Тавлеи своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Кто слышал о такой игре? Я вот слыша даже про шахматы, в которые надо играть втроем и даже про Четверные шахматы с крепостями, а про эту игру узнал только сейчас.

Суть этой игры в том, что фигуры не рубятся а берутся в плен (строятся башни), башня передвигается по верхней таврели. Вот что писал об этой игре многократный чемпион мира по шахматам, вице-президент Федерации по русским шахматам Анатолий Карпов:

"Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры. Насколько я могу судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя)."

Давайте узнаем историю, правила игры и как обстоят дела с ней сейчас .

История русских шахмат, которые назывались таврелями (от "тавро" - клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян.

По данным Института археологии Академии наук, за две с половиной тысячи лет до Р.Х. Русскую равнину населяли племена так называемой "катакомбной культуры". Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец найдены самые настоящие игральные кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и значками на гранях, разноцветный галечник и большие камни, расчерченные в клетку. Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берегам южного побережья Балтийского моря. Что касается "чисто русского шахматного чуда", то можно указать на результаты многочисленных раскопок в Новгородских землях, а также на Черниговщине, где было найдено множество прекрасных изделий для игры в таврели, датированных IX - X в. Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Славяне Антии уже в IV в. умели играть в столбовые шашки - ближайшие родственники таврелей.

Подтверждением того, что эта игра была широко распространена у наших предков, является находка в черте Старой Рязани. Город впервые упоминается в летописи 1095 г. Старая Рязань стояла на возвышенном правом берегу реки Оки. С конца XI - начала XII в. она ведет борьбу с владимирскими князьями за преобладание в Северо-Восточной Руси. Экспедиция Института Археологии АН 1969 г. при раскопках остатков сгоревшей в 1237 г. постройки хозяйственного значения, неподалеку от кладовых (хозяйственных ям) обнаружила две круглые костяные пластинки, на одной из которых просматривалось изображение воина. Плоский костяной кружок, на одной стороне которого вырезан образ русича со щитом и мечом, назван археологами "изобразительным королем". Второй кружок был абсолютно таких же размеров и прекрасно держался на поверхности своего собрата.

". И были киммерийцы, кимров сменили венеды и сколоты, потом пришли скифы, за ними сарматы, наконец, готы. " Все эти народы - наследники некогда единой ведической культуры Легендарного Семиречья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что русы - потомки Богумила и Ария - владели секретами удивительных игр. Можно предположить, что прадеды шахмат и шашек имели военный и магический подтекст. Как руны со временем переродились в домино, так и алтарь ведических жрецов стал игровым полем, а языческие изображения богов - фигурами. С крещением Руси, когда наш народ обратился к истинному Богу, отбросив идолов, игру стали постепенно забывать, так как шахматы были связаны с языческими верованиями, вдобавок в это время церковь не очень поощряла игры. Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру - индийские (классические) шахматы.


Современность

Возрождение интереса к этой древней игре связано с усилиями группы энтузиастов Московского Дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности. В 1996 г. Государственная комиссия по подготовке празднования 850-летия основания Москвы под председательством мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова поддержала проект возрождения русских шахмат и включила международный турнир "Московские таврели" в официальную программу празднования. В том же году состоялся первый чемпионат России.

Основные правила игры:

Игра ведётся на обычной шахматной доске 8×8. Название таврелей в русских шахматах отличается от принятых, однако состав фигур и правила их передвижения практически полностью одинаковы.

Правила передвижения таврелей, включая рокировку и взятие на проходе, а также цель игры — мат, соответствуют обычным шахматам.
Фигуры передвигаются по классическим шахматным правилам как по одиночке, так и в башне (башня ходит по правилам верхней таврели).
Все таврели могут при своем ходе ставиться на другие таврели (свои или партнера), образуя башни, за исключением волхва (читай ниже). За один ход башня может быть перемещена как полностью, так и разделившись на две части. При разделении башни - обе ее части ходят одновременно. Деление башни можно производить в любой пропорции.


Волхв
Король

Фигура Волхв соответствует королю. Главная фигура на поле. Передвигается по доске по классическим правилам: на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали.
Волхв может образовать башню, если она конечно не под ударом фигур противника, но другие фигуры образовать с ним башню не могут, то есть на него сверху вставать нельзя ни своим, ни чужим.


Князь
Ферзь

Князь в русских шахматах соответствует Ферзю в классических. Принцип передвижения тот же. Может сам организовывать башни, а также быть взят в плен противником. Князь является самой сильной фигурой в Таврели, пока в игру не вступает Хелги.


Ратоборец
Ладья

Ратоборец соответствует ладье в шахматах. Передвигается так же только по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Перепрыгивать через фигуры не может, но может становится на них сверху, тем самым образуя башню, которая будет ходить по его правилам.
Участвует в рокировке.


Лучник
Слон

Лучник, он же слон в классике. Передвигается только по диагоналям. Один лучник - только по черным, другой - только по белым. Может организовывать башни и быть взят в плен.


Всадник
Конь

Всадник соответствует коню в обычных шахматах. Так же как и конь, таврель может перепрыгивать через другие фигуры.


Ратник
Пешка

Таврель ратник соответствует пешке. Ходит только вперед на одну клетку. Если же поле занято своей таврелей, может организовать с ней башню, встав на нее сверху. Брать в плен чужие таврели может только, также как и пешка в классике, наискосок.
Из исходного положения также может ходить сразу на две клетки вперед. В русских шахматах, также как и в традиционных, существует понятие - взятие на проходе.Отличие ратника от пешки происходит, rогда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции. В классике пешка становится дамкой, а в русских шахматах, таврель переворачивается и превращается в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Этот символ изображен на его нижней и боковой поверхности. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, не может быть превращен, если на нем сверху стоит другая таврель.Если на перевернутого ратника ставится своя таврель или таврель противника, то фигура опять становится опять обычным ратником.
Ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, при описанных выше условиях превращается в хелги.


Хельги

Хельги - фигура в русских шахматах аналога, которого нет в традиционных шахматных играх. Хельги может стать только ратник, стоящий перед волхвом и впоследствии достигший последней горизонтали. Это самая сильная фигура в Таврели. Ходить может не только как Князь (Ферзь), но еще и как Всадник (Конь). Одной такой фигурой можно поставить мат Волхву (Королю).

Вот тут можно скачать книгу Авторов: В. Ивановский, О. Свирин "Русские шахматы", Часть Первая, Часть Вторая

Вот еще такая книга - "Старые и новые столбовые шахматные игры", скачать можно тут.

И еще кому интересно, 25 марта 2017 года в Москве пройдет Первенство России по русским шахматам среди девушек и юношей 2001 года рождения и моложе.

Вот я вам напомню про 22 игры на бумаге для двоих, а вот еще Манкала: игра, которая покорила мир. Вот еще интересная игра - Распутываем нитки и узнайте побольше про Искусство игры в Го

Настольная игра тавлеи

Игра теперь удобно помещается в тубус . Тубус компактный (высота 25 см., диаметр 12 см.), достаточно прочный , чтобы носить его с собой и у него есть ручка . Поле напечатано на плотной ткани. Оно осталось таким же ярким и красочным , но теперь легко сворачивается и занимает совсем немного места . Развернуть его можно на любой поверхности . Фишки теперь покрыты лаком , стали немного крупнее, их стало приятно держать в руках и они больше не слипаются.Теперь Оберег не только приятно дарить , но удобно носить и приятно играть . Мы уверены, что новая версия понравится Вам ещё больше . И игра станет по настоящему популярна . правила игры в виде красочного поля.

Правила игры.

Игра предназначена для двух игроков.
Перед началом игры расставьте фишки на игровом поле следующим образом (фишки отмечены разноцветными кружками):

pravila igri obereg

Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону варягов (князь и защитники), а другому – викингов (нападающие). Вы можете просто договориться о том, какую сторону кто из вас принимает, или использовать жребий.

Для победы варягов князь должен достичь одного из четырёх выходов. Викинги, чтобы победить, должны захватить князя (о том, как захватывать фигуры, будет сказано ниже). Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят викинги.

Князь, в отличие от всех остальных фишек, не может быть перемещён более чем на три клетки. Зато только он может вставать на трон и на выходы – все остальные фишки на эти клетки ставить нельзя (переносить фишки через трон можно).

Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:

правила игры оберег

obereg

Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:

a) Князь находится на троне.
В этом случае нападающие должны занять все
четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю
все пути к отступлению:

б) Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону:

игра оберег

В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.


А теперь немного о том, как в неё играть. Правила просты и сложны одновременно – нам даётся две команды – викингов (нападающих) и варягов (обороняющихся). Задача викингов – захватить главную фишку – фишку князя. Задача варягов прямо противоположная – защитить князя и дать ему уйти от преследования викингов. Сложность же заключается в продумывании тактики нападения или защиты. Фишка викинга или варяга считается нейтрализованной, если она оказывается зажатой между двумя фишками неприятеля, либо между фишкой и угловым выходом с поля или трона. Для фишки князя безопасными считаются клетка с троном и угловые клетки для побега.

Наконец следует сказать о передвижении фишек. Фишки викингов и варягов могут передвигаться строго вперёд-назад, вправо-влево, но не по диагонали и неограниченное количество клеток. Им запрещено заходить лишь на клетку трона и на угловые клетки. Князь может двигаться на любые клетки, но дальность его передвижения не больше трёх клеток.

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Хнефатафл (Тафл, Тавлеи, Велеи) — скандинавская настольная игра, упоминающаяся уже в III веке н. э. Викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию. Подобная игра была известна и в Киевской Руси и называлась Тавлеи или Велеи. Отличный подарок для всех кто увлекается Скандинавией, викингами и Древней Русью.

Ныне расположенный на южном побережье Балтики город Ольденбург – всего лишь один из городов Германии, далеко не самый значительный. А в древности здесь был Стариград, столица славянского племени вагров или варинов, в древнерусских летописях известных как варяги. Это был крупный торговый и военный центр – корабли из Стариграда доходили до Киева и Новгорода, а сам город с успехом противостоял набегам скандинавских викингов.

Во второй половине X века Стариград утратил своё значение. Город перешёл во владение Гамбургского архиеписковства и позднее получил своё нынешнее название. Однако и по сей день на окраине Ольденбурга расположены сохранившиеся с тех древних времён валы славного варяжского града.

Настольная игра

Настольная игра

Настольная игра

Настольная игра

Археологические раскопки 1953-58 и 1973-86 годов показали, что валы Стариграда существуют с начала VIII века (старейшее поселение здесь датируется примерно 680 годом). Реконструированный на основе данных раскопок макет городища хранится сегодня в историческом музее Oldenburger Wallmuseum. Во время раскопок археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о высоком, княжеском происхождении покойного, а у его ног была обнаружена… игра с резными фишками!

Это была игра, чем-то похожая на шахматы. Игровые фишки символизировали собой воинов двух противоборствующих сторон. Игровое поле имело размер 9 на 9 клеток. На его центральной клетке устанавливалась особая фишка – князь. Вокруг него становились 8 защитников, которые должны были охранить своего предводителя от 16 нападавших, помочь ему вырваться из смертельного кольца и покинуть поле боя.

Хотя кажется, что у защищающейся стороны просто нет шансов устоять перед вдвое превосходящим противником, но правила игры, которые удалось реконструировать, построены так, что обе стороны имеют равные шансы на победу. Нападающих больше – но именно поэтому им сложнее не мешать друг другу на ограниченном пространстве поля боя. Защитники проигрывают числом – но и задача их заключается не в уничтожении противника, а в спасении князя. Лишь острое внимание, точная логика и верный тактический расчёт, а вовсе не выбор стороны, принесут одному из игроков победу!

Вот так древнерусский рассказчик описал игру богатыря Ильи Муромца с заморским королём. Как знать, быть может Илья играл с тем самым князем из Стариграда, что даже после смерти не пожелал расстаться со своей любимой игрой?

Правила игры Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра предназначена для двух игроков. В комплект игры входит:

  • игровое поле 9×9 клеток;
  • фигурка в виде старца символизирующая князя;
  • 8 светлых фигурок, символизирующих защитников;
  • 16 тёмных фигурок, символизирующих нападающих.

Перед началом игры расставьте фишки на игровом поле следующим образом (фишки отмечены разноцветными кружками):

Условные обозначения: Князь, Защитник, Нападающий, Трон, Выход.

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону варягов (князь и защитники), а другому – викингов (нападающие). Вы можете просто договориться о том, какую сторону кто из вас принимает, или использовать жребий.

Для победы варягов князь должен достичь одного из четырёх выходов. Викинги, чтобы победить, должны захватить князя (о том, как захватывать фигуры, будет сказано ниже).

Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

  • Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

  • а) Князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению:
  • б) Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону:

Игра Тавлеи (Велеи, Тафл, Хнефатафл)

В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.

Рекомендуемые записи

Презентуя книгу Божественная игра "Златый Путь Восхождения", Иван Царевич приглашает вас посмотреть на мир незнакомым…

Владимир Данилов, академик, доктор, филосовских наук, зав. кафедрой духовного естествознания отдела теоретических проблем РАН.

В современной России тема ведической традиции становится все более и более актуальной. Рост национального самосознания,…

Читайте также: