Умереть так как базаров все равно что сделать великий подвиг сочинение

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Философия смерти стала весьма обыденной для обсуждения темой уже в XVIII веке. Никто не хотел запятнать свою репутацию финальными стонами. Оттого и стали мелькать сцены гибели в произведениях многих русских реалистов, в том числе и И. Тургенева. Главный герой его романа "Отцы и дети", Евгений Базаров, человек дела, нигилист, мученически умирает от тифа, чем ставит точку в вопросе любви.

Однако создаёт не менее важный - как должен умирать настоящий человек?

Для того, чтобы вникнуть в данную тему, рассмотрим некоторые детали сюжета произведения. Когда герой входит в отчий дом и просит адский камень, чтобы прижечь рану, мы понимаем, даже более, видим, что в его душе теплится надежда на то, что ещё не всё потеряно. Однако тут же отвечает его внутренний реалист: ". так уж теперь поздно." Базаров знает, что его дни сочтены. Он опечален, но не чувствует страха. Даже во время болезни Евгений заботится о тех, кого любит, успокаивает, предупреждает о том, что с ним опасно контактировать. Именно это отметил Писарев в своей критической статье фразой: "Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг."

Моё мнение несколько иное. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В смерти нет ничего романтичного. Это то, что придётся пережить (а точнее, вынести) каждому. Никто не хочет лишаться всего, что нажил. Конкретно Базарову проще смириться с этим за счёт его идеалов. Мои и его взгляды близки: все мы когда-нибудь умрём. Этот "девиз" на самом деле помогает пройти даже самые сложные испытания.

И вряд ли в гибели есть что-то героическое и красивое - крики, судороги? Да и чего терять? Пусть кто-то и скажет: "Да как так можно?!" Ты этого всё равно не услышишь. И не увидишь. Нет смысла никого успокаивать, нет смысла надеяться на чудо.

Это - реалии. Нет никакого смысла.

PS: Это сочинение подходит далеко не всем. Если Ваши взгляды ощутимо отличаются, что вполне реально, не стоит его переписывать, т. к., вероятнее всего, оно вызовет множество вопросов у Вашего преподавателя, ответить на которые аргументированно, не обладая достаточным набором знаний и подходящим настроем, практически невозможно.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

Сцены описания последних дней жизни Базарова - это один из лучших страниц романа "Отцы и дети". Болезнь улучшает образ Базарова в глазах читателя, делает его благороднее. Читатель видит цельность характера Базарова и мужество героя. Он не пытается обвинить никого в том, что с ним произошло "..это случайность, очень, по правде сказать неприятная". Евгению Базарову трудно отпустить свою жизнь, он ощущает в себе нерастраченные силы : "Сила-то, сила, - промолвил он, - вся еще тути надо умирать!".

Интересен вопрос, который вырисовывается в репликах Базарова: нужен ли он России? Это беспокоет его, в этом вопросе проявляется индивидуальность, художественное своеобразие этого героя - ведь, кроме Базарова, все герои повести заняты только насущными, бытовыми проблемами. Базаров остается верен своим взглядам. Во время своей болезни Базаров остается неравнодушен к своим родителям. Он заботится о своей матери, не говоря ей истинную причину своей болезни, он говорит ей что у него простуда (даже пьет липовый чай, чтобы убедить ее в этом.) Когда Базаров чувствует, что конец близок, он целует руки своей матери, навсегда прощаясь с ней.

В бунте Базарова был свой смысл. Тургенев убивает своего героя, так как понимает, ч то такой человек как Базаров - это человек будущего, новых прогрессивных взглядов на жизнь, его время еще не пришло. Базаров не сторонник сложившегося уклада жизни, многие из обычаев современных ему людей (например П.П. Кирсанова) кажутся ему абсурдными и бессмысленными. Базаров мечтал о свободе нравстевенной среди несвободной жизни

Эпизод смерти Базарова – разбор сцены

Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

27 глава – смерть Базарова

В романе “Отцы и дети” Тургенев показывает образ человека, который является представителем нового поколения, этот человек главный герой Евгений Васильевич Базаров. На протяжении всего романа Базаров — нигилист, он отрицает некоторые вещи или чувства, к примеру любовь.

В главе двадцать седьмой Базаров приезжает в родительский дом и усердно работает, продолжает излучать сильную энергетику, и даже его родители стараются не быть назойливыми по отношению к сыну, проявляют осторожность.

Василий Иванович — отец Евгения, по своей профессии лекарь. К нему приезжали люди за помощью, некоторых привозили. Так, однажды к нему привезли мужчину, больного тифом. Его было уже не спасти, бедное тифозное тело ожидал только летальный исход.

Енюша ( так называли Евгения родители) давно не практиковался в медицине и решил сам препарировать тело, но по своей неосторожности порезался, а после оказалась, что он и вовсе заразился тифом. Бредивший, лежащий с температурой, но находящийся всё ещё в своём уме, Евгений понимал, что уже никакая вера, никакие лекари его спасти не смогут.

Базаров — нигилист по своей натуре, но своей смерти и её неизбежности он не отрицал. Василий Иванович до конца скрывал от своей жены Арина Власьевны, что происходит с их сыном, но она и так всё понимала, тихо закусывает губу, плачет, молча отходя от комнаты, где лежал несчастный Енюша.

По просьбе Евгения, к нему должна была приехать Одинцова. Анна Сергеевна провела возле Базарова всё время, которое было ему отведено перед сном, спать ему совсем не хотелось, но когда он всё же уснул, уже просыпаться ему было не суждено.

Иногда бывает тяжело признавать некоторые вещи, особенно если ты их не ожидаешь, и они происходят из-за какой-то глупости. Но Евгений Васильевич Базаров сделал то, что от него нельзя было ожидать. Обычно отрицающий всё человек, так тихо и без борьбы смирился с тем, за такое короткое время, с чем некоторые не могут смириться годами, зная изначально, что всех ожидает одна и та же участь.

Сочинение про смерть Базарова

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире.

Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать.

Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка.

Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Базаров – испытание смертью

«У каждого человека есть своя судьба! – размышлял писатель. – Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же .

Остается – работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную – забывает прижечь порез на пальце.

Сила и слабость базаровского нигилизма

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Нигилизм Базарова и смерть героя

Также Базаров – это защитник простого народа, замучившегося от невежества и рабского отношения со стороны аристократов, думающих только о материальном благополучии и выгоде. Одна из его задач- проповедовать крестьянам мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от хозяев. Так сказать, разрушить подобострастное сознание людей, привыкших автоматически подчиняться высокопоставленным лицам.

Следует упомянуть, трудолюбие главного героя поражает тем, что он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неразведанные доводы. Он безвозмездно работает, потому что не нуждается в материальном достатке ‚так как ненавидит искусство производить деньги. Именно критический ум борца за справедливость и уверенность в суждениях доказывают, что Базаров –образованный человек, знающий много информации.

Потребительское отношение к природе раскрывает интеллигента как человека, не умеющего видеть прекрасное , чтение художественных книг ему незнакомо, поэтому он культурно не просвещён. Он лишён широты кругозора ‚потому что развит односторонне, погружаясь лишь в науку, объясняющую все жизненные явления. Неприятие природы, искусства и поэзии сужает многообразие красоты, поэтому он живёт лишь по теориям, где повседневным эмоциям нет места.

Нигилизм Базарова одновременно показывает его уверенным борцом за суждения в сфере знаний, но, когда дело касается неподвластным чувствам, главный герой бессилен и поэтому мертв.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

Предпосылкой для конфликта стало не только идейное противостояние и личная неприязнь между Базаровым и Кирсановым, но и вполне конкретный повод. Дело в том, что Евгений, не считающий своим долгом уважать Павла только потому, что он старше его и относится к знатному аристократическому сословию, ухаживает за Фенечкой, в которую Кирсанов тайно влюблён. Став случайным свидетелем поцелуя между ними, Павел Петрович приходит в ярость и вызывает на поединок ненавистного нигилиста. Базаров спокойно соглашается на дуэль, ведет себя расслабленно и даже находит в разговоре место для шуток и иронии.

Наконец, наступает день дуэли. Оба соперника являются на заранее оговоренное место. Павел Петрович скрывает волнение под маской уверенности и серьезности, молодой же человек прячет страх за шутками и иронией. Однако маска Кирсанова слетает стоит пистолету Евгения выстрелить. От довольно незначительного ранения Павел Петрович падает в обморок, Базаров же резко забывает о былой неприязни и бежит на помощь своему противнику.

После дуэли отношения между ними внешне становятся чуть лучше, Кирсанов, держа на молодого человека глубокую обиду, стесняется своей былой заносчивости, поэтому решает скрывать свою неприязнь и непривычно много общается и шутит с Базаровым. Когда же Евгений уезжает из их имения, они холодно жмут друг другу руки на прощанье.

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.


Как будто это так легко – взять и умереть, когда отчаянно хочешь жить, когда чувствуешь каждой клеточкой своего молодого тела, как оно борется за жизнь, пытается воспротивиться заразе, но безрезультатно, и с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой это молодое тело становится все слабее.
Как будто это так легко – умирать медленно. Сжимать руки в кулаки, метаться на кровати, сминать под собой простыни и вопить в эту чертову подушку, сдавленно, чтобы не услышали родители, которые, несомненно, сидят под дверью. Ненавидеть себя за оплошность, ненавидеть свою болезнь, ненавидеть свою беспомощность.
Как будто это так легко.

Когда хищник смертельно ранен, он не трусит, он борется до последнего, рычит и злится на собственную боль, а когда смерть действительно хватает за горло, с гордостью принимает свою участь и никогда, никогда не выходит из игры проигравшим.

Он как врач наблюдал развитие своей болезни .Он не ныл и не стенал .Как мог ,он старался уберечь родителей от горестного известия о своём заражении .Он ,сколько мог ,боролся с забытьем ,приласкал родителей ,простился с Одинцовой ,не упрекая её ,а благодаря ,поручив ей позаботиться о стариках .Он очень достойно встретил смерть .Не каждый на это способен .Он остался верен себе и своим принципам .Не проявил слабости.
Поэтому — то Тургенев увлёкся Базаровым и показал нам его как героя и даже романтика


3)постараться ответить на вопрос: нужен ли Базаров России?

Можно ли назвать Базарова трагическим героем? Почему? В чем трагизм его положения?

Можно ли назвать Базарова трагическим героем? Почему?

В чем трагизм его положения?

Базаров снова в родительском доме, где он томится еще больше, чем в первый раз раньше он злился на свою боль и надеялся на исцеление.

Теперь он решил погрузиться в работу, но и это средство не помогло, как не помогло оно и в Марьине.

В жизни каждого человека Тургенев видел нечто трагическое:

В жизни Базарова соединилось и то и другое:

  • личный трагизм в его судьбе;
  • трагизма общественный, который читатель наблюдает при каждой встрече Базарова с мужиками, с народом.

Базаров разговаривает с мужиками. Проанализируйте.

- Почему Базаров так резко закончил разговор с мужиком. Что ему так не понравилось?

Базаров воспринимает эти слова за чистую монету. А благоговение перед барином и холопская покорность воле барина более всего ненавистны Базарову, поэтому он и поспешил отвернуться.

Но мужик оказался умнее.

Наученный многовековым опытом подневольной жизни и понимая, как надо говорить с барином, чтобы тот остался доволен, мужик хитрит и прикидывается покорным:

 Здесь раскрывается весь трагизм положения. В глазах мужиков Базаров - барин. Что же получается: аристократы не признают Базарова своим, да и он не считает себя таковым; а мужики все равно принимают его за барина. Что же делать, как быть? Тургенев показывает изолированность Базарова от окружающих. Разговор с мужиком как бы социально мотивирует гибель Базарова, доказывает обреченность героя. В то же время Тургенев показывает близость Базарова к народу, единство их взглядов (вспомним, как к нему относились в Марьино).

Здесь раскрывается весь трагизм положения. В глазах мужиков Базаров - барин.

Что же получается: аристократы не признают Базарова своим, да и он не считает себя таковым; а мужики все равно принимают его за барина. Что же делать, как быть?

Тургенев показывает изолированность Базарова от окружающих. Разговор с мужиком как бы социально мотивирует гибель Базарова, доказывает обреченность героя.

В то же время Тургенев показывает близость Базарова к народу, единство их взглядов (вспомним, как к нему относились в Марьино).

Что заставило критика так высоко оценит последнюю сцену?

Базаров любит жизнь, чувствует в себе большие силы, ему горько, что он так мало сумел сделать:

Здесь сокровенная мысль Базарова: признания себя нужным России, способным на многие дела, неважно, что он колеблется, нужен ли он России, важно, что он хочет быть ей нужным.

В чем это проявляется?

Базаров взволнован встречей с Одинцовой.

Проанализируем последнюю встречу.

Базаров умирает, но умирает красиво и гордо.

Нужен ли Базаров России, как вы считаете? И как считал Тургенев?


-75%

Читайте также: