Усилитель с эмос своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 06.08.2024

Репутация: 0

Вот уж почти 2 года служит мне верой и правдой мостовой усилок для саба на базе двух TDA7294. Все бы ничего- ус как для своего класса меня более чем устраивает, но. Ради интереса провел замеры выходного сопротивления по общепринятой методике и получилось около +0,05.
+0,32 Ом в диапазоне частот 15-100Гц. Можно ли ввести Э.М.О.С.(или ПОС по току) в усилитель в интегральном исполнении с целью получения отрицательного сопротивления и повышения демпфактора? Саб на базе автомобильного Pioneer TS-W 306 C собрал несколько месяцев назад, и все бы ничего, если бы мне вчера в качестве эксперимента не притащили совковый доработанный "бриг" с Э.М.О.С.(отключаемой), впечатления от разницы в уровне звучания и послужили поводом для этой темы. Буду рад услышать ответы от всех гуру припоя и паяльника

Репутация: 126

Для ЭМ(еханической)ОС желательна, во-первых, механическая составляющая, а именно датчик (если не снимать противоЭДС с той же катушки). В отечественных АС это така-ая редкостная бяка была.

Во-вторых, лично я не уверен, что +0,05. 0,32 — это плохое значение (равно как и искусственно достигаемые за счет обратной связи высокие коэффициенты фактора демфирования — как и вообще пользу от высокого коэффициента демпфирования — для старых схем вообще было нормой несколько единиц. а ныне народ вообще иногда ИТУНами балуется. ).

А разница в звучании могла быть просто за счет именно доработки, а не ЭМОС.

Репутация: 5

trion
ЭМОС. вспоминаются студенческие времена, когда ничего не было- ни компьютера, ни машины, а все силы были брошены на девушек и доработку имеющихся вильмы 102, S90 и брига
По сабжу- скорее всего, ты перепутал и твой бриг оснащен системой компенсации полного сопротивления проводов, соединяющих выход усилителя с акустикой(скорее всего, скопировано с аналогичных усилителей Kenwood Sigma Drive System и аналогичных, либо взято решение Сухова в его разработке 1989 г). Устройство также в определенной мере компенсирует и реактивную составляющую входного сопротивления акустики. Может быть установлено почти в любой усилитель, собранных по схемотехнике неинвертирующего усилителя, работает на слух тем эффективнее, чем хуже исходный усилитель

Репутация: 5

NEW
лично я не уверен, что +0,05. 0,32 — это плохое значение
А кто ж знает, что за "общепринятую методику" использовал автор? усилитель, имеющий на активном сопротивлении 0.001 ома, может на реактивности показать 1-10 ом. Посему о качестве усилителя молжно рассуждать , только проводя испытания на нагрузке по IHF A202 (RLC -цепочка, имитирующая реальную нагрузку усилителя)

Репутация: 0

Что же все таки сделать,я, если чесно, так и не понял.Небольшое уточнение- сама схемотехника "Брига" по словам владельца дорабатывалась для улучшения демпфирования головки НЧ. Посколько эта "опция" отключаемая,то вряд ли она носит жизненно необходимую роль для работы уса.При ее включении басы становятся еще более мясистыми и упругими,на сложных ударных фрагментах несколько устраняются призвуки.Естественно, что это все относится к ньюансам- саб играет и так очень даже ничего,просто с этой фишкой еще лучше

Репутация: 0

Даже при отсутствии сигнала при щелчке пальцем по диффузору с включенной фишкой последний не издает НИ ОДНОГО левого призвука.Грубо говоря-попробуйте бросить шарик на стальной,а после на свинцовый лист,разница примерно такая же

Репутация: 5

trion
ЭМОС подразумевает, как уже писал NEW, не только доработок усилителя, но и наличие датчика ОС, непосредственно соединяемого с диффузором НЧ динамика для отслеживания его хода. Насколько можно понять из твоего поста, это не ЭМОС, а, скорее всего, какой либо конвертор отрицательного выходного сопротивления (КОС). Дак а нельзя у автора доработок уточнить, что он такое там сделал и по какой схеме? Усилитель соединяется с акустикой по двум проводам или есть еще что то?

Репутация: 0

Репутация: 0

А на вопрос "в чем же черт подери соль?" автор только досадно махнул рукой и выдал:"давно это было. "Загадочно, в общем.
Ребят,я вам чесно признаюсь, моя стихия- воротить сабы и корпуса для них,паяльник мне тоже не враг,повторить схему-тоже не проблема,но когда дело доходит до таких нюансов- я пас.Методом тыка никогда усы не переворачивал,только по заготовкам,а тут еще и ИМС.

Репутация: 126

trion
Ну а допросить (после ) автора с пристрастием про "что же туды ДОБАВЛЕНО"? Вместе открыть-посмотреть-срисовать?
Ну и что, что ИМС? У нее разве нету подробной схемы? Выход и ОБА входа есть? Значить можно и ЭМОС приделать.
Что-то смутно вспоминается. про пассивный НЧ, с коего и снимается доп-ОС, про микрофоны для той же цели.
И потом, БРИГ — это-таки не ТДА_шка.
А тогда как быть с восторгами от "лампового" звучания? Там-то Rout да-алеко не 0.

Репутация: 0

1.ТДАшка ТДАшке рознь.Без той злополучной наворотки бриг не шибко то и лучше звучит,если чесно.
2.Вчера вечером измерил сопротивление уса (на ТДАшке) на эквивалентной катушке динамика RCL-цепочке,получилось около +0,6. +0.87ом.
3.Все мы понимаем,что впаять нечто большое типа "бриг" в корпус сабвуфера-изврат.А выводить отдельный блок наружу- тоже не дело.Так что буду пытаться вертеть то,что есть.
4.Что можно в данном случае РЕАЛЬНО сделать для снижения сопротивления уса(компенсация/ПОС?)

Репутация: 126

Репутация: 126

про пассивный НЧ, с коего и снимается доп-ОС, про микрофоны для той же цели.

. с соответствующими задержками
Они и в наших АС все убивали, при соответствующем непосредственном датчике, работали только на синусоиде и в ограниченном диапазоне, что позволило рапортовать о снижении ГИ на НЧ.
Т.е. как идея ради идеи для развития молодежи это, конечно, интересно, но на практике — проще схема — меньше ошибок и влияния неучтенных факторов. А появление в тракте уже воспроизведенного ранее сигнала и так по кругу — особо хорошего в этом мало. для стационарного сигнала фиксированной частоты — пойдет, но кому это нужно там?

Репутация: 126

Репутация: 5

trion
В таком случае, тебе придется вскрыть корпус брига и сфотографировать платку, на которой смонтирован доп. блок. Скорее всего, она врезана в цепь ООС оконечного УМЗЧ Брига. Либо сообщи, на чем это собрано. Учитывая, что у тебя только 2 провода соединяющих акустику с УМ, отсутствие на платке операционников говорит о том, что автор доработки использовал обычную частотную коррекцию на каком то участке диапазона НЧ; если есть ОУ, то все несколько более серьезно и говорит об наличии ПОС (или отрицательном сопротивлении выхода на НЧ, таких разработок было достаточно много опубликовано в радио 70-80 годов)
У меня есть многое из всей коллекции журналов радио, с 1978 г., я могу посмотреть, какой схеме это соответствует- если ты подробно мне опишешь, а то и перерисуешь схему корректора, использованного в бриге. также потом можно будет дать рекомендации по переделке этого всего для применения на базе монолитных умзч типа тда

Репутация: 0

Увы,видно не судьба. Автор залил весь блок(небольшой,кстати) эпоксидной смолой.Рисунок платы вовсе не видно.Зато четко просвечиваются два ОУ типа К140УД8А.Деталек немного,на схеме два подстроечных резистора,опять таки,дальновидно замурованных эпоксидкой.На эквивалентной RLC-нагрузке на частоте 32Гц( fр головки) сопротивление явно не со знаком "+".Понимаю,что это по сути "письмо в деревню дедушке",но больше узнать ничего не удалось.Кстати,что собой представляет компенсация сопр. проводов(схематика)?

Репутация: 0

Alex P
Не думаю что LR на выходе сильно увеличит качество звучания ТДА, мало того при применении не точных R можно испохабить сигнал. Кроме того если бы присутствовало сильное влияние АС или "возбуд" думаю 7294 либо выгорело либо неимоверно грелась в силу своей специфики (невероятной неустойчивости).
Или Вы говорите о какой-то другой системой компенсации полного сопротивления проводов ? Да и откуда там взяться большой длине проводов.
Мне интересно стало

Репутация: 5

swizal

Что то совсем не понял твоего поста
Не думаю что LR на выходе сильно увеличит качество звучания ТДА, мало того при применении не точных R можно испохабить сигнал.
Ты это о чем? вроде бы я не писал об этом. А оснащение LR цепочкой в монолитных (и не только)усилителях применяется как раз для получения стабильной работы на реактивную нагрузку, но не для какого то компенсирования — наоборот, такая цепочка ухудшает качество, но является вынужденной мерой

Кроме того если бы присутствовало сильное влияние АС или "возбуд" думаю 7294 либо выгорело либо неимоверно грелась в силу своей специфики (невероятной неустойчивости).
Вовсе не обязательно. Дело в том, что сами по себе провода могут иметь незначительную (сравнительно с входом акустики) реактивность, но достаточно ощутимое активное сопротивление (хотя в любом случае емкость соединительных проводов, и значительная, имеет место быть). А вот значительная в диапазоне входная реактивность акустики вкупе с эти дадут значительное искажение сигнала, учитывая падение сопротивления, к примеру, 4-х омной акустики до величины 0.1-0.5 Ома в диапазоне частот и уровней сигнала. Величина искажений сигнала на входных зажимах акустики может достигать 0.5 %, тогда как одновременно на выходных зажимах усилителя Кг пренебрежимо мал.

Или Вы говорите о какой-то другой системой компенсации полного сопротивления проводов ?
Что значит "о какой то другой системе" ? а какую систему имеешь ввиду ты? LR -цепочку?
Система компенсации сопротивления проводов (или, точнее, искажений сигнала, возникающих на зажимах акустики) по способу функционирования одна (несмотря на разные названия у буржуйских производителей) и работает так:
При протекании сигнала через какой либо провод, соединяющий акустику с усилителем, на нем образуется падение напряжения (нелинейная, зависящая от частоты и уровня сигнала, величина). Это падение напряжения еще одним (третьим, его сечение некритично вследсивие высокого входного сопротивления каскада, обрабатывающего этот сигнал) проводником подводится обратно к усилителю, точнее к его блоку- корректору. На выходе корректора образуется сигнал, пропорциональный падению напряжения на обоих "силовых" акустических кабелях (можно считать, что по ним протекает один и тот же ток и они имеют равные параметры). Этот сигнал суммируется с сигналом основной ООС, в результате чего на выходе усилителя напряжение увеличивается ровно на ту величину, на которую оно упало, дойдя до зажимов акустики. Из этого понятно, что такая система компенсирует не только активное , но и реактивное сопротивление как проводов, так и акустики по входу

Да и откуда там взяться большой длине проводов.
В смысле откуда? далеко не всегда удается разместить усилитель рядом с акустикой, и провода от усилителя к акустике прокладывают по периметру комнаты, а не по кратчайшему пути

trion
что собой представляет компенсация сопр. проводов(схематика)?
См. выше мой ответ swizal

Репутация: 0

Alex P
>Да и откуда там взяться большой длине проводов.
>В смысле откуда? далеко не всегда удается разместить усилитель рядом с акустикой

Вы представляете, что останется от баса в сабе на TDA 7294 (trion_на) если L провода была достаточна велика?
Кроме того автор:
А выводить отдельный блок наружу- тоже не дело
Подразумевает наличие уся в сабе, откуда там длинна?

А оснащение LR цепочкой в монолитных (и не только)усилителях применяется как раз для получения стабильной работы на реактивную нагрузку, но не для какого то компенсирования

На счёт этого не ко мне . Если SGS-Thomson или National Semiconductor комментируют применение выходной RL-цепи уменьшением Q компенсирующей паразитную емкость проводов и звуковой катушки динамика, то наверняка это так и есть, роль компенсации всё же выполняется .
Что то совсем не понял твоего поста
Интерес, конкретный интерес применение компенсации для TDA, её реализация, необходимость. Не понятие её применения для TDA, если в вышеупомянутом Вами Суховком УМЗЧ высокой верности многие называли это не иначе как данью моде и эротикой в звукотехнике. То что ж Вы предложите ( схему ) для конкретного случая.
Уж простите за назойливость

Репутация: 0

Репутация: 5

Кроме этого, в ответ на мой вопрос:
"Усилитель соединяется с акустикой по двум проводам или есть еще что то?"
ты пишешь:
"Обычные 5мм провода отключаются от моего усилка и бросаются на его усилок.Дальше- уже известно "
Отсюда я делаю вывод, что все улучшение качество звука саба можно смело отнести к э..э, особенностям твоего психоакустического воприятия- ведь сам компенсатор у тебя был не в работе, ты его просто не задействовал
посмотри, от чего идет провод на его вход

Либо автор схемы тебя обманул с использованной им схемотехникой (т.е. корректор сделан не по Беспалов И., Пикерсгиль А. "И снова об ЭМОС")

swizal
Вероятно, по причине врожденного тугодумия, с трудом вникаю в суть Ваших предложений, но ладно
Вы представляете, что останется от баса в сабе на TDA 7294 (trion_на) если L провода была достаточна велика?
Бас великолепно вынесет любое увеличение L проводов, я вас уверяю а вот ВЧ будут грязными. Этой буквой вы имели ввиду индуктивность?

Подразумевает наличие уся в сабе, откуда там длинна?
Я про длину проводов рассказывал автору темы касательно применения устройства компенсации полного сопротивления проводов.
Касательно "уся в сабе", если я правильно читаю, автор пишет " притащили совковый доработанный "бриг" с Э.М.О.С."
Автор темы, скорее всего, выход брига включал не на вход встроенного усилителя саба
Поэтому я Вас, в свою очередь не понимаю, при чем здесь "уся в сабе"?

Если SGS-Thomson или National Semiconductor комментируют применение выходной RL-цепи уменьшением Q компенсирующей паразитную емкость проводов и звуковой катушки динамика, то наверняка это так и есть, роль компенсации всё же выполняется .
Уверяю Вас, роль этой цепочки вовсе не в какой то компенсации (вы не будете отказываться, если я скажу, что компенсация по определению вещь хоть мало мальски нормируемая по отношению к той величине, которую она компенсирует?:)), а в повышении устойчивости работы усилителя с нагрузкой, имеющей значительную реактивность

в вышеупомянутом Вами Суховком УМЗЧ высокой верности многие называли это не иначе как данью моде и эротикой в звукотехнике.
Видите ли, Ваш пост характерен для специалиста, знакомого с темой так сказать понаслышке. Или не пожелавшего чуть вдуматься в нее. Давайте я вам задам довольно простую загадку- в каком случае вы правы, а в каком совершенно нет? Подсказка- в значительнои большинстве случаев вы будуте не правы, критически оценивая эту разработку Сухова

То что ж Вы предложите ( схему ) для конкретного случая.
Уж простите за назойливость

Ничего страшного. "Еще пара вопросов и он точно срежется! " ©
знаете, я собрал пару таких систем в свое время (именно для тех случаев, когда она действительно была необходима и давала существеннейший эффект). ВВести компенсатор полного сопротивления проводов и входной реактивности нагрузки в готовый усилитель- не проблема, схемотехника проста. Это оказывается легко возможным, если исходный усилитель построен по схеме неинвертирующего операционного усилителя
Но, правда, любой такого рода корректор потребует довольно трудоемкой подстройки по осциллографу и генератору, и привести точные номиналы некоторых элементов невозможно (вплоть до 2-х крат). Поскольку и акустика у людей разная, и провода разные, и усилитель разные (с разной степенью эффективности прокачивающие реактивную нагрузку)
Но, в любом случае, я готов принять от Вас ссылку на исходный усилитель и могу предложить для него схему коррекора (если это возможно схемотехнически для исходного усилителя)

Репутация: 0

У меня нет столько здоровья и сил,чтобы отвечать на такие громадные посты,поэтому буду краток и пусть админы убивают тему:
1.Резистор в корпусе уса(Rпровода~0),что позволило избавиться от 3го провода.
2.Разница ощутима даже на "холостом ходу"(читайте выше)
т.к. можно отключать ЭМОС,и это не субъективное мнение.
3.От идеи я отказался в корне,ввиду несоизмеримости усилий и результата,в конце концов не в ЭМОС счастье.
4.Благодарю всех,чьи намерения помочь были искренне чисты.
5.Конец флейма.

Репутация: 0


Вы, вероятно, хотели сказать — с динамическим смещением по ускорению диффузора динамика, но только, к сожалению, не со статическим положением его подвеса. Это обстоятельство вносит весомую собственную динамическую погрешность в сигнальную огибающую НЧ тока обратной связи, и, по сути, также является источником специфических динамических искажений, что требует применения дополнительных интегрирующих корректоров, которые в свою очередь столь же не стационарны — не фозолинейны. В этой связи идеальным передаточным звеном может быть только датчик статического положения — перемещения диффузора, который в силу своего высокого фазолинейного аппаратного разрешения может обеспечивать не только адекватную динамическую огибающую — реального звукового тока, но и практически точный баланс постоянной составляющей выхода усилителя.
Во всем же остальном, я очень рад читать ваши посты, поскольку уже устал от повального и незамысловатого бреда, которым изобилуют практически все технические форумы…
Вы вселяете определенные надежды на то, что здравомыслящие люди оказывается, еще однозначно не перевелись! Я откровенно рад такому редкому явлению…

Кто сейчас на конференции

kot-valerianez

Два вопроса: 1 материал корпуса, способ его сборки
2. как со стоячей волной боролись в данном случае?
датагор точка ру-единомышленники там.

Материал ламинированное дсп, ручная сборка, или под словами /способ сборки/имелось в виду что то другое? Извени, оборудования с чпу немА, фоток процесса сборки не делал, так. отдельные моменты на память, но чиста для сэбэ. Ас конструктивно сделана на подавление 3F, 5F плюс демфирование бокса демфирующим материалом, с переменным коэффициентом расположения материала, оклейка внутренних стенок микропористой резиной, опять же разной толщины на разных стенках бокса, в зависимости от геометрических размеров. А про отечественные сайты прекрасно осведомлён. глянул профиль. ну везде наши! я то думал что тут те, которые не живут в России, например Валентин Клюдт(у него сайт в России tornadoacoustics, ru)
добавил фото описанных ранее SGGreyOwl, сразу несколько фоток не добавляется. или я чёта не догоняю?

Bad Fox

Обычно наоборот низкочастотные динамики старются как можно ближе к наружной стенке монтировать, потому что в такой трубе возникают (нежелательные) резонансные колебания

Верно, у воздушной трубы, которая образована площадью товерстия с толшиной стенки Lvo и краевым эффектом Lve=√Sd×0.825, общая длинна равна Lvo+Lve и резонанс этой трубы связан с соединаемым с ней объёмом, это резонатор Гельмгольца, но не в моём случае. В моей конструкции две отличительно главные особенности, 1эта ВТ нагружена вдоль оси на диффузор и перпендикулярно на выход волновода переменного сечения.Эта система похожа на tapped horn, но у него выход квадратный, дин стоит мордой внутрь и площадь выхода намного больше площади дифа, это ж нч рупор. В моей системе эта ВоздушнаяТруба играет роль компрессионно-рупорной камеры, где собственный резонанс не возникает из за параллельного вектора давления/разряжения диффузора и перпендикулярного вектора выхода ВПС.Такой процесс термодинамики в газовой среде, а воздух это смесь газов, происходит в этой камере и напоминает пневмо пушку, по этому и назвал SoundGun.

Отражения от передней он же baffle step, имеют место на вч и сч диапазоне, только проявляются когда ширина панели кратна длинне волны, в моём случае надо учитывать что пищалка отключаемая раз, стоит между двух ВТ(система D'Аppolito), а это убивает баффл степ на вч. А в ас с одним дг пищалка стоит на панели с размерами меньше длинны волны и под ней находится ВТ, так что с неравномерностью ачх на вч проблем нет.
[small]Не говори гоп, заставят прыгать.

В этой статье мы поговорим об усилителях. Они же УНЧ (усилители низкой частоты), они же УМЗЧ (усилители мощности звуковой частоты). Эти устройства могут быть выполнены как на транзисторах, так и на микросхемах. Хотя некоторые радиолюбители, отдавая дань моде на винтаж, делают их по старинке – на лампах. Здесь советуем посмотреть отличный сборник схем. Особое внимание начинающих хочу обратить на микросхемы автомобильных усилителей с 12-ти вольтовым питанием. Используя их можно получить довольно качественный звук на выходе, причем для сборки практически достаточно знаний школьного курса физики. Порой из обвеса, или говоря другими словами, тех деталей на схеме, без которых микросхема не будет работать, на схеме бывает буквально 5 штук. Одна из подобных, усилитель на микросхеме TDA1557Q приведена на рисунке:

Усилитель на микросхеме TDA1557Q

Усилитель на микросхеме TDA1557Q

Такой усилитель в свое время был собран мною, пользуюсь уже несколько лет им вместе с советской акустикой 8 Ом 8 Вт, совместно с компьютером. Качество звучания намного выше, чем у китайских пластмассовых колонок. Правда, чтобы почувствовать существенную разницу, мне пришлось купить звуковую карту creative, на встроенном звуке разница была незначительная.

усилитель можно собрать навесным монтажем

Усилитель можно собрать навесным монтажом

Также усилитель можно собрать навесным монтажом, прямо на выводах деталей, но я бы не советовал собирать этим методом. Лучше потратить немного больше времени, найти разведенную печатную плату (или развести самому), перенести рисунок на текстолит, протравить его и получить в итоге усилитель, который будет работать много лет. Обо всех эти технологиях многократно рассказано в интернете, поэтому более подробно останавливаться на них не буду.

Усилитель прикрепленный к радиатору фото

Усилитель прикрепленный к радиатору

Сразу скажу, что микросхемы усилителей при работе сильно нагреваются и их необходимо крепить, нанеся термопасту на радиатор. Тем же, кто хочет просто собрать один усилитель и нет времени или желания изучать программы по разводке печатных плат, технологии ЛУТ и травление, могу предложить использовать специальные макетные платы с отверстиями под пайку. Одна из них изображена на фото ниже:

Фото сборка на макетной плате

Фото сборка на макетной плате

Как видно на фото, соединения осуществляются не дорожками на печатной плате, как в случае с печатным монтажом, а гибкими проводками, подпаиваемыми к контактам на плате. Единственной проблемой при сборке таких усилителей, является источник питания, выдающий напряжение 12-16 вольт, при токе потребления усилителем до 5 ампер. Разумеется, такой трансформатор (на 5 ампер) будет иметь немаленькие размеры, поэтому некоторые пользуются импульсными источниками питания.

Трансформатор для усилителя фото

Трансформатор для усилителя – фото

У многих, думаю, дома есть блоки питания компьютеров, которые сейчас морально устарели, и больше не используются в составе системных блоков, так вот такие блоки питания способны выдавать по цепям +12 вольт, токи намного большие чем 4 ампера. Конечно, такое питание среди ценителей звучания считается худшим, чем стандартное трансформаторное, но я подключал импульсный блок питания для питания своего усилителя, после сменил его на трансформаторный – разница в звучании можно сказать незаметна.

Диод для выпрямителя усилителя

Диод для выпрямителя усилителя

После выхода с трансформатора, разумеется, нужно поставить для выпрямления тока диодный мост, который должен быть рассчитан на работу с большими токами, потребляемыми усилителем.

Электролитический конденсатор 2200 мкФ

Электролитический конденсатор 2200 мкФ

После диодного моста идет фильтр на электролитическом конденсаторе, который должен быть рассчитан на заметно большее напряжение, чем у нас в схеме. Например, если у нас в схеме питание 16 вольт, конденсатор должен быть на 25 вольт. Причем этот конденсатор должен быть как можно большей емкости, у меня стоят подключенные параллельно 2 конденсатора по 2200 мкф, и это не предел. Параллельно питанию (шунтируем) нужно подключить керамический конденсатор емкостью 100 нф. У усилителя на входе ставят пленочные разделительные конденсаторы емкостью от 0,22 до 1 мкф.

Пленочные конденсаторы фото

Подключение сигнала к усилителю, с целью снизить уровень наводимых помех, должно осуществляться экранированным кабелем, для этих целей удобно пользоваться кабелем Джек 3.5 – 2 Тюльпана, с соответствующими гнездами на усилителе.

Кабель джек 3.5 - 2 тюльпана фото

Кабель джек 3.5 – 2 тюльпана

Регулировку уровня сигнала (громкости на усилителе) осуществляют с помощью потенциометра, если усилитель стерео, то сдвоенного. Схема подключения переменного резистора показана на рисунке ниже:

Подключение потенциометра к усилителю - схема

Подключение потенциометра к усилителю – схема

Разумеется усилители могут быть выполнены и на транзисторах, при этом питание, подключение и регулировка громкости в них применяются точно так же, как и в усилителях на микросхемах. Рассмотрим, к примеру, схему усилителя на одном транзисторе:

Усилитель на 1 транзисторе схема

Усилитель на 1 транзисторе схема

Здесь также стоит разделительный конденсатор, и минус сигнала соединяется с минусом питания. Ниже приведена схема двухтактного усилителя мощности на двух транзисторах:

Двухтактный усилитель мощности на транзисторах

Двухтактный усилитель мощности на транзисторах

Следующая схема также на двух транзисторах, но собранная из двух каскадов. Действительно, если присмотреться, она состоит как-бы из 2 почти одинаковых частей. В первый каскад у нас входят: С1, R1, R2, V1. Во второй каскад C2, R3, V2, и нагрузка наушники В1.

Двухкаскадный усилитель на транзисторах схема

Двухкаскадный усилитель на транзисторах – схема

Если же мы хотим сделать стерео усилитель, нам нужно будет собрать два одинаковых канала. Точно также мы можем, собрав две схемы любого моно усилителя, превратить его в стерео. Ниже приведена схема трехкаскадного усилителя мощности на транзисторах:

Трехкаскадный Усилитель на транзисторах схема

Трехкаскадный усилитель на транзисторах – схема

Схемы усилителей также различаются по напряжению питания, некоторым достаточно для работы 3-5 вольт, другим необходимо 20 и выше. Для работы некоторых усилителей требуется двуполярное питание. Ниже приведены 2 схемы усилителя на микросхеме TDA2822, первая стерео подключение:

Стерео подключение TDA2822m

Стерео подключение TDA2822m

На схеме в виде резисторов RL обозначены подключения динамиков. Усилитель нормально работает от напряжения в 4 вольта. На следующем рисунке изображена схема мостового включения, в ней используется один динамик, зато она выдает большую мощность, чем в стерео варианте:

Мостовое подключение TDA2822m

Мостовое подключение TDA2822m

На следующем рисунке изображены схемы усилителя на микросхеме TDA2030, обе схемы взяты из даташита. Питание 18 вольт, мощность 14 Ватт:

Микросхема tda 2030 схема включения

Микросхема tda 2030 схема включения

Далее изображена эта же микросхема в мостовом включении, (вернее их здесь используется две):

Мостовая схема усилителя на tda 2030

Мостовая схема усилителя на tda 2030

Акустика, подключаемая к усилителю, может иметь разное сопротивление, чаще всего это 4-8 Ом, иногда встречаются динамики с сопротивлением 16 Ом. Узнать сопротивление динамика, можно перевернув его тыльной стороной к себе, там обычно пишется номинальная мощность и сопротивление динамика. В нашем случае это 8 Ом, 15 Ватт.

Фото динамика с тыльной стороны

Фото динамика с тыльной стороны

Если же динамик находится внутри колонки и посмотреть, что на нем написано, нет возможности, тогда динамик можно прозвонить тестером в режиме омметра выбрав предел измерения 200 Ом.

Мультиметр в режиме омметра меряет динамик

Мультиметр в режиме омметра меряет динамик

Динамики имеют полярность. Кабеля, которыми акустика подключается, обычно имеют пометку красным цветом, для провода который соединен с плюсом динамика.

Акустический кабель динамика

Акустический кабель динамика

Если провода не имеют пометок, проверить правильность подключения можно, соединив батарейку плюс с плюсом, минус с минусом динамика (условно), если диффузор динамика выдвинется наружу – то мы угадали с полярностью. Больше различных схем УНЧ, в том числе ламповых, можно посмотреть в данном разделе. Там собрана, думаем, самая большая подборка схем в интернете.

Фотография

-
-
-
-
-

Машину что сейчас ездит с вело (Nik1976) Саша настраивал.

Кстати, в конце 90-х была одна машинка - "Хонда Прилюд" - (кажется, мадам Приваловой). Выступала от имени "Русской игры", шведы хвалили звук. У нее "Велодайн" стоял в качестве саба.
Неплохой ровный звук, но ничего выдающегося. На первой "РАСКЕ" у этой машинки еще проблемы с правым фронтальным каналом были. Сошла с дистанции. Зато потом наверстала свое на первой "Формуле звука".

MB GLS 350D штатка + адаптер MOST150-to-Toslink (NAV-TV ZEN-M) + CarDSP Hybrid 5X10 MK2

ВЧ: BlieSMa T25S, СЧ: ETON 3-400/A8/25 MG, НЧ: 2х22W/4534G00, "sub": 2х22W/4534G00

. Так вот, пример чего из перечисленных четырех пунктов вас интересует?

В случае "разночтений" вырабатывается некая "поправка" - управляющее напряжение, которое вносит корректуру в усилитель динамика, заставляя последний (т.е. динамик) играть, как можно "ближе к тексту", так сказать. Считается, что таким способом можно значительно снизить возможные искажения и улучшить точность передачи звукового сигнала.

Насколько реально теоретически и практически

Вот в том-то и дело, что теоритически можно много чего напридумывать, а вот реализация этой теории на практике должна жить в гармонии с себестоимостью и надежностью изделий в серийном исполнении. А это в данном случае - не одна а целых две ахиллесовых пяты. Если вспомнить побудительные причины той же "Велодайн" при создании сабвуфера с ЭМОС, то получалось (с их же слов):
1. Наибольшие искажения в передаче звукового диапазона имеют место быть на низких частотах.
2. Хотя низкочастотные искажения менее всего воспринимаются человеческим слухом, наша фирма решила их снизить до того же порядка, что и в остальном звуковом диапазоне.

Кому это лучше удалось и существуют ли способы лучше.

На этот вопрос ответ можно легко получить, промониторив рынок сабвуферов. Время показало, что овчинка выделки не стоила: выходило дорого, капризно, а явных преимуществ не было замечено.
Кстати, в журналах "Радио" доперестроечной эпохи тоже кто-то что-то пытался делать с ЭМОС. Результат впечатляющий настолько, что лично я, например, автора вспомнить не могу, хотя такие фамилии как Колосов, Урванец, Агеев, Акулиничев, Шушурин и Сухов до сих пор вертятся на языке. Да и другие, думаю, автора статьи про ЭМОС в "Радио" навскид не назовут. Видимо, такова ценность вопроса в поднятой теме. Лучше скажите: а вы-то почему про ЭМОС вспомнили?

Читайте также: