Уаз 469 на радиоуправлении 4х4 своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

УАЗ-469 — один из самых долгоиграющих отечественных автомобилей. Пробную партию сделали аж в конце 1971 года. А учитывая, что УАЗ Хантер — хотя и сильно измененный, но все же прямой потомок 469-го — выпускают и сегодня, модель находится в производстве в общей сложности почти полвека.

Автомобили семейства УАЗ-469, затем 3151, в массе своей поставляли в вооруженные силы и в народное хозяйство. В частные руки УАЗы практически не продавали. Разве что по специальному разрешению.

Но за почти полвека кто и чего только не делал из массового, вполне утилитарного советского внедорожника! Причем чудеса появлялись не только у нас, но и за рубежом. Ведь УАЗы и во времена СССР экспортировали, причем не только в социалистические и развивающиеся, как тогда принято было писать, страны.


Тюнинг УАЗ-469 японскими агрегатами. Эволюция

Обстоятельный, богато иллюстрированный фотографиями и снабженный видео отчет от преобразовании УАЗ-469 в нвстоящий боевой автомобиль под тяжелое трофи. О своем "Глухаре" рассказывают неоднократные призеры этапов Кубка Восточной Сибири по трофи-ориентированию Павел Слюнкин и Владимир Михайлов.

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Вполне объяснимо, что такой тюнинг управления сказался и на комфорте передвижения, и повысил шансы добираться до финиша. А вот пакет шестерен для раздаточной коробки (РК) добавил не только понижения — еще и головной боли. Ладно, первый раз порвали, надеялись, брак. Тем более что производитель признал свою вину и прислал комплект на замену.

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Сейчас такой вид подкапотного уазовского пространства уже не внове. Пять лет назад, если говорить о тяжелой спортивной эксплуатации, смущало электронное управление топливной аппаратурой — еще старались устанавливать старенькие дизельки с механическими ТНВД

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Блок управления не стали задирать под крышу — пресная вода ему особо не страшна

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

От этого же производителя были приобретены две межколесные блокировки с принудительным приводом. После такого тюнинга какое-то время казалось — вот она, оптимальная конфигурация, которая позволит достойно выглядеть на фоне соперников. Увы, всего лишь сезона хватило, чтобы понять — несмотря на компоненты покрепче, слабое звено конструкции здесь ульяновские мосты. Три выломанных за этот срок шкворня — слишком большая плата за серьезный клиренс. Назрела необходимость очередного этапа трансформации, на сей раз финального.

Зато, помимо надежности, переход на мосты Land Cruiser предопределил еще один конструктивный момент — устройство пружинной подвески. По ней было одно принципиальное условие — большие ходы колес, которых так не хватало с рессорами. В итоге сзади появился А-образный и два продольных рычага. Спереди же не столько ради артикуляции, сколько для беспроблемного экстрима, в колеях обосновался цилиндр гидростатического рулевого управления.

Тюнинг УАЗ-469

Задний мост для обеспечения оптимального угла работы крестовины слегка развернут навстречу кардану. Пружины по компоновочным причинам несколько сдвинуты к центру. Из-за этого ради получения адекватных характеристик на отбой-сжатие пришлось использовать сдвоенные амортизаторы (Safari Y61)

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

Спереди вместо рулевой трапеции от TLC 78 — профессиональный американский гидростатический инструмент. Из-за того, что в условия трофи-соревнований не просто гнет тяги — даже срезает вал сошки. Хотя в данном случае, как отмечают создатели, просится дополнительный апгрейд — подъем всего узла вверх с переваркой креплений под наконечники на поворотных кулаках

Тюнинг УАЗ-469

Тяжелая машинка гидростатики, расположенная на рулевом валу, заставила создавать жесткую рамку из труб. Магистрали для управления входят в ЗИП — бывало, что рвались от механического воздействия. Также в нем генератор и стартер

Тюнинг УАЗ-469

Наличие А-образного рычага — ключевое условие для получения хорошей артикуляции подвески. С балкой он связан с помощью шаровой опоры от грузовика Toyota Dyna

Тюнинг УАЗ-469

Поначалу были эксперименты с механическими хабами — не выдерживали. С заглушками вместо них как-то спокойней

Тюнинг УАЗ-469

Тюнинг УАЗ-469

У TSL Bogger Super Swamper размерности 18/39,5х15 прореживался протектор. Не для экономии массы — для лучшего зацепа

Тюнинг УАЗ-469

Строившийся как оружие побед, сейчас УАЗ полноценный помощник по хозяйству. Возит пиломатериал, случалось, что таскал на буксире бульдозер — тот, что на снимке справа

Тюнинг УАЗ-469

Этот УАЗ интересен даже мелочами. Такими, например, как дворники от Патриота — расположенные по-современному снизу и имеющие три режима работы. Обзорность на бездорожье — важная составляющая борьбы за подиум, ею нельзя пренебрегать

Павел Слюнкин и Владимир Михайлов,

Павел Слюнкин и Владимир Михайлов, пилот и штурман, просто друзья и неоднократные призеры этапов Кубка Восточной Сибири по трофи-ориентированию.

При установке круизеровских мостов колея увеличилась на 120 мм — до 2500 мм. Свесы при этом, хотя и небольшие, но остались

Тюнинг УАЗ-469

26

29


Для того чтобы существенно облегчить проведение различных земельных и сельскохозяйственных работ, фермеры повсеместно используют специализированную технику. Однако её стоимость может быть довольно высока, в связи с чем многие предпочитают собрать самодельный трактор из УАЗа, который будет практически идентичен по своим рабочим параметрам покупному аналогу.

Преимущества и недостатки трактора из УАЗа

Прежде чем изготовить минитрактор из УАЗа своими руками, необходимо ознакомиться с основными преимуществами и недостатками подобного рода конструкции. Рабочие характеристики самодельных устройств во многом зависят от используемых материалов, выбранной модели, а также качества сборки. Некоторые самодельные тракторы из УАЗа могут быть значительно менее эффективными, нежели техника заводского производства. Однако это компенсируется значительной экономией денежных средств, при условии наличия ненужного автомобиля марки УАЗ.

К числу преимуществ агрегатов целесообразно отнести следующие особенности:

  • высокое качество обработки небольших участков земли;
  • простота в эксплуатации, обслуживании и ремонте, позволяющая использовать технику без предварительного обучения;
  • возможность внесения любых изменений в конструкцию, что позволяет собрать агрегат с учетом специфики использования и имеющихся материалов.


Трактор можно изготовить из старого автомобиля

Несмотря на многочисленные достоинства самодельный трактор с УАЗ мостами имеет целый ряд недостатков, заслуживающих упоминания. Это длительный и трудоемкий процесс сборки, который потребует наличия определенного опыта, а также широкого набора инструментов.

Сложности в процессе изготовления могут быть обусловлены необходимостью поиска нужных запчастей. Самодельный трактор из отечественного автомобиля обладает значительно большим числом преимуществ, нежели недостатков, что делает его экономичным решением для небольших фермерских хозяйств

Подготовка к изготовлению самодельного трактора

В первую очередь потребуется подобрать и внимательно изучить чертежи, которых нужно придерживаться во время сборки. Также нужно составить подробный план всех дальнейших действий, чтобы исключить возможные ошибки.


Изучив схемы, понадобится заранее подобрать места монтажа водительского сиденья и коробки переключения скоростей.

Немаловажное значение имеет место, где будет проходить процесс изготовления. Нередко на сборку трактора из УАЗа уходит по несколько месяцев, поэтому рабочее место нужно правильно обустроить и собрать все нужные для работы детали и оборудование.

В конструкцию трактора из УАЗа непременно входят следующие элементы:

  • двигатель от УАЗ 469;
  • механизм трансмиссии;
  • рулевое колесо;
  • ходовая часть;
  • валы отбора мощности;
  • подвесные конструкции.

В большинстве случаев результатом сборки становится колесная сельскохозяйственная машина, гораздо реже – агрегат, передвигающийся на гусеницах. Номинальная мощность трактора составляет в пределах 10–50 л. с.

Коробку переключения скоростей, вместе с мотором и ходовой УАЗ 469 лучше всего взять от одного, и того же автомобиля. Это существенно упростит и ускорит сборку трактора. Если есть время и желание, то можно провести несколько экспериментов, и применить для сборки детали и механизмы от разных машин.

Важную роль играет устойчивость самодельного трактора из УАЗа. На это влияет используемая для сборки коробка передач. Лучше всего, чтобы механизм имел повышенное передаточное число – это позволит увеличить тяговое усилие агрегата, которое, при этом, не должно превышать 300 кг.


Для лучшей устойчивости трактора из УАЗ в его конструкцию нужно включить широкие колеса. Если изготовленный трактор будет использоваться для выполнения несложных сельскохозяйственных задач на грядках, то подойдут колеса, шириной 13 дюймов. Если дальнейшее применение трактора будет осуществляться в поле, то его потребуется оборудовать колесами, диаметром не менее 18 дюймов. Резина на колесах обязательно должна быть с шипами, что улучшит сцепление трактора с почвой.

Если планируется изготовления гусеничного трактора из УАЗа, то особое внимание при сборке потребуется уделить приводу. Последний потребуется установить в задней части гусеничного механизма, чтобы предотвратить повреждение катков. Непосредственно при эксплуатации трактора необходимо помнить о регулярной очистке гусениц – в противном случае грязь и снег будут быстро засорять используемый привод.

Непосредственно перед сборкой понадобится спланировать систему охлаждения – это поможет определить места установки переходников. Самодельный трактор на базе УАЗ 469 склонен к перегреву, и, чтобы исключить это, на агрегат необходимо установить 2-секционный радиатор.

Порядок сборки трактора своими руками из УАЗа

Собирается трактор на базе УАЗ 469 в конкретной последовательности:

  1. Сваривается надёжная и устойчивая к вибрированиям двигателя рама. Она изготовляется из стальных труб, стыки которых провариваются со стальными уголками для укрепления конструкции;
  2. На передней части рамы приваривается ниша под мотор. Двигатель укрепляется болтами, кронштейнами для улучшенной фиксации;
  3. В середине рамы закрепляется водительское сиденье. При установке используется рессора, которая гасит неровности грунта;
  4. Устанавливается рулевая колонка. Она находится справа конструкции для удобного закрепления рулевого привода и рулевого механизма;
  5. Отдельное создание поперечной рулевой тяги. На краях уголков привариваются наконечники;
  6. Ходовая с УАЗа 469 оборудуется мостами. Конструкция должна располагаться на подушках с заднего моста автомобиля;
  7. Установка тормозного цилиндра. Понадобится тяга, колонка и редуктор. Для усиления редуктора применяется перекладина;
  8. Задняя часть оборудуется навесным механизмом. Больше всего подойдёт готовая сцепка. Поскольку для его создания понадобится специальное токарное оборудование;
  9. Можно установить небольшую застеклённую кабину или приварить стойки под тент. Благодаря такой конструкции работать можно при любых погодных условиях.

Самоделка займём меньше времени и сил, если воспользоваться видео-инструкциями по созданию агрегата.

Готовый трактор заправляется, после этого можно его обкатывать. Первоначально тестируются небольшие навесы (фрезы или плуг). Если при этом двигатель работает исправно, можно приступить к испытаниям трактора с большими навесами.

Самодельную технику можно использовать на общественных дорогах, если пройдена регистрация трактора. На такие машины нужны специальные разрешения и документы.

Обустройство привода

Если создавать трактор на гусеничном ходу, особое внимание стоит уделить приводу для уменьшения силы трения. Готовый обустроенный аналог требует постоянного и ответственного обслуживания. Гусеницы очищаются от грязи и снега после выполнения различных работ.

Сцепное устройство должно перемещаться в полном составе, включая следующие элементы:

  • Коробку передач;
  • Кожух сцепления;
  • Выжимной подшипник;
  • Шуруп крепления фланца;
  • Маховик;
  • Коленчатый вал.

Конструкция рамы и моста

Прямоугольная рама изготавливается из стальной трубы (диаметр 57 миллиметров), пары траверсов и пары лонжеронов. Рулевая система от УАЗа отлично впишется во всю конструкцию. Поперечная тяга создаётся с помощью сварки, на уголках привариваются шаровые наконечники.

Подготавливается список деталей для рамы трактора из УАЗа:

  • Опоры для крепления кабины – четыре балки;
  • Четыре трубы для стойки размером 80*80*6;
  • Патрубки для передних лонжеронов;
  • Стальной лист для плиты автоматической навески рабочего инструмента;
  • Швеллер №12 для бампера;
  • Шесть стальных листов для косынки;
  • Трубы для хвостовых лонжеронов;
  • Два стальных листа для кронштейна автоматической навески;
  • Трубы для хвостовых поперечин;
  • Два патрубка под опору крепления мотора.

Для установки заднего моста с УАЗа выполняются действия по определённой схеме:

  1. Фланец отрезается на длинные полуоси;
  2. В центре просверливается отверстие;
  3. Отрезок хорошо обрабатывается и вставляется в проделанное отверстие;
  4. Детали обвариваются, лишнее отрезается;
  5. Длинный чулок укорачивается (используются только две укороченные полуоси);
  6. Фаска на срезанном чулке снимается;
  7. Соединения чулка свариваются;
  8. Суппорт накладывается на место сваривания;
  9. Мосты УАЗа крепится к раме V-образной конструкцией, которая будет расположена на подушках заднего моста.

С УАЗа берётся тормозной цилиндр, колонка, тяга рулевого редуктора. Трансмиссия комбинируется по стандарту: сначала мотор, после коробка передач и корзина сцепления. Все эти детали также подходят из УАЗа.

Заключение

При наличии необходимых знаний, материалов и умений, мастер может самостоятельно собрать трактор, используя запчасти от популярного отечественного автомобиля УАЗ. Подобный агрегат позволит значительно сэкономить и упростит обработку небольших участков земли.

Кол-во блоков: 6 | Общее кол-во символов: 8643
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Сразу скажу, что, на мой взгляд, сделать хороший снегоболотоход из УАЗ-469 без существенных вложений практически невозможно. А существенные вложения столь велики, что порой проще построить вездеход гораздо более лучший и совсем по другой компоновочной схеме. Поэтому правильней будет говорить о той или иной степени приближения к желаемым свойствам вездехода.

На сегодняшний день благодаря авторитетным практикам - вездеходостроителям сложилось несколько постулатов вездеходостроения, которые настолько противостоят друг другу, что еще долгое время мы будем перебирать успешные реализации снегоболотоходов в тщетной надежде сконструировать что-нибудь универсальное и устраивающее всех.

Постулат 1. Снегоболотоход должен обладать минимальным весом. И это понятно. Чем меньше масса вездехода, тем меньше удельное давление колес (или гусениц) на почву, тем проще обеспечить положительную плавучесть вездехода. Постулат настолько жесткий, что на деле самыми проходимыми оказываются вездеходы без подвески, которые пожертвовали всем (в том числе минимальным комфортом) для обеспечения плавучести и минимального давления колес (гусениц) на почву.
Этот постулат мы будем учитывать при снижении веса без ущерба подвеске УАЗ-469.

Постулат 2. Минимальная скорость вездехода должна быть не более 1 км/час (при 1000 об/мин двигателя). Это требование тоже очень обоснованное и обусловлено, прежде всего, особенностями преодоления болот. Соблюсти это условие практически невозможно, если число передач вездехода 5 и менее. Либо хорошая минимальная скорость и очень маленькая скорость максимальная, либо неплохая максимальная скорость и периодическая замена сцепления в болоте из-за высокой минимальной скорости.

Постулат 3. Максимальная тяга вездехода в численном выражении должна быть не менее полной массы вездехода. Под полной массой понимается масса снаряженного транспортного средства суммарно с массой груза и людей на борту вездехода.

Постулат 4. Днище вездехода должно быть как можно более плоским, чтобы выступающие части не создавали дополнительное сопротивление движению, особенно при движении по болотам и кочкарникам. В нашем случае мы можем только увеличивать клиренс и плавучесть за счет увеличения герметичного объема колес.

Не буду перегружать текст поста другими менее существенными постулатами. Достаточно пока и этих, чтобы осознать всю сложность стоящей перед вездеходостроителем проблемы.
Не будем трогать подвеску УАЗ-469, чтобы у нас была возможность при необходимости использовать всю доступную информацию по тюнингу штатной подвески. Возможно, кто-то захочет избавиться от подвески для максимального облегчения вездехода в ущерб максимальной скорости передвижения. Это его право. Но кто-то захочет наоборот сделать подвеску более приспособленной для пересеченной местности. Тоже вариант. Поэтому все манипуляции с подвеской – на ваше усмотрение. В этом плане никаких настоятельных рекомендаций давать не буду.

Начнем с массы вездехода. Вполне неплохим практическим результатом будет масса неснаряженного вездехода в пределах 1000 – 1200 кг. Масса снаряженного УАЗ-469 – порядка 1540 кг. С этим весом придется бороться. Учитывая объем переделок кузова под колеса большого диаметра и собственный вес кузова порядка 475 кг, лучше от родного кузова отказаться и собрать на раме УАЗ-469 кузов под конкретные потребности и конкретные колеса.
Рама УАЗ-469 весит 112 кг и с учетом ее прочности не вижу никакого смысла менять ее на самодельную раму. Мы имеем готовое изделие с собранной подвеской. Сомнительно, что при самодельном изготовлении рамы можно добиться значительного уменьшения веса. Рама УАЗ-469 с родной подвеской – это значительная и уже готовая часть будущего вездехода.

Схемотехнически УАЗ-469 можно представить в следующем виде:

Синим цветом показаны рассчитанные значения крутящих моментов тех или иных узлов автомобиля.
ДВС – это двигатель внутреннего сгорания. Он согласно заводским данным развивает максимальный крутящий момент 172 Нм (Ньютон, умноженный на метр).
КПП – коробка переключения передач.
РК – раздаточная коробка.
ГП – главная передача моста автомобиля.
ПЧ – передаточное число.
Tin – максимальный крутящий момент на входе узла.
Tout – максимальный крутящий момент на выходе узла.

Рассчитаем максимально возможную тягу автомобиля Та.
Та = 172 Нм (крутящий момент двигателя) х 4,121 (ПЧ первой передачи КПП) х 1,94 (ПЧ пониженной передачи РК) х 5,13 (ПЧ ГП моста) / 9,8 (переводим Ньютоны в килограммы) / 0,384 м (радиус колеса в метрах) = 1875 кгс (килограмм-сила).
Уже мало, учитывая то обстоятельство, что полная масса УАЗ-469 согласно данным завода - изготовителя может составлять 2280 кг.
Посмотрим, что произойдет с тягой при увеличении диаметра колеса.
Та = 1875 кгс х 768 мм (диаметр родного колеса) / 1300 мм (диаметр нового колеса) = 1108 кгс. Тяги не хватает катастрофически (в 2,06 раза) для того, чтобы считать такую переделку вездеходом.

Считаем минимальную скорость УАЗ-469 на родных колесах.
Vmin = 1000 об/мин (обороты двигателя) / 4,121 (ПЧ КПП) / 1,94 (ПЧ РК) / 5,13 (ПЧ ГП) х 2,413 м (длина окружности колеса) = 58,8 м/мин = 3,53 км/час. Уже очень много для полноценного вездехода.
На больших колесах минимальная скорость УАЗ-469 составит 3,53 км/час / 768 мм (диаметр родного колеса) х 1300 мм (диаметр нового колеса) = 5,98 км/час.

Таким образом, УАЗ-469 на колесах диаметром 1300 мм – это не снегоболотоход, а одно большое и тяжелое недоразумение, которому недостает тяги в два раза и минимальная скорость которого завышена в шесть раз.

Что делать, если все-таки хочется сделать более или менее полноценный снегоболотоход? В первую очередь тотально избавляться от любой массы, которой можно пожертвовать. Кузов, безусловно, первый кандидат на выброс.
Дальше есть два пути развития событий. Максимально возможная тяга в 1108 кгс при колесах диаметром 1300 мм – вполне неплохо для совсем легкого вездехода. Поэтому для тех, кто решит оставить родную раздаточную коробку, есть смысл оставить и коробку переключения передач. Все эти узлы трансмиссии неплохо соответствуют друг другу по нагрузочным способностям. Родной двигатель удаляем. Теперь нам надо создать условия, когда на входе КПП крутящий момент двигателя не превысит 172 Нм, а минимальные обороты при этом будут в шесть раз меньше, чем 1000 об/мин. То есть к КПП УАЗ-469 необходимо подключить еще устройство понижения оборотов с маломощным двигателем.
Можно использовать двигатель с воздушным охлаждением и вариатором. Можно вместо вариатора поставить цепной или ременный редуктор. По сравнению с родным двигателем получим заметную экономию массы вездехода.

Считаем минимальную скорость вездехода.
Vmin = 1000 об/мин / 3,7 (ПЧ КПП Ока) / 4,1 (ПЧ ГП Ока) / 4,121 (ПЧ КПП УАЗ) / 1,94 (ПЧ РК) / 5,13 (ПЧ ГП УАЗ) х 4,084 м (длина окружности колеса) = 6,56 м/мин = 0,394 км/час. Наверно, это будет один из самых медленно перемещающихся вездеходов.
Вес двигателя УАЗ-469 УМЗ-414 165 кг, вес двигателя ВАЗ 11113 с КПП – менее 100 кг. Получаем дополнительную экономию веса.
Естественно, что больших максимальных скоростей от такого вездехода ожидать не приходится, поскольку слишком мала мощность двигателя.

Вместо узлов от автомобиля Ока можно использовать двигатель с коробкой переключения передач от мотоциклов Урал или Днепр. Минимальная скорость вездехода при такой реализации будет немного больше нормы (1,66 км/час), но зато нет никакого риска повредить трансмиссию УАЗ-469. На входе КПП УАЗ максимальный крутящий момент может быть 172 Нм, а двигатели Урал иди Днепр развивают максиму 48 Нм. С учетом первой передачи КПП Урал или Днепр максимальный крутящий момент на выходе КПП мотоцикла будет равен 48 Нм х 3,6 = 172,8 Нм. Практически идеальное совпадение по крутящим моментам.
Вес Двигателя тяжелого мотоцикла вместе с КПП не превышает 65 кг. Довольно удобно организовать карданное соединение КПП мотоцикла с КПП УАЗ. Естественно, придется продумать принудительное охлаждение двигателя.

В нашем варианте, скорее всего, придется довольствоваться более бюджетным вариантом КПП ВАЗ-2108 с передаточным числом главной передачи 4,3. Это несколько уменьшит максимальную тягу вездехода и увеличит минимальную скорость. Но зато будет ощутимо дешевле.

Вот, собственно, два основных варианта компоновки (рис. 2 и 3), которые позволяют из автомобиля УАЗ-469 сделать вполне приличный вездеход с достойными ходовыми качествами без применения колесных редукторов. Большим преимуществом будет использование рамы, подвески и мостов в сборе автомобиля - донора (а в первом варианте также КПП и РК), что значительно сократит сроки строительства вездехода.
Естественно, у такого проекта есть много недостатков. Например, великовата база вездехода – 2380 мм, что негативно скажется на геометрической проходимости. Возможны сложности с компоновочными решениями в первом варианте вездехода.
Есть, безусловно, варианты увеличить тягу вездехода вдвое и уменьшить минимальную скорость для второго варианта, но эти варианты уже относительно сложны и дороги. Возможно, проще уже будет поставить колесные редукторы.

Читайте также: