Тренажер колокольного звона своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Важно правильно определить место для звонарского помоста. Нередко оконные проёмы на колокольне довольно высокие, а расстояние от балки, на которой висят зазвонные колокола, до пола достигает пяти и более метров – управлять колоколами на таком расстоянии довольно затруднительно. Простое решение – поднять звонарский помост на оптимальную высоту.

  1. Пульт находится на полу. В этом случае расстояние от пола до балки в оконном проёме должно быть не менее 2,5 м;
  2. Пульт находится на высоте 1 м от пола. В этом случае расстояние от пола до балки в оконном проёме должно быть не менее 3,5-4 м.

Разумеется, помост должен быть прочным, очень устойчивым, хорошо закреплен и иметь ограждения, перила, это – элементарные требования правил техники безопасности. Пол помоста рекомендуется делать со щелями, чтобы на нём не задерживалась вода и в холодное время года не образовывалась наледь.

На звонарском помосте обычно устанавливаются звонарский столбик и ножная педаль. Нет нужды говорить о том, что эти устройства также должны быть надежно сработаны. С помощью педали приводятся в действие большие колокола, к столбику притягиваются средние – так называемые переборные или подзвонные, иногда их называют альтами или тенорами. Ими звонарь управляет с помощью левой руки.

Для крепежа желательно использовать металлические оцинкованные тросики. Они коррозийно устойчивы, имеются в продаже в самом широком ассортименте, любой длины и прочности, нет проблем и с приобретением зажимов для крепления, соединения тросиков. Раньше к языкам колоколов привязывали веревки.

В то же время использование веревок имеет свои плюсы, обусловленные всё тем же их свойством растягиваться. Соединение с языком через тросик довольно жесткое, соответствующим будет и удар языка в колокол. Чтобы смягчить его, рекомендуется комбинировать два эти материала – трос и веревку – в одном креплении. Обычно от звонарского помоста к колоколу протягивается тросик, к концу которого крепится верёвка, соединяющая трос с языком колокола. Такая конструкция позволяет стабильно выдерживать параметры удара (натяжение, ход троса остаются практически неизменными), а веревка за счет своей упругости смягчает удар, что благодатно влияет на состояние колокола, удлиняет срок его службы.

Для звона в большие колокола предпочтительно использовать комбинации цепей и тросиков.

Язык самого большого колокола соединяется с педалью на помосте цепью, в этом случае гарантируется отсутствие растяжения. Языки меньших колоколов прикрепляются с помощью тросиков к цепи.

И одним нажатием на педаль звонарь приводит в действие сразу несколько колоколов. Но если вы решите обойтись одними только тросиками – почти наверняка прогадаете: прочное и долговечное соединение на одних только тросиках выполнить труднее, а цепь – во-первых, сама по себе гораздо долговечнее, а во-вторых, очень удобна при монтаже всей системы: с помощью зажимов тросик легко прикрепить в любом месте, к любому звену.

Универсальных конструкций не бывает, а последнее слово, как правило, остается за звонарем – как ему сподручнее, так он и организует свое рабочее место.

Рассказывая о технических приспособлениях для устройства звона на колокольне, необходимо обратить внимание и на балки, к которым крепятся колокола.

Прежде балки были комбинированными, состояли из металлических стяжек, вмурованных в стены, с уложенными поверх стяжек дубовыми брусьями. Обследование десятков колоколен, показало, что на всех колокольнях, особенно старых, XIX века и ранее, время значительно состарило конструкции. Усталость металла накопилась даже там, где он не был изъеден ржавчиной, да и дуб в местах соединения со стенами пострадал, потерял былую прочность. Такие балки подлежат замене. На смену им приходит современный двутавровый прокат. Сегодня – при наличии всевозможных ГОСТов и других параметров определения качественных, прочностных и иных характеристик металлоизделий, не составляет особого труда рассчитать, какие нужны балки для развески колоколов с учетом их веса, длины проемов и т.д. Выполнить такие расчеты может практически любой инженер-строитель, не следует только забывать, что колокола служат не один десяток лет, со временем вес их может увеличиваться за счет прибавления новых, поэтому в расчеты нужно закладывать хороший запас прочности.

Особо следует сказать о развеске колоколов на деревянных колокольнях.

Распределение веса колоколов относительно центральной оси колокольни обязательно должно быть равномерным, уравновешенным. Это правило имеет первостепенное значение. При проектировании и строительстве новых колоколен принципы расчетов остаются такими же.

В уже возведенных или отреставрированных колокольнях двутавр обшивается деревянным коробом, чтобы на балку не передавалась вибрация от колокола и балка не звенела, не издавала посторонних металлических призвуков, которые могут быть довольно сильными.

Обшивать деревом балку нужно, как минимум, с трех сторон. Можно и со всех четырех – в этом случае, помимо практического, достигается и чисто эстетический эффект монолитности, целостности балки. Разумеется, деревянную обшивку нужно пропитывать антисептиком для увеличения срока ее службы. Примерно так, в общих чертах, выглядят конструктивные особенности современной или отреставрированной колокольни и основные принципы рациональной организации труда звонаря.

Узнать стоимость и срок изготовления помоста для звонаря можно по телефону указанному на сайте или оставить заявку на обратный звонок. И мы перезвоним Вам в ближайшее время.

Крупный колокол – это звучащее металлическое изваяние большой массы, поэтому он является механически и динамически активным элементом в воздействии на всю подвесную конструкцию, которая должна быть тщательно продумана как последовательный, амортизирующий механизм или система.

Звук и вес колокола являются основными критериями ещё на стадии проектирования колокольни, если это вновь возводимый храм, ибо необходимо учитывать:

а) ширину, высоту и количество проёмов для размещения колоколов и лучшего их звучания,

б) распределение нагрузок внутри колокольни в целом и на отдельных балках,

в) количество балок, их материал и сечение.

г) основное направление звука, а, следовательно –

д) установку помоста и удобство обзора звонаря.

МОНТАЖ КОЛОКОЛОВ начинается с их доставки и установки под стенами храма или колокольни. С этого момента начинается важное действие знакомства прихожан с будущим колокольным звоном, ибо важно услышать его, увидев и осязав ещё внизу. В этом скрыта тонкая символика распространения Благой Вести Христом ещё на земле, среди людей. Поэтому так важен внешний вид колоколов, о котором заботились и наши мастеровитые предки ещё много веков назад, так как их красота символизирует красоту всего Творения и призвана влиять собою на окружающий мир. Поэтому колокола освящают особым чином, ибо они призваны благовестить на все стороны света.

Поднимаются колокола на ярус звона с помощью передвижного автокрана. Далее, ручными лебёдками и талями заносятся внутрь. Следующим шагом в монтаже является грамотное расположение и правильный подвес колоколов. Русский колокольный звон троичен по своему составу, то есть в звоне присутствуют и басовые, и средние, и мелкие колокола. Звонарь находится там, где развешаны мелкие (зазвонные) колокола, следовательно, они должны быть расположены в направлении главного звукового потока, чтобы озвучивать основные смысловые пути движения людей вокруг храма. Как правило, это западный вход в храм, расположенный напротив алтаря. Но бывают и исключения из этого правила, так как вход в храм или близлежащая городская застройка корректируют это условие в индивидуальном порядке.

Располагать колокола на балках желательно равномерно по всему периметру колокольни от меньших к большим - справа налево, как и зазвонные. Подвешиваются они на специальных крепёжных элементах – хомутах, которые представляют из себя металлические скобы, изготовленные из стальной полосы по размеру балок, или части полос, стягивающие каждое парное ухо колокола и балку с двух сторон. Случается, что строители устанавливают центральные крестовые балки под самым куполом, а проёмные окна остаются внизу. В таком случае большой колокол вешать под балку нельзя, по причине отсутствия путей исхода звука, и нужно опустить его ниже, чтобы плечо колокола было на уровне верхних частей проёмов. В таком случае в качестве хомутов, исключающих его раскачку, можно использовать стальной уголок или небольшой швеллер. Для большей жёсткости крепления применяют дополнительные хомуты от одинарных ушей к нижней балке. Размеры данного стального проката определяются исходя из веса колокола. Полосные хомуты в данных вариантах наименее затратные в изготовлении. Достаточно нарезать заготовку на фрагменты необходимой длины, просверлить верхние и нижние отверстия под крепёжную шпильку и немного подогнуть по размеру балки и всё, можно монтировать колокол. Вес и размер колоколов определяет следующую последовательность размеров крепёжных хомутов и резьбовых шпилек:

Колокола от 4 до 20 кг. подвешивают на узкую полосу – 20 мм. ширины и 4 мм. толщины. Крепёжная шпилька - 6 и 8 мм.

Колокола от 25 до 60 кг: полоса – 30 х 4 мм. Шпилька - 10 мм.

Колокола от 70 до 110 кг: полоса – 40 х 4 мм. Шпилька – 12 мм.

Колокола от 120 до 240 кг: полоса – 50 х 5. Шпилька – 14 мм.

Колокола от 250 до 380 кг: полоса – 50 х 6 (70 х 5). Шпилька - 16 – 18 мм.

Колокола от 400 до 650 кг: полоса – 80 х 6 (80 х 8). Шпилька – 20 мм.

Колокола от 680 до 1 т: полоса – 80 х 10. Шпилька – 24 мм.

Колокола от 1200 до 2 т: полоса – 100 х 10 (100 х 12). Шпилька – 28 – 30 мм.

Эта цепочка начинается с подвеса языка, который издревле вешался на скрученные полосы кожи, а сейчас – на грузовые плетёные стропы. Именно тяжёлый язык большого колокола, ударяя о край, является основным источником колебаний всей системы подвеса. Если крепёж языка металлический, то нужно обустроить смягчение последовательного подвеса: уши – хомуты. Необходимым и важным условием гашения лишних вибраций, тряски и качания колокола после удара языка является правильное направление этого удара. Наиболее эффективным в этом отношении направлением вектора удара языка является его движение по балке, то есть вдоль той, как правило, верхней балки, которая является несущей. Тогда вибрации гасятся в опорной части хомутов по всей длине этой балки, а не интерферируют поперёк. Ещё одним важным условием гашения лишних вибраций является максимально близкое (несколько сантиметров) приближение маточника колокола к нижней части балки. Укорачивание длины подвесных хомутов при этом снижает динамическую инерционную раскачку всей конструкции. А в точке соприкосновения монтажного шкворня или шпильки с ушами колокола необходимо предусмотреть смягчающий материал. Лучшим из них является листовой полиуретан, скрученный и вставленный в уши колокола.

Следующий демпфирующий узел – верхняя часть балки. В современных храмах наиболее частым и простым решением подвесных конструкций является применение силового стального проката: двутавр, швеллер или профильная труба. Они прочны, однако отлично проводят вибрации. В этом случае верхняя часть балки тоже демпфируется полиуретаном, на полосы которого кладутся верхние узлы колокольных хомутов.

Но и это ещё не всё. Основные несущие конструкции колокольни – подвесные балки, не могут быть жёстко вмурованы в стены колокольни и сварены между собой. Как ни странно, но эта жёсткая посадка несёт не усиление, а ослабление всей системы подвеса, так как не может гибко противостоять динамическим нагрузкам. Поэтому концы всех балок, особенно главных крестовых, должны иметь зазоры на возможную динамическую подвижность – это первое, и на сезонное температурное сужение-расширение – это второе, дабы избежать риска разрушения кладки стен колокольни.

Важным условием работы звонаря является обустройство его рабочего места, которое называется – помост звонаря. К нему протягиваются все колокольные связи – верёвки, тросы, цепи, чтобы один человек мог свободно управлять множеством колоколов. При излишне высокой балке подвеса зазвонных колоколов и отсутствии возможности строить высокий помост, можно выбрать альтернативное решение – фальш-балка. Это профильная труба для развески лёгких колоколов, которая расположена под основной балкой на удобной высоте. Она висит на стальных полосах и дополнительно крепится к стене. Тем самым основной пролёт освобождается для подзвонных колоколов. Это тем более важно, если место на колокольне ограничено.

ЗАЗВОННЫЕ КОЛОКОЛА. Мелкими колоколами управляют группами: двойкой, а чаще тройкой или четвёркой. Это значит, что три или четыре языка колокола связаны в один узел и управляются одновременно одной рукой. Здесь требуется как мелкая виртуозная техника владения колоколами от самого звонаря, так и точная выверенная балансировка подвеса всей этой группы. Желательным условием лучшей управляемости этой группы колоколов являются условия их развеса:

1 – минимальное (1-2 см) расстояние между колоколами.

2 – такой расчёт длины крепёжных хомутов, чтобы нижние края колоколов были на одном уровне, независимо от их веса.

3 – расположение звонарного узла должно быть по центру всей группы и располагаться со стороны звонящей руки по удобству звонаря.

4 – высота нижних краёв колоколов зазвонной группы не должна быть выше плеча звонаря.

5 - приводные верёвки языков не должны быть тонкими, иначе они натрут пальцы до крови при интенсивном и долгом звоне. Они не должны быть толстыми, так как в них будет отсутствовать должная гибкость, необходимая для мелкой техники управления. Они должны быть круглыми, 16-ти прядными, с сердечником, 5 – 6 мм. в диаметре. Такая верёвка не сплющивается и не вытягивается при игре. Это важное условие удобства звона.

6 – уши всех колоколов не должны быть сильно затянуты между хомутами подвеса, во избежание искажения, зажатости звука. Для этого желательно использовать полиуретановые, виниловые или иные полужёсткие прокладки, дающие колоколу свободу, но не позволяющие ему свободно раскачиваться.
И ещё. В качестве некоторого отступления от технической темы. Зазвонные колокола создают особую утончённую атмосферу чувственного восприятия колокольного звона своей мелкой моторикой, поэтому недооценивать значение этих колоколов было бы ошибкой. Нельзя воспринимать звон лишь прагматично и утилитарно как акустическое явление. Довольно часто приходится слышать от звонарей про отказ от мелких. 3 – 5 кг. зазвонных колоколов, мол такие и не слышны, и только мешаются под руками. Однако звонкий маленький колокол не прибавляет силы к общему звучанию всего набора, он создаёт особую окраску всему звону, особую атмосферу утончённого воспарения и духовной чувственности. Он являет собою подобие приближения к Небу, как аналог особого духовного языка и звука. И этими возможностями пренебрегать нельзя.

БЛАГОВЕСТНЫЕ КОЛОКОЛА. Управление большими, благовестными колоколами происходит посредством нажатия ногой на педали привода языковых тяг. Эта точка управления звоном всегда наиболее обсуждаемая в сообществе звонарей, так как стоять на одной ноге, работая по нескольким педалям другой, всегда бывает утомительно. Некоторые звонари даже устраивают сидячие звоны, но тогда возникает проблема облегчения динамики педалей. Однако, если благовестника всего два, и они не сверхтяжёлые, то особой системой перехватов усилий можно добиться средней силы нажатия. В данном случае педали лучше располагать под углом друг к другу – V-образно, чтобы, по необходимости, можно было опереться на пятку.

НАСТРОЙКА КОЛОКОЛОВ. Системой колокольных приводов является набор языковых тяг, сведённых к точке управления рукой для подзвонных колоколов, или ногой, для благовестников. Наилучшим элементом передачи усилий от языка к помосту звонаря является стальной оцинкованный трос. Плюсы его очевидны: он гибкий, лёгкий, долго не подвержен коррозии, на него не влияет влажность и температура, и он не растягивается настолько, чтобы быть неработоспособным как любая верёвка подверженная атмосферному воздействию и рабочей нагрузке. Единственный, возможно, недостаток троса – это его ломкость, особенно в местах зажима крепёжным элементом. Поэтому подобные узлы необходимо проверять: если видны тонкие лопнувшие нити троса, то он скоро оборвётся. Нежелательно применять тросы в виниловой оплётке, так как при сезонных перепадах температур и влажности оплётка трескается, и в эти трещины проникает влага, способствующая быстрой коррозии троса.

Привод языка на пульт звонаря применением одного троса, конечно же, не ограничивается. Для тяжёлых языков благовестных колоколов применяется цепь. Плюсы заключаются в том, что её монтажная скорость и вариативность очень высокая. С помощью крюка или карабина можно быстро менять и передвигать точки крепления в поисках оптимальной группировки. Однако минусы цепи в том, что она дороже троса и, что самое важное, гораздо его тяжелее. На больших пролётах она провисает и сильно люфтит, создавая этим необходимость поддержки перехватывающими отрезками цепи или троса. Со временем цепь может растягиваться, так как испытывает нагрузки тяжёлых языков. Но крепёжная вариативность цепи позволяет это быстро устранить, ибо достаточно перецепить пару звеньев. Поэтому звонарю необходимо проверять не только места крепления тяг, но и рабочий ход каждого языка, ибо провисание, растяжение и ослабление крепежа по пути рабочего хода до клавиш пульта, увеличивают амплитуду нажатия. Рабочий ход языков больших благовестников не должен превышать 10 – 12 см, а малых подзвонных – 2 -3 см.

Рассмотренные технические условия и возможности ставят перед монтажником задачу выявить оптимальный ход языка для раскрытия выразительных свойств каждого колокола: темпа, ритма, нюансировки - как звона в целом, так и стилистики почерка звонаря. Для этого удобное, сбалансированное управление всеми группами колоколов позволит не только избегать технических проблем и задач координации, но и чувствовать радость творчества и художественной выразительности звона, который будет стройно вплетаться в общую канву красоты богослужения.

Купить электронный звонарь для колоколов - отличное решение для современного храма. Автоматизированную систему можно настраивать на различные мелодии и программировать время боя. Мы предлагаем варианты на один или несколько колоколов, которыми можно управлять при помощи пульта или смартфона.

  • 8 колоколов
  • 9 колоколов
  • 10 колоколов
  • 11 колоколов
  • 12 колоколов
  • 13 колоколов
  • 14 колоколов
  • 8 колоколов
  • 9 колоколов
  • 10 колоколов
  • 11 колоколов
  • 12 колоколов
  • 13 колоколов
  • 14 колоколов
  • 8 колоколов
  • 9 колоколов
  • 10 колоколов
  • 11 колоколов
  • 12 колоколов
  • 13 колоколов
  • 14 колоколов

О системе “Электронный звонарь”

Электронный звонарь — это автоматизированная система управления колоколами. Она может быть установлена для любого количества колоколов.

Само устройство представляет собой небольшой электронный блок, который управляет приводами, подключенными к колоколам. Привода позволяют имитировать все движения рук и ног звонаря, при этом регулируется сила и время удара в колокол. Главная задача Электронного звонаря – исполнять колокольные звоны во время отсутствия действующего звонаря(управление боем колоколов по расписанию).Система может быть уставлена и работать как совместно с системой ручного звона, так и при отсутствии таковой не мешая друг другу.

Управление Электронным звонарем происходит с мобильного телефона. Достаточно позвонить на специальный номер и выбрать, какой в данный момент колокольный звон должен зазвучать.Система имеет пульт дистанционного управления по радиоканалу с жидкокристаллическим дисплеем для выбора звонов и настройки системы.

Главный блок управления устанавливается стационарно. Монтируется непосредственно под ярусом, где будут находиться колокола и питаться от внешнего блока питания. Или использоваться как переносной с питанием от встроенного аккумулятора. Автономное питание позволяет работать устройству не менее 30 дней без подзарядки.

Ограничений ни по количеству, ни по весу колоколов нет. Технически можно управлять колоколом 100 тонн.

Сигнал подается по проводу на коробку с электродвигателем - он вращает вал, начиная наматывать вертикальный альпинистский шнур, прикрепленный к горизонтальному тросу. Последний связан с языком колокола. Шнур тянет трос вниз, тот, в свою очередь, подтягивает язык к краю колокола, ударяя изнутри. Для звонарей тросы и шнуры – как струны на музыкальных инструментах: их подтягивают, ослабляют, меняют.

Язык в неподвижном состоянии закреплен на расстоянии 9 см от края колокола. Это расстояние, а также сила удара, и пятисекундный промежуток определялись опытным путем, чтобы было похоже на ручной звон.

Сила удара - 120 единиц, это максимум для человека. Если бить сильней – износ будет больше, а звук испортится.

Электронный звонарь – это дублер, запасной вариант. Главный вид звона – ножной, с помощью педали, которая цепляется к тросу языка. Третий способ – ручной звон в оба края колокола при помощи веревки. Его минус (большой износ крепления языка) перекрывает плюс – это исторический звон.

Электронная система - это еще и тренажер для человека. Звонарь, поднявшись на колокольню, становится за пульт, все видит, слышит и может подыгрывать. Даже если у него будут ошибки, они скрадываются электронным звонарем. Настоящая репетиция – намного сложнее, так как звонарь лишь видит удары коллег на соседних колокольнях, но не слышит их, и отработать технику тяжело.

В зависимости от количества колоколов используется разный тип контроллера, количество ключей и автоматов соответствует количеству колоколов, меняются сами звоны, так как все они написаны для определенного количества колоколов, количество приводов должно соответствовать количеству колоколов.

Основная система запуска - обычный мобильный телефон. Очень простое и доступное управление! Вы набираете номер и клавиатура телефона превращается в удобный пульт управления! Вы можете запустить звон, как из храма, так и из любого удобного места.Также управление электронным звонарем возможно с дистанционного радио-пульта управления посредством дисплея (входит в комплектацию). Пульт оснащен экраном, отображающим список колокольных звонов.

Одно из главных преимуществ – в устройство заложены красивейшие канонические звоны:

Воскресный – перед праздничными и воскресными службами, а также на великие и двунадесятые праздники.

Праздничный – четыре разных по характеру Праздничных звона. На Рождество, Пасху, Троицу хорошо подойдут первый и второй Праздничные звоны, а на Успение Богородицы, Крестовоздвижение, Усекновение главы Иоанна Предтечи - третий и четвертый Праздничные звоны.

Крестный ход – во время крестного хода и после праздничных и воскресных служб.

Встречный – на встречу архиерея, на великие, двунадесятые и престольные праздники. Можно использовать как венчальный звон.

Красный – пасхальный звон. Можно также использовать после праздничных и воскресных служб.

Малиновый – можно использовать, как венчальный и пасхальный звон.

Будничный – простой, но очень красивый звон. Используется перед будничными службами и на всенощное бдение.

Какие самые красивые звоны?

Для профессионального Электронного звонаря мы отобрали самые лучшие образцы колокольных звонов России. У каждого звона должна быть своя индивидуальность (ритмическая и мелодическая), отличающая его от других колокольных звонов, чтобы прихожане могли без труда отличить один звон от другого. При этом звоны должны одинаково красиво слушаться как на наборе из 13 колоколов, так и на наборе из 6 колоколов. Нами было прослушано более 100 оригинальных колокольных звонов. Из них мы отобрали лучшие образцы – самые яркие и запоминающиеся.

Повторяющаяся мелодия четвертными нотами на средних колоколах и две шестнадцатые ноты на слабую долю у зазвонных – уникальная традиция Псково-Печерского монастыря. Этот звон сложно перепутать с другими колокольными звонами. В Электронном звонаре он под номером 4 (второй воскресный звон).

Звонница в Ростовском кремле знаменита своими уникальными большими колоколами – Сысой (32 тонны), Полиелейный (16 тонн), Лебедь (8 тонн), Голодарь (2,7 тонны), Баран (1,3 тонны) и другими. В эти колокола звонят в основном ансамблем из 3-4 человек.

В Электронном звонаре первый будничный звон состоит из 4-х ростовских звонов: Ионинский, Акимовский, Егорьевский и Ионафановский. Они отличаются от других звонов своими мощными аккордами и минимальным разнообразием в плане ритма и мелодии.

Когда в колокольном звоне слышится повторяющийся более трех раз подряд звук одного колокола, то сразу вспоминается знаменитый звон Новодевичьего монастыря в Москве. Уникальность этого звона состоит в том, что звонарь может использовать один колокол даже более 20 раз подряд, при этом звон слушается красиво и не возникает ощущения, что он стоит на месте. Очень многие звонари, особенно в московском регионе, любят использовать этот прием в своих звонах. В профессиональной системе Электронный звонарь эта традиция используется в третьем будничном звоне.

Как происходит совмещение с ручным звонарём?

Профессиональная автоматизированная система управления колоколами Электронный звонарь разрабатывалась таким образом, чтобы быть резервной, в помощь штатному звонарю храма. Поэтому при монтаже делается все возможное для того, чтобы звонарю было максимально удобно звонить на колоколах, чтобы ручная и автоматическая системы звона не мешали друг другу. В любой момент человек может подняться на колокольню и позвонить на колоколах так, будто к ним не подключен Электронный звонарь.

Колокола в ручной системе управления делятся на три группы – большие, средние и малые (зазвонные) колокола. Большие колокола идут на педали, ими человек управляет правой ногой, оттяжки от средних колоколов приходят на пульт, человек управляет ими левой рукой, а зазвонными колоколами звонарь управляет правой рукой. Если колокола установлены высоко, то для человека изготавливается постамент.

При добавлении больших колоколов к системе Электронный звонарь выбирается самое легкое для нажатия место на тросе, к которому будет подключен электродвигатель. Чтобы в момент работы Электронного звонаря педали не болтались в воздухе и не создавали посторонних звуков и помех в работе моторов, мы предусмотрели простое отсоединение педалей с помощью карабинов.

Мы стараемся устанавливать моторы таким образом, чтобы на них не попадали осадки. Если нет возможности установить приводы подобным образом, то для двигателей изготавливается дополнительная защита от снега и дождя.

Языки у зазвонных колоколов должны быть в свободном положении. Они не должны быть притянуты к юбке колокола, иначе звонарю будет неудобно ими управлять и это повлияет на качество его звона. Мы разработали специальные молотки, которые по своей конструкции и весу напоминают языки для малых колоколов. Удары по зазвонным колоколам происходят с внешней стороны, при этом нет повреждений для колокола, а звук неотличим от звука, который происходит при ударе в колокол родным языком с внутренней стороны.

Что такое остановка звона на сильной доле?

Как происходит настройка звонов?

Когда профессиональный звонарь исполняет один из своих звонов на другой колокольне, он не будет, как робот, повторять заученные движения рук и ног. Он будет слышать, как звучат другие колокола, и подстраивать свой звон под них, изменяя мелодические рисунки и интервалы, чтобы они были благозвучными. Также и звоны, находящиеся в памяти Электронного звонаря не должны быть одинаковыми для разных колоколен. Профессиональный Электронный звонарь – это индивидуальный подход к каждой звоннице.

Настройка колокольных звонов – это настолько же важно, насколько важен сам подбор колоколов в гармоничный звукоряд. К счастью, в последнее время практически все колокольные заводы не просто отливают колокола, но и подбирают их в гармоничный ряд. Они поняли, что литье колоколов – это лишь часть их работы. Недостаточно отлить красивые колокола. Даже если каждый в отдельности изготовленный колокол будет идеально звучать, это не означает, что колокольный набор тоже получится идеальным.

Также и с Электронным звонарем. Недостаточно сделать надежную систему автоматического звона. Нужно, чтобы звоны красиво звучали не на одной, а на всех колокольнях! Именно поэтому звоны нужно адаптировать под каждую звонницу, под каждый звукоряд колоколов. А для этого нужен профессиональный музыкант – звонарь.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Имитация колокольного звона как способ приближения к традиции.

В. В. Курова, преподаватель музыки, г. Сургут

История колокольного звона рассказывает о том, что колокола не являются исключительной принадлежностью России и появились в глубокой древности на Востоке, затем в Европе. Они имели разную форму и различное звучание, приводились в движение разными способами, имели разное назначение. В России колокола обрели особый голос, связанный с православной культурой, заняли огромное место в жизни народа.

Самые известные слова, которые рекомендовали раньше звонари для обучения колокольному звону в сочетании разнообразных ритмов, следующие:

Ритмические рисунки первой, второй и третьей строчки распределялись между исполнителями на треугольниках разного размера и исполнялись поочередно, а затем одновременно. Отрабатывали умение повторять ритм многократно, не сбиваясь, слышать метрическую основу; уделяли внимание исполнению длительного звона с постепенным наращиванием динамики за счет прибавления к нему малых колокольчиков. Усвоив навык ритмического звона на речевой основе, впоследствии ребята начинали сами импровизировать, создавать свои варианты.

Естественным образом переходили к выстраиванию формы: зачин, основная, развивающаяся часть звона, кульминация, окончание.

Основная часть - ритмическая перекличка треугольников, к которой постепенно присоединялись малые колокольчики.

Какую цель преследует такая работа?

Она создает у ребенка устойчивый музыкальный образ, символизирующий историю и культуру родной страны.

- активизирует уже бывшие у ребенка впечатления от колокольного звона;

- -развивает чувство ритма;

-развивает образную сферу восприятия;

-влияет на самосознание детей, укрепляет патриотические чувства.

В нашей практике звучания бил использовались и для оформления спектаклей, и для освоения различных ритмических формул с записью ритмических партитур, для музыкально-речевых импровизаций.

При всех возможных творческих вариантах необходимо помнить, что била-это вторичное средство, которое оправдано в той мере, в которой приближает ребенка к классической традиции колокольного звона.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз.


Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать. Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт.

урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти.


"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен.

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь.


урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями.

Читайте также: