Твик усилителя своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Не секрет, что многие аудиолюбители занимаются твикингом промышленной аудиоаппаратуры. Поговорим о том, что это такое, и имеет ли это смысл.

В общем, так называемый “редизайн” или “твикинг”, равно как и старший брат его “апгрейд” в большинстве случаев являются:

  1. методом самообразования в области радиоэлектроники
  2. развлечением
  3. средством дополнительного заработка
  4. способом потратить некоторый излишек свободных денег
  5. стимулятором чувства собственной исключительности и средством завоевания так называемого “авторитета”
  6. средством общения, поиска родственных душ, единомышленников и т.п.

К сожалению, все это не имеет ровным счётом никакого отношения к реальному улучшению качества звуковоспроизведения, потому что для того, чтобы “твикнуть” аппарат с положительным эффектом, твикеру надо быть на порядок “профессиональнее” разработчика этого аппарата.

Спросите любого твикера, что конкретно он хочет сделать, как конкретно и почему именно так он хочет это сделать, и, главное, зачем он хочет это сделать?

В ответ на вас выпустят бриллиантовое облако аудиофильского дыма, споют песню про голубой вагон, спляшут джигу, расскажут о путях Аудио в современном загнивающем обществе потребления, поставят под сомнение ваш слух и мыслительные способности, перечислят всё, чего вы никогда в жизни не слышали, не видели, не нюхали, не щупали и ещё многое-многое другое. Обдуманного, цельного и честного объяснения своим действиям вы в абсолютном большинстве случаев не услышите.

Чем руководствуется человек, когда вдруг задумывается о твике?

Обычно человек просто ищет новых ощущений. Но купит ли он в итоге собранную с миру по нитке и уже десятки раз удачно перепроданную “мудрость” Дона Кондома, или гроздь UPS’ов, или усилитель Алексея Никитина, или “гармонизатор” в жестяной банке из-под зелёного горошка, или провода особой геометрии в “носках” Юрия Пронина, или новый ременной/цепной/гужевой транспорт – не суть важно. Если очень хочется, но не знаешь чего именно – то можно .

Что можно потерять, не твикая технику промышленного изготовления?

Главным образом, теряется возможность её испортить. Там, где дилетант видит только неоправданную экономию, деградацию и ошибки, могут скрываться изощрённые, тщательно продуманные технические решения, направленные в том числе пусть и на экономию, но так, что ценность получаемого при этом нужного именно в данном контексте результата нисколько не снижается. Внести заметные на слух и при этом полезные изменения в промышленную конструкцию гораздо сложнее, чем кажется .

И опять возникает все тот же вопрос: зачем Вам нужно что-то твикать? Чётко ли Вы понимаете, что именно Вас не устраивает сейчас? Уверены ли, что это в принципе можно улучшить, и “видите” ли во всех деталях механизм улучшения? Как много Вы готовы принять на веру? Стоит спокойно задать себе все эти вопросы и спокойно же на них ответить. Если хотите сделать какой-нибудь “твик” просто из любопытства, или ради развлечения, или из большого желания чувствовать себя владельцем уникального или “доработанного” аппарата, то лично я не считаю это проявлением “сумаcшествия” и вообще не вижу здесь каких-либо проблем. Также как не вижу ничего предосудительного и во всём перечне побуждений, изложенных в начале этой заметки.

До тех пор, пока их не начинают выдавать за нечто большее, чем они являются на самом деле.

Vorontsov Audio Workshop - мастерская Звука

Vorontsov Audio Workshop - мастерская Звука

Vorontsov Audio Workshop - мастерская Звука запись закреплена

📝

Проверить, сделать профилактику, немного доработать под мидбас и в перспективе сабвуфер в SQ-системе.

🤷🏻‍♂

Все напряжения практически в заводских значениях. Токи покоя нулевые . Во вторичном питании шесть емкостей Elna RE3 номиналом 1000 мкФ 63В, в реальности все ёмкости 860-890 мкФ. Кулеры на малом ходу бесшумны, на максимальной скорости ловят резонансы в определенных положениях усилителя - менять не будем, сделаем профилактику, больше бюджета останется на ёмкости.

Наращивание ёмкости первичного питания с 6600 до 21600 мкФ.
Наращивание ёмкости вторичного питания с 6000 до 13400 мкФ.
В питании установлены конденсаторы Nichicon FW.
Электролиты на пути сигнала заменены на аудиофильские Nichicon KZ.
Операционный усилитель в регулировке уровня заменён на аудиофильский OPA1612.
Выключатели фильтров для надёжности заменены перемычками, переключатель моно-стерео обслужен для возможности подачи сигнала на сабвуфер по одному каналу межблочного кабеля в случае необходимости.
Кулеры охлаждения обслужены.
Трансформаторы пропитаны электроизоляционным лаком в несколько заходов.
Подстроечные резисторы в цепях токов покоя и блока питания заменены на многооборотные Bourns с последующей настройкой.

🎶

В стоке усилитель даёт отменные фокусировки в среднечастотном диапазоне, сцена расположена неглубоко. Верх местами имеет сталистый характер, но если удачно подобрать твитеры всё будет очень даже прилично. Послезвучий несколько не хватает, быстро затухают. Ударный бас традиционно супер, с громкостью всё становится ещё лучше и веселее. В диссонанс входят басовые инструменты без явно выраженной ударной составляющей, особенно, если громкость не наваливать - спокойные переборы бас-гитары могут рыхло гудеть, хотя с контролем по факту полный порядок.

😁

После доработки и настройки токов покоя верх звучит заметно мягче и вообще, использовать стег только на бас - несколько стереотипно, можно и полноценный монобренд усилительный собрать, учитывая некоторые нюансы подбором акустики. Послезвучий стало также больше, но всё равно усилителю далеко до лучших образцов по генерации "розовых соплей". Панч, драйв и громкость - вам сюда, ребята. В вч/сч-дипазоне несмотря на прекрасные фокусировки немного не хватает эшелонирования и трехмерности, зато по нч-составляющей в этом плане вопросов нет - усилитель проецирует бас на максимальную глубину. Заслуженно ли Стег имеет фанатов? Безусловно. За ударную установку ему вообще всё можно простить

  • SUM
  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: E.O.S. AE-1500T (Limited Edition) Ver. II, АЕ-10 Verdi, Celestra RA275
  • акустика: Dynaudio MW-162, Eton 3-401, ScanSpeak Illuminator R3004/6020-00
  • Сабвуфер: Alpine SWX-1043D

Фаза вторая: в образовавшийся вакуум устремляются частицы aftermarket, их надо идентифицировать и пропустить только нужные. Помимо аудиофильского звучания, головное устройство должно было понимать USB-носители (положим, сегодня это делают почти все) и считывать с них несжатые цифровые форматы (а это умеют единицы). Звуковой процессор необходим, но желательно встроенный, чтобы не умножать сущности.

Предсказанными свойствами в наибольшей мере обладала элементарная частица под названием Pioneer DEX-P99RS. Вещь с большой буквы, но и на Солнце бывают пятна, когда оно с большой буквы, а не так, на пляже. Нашлись в звучании мелкие шероховатости, не то чтобы дефекты, а так, пустяки, едва ли достойные внимания менее взыскательного слушателя — но на пути к идеалу препятствий быть не должно. Поэтому выходные операционные усилители Роман заменил аудиофильскими THS4032. Процесс Большого Твика начал развиваться.

В соответствии с философией аудиофильского минимализма была выбрана структура тракта: двухполосный фронт с раздельным усилением и сабвуфер. Меньше блоков — больше звуков, говорил Конфуций.

Акустика выбиралась тщательно, а потому выбор стал нешаблонным. Мидбасовые динамики Dynaudio MW-162 отлично встали в штатные места основательно доработанных передних дверей, пищалки ScanSpeak Illuminator R3004/6020-00 — в треугольники зеркал, сабвуфер Alpine SWX-1043D — в нишу правого заднего крыла. С установкой акустики особых проблем не было: проверенные решения, отработанная технология (не будем отвлекаться, подробности потом).

Позволю себе небольшую ремарку по поводу ламп. Их параметры нормируются при номинальном напряжении питания (150 — 250 В) и у ламп одного типа, но разных производителей могут варьироваться. При характерном для гибридных усилителей невысоком анодном напряжении (десятки вольт) снижается крутизна лампы (это не пальцы веером, а усиление), причём у ламп производителей разной крутизны (это уже в повседневном смысле) меняется она по-разному, а потому и звучание ламп в конкретной схеме будет индивидуальным.

Усилитель для полосы средних частот — Celestra RA275, но тоже с существенными доработками. Массовые операционные усилители входных каскадов заменены аудиофильскими LME-49720HA. Металлический корпус, внутри корпуса соединение кристалла с выводами — золотыми проводниками. В результате звучание стало гораздо прозрачнее, чем до переделки.

Теперь несколько слов об установке компонентов и технологиях. Монтаж динамиков в передние двери и процесс обработки отражены на фотографиях — технологические окна закрыты стеклопластиком, использованы лучшие вибродемпфирующие материалы STP Gold.

В результате Большого Твика получился настоящий концертный зал на колёсах (где-то я слышал это выражение. ). Полтора года поисков и экспериментов привели к желаемому результату. Вот только остановится ли Роман на этом? Природа твика бесконечна.

Погладьте кота. Только лак не попортите.

Как положено, на этапе вибродемпфирования была уложена и проводка

Акустика в двери принадлежит первой редакции системы. Вторая коснулась стойки и среднечастотника

Акустическая обработка двери проходила в несколько этапов: зашивка окон, вибро- и акустическая изоляция

Усилитель для СЧ встал под сиденье. А до этого операционные усилители внутри стали другими

Все компоненты фронта подбирались тщательно, и каждый может претендовать на звание лучшего в своей категории

С багажным пространством обошлись весьма гуманно

Внутри усилительного бокса тесно и тепло. Чтобы это не мешало работать усилителям, предусмотрена мощная вентиляция

В багажник смотрит непримечательная квадратная панель. Типа — так и было.

Сцена — великолепная. При высокой посадке слушателя разность расстояний между динамиками левого и правого каналов невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая, особенно в каналах средних и высоких частот. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине превосходная. Отлично ощущаются и размеры рояля, и расположение барабанов и тарелок ударной установки.

Тональный баланс достоин уважения. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, флейта — мягко, но в то же время детально, значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. Суббас вкусный и чистый, без призвуков, с достойным уровнем.

Макро- и микродинамика — без замечаний, звучание тёплое и живое. Результат впечатляет даже по сравнению с более ранними версиями той же системы, которые мне тоже довелось послушать.

Искатель оправданых решений


Возле транзистора, который термодатчиком подрабатывает между мощниками. Схема то типовая. Там нет крутилки, он постояный. Но не всё так просто.

заменил выходные транзисторы tip35 tip36 на mjl21193 mjl21194

кто подсказал идею заменить дарлингтоны обычными транзисторами?
что-то мне подсказывает, что ток покоя можно уже и не регулировать.
хотя, если разогнать каскад с 2sd600|2sb631

Возле транзистора, который термодатчиком подрабатывает между мощниками

он там не между базами "мощников", а в каскаде УН - 2sc3112, резистор 1К8 между базой и эмитером заменить на многооборотный подстроечник

спасибо за ответы.пойду искать.что ещё посоветуете сделать ?чем отличаются дарлинтоны от обычных?дайте пожалуйста ссылки на правильный твик.

если нагрузка планируется 4 ома - вернуть дарлингтоны. если руки чешутся их заменить - взять например TIP142/147, 2N6387/2N6388. как они там приживутся - не знаю.
если использовать дарлингтоны религия не позволяет - можно взять пару MJL4281/MJL4302, выставить им 100мА покоя и 30мА драйверу, если радиатор позволит - греться будут очень сильно

чем отличаются дарлинтоны от обычных?

кто подсказал идею заменить дарлингтоны обычными транзисторами?
что-то мне подсказывает, что ток покоя можно уже и не регулировать.
хотя, если разогнать каскад с 2sd600|2sb631

Искатель оправданых решений

Абшибачка вышла. Это обычные транзисторы.
Замена вполне себе но, стОит ли этого этот усилитель?


Я ставил 1943\5200 в супру 2-х канальную(по дву3м причинам) причём сначала один канал, сравнил, и без вариантов второй. Ток покоя сместил от нуля до 20-30мА. В общем эффект позитивный от замены транзисторов, хоть и небюджетно.

точно? лень даташит искать, но вроде все что TIP - дарлингтоны или хайбета
хотя мог и ошибиться

Я ставил 1943\5200 в супру 2-х канальную(по дву3м причинам) причём сначала один канал, сравнил, и без вариантов второй. Ток покоя сместил от нуля до 20-30мА. В общем эффект позитивный от замены транзисторов, хоть и небюджетно.

Искатель оправданых решений

Конечно, разница будет но, потенциала уж больно мало у таких аппаратов.

да, я ошибся
посмотрел уже даташит - 35/36 оказались жуткими Planar Triple Diffused Epitaxial-Base Transistor for Dc To Dc Converter and switching applications

Искатель оправданых решений

да, я ошибся
посмотрел уже даташит - 35/36 оказались жуткими Planar Triple Diffused Epitaxial-Base Transistor for Dc To Dc Converter and switching applications


Как ни странно эти жуткие приборы отлично играют в Запко Компетишн, да и вообще нравятся мне в басовых усилителях фирмовых, ППИ тот-же.

да, я ошибся
посмотрел уже даташит - 35/36 оказались жуткими Planar Triple Diffused Epitaxial-Base Transistor for Dc To Dc Converter and switching applications


Дак вот жеж. Но многие производители, и именитые в том числе, упорно
ставят эти транзисторы и в домашке не говоря уже об автомобилке.

в усилителе mystery mr 4.75 заменил выходные транзисторы tip35 tip36 на mjl21193 mjl21194.Перемотал трансформатор,повысив напряжение во вторичке с 23 вольт до 32.добавил ёмкости в питание.Не могу найти резистор отвечающий за ток покоя (хочу увиличить).

Замена вых транзисторов довольно странная,динамика может снизиться,даже при увеличении напряж.,а заданный вопрос
вызывает сомнение в осознанности действий.

голые факты тем и хороши,что их всегда можно одеть
по моде
то что не убило меня-сделало сильнее
Ницше.

Задам свой вопрос в этой теме, т.к. название её подходящее

Долгое время лежал без дела ORIS TROPHY II TA-600.4, в свое время был снят с машины из-за фона в одной паре каналов. Компания продавшая сказала, что такое не ремонтируется и вроде как на выброс.

А вопрос вот в чем, имеет ли смысл отдавать его на ремонт и доработку. Имеет ли аппарат потенциал?

AD8066 отличный опер. только потребляет неслабо, надо обеспечить его током. да и максимальное напряжение питания 24 в (двуполярка по 12 вольт) а не 30. старые оперы небось +/- 15 вольт питались.
от 15 вольт опер гикнется

В моей системе используется автомобильный усь Fusion FP-804. Это бюджетный 4-х канальник с заявленной мощностью 4х80 Вт. На борту имеется плавный буст и переключаемый набор фильтров ФНЧ/ФВЧ. У меня усь работает в 3-х канальном режиме: 2 канала на фронт 6,5” и 2 канала мостом на саб 12”. Распространенная доработка таких усей состоит в увеличении емкостей конденсаторов в блоке питания. В заводском варианте по питанию стоят 4 кондера 2200мкФ х 16В до преобразователя напряжения (ПН) и по 2 шт. 2200мкФ х 35В после ПН в каждом плече +30В и -30В. Всего 17600мкФ на весь блок питания. Внутри усилителя достаточно свободного места для размещения дополнительных конденсаторов.

ффтыкай чтоб увеличить

ффтыкай чтоб увеличить

В итоге решение было найдено. Взял 3мм сверло вставлял в отверстие в больших транзисторах и тянул вверх и в сторону платы. С усилием, но отошли. Потом мелкие транзисторы в ПН - просто потянул немного за плату - отлипли один за другим.

ффтыкай чтоб увеличить

Для твика я приобрел конденсаторы Jamicon. Всего 10 шт. 4700мкФ х 35В и 4шт. 4700мкФ х 16В. Рабочая температура до 105 градусов. Для шунтирования батарей электролитов приготовил пленочные конденсаторы емкостью 1мкФ типа К73-17 3шт.(выпаял из платы от какого-то русского телека). Рекомендуют ставить такие параллельно электролитам, для улучшения свойств батареи на высоких частотах. Также считается, что ВЧ и пульсации могут повредить электролиты, вплоть до выхода их из строя. Поэтому их шунтируют параллельно керамикой или пленкой малой емкости. Обычно для сборки батарей конденсаторов в таких случаях используют фольгированный текстолит, к нему удобно припаивать конденсаторы. У меня текстолита не было, покупать его тоже особо негде. Я поступил по-другому: купил 2м. гибкого медного провода ПВ-3 сечением 2,5 мм 2 . Выпилил из тонкого оргстекла полоски нужного размера. Конденсаторы прикрепил к этим полоскам узким прозрачным скотчем. Соединил конденсаторы в батареи, припаял провода. Для подключения батарей к БП использовал шины и перемычки на плате со стороны деталей. К ним удобно припаиваться. Чтобы припаяться к дорожке +12В с обратной стороны платы, аккуратно просверлил плату в районе фильтрующего дросселя (видно на фото). Шунтирующие К73-17 на вторичке также припаял к шинам на плате, они там удобно встали. На первичке – припаял на самой батарее. Все провода и расположение подгонял по месту, стремился, чтоб провода были как можно короче. Для дополнительной изоляции от корпуса и других деталей в некоторых местах подложил полоски из прозрачного пластика (вырезал из 1,5л бутылки от минералки). В целом все разместилось плотно и достаточно надежно, хотя специально ничего не крепил и не приклеивал.

Читайте также: