя примерно 2000 об/мин, должна слегка обжигать руку, непосредственно поднесённую к дефлекторам. Если эффект не такой, и Вы лишь слегка чувствуете тепло, то в первую очередь необходимо заняться диагностикой печки и её ремонтом, а уже потом пытаться сохранить тепло в авто.

Способы, приведённые мной в этой статье, помогут Вам именно сохранить тепло. Этими методами врятли получиться “обогреть” автомобиль.
И ещё один совет напоследок – занимайтесь диагностикой и ремонтом печки летом или ранней осенью, не стоит ждать зимы. Обслуживайте свой автомобиль, и он однозначно порадует Вас тёплым и комфортным салоном зимой!

Готовить сани нужно летом. Примерно в это же время желательно утеплить двигатель автомобиля, чтобы наступившие морозы не принесли автолюбителю огромных неприятностей.


Для этого вовсе не обязательно обращаться за помощью на СТО. Можно сэкономить деньги и провести данную процедуру самостоятельно.


Содержание

Преимущества утепления двигателя

Не стоит полагаться на инновационные системы подогрева, которыми широко оснащены современные автомобили. Вряд ли они рассчитаны на суровые российские зимы.


Если не произвести утепление, возможны следующие проблемы:

  • Загустеет масло, что ускорит износ деталей;
  • Снизится качество топливно-воздушной смеси;
  • Быстрее станет разряжаться АКБ;
  • Увеличится расход топлива.


А утепление мотора в стужу значительно продлит срок его эксплуатации. Представьте ситуацию: загустевшее под воздействием холода масло не может пробиться по узким каналам к определённым деталям. Без качественной смазки они очень быстро выходят из строя.











Зачем нужно утепление

Даже самая качественная сборка автомобиля через 5 лет эксплуатации может износиться, если не беречь двигатель от воздействий внешней среды. В салоне будет шуметь и стучать. Машина превратится в решето, моментально выпуская тепло изнутри при заглушенном моторе.


Простая процедура по утеплению двигателя способна:

  • Снизить время работы на холостых оборотах;
  • Улучшить шумоизоляцию в салоне;
  • Снизить вибрацию агрегатов;
  • Избежать порчи лакокрасочного покрытия;
  • Упростить запуск двигателя после ночной стоянки;
  • Сэкономить время на прогреве двигателя.


Так что дилеммы, утеплять или нет, перед водителем не должно вставать.










Как утеплить дизельный двигатель

Мотор, работающий на дизеле, наиболее уязвим под воздействием низких температур. Мороз ниже 20 градусов для него – критическая черта. Так что следует вооружиться необходимыми инструментами и материалами и приступить к делу.


  • Обычный офисный степлер;
  • Ножницы с острыми концами;
  • Полиэтилен гофра;
  • Инструменты для работы с силиконом.


  1. Загоните транспортное средство на смотровую яму.
  2. Измерьте окружность трубопровода.
  3. Вырежьте из вспененного полиэтилена полосу по размеру трубы.
  4. Уложите утеплитель и зафиксируйте степлером.
  5. Хвостик, получившийся в конце обмотки, заделайте герметиком.


Таким же образом законопатьте все щели под капотом. Учтите, что гофру для утепления следует брать не менее 5 мм.


Далее приступайте к радиатору:

  1. Измерьте периметр радиатора.
  2. Вырежьте из утеплителя кусок в 2 раза превышающий сам радиатор, чтобы закрыть его с двух сторон.
  3. Заготовку протолкните, начиная от привода замка и постепенно распрямляя.
  4. Подсуньте утеплитель вверх под замок.


Если будете использовать не утеплитель, а войлочный материал, обязательно оставьте немного места для доступа воздушного потока, иначе возможен перегрев.


Никаких дополнительных креплений делать не понадобится. Оставшиеся щели конопатить не нужно, чтобы предотвратить возможность перегрева двигателя.


Сам двигатель следует укрыть старым одеялом или любым войлочным материалом.


Перевернув фольгу вниз, можно утеплить рампу и топливный фильтр. Правда, делается это в самые экстремальные морозы.


Как утеплять бензиновый двигатель

Если транспортное средство оборудовано бензиновой силовой установкой, утепление двигателя на зиму тоже является необходимой составляющей.











Радиатор следует утеплять по вышеуказанной методике, но использовать не картон, а специальные утеплители. При повышении температуры их клапаны будут открываться и не позволят двигателю перегреться. Можно дополнительно проложить изоляционный слой между самим радиатором и его решёткой.


Что можно установить под крышкой капота:

  • Минеральная вата.
  • Войлок.
  • Фольгированный полипропилен.


В продаже есть и другие материалы для утепления. Из них можно вырезать заготовки нужного размера и произвести утепление.


Чтобы утеплить мотор, следует действовать в такой последовательности:

  1. Снимите защиту силового агрегата, очистите от грязи и обезжирьте.
  2. Вырежьте из куска утеплителя заготовку так, чтобы она перекрывала места креплений защиты с зазором в 2 см.
  3. Тщательно прижмите утеплитель к поверхности защиты.
  4. Оклейте утеплителем поддон картера, предварительно обезжирив его.
  5. Для самых крайних точек севера утеплите промежуток между моторным отсеком и салоном авто.


Сделать это будет достаточно трудно, но результат превзойдёт все ожидания.


Советы от жителей Крайнего Севера

Если живёте в средней полосе, но зимой собираетесь путешествовать по северу страны, нужно основательно подготовить к подобной поездке свой внедорожник. Ведь эксплуатация автомобиля при -20-25°C – это совсем не то, что при -40°C и даже ниже.


Тут уж кроме утепления двигателя, радиатора и межмоторного пространства, следует позаботиться дополнительно об утеплении:

  • Крыши;
  • Дверей;
  • Передней панели, граничащей с моторным отсеком;
  • Отсеков, по которым идут провода;
  • Патрубков системы охлаждения;
  • Задних стёкол.


Поверх лобового стекла желательно наклеить ещё одно, оставив сантиметровый зазор и насыпав внутрь силикагель.


В Арктике отделаться картонкой на радиаторе невозможно. Здесь желательно сделать что-то типа папье-маше:

  1. Намочите газеты и клейте их на горячий радиатор.
  2. Прижимайте слои с двух сторон.











Когда газеты высохнут, они будут плотно прилегать. Весной их можно легко снять. Дополнительно следует утеплять внутреннюю часть крышки капота, а также не забыть про арки, находящиеся со стороны моторного отсека. Для этой цели используют те же материалы.


Если внедорожник произведён для Арабских Эмиратов, то выезжать на нём на Крайний Север категорически не рекомендуется. Никакие мероприятия по утеплению в данном случае не помогут.


Можно, конечно, приобрести комплекты для утепления моторного отсека в готовом виде. Но следует учитывать, что обычно они рассчитаны на мороз в -10 градусов. А если в регионе суровые зимы, то придётся обустроить всё своими руками.

Читайте также: