Украинская хата своими руками
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 18.09.2024
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Украинская хата
Украинская хата-мазанка полностью отвечает быту украинских крестьян XIX столетия. Центром старинного дома была украинская груба или печь (по— русски) с традиционной для того времени росписью Дерева жизни.
В хате в экспозиции представлены вышитые украинские рушники и разнообразные керамические изделия и посуда, привезенная с Востока и Запада Украины. Проходя по комнатам, можно наглядно убедиться в том, как украинские женщины 100-200 лет назад демонстрировали свое невероятное мастерство в домашних делах. Посмотрите, с какой любовью и вдохновением они изготавливали ковры, дорожки и орудия труда — ручные прялки.
О набожности украинских крестьян свидетельствует восстановленный Красный уголок с иконами, лампадами и старинной библией. Этим объясняется высокая моральность и порядочность жителей старинного украинского села. Старинные часы на стене уже давно остановились. Они символизируют время давно ушедших веков и эпох. То есть, зайдя в хату, Вы сразу попадаете в прошлое. Даже музыка здесь звучит из настоящего старинного грамофона.
Если войти в хату-мазанку, то сразу о глаза бросается украинская груба(печь) с характерным орнаментом дерева жизни. Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду. В жилой комнате кровать для взрослых, застланная традиционно вышитой постелью, и рядом на пеньковых веревках колыбель из дерева для ребенка. Две лавы, где находятся предметы быта хозяйки, что только собралась сесть за прялку. В центре — по традиции большая скрыня, расписанная еще одним традиционным сюжетом — козак Мамай на отдыхе. На стене тканый ковер, а в красном углу по традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.
В украинской хате каждая деталь, каждый гвоздь, каждая половица находятся на своем месте. Выбрав место, с молитвой и благословением начинали строительство. Сначала возводился деревянный каркас, который заполнялся глиной (раствором глины с пометом крупного рогатого скота и добавлением соломы) и венчался четырехскатной крышей, крытой камышом или соломой. Глиняные стены способствовали тому, что в жаркий летний дом хорошо удерживает прохладу кладу. Зимой — глина, смешанная с пометом или соломой защищала от холодов, а от натопленной грубки в нем становилось уютно и тепло. Пол в ранние периоды делался из земли, а позднее также имел специальную глиняную основу, и лишь в некоторых областях Украины пол делали из дерева. Народным зодчим был известен состав глины, обладающий огнеупорными свойствами.
Цветовая гамма хаты-мазанки — традиционная — беленая в голубые или белые тона, многие стены хаты украшались внутри и снаружи росписью, — все это говорило о красоте украинской души. Большое внимание в отделке дома уделялось росписи внутренних стен, очень часто это был растительный орнамент, реже изображались фигурки птиц и животных, иногда импровизированные бытовые сюжеты, использовались мотивы народных календарных обрядов. Подоная роспись и обработка стен применялась и снаружи.
Растительное рисование и геометрические орнаменты, а также фигурки птиц и животных, которые бытовали везде в Украине (за исключением северных районов Полесья и некоторых райнов Харьковщины), размещаются в разных частях фасадной стены, а особенно около крыши возле окон. Все рисование разделялось на три уровня: главный начинался от завалины и доходил до окон, второй уровень определялся высотой окон, а третий — от окон к крыше.
Магия числа три наблюдалась не только в росписи дома, но и в планировке окон. Использовалось трехдольное планирования: окна состояли из трех оконных стекол, жилищная горница имела три окна, а само жилище состояло из трех частей — завалины, стен и крыши, а также в хате имелось три комнаты.
Украшали хату связками лука, чеснока, красного перца и колосьями хлеба. Считалось, что чеснок оберегает обитателей дома от нечистой силы, красный перец обещает хозяину мужскую силу, а колосья пшеницы сулят семье плодородие и богатство. Крыша, укрытая соломой или камышом, также способствовала сохранению прохлады в знойный день лета.
Но немного позднее традиционной украинской хатой стала трехкомнатная постройка. Первым делом гости попадают в прызьбу или сени (по-русски), оттуда ведут две двери: одна в кладовую, где хозяйки хранят продуктовые запасы, одежду и инструменты, вторая — в горницу, ведь это главная комната, ее можно назвать лицом всего дома. В углу горницы обычно располагалась печь. Беленый очаг часто расписывали цветами и волшебными животными или деревом жизни. К печи относились с почтением — именно благодаря ей в доме было тепло, и не переводились хлеб и пироги. Согласно поверью, за печью живет Дедушка, или Хозяин, как ласково звали домового.
Главное место в горнице — красный угол или покуть, где были установлены иконы. Это место самое почетное: в красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей. Под иконами ставили стол и длинную лавку, покрытую пестрыми покрывалами и вышитыми подушками. Иконы же украшали пучками целебных трав, цветами и ветками ягод. В красном углу полагалось вести себя почтительно, не шуметь, не ссориться и, конечно, не курить.
Вышитые полотенца — рушники — гордость любой семьи, свидетельство умений и талантов хозяйки. Символика рушников разнообразна, в вышивке могут быть зашифрованы целые послания. Так, извилистая линия означает пожелание долголетия, ягоды калины — девичью красу, виноград — обещание благополучия, а бутоны цветов — пожелание многочадия. Вышитыми рушниками украшали красный угол, оформляли оконные проемы, с ними встречали дорогих гостей.
Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.
В соцсети показали видео, которое демонстрирует то, насколько дружно и весело когда-то в Украине всем селом строили хаты-мазанки. Причем все это происходило всего чуть более полувека назад – в 1968 году.
Ролик опубликовали на странице "Харьков. История. Факты" в Facebook. Там он собрал боле 3,6 тысячи лайков, 19 тысяч репостов и больше сотни положительных комментариев (чтобы посмотреть, доскролльте новость до конца).
На кадрах, сопровождающихся заводной украинской народной мелодией, казалось бы, все вперемешку: испачканные люди суетятся возле постройки, кони топчутся в смеси соломы с глиной и грязью, всюду разбросан рабочий инвентарь. Но при этом все так организованно, а сельчане выглядят такими счастливыми, что сразу проникаешься этой атмосферой.
Пользователи сети очень тепло восприняли такой экскурс в историю. Хотя некоторые и усомнились в том, что мазанки могли строить в 1960-х годах, другие отмечали, что это действительно правда. Ведь многие из них сами были не только свидетелями, но и участниками таких сельских толок.
"Хорошо это помню. Строили всем селом. И никто никому никаких денег не платил, просто помогали друг другу. Потом общее застолье со скромной едой и песни", "Родилась в 1965-м и отлично помню, как строили такие хаты еще где-то до средины 80-х. Все точь в точь", "И обратите внимание, голыми руками штукатурят, никаких инструментов, не бояться руки испортить-повредить. Жил в такой, но еще дореволюционных построек под соломой – полный кайф", "В моем детстве – самый лучший праздник", "До сих пор в таком живу, только теперь он еще и кирпичом снаружи обложен", "Мы месили ногами среди улицы. Потом хозяева нас щедро угощали", "Я даже в 1993-94 годах принимала участие в такой работе. Дом каменный, но потолок и стены мы мазали, было весело", – комментируют подписчики.
Как и на видео, вспоминают украинцы, когда-то их родители, бабушки и дедушки собирались всем селом на толоку, чтобы помочь односельчанам возвести дом. Одни мужчины подбрасывали в лужу глину, песок и солому, другие на конях месили это, третьи клали полученную смесь в корыто и подносили к постройке. После другие работники брали хороший кусок такой "штукатурки" и с размаху бросали на стену или в потолок, чтобы глина сразу превращалась в блин, затем, неровности размазывали руками. Когда все это высыхало, поверх женщины делали финишную отделку стен уже "тонкой глиной" – с добавлением песка и жидкого навоза.
Что интересно, на толоке сельчане не только пели, шутили, но и "дурачились" – своеобразным ритуалом было вымазать в грязи как мужчину, который не выглядел слишком испачканным после работы, так и женщину. За всем этим весельем наблюдали дети, которых к стройке не особо подпускали. А вот по завершению "смены" все дружно умывались и садились за стол – ели, пили, делились впечатлениями и просто хорошо проводили время.
"В семидесятые лошадями саман месили, формовали, сушили, потом обкладывали внутри стены, дранкой оббивали, решетку делали, штукатурили, белили. Зимой – тепло, летом – прохладно. Никакой химии", – вспоминает Евгений Медик
"Как здорово. Приходила вся улица. Мы детворой месили глину с соломой. По окончанию ставился большой стол и обмывали свою работу. А сейчас позовешь помочь – первый вопрос: сколько заплатишь", – отметила Галина Ильченко.
"Да так и было! Вся улица принимала участие, все дружно и друг за дружку. Дружно и отдыхали потом, пили, пели и голова не болела. Всей толпой наваливались помочь, кто как может, и деньги не брали! Свое огородное кушали, мясо сами выращивали", – добавил Олег Филиппов.
"Огромное спасибо за позитив и воспоминания! Да, жили тяжело, лепили дома, а не дворцы. Шли с теплом в душе на толоку и оставляли свое тепло дому и хозяевам. Многие помнят, но забывают о том, что шли на толоку не с пустыми руками: каждая семья несла с собой на общий стол еду и водку, понимая, что тяжело прокормить работяг. Мы с дедом соседям тоже мазали. Посмотрел третий раз ролик – тепла набрал на целый день! Вспомнил родных… до слезы прибило", – признался Алексей Удовиков.
"Спасибо за ролик! Это мое счастливое детство! Все так просто и естественно! И мои родители молодые, счастливые (ролик как будто из моей жизни). Благодарю!" – рассыпалась в комплиментах Ольга Ковальчук.
"Ком к горлу, что потеряли: общение, помощь друг другу, понимание добрососедства. А свадьбы какие были, проводы в армию (о похоронах даже и говорить нечего). Может, беднее было, но более душевно. Не в колбасе дело, утеряно что-то самое важное", – загрустила Людмила Мищенко.
"Как же весело наши родители умели делать эту тяжелую и грязную работу. Взрослые работают, глину с соломой месят, а мы наблюдаем. Как же и нам хотелось помочь, быть как они, мы тогда не понимали, как тяжело месить эту глину ногами, а потом еще и с соломой. Ой, как же это больно", – подчеркнула Марина Шевченко.
Как сообщал OBOZREVATEL, пользователей сети запутало архивное фото строительства в центре Киева. Они пытались угадать, что сейчас находится на указанном месте.
Постковидный синдром и наше сердце. Все чаще ко мне и моим коллегам - кардиологам обращаются паци.
Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река Галерея работ Фрица Таулова &mda.
Черногория в фотографиях Острова напротив Пераста &.
после болезни давненько я не писала, хотя, признаюсь честно особой нужды в этом не испытывала.
-Резюме
Новиков Юрий
-Музыка
-Друзья
-Статистика
Украинская хата и интерьер(продолжение)
Дом - жилое пространство человека, место семейных обрядов, символ благосостояния. Это домашнее пространство у славянских народов условно делится по диагонали на две части: левую сторону (угол с печью) - женская половина дома, а правый (угол с покутью) - мужская. Покуть обращен чаще на восток .
Старенька хата, наче добра мати,
Короткозоро мружиться на схід.
Здається – їй вже кілька сотень літ,
А хата і не втомиться чекати.
Стоїть собі, пригожа, край села.
Вже посивіла русокоса стріха –
Мабуть таки пережила і лихо,
Тоді, коли молодшою була.
Але мовчить. Не скаржиться – ні – ні!
Ще й усміхнутись може перехожим,
Коли у день ясний, погожий
Промінчик сонця блисне у вікні…
Стоїть цибатий журавель на чатах,
Піднявши дзьоба в небо голубе,
І колиса старенька добра хата –
Вже стільки літ! – онуків і себе.
Мы уже говорили о древнейших домах и домах прапредков украинской в эпоху Триполья . Архаических элементом в современных сельских домах до сих пор остается лежанка. Печь также сохраняет древнее священное значение для хозяина. Поэтому ее чаще разрисовывали великолепными узорами. Считалось, что враждебная сила, глядя в эту роспись, забывает о своем грехе. Семейный очаг (печь) всегда были священными - это целая беспредельная Вселенная, где живут родители и деды, рождаются дети и внуки. В древние века, когда не было церкви, семья молилась у семейного алтаря, которым была печь. В ней пылал костер, ей приносились жертвы: зерно нового урожая, первый кусок теста перед выпечкой хлеба, ритуальные напитки и т.д.. По древним верованиям, за печью живет Домовой - добрый дух семьи. Если к нему относятся хорошо, он помогает всей семье, приносит счастье, а если обижают - вредит.
Когда семья переселялась в новый дом, обязательно брали из старой печи уголек и вносили ее в новый дом, чтоб зажечь семейный очаг в этом доме.
Таким же магическим значением наделял наш народ и домашнюю балку(сволок) - символ прочности строения, семьи, здоровья всех жителей этого жилья. На сволоке очень часто делали орнаменты, которые были своеобразными оберегами: надписи, отметки, равносторонний и косые кресты (крестец), различного типа сварги, а также небесные знаки солнца и луны, голуби, деревья и другие еще дохристианские символы.
Разговаривать с соседом через порог также невежливо: следует или пригласить в дом, или же выйти к нему. Особой честью для гостя считается встреча его у ворот, так же, как и провести до ворот.
Покуть - священное место в доме. Здесь находятся домашние боги, сажают почетного гостя, сидят невесты, стоит ритуальный сноп ржи (Дидух), ставят синагоги (специальные полочки для священных образов, в древности - статуй), украшенные вышитыми рушниками.
Стол также обладает магической силой, символизирует достаток семьи. Его первым заносят в новый дом, на него кладут хлеб-соль, ставят ритуальные блюда. На стол грех садиться или класть шапку. Название "стол "происходит от древнего обычая стелить рушник или скатерть (позже - скатерть), чтобы на них класть еду. Обычай застилать стол присущ украинцам давно. Незастеленный стол - символ бедности или скупости хозяев. Обед или пир за столом объединял людей и устанавливал хорошие отношения. Поэтому пища за столом с врагом считается унижением человеческого достоинства.
В некоторых регионах Карпат (Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина) функции стола выполнял сундук(скрыня). Стол- сундук состоит из двух частей: нижнее подстолье использовалось для хранения различных вещей, одежды, ценных бумаг и т.д., а верхнее накрытие служило как стол. Чтобы получить какую-то вещь, крышку стола отодвигают. В некоторых местностях в таких столах-сундуках хранили продукты питания.
Сундуки были резные, кованые, рисованные, в бедных - с чисто не-украшенного дерева. Девушка не позволяла чужим заглядывать в свой сундук, это была ее тайна. С потерей веры в магическое значение сундука, этот обычай забывался, поэтому в некоторых местностях, восхваляя свою дочь, родители стали показывать близким, что приобрели для своей дочери. Хотя преимущественно в Украине заглядывать в чужой сундук считалось большим нахальством и невоспитанностью. Народной этикой это осуждалось.
Для сна в Украине издавна использовались деревянные кровати, скамьи, полик. Пол, или полик, - это деревянный настил, устанавливают от печи или лежанки к противоположной стене. Днем он служит местом для различных бытовых вещей и домашних работ, а ночью на нем спят. Украинский полик отличается от российских и белорусских полатей тем, что устраивается внизу (приблизительная высота кровати), в то время как полати - на расстоянии 80 см от потолка. Пол, как и ряды, украинцы застилают цветными рядном(веретом) или ковриками, что создает особый уют в доме.
Мисник - это деревянная полка для хранения посуды. Иногда он имеет форму шкафа, подвешивалась на стенку. Были также угловые мисники, которые размещались в углу комнаты. В быт украинского очень рано вошли различные мебель: стулья, скамейки, комоды, шкафы, кровати. Много названий мебели и бытовых устройств для ткачества, плотничать т.д. в украинский язык пришли из Западной Европы.
Разрисованные цветами окна сообщают, что в доме есть девушка на выданье. Интересный обычай сохранился на Лемковщине, где на входной двери рисуют своеобразное Дерево рода (апр): веточки с листьями барвинка означали женщин и девушек, которые были в семье, веточки со звездами - мужчин и парней. Когда рождался ребенок, дорисовывали новую веточку, а когда кто-то умирал - крестик.
Архитектура украинского жилья чрезвычайно разнообразна и имеет свои локальные региональные особенности: конструктивные, декоративно-художественные, различия в планировании и интерьере. Региональные типы жилья в целом соответствуют этнографическом районированию Украины . Однако сейчас происходит много изменений в архитектуре народного жилья в результате внедрения профессиональных методов строительства, новых строительных материалов, способов отделки и т.п.. Удобство карпатского жилья обусловила распространение традиций карпатских строителей в других регионах Украины (на юге, Левобережье). Центрально-украинский тип жилья распространился дальше на север (Полесье) и на юг. Но, несмотря на эти коренные изменения в традиционной архитектуре, украинское строительство сохраняет и развивает лучшие образцы народного жилья и имеет чрезвычайно самобытные черты, что хорошо отличает его от традиций соседей - россиян и белорусов.
Кроме того, интерьер украинской хаты никогда не был статичен, он постоянно изменялся соответственно дням недели и больших календарных праздников. Если в будни пол был непокрыт, то в воскресенье каждая хозяйка застилала свижоподмазанный пол ( пол ) ткаными рядном (вереткамы, дорожками). Стол, который в будни НЕ застелялся или застелялся грубой будничной скатертью без узоров, в воскресенье застилали праздничной вышитой или с тканым узором скатертью, на стол укладывали хлеб, соль, ставили цветы. Празднично затилали также кровати: накрывали красивыми покрывалами (веретищем), подушки выставляли друг на друга в свежевыстиранных и отглаженные вышитых наволочках. Широко использовали искусственные цветы для украшения углу, потолку, а также украшали стены вытынанками или другими бумажными украшениями, которые время от времени заменяли на новые. Перед воскресеньем обязательно подбеливали, подмазывали и возобновляли декор на печи и стенах.
Когда в доме был покойник, окна и зеркала завешивали платком, снимали праздничные украшения, стол застилали скатертью или тканью, веретище, ковриком и т.д..
Перед Пасхой дом обновлялся, мылся, подмазывался, белился. Это своеобразное очищение после зимнего периода имело значения весеннего обновления жизни. Особой приметой Пасхальных праздников были прежде писанки и крашанки, оставленные на застеленном праздничном столе, где стояла также корзина с освященными пасхальными пасками. Стены украшались новыми рушниками и искусственными цветами.
На Троицу (Русалии, Троицу) и на Купала дом украшалась живыми зеламы, овощами, цветами, своеобразными растительными оберегами в виде венчиков, букетиков, которые освящались и в течение года использовались для лечения, окуривание, магических действий.
ИНТЕРЕСНО В УКРАИНЕ ОТМЕЧАЛИ И НОВОСЕЛЬЕ.
За день до этого события (точнее - на ночь) хозяева оставляли в новом доме кота или петуха. На следующий день, когда все было готово к переходу в новый дом, старшие члены семьи принимали икону, вышитый рушник с хлебом и солью, миску с рожью, пшеницей, мелочью и бутылку водки и входили в новый дом. Пожилой мужчина (отец молодых хозяев, а при его отсутствии кум или другой близкий родственник) иконой или только хлебом с солью благословлял на все стороны новое помещение, после чего оставлял икону в углу. Выйдя на улицу с хлебом и солью на вышитом полотенце, он благословлял детей на счастливую жизнь в новом доме. Молодые хозяева брались за концы полотенца, и он заводил их в новое жилье. За ними заходили родственники и соседи; пожилая женщина посыпала всех зерном и мелкими деньгами, желая счастья в новом доме. После этого все дарили подарки и садились за столы, а молодые хозяева угощали гостей. Заканчивался новоселье пением и танцами. Считали, если день новоселья пройдет без происшествий, весело, то и жизнь жителей нового жилья будет спокойным, счастливым.
На новоселье обязательно освящали жилье, окуривали его ладаном, смирной, углем и кусочками кожи.
Изменения в интерьере жилища также обусловлены и сезонными работами, например, осенью вносили ткацкий станок, который летом выносили на чердак или в кладовую, потому что женщина занималась огородом, полем и другими делами. Итак, каждый сезон домашнее хозяйство имело свой вид, свою символику и образную динамику.
Читайте также: