Треппинг в полиграфии как сделать

Обновлено: 28.06.2024

Современные печатные машины допускают несовмещение от 0,05 мм до 0,08 мм (примерно 0,25 пункта).
Конечно, это не много, однако белые ореолы вокруг объектов всегда выглядят неряшливо.

В жизни темный контур почти не заметен. К тому же его ширина всего 0,05 мм.

Треппинг бывает внутренним и внешним.

При использовании внешнего треппинга объект немного расширяется и накладывается на фон. На практике это можно проделать добавлением простой обводки того же цвета, что и объект шириной 0,5 пункта и с режимом наложения оверпринт. Если добавлять треппинг в фотошопе, то можно использовать режим смешивания multiply, он работает почти так же.

Как не трудно догадаться, при внутреннем треппинге область наложения сдвигается внутрь объекта. Осуществляется это добавлением обводки цвета фона в режиме оверпринт.

Еще один вид треппинга используется при наложении небольшого белого объекта на составной черный фон.

Ну и не забывайте ставить оверпринт для чёрного текста и мелких чёрных объектов.

Дефекты несовмещения образуют заметные артефакты, ухудшающие общее восприятие макета. Даже идеальная машина не может совместить “в ноль”. Причиной тому может быть много факторов: деформации бумаги, возникающие при прохождении ее сквозь печатную машину, некоррктно совмещенные на монтажном столе формы и мн. др. Практически, в современных печатных машинах ожидаемое несовмещение между секциями составляет 0,1 pt. Обычно “нормальным” несовмещением считается половина линии растра. Требовать от печатника идеального совмещения форм на печати бессмысленно, по теории вероятности это невозможно, плюс обусловлено техническим состоянием печатной машины. просто переведете бумагу в макулатуру.

Есть несколько вариантов решения проблемы несовмещения: overprint и trapping. Первый заключается в управлении режимом наложения красок друг на друга. Второй способ основан на применении специальных объектов, позволяющие компенсировать несовмещение. Оба способа обычно применяются вместе.
рис. 1

tr01

tr02

Пояснения к схеме: элемент 1 – это результат увеличения маджентового объекта 2 на величину треппинга для компенсации несовмещения (spread). Элемент 2 – объект, требующий треппинга, потому что маджента и циан печатаются с разных форм разными секциями. Элемент 3 – “дырка”, получившаяся в результате применения knock out к объектам 2 и 5. Если ничего не нажимать в палитре attributes в Illustrator, то по-умолчания получим именно knock out. Зона 4 – место будущего треппинга меджу двумя объектами. Если ее расширить внутрь (уменьшить диаметр белого), то получим внутренний треппинг, choke, условно светлый объект Cyan “уйдет” под условно темный объект Magenta.

рис. 3
Имитирует вышеназванные термины.

tr03

рис. 4
Примеры треппинга и то, как его можно применять.

tr04

рис. 5
Пример того, как работает технология Rexam – печать по алюминиевым банкам. Все краски, использумые в макете, не пересекаются на самой банке.

tr05

рис. 6
Еще один пример. Трепинг выполнен между светлым объектом и темным фоном путем расширения светлого объекта подл темный фон.

tr06

tr07

И еще: современные RIP могут самостоятельно заниматься треппингом и у них получается это достаточно хорошо. Поэтому перед отправкой макета озаботиться треппингом можно только на тех участках, на которых вы бы хотели определенный вид компенсации несовмещения.

Оверпринт (Overprint) — это режим, при котором один элемент накладывается на другой без создания выворотки. Чтобы проще понять, что же это такое и для чего оно нужно рассмотрим элементарный пример:

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №2

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №3

КАК ВКЛЮЧИТЬ OVERPRINT?
Расставить оверпринты можно как в растровом процессоре, непосредственно на производстве, так и самому при помощи любимых графических редакторов.

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №4

Подводные камни

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №5

А если же мы случайно оставим включенный оверпринт на объекте белого цвета, то объект на печати не будет виден вовсе.
Да и черная офсетная краска является прозрачной. И если под крупным черным объектом будет не голубая плашка, а какое-то изображение, то это изображение будет просвечиваться.

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №6

Так что лучше всего включать оверпринт на черный текст не больше 14 кегля (14 pt высотой) и черные объекты или линии, не превышающие толщиной 2 мм. В этих случаях проступающее изображение будет практически не заметно.
Исключение можно сделать для печати кроющими (непрозрачными) красками. К таким краскам относятся многие краски для трафаретной печати (шелкографии) или тампопечати, а так же фольга (при теснении) и металлизированные краски (золото, серебро). Также оверпринт можно включать для лаков (например ультрафиолетовых), которые наоборот — прозрачные.

Что такое треппинг (Trapping)?

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №7

внутренний треппинг

внешний треппинг

Внешний треппинг используется в том случае, когда объект, который печатается вторым светлее первого, а если светлее тот объект, что печатается первым, используется внутренний треппинг.

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №10

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №11

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №12

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №13

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №14

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №15

Этой командой вызывается диалоговое окно:

ОВЕРПРИНТ И ТРЕППИНГ, изображение №16

Нужно ли проставлять Trapping и Overprint в макете?


Оверпринт — что это?

Оверпринт — это метод наложения красок при офсетной печати, при котором предотвращается эффект некорректного сочетания цветов, выражающийся в белых полосах вокруг букв.

Этот эффект также называется незапечатыванием и вследствие того, что при наложении двух цветных объектов (например, черная буква на голубом фоне) для обеспечения требуемого цвета графический редактор создаёт вырубку на нижнем слое по форме верхнего. То есть по сути, во избежание смешивания красок принтером, программа делает на фоновом цвете белое поле по форме буквы, находящейся на этом фоне, так как графический редактор считает, что такого эффекта быть не должно:

наложение цветов

наложение цветов

По итогу мы рискуем получить вот такой эффект:

вырубка без оверпринта

вырубка без оверпринта

Когда обязательно нужен оверпринт

Оверпринт обязательно нужен при офсетной печати, так как при этом способе печати цвета краски наносятся на бумагу отдельно друг от друга.

Также оверпринт следует использовать на небольшие элементы полностью черного цвета. Как правило это текст размером менее 16 pt, а также различные обводки.

По сути своей, режим наложения — это руководство к действию для принтера, в котором отражено, как смешивать разные цвета.

Оверпринт и треппинг

Если применение оверпринта неактуально, для избежания эффекта незапечатывания цветовых стыков можно применить треппинг. Треппинг — это техника печати цветов внахлест друг на друга.

  • внешний — при котором контур буквы или рисунка специально расширяется для избыточного наложения цвета контура на цвет фона
  • внутренний — при котором фоновая вырубка под объект делается заведомо меньше самого объекта, в результате чего объект неизбежно накладывается, перекрывая всю обесцвеченную под него область с краями.

Если цвет буквы или рисунка светлее фона, используем внешний треппинг. В обратном случае — внутренний.

Профессионально выполнить графический дизайн благодаря шаблонам полиграфии можно на сайте Canva.

В каком графическом редакторе можно сделать оверпринт

Оверпринт можно сделать в большинстве популярных векторных графических редакторов:

  • Adobe Illustrator
  • Adobe InDesign
  • CorelDraw
  • Inkscape
  • Pixlr.

Как сделать оверпринт

О том, как включить оверпринт в каждом из графических редакторов поговорим далее.

Оверпринт в иллюстраторе

Как сделать оверпринт в иллюстраторе: выделяем элемент, нажимаем сочетание клавиш Ctrl+F11 и в открывшемся окне Attributes выставляем чекбокс Overprint Fill.

оверпринт в иллюстраторе

оверпринт в иллюстраторе

Треппинг и оверпринт в иллюстраторе оба запускаются в основной рабочей панели редактора. Overprint в иллюстраторе находится в разлеле Window (окно) -> Attributes (атрибуты), а треппинг в разделе Effect (эффект) -> Pathfinder (обработка контуров) -> Trap.

Чтобы убрать оверпринт в иллюстраторе нужно просто снять чекбокс Overprint Fill в окне Attributes (Ctrl+F11), предварительно выделив необходимый элемент.

Программы постоянно дорабатываются и иногда интерфейсы меняются, поэтому актуальную информацию о том, где в иллюстраторе оверпринт или как его включить, всегда можно узнать, вызвав справку по нажатию кнопки F1, и введя в поиске «overprint«.

Оверпринт в индизайне

Оверпринт в индизайне применяется преимущественно для текста. Теперь рассмотрим, как включить overprint в indesign.

Overprint в индизайне включается таким же образом, как это делается в Adobe Illustrator. Overprint в индизайне находится в разлеле Window (окно) -> Attributes (атрибуты) -> галочка Overprint Fill. Не забываем предварительно выделить необходимый элемент инструментом Selection Tool.

Следует отметить, что при сохранении изображения в PDF может возникнуть искажение настроек оверпринт. Чтобы этого не допустить, следует включить опцию Simulate в стабилизаторе прозрачности дополнительных настроек оверпринт.

Оверпринт в кореле

Как сделать overprint в corel:

  1. Выделяем объект
  2. Меню Edit (Правка)
  3. Параметр Overprint fill (Наложение заливки)

Как еще поставить оверпринт в кореле: просто выделив объект, нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем параметр Overprint fill. Многие профессионалы считают, что такое применение оверпринт в кореле более удобно в повседневной работе.

установить оверпринт в кореле

установить оверпринт в кореле

Оверпринт в фотошопе

Так как Adobe Photoshop является растровым графическим редактором, в нем невозможно то понятие оверпринт, которое принято понимать под устранением эффекта выворотки фонового цвета. Однако, есть пара приёмов, которые используют дизайнеры и верстальщики в рабочей практике.

Наиболее рекомендуемый способ сделать оверпринт в фотошопе — это выбрать опцию Умножение в разделе Слои.

оверпринт в фотошопе

оверпринт в фотошопе

Однако, нужно помнить о том, что умножение — это всего лишь режим прозрачности в цветах, отображаемых на мониторе. Данный подход нельзя использовать при печати полиграфии.

Что может быть, если не использовать оверпринт

Как правило, если дизайнер или верстальщик не установил опцию оверпринт при офсетной печати, в результате мы будем наблюдать белый контур вокруг темного логотипа или надписи.

изображение без оверпринта

изображение без оверпринта

Правильный уход за офсетным печатным оборудованием

В статье рассмотрен вопрос ухода за печатным оборудованием, а также изучены специальные средства и меры профилактики, предназначенные для избежания технических неисправностей.

Состояние полиграфической отрасли по данным Росстат

Росстат опубликовал данные по социально-экономическому состоянию России. В статье — выдержка из доклада с акцентом на полиграфическое и издательское дело.

Поскольку флексографическая печать используется для производства этикеток, точное воспроизведение для нее крайне важно. Печать объекта на цветном фоне всегда происходит в несколько этапов. Для того, чтобы четко передать цвета, в плашке делается вырубка по форме объекта. При печати часто сталкиваются с несовмещением объекта с вырубкой. Для устранения дефекта дизайнеры прибегают к треппингу и оверпринту.( сделать ссылку на статью)

Применение треппинга в полиграфии

Треппинг — более сложный, чем оверпринт, и более эффективный способ устранения зазоров при печати. Этот процесс является одним из этапов допечатной подготовки(можно сделать ссылку), который лучше доверить профессионалам.

При применении треппинга используется специальная ловушка, которая заключает в себя зазор при неприводке.

Как это работает?

Примеры трепплинга

Пример совмещения объектов с треппингом и без него.

Как сделать треппинг

Существует две разновидности треппинга: увеличение объекта или его уменьшение, относительно вырубки. Выбор того или иного способа зависит от каждого конкретного случая. Приоритетным здесь будет наименее заметный вариант.

Варианты трепплинга

Пример двух разновидностей треппинга.

Правила применения треппинга

Для того, чтобы сделать процесс наложения объектов друг на друга менее заметным, дизайнеры придерживаются некоторых общих правил:

  1. Увеличивать следует более светлый объект. Светлая краска будет незаметна на темной, а значит и треппинг будет сделан правильно. В противном случае, темный объект станет еще больше, что может усугубить проблему неприводки при печати.
  2. Треппинг в большинстве случаев требует индивидуальной работы дизайнера. Использование автоматических настроек и программ здесь невозможно, так как они не способны учесть сотавляющие многокомпонентных цветов.
  3. В случае с богатым черным процедуру треппинга можно доверить программам. Богатый черный (Rich black) состоит из нескольких цветовых компонентов. Их должно быть не менее двух: черный и любой другой цвет. Состав делает оттенок гуще, плотнее. При работе с ним можно использовать автоматическое вытягивание под черный, то есть увеличивать более светлый объект. Плотный цвет скроет все возможные дефекты.

Трепплинг с вытяжкой

Пример использования вытяжки под черный.

4. Если при печати будут использоваться кроющие краски, вытягивание стоит делать под них. Это значит, что когда для печати хотя бы одного объекта используется плотная краска, вытягивать следует другие объекты, как и при работе с богатым черным.

5. При работе сразу с несколькими кроющими красками учитывают плотность каждой из них. Вытягивание объектов выполняют под наиболее плотную краску, в расчете, что она перекроет все зазоры.

Применение того или иного вида треппинга, или полный отказ от него, зависит от кроющих способностей красок и их компонентов. Существует масса вариантов наложения цветов друг на друга, а также способов маскировки контрастных линий и зазоров. Данный вид работ сложнее, чем оверпринт, поэтому их должен выполнять опытный дизайнер. Заказав в нашей типографии флексопечать этикеток, вы можете быть уверены, что специалисты проведут необходимые манипуляции с макетом и добьются максимальной точности результата при печати.

Читайте также: