Тренажеры базарного своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

Методика Базарного: что это

Базарный долгое время работал хирургом-офтальмологом и получил высшую квалификацию, а с 1977 по 1991 год руководил лабораторией сенсорных систем в НИИ медицинских проблем Севера в составе сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года он стал главой Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области в Сергиевом Посаде.


Обучение стоя — только один из элементов методики Базарного. Она предполагает введение режима динамической смены поз, использование зрительных тренажеров, размещаемых на потолке. Кроме чисто эргономических решений, Базарный предлагал ввести в школах письмо перьевыми ручками, хоровое пение и обучение детей разных полов в раздельных классах.

Елена Адулас, врач-ортопед:

Сейчас ситуация такая: изначально хорошая идея видоизменяется и превращается не совсем в то, что было задумано автором. Методика Базарного была предложена в 1989 году и тестировалась в 90-е годы. Она предполагала, что в течение урока дети будут менять позы, вставать, садиться, даже ложиться, стоять босиком (или в крайнем случае в носках) на массажных ковриках.

По методике Базарного урок должен быть построен так, чтобы, выполняя различные задания педагога, дети могли постоянно двигаться, вставать. Это как раз то, что необходимо детям в раннем школьном возрасте.

Когда обучение стоя работает

Согласно рекомендациям Базарного, конторки должны быть устроены особенным способом. Во-первых, высота конторки должна регулироваться в зависимости от роста ребенка. Во-вторых, оптимальный угол наклона столешницы конторки — 15–17 градусов.


Допускается замена конторок на наклонные столешницы, которые должны размещаться на партах с противоположной от окна стороны.

В рекомендациях также указывается, что ребенок должен сам решать, когда ему поменять позу

Методика Базарного соответствует СанПиН и может беспроблемно использоваться в образовательных учреждениях. Но школ, использующих при обучении детей все ее элементы, мало. Большинство учебных заведений может позволить только введение конторок. При этом сегодня такое решение школьной администрации может стать причиной недовольства родителей.

Например, родители учеников казанской гимназии № 14 протестуют против проведения занятий по методике Владимира Базарного, когда дети во время уроков стоят за специальными конторками. Родители сообщают, что у детей в конце дня стали болеть ноги, у некоторых случались судороги.

Елена Адулас, врач-ортопед:

Как парты, так и конторки Базарного, если стоять за ними правильно, очень эргономичны. Согласно методике, они должны быть настроены с учетом роста ребёнка, у парты должен быть определенный наклон, также зависящий от роста. Тогда нагрузка на позвоночник ребенка действительно перераспределяется и уменьшается.

Но если ребенку тяжело, он все равно будет искать способ скомпенсировать неудобства — встанет криво, ляжет на конторку, напряжет мышцы надплечья, пошире расставит ноги. Ребенок не сможет долго стоять, если у него слабые позиционные мышцы кора, которые включаются в вертикальном положении, чтобы неподвижно удерживать тело.

Методика Базарного, как мы уже говорили, была предложена в конце 80-х, то есть она существует более 30 лет. За это время сменилось больше одного поколения учащихся. Здоровье каждого следующего поколения ухудшается, поэтому дети 20–30 лет назад могли без ущерба заниматься по методике Базарного, а современные ученики не всегда имеют такую возможность.

Многие дети приходят в 1-й класс, уже имея нарушения осанки, мышечные дисбалансы, плоскостопие, проблемы со зрением. У многих есть дисплазия соединительной ткани, то есть излишняя подвижность суставов, — это дети со слабым связочным аппаратом. Мышцы их стоп не смогут долго выдерживать статичную вертикальную позу.

Если такие дети будут стоять ровно, их мышцы будут перегружаться, что приведет к судорогам и болям в конце дня

Для многих детей простоять даже 10 минут в статической позе — сложная задача из-за небольшой площади опоры. Наша система мышц устроена так, что она всегда будет колебаться в поисках равновесия для удержания баланса. Человеку, у которого есть проблемы с мышцами, делать это тяжелее.

Поэтому худшее, что можно было взять из методики Базарного в отрыве от других элементов, — начать стоять по 10 минут и сидеть по 10 минут, ничего больше не делая. Идея Базарного состояла в динамической смене поз, предполагавшей, что у ребенка будет возможность садиться и вставать самостоятельно, совершая дополнительные движения во время урока.

Когда обучение стоя работает

То есть сам Базарный учитывает и возможные проблемы с введением методики, и нюансы организации учебного процесса.


Документ, посвященный использованию конторок, перед внедрением режима динамических поз рекомендует показать ребенка ортопеду или хотя бы педиатру, чтобы точно замерить стопы, позвоночник, изучить состояние органов.

Елена Адулас, врач-ортопед:

Для работы за конторками, то есть стоя, нужно задействовать множество стабилизационных мышц. Они часто устают, поэтому в идеале дети сами должны решать, когда поменять позу. Отчасти из-за последствий навязанных промежутков сейчас и бастуют родители.

Кроме того, для работы по методике Базарного ребенок должен быть относительно здоров. У него не должно быть не только ортопедических нарушений, но и проблем с витаминно-минеральным обменом, функционированием внутренних органов (в частности, кишечника, печени и желчного пузыря). Это тоже может вызывать слабость определённых мышц, участвующих в поддержании баланса и равновесия, и перегружать мышцы ног.


Конкурсные работы

trenazhyory-dlya-oftalmotrenazha-svoimi-rukami4

Офтальмотренаж – это профилактика оздоровления глазных заболеваний.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре мы включили оздоровительно – профилактические действия на профилактику близорукости.

Оборудование для офтальмотренажа сделанное своими руками:

Цель: развитие способности глаза лучше видеть какую-то одну точку; улучшить управление фокусирующими механизмами глаз.
Материалы:
— Пластмассовые катушки от ниток
— картон для карточек
— липучка.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

Цель: укрепление глазодвигательных мышц, улучшить координацию глаз и мозга.
Материалы:
Линейка 50 сантиметров, катушка от ниток пластмассовая, картон для карточки.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

trenazhyory-dlya-oftalmotrenazha-svoimi-rukami4

1. На линейку 50см. Наклеиваем пластмассовую катушку от ниток.
2. Изготовляем из картона карточки с рисунками и делаем внизу прорези, чтобы можно было надеть карточку на линейку (карточка должна двигаться вдоль линейки свободно).
3. Ребёнок берёт тренажёр закрывает один глаз, а вторым смотрит в катушку и начинает двигать карточку ближе к глазу (до тех пор пока изображение не начнёт расплываться), а затем удалять (пока не начнёт видеть картинку отлично). Так несколько раз.

Цель: развитие способности смотреть двумя глазами в одну точку.
Материал: Бельевая верёвка белого цвета, крышки пластмассовые

Способ изготовления и работы с тренажёром:

trenazhyory-dlya-oftalmotrenazha-svoimi-rukami6

1. На бельевую верёвку навязываются узелки (10 штук) и продеваются пластмассовые крышечки разного цвета.
2. Один край верёвки приклеивается к стене (немного ниже уровня глаз)кусочком скотча, другой край берёт ребёнок в руки и обматывает вокруг указательного пальца. Подносит к кончику носа.
3. Сначала ребёнок смотрит на кончик носа. Потом закрывает глаза и делает вдох.
4. Перемещает взгляд на стену туда где приклеена верёвка. Затем вы просите посмотреть ребёнка на красную крышечку (№5), синюю (№1) и перемещайте взгляд ребёнка от первой крышечки до десятой (посмотри на зелёную, белую и т.д.)

Цель: улучшить координацию и равновесие в работе глаз и мозга, восстановить гибкость глазных мышц.
Материалы:
Картон, цветной скотч, резинка.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

Оборудование для зрительно – двигательных траекторий:

Способ изготовления и работы с оборудованием:

1. Рисуются различные траектории движений на альбомных листах или ватмане.
2. приклеиваются различные картинки.
3. Готовое оборудование крепится к стене на уровне глаз ребёнка. Проводите указкой по траектории движений и просите детей спасти лягушку от цапли, довести котёнка до домика, проследить за полётом бабочки и т.д.

Оборудование для релаксации:

Цель: улучшить подвижность глаз, снять мышечное напряжение в области глаз.
Материалы: картинки готовые или выполненные самостоятельно.

Способ изготовления и работы с тренажёром:

trenazhyory-dlya-oftalmotrenazha-svoimi-rukami11

1. Из картона изготавливаются аппликации различных животных. И приклеиваются на стену под потолком в каждом углу.
2. При рисовании, лепке и других видах деятельности глаза детей находятся в постоянном напряжении, чтобы расслабить мышцы глаз, педагог читает маленькое четверостишие и просит детей найти картинку с героем это стихотворения.
3. Дети, поворачивая голову и корпус, ищут картинку и смотрят на неё 3 мин. Педагог может ещё раз прочесть четверостишие.

Оборудование для дидактических игр:

Цель: воспитывать в детях бережное отношение к своему организму и сохранению своего здоровья.

Цель: показать детям продукты содержащие витамин А.
Материалы: перчатка, нитки, двусторонний скотч, картон, картинки.

Способ изготовления и работы с дидактической игрой:

trenazhyory-dlya-oftalmotrenazha-svoimi-rukami13

1. К перчатке на ладонь приклеивают картинку витамин А, а на другую сторону картинку с глазом.
2. От каждого пальчика на нитку крепиться картинка с продуктом в котором содержится витамин А .
3. Ребёнок должен рассказать и показать в каких продуктах содержится витамин А и для какого органа он полезен.

Цель: знание витаминов и продуктов содержащих витамины.
Материалы: картон, цветные маркеры, картинки.

Оборудование, выполненное своими руками многофункционально, эстетически оформлено, безопасно. Привлекает внимание детей и повышает интерес к работе с этим оборудованием.


Нарушения зрения наблюдаются у каждого четвертого школьника и у одного из двадцати детей возраста до 7 лет. Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения. Органы зрения у детей формируются в течение первых 5 лет жизни.

Описание разработки

Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст 7–15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтением, письмом). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, а также генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии. Любое нарушение зрения или заболевание глаз требует незамедлительного обращения к врачу. Помните, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем.

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго смотрит в близи, зрение слабеет. От этого возникают проблемы здоровья детей: близорукость, утомляемость, сколиоз.

Следующее, что предлагает профессор Базарный это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксируем привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, аппликация. Метки располагаем в равноудаленных участках группы (в центре, по углам, у фронтальной стены).

Применение тренажеров Базарного на занятиях (статья)

Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3.4 дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.

Упражнение с объектом на конце указки.дети следят за движением:

Овал Восьмерка Пружина Спираль

Можно обвести контуры указательным пальчиком, затем лечь на палас или откинуться на спинку стула и рисовать эти контуры на потолке самостоятельно, используя большее расстояние и большую амплитуду движения.

Поможет мячику докатиться до домика

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый. Восьмерка - ярко –голубым цветом.

Дети следят за траекториями глазами, могут обвести пальцем, руками, туловищем. Прекрасно было бы выполнить эти упражнения под музыку.

В нашем саду в развитии сада которое делается на 5 лет взят именно это технология В.Ф.Базарного.

В каждой группе можно просмотреть множество тренажеров для глаз В.Ф.Базарного. Проводя занятия педагоги используют тренажер. Работа по тренажерам должна проводится систематически. Немного фантазии, творчества и старания, и результаты не заставят себя долго ждать. Необходимо всегда помнить о достижении главной цели – сохранении здоровья детей.

Как сказал ученый Г. Демирчоглян сказал: «Взрослые могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго смотрит в близи, зрение слабеет. От этого возникают проблемы здоровья детей: близорукость, утомляемость, сколиоз.


Упражнение с объектом на конце указки .дети следят за движением:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

1. Наблюдение за физическим, эмоциональным состоянием первоклассников в течение первого года обучения в школе (2010-2011 уч.г.)

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного (2011-2013 уч.г.).

Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного:

а) режим динамической смены поз (конторки)

б) упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

г) зрительно-координаторные тренажи (офтальмотренажёры)

д) упражнения на мышечно-телесную координацию

2. Практическое использование технологий здоровьесбережения

3. Взаимосвязь здоровьесберегающей технологии доктора В.Ф. Базарного с развивающей системой Л.В.Занкова.

ΙΙΙ. Результаты отслеживания.

V. Используемая литература.

Здоровье и школа.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, а из них первоклассников и учащихся с ослабленным здоровьем. Призвана, правильно с физиолого-гигиенических позиций, организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.

1. Наблюдение за физическим, эмоциональным состоянием первоклассников в течение первого года обучения в школе (2010-2011 уч.г.)

В течение первого года обучения в школе с первоклассниками была

проведена диагностика по выявлению уровня их интеллектуального развития школьным психологом (по методике ОвчинниковойТ.И.)

Уровень развития

2010-2011 уч. год

В течение 2010-2011уч.г. проводились медицинские осмотры школьной мед.сестрой. На конец учебного года выявлены следующие группы детей по заболеваниям :

Группы здоровья

2010-2011 уч. год

Ι- относительно здоровые

ΙΙ – состоят на учёте у педиатра

ΙΙΙ – состоят на особом учёте у группы узких специалистов

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного (2011-2013уч.г.).

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Целью модели подвижного урока (по Базарному) является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

• Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;

• Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;

• Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:

1. режим динамических поз;

3. оздоровительные паузы;

4. передвижение по классу.

В Приложении №5 предлагаю разработки нескольких уроков с использованием технологии здоровьесбережения по методике В.Ф.Базарного.

Практическое использование технологий здоровьесбережения

Рассмотрим более подробно каждый из методов и приёмов.

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

В. Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся.

Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие. На традиционные столы добавила приставку в виде удобной конторки и приучила детей работать в разных позах “стоя - сидя”

Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола (фото 2). Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя.

Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" в 1-м классе через каждые 5-7 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.

МЕТОДИКА ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ КОНТОРКИ

Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Практика вскрыла, что, несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети все же могут еще несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребенок ни в коей мере не будет склоняться при письме.
Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я предлагаю следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, - рис. 2а,2б,2в). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.


Рис. 2а. Традиционное размещение учебной мебели в классе


Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели


Рис. 2в. Размещение учебной мебели в условиях проведения занятий
в режиме коллективного сотворчества

Несколько требований:

1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей (см. диаграмму №2 ). Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д. Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка. Пользуюсь в выборе цвета следующей таблицей:

Ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему

В небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли

В сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию

Читайте также: