Украшения народов севера своими руками

Обновлено: 08.07.2024

История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к 9-11 вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды ( в основном надувные ), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка – такова география торговли стеклянными изделиями.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 17-ого века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт- Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России ещё одно направление стеклоделания – изготовления бисера.

Во второй половине 19-ого века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было наложено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.

Сегодня крупным производителем бисера и всевозможных бусин остаётся Чехия, и рукодельницы по-прежнему предпочитают разнообразный по сортам и цветовой гамме чудесный чешский бисер.

Глава 2. Бисер в культуре народов Севера.

2. 1. Исторические предпосылки занятию бисероплетения.

Народы, населяющие Крайний север и Северо-Восток Сибири, - коми, саамы, ненцы, чукчи, эвенки, якуты, создали своеобразие декоративно-прикладное искусство, которое отличается ярко выраженным национальным калоритом, покоряет богатством фантазии мастеров.

Самой природой Крайнего Севера предопределено, что главными занятиями населения этого края являются: охота – в тайге, рыболовство – вдоль берегов морей и океанов, рек, оленеводство – в тундре. На основе развития оленеводства сформировались ремесла всех народов Севера – это первичная обработка и выделка оленьих шкур и камусов ( гладких и прочных шкурок с ног оленя ) выделка и ровдуги ( оленьей и лосевой залижи ) шитья и декоративное оформление одежды, обуви, головных уборов и других многочисленных предметов, необходимых в быту.

Изготовление художественно оформленной одежды из шкур оленей и лосей, украшенной аппликацией из кусочков разноцветного меха или кожи, бахромой, бисерной мозаикой, является самым древним видом декоративного искусства коренного населения Севера.

Особенной красотой отличается одежда с вышивкой цветным непрозрачным бисером. Сочетание цвета и фактуры, блеск и переливы бисера в гуще меха, контраст блестящих выпуклых бисеринок с глухой мягкой поверхностью сукна или с грубоватой фактурой ровдуги чрезвычайно выразительны. Бисерная вышивка встречается почти у каждого северного народа, но её калорит, орнамент, ритмический подбор размечен.

Вопрос о времени появления бисера у северных народов до конца не изучено. Возможно, его вместе с тканями, тесьмой, нитками доставляли купцы, скупщики пушнины. В основном они привозили разноцветный непрозрачный бисер и даже выточенный вручную из раковин.

2. 2. Бисер в культуре коряков, якутов, эвенов, саамов, эвенков.

Замечательную по красоте отделки одежду создавали коряки – подлинные виртуозы меховой и бисерной мозаики. Традиционные корякские торбаса из камуса, украшенные мехом и бисером, изготавливаются и сегодня. Коряки используют бисер в национальных головных уборах, обуви, кухлянках из оленьего меха (мужская верхняя глухая одежда ), камусовых ковриках и панно. Расшиваются бисером спинки гагаглей

( традиционная женская одежда из меха оленя, собаки и росомахи ), кожаные кисеты – табакерки, пояса, рукавицы, сумки.

Национальная одежда эвенов широко известна благодаря зимнему головному убору – меховому капору, украшенному бисером. Он стал неотъемлемой частью одежды не только эвенов, но и коряков, чукчей и даже русских. А на первом месте по степени распространения и применения традиционных художественно оформленных изделий стоят сегодня унты или баккари. Украшенные мозаикой из меха или расшитые бисером, унты в зимнее время можно увидеть почти на каждом жители Севера и Сибири. Больше всего распространены унты, бисерная вышивка которых выдержана в тёплой тональности с преобладанием красного цвета.

В саамских изделиях бисер – также излюбленный вид художественной отделки. Им украшали пимы и бурки, яры ( высокие меховые сапоги), каньги

(полусапожки из меха и кожи, имеющие загнутый сверху носок); сумки – охотничьи, хозяйственные для рукоделия. Им расшивали головные уборы – шамшуры, пояса, игольницы, подвязки для детских колыбелей и даже оленью упряжь.

В бисероплетении, как и в других видах якутского прикладного искусства, отразились представления народа о красоте, особенности его кочевого быта в условиях суровой сибирской природы. Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки. Вышивки бисером помещались на предметах культовых, обрядовых.

На ысыахе, во время свадебных церемоний, на больших праздниках якуты не только сами одевались нарядно, но и покрывали коней красиво расшитыми попонами – чепраками и кычимами . Многие чепраки и кычимы выполнены в технике шитья бисером и бусами с отделкой маленькими металлическими круглыми и фигурными бляшками. Тонкие нити бисера голубого, коричневого, зелёного и белого цветов причудливо вьются и блестят, контрастируя с матовой поверхностью металла . Мелкий бисер не всегда устраивал с книги мастериц, и они применяли фарфоровые и янтарные бусины, украшали края накидок крупными пластинами и яркими цветными кистями. Порой накидки, особенно сделанные из чёрного бархата или сукна, с разбросанными по фону бисером и бусинами, напоминают ночное небо с россыпью звёзд.

Много внимания уделяется внешнему виду мужских и женских шапок. Их шили из дорогих материалов, иногда подобранных в довольно сложных сочетаниях: снаружи мог быть соболий мех, внутри – беличий. Края оторачивались несколькими полосами из бобра, горностая, рыси, какой-нибудь другой мех употребляется для конусообразного навершения женской шапки. Верх увенчивался султаном из перьев. Навершение шапки отделывалось бисером или тамбурным швом. Головные уборы в нарядных костюмах могут быть полностью или частично выполнены плетением из бисера .

2. 3. Мотивы бисерных вышивок, технологии вышивки бисером с использованием различных материалов, орнамент.

Мотивы бисерных вышивок – это вариации треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружностей. Часто мастерицы соединяли растительность и геометрический орнамент.

Глава 3. Технология изготовления изделий из бисера.

3. 1. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении изделий.

Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства очень просты. Кроме бисера, стекляруса и различных бусин необходимы капроновые нитки, леска, стальная проволока различного диаметра, тонкие иголки. Капроновую нить, на которую будет низаться изделие, перед началом работы можно навощить. В этом случае нить приобретает определённую жёсткость и меньше путается. Если в плетении используют крупный бисер с большими отверстиями, необходимо взять двойную нить. Это позволит избежать провисания бисера. На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жёсткую конструкцию, например при изготовлении накладных цветков, объёмных крестов и других изделий.

3. 2. Украшения из бисера.

Бисероплетение, сочетающее в себе относительную простоту приёмов, доступность материалов и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы, - одно из увлекательных декоративных ремесел, позволяющее приобщиться к многоликому миру искусства, попробовать себя в роли творца прекрасного.

Искусство бисероплетения народов Севера – неотъемлемая часть культуры народов, населяющих нашу Родину. Только изучая и сохраняя искусство наших предков, можно создавать и преумножать достижения мастеров в любом виде декоративно – прикладного искусства.

Сотворении прекрасного – идеал не только профессионалов, каждый ( было бы желание! ) может испытать силы на этом поприще. И не так уж важно, насколько велики окажутся успехи, сколь безукоризненно, с точки зрения специалистов, будут выполнены те или иные работы - главное в другом. Приобщаясь к процессу творчества, человек обретает новое ощущение жизни: более полное, радостное и многогранное. Народное искусство должно рассматриваться как общественное достояние, своеобразная летопись страны, отражающая талант и неутомимый труд многих поколений.

Сувениры ручной работы, в которых запечатлены образы, культура и быт северных коренных жителей - ненцев: оленеводство, охота, рыболовство, бескрайние просторы тундры и тайги, пленительной красоты северное сияние. Такими сюжетами Вы доставите радость себе, близким и друзьям и оставите яркие воспоминания о таком далёком и загадочном крайнем севере.
Такие подарки создадут уют и станут прекрасным украшением Вашего домашнего интерьера.
Все работы выполняются из натуральных материалов, основой которого, является - мех оленя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить и обобщить знания учащихся о промыслах искусства народов Севера.

Задачи урока:

обучающая: научить технологии изготовления хантыйского оберега;

развивающая: развивать эстетический вкус, творческие способности детей; укрепить декоративно - прикладные навыки.

воспитательная: воспитывать трудолюбие аккуратность, уважение к традициям коренного населения Ханты – Мансийского округа – Югры, любовь к родному краю.

Принципы обучения:

принцип связи теории с практикой; обучения с жизнью

Методы обучения:

наглядный - демонстрация наглядных пособий,

Форма организации труда учащихся:

для теоретической части – фронтальная,

для практической – групповая.

Тип урока - комбинированный

Инструменты и материалы: игла, наперсток, ножницы, карандаш, клей, бисер, фетр, деревянная заготовка, мех, степлер, атласная лента.

Объект труда – оберег

Наглядность – показ трудовых приемов, необходимых для выполнения оберега, изображения орнаментов, презентация.

I. Организация урока.

II. Повторение пройденного материала.

Назовите нам основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера?

(ответы учащихся )

Основные способы предпринимательства в семьях коренных народов Севера: добыча рыбы и пушного зверя, сбор дикоросов, изготовление сувенирной продукции из бисера и сукна, изготовление предметов быта.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами выяснили, что одним из способов предпринимательства в семьях коренных народов Севера, может являться изготовление национальных предметов быта. Такими предметами могут быть: обереги, прихватки, кошельки и многие другие замечательные вещи.

И мы с вами остановимся на обереге. Давайте определим значение слова оберег. Дело в том, что строгого определения, что такое оберег, у народов ханты и манси, нет. Чаще всего оберегом служит какой-то предмет быта расшитый орнаментом и именно орнамент несет смысловую нагрузку. Орнамент имеет огромное эстетическое значение, кроме того, это – форма защитной магии, связь с миром духов. Как и в древние времена, орнамент служит не только украшением, но и оберегом, защитой от недобрых, злых духов.

Как вы думаете, что такое орнамент?

Орнамент – означает узор или украшение, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов, так называемый раппорт.

Ребята, а какие орнаменты знаете вы?

(Ответы детей) Глухарь, заячьи уши, кедровая шишка

(Педагог показывает орнаменты)

Давайте, также обратим внимание на цвета.

Используют коренные народы Севера пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

Красный – цвет жизни.

Жёлтый – знак огня.

Зелёный – тайга.

Синий – цвет рек, воды, неба.

Белый цвет – это снег.

Ребята, как Вы думаете, какие три цвета наиболее значимы и что они символизирует для Югорского края?

Зеленый цвет

Все эти цвета представлены на гербе Югры.

IV. Демонстрация приемов выполнения медальона - оберега

Теперь ваша задача изготовить оберег, работая слаженно в группах.

Вооружившись необходимыми знаниями, мы приступим к изготовлению оберегов.

Наш оберег будет выполнен в форме подвески, состоящий из круглого основания, на которую по краю круга будет приклеиваться мех, по центру прикрепится мебельным стиплером шнурок для подвески оберега, а таким же образом внизу прикрепим подвески с бусинами, сверху закроется центр фетром на котором будет нашит при помощи бисера орнамент, который выберут дети сами из предложенных вариантов.

(Учитель демонстрирует готовый оберег)

В быту ханты широко используют сукно. Цвета для суконных изделий обычно выбирают самые сочные: зеленый (восты), желтый (вусьлом), красный (вурты), синий (этрхары). Вы должны выбрать в какой цветовой гамме будет представлен ваш оберег, и какой орнамент будет на нем изображен. Подбирая цветовую палитру, помните: цвета должны сочетаться между собой и не подавлять друг друга. Бисер выбирайте ровный примерно одного размера.

V. Практическая работа.

У нас имеются уже готовые заготовки кругов из древесины, шаблоны различных орнаментов. Приступая к работе, помните о правилах безопасного обращения с ножницами, иглами, клеем, степлером.

Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по - настоящему красивым?

-И ещё самое главное над изделием работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.
Стежки прокладывайте небольшие аккуратные, чем менее они заметны, тем выше уровень мастерства выполненной работы.

(Учителя делает целевые обходы, дает рекомендации детям.

Текущий контроль над выполнением практической работы.

Инструктаж учащихся по выполнению отдельных приемов.

Оказание помощи учащимся.

Контроль за соблюдение техники безопасности, бережным отношением к средствам обучения;

Выставка работ обучающихся.

Анализ выполнения практической работы.

Самооценка ученика (лист самооценки).

-Можете ли вы сказать, достигли поставленой цели и почувствовали успех?

-Что помогло вам достигнуть нужного результата?

Проведя осмотры ваших работ, мы пришли к выводу, что большинство из Вас поняли принцип изготовления оберега, и приложив немного старания, вы сможете выполнить такие обереги для продажи.

Наше занятие подошло к концу, не забываем по окончании работы убрать свое рабочее место, вымыть руки.

Исследование материалов применяемых для изготовления оберегов

Экологическое обоснование

Исследование достоинств и недостатков

Экологически чистый материал

Легкодоступный материал, хорошо обрабатывается

Необходимы навыки, специализированные инструменты.

Экологически чистый материал

Специализированные инструменты, сложная заготовка материала, хранение. Иметь профессиональные навыки в обработке бересты.

Экологически чистый материал

Податливый материал в работе, прочный. Эстетический вид изделия. Долговечность, легко окрашивается в разные цвета.

Определённые навыки, наличие места, специализированные инструменты. Дубильные растворы для обработки кожи.

Экологически чистый материал

Красочный, яркий, нарядный. Развивают мелкую моторику. Учит усидчивости.

Мелкая, долгая кропотливая работа. Тщательный подбор игл.

Экологически чистый материал

Скудная цветовая гамма, пористая структура, не подходит для приклеивания как основы, большая себестоимость, подходит для пошива верхней одежды.

Экологически чистый материал

Податлив и лёгок в работе, невысокая себестоимость, при работе не осыпается, широкий спектр применения, большой выбор цветовой гаммы, доступность.



Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования по рисованию.
Место работы: МБДОУ №202 Детский сад общеразвивающего вида "Сказка".
Описание: данный мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, а также учителям начальных классов. Опираясь на мастер-класс, дети могут и самостоятельно выполнить этот рисунок.
Назначение: данный рисунок можетбыть учебной,выставочной или конкурсной работой.
Необходимые инструменты и материалы:
- акварель;
- фломастеры;
- кисть № 3;
- альбомный лист;
- прямоугольник 8x16.
Цель: расширение знаний детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию человека без предварительного карандашного наброска.
Задачи:
- познакомить с жизнью народов Крайнего Севера;
- продолжать учить изображать сюжетные картинки;
- продолжать учить рисовать человека в движении;
- продолжать учить правильно работать акварелью: брать больше воды, закрашивать в одно касание, промывать кисть после каждого цвета;
- продолжать учить наносить симметричный узор, украшая чум и одежду;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, при выполнении мелких узоров;
- воспитывать интерес к рисованию, через нетрадиционные техники: рисование акварелью с фломастерами и внесение элементов аппликации.
Предварительная работа:знакомство с жизнью Народов Крайнего Севера, рассказ, беседа, рассмотрение иллюстраций.
Краткая информация:Наша Земля разнообразна своей природой. Леса, степи, пустыни, жаркие страны, северные побережья. Везде своя природа: растения, животные и люди, проживающие в этих местах. Давайте познакомимся поближе с холодными, северными побережьями.
Бескрайние просторы тундры – Родина, дом для сильных и выносливых народов Севера. Живут там ненцы, нанайцы, эскимосы и чукчи. Они приспособились жить в суровых условиях. Их дома отличаются от наших. Народы часто переезжают с места на место, поэтому им нужен теплый дом, который легко собрать и разобрать. Их дом называется чум. Для строительства чума используют длинные еловые шесты и шкуры оленей. Шесты устанавливают в форме конуса, а потом сверху покрывают шкурами. Чум сохраняет тепло даже в самые лютые морозы, а коническая форма придаёт ему устойчивость при ветрах и буранах. Одежду народы Севера также шьют из оленьих шкур, в ней очень тепло. Свою одежду они украшают вышивкой, бисером, меховой мозаикой. Из контрастного по цвету меха вырезают кусочки разных геометрических форм: квадраты, полоски, круги, треугольники, потом аккуратно сшивают и получается красивая одежда.
Конечно же использование геометрических узоров при выполнении мозаики или вышивки не случайно, каждая форма несёт свой смысл:
Круг – солнце, земля;
Крест – огонь, очаг.
На колыбели девочки изображали крест внутри круга – девочка всегда будет дома у очага, на колыбели мальчика крест, выходящий за круг – будущий мужчина, добытчик, уйдёт из родного дома.
Волна – река;
Ряд треугольников – образ чума.
Конечно же, у народов Крайнего севера есть помощники животные – это олени и собаки, которые верно служат им. Природа Севера своеобразна, сурова и, по своему красива. Северное сияние озаряет небо необыкновенным свечением.
Давайте мы с вами передадим в рисунке своеобразие жизни народов Крайнего Севера.
1.Набираем на кисть синюю краску и проводим линию горизонта, чуть выше середины листа.







6.Разворачиваем и каждую сторону сгибаем к получившейся линии сгиба на угол – получается треугольник – чум.




7.Украшаем наш чум. Узор будем рисовать симметрично, одинаково с двух сторон. Посередине рисуем солнце.






10.Теперь нарисуем северных жителей. Рисуем круг – голову, глаза-щёлочки, маленький носик и улыбку ротик. А вокруг делаем ещё один круг волнистой линией или зигзагом, передавая так мех от шапки вокруг лица.



11.Под мехом скрывается шея, поэтому сразу рисуем шубку. Шубка по форме похожа на трапецию. Потом добавляем рукава. По краю рукава рисуем мех. Теперь наносим узор по краю рукава, используем красный и черный цвета. И наносим геометрический узор по середине и краю шубки теми же цветами. Закрашиваем шубку коричневым цветом.





12.Рисуем рядом по тому же принципу ещё одного человечка, но уже с поднятой рукой, как будто они играют в снежки.






Вот теперь рисунок действительно готов. Он полностью передаёт особенности жизни народов крайнего севера.

Читайте также: