Усилитель ламповый своими руками без трансформатора выходного

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.

3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.

_____________

Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ

Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два - три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом) Смотрим таблицу какова МАКСИМАЛЬНАЯ выходная мощность однотакта на 6П3С в ТЕТРОДНОМ включении лампы = 6,5 ватта , а в ТРИОДНОМ включении лампы всего = 1,4 ватта. НО ПРИ ТРИОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ У УНЧ НА 1,4 ватта ИСКАЖЕНИЯ БУДУТ 7-10% , А ПРИ ТЕТРОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ на 1,4 ватт ВСЕГО 1%

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88.

Изображение

Любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.
При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп с 300 вольт до 165 вольт и видим как изменились КНИ и ИМД. Изменением напряжения на экранных сетках мы изменили внутреннее сопротивление лампы выходной и вывели её работу в точку наименьших КНИ и наибольшей мощности для данного применённого ТВЗ с этим коэф. трансформации и этой нагрузкой 4 ом.

Изображение

Это видно на графике ТЕТРОДА лампы любой,где кривая КНИ есть и кривая максимальной мощности.Изменяя отношение напряжения зкранной сетки к анодному напряжению,мы можем в 3-5 раз изменять внутреннее сопротивление ламп Тетродов и пентодов,тем самым точно согласуя лампы с нагрузкой и тем самым уменьшим КНИ и ИМД усилителя.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Изображение

УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .

ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА МОНОБЛОКА , ВВЕДЕНИЕМ ПОС МЫ МОЖЕМ ДО нуля Ом ПОНИЗИТЬ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЭТО ДВЕ ОДИНАКОВЫХ СХЕМЫ ТОЛЬКО ОДНА С ФИКСИРОВАННЫМ СМЕЩЕНИЕМ , А ДРУГАЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
МОНОБЛОК НА ГУ50 Первая лампа 6Н9С или 6Н8С,резистор анодный разного номинала,усиление разное. ДАННЫЕ на схеме все.

Изображение

Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 130 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
При удвоении ламп в выходном каскаде,для согласования с нагрузкой в том же ТВЗ что и для двух ламп,мы должны в 1,41 раз увеличить количество витков во вторичке этого ТВЗ. Но это теоретически. Практически немного не так.Приходиться снова подбирать согласование изменяя витки вторички ТВЗ. При изменении анодного и экранного напряжения,тоже приходиться вновь подбирать количество витков вторички ТВЗ,но это для качественного УНЧ работающего в классе А. Для музыкантов и эстрадных УНЧ это не столь важно.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания, но и качество звука выше.
ЭТО СХЕМА 100-120 ватт моноблока на ГУ50х4шт на выходе для музыкантов.

Изображение

Изображение

Это схема Эстрадного УНЧ для музыкантов Работает в классе АВ ,применён не симметричный ФИ ,первый триод работает с общим катодом,а второй триод с общей сеткой,поэтому ФИ имеет разное выходное напряжение по анодам лампы 6Н6П.

Изображение

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового лабораторные работы произвёл,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый,какой имеет большее усиление. Катодным резистором всегда выводим каскад в точку работы с наименьшими КНИ всего УНЧ. Не от фонаря берёт номинал резистора,тупо ставя тот что написано в схеме в интернете,книжке,а подбираем и при смене лампы опять подбираем по наименьшим КНИ. Каждая лампа одного и того же названия , требует свой номинал резистора при данном напряжении анодном.

Изображение


ПРИМЕРНЫЙ МОНТАЖ УСИЛИТЕЛЯ ОДНОТАКТ 6П3С + 6Н9С

Изображение

Если хотите поднять АЧХ на низких частотах,то включите последовательно с резистором ОООС конденсатор 0,5-1мкф . Если хотите поднять АЧХ на ВЧ частотах,зашунтируйте резистор 110 ом в катоде первого каскада,куда подходит резистор ОООС , конденсатором 0,3-0,8мкф.

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

В ВЫШЕ ПРИВЕДЁННОЙ СХЕМЕ ВСЕ ПОДСТРОЕЧНИКИ ПЕРВОГО КАСКАДА,ЗАМЕНИТЬ НА ПОСТОЯННЫЕ РЕЗИСТОРЫ ПОСЛЕ НАСТРОЙКИ. НИЖЕ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ МОНТАЖА УСИЛИТЕЛЯ ДВУХТАКТА на ЛАМПАХ 6П3С,6П6С,6V6,КТ88,EL34.


3043090

Набралось аж четыре штуки, потом взбунтовались родственники, а настаивать было неловко - мы тогда временно жили у родителей, а мастерил я у бабушки в частном секторе. К счастью два радио, оказались с весьма близкими внутренностями - типовая схема усилителя НЧ на 6П14, и блок питания одинаковый. "У нашей Алёны Игоревны, внешность такая типическая-типическая".

Первой предательской мыслью, которую с трудом удалось придушить подушкой, была просто взять и перенести эти платки усилителей в отдельную коробочку и. и собственно всё. Но во первых это было бы не слишком эстетично (А как же, чуть не главная изюминка-лампы снаружи? Выпендрёж конечно, но красиво ведь). Да на печатных платах – ну уж нет. Словом, решено было от легкого пути отказаться, чай не первый раз канифоль нюхаем! Чтоб, всё как у людей. (напевая под нос) всё как у люде-е-ей. Да, хм, ну разложил на верстаке на тряпочке надерганные из радио лампы, набросал схемку, блок питания, чтоб все напряжения стабилизированы, все дела. Выходные лампы 6П14, переключение триод-пентод, выходные трансформаторы, вроде ТВЗ 1-9, входной каскад 6Н2П, но утверждение оставил на потом, после экспериментов.

Ламповый усилитель почти из хлама

Приличных ламповых керамических панелек в магазине и не видели никогда, пришлось выкручиваться.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Высокие боковые стенки, лишь отчасти для простоты. Во многом для удобства - не дурно защищает хрупкие и бьющиеся радиолампы, а учитывая предстоящую стройку в деревне, вообще не понятно где будет аппарат таскаться. Опять-же, очень удобно настраивать и переделывать - перевернул и стоит себе как вкопаный, причём и лампы не нужно вытаскивать - паяй, меряй, включай, сколько душе угодно.

Радиатор сверху для стабилизаторов, высоковольтных и накалов. Выпрямители для них в подвале шасси.

Корпус разобран, шпаклевка, шлифовка, пару слоев краски.

Ламповый усилитель почти из хлама

Сборка корпуса набело.
Смонтированы тумблеры включения питания (накал и с задержкой анодное), индикаторы питания на неоновых лампочках, ламповые панельки, переключатели режима выходного каскада – триод-пентод, и включения обратной связи.

Ламповый усилитель почти из хлама

Смонтированы выпрямители в подвале, предохранитель на задней стенке в арматуре, все подключено, осторожненько проверяем работу готового кусочка схемы прямо от сети. Лампы торчат для антуража.
Все работает, ура.

Ламповый усилитель почти из хлама

Очередь за силовым трансформатором. Этот, от того же радио. Мощности вполне должно хватить. Кожух был снят с магнитопровода, к нему припаяны четыре шпильки из длинных болтиков М6. Для установки боком в этаком лежачем положении, чтоб все провода были в подвале шасси. Катушку проварил в лаке, чтобы не гудел.

Ламповый усилитель почти из хлама

Смонтированы и уже проверены высоковольтные выпрямители, их аж четыре штуки - для каждого каскада двух каналов свой собственный. Каждый диод зашунтирован пленочной ёмкостью против помехи при переключении.

Электролитические конденсаторы здесь, в том числе и от стабилизаторов. Сами стабилизаторы будут на радиаторе сверху.
Подключены тумблеры включения питания и индикаторные неоновые лампочки. Видно сигнальные гнезда и экранированный кабель к первому каскаду.

Ламповый усилитель почти из хлама

Планка, нет не Пикатинни - Мазая. Контактная. Будет крепиться на винтах трансформатора внутри корпуса. На ней удобно распаиваются диоды выпрямителя накала всех ламп. Стабилизаторы, опять же снаружи на общем радиаторе.

Стабилизатор +5 вольт. С гнездом USB. Для удобства работы MP3 проигрывателя. Чтоб не бегать искать зарядку или компьютер. Обычная 7805, в классическом включении – два электролитических, два керамических конденсатора. Питается от выпрямителя накала.

Ламповый усилитель почти из хлама

О, трансформатор на месте. Зарядка тоже. На крепеж трансформатора нахлобучены контактные планки, на них распаяны три диодных моста с электролитами, включена зарядка для МР3-шника.

Ламповый усилитель почти из хлама

Платка со стабилизаторами. Высоковольные на дискретных элементах, три стабилизатора накала посередине - на 7806, плюс, по одному-два (подобрать) диода в общий вывод.

Ламповый усилитель почти из хлама

С другой стороны платы силовые элементы.

Ламповый усилитель почти из хлама

Причем навыворот, чтоб их прижать спиной к радиатору. Плата тоже сделана несколько оригинальным способом – на манер как с элементами SMD, чтобы со стороны радиатора не было ни дорожек, ни выводов. Высокое напряжение все таки.

Ламповый усилитель почти из хлама

Вот этому кстати.

Ламповый усилитель почти из хлама

Сверху понятно крышка, чтоб пальцами в высокое напряжение не залезть. Радиатор стандартный, игольчатый, крышка из кровельной оцинкованной стали 0,5мм.

Ламповый усилитель почти из хлама

Испытания БП. Соединения между выпрямителем и стабилизатором на живую нитку.

Ламповый усилитель почти из хлама

Самое сложное - засовывание на место и монтаж. Радиатор со стабилизаторами с другой стороны шасси. Все провода собранные в четыре пучка продеваются в отверстия и проводятся к выпрямителю. Пинцетом, с толикой терпения и внимательности. Потом начинается главная забава - искать тестером где какой конец провода и по двум схемам подключать, да чтоб не торчало ничего лишнего, да чтоб "и смотри не перепутай. Кутузов". А не то салют может быть знатный, плавали, знаем.

Ламповый усилитель почти из хлама

Это уже сами каскады усиления, собственной, так сказать, персоной. Ну, всё как у людей. Автоматическое смещение, межкаскадные конденсаторы вроде фторопластовые, полюбопытствуем.

Ламповый усилитель почти из хлама

Из радиоприемников понятно, проварены в воске с парафином, сердечник на горячую стянут в тисках через полоску резинки – чтоб, немагнитный зазор в каждом слое железа был одинаковый и минимальный. При разборке-сборке не теряем полосочку бумаги для немагнитного зазора.

Ламповый усилитель почти из хлама

И в импровизированный кожух из сгущёночной банки.

Ламповый усилитель почти из хлама

Заливаем воском, или нейтральным герметиком, или эпоксидной смолой, если не жалко.

Ламповый усилитель почти из хлама

Выходные трансформаторы на месте.

Ламповый усилитель почти из хлама

Прослушивание в бабушкиной теплице, где места побольше. А что, мне нравится.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Это с кожухом на радиаторе.

Ламповый усилитель почти из хлама

Поработав некоторое время, перегорел один из выходных трансформаторов, пришлось переделывать на другие.

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Проваривание катушек в лаке (как потом выяснилось, напрасно).

Ламповый усилитель почти из хлама

Ламповый усилитель почти из хлама

Выходной трансформатор в сборе.

Ламповый усилитель почти из хлама

Кронштейны трансформаторов образовали этакий подвальчик, в него преотлично поместились по маленькому тумблеру включающих обратную связь.

Ламповый усилитель почти из хлама

В таком виде усилитель работал около двух лет. Существенных замечаний к нему не было.

Следующая инкарнация усилителя через несколько лет. В руки попали пара ламп г-807 с панельками и анодными колпачками.

Заодно, было решено несколько смягчить квадратно-гнездовой дизайн. Сделаны пара шаблонов для фрезерной машинки, отфрезерованы боковушки. Всё равно, роль удобной подставки при переворачивании и защиты ламп частично утрачена - лампы здоровенные и нахально торчат через забор.

Ламповый усилитель почти из хлама

Заменен силовой трансформатор на более мощный, введено фиксированное смещение выходного каскада, источник питания для него. Убраны выпрямители и стабилизаторы напряжения накала – у Г-807 он слишком мощный, 7806 не справятся.

Ламповый усилитель почти из хлама

Обновленный внешний вид.

Ламповый усилитель почти из хлама

Играет хорошо, насколько позволяет судить об этом акустическая система. Последние изменения были совершены более 5 лет назад. Усилитель работает в мастерской, каждый день около трети суток.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ. Скорее всего потому, что есть средства для покупки готового изделия. Это очень радует и означает, что ваше материальное положение на должном уровне.
Но никакая покупка готового УНЧ не заменит сделанного своими руками, а радость от -- Я его сделал сам, -- будет присутствовать всегда и воодушевлять на следующий шаг в этом творчестве.
А ведь всё очень просто. Козлевич ( по утверждению Остапа Бендера в ,, Золотой телёнок,,) сделал свой автомобиль из швейной машинки Zinger. Василий Тёркин умел варить кашу из топора , а я делаю свои усилители из старых ламповых телевизоров и радиоприёмников и именно из СССР --х, потому, что в них применялись очень качественные радиодетали.
Вот, что из них получается :



ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

vladimirpetrov:

ev2fj:

Очень удивлён, что за 2,5 месяца не появился ни один человек, желающий своими руками сделать ламповый УНЧ.

А я вот вообще не удивлён ни разу

Да, Павел, делать своими руками такие цацки очень хлопотно и на редкого любителя.
P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

ev2fj:

P.S. Кто водовку не пьёт и телик не смотрит. Это занятие заберёт такие приятные вещи.

Меня от не забрало! Вид открытых ламп вызывает исключительно охотничье инстинкты, расстрелять в сумерках из пневматики или духового ружья. Очень такой "вкусный" вид мишеней!

Закончил свой SE на ГУ-48, радуют и параметры и звук.



ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

vladimirpetrov:

ev2fj:

Babka_v_kedax:

ev2fj, а вам старой ламповой темы мало? Надо персональную

Там не ламповая тема, там соревнования в безделии и кто на кого больше дерьма выльет. Ушёл я оттуда в декабре 2018г.
Возможно, сюда народ грамотный и рукастый подтянется.

Валерий, так это проблема любой темы которая актуальна. Налетает всякий шлак типа Орак или им подобных агрессивных тушканчиков и превращает абсолютно любую тему в полигон для удовлетворения своих нереализованных мамкиных амбиций, не гнушаясь оскорблениями оппонента или выдаванием своих фантазий за истину
Я тоже сейчас редкий гость на форумах, потому что у самого уже большой опыт, а слушать бесполезную критику от "умнейших" мамкиных инженеров за любое слово которое скажешь - это как-бы это себя не уважать. Перед кем там что доказывать? Самоутверждаться перед кем-то? Глупо.

Полностью согласен. Я открыл эту тему, чтобы уйти из того срача, будучи уверенным, что здесь буду модератором и не допущу подобного. Позже сын объяснил мне, кто назначает здесь смотрящего - Главу. Так что и здесь нет гарантий культурного общения.
Себя называю -- начинающим радиоконструктором, т.к. регулярно Начинаю новые конструкции. Ну а в той теме -- все очень ,,опытные,, , ничего не сделавшие мастера - завистники. За 5 лет никто из них ничего не сделал !!
Мои реальные аппараты -- это и есть моё самоутверждение.


В статье: 1 видео (посмотреть) и

Для проверки эмиссии электронной лампы на сначала а рис включают цепь накала лампы. 120с 60. Через подключают миллиамперметр (шкала 300мА меньше или). На остальные электроды лампы напряжение не Чем. подается больше стрелка прибора отклоняется тем, вправо лучше эмиссия, а следовательно и лампа. В лампах двойных имеет смысл определить ту "половину" для, лампы которой стрелка прибора отклоняется Для.
больше определения эмиссии лампы можно омметр применить рис б . У новой лампы сопротивление нить промежутка накала -управляющая сетка может например, быть, 900, у бывшей в употреблении 2000, у эмиссию потерявших- 4000. 4500 Ом.
Показания измерений сравнивают приборами с аналогичными измерениями для новой определяют и лампы степень потери эмиссии проверяемой Двухтактный.

лампы усилитель НЧ будет работать нормально том в только случае, если его плечи Симметрирование.
симметричны лампового каскада можно производить простым следующим способом: на сетки ламп выходного подают каскада напряжение одинаковой фазы и регулируя резистором переменным R1, добиваются минимального сигнала на выходе переключатель (усилителя В1 находится при этом в нижнем по положении схеме). После этого переключатель В1 устанавливают в положение другое и на сетки лампы тем самым противофазные подают напряжения. Сигнал на выходе в этом должен случае быть максимальным. Такую регулировку производить рекомендуется не только при налаживании усилителя, но и смене при ламп.

В заключение предлагаю две Схема:

схемы простого двухкаскадного усилителя


Выходной выполнен каскад на лампе 6П14П, работающей в типовом Каскад. режиме предварительного усиления выполнен на одном из лампы триодов 6Н3П. Он обеспечивает усиление сигнала в 27 результате, в раз чего чувствительность усилителя оказывается Схема 0,3 В.

около усилителя с двухтактным выходным каскадом, обратной отрицательной связью и частотной коррекцией.


Выходная усилителя мощность около 10 В*А.
Фазоинверсный каскад выполнен на триоде одном лампы 6Н2П, второй триод роль играет предварительного усилителя. Отрицательной обратной охвачена связью часть усилителя, состоящая из каскадов: вместе двухтактного с выходным трансформатором, фазоинверсного и предварительного на триоде одном лампы 6Н2П. Глубина обратной равна связи трем (1+B K=3).
С помощью R1 регулируется частотная области в характеристика высоких звуковых частот, с помощью R2 -в низких области частот.
Коэффициент нелинейных искажений около - усилителя 2,5%, чувствительность -около 0,1 В

Каждый начинающий слышал радиолюбитель или читал о превосходстве ламповой аппаратуры звуковоспроизводящей, по сравнению с звуковоспроизводящей аппаратурой построенной на ослабевающий. Не полупроводниках интерес к изготовлению конструкций на радиолампах и меня подвигнул на написание данной статьи, где рассмотрены будут основные критерии конструирования данного усилителей типа. Итак, приступим. Прежде всего сформулировать необходимо первый закон техники класса Hi-звуковой: End сигнал должен претерпевать как меньше можно преобразований, усиливаться как можно числом меньшим каскадов. Для подтверждения этого правила незыблемого как нельзя лучше служит схема простейшая линейного звукоусиления (класс А) в один Помимо.

такт всех своих "звуковых" достоинств, схема такая подходит для освоения ламповой силу в техники простоты своей сборки и минимального деталей количества. Здесь необходимо упомянуть о некоторых подбору по особенностях компонентов, сборке, наналадке и использованию устройств таких. Ламповые усилители справедливо критикуют за "бас" расплывчатый. Причина этого - повышенное выходное лампового сопротивление усилителя, поэтому профессионалы советуют налаживать и расчитывать АС под конкретный усилитель на лампах. специалисты Некоторые изготавливают даже сложные выходные где,трансформаторы каждая выходная обмотка работает на "отдельный" свой динамик в акустической системе! Для гармонических уменьшения искажений и устранений акустического фона метод применяют секционной послойной намотки как так сетевых и выходных трансформаторов (например размещение обмотки первичной между половинами вторичной). Целесообразным применение считается тороидальных трансформаторов (всем знакомы их изготовление), но преимущества их в домашних условиях довольно сложно - навыков требует и терпения.

Отсюда вытекает второй закон незыблемый техники Hi-End: изготовлению трансформаторов уделить нужно как можно больше внимания - от процентов на 90 этого зависит качество звучания вашего агрегата самодельного. Очень важным вопросом является блока постройка питания усилителя. Лично я не советовал бы выпрямители применять на полупроводниковых диодах-уж очень сильно выхолащивают они звук.Самое дельное на мой решение взгляд - применение кенотронных ламп с LC фильтрующей Преимущества. цепочкой этой схемы неоспоримы - по мере катодов прогрева кенотрона, напряжения в схему усилителя постепенно подаются (а не одномоментно,как при применении где, полупроводников пришлось бы дополнить схему релейным анодного включателем напряжения, чтобы увеличить срок электронных службы ламп). Самым распространенным кенотроном, для доступным самодельщика, является лампа типа Применение.

5Ц4С выпрямителей и фильтров в накальных цепях так ламп же не желательно - помимо того что риск имеется деградациисигнала, связанный с применением полупроводников, лампы некоторые категорически отказываются "хорошо работать", накальная их если цепь запитана постоянным напряжением! этого Помимо, схему усилителя необходимо дополнить фильтром сетевым подавления помех (смотри статью ), избавит который агрегат от кучи НЧ/ВЧ помех из бытовой переменного сети тока. Следует также заострить выборе на внимание пассивных компонентов для лампового Резисторы. усилителя желательно применять только металлопленочные, МЛТ типа, с минимальным отклонением от номинала. И хоть не радиолюбитель каждый сможет достать, к примеру, пятиваттные резисторы пленочные (такие можно приобрести только по некоторые, а случаю их и в глаза не видели!) следует отказываться (по возможности мере) от применения проволочных резисторов, как так отечественных и импортных.

Очень критично следует выбору и к относиться конденсаторов - лучше всего подходят с полипропилена из диэлектриком, пленочные и поликарбонатные,

и хоть не каждый позволить сможет себе приобрести специализированные конденсаторы End Hi-для сборки, все из них следует проверять обязательно перед установкой в схему на предмет внутреннего, утечки сопротивления и т.д.

На худой конец можно конденсаторы и применять с бумажным диэлектриком типа МБМ и типа слюдяные КСО-1. Самыми "музыкальными" и распространенными для лампами сборки однотактного усилителя, по мнению специалистов многих, являются лампы 6Н23ПЕВ

И 6П14П. или Е Буквы ЕВ в обозначении - показатель более высокого исполнения качества лампы.

В сети множество конструкций этих на усилителей лампах, так что принципиальных приводить схем не буду, думаю следует лишь паспортные их привести данные в .

Так же следует (по мере избегать) возможности применения каких-либо цепей звука коррекции, при изготовлении усилителя на лампах. это же Если условие не выполнимо, следует применять можно как более надежные потенциометры фирм Или

Alps Noble - пробой или обрыв регулировки резистора чреват весьма серьезными последствиями, этого помимо применение некачественных потенциометров может сигнал в внести воспроизведения заметные искажения. Для шасси изготовления усилителя применяется провереный годами алюминий - материал (в силу своей прочности, легкости домашних в обработки условиях). Все соединения при усилителя монтаже на лампах производятся прямо на ламповых Панельки. панельках следует выбирать так же с особой лучше - придирчивостью, если это будут керамические надежными с панели цанговыми зажимами для цокольных ламп контактов. Монтажный провод при сборке применять лучше посеребренный или луженый; то же касается и припоя применяемого - высокотемпературный с высоким содержанием серебра как подойдет нельзя лучше. Все разъемные вход (соединения/выход) желательно произвести с применением можно как более надежных разъемов-лучше применение даже клеммных колодок с креплением "под следует". АС гайку подключать к усилителю проводниками (с сечением от 0,75 кв/мм и меди) из выше (и ни в коем случае не китайским биметаллом). слов Несколько об акустике для лампового усилителя. как Так при реализации однотактной схемы добиться невозможно большой мощности усилителя, целесообразно высококачественные применять АС повышенной чуствительности, собранные по рупорной Еще.

схеме одним нюансом использования усилителей на профессионалы, лампах заявляют использование отдельной линии электропитания подключения усилительного комплекса (прямо от щитовой) менее не проводником 6 квадратных миллиметров (считай сварочный Мое). кабель личное мнение - это преувеличение. будет Думаю достаточно надежным применение провода электропроводки стандартной (2,5кв/мм) и розетки с надежно подпружиненными избежание, во контактами дребезга и помех при ненадежном цепей соединении питания. Надеюсь, что данная где, статья кратко изложены основные критерии сборки и конструирования ламповой звукоусилительной аппаратуры, послужит памяткой надежной для радиолюбителя, решившего впервые сборкой заняться аппарата данной категории!

Предварительные замечания о цели Девизом.

усилителей проверки и прослушивания ряда макетов измерением с усилителей объективных параметров было выяснено, большинство что родственных топологий дает сравнимые АЧХ:

результаты усилителя в основном определяется выходным без и трансформатором особых проблем может быть полоса реализована 5 Гц -25. 30 кГц по уровню 1-2 дБ, Коэффициент нелинейных КНИ (искажений) усилителей с разомкнутой цепью ООС единицы от составляет до десятка процентов па максимальных уровнях и доли десятые на малых. Тем не менее, характер таких звучания усилителей заметно различается, несмотря на их параметры одинаковые.

В связи с этим было принято принимать не решение во внимание величину КНИ. Это не чем более показатель наличия или отсутствии ошибок грубых проектирования и реализации. Типовой показатель лампового исправного усилителя - несколько десятых долей при процента мощности несколько ватт.

Глубину ООС следует подбирать экспериментально по минимуму собственных неприятных ощущений, как так при улучшении одних параметров, субъективного например восприятия линейности ЛЧХ. ухудшаются такие, другие, как естественность тембров голосов и пространственные и инструментов характеристики. Усилитель в этом случае обладать должен некоторым запасом усиления и устойчивости. С как, усилением правило, проблем не возникает. Ламповые обладают схемы весьма большим динамическим диапазоном и работать позволяют на любом его участке. Этим широко свойством пользуются энтузиасты ламповых схем. том в Дело, что величина и степень нелинейности характеристики амплитудной лампы зависит от режима по постоянному и току переменному, и это хорошо слышно. Кроме сами, и этого лампы обладают различными свойствами. малой с Лампы крутизной, такие, как 6Н1П, дают, 6Н8С меньшие искажения и обладают большими выбора возможностями рабочей точки. Лампы с большой или крутизной усилением не имеют конкурентов в гитарных и усилителях других со специфическим характером звучания. Кроме изначально, того высокая степень идентичности параметров позволяет ламп использовать компенсацию (или умножение, необходимо если) нелинейностей.

При определенном опыте открывается здесь широкое поле для подбора звучания характера по собственному вкусу. В этом аспекте транзисторных конструктор усилителей сильно стеснен в средствах звук па влияния аппарата. Транзисторный каскад обладает большей несравнимо нелинейностью, а выбор рабочей точки связан каскада с режимом всего усилителя. Неспроста легендарный "титулом" знатоки награждают в основном ламповые единичных и в усилители случаях - действительно выдающиеся транзисторные. ради Справедливости следует заметить, что в транзисторной тоже схемотехнике есть методы изменения характера которые, звучания выходят за рамки этой статьи. На резонное совершенно замечание читателя, что усилитель быть должен абсолютно нейтральным и ничего вносить в автора, у звук заготовлено дежурное объяснение, что звучанием под усилителя понимается все-таки всего звучание тракта, включая звуковой

Полностью транзисторный токовой с усилитель разгрузкой и глубокой 00С (current amplifier dumping, подобно QUAD- 405 );

Транзисторный общей без 00С;

Гибридный без общей входной (00С усилитель напряжения на лампе, выходной повторитель эмиттерный на биполярных транзисторах);

Двухтактный ламповый с выходом трансформаторным.

В связи с вышеизложенным было решение принято выполнить выходной каскад на триодах. схема Такая обладает комфортным звучанием во всем частот диапазоне и достаточно хорошим демпфированием. Низкая вынуждает АС (87 и 8 9 дБ) чувствительность использовать двухтактную схему. Для всех сохранения преимуществ триодов выходной каскад работать должен в классе А, то есть без отсечки тока анодного.

Читайте также: