Ученик сделал все так как велел мастер

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

. Тут раздался громкий выстрел, и солдаты затихли
. В глазах у меня потемнело, голова закружилась
. В одном месте мы вспугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше
. На следующий день мы проснулись рано
. День за днем идут года – зори новых поколений

. Офицер объяснил мне, что выстрелы предвещали бои
. Печален я: со мною друга нет
. Он засмеялся и пошел, куда ему захотелось

. Наступила весна
. Люблю грозу в начале мая

. Настанет утро – пойдем в бой..

. Ученик все сделал так, как велел мастер

. Чтобы в мире не было войны, за мир бороться мы должны.

. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко

. Когда мы приехали на фронт, было чудесное, солнечное утро июня.

. Ученик все сделал так, как велел мастер

. Определительное значение
. Изъяснительное значение
. Значение места
. Значение времени
. Значение образа действия

. Чуть дрогнула струна, и песня стелется на поля
. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. Он всеми силами души желал одного – быть вполне хорошим
. С утра до вечера над землей висело горячее, синее, безоблачное небо

. Ни берез, ни дубов мы больше не встречали

. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. Солнце уже закатилось, а луна еще не взошла
. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит

. Листья в лесу пожелтели.

. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. Солнце уже закатилось, а луна еще не взошла
. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит

. Я сидел в окопе, около половины дня

. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. Солнце уже закатилось, а луна еще не взошла
. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит

. Послышался выстрел, и солдат упал на землю
. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. Он всеми силами души желал одного – быть вполне хорошим
. С утра до вечера над землей висело горячее, синее, безоблачное небо

. В лесу стало тихо: партизаны ушли

. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. В лесу стало тихо, когда птицы улетели
. Наступила зима
. С утра до вечера над землей висело синее, безоблачное небо

. Солнце стояло в зените, и жаркие лучи жгли мне тело
. Солнце стояло в зените; жаркие лучи жгли мне тело

. Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый снег
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. С утра до вечера над землей висело синее, безоблачное небо

. Когда мы приехали в гарнизон, было чудесное утро июня

. Солнце стояло в зените; жаркие лучи жгли мне тело

. Солнце стояло в зените, и жаркие лучи жгли мне тело
. Не успело солнце пригреть землю – загудело все небо
. С утра до вечера над землей висело синее, безоблачное небо

. Стремится к бою

. Мы с вами, кажется, военные

. Правда в огне не горит и в воде не тонет

. Что значит твое молчание

. Нет, я не согласен

. Бесспорно, на войне мы многому научились

. Правда в огне не горит и в воде не тонет

. Наступила зима, выпал снег

. Нет, я не согласен

. Вдали пилот увидел луг, на котором можно было приземлиться

. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов

. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми

. Раз дал слово, нужно его держать

. Я попросил, чтобы открыли двери

. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени

. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов

. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми

. Раз дал слово, нужно его держать

. Я попросил, чтобы открыли двери

. Если ты торопишься, мы поговорим в другой раз

. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов

. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми

. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени

. Я попросил, чтобы открыли двери

. Всеми частями речи.

. Только существительным и местоимение.

. Только существительным и прилагательными.

. Причастием и наречием.

Презентация на тему: " ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Для какого слова дано неверное толкование значения? Исправьте. 1. ГЛОБАЛЬНЫЙ (подход). А. Всесторонний, полный, универсальный. 2." — Транскрипт:

1 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Для какого слова дано неверное толкование значения? Исправьте. 1. ГЛОБАЛЬНЫЙ (подход). А. Всесторонний, полный, универсальный. 2. КОНСТРУКТВНЫЙ (подход). Б. Плодотворный. 3. БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ (решение). В. Имеющее место ранее. 4. КАРДИНАЛЬНЫЙ (решение). Г. Самое важное, существенное, главное.

2 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА 1. Соедините слова с толкованиями их лексического значения. 1. КОНФОРМИЗМ А. Стихийное бедствие. 2. КАТАКЛИЗМ Б. Проверка истинности. 3. ВЕРИФИКАЦИЯ В. Приспособленчество. 4. ЮРИСДИКЦИЯ Г. Изменение формы. Д. Сфера полномочий. 2. Составьте с данными словами словосочетания глагол + существительное.

5 Назовите художественные средства в предложениях. 1. Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов) 2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц) 3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) 4. Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов) 5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) а) Олицетворение; б) оксюморон; в) ирония; г) градация; д) гипербола.

7 Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

8 Цели урока: 1.Научиться определять виды придаточных в составе сложноподчинённого предложения 2. (с одним и с несколькими придаточными). 2. Научиться расставлять знаки препинания в них. 3. Научиться составлять схемы к ним и давать им характеристику.

9 Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов: так как, будто, что, чтобы, для того чтобы и др. (или союзных слов: что, который, какой, сколько и куда, где, как, зачем и др.).

10 Сложноподчинённое предложение состоит из двух частей, одна из которых является главной, а другая - подчинённой. [ Все знают ], (что Пушкин лучше всего писал осенью). Вторая часть зависит от первой и называется придаточной. К ней можно задать вопрос от главной части. [ Все знают ], о чём? (что Пушкин лучше всего писал осенью).

11 Сложноподчинённое предложение может состоять из двух и более простых предложений: Пример: [День был такой яркий ], до какой степени? (что издалека было видно ), что? (как за версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя).

12 Средства связи в сложноподчинённом предложении Подчинительные союзы, которыми связываются части сложноподчинённого предложения всегда входят в состав придаточной части. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.

13 Указательные слова в сложноподчинённом предложении В главной части сложноподчинённого предложения иногда употребляются указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Они являются членами главного предложения и указывают на то, что при нём имеется придаточная часть. [Тот не любит отчизны своей], (кто живет без печали и гнева). [ Тот ],( кто ).

14 Придаточное предложение в составе сложноподчинённого может иметь три позиции: 1. Придаточное предложение стоит после главного. Настала минута (какая?), когда я понял всю цену этих слов. 2. Придаточное предложение стоит перед главным. Если за день ничему не научишься, то весь день прошел напрасно (при каком условии?). 3. Придаточное предложение может стоять в середине главного. В небольшой комнате (в какой?), куда я вошёл, была кромешная темнота.

17 Виды придаточных предложений по смыслу По своему значению сложноподчинённые предложения делятся на три группы. Эти три группы соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения (с определением, дополнением, обстоятельством). Рассмотрим схему.

18 Виды сложноподчинённых предложений: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

19 СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ

20 1.Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Придаточные в них отвечают на вопросы второстепенного члена предложения – определения (какой? чей?) и относятся к существительному в главном предложении. [Детство это путешествие (какое?)], (которое никому не удалось совершить дважды). [Тропинка (какая?), (что вилась под ногами), вывела туристов к берегу реки].

21 Особенности придаточного определительного Относится к существительному (или слову в значении существительного) в главной части и всегда стоит после него. (Поэтому придаточное определительное никогда не стоит перед главной частью). Связывается с главной только союзными словами который, какой, чей, что, где, когда, откуда, куда и др. 1. [На тропе, (по которой сейчас шел отряд), листья пружинили под ногами]. [ сущ.,(по которой ), ]. 2. [Не много нового узнал я и в имении сестры], (где я всегда делаю остановку на пути к родникам). [ сущ.], (где ).

22 СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ

23 2.Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными Придаточные в них отвечают на вопросы второстепенного члена предложения – дополнения (т.е. на вопросы косвенных падежей) и относятся к сказуемому в главном предложении. [Трудно было понять (что?)], (чем этот огонь так привлекал лягушку). [Никто не знал (чего?)], (откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова).

25 Правильно задавайте вопросы к придаточным изъяснительным. 1. [Никогда не думайте], (что вы уже все знаете). [ ], (что ). 2. [Я только спросил], (где в озеро впадает речка). [ ], (где ). 3. (Что это были обман и хитрость), [не могло быть никакого сомнения]. (Что ), [ ]. 4. [Как я рад, дядя и тетя], (что опять с вами). [ ], (что ). 5. [Даже удивительно], (откуда у Анфисы берутся такие мысли). [ ], (откуда ).

26 ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ

27 3. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными Придаточные в них отвечают на вопросы самых многочисленных второстепенных членов предложения – обстоятельств: –места (где? куда? откуда?), –времени (когда? с каких пор? до каких пор?), –образа действия и степени (как? в какой степени?), –сравнительные (как?), –цели (зачем? с какой целью?), –причины (почему? отчего? по какой причине?), –условия (при каком условии?), –уступки (несмотря на что? вопреки чему?), –следствия (что было следствием?). [Князь Андрей умел поставить себя так], (как?) (что его уважали и даже боялись) – придаточное образа действия.

28 Поскольку обстоятельства – это самая большая группа второстепенных членов (по сравнению с определениями и дополнениями), то и придаточных обстоятельственных - большее количество. Их нужно уметь различать, чтобы не возникало сложностей при выполнении заданий в ЕГЭ.

33 5. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными Придаточные сравнительные поясняют содержание главной части путем сравнения, уподобления. Указательные слова в главной части отсутствуют. Соединяются с главными союзами: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др. 1. [Всё окутала мгла], (будто солнце ушло навсегда). [ ], (будто ). 2. [Многие русские слова сами по себе излучают поэзию], (подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск). [ ], (подобно тому как ).

40 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 1. В то время как мы собирались на рыбалку неожиданно приехал отец. 2. Ночь кончилась и когда взошло солнце вся природа ожила. 3. В родник откуда воду пьют камень не бросают. 4. Капитан рассчитывал что если бомбы разорвутся они его не заденут осколками. 5. Он проснулся первый и не сразу сообразил где он находится.

41 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 1. [В то время, (как мы собирались на рыбалку), неожиданно приехал отец]. 2. [Ночь кончилась] и,(когда взошло солнце), [вся природа ожила]. 3. [ В родник, (откуда воду пьют), камень не бросают]. 4. [Капитан рассчитывал], (что, (если бомбы разорвутся), они его не заденут осколками). 5. [Он проснулся первый и не сразу сообразил], (где он находится).

42 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 1. В то время как мы собирались на рыбалку неожиданно приехал отец.

43 1. [В то время, (как мы собирались на рыбалку), неожиданно приехал отец].

44 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 2. Ночь кончилась и когда взошло солнце вся природа ожила.

45 2. [Ночь кончилась, и,(когда взошло солнце), вся природа ожила]. [ ], и, (когда ), [ ].

46 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 3. В родник откуда воду пьют камень не бросают.

47 3. [ В родник, (откуда воду пьют), камень не бросают].

48 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 4. Капитан рассчитывал что если бомбы разорвутся они его не заденут осколками.

49 4. [Капитан рассчитывал], (что, (если бомбы разорвутся), они его не заденут осколками).

50 Обозначить основы, границы предложений, способ связи.Определить вид придаточного. 5. Он проснулся первый и не сразу сообразил где он находится.

51 5. [Он проснулся первый и не сразу сообразил], (где он находится).

52 1. Случаются в жизни обстоятельства столкнувшись с которыми в корне меняешь свой взгляд на веши. 2. По мере того как мальчики удалялись от центра города все малолюднее и темнее становились улицы. 3. Он не понял одобряют ли его решение. 4. Часто случается бабьим летом что когда с утра небо затянуто тучами вдруг мягкое солнце без теней осветит землю. 5. Я понимаю что если стих живет не праздной жизнью а работает он ничуть не теряет своей поэтичности.

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписаньем.

Аммос Федорович. Вот те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич. Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Аммос Федорович. Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Городничий. Эк куда хватили! Ещё умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

Аммос Федорович. Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

Городничий. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Городничий. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… это уж по вашей части, Христиан Иванович, — всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа… Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.

Артемий Филиппович. О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву и и несколько на е.

Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал.

Аммос Федорович. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Городничий. Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, это тоже нехорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уж это действительно, как он говорит, у него природный запах: можно ему посоветовать есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович.

Христиан Иванович издает тот же звук.

Аммос Федорович. Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.

Городничий. Да я так только заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.

Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим — всё взятки.

Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…

Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы… О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.

Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошел, собственным умом.

Городничий. Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо… не вспомню его фамилии, никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти.

Лука Лукич. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

Городничий. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

Городничий. Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.

Лука Лукич. Не приведи бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.


Разберите по членам главные предложения. Каким членом являются в них указательные слова так и такой? С какими частями речи они образуют словосочетания? В каких предложениях слова так и такой указывают только на степень? В каком предложении слово так указывает на степень и образ действия?

423. Разберите по членам главные предложения. Придумайте к ним придаточные степени с союзом что по образцу, данному выше.

1) Автобус так резко затормозил . . 2) Я так зачитался . . 3) Стояла такая сухая погода . . 4) Озеро было так широко . .

► Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? каким образом?

дружно зеленеют, словно кто то

I. Значения степени или образа действия выражаются в таких сложноподчинённых предложениях, у которых в главном предложении есть указательное слово так, а в придаточном — союзное слово как, например: 1) Задана не так проста, как это кажется — придаточное распространяет сочетание не так проста и выражает степень качества. 2) Ученик всё сделал так, как велел мастер — придаточное распространяет сочетание сделал так и выражает образ действия.

II. Часто значение степени или образа действия сопровождается значением результата, следствия. Такие сложноподчинённые предложения в главном имеют указательные слова так, такой, до того, настолько, а в придаточном союз что; например: 1) Машина промчалась так быстро, что никто не смог заметить её номера —придаточное указывает на степень и следствие. 2) Мальчика одели так, что все принимали его за девочку — придаточное указывает на образ действия и следствие. 3) Колхоз собрал такой урожай, что сердце радуется — здесь, кроме значения степени и следствия, есть и оттенок определительного значения (собрали какой урожай?).

III. Значение степени или образа действия может сопровождаться значением цели (в придаточном союз чтобы) или сравнения (союзы-синонимы будто, словно, точно, как будто), например: 1) Мы побежали наверх одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников (Л.Т .) — значение образа действия (одеваться к а к?), сопровождается указанием на цель (для чего одеваться так?); 2) И стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи (М. Г.) — значение степени (в какой степени темно?) сопровождается здесь значением сравнения.

424. Прочитайте, укажите придаточные предложения и их значение. Перепишите, подчёркивая в главном предложении сочетания с указательными словами, к которым относятся придаточные, а в придаточных — союзы, и расставляя знаки препинания.

1) Загрузка пошла до того быстро что подводы не поспевали подвозить зерно. (С. Ант.) 2) Толчок был так быстр и внезапен что Буланин сразу сел на пол. (Купр.) 3) Речка так бл..стит и св..ркает на солнце что глазам больно. (Тонн.) 4) Боевой порядок должен быть так построен чтобы он как можно меньше терял от огня. (Купр.) 5) Наступление шло так как было предусмотрено в штабе. (Сим.) 6) Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 7) Люба смотрела на пилу так как будто это была не пила а какое-то диковинное существо. (С. Ант.)

425. Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и сравнения часто служат в языке художественной литературы для создания ярких образов.

свежести, будто воздух промыли родниковой водой. (Пауст.) Распространите главные предложения придаточными с союзами словно, будто, как будто.

1) Воздух был так чист и прозрачен . . 2) В лесу была такая тишина . . 3) Выражение лица у неё было такое кислое. .

426. Вставьте вместо точек нужные указательные слова, определите значения придаточных предложений. Перепишите, расставляя запятые.

1) Кругом было . тихо что по жужжанию к..мара можно было следить за его полётом. (Л.) 2) Через четверть часа я подошёл . близко к огню что мог ра..смотреть, всё около него. (Арс.) 3) Нежданов пустился изл..гать своё мнение (не) стесняясь (без) утайки (под) конец даже . громко и с . увлечением что явно обеспокоил соседа. (Т.) 4) Я пишу для . молодёжи что поднимется на защиту рубежей своего социалистического отечества. (Н. О.) 5) В своих книгах В. К. Арсеньев ра..сказывает . как он путешествовал в дебрях Уссурийского края.

• Составьте схемы этих предложений.

427. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Звёзды ещё св..ркали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья (по)немногу выступали из тьмы и по в..ршинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер что лес сразу ожил зашумел полн..звучно и звонко.

Через несколько минут ветер стих и деревья (с)нова застыли в холодном оц..пенении. Настала такая полная и торжеств..ная тишина что (с)разу стали слышны все (пред)утрен..е лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и. первые ещё (не)увер..ные удары проснувшегося дятла.

Читайте также: