Уплотнитель снега своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Для уборки выпавшего снега в городах используют спецтехнику. Но в деревнях её мало или вовсе нет. На селе многие люди часто изготавливают уборщик снега на основе собственного мини-трактора или мотоблока. Такая конструкция хоть и дешевле прототипов, выпускаемых промышленностью, но имеется в хозяйстве не у каждого. Более практичным будет сделать снегоуборщик своими руками из бензопилы. Это позволит сэкономить расходные материалы.

Чертежи и схемы

Для сборки снегоочистителей можно использовать чертежи, которые легко найти в интернете, или взяться за разработку собственной версии исходя из условий местности.

Существует четыре типа снегоуборочных машин:

  • Бульдозерный. Колёса с укреплённым спереди отвалом.
  • Шнековый. В нём снег по-немногу захватывается вращающимися лентами и перемещается к трубе, через которую выбрасывается.
  • Вентиляторно-лопастной. По специальным отвальным ножам слипшиеся снежинки направляются к вентилятору, поднимаются лопастями к трубе и вылетают наружу.
  • Воздушно-вентиляторный. Он работает как пылесос. Снежная масса втягивается сильной струёй воздуха и выкидывается на улицу.

В городах применяются все эти виды очистительного оборудования, но в сельской местности воздушно-вентиляторный тип сделать трудно, так как для всасывания снега нужен очень мощный двигатель. Поэтому в статье рассматривается создание только первых трёх вариантов.

Необходимые инструменты и материалы

Перед выбором материалов и изготовлением приспособления следует запомнить, что двигатель бензопилы имеет небольшую мощность. Не стоит использовать агрегат для очистки льда или сильно смёрзшегося снега во избежание его поломки.

Вначале нужно подумать, из чего делать уборщик и какими приспособлениями при этом пользоваться. Нетрудно догадаться, что для выполнения разных видов работ понадобятся различные материалы. Они будут указаны в инструкции по изготовлению той или иной конструкции.

Какие инструменты следует применять:

  • сварочный аппарат;
  • молоток, плоскогубцы, отвёртка;
  • разные ключи;
  • напильник;
  • болгарка и дрель;
  • ножовка;
  • тиски.

Снегоуборщик с отвалом

Самое лёгкое — это собрать моторизированный снегоочиститель из уже готового изделия, немного переделав его. Но можно поступить иначе и сделать его самостоятельно.

В первом случае за основу этого агрегата берётся обычный ручной очиститель промышленного образца с двумя или четырьмя колёсами. Во втором — все детали достаются или изготавливаются своими руками.

Материалы для сборки снегоуборщика

  • металлические листы 2, 3 или 4 мм;
  • трубы калибром 50-70 мм;
  • подшипники (по месту);
  • угольники для рамы;
  • колёса;
  • оси;
  • бак стиральной машины, котёл или кастрюля;
  • звёздочки или шестерни;
  • цепи или ремни;
  • болты, гайки;
  • электроды.

Снегоочистители из промышленных образцов

Агрегат выполняется из мобильных, а не ручных устройств. Есть два варианта таких приспособлений. Первый из них со стационарной осью, а второй — с вращающейся. На обоих аппаратах (или на поворотной штанге) укреплён отвал.


Лучше выбирать вариант с одной или двумя осями, которые вращаются, а колёса жёстко закреплены на них. Тогда потребуется минимальная доработка.

  1. Снимается одно или два колеса (передние, если снегоочиститель двуосный).
  2. На освободившуюся ось наваривается (или укрепляется другим образом) звёздочка, например, от мотоцикла. Желательно установить её поближе к ступице одного из колёс.
  3. Конструкцию собирают обратно.
  4. К ручке (если вариант одноосный) или к раме привинчивается пластина. На ней закрепляется бензопила так, чтобы цепь, накинутая на приваренную звёздочку, была нормально натянута.

Если ось заварена наглухо, надо сделать следующее:

При работе таким агрегатом не надо будет тратить много энергии. Нужное усилие создаст двигатель пилы.

Самодельный очиститель бульдозерного типа

Этот вариант повторяет два предыдущих. Разница в том, что большинство деталей и узлов выполняется самостоятельно.

Для его изготовления необходимо достать колёса. Можно позаимствовать их со старого велосипеда. Или снять одну или две полные колёсные пары с тачки или любого транспортного средства, отслужившего срок. Затем подобрать к ним ось, на которой они будут укреплены стационарно.

Вся работа заключается в следующем:

  1. Из обычных или профильных труб сваривается одно- или двуосная рама.
  2. К ней привариваются уголки с отверстиями.
  3. В них вставляют ось с предварительно закреплённой звёздочкой.
  4. Насаживают колёса.
  5. Приваривают стационарные трубы или поворотный механизм для отвала.
  6. Устанавливают пластину с бензопилой.

Изготовление самодельного отвала

Эта часть очистителя выполняется из металлических листов, бочки, трубы большого диаметра или какого-нибудь бака (от электронагревателя, например).


Основные размеры подбираются самостоятельно в зависимости от мощности бензопилы. Отвал более метра длиной делать не рекомендуется, так как двигатель может не вытянуть такой нагрузки.

Выполняя отвал из листов, их предварительно расчерчивают. Затем вырезают детали, которые сваривают друг с другом. Форма этого узла снегоочистителя может быть любой.

При изготовлении отвала из цилиндрической заготовки, её обрезают, как показано на рисунке. Если узел выполняют из трубы, то по бокам устанавливают борта. Снизу (для жёсткости) приклёпывают нож, сделанный из длинной, заострённой полосы металла.


Шнековый вариант

Приспособление с отвалом имеет недостатки и главный из них — трата времени и сил на откидывание пласта снега, подцепленного отвалом. Часто его оставляют прямо у дороги, создавая высокие сугробы, что не всегда приемлемо.

Вариант снегоочистителя со шнеком позволит избавиться даже от придорожных наносов, ведь его конструкция предусматривает отброс захватываемой массы на расстояние в несколько метров. Это поможет полностью очистить двор или улицу, оставив кучи у забора.


Этот вариант приваривается или привинчивается спереди к раме с колёсами, которую можно снять со старой тачки, например.


Другая конструкция представляет собой бесколёсный вариант, управляемый трубой. Корпус укреплён на раме из уголков, снизу которой привинчены лыжи.


Основные узлы и материалы обоих вариантов:

  • короб — сваривается из листов металла;
  • центральный вал — представляет собой трубу ¾-2 дюйма;
  • захват (лопатка) — пластины из железа или куски швеллера;
  • опорные элементы;
  • шнек — выполнен из колец или ленты;
  • звёздочка от мотоцикла;
  • лыжа из пластин или труб;
  • рама из уголков;
  • подшипники;
  • труба для выброса снега — можно взять от печи.

Последовательность сборки шнека:

  1. Из кровельных листов или другого металла вырезаются 4 кольца и 6 опорных пластин.
  2. Насаживают шесть полос на вал и приваривают к нему под углом 90°. Затем укрепляют звёздочку и напрессовывают подшипники.
  3. Между средними направляющими вставляют две лопатки, выполненные из пластин. Их приваривают к валу и к опорным элементам. Если в качестве лопастей захвата применяют куски швеллера, то их поворачивают на 180° относительно друг друга.
  4. Кольца разрезают, отгибают и приваривают так, чтобы получились две взаимоперекрещивающиеся спирали.

Разогнуть их можно двумя путями:

  1. Зажать среднюю часть в тиски, захватить один край плоскогубцами и оттянуть в сторону. То же самое проделать с другим концом.
  2. Приварить один край к опорному элементу у лопатки и растянуть.

Если кольца выполнены из толстого материала, и плоскогубцами трудно их ухватить, то можно применить два зажимных приспособления, например, тиски.


После изготовления шнека расчерчивают лист металла и сваривают короб. В его средней части вырезают отверстие под трубу для выброса снега. Можно сделать её самостоятельно или применить уже готовую от железной печки. Некоторые умельцы используют пластиковые.

Затем в корпусе прорезают прямоугольное отверстие напротив звёздочки — для прохода цепи. Короб устанавливают на раму с полозьями или колёсами и укрепляют бензопилу.

Вентиляторный агрегат

Промышленный вариант подобного типа (Вьюга) давно применяется в хозяйстве многими людьми. Но его можно собрать и своими силами.


Этот снегоуборщик очень надёжен и прекрасно справляется с основным делом.

Он состоит из небольшого количества деталей:

  1. Ножи выполняют две функции: подрезают снег и направляют их к вентилятору.
  2. Ротор с лопастями захватывает пласты слипшихся снежинок, закручивает их и с большой скоростью выталкивает через отверстие в корпусе.
  3. Труба служит направляющей для потока выбрасываемого снега.

Для изготовления подобного агрегата необходимы следующие материалы:

  • листовое железо 1-3 мм для корпуса и отвалов и толщиной 5-10 мм для лопастей;
  • вал для ротора;
  • звёздочка;
  • угольники для варианта на лыжах или колёсная пара;
  • трубы для выполнения ручек.

Порядок изготовления конструкции

Сначала делают корпус с ножами. Для этого необходимо:

  1. Определиться с диаметром вентилятора и рассчитать длину окружности по известной формуле L=πD.
  2. К полученной величине прибавить припуск 1 см в случае применения сварочного аппарата и 2 см при соединении краёв болтами или заклёпками.
  3. Затем нужно из листа вырезать полосу длиной L+(1 или 2 см) необходимой ширины (например, 10-15 см).
  4. Согнуть заготовку на оправке и заварить её. Или просверлить в месте нахлеста отверстия и соединить другим способом.
  5. Начертить на листе круг диаметром D для задней стенки корпуса и ножи треугольной формы с закруглением на одном углу.
  6. Все заготовки приварить на место.

Выполнение вращающегося узла:

В самом конце выполняют чертёж трубы и вырезают заготовку, которую сгибают и заваривают. Сверху корпуса (в центре или немного сбоку) проделывают отверстие. Затем укрепляют трубу. Её верх желательно выполнить поворотным, чтобы можно было направлять поток снега куда нужно.

Всю конструкцию устанавливают на раме (спереди) с лыжами или колёсами. Бензопилу укрепляют, как и в предыдущих.

Меры предосторожности

Основную опасность представляет шенк, который способен не только намотать на себя одежду, а ударить или вовсе поранить руку или ногу. Во время уборки снега следует соблюдать ряд правил:

  • Надеть тёплую одежду и обуть нескользкую обувь.
  • Использовать защитные наушники, перчатки и очки.
  • Не направлять поток снега в сторону людей или машин.
  • Если снегоуборщик электрический, то не стоит забывать о кабеле.

Следует помнить и об опасности при заправке агрегата, ведь допущенные ошибки могут привести к возгоранию или взрыву горючего.

Снегоуборщик может работать не только зимой, но и в другие сезоны. Вентиляторный вариант (если его поставить отверстием вверх) можно применить для обмолота кукурузы. Или дополнить его трубами и использовать в качестве устройства принудительной вентиляции.

1. Уплотнение снега производится гладилками и катка­ми (деревянными, металлическими, резинобетонными и пневморезиновыми).

Свежевыпавший снег уплотняется сначала гладилками, а затем катками и выглаживается гладилками от оси летной полосы к боковым полосам безопасности по круговой схеме. Каждый последующий проход уплотняющих средств должен перекрывать предыдущий след не менее чем на 0,3 м (30 см).

2. Нарастание прочности уплотненного снега происхо­дит по времени за счет перекристаллизации и смерзания частиц снега и продолжается в течение 7 ч и более после укатки (график). В связи с этим контрольные измерения прочности уплотненного снега следует про­изводить спустя 1,08х10 4 ÷1,44 х104 с (3÷4 ч) после уплотнения.


График нарастания прочности уплотненного снега

3. Плотность снега зависит как от количества про­ходов уплотняющих средств, так и от интервала дви­жения между ними. Число проходов по одному следу устанавливается для:

- гладилок - один, при наличии наддувов и застру­гов - два-три;

- деревянных и металлических катков - два-три;

- катков на пневматических шинах и резинобетонных - один-два.

Количество проходов гладилок и катков по одному следу уточняется на месте в зависимости от харак­теристик применяемых средств уплотнения и физико-механических свойств снега.

Интервал во времени между проходами уплотняющих средств по одному и тому же следу рекомендуется устанавливать:

- 1200 с (20 мин) при температуре воздуха ниже минус 5 °С;

- 1800 с (30 мин) при температуре воздуха выше минус 5 °С.

4. При уплотнении снега глубиной более 0,2 м (20 см) необходимо выполнять следующие работы:

- взрыхлить и перемешать снег зубовой или дисковой бороной, с помощью которых, помимо рыхлений и перетирания кристаллов снега, производятся его осадка и равномерное уплотнение по всей толщине. Количество проходов зубовой или дисковой бороны по одному следу должно быть не менее двух;

- уплотнить снег проходами гладилок и катков за 2÷3 раза по одному следу.

Интервал по времени между перемешиванием бороной (вторым ее проходом) и проходами гладилок и катков должен быть минимальным, поэтому тракторы с гла­дилками и катками целесообразно пускать сразу же за зубовой или дисковой бороной.

5. После подготовки ГВПП на участках с целинным снегом плотность и прочность уплотненного снега необходимо проверять не только в верхнем, но и в нижнем слое. Если контрольная проверка покажет, что плотность и прочность недостаточны для эксплуатации требуемого типа ВС, то необходимы повторные работы (в той же последовательности).

6. Неровности на ГВПП (колеи, выбоины, борозды и снежные наддувы) должны систематически разравни­ваться гладилками и укатываться катками. Заравни­вание колей глубиной до 0,03 м (3 см) с одновременным устранением других небольших неровностей на по­верхности ГВПП должно производиться проходами в продольном направлении. Участки с глубокими колеями более 0,03 м (3 см) необходимо обрабатывать сначала поперечеными, а затем продольными проходами.

7. При обледенении верхнего слоя уплотненного снега ледяную корку слудует разрушать шиповыми или реб­ристыми катками, зубовыми, дисковыми боронами. После разрушения ледяной корки поверхность снежно­го покрытия должна быть вновь восстановлена интенсив­ным уплотнением гладилками и катками с соответст­вующей их загрузкой. Уплотнение следует начинать немедленно вслед за разрушением ледяной корки.

8. Для выравнивания и уплотнения снежной поверхности аэродромов применяются различные гладилки, из­готовляемые силами предприятий ГА.

Гладилки позволяют создавать переменное удельное давление на снег до 147,15кПа (1,5кгс/см 2 ). Для получения максимально возможного удельного давле­ния от каждого последующего прохода гладилок необходимо по мере нарастания плотности снега уве­личивать их загрузку балластом. Если перед гладилкой создается снежный вал, загрузку гладилки нужно уменьшить.

9. Применяемые для уплотнения снега деревянные и металлические катки должны загружаться сухим песком или гравием. Для предотвращения прилипания снега к деревянным каткам при температурах, близких к 0°С, и к металлическим катками при температуре воз­духа выше +0,5°С и ниже минус 7°С последние должны быть обиты или обтянуты листовой резиной толщиной 3х10 -3 ÷5х10 -3 м (3÷5 мм).

Деревянные и металлические катки создают удельное давление 196,2 кПа (2 кгс/см 2 ).

10. Наилучшая степень уплотнения достигается при укат­ке снега пневморезиновыми и резинобетонными катка­ми.

Рекомендуется применять пневморезиновые катки мас­сой 10 и 25 т, удельное давление которых составляет 392,4÷588,6 кПа (4÷6 кгс/см 2 ) в зависимости от коли­чества балласта, а также пневмоколесные катки с не­зависимой подвеской колес (типа ДУ-39). Прицепные резинобетонные катки могут быть изготов­лены на предприятиях ГА. Эти катки представляют собой одноосную конструкцию из восьми залитых раство­ром бетона прошедших срок службы покрышек. После укатки снегового покрытия пневморезиновыми и резинобетонными катками на поверхности уплотненно­го снега остаются следы от пневмокатков, которые должны заглаживаться гладилками.

В зависимости от тяговых усилий тракторов применяются сцепы из 2÷3 гладилок или 3÷5 деревянных и металли­ческих катков.

Такая машина, как ратрак, известна всем, кто хоть раз бывал на горнолыжных курортах. Именно она выходит на склоны для выравнивания снега,наметенного пушками, или для уплотнения его после активного катания множества людей. Назначение и область применения ратраков не ограничивается только сферой развлечений и спортивных мероприятий, машина используется и для решения других, не менее важных задач.

  1. Назначение ратраков, цены
  2. Выравнивание снежных склонов
  3. Как еще используют ратраки на гусеничном ходу
    • Перевозка людей
    • Прокладка зимников
    • Ратрак с грузовой платформой
    • Ратрак со снежной пушкой
  4. Передняя и задняя навеска оборудования: принцип действия
  5. Заключение

Назначение ратраков, цены

Ратрак – это массивная самоходная крупногабаритная техника на гусеничном ходу, применяемая для подготовки к эксплуатации лыжных трасс и горнолыжных спусков. Несмотря на значительный вес, машина отличается хорошей проходимостью и не оказывает высокого давления на снежный покров.

Эта особенность обусловлена тем, что ратрак оснащается широкими резиновыми гусеницами, расположенными параллельно. Для лучшего сцепления с поверхностью на гусеницах установлены поперечные ленты – грунтозацепы. Для работы на обледенелых участках ленты дополнительно оснащаются металлическими шипами.

За основу конструкции ратрака взят трелевочный трактор, приспособленный для эксплуатации в зимних условиях. На шасси установлены гусеницы шириной 1-1,5 м, придающих машине повышенную устойчивость на крутых склонах. При этом давление на квадратный метр снега не превышает 5-6 кН.

С целью максимального снижения массы для изготовления ратрака применяются только легкие материалы. В стандартной комплектации для уплотнения снега машина оснащена бульдозерным отвалом, но возможна установка и другого навесного оборудования. Кабина ратрака утеплена и отапливается дизельным обогревателем, имеет круговое остекление для панорамного обзора.

Помимо выполнения основной функции, снегоуплотнительная машина ратрак может применяться для решения других задач:

  • уборки и равномерного распределения снежной массы;
  • прокладки лыжни и прогулочных трасс;
  • обустройства трамплинов и пайпов;
  • перевозки пассажиров
  • транспортировки грузов;
  • создания снежных фигур в парках;
  • проведения спасательных мероприятий в горной местности.

Ратрак

Цена ратрака в зависимости от конфигурации и параметров рабочих органов составляет от 150 до 250 тыс. долларов.

Купить ратрак с лебедкой можно от 300 тыс. долларов – увеличение стоимости связано с применением дорогостоящего дополнительного оборудования. Цены на отдельные продвинутые и хорошо укомплектованные модели могут достигать и полумиллиона евро.

Выравнивание снежных склонов

Несмотря на то, что ратрак имеет внешнее сходство с классическим бульдозером, управляется он совершенно иначе. Отвал может устанавливаться во множество положений, благодаря чему машина может разравнивать не только снежные завалы, но и возводить для парков сложные сооружения.

Чаще всего техника используется для обустройства горнолыжных трасс. Здесь применение техники наиболее актуально, потому как выполнение таких работ вручную крайне трудоемко и затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Для выравнивания снежного покрова задействуются самые тяжелые и мощные машины, так как работа их связана с необходимостью нахождения на крутых склонах. Ратрак для гор имеет отвалы и фрезы (рабочие органы) увеличенной ширины. Также он оснащен широкими гусеницами с наибольшим количеством шипов-зацепов.

Ретрак

На склонах крутизной более 20°, машина дополнительно оборудуется лебедкой. Работа снегоуплотнительной машины включает в себя несколько этапов:

  • разравнивание снега с помощью отвала;
  • удаление ратрака с трассы, ожидание естественной усадки снега;
  • возвращение машины на место производства работ, финишное выравнивание поверхности с тщательным уплотнением снежного слоя.

После окончательной усадки снега трасса открывается для катания.

Как еще используют ратраки на гусеничном ходу

С помощью ратрака выполняется выкорчевывание деревьев в нетронутых цивилизацией лесах, прокладка контуров будущего маршрута.Также техника применяется для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания полей, доставки любителей фрирайдерских туров в труднодоступные места.

Перевозка людей

Помимо подготовки лыжных трасс, гусеничный снегоуборщик может использоваться и для других, не мене важных задач. В пассажирскую кабину ратрака может одновременно поместиться до 25 человек.

При любых погодных условиях они безопасно доставляются по снегу к точкам назначения, расположенных в самых труднодоступных местах. Увеличенная кабина для перевозки людей оснащается компьютеризированными рабочими местами, оборудуется системами связи, розетками. Для комфортного отдыха в ней также имеется спальный отсек.

Прокладка зимников

Ратрак также используется при необходимости прокладки зимников прямо на снежной поверхности.

Применение машины одинаково эффективно, будь то дорога для движения автотранспорта протяжением в сотни километров или возведение ледяной взлетно-посадочной полосы для тяжелых самолетов. Благодаря гусеничному ходу и большому крутящему моменту, ратрак представляет собой уникальную тяговую и толкающую силу в любых экстремальных условиях.

Ратрак с грузовой платформой

При необходимости доставки грузов на тысячи километров в условиях Крайнего Севера либо на вершину горы, удаления мусора со склонов гор также не обойтись без ратрака.

Машина доберется до любой точки назначения, когда применение других автотранспортных средств невозможно. Груз размещается и закрепляется на одной или двух грузовых платформах размерами полтора на полтора метров.

Ратрак со снежной пушкой

Ратрак со снежной пушкой

При недостаточной толщине снега на склонах гор для проведения спортивных состязаний или организации активного отдыха необходимо создание дополнительного снежного покрова специальными пушками. Создание искусственного снега с помощью специального оборудования имеет значительный недостаток: снежная масса нуждается в разравнивании и уплотнении.

Для этих целей также используется ратрак. Пушка, размещенная на машине, быстро наметает снежный покров на определенной площади. Ратрак выравнивает поверхность и спрессовывает снег, в результате чего получается слой снега требуемой толщины. По завершении работы машина перемещается на следующий участок.

Передняя и задняя навеска оборудования: принцип действия

В работе ратрака используется навесное оборудование, размещаемое спереди и сзади машины. К нему относятся:

  • резак;
  • нож-отвал;
  • борона;
  • фреза;
  • снегоукладочный каток.

Резак используется для прокладки классической лыжни резанием либо продавливанием в зависимости от качества поверхности снега. При помощи бороны рыхлится наст, излишки снега удаляются с одних участков и отсыпаются в другие, формируются продольные полоски. Снежный покров разравнивается по всем направлениям.

Фреза крепится к задней подвеске ратрака. После ее работы на поверхности снега заметны неглубокие аккуратные рубчики, протянутые вдоль трассы. Конструктивно фреза разделена на две части: первая служит для измельчения снега и льда, а с помощью второй профиль склона уплотняется и приобретает окончательную форму.

Снегоукладочный каток предназначен для уплотнения снежной массы на горизонтальных и наклонных поверхностях.

Трехсекционный нож-отвал, устанавливаемый на передней подвеске, используется для выполнения нескольких задач: от возведения насыпей из снега до устройства различных снежных сооружений, профилирования их и придания требуемой формы. Навесное оборудование в основном изготавливается в США и ЕС. Оно оснащается аварийной расцепкой и может отцепляться, если ратрак застрянет.

Заключение

Несмотря на достаточно высокую стоимость, ратрак – незаменимая техника для обустройства склонов для спуска на горнолыжных курортах. Также машина используется для прокладки зимних дорог и обустройства взлетно-посадочных полос, перевозки людей, доставки грузов в экстремальных условиях.

Рассказываем, чем отличаются разные виды снегозадержателей, где их крепить и даем инструкцию по изготовлению трубчатых и точечных барьеров.


Как сделать снегозадержатели своими руками: инструкция для трубчатых и точечных барьеров

Все о самостоятельном изготовлении снегозадержателей

Зачем нужны кровельные барьеры

Их основная цель — предотвратить сход слоя осадков, который при падении может нанести вред здоровью или испортить имущество. Причиной его обрушения служит его собственная масса. Когда она доходит до определенного предела, ей становится сложно удерживаться на наклонной поверхности.

Еще одна причина использовать снегозадержатели — нагревание внешней облицовки. Оно происходит под воздействием солнечных лучей, нагревающих кромку крыши. Материал получает тепло и от внутренних конструкций здания. Теплоизоляционный пирог препятствует этому процессу, но он не в состоянии полностью предотвратить нагрев.

Устройства часто используются на крышах с гладким металлическим покрытием, плохо удерживающим ледяной покров. Впрочем, шероховатая поверхность из шифера или рубероида создает лишь незначительную преграду.


Сход лавины с кровли представляет большую опасность. Внизу она состоит из спрессованного наста и льда. При падении она способна нанести серьезный ущерб здоровью. Может пострадать техника или растения, расположенные возле дома. Если под удар попадает скат, расположенный ниже, появляется вероятность его обрушения. Кроме того, если от наста освобождается лишь одна из сторон двухскатной крыши, может пострадать стропильная система. Из-за неравномерного распределения веса на стропила начинает действовать нагрузка, стремящаяся наклонить их в сторону. Балочный каркас изначально рассчитан только для вертикальных нагрузок, и выдержать изменение направления ему будет сложно.

При сходе ледяная нижняя сторона царапает покрытие, часто приводя его в негодность. Так, например, если сорвать с металлочерепицы ее верхний защитный слой, она утратит свои декоративные качества и начнет ржаветь. Профильную кровлю тоже испортить довольно легко.

Не стоит ждать, когда снежный покров сойдет сам. Лучше счистить его лопатами самостоятельно. В холодных регионах его специально оставляют для утепления дома. Толстый наст прекрасно защищает от морозов в холодную зиму. Единственный минус такого утеплителя — его вес. Стропила должны быть рассчитаны на такие нагрузки.

Какие конструкции лучше справляются с задачей

Их выбор зависит от толщины и массы наста. Чтобы понять, как самому сделать снегозадержатели на крышу, нужно разобраться, как они устроены, а для этого иногда достаточно посмотреть на фото.


Варианты снегозадержателей

  • Бревно или брус толщиной около 10 см. Это один из самых старых способов защиты. Он применяется по сей день, однако внешний вид ограды плохо сочетается с современной кровлей. Ее масса велика и создает дополнительное напряжение в стропильном каркасе. Кроме того, древесина подвержена гниению и деформациям под воздействием изменения температуры и влажности. Дерево горит даже после пропитки антипиренами. Его сложнее закреплять на металлической поверхности — нужны удерживающие хомуты, крепящиеся на болты или шурупы. Крепления должны быть достаточно массивными, чтобы удержать вес длинного отсыревшего бревна.
  • Стальные трубы длиной от 1 до 3 м, крепящиеся на кронштейны. Они легче и безопаснее деревянных бревен. Такая конструкция подходит для любых кровель. Для металлочерепицы и профнастила выпускаются фабричные барьеры, имеющие идентичный окрас и оформление. Подобрать краску самостоятельно под цвет облицовки довольно сложно и в этом заключается самый большой недостаток самодельных систем. Можно использовать трубу с оцинкованным покрытием. Блестящая металлическая поверхность хорошо сочетается с любой краской. Чтобы оформить заграждение, нужно подыскать кронштейны, соответствующие оформлению крыши. Трубки оставляют пространство снизу открытым, позволяя сходить небольшим слоям, не представляющим опасности.
  • Решетчатые и пластинчатые ограждения пропускают меньше снега. Если установить пластинчатые без зазора, они не будут пропускать талую воду, поэтому следует оставить небольшое пространство внизу. Пластинчатые устройства менее надежны, чем трубчатые. Они не способны выдерживать серьезные нагрузки, поэтому их монтируют на скаты с углом не больше 30°.
  • Стальные уголки шириной несколько сантиметров применяют в южных регионах с малым количеством осадков. Они располагаются в шахматном порядке так, чтобы перекрывать максимальную площадь. Их пропускная способность высока, однако барьер работает достаточно эффективно. Главные достоинства метода — высокая прочность ограждений и отсутствие больших нагрузок на стропила.


На каких участках кровли следует располагать ограждения

Чтобы собрать и установить снегозадержатели на крышу своими руками, нужны чертежи здания. Необходимо знать, как устроен кровельный каркас и где находятся его основные опоры. Также потребуется вычислить длину свеса.

В защите нуждается край ската. Однако его конструкция не позволяет монтировать тяжелые металлические трубки на самом краю, так как он не выдержит их веса. Снегозадержатели располагают над несущей стеной — это место укреплено лучше всего.

При размещении в несколько рядов трубы, решетки и пластины крепят над несущими балками каркаса. Такая схема используется для скатов длиной более 5 м. Интервал между рядами составляет 2,5-3,5 м. В этих местах обрешетку укрепляют дополнительными досками, создавая сплошной настил. Таких мер достаточно, чтобы обрешетку не вывернуло и чтобы она не провалилась и не прогнулась под тяжестью стальных укреплений.


Точечные уголки крепят не к стропилам, а к обшивке. Им не нужна основа из толстых несущих балок. Чтобы рассчитать место их установки, чертеж кровли здания не потребуется.

Колоритную ограду из бревен следует разместить над несущими стенами. Ее вес не позволяет перенести ее ни вглубь ската, ни на его край. Обрешетка в местах примыкания хомутов к поверхности облицовки должна быть сплошной.

Чтобы не перегружать несущие конструкции, преграду ставят только там, где она необходима. Как правило, это вход в дом, скат, находящийся над другим, либо пространство возле стен, нуждающееся в защите, например, дорожка к крыльцу.

Как сделать снегозадержатель своими руками из профильной трубы

Такое техническое решение используется наиболее часто. Решетчатые и пластинчатые ограды имеют с ним много общего. Главное отличие заключается не в схеме крепления, а в конструкции самого устройства.

Читайте также: