Упражнения для детей своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников.
Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.

Аннотация
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки.
На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук.
Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием.
Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.

Введение
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
• При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
• Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
• Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
• Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:
Физические упражнения
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.
Упражнения с грецкими орехами
Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Игры с мячиком
В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.








Спираль.
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идет виток –
Вот и села на цветок.


Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, сенсорные мячики (Алиэкспресс), тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

sensornyj-obruch-melkaya-motorika

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром! Заготовки для изготовления бизиборда вы можете приобрести на Алиэкспресс, или заказать уже готовый (Алиэкспресс).

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

sorter-dlya-razvitiya-melkij-motoriki

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

razvitie-melkoi-motoriki-cherez-igru

♥ Посадите ребенка к себе на колени. Возьмите пару блоков Лего или другого конструктора. Покажите как соединять и разъединять блоки. После, соедините детали вместе, держите своей рукой за нижний блок и предложите ребенку отсоединить верхний блок.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

razvitie-melkoj-motoriki-lepka

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

razvitie-melkoj-motoriki-u-detej


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-doshkolnikov

♥ Шар Орбо — отличный тренажер для маленьких пальчиков. Задача — перекатить все шарики в отверстия соответствующего цвета. Такая игра надолго займет ребенка, научит его логическому мышлению и поспособствует развитию мелкой моторики (Алиэкспресс, Озон: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

shnurovki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

igry-s-pincetom-dlya-razvitiya-motoriki

♥ Всевозможные игры с пинцетами (Алиэкспресс). Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой (Алиэкспресс). Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

melkaya-motorika-igry-s-pipetkoj

♥ Наклеивание мелких наклеек (Алиэкспресс).

naklejki-melkaya-motorika

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

rabota-s-nozhnicami-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

zakruchivanie-kryshek-igra-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

peresypanie-krup-melkaya-motorika

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики: шнуровки и застежки (Алиэкспресс), плетение (Алиэкспресс)

Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики

Подборка лучших игрушек для развития мелкой моторики на Озоне (промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики
Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

ребенок с игрушкой сидит и тянется


Каждая мама сталкивается с тем, что часто слышит о важности развития мелкой моторики. Но не все мамы и папы понимают смысл этих занятий. Некоторые даже не знают, что заключает в себе такое понятие.

Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия.

Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.

Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.

Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.

Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.

Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —

По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.

Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>

Зачем развивать мелкую моторику?

Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу.

Важно! Когда работают пальцы рук, активизируется речь. Это самый основной аргумент, объясняющий важность развития моторики.

Помимо этого, упражнения для пальцев рук:

  • делают их более ловкими;
  • формируют почерк человека;
  • скорость реакции.

Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.

У него будет развито:

  1. Воображение;
  2. Наблюдательность;
  3. Связная речь.

Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе.

Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны.

Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.

Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:

  • самостоятельно одеваться (читайте статью по теме Как научить ребенка одеваться самостоятельно>>>);
  • застегивать пуговицы;
  • держать столовые приборы;
  • письменные принадлежности.

Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие.

Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.

Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика

Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Занятия с мелкими предметами;
  3. Массаж пальцев;
  4. Лепка и рисование.

Важно! Они создают благоприятную атмосферу и мотивируют подражание взрослым. А также учат слышать их и понимать смысл сказанного.

У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев.

Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:

  • игрушки-шнуровки и пирамидки (читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>> );
  • кубики и вкладыши;
  • магнитные фигуры и мозаика;
  • конструкторы и пазлы — развивают глазомер, логическое и образное мышление.

А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.

Игры с такими предметами тренируют:

  1. Усидчивость ребенка;
  2. Аккуратность;
  3. Терпение.

А также мотивируют на достижение цели.

У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме.

Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.

Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.

Важно! Играя в подобные игры, внимательно следите, чтобы ребенок не засунул крупинки в нос или ухо.

Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.

Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть.

Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание.

Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.

Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже.

Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными.

Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос.

Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.

Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев.

Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками.

Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их.

Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы.

Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений.

Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.

Важно! Выбирайте методы развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается.

Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка.

После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать.

Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.

Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали!

Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе.

Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой. Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

- Наибольший интерес у детей, - говорит Владимир Ахунов, - вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

- Для девочек слишком мало подвижных игр, - говорит Владимир, - у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” - Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все - познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста
Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.


о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, физиология Другие статьи автора

Читайте также: