Улей прокоповича своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Никто не любит пчел и мед так, как любят украинцы. Потому не удивительно, что именно черниговчанин Петр Прокопович в далеком 1814 году изобрел первый в мире рамочный улей.

Изобретение рамочного улья послужило началом широкого изучения медоносной пчелы и управлению ее жизнедеятельностью в интересах человека.

Развития во всем мире рамочной системы пчеловодства, привело к новым не менее важным изобретениям мирового значения - искусственной вощины и медогонки, которые вместе взятые произвели в пчеловодстве настоящую революцию.

Ольга Мартыновская из "МастерШеф. Битва сезонов" похвасталась снимком в объятиях молодого красавца: "По секрету поделюсь"

Вакцина - это "супероружие"? 1 февраля страна полностью выходит из карантина - больше никаких масок и комендантских часов

Отвергнутый "Холостячкой" Огневич Макс Тарапата устроил курортный роман на Шри-Ланке: уединился с красоткой под пальмами

Злата Огневич сглазила? Финалист "Холостячки" Дима Шевченко потерял интерес к жизни - все валится из рук

Известно, что знаменитый пчеловод Петр Иванович Прокопович родился в 1775 году на Черниговщине в с. Митченки Конотопского уезда в небогатой дворянской семье.

Мужчина успешно окончил Киевскую духовную академию, служил кадетом в конном полку.

Но душа Петра не лежала к военной службе, вскоре вышел в отставку. Вернувшись домой в 1798 году и побывав на пасеке у своего младшего брата, твердо решил посвятить жизнь пчеловодству.

Из-за нежелания Петра быть военным отец лишил его наследства. Однако, Прокопович сумел приобрести три десятины земли и получил в долг немного денег, чтобы устроить свое хозяйство, пасеку, а потом всерьез заняться любимым делом.

Пчеловод сам изготавливал ульи и испытывал их, внимательно наблюдая за поведением пчел, работал над усовершенствованием ухода за пчелами, вел дневник, занимался лечением насекомых и многими другими вопросами.

Он был верен своему делу как никто другой. За считанные годы он стал знаменитым пчеловодом, создавшим крупнейшую не только в Украине, но и в мире пасеку – более 10 000 пчелиных семей!

Известно, что в те времена, пчел окуривали (умерщвляли), прежде чем забрать из ульев мед. При этом, уничтожению подлежали лучшие семьи пчел, которые собирали больше меда.

Экономические условия в стране требовали новых методов в пчеловодстве, и Петр Прокопович искал их.

В 1814 году Прокопович изобрел такой улей - разборный, рамочный, который назвал "Петербургским", наилучшим образом приспособлен к климату в работе пчеловода с пчелами, предохраняет пчел при отборе меда.

В 1827 году Прокопович открыл в своем родном селе первую в Российской империи школу пчеловодства, которую содержал на собственные средства.

В ней учились пчеловодству многие крестьяне из Украины, Белоруссии, Башкирии, Грузии, Чехии, Венгрии, Италии, Германии. В школе учились также садоводству, огородничеству, виноградарству, цветоводству, письму, арифметике и пению.


clip_image001

clip_image002


Сергей Полешко

clip_image003


21.06.2015. Подсадка роя в улей Прокоповича

clip_image006


20.09.2015.Идут в зиму

clip_image007


29.05.2016. Бурное развитие весной

clip_image008


10.07.2016. Уже в нижнем отделении

clip_image009


21.08.2016. Первая продукция

clip_image010


15.08.2016. Нижнее отделение. Практически так и в зиму пошли

clip_image011


07.05.2017. И снова бурное развитие

clip_image012


27.05.2017. Среднее отделение

clip_image013

К началу XIX века суще­ствовавшая в то время рутинная техника пчело­водстза все больше и больше ставила его в не­выгодное положение по сравнению с развившимися новыми отраслями на­родного хозяйства. Более дешевая продукция последних (вино, сахар, керосин) успешно конкурировала с продуктами пчеловодства. Жизнь все настойчивее требовала неотлож­ной рационализации пчеловодства, изменения приемов, повышения его продуктивности и доходности.

Исключительная роль в области развития вопроса рационализации я поднятия доходности пчеловодства выпала на долю талантливого чер­ниговского пчеловода Петра Ивано­вича Прокоповича. Он родился 12 июля (29 июня ст. стиля) 1775 г. в селе Митченках (в 7 км от Батури­на), Конотопского уезда, б. Черни­говской губернии. В семье Петр Иванович был старшим сыном. Отец П. И. Прокоповича (местный сель­ский священник), по свидетельству С. П. Великдана 1 , стремился дать сыну возможно лучшее образование. С этой целью он отдал его (в деся­тилетнем возрасте) в лучшую школу того времени на Украине — Акаде­мию Петра Могилы в Киеве. По окончании Академии Петр Иванович стремился к продолжению образования (ему хотелось попасть в Москов­ский университет), но против жела­ния ему пришлось поступить в 1794 г. на военную службу.

В 1798 г. 17 октября Прокопович по личной просьбе был уволен в отставку в чине поручика (указ № 19478). Причиной ухода его с военной службы считают ухудшив­шееся состояние здоровья.

Чтобы понять, какое значение во­енная служба имела в жизни Про­коповича, необходимо вспомнить, что представляли военные действия, в которых ему пришлось участво­вать. В 1794 г. в Польше, под руко­водством Костюшко, вспыхнуло круп­ное восстание, подавленное войска­ми России, Германии и Австрии.-19-летний Прокопович был свидете­лем мужественной и героической борьбы поляков за свою свободу и независимость.

IK этому же времени относят и начало его внебрачной жизни с Бо­ровиковой, от которой у него родилась дочь Анисья, бывшая впослед­ствии замужем за жителем с. Поллипокого К. Ф. Мельниковым, дочь Зиновия (пропавшая без вести) и сын Степан по фамилии Великдан. Внебрачная семейная жизнь в усло­виях того времени причиняла Про­коповичу много хлопот и неприятно­стей.

В хозяйстве, кроме пчеловодства, были развиты и другие отрасли, но они были подчинены интересам пче­ловодства. Уже через 5 лет пасека П. И. Прокоповича насчитывала 300 пчелиных семей, в дальнейшем у него было несколько тысяч семей пчел. О своей пасеке в 3 000 семей Прокопович упоминает в журналь­ных статьях, а местные старожилы, по свидетельству доктора В. И. Ду­бровы и И. Г. Новохатского, сооб­щали, что нумерация ульев на его пасеках доходила до 12 000. Имеют­ся и другие указания, говорящие о том, что его пасеки насчитывали свыше 10 000 ульев.

Вместе с пасекой расширялось и все хозяйство, приобретались новые земельные площади; значительная площадь была занята посадками и посевами медоносных растений. Так, после смерти Прокоповича, когда уже при сыне его Великдане приез­жал известный историк Н. Костома­ров, при пасеке имелось до 150 де­сятин земли, свыше 30 десятин ко­торой было занято посевами синяка, остальные — посадками ив, клена, липы, малины, барбариса и пр. Вы­севались также ваточник, рапс, богородская трава и др. Пчелиным пастбищам и изучению медоносов Прокопович всегда придавал боль­шое значение. Пасеки его окружали леса и рощи бывших гетманских ре­зиденций, в которых было немало липы и других медоносных расте­ний.

Пасека П. И. Прокоповича была выдающимся пчеловодным хозяй­ством того времени не только по громадному размеру, но прежде всего по постановке дела. П. И. Про­копович сочетал колоссальный про­изводственный опыт с любовью к этой отрасли и широчайшими для своего времени теоретическими познаниями в области пчеловодства. Имеются указания, что Прокопович знал латинский, греческий, польский и немецкий языки. Можно думать, что он знаком был и с французски­ми работами по пчеловодству, по­скольку некоторые его статьи были напечатаны в Париже. С первых лет занятия пчеловодством Прокопович со свойственной ему энергией стре­мился расширить знания по пчело­водству. Он, безусловно, знал всю основную мировую литературу по пчеловодству.

В деятельности П. И. Прокоповича нам особенно хотелось бы отметить.

1) его изобретения и исследования;

2) основанную им школу пчеловод ­ства; 3) его печатные труда и 4) раз­работанный метод ухода за пчелами.

Изобретение первого рамочного улья

Первые годы Прокопович пробо­вал водить пчел в разных ульях — простых и улучшенных колодах и дуплянках, в соломенных пристав­ных и надставных ульях. В эти же годы он построил цилиндрический оборотный улей наподобие бочонка, но вскоре оставил его.

В январе 1814 г. Прокопович по­строил первый в мире улей с выни­мающимися рамками (рис.) Трудно переоценить значение этого, казалось бы, простого изобретения. Ра­мочный улей позволил впоследствии перестроить весь уход за пчелами.

Петр Иванович Прокопович


Рас. 2. Летали устройства улья Прокоповйча:

А — перегородка с отверстиями, отделяющая верх

улья; В- та же перепродан, наколенная сушью;

В—рамка для верхнего отделения. Г — рамки ,

установленные в верхнем отделении улья

Улей П. И. Прокоповича, хотя; и получил довольно широкое по тому времени распространение, не был достаточно оценен современниками. В частности, не было понято значе­ние главного в этом изобретении — введения в улей разборных рамок и установленное расстояние между рамками, а также между сотами и стенкой (втулкой улья). Эти расстоя­ния обеспечивали пчелам свободный проход ко всем ячейкам сота и в То же время не позволяли застраивать их.

Первый рамочный улей был изоб­ретен Петром Ивановичем Прокоповичем.

Из других изобретений следует от­метить усовершенствование им неко­торых предметов мелкого пчеловод­ного инвентаря (роеприбор, роевни , маточные клеточки и пр.). Прокопо­вич впервые применил разделительную решетку, которую он изготавливал из дерева, а иногда из сухой ста­ рой суши. На эту разделительную решетку в то время не было обраще­но внимания. Аналогичная решетка, изготовленная из металла, впослед­ствии была предложена Ганеманом.

Исследования Прокоповича

Прокоповичем и учениками его школы было проведено большое ко­личество различных опытов и на­блюдений за жизнью пчел. В крат­ком обзоре невозможно достаточно полно охарактеризовать эту работу.

Результаты проведенных Прокопо­вичем учетов яйценоскости маток внесли значительные поправки в рас­четы, сделанные Реомюром, и ока­зались ближе к действительности. Данные Прокоповича очень близки к современным (если принять во внимание различие в приемах ухода за пчелами и содержания их). Так, на­пример, его учеты червления матки в улье Констанс (одна из любимых семей Прокоповича) показали, что за лето из ее яиц вышло до 130 тыс. молодых пчел. Поэтому он принимает среднесуточную кладку яиц маткой в 866 яиц (правильнее было бы считать не кладку яиц, а выход молодых пчел, так как Прокопович невыкормленных личинок не учиты­вал).

В некоторой связи с описанными наблюдениями находятся проведенные Прокоповичем учеты количества ячеек в сотах. Характерно, что в школе Прокоповича очень часто

пользовались результатами своих наблюдений, хотя известны были и цифры, установленные Реомюром и др. Небезынтересно отметить, что размер сотов в улье Прокоповича с был 310 X 430 мм (магазинные раки—145 мм). Приблизительно та­кие же размеры сотов приняты и в

На пасеки Прокоповича был зане­сен гнилец. Это заболевание в oтдельные годы принимало серьезные размеры, и борьба с ним была очень трудной. Применявшийся Прокопо­вичем перегон с голоданием и сей­час считается единственной ради­кальной мерой в борьбе с этим забо­леванием. Несмотря на то, что гнилец и в настоящее время в ряде местностей остается бичом пчеловодства, остается бичем пчеловодства за 100 с лишним лет не найдено более эффективных мер борьбы с ним (ра­бота Прокоповича опубликована в «Земледельческом журнале> 1827 г., № 19).

История развития пчеловодства в нашей стране тесно связана с именем и трудами Петра Ивановича Прокоповича.

О школе пчеловодства Прокоповича написано мало. К тому же эти далеко не полные публикации, особенно относя­щиеся к дореволюционному периоду, стали библиографической редкостью, не­доступной массовому читателю.

Большинство биографов Прокоповича приурочивают открытие школы к 7 мая 1828 г., когда оно было одобрено засе­данием совета Московского общества сельского хозяйства. Формально разреше­ние на открытие школы последовало от малороссийского военного губернатора 28 ноября 1828 г. за № 11078. Фактически же школа начала свою деятельность с 1 ноября 1826 г., то есть за два года до официального разрешения.

При хуторе на площади 50 десятин был заложен опыт по организации искус­ственных угодий для пчел с набором древесных, кустарниковых и травянистых медоносных растений.

Чтобы полнее представить состояние школы в период ее расцвета, следует отметить, что к этому времени (вторая половина сороковых годов) она имела вполне благоустроенное хозяйство: пасеку в 1400 семей, общежитие для учеников, помещение для занятий, кухню, столовую, рабочее помещение, воскобойню, кла­довую, зимовники для пчел и сараи для инвентаря.

Отделения учебной пасеки весной и осенью размещались на школьной усадь­бе, а в летний период основная часть пчел перевозилась в поле для использования взятка. В 1855 г. число пчелиных семей на школьной пасеке увеличилось до 2542, не считая митченковских отделений, не на­ходящихся в ведении школы.

Кроме пчеловодства, в хозяйстве шко­лы уделялось внимание развитию овоще­водства, шелководства и садоводства.

Длительное время Прокопович был бессменным руководителем школы. Вна­чале в ее устройстве помогал ему зять Константин Мельников, а с 1835 г. постоянным помощником и преподава­телем стал сын Степан Великдан.

С наступлением весны ученики выпол­няли работы по выставке пчел, исправ­лению неблагополучных семей, пре­дупреждению воровства у пчел, под­кормке пчел медовой сытой, подклейке сухих сотов в рамки.

В роевую пору ученики осваивали технику организации искусственных роев, посадки в ульи естественных роев, подсиливания слабых семей и другие работы, связанные с подготовкой пчел к главному взятку.

Частично весной, а в основном летом в широких размерах осуществлялась пере­возка пчел к медоносам, производимая обычно на волах.

В зависимости от условий местности и числа учеников насчитывалось от 18 до 24 кочевых отделений, имевших от 50 до 300 пчелиных семей. Уход за пчелами поручался старшему ученику, пробывше­му в школе не менее года. В помощь ему закреплялись один-два новых ученика. Старший ученик был обязан вести строгий учет пасечного имущества, пчелиных семей с указанием состояния каждой, взвешивать контрольный улей и наблюдать за погодой.

С приближением осени на всех пасеках производилась выемка сотового меда в рамках, вытопка воска, просмотр семей, исправление неблагополучных.

Уже в первые годы существования школы Прокопович, чувствуя приближение старости и слабость здоровья, подыскивал помощника и преемника по руководству школой и ее хозяйством. Выбор пал на Великдана, который неотлучно, с малых лет находился на попечении и воспитании отца.

После длительных 'недомоганий П. И. Прокопович тяжело заболел и 3 апреля 1850 г. скончался. Его похоронили при большом стечении народа; по его завещанию, неподалеку от школы, под сенью вековых лип. Возле могилы был поставлен втулочный улей с пчелами, сделанный руками покойного в 1814 г.

Великдан был достойным продолжа­телем дела, начатого отцом. Пасеки, по словам старожилов, возросли до небы­валых размеров — 12 тыс. семей. Площадь под посевами медоносов была увеличена до 200 десятин.

Под руководством Великдана школа просуществовала до 1879 г., до его смерти. Огромная пасека и все хозяйство, оставшиеся без наследников, были описа­ны и летом 1880 г. проданы с публичных торгов. Ульи с пчелами, домашняя утварь, библиотека были частично расхищены или проданы еще до торгов. Архив школы, переписка Прокоповича, его неизданные литературные труды погибли. Помещения для школы и жилой дом были проданы на снос, разобраны и другие строения, земельные участки распроданы местным жителям. Таков был печальный конец школы Прокоповича, просуществовавшей более 50 лет. Министерство земледелия отнеслось к ликвидации школы равно­душно. Имя Прокоповича и его детище были преданы забвению.

Строго научный подход Прокоповича к вопросам ухода и содержания пчел сыграл большую роль в изучении и пони­мании его учениками основ разумного пчеловодства.

За 53 года своей деятельности школа Прокоповича подготовила и выпустила более 700 учеников, которые своими знаниями содействовали развитию пчело­водства не только на Украине, в централь­ных губерниях России, но и в самых отдаленных ее уголках. Некоторые быв­шие ученики школы стали известными пчеловодами.

В школе Прокоповича обучение было поставлено на единстве теории и практики. Эта особенность преподавания характери­зует Прокоповича, как талантливого педа­гога и новатора.

Читайте также: