Тренажер для мотокросса своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Современный ритм жизни почти не оставляет свободного времени. Проблемы со здоровьем из-за стресса, малоподвижности — реальная угроза для работающих людей. При этом на регулярное посещение спортивного зала у большинства нет времени, а иногда — денег. Выход — сделать тренажеры своими руками, ведь найти полчаса на занятия в квартире, дворе гораздо проще, чем выделить 2–3 часа на утомительную поездку по городу или поход в ближайший спортклуб. Смастерить приспособления можно из подручных материалов, и они будут такими же эффективными, как заводские.

Преимущества и недостатки самостоятельного изготовления

Плюсы самостоятельного производства очевидны. Можно изготовить именно те снаряды, которые нужны, подогнать их габариты под размеры комнаты или участка. Для работ подойдет старый металлолом, другие ненужные вещи, множество которых пылится в гаражах и на дачах. Приобретать их не придется — большинство родных, друзей с радостью избавятся от хлама. С другой стороны, для изготовления многих тренажеров нужен навык работы со сваркой и сварочный аппарат. Это финансовые затраты. Конечно, можно найти бюджетный агрегат на досках объявлений либо взять напрокат, у знакомых.

Другими минусами считают:

Чтобы ускорить изготовление самодельных тренажеров, стоит найти единомышленников, обратиться за помощью к друзьям. Так процесс пойдет активнее, будет меньше соблазна забросить начатое.


Главные преимущества самостоятельного изготовления в низкой себестоимости готовых тренажеров и возможности попробовать свои силы в необычном виде деятельности

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к работе, выбирают, какие тренажеры и снаряжение поместить в комнате (или во дворе). Новичкам рекомендуется начинать с простого:

  • гантели;
  • брусья;
  • шведская стенка;
  • турник;
  • штанга;
  • боксерская груша.

Такой набор занимает мало места, его легко изготовить, но он позволит проработать все основные мышцы, укрепить сердечно-сосудистую систему. Если позволяет место, устанавливают спортивные скамьи для жимов, роликовые тренажеры, силовые рамы. Их можно разместить не только в комнате, но и на веранде, в гараже, либо сделать крытую площадку на участке у дома. Далее просчитывают габариты тренажеров и то, как разместить их, чтобы они друг другу не мешали. Важно учитывать, какое будет расстояние между снарядами во время занятий — они не должны препятствовать поднятию ног, наклонам и другим упражнениям.


Оборудуя домашний спортзал, важно определиться с перечнем нужных тренажеров и правильно просчитать их размеры

Схемы и чертежи

Найти в интернете готовые чертежи тренажеров не составит труда. В открытом доступе множество вариантов как простых конструкций, так и сложных многофункциональных снарядов. Разрабатывая собственный чертеж или переделывая чужой, нужно учитывать размеры помещения. Перед тем как начинать работу, схему с бумаги переносят на реальную комнату, чтобы понять, как спортивный уголок будет выглядеть в реальности. Также на полу и стенах размечают места креплений, обязательно предусматривают тросы, цепи для страховки, высчитывают, сколько места они будут занимать и где находиться.

Новичкам лучше выбрать простые чертежи, в которых нет множества деталей и сложных инженерных решений. Например, степ-платформу, грушу для бокса, наклонную скамью для тренировки пресса, брусья. Чтобы сделать чертеж самому, нужно знать, из каких частей состоит тренажер, как они крепятся и взаимодействуют друг с другом.

Можно рассмотреть тренажеры в магазине и подогнать их под свои условия или, если есть соответствующий навык, разработать схему самостоятельно.





Инструкции по изготовлению простейших тренажеров

Некоторые вещи можно сделать без специальных расчетов и чертежей из материалов, которые буквально валяются под ногами. Над другими придется попотеть, поэтому стоит распределить свое время, оценить возможности.

Степ-платформа

Самый простой снаряд, который легко смастерить в домашних условиях. Для работы понадобятся:

Лист ДСП распиливают на 3 части: 2 — для опор, 1 — для поверхности. Габариты первых 50 х 30 см, второй – 100 х 50 см. Опоры крепят к большой детали с помощью клея и саморезов. Чтобы обувь не скользила по поверхности, можно прикрепить к платформе кусок резины.



Колесо для прокачки пресса

Самодельный ролик для тренировки спины и пресса смастерить сложнее. Подойдут такие материалы:

  • колесо от детской коляски (или похожее);
  • кусок трубы с резьбой (30 см) или скалка из дерева;
  • пара гаек;
  • изолента;
  • отрезок шланга, подходящий диаметром под трубу.

Трубу (или скалку) продевают через колесо, обточив при необходимости, либо разрезают пополам и вставляют с двух концов, закрепляют гайками. Чтобы получившиеся ручки не скользили, натягивают куски шланга, сверху обматывают изолентой.




Штанга

Есть два варианта, как сделать своими руками тренажеры для рук — штанги и гантели. Первый трудоемкий, но более эстетичный, для него нужны:

  • труба диаметром 30–32 мм, длиной 1,6–1,8 м, толщина металла — от 6 мм (или кругляк – труба без отверстия);
  • два болта или пластины из металла диаметром 5 см;
  • пружинные замки, которые будут крепиться к грифу (можно приобрести готовые или сделать из трубы большего диаметра);
  • сухая смесь для изготовления бетонных блинов;
  • вторая труба диаметром на 1–2 см больше грифа;
  • форма для блинов (низкая кастрюля, дно деревянной бочки);
  • моток проволоки;
  • металлический профиль, чтобы собрать стойку.

В идеале гриф для штанги должен весить около 20 кг. В домашних условиях достичь такого веса не получится, но чем больше он будет, тем лучше.

Сначала делают разделители из болтов или пластин, которые не дадут соскальзывать блинам. Вырезав отверстия по диаметру грифа, их приваривают на расстоянии 20 см от края трубы. На этих 20 см на трубе нарезают резьбу. Замки, удерживающие блины (или гайки, куски металла) крепят на трубу. В самодельных замках, например, из гаек, просверливают отверстия под болты, такие же делают в трубе. Болты вставляются в них, фиксируя блины.

Теперь самое сложное — изготовление блинов. Если форма из дерева, ее обивают жестью, если это металлическая емкость, просто смазывают маслом, на дно кладут каркас для блина из проволоки. В середину помещают трубу диаметром на 1–2 мм больше грифа, затем заливают смесь и кладут еще слой арматуры из проволоки. Его утапливают в бетоне, затем утрамбовывают смесь, выравнивают, прикрывают целлофаном и оставляют застывать. Готовые блины покрывают эмалью, чтобы увеличить прочность.

Блины одного размера должны иметь строго одинаковый вес, иначе у штанги будет перекос.

Чтобы соорудить скамью для жима штанги, нужны:

  • 8,5 м квадратной трубы со сторонами по 50 мм и толщиной металла от 4 мм;
  • доска шириной 0,3 м, длиной 1,3 м;
  • 2 металлических рогача для удержания штанги (их делают из арматуры, стальных пластин и тому подобного);
  • крепления из металла или дерева, размеры — 9 х 4 см;
  • гроверы, гайки, винты — по 12 штук.

Из трубы делают каркас тренажера с опорами для штанги и доски, на которой будет лежать человек. Доску обивают тканью, дермантином, подложив слой поролона, но сильно мягкой ее делать нельзя — вредно для спины. Доска фиксируется креплениями, в некоторых местах можно соединить части трубы без них — сваркой.








Упрощенный вариант штанги

Универсальная конструкция для тренировки разных групп мышц

Установка позволяет отжиматься, подтягиваться, качать пресс. Это может быть уличный вариант, который ставят во дворе, или домашний. Для изготовления понадобится:

  • несколько труб, круглых и квадратных;
  • лист ДСП;
  • поролон;
  • материал для обивки.

Трубы с квадратным сечением делят на отрезки по 40 см (2 штуки), 55 см (3 штуки), 65 см (2 штуки) и 1 отрезок в 75 см. Из круглых труб делают 1 отрезок длиной 75 см, 2 по 20 см и 6 штук по 15 см. Все части сваривают, получится каркас с двумя одинаковыми стойками для перекладин, опорой для ног и сиденьем. Лист ДСП, как в предыдущем варианте, обивают мягким материалом и крепят к каркасу. Такой универсальный агрегат занимает мало места, но позволит тренировать все тело.

Немного сложнее соорудить роликовый блочный тренажер. Для него сначала делают поддон, вертикально крепят к нему две стойки и ролики. Затем фиксируют трос, который держит корзину с грузом, и саму корзину. Из П-профиля делают верх силовой рамы, на него ставят 4 блока (2 из них размещают над корзиной).

Саму раму приваривают к основанию только после того, как настроят ход груза.

После этого делают раму под штангу, место для сиденья и упор. С другой стороны собирают подвижные элементы на П-профиле, установленном вертикально. Работает конструкция так: трос идет через блок корзины на блок с подшипником и крепится к трубе с одной стороны; с другой он протягивается через блок под сиденьем, фиксируется на той части, которая позволяет делать жим ногами.








Боксерская груша

Из всех тренажеров груша — один из простейших в исполнении. Элементарный способ сделать ее — взять несколько обычных мешков, засунуть один в другой и наполнить мелкими опилками (тырсой), ветошью либо песком. Но если есть желание потрудиться, можно изготовить приличный снаряд с помощью:

  • кирзы, брезента или кожи;
  • капроновой нити;
  • каната;
  • цепи;
  • проволоки;
  • кронштейна.

Если ткань недостаточно плотная, в нее вкладывают мешок, и только потом насыпают наполнитель.

Летом такой спортивный снаряд вешают на дерево, но лучше выделить место и прикрепить кронштейн. Вешать грушу к потолку не рекомендуется, потому что ее вес должен быть от 40 до 80 кг, и потолок во время тренировки может обвалиться. Такие тренажеры для дома, как боксерская груша, делают и меньших размеров, зависит от того, сколько места есть в распоряжении.

Подготовить песок Сшить внутренний мешок для песка из брезента, в него вставить мешок из-под сахара Из фанеры вырезать круг, просверлить в нем отверстие, через которое продеть веревку. Поместить конструкцию на дно мешка Начать засыпать песок В процессе засыпки вставить несколько перегородок, чтобы песок не прессовался внизу Плотно завязать наполненный песком мешок Обмотать его туристическим ковриком из пенки Обтянуть мешок сверху байковым одеялом, сшив его в нескольких местах Из кожзама сшить наружный мешок, натянуть его на грушу. Пришить петли Для подвешивания груши использовать толстые цепи Приварить к металлической пластине петлю, прикрутить конструкцию к потолку анкерами Готово

Настенный турник

Найти его чертежи в интернете легко, а вот сделать сложнее. Понадобится владение сварочным аппаратом, болгаркой и следующие материалы:

  • 3 квадратные трубы длиной 55 см, диаметром 2 см;
  • 2 круглые трубы такого же диаметра, длиной 60 см;
  • еще 4 таких же трубы, одна – 55 см, вторая — 11 см и две по 13 см;
  • два куска квадратной трубы длиной по 25 см;
  • две металлические полоски для усиления крючков;
  • 6–10 анкеров диаметром 8 мм, длиной 7,6 см.

На передней трубе (которая и будет турником) с внутренней стороны приваривают два коротких отрезка для подтягиваний узким хватом. Расстояние между ними — 12 см. Затем болгаркой для глубоких пропилов переднюю трубу с обеих концов слегка загибают к стене. От краев трубы — по 17 см. После того как тренажер сделан, его красят и крепят к стене, используя крючки с анкерами. Места хватов можно обшить, например, утеплителем для труб, но это условие необязательное.

Итак, сделать тренажеры у себя дома не так уж легко, но это намного дешевле, чем приобретать готовые модели. Заниматься можно в любое время, не ограничиваясь рамками, а если нужны рекомендации тренера, достаточно включить Ютуб или почитать блоги известных спортсменов.

Заготовки для будущего турника Сварить раму Под углом 90 градусов наварить раму из круглых труб Усилить конструкцию квадратной трубой Приварить поперечину к раме из квадратных труб К поперечине на расстоянии 12 см друг от друга приварить две небольшие трубки. Болгаркой загнуть концы на расстоянии 17 см от края Зачистить металл Покрасить тренажер, на рабочие поверхности надеть утеплители для труб Готовый турник на стене

Видео

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 16 сентября 2017 .
Категория: Мототехника.

Что для этого потребуется

В первую очередь необходимо подготовить приблизительный чертеж будущей конструкции. За его основу можно взять фото любой готовой подставки. В нашем случае это будет своего рода табурет с четырьмя подъемными ногами, которые будут подниматься на нужную высоту при помощи любого старенького домкрата.

Главное произвести нужные замеры. Сперва измерим высоту клиренса. У кроссовых моделей она составляет приблизительно 32 мм. Соответственно минимальная высота подставки, для того, чтобы хранить мотоцикл, составит порядка 26 мм. Для того, чтобы осуществлять ремонтные работы, агрегат должен приподниматься приблизительно на 40-45 см. Соответственно для этого потребуется приобрести 4 трубы 30 х 30 мм длиной около 20 см и столько же труб чуть меньшего диаметра (25 х 25 мм) длиной порядка 25 см. Одна труба должна входить в стакан (трубу большего диаметра) не слишком туго, но при этом лучше не допускать, чтобы элементы сильно болтались. Оптимальным отступом между трубами считается 1 мм, поэтому если вы приобретаете детали другого размера, стоит это учитывать.

Чтобы конструкция представляла собой полноценный подъемник, при изготовлении подставки под мотоцикл своими руками дополнительно нужно подготовить:

  • кусок рифленого металла, толщиной порядка 4 мм;
  • уголки на 35 мм;
  • сварочный аппарат.

Полезно! Разумеется, дорогостоящее оборудование сложно достать, поэтому при желании, можно скрепить всю конструкцию обычными болтами.

После этого можно приступать к работе.

Изготовление подставки

Сначала необходимо подготовить основание будущей конструкции. Для этого нужно установить уголки, так чтобы они образовали прямоугольник, и сварить их. После этого:

Дополнительно можно наварить на направляющие уголки, которые будут использоваться в качестве ручек для переноски конструкции.

После этого остается только установить домкрат внутрь подставки для мотокросса и наслаждаться самодельным агрегатом. Стоимость такой конструкции составит не более 800 рублей, а функциональность ничем не отличается от готового изделия.

Альтернативные варианты

Если транспортное средство нужно только транспортировать или хранить в гараже, то можно изготовить подкаты. Эти конструкции представляют собой подножки на колесиках. Они устанавливаются либо на задние, либо на передние колеса. Чтобы изготовить такую подставку, тоже потребуется сварочный аппарат. Также нужно будет произвести замеры, как показано на рисунке.

Подкат для мотоцикла

Таким образом, можно сэкономить довольно большую сумму финансовых средств и без проблем осуществлять ремонт мотоцикла.

1.jpg



Мотокросс - один из самых сложных технических видов спорта, требующий физической силы, выносливости, скоординированности и решительности. Когда вы направляетесь на трассу впервые, желательно иметь начальные представления о том, что вам предстоит. Поэтому мы попробуем осветить основные моменты техники езды и дать некоторые советы. Разумеется, наш короткий текст не является самоучителем) Учиться надо на трассе, под присмотром тренера, от простого к сложному.

Экипировка

2.jpg

Первое, что вы должны сделать перед выездом на трек – правильно экипироваться. Ведь существует негласное правило: экипировка важна на случай аварии, а не для обычной езды. Но падения в мотоспорте более, чем вероятны, а значит и защита должна соответствовать. Есть много вариантов экипа начального уровня. Главное, не экономьте на защите головы и ног - в этом случае лучше приобрести продукцию известного бренда. Также не забывайте, что понадобятся мотоочки, пояс, защита шеи, торса и коленей, ну и, конечно же, перчатки, джерси и штаны.



Положение тела

3.jpg

Тренировки

Рациональная езда

5.jpg

Старт

6.jpg



Гонка в мотокроссе по сути состоит из двух частей - старт и остальная ее часть. Кто первый выиграет Holeshot, имеет наибольшие шансы увидеть клетчатый флаг благодаря хорошему старту. На каждой тренировке старайтесь уделить внимание технике старта.

Позиция на старте уже выбрана, а стартовые ворота подняты. Следующий шаг - это выбор правильной позиции тела. Многих начинающих гонщиков перед стартом можно видеть в передней позиции, так как они ожидают подъема переднего колеса или чего-либо в этом роде, и это не так уж плохо. Но во время внедорожной езды вы постоянно стремитесь к максимальному сцеплению заднего колеса, а для этого нужно отклониться чуть-чуть назад.

Вы свешиваете ноги впереди подножек, но при этом переносите тело немного назад. Таким образом, вы обеспечите себе плавный, уверенный старт вместо того, чтобы буксовать, облегчив заднюю часть мотоцикла.

Другой немаловажный фактор - это правильное использование газа. Во время старта дроссель должен быть открыт достаточно для того, чтобы выехать из стартовых ворот как можно быстрее, примерно между четвертью и половиной. Этот момент нужно отрабатывать долгими тренировками, само оно не придет.

Ускорение и торможение

7.jpg

Ускорение также является одним из наиболее важных элементов мотокросса. Наклоняясь вперед при ускорении и назад при торможении, вы поддерживаете равновесие.

Что касается торможения, то в основном это действие вы будете делать по прямой. Не нужно использовать тормоза слишком агрессивно, если хотите избежать неприятных моментов. При использовании заднего тормоза или переключении передач, ваши ноги должны находиться на подножках по центру стоп.

Также держите по одному пальцу на переднем тормозе и на сцеплении - побольше практики, и это станет для вас привычкой.

Повороты

Good-Body-Position.jpg



Теперь немного поговорим о правильных прохождениях поворотов. В общем, существуют две основные техники. Одна для сухого трека, другая для влажных, сырых условий. Вне зависимости от того, какие условия, всегда держите локти поднятыми - только так вы сможете полностью контролировать мотоцикл. Если ваши локти подняты, вы лучше управляете ситуацией. Обратите внимание, что наиболее быстрые гонщики всегда держат локти поднятыми.

Если вы слишком наклоняетесь вперед, то можете перелететь через руль, в то же время, если вы слишком отклоняетесь назад, переднее колесо может задраться. Так что чем более вязкая земля, тем более параллельно вы должны быть по отношению к мотоциклу. Таким образом, вы достигнете наилучшего сцепления и прекрасно пройдете поворот.

В плоском повороте, с хорошо утрамбованным грунтом, перемещайте свою пятую точку на внешнюю сторону, тем самым препятствуя соскальзыванию заднего колеса и улучшая сцепление резины с сухой поверхностью. Когда вы так делаете, вы перемещаетесь на край мотоцикла, а ваш внешний локоть поднят. Все это делается единым движением. Чем лучше вы будете это делать, тем более уверенно будете себя чувствовать на сухих участках.

Это и есть основные техники поворотов, если вы научитесь их применять, то намного увереннее будете проходить любой поворот.

Колеи

Подъемы

10.jpg



Самая первая вещь, которую стоит запомнить - чем более крутой холм, тем больше стоит наклониться. Очевидно, что сидеть вы не хотите. Вы будете скакать по сиденью, заднее колесо будет прокручиваться, но ускоряться вы не будете. Так что, чем круче холм, тем больше наклон - заднее колесо прижмется само, вам нужно прижать переднее. Как только начнете выравниваться, сядьте и ускоряйтесь. Если переднее колесо отрывается от земли - хорошей идеей будет выжать сцепление и опустить переднее колесо.

Что касается передач, то чем выше передача, тем лучше. Если вы пойдете на слишком низкой передаче, сцепление заднего колеса с землей будет не таким хорошим. Если обороты слишком высокие, вы не будете набирать скорость. Чем выше передача, тем эффективнее вы будете использовать крутящий момент. Подвеска также будет лучше работать, так как на нее нет большой нагрузки. Все вместе это облегчит вам процесс подъема. Чем выше передача, тем проще подняться.

Спуски

11.jpg



Сделайте оттяжку назад и нажмите на задний тормоз, если дела совсем уж плохи. Можете даже газ не отпускать. Не переусердствуйте, но в целом это нагружает заднее колесо, прижимает его к земле, не дает ему подниматься. Вы можете ускоряться и выжать задний тормоз на кочке, это поможет поглотить толчок. Если же выжать только передний тормоз, то облегченное заднее колесо подкинет вверх, и вы перевернетесь. Так что в данной ситуации использование заднего тормоза позволяет вам ускоряться. Эта техника очень простая (если есть опыт), но многие ее не используют, так что это преимущество. Очевидно, вас интересует плавный спуск. Иногда вы можете сделать спуск более плавным, соединив две кочки прыжком.

Всегда смотрите вперед, чтобы продумать все заранее. Каждый раз на трассе все меняется, будь то камень или колея, или еще что. Так что будьте предусмотрительны.

На спусках проще остановиться, используя передний тормоз. Если вы используете только задний, то мотоцикл становится неустойчивым, помните это. Важно также помнить, что на спуске вы будете налегать на передний тормоз больше, чем обычно, но не стоит переусердствовать. Иначе переднее колесо просто выскользнет в сторону. Понести вас может, если вы перестараетесь и с задним тормозом. Чтобы замедлиться, можно использовать и двигатель - так же, как на машине. Переключите передачу на пониженную, отпустите сцепление, и двигатель вас замедлит. Торможение будет более эффективным, если вы используете оба способа.

Прыжки

Наблюдайте

13.jpg



Понаблюдайте на тренировке, как едут быстрые гонщики и постарайтесь проанализировать и понять, как и что они делают. Смотрите за своими любимыми гонщиками по телевизору, тогда вы поймете саму суть гонки и сможете проанализировать прохождение тех или иных элементов. Посмотрите, как они приближаются к старту, как входят в первый поворот, как прыгают, двигаются, совершают обгоны и т.д. Возможно, потребуется нажать кнопку замедленного воспроизведения, чтобы в деталях рассмотреть выполнение того или иного элемента и понять, как гонщик работает своим телом.

Ухаживайте за мотоциклом

14.jpg

После каждой поездки необходимо выполнить плановое техническое обслуживание, чтобы держать ваш мотоцикл всегда в рабочем состоянии. Если вы не профессиональный гонщик и у вас нет своего механика, то все вам придется делать самостоятельно. В первую очередь, мотоцикл должен быть всегда чистым, потому что засохшая грязь приводит к окислению алюминиевых деталей и коррозии железных (например, стальной рамы). Следите за состоянием расходников: цепь и звезды, тормозные колодки, тросики и т.д., воздушным фильтром и давлением в шинах – это залог вашей безопасности и стабильной работы машины в целом.

Отдых, фитнес и питание

Мотокросс - тяжелый вид спорта и утомляет как психологически, так и физически. Если вы видели в документальных фильмах сюжеты о подготовке профессиональных гонщиков, то знаете, что физическая и умственная концентрация имеет жизненно важное значение в мотокроссе. Правильно построенный процесс фитнеса, питания и отдыха помогут вам находиться в хорошей физической форме.

Итого

Никогда не выезжайте на трек без защитной экипировки, не ездите за пределами своих возможностей и занимайтесь с квалифицированным тренером. А если вы хотите чего-то добиться в мотокроссе, то должны уметь слушать, постоянно учиться, много работать и не жалеть себя, тогда будет расти спортивный результат и гонок вы будете получать настоящее удовольствие.

От автора: эта книга - результат десятилетних следований и наблюдений. Их целью было выявить рациональные способы вождения мотоцикла в условиях современных мотокроссов, рассмотреть физиологические и психологические закономерности в деятельности гонщика, определить методы воспитания и развития специальных качеств мотокроссмена.

Изучение результатов соревнований, анализ экспериментов позволили систематизировать имеющиеся познания в этой области и сделать ряд выводов, необходимых для тренировки мотокроссменов. В настоящее время по многим важным вопросам подготовки гонщиков нет единого мнения. Очевидно, и в данной книге есть положения и выводы, которые будут оспариваться. Тем не менее, она поможет найти общий язык между тренерами, спортсменами, специалистами в области мотокроссов, явится отправной платформой для дальнейших дискуссий, позволит выработать четкую терминологию и сравнить эффективность различных методов, их развитие, наконец, зафиксировать современное состояние мотоциклетного кросса.

Книга рассчитана на тренеров, спортсменов, инструкторов, работающих с начинающими и квалифицированными гонщиками. Ее можно ркомендовать и студентам специальных мотоотделений институтов физической культуры и школ тренеров.

Издательство ДОСААФ, Москва, 1970 г.

Особое значение имеет способность спортсмена сохранять нервную энергию во время официальной тренировки. Практика показывает, что во время такой тренировки гонщики часто показывают высокие результаты, идут много кругов в максимальном темпе, пробуют вести борьбу друг с другом и необдуманно растрачивают нервную энергию. Только небольшая часть опытных, уравновешенных спортсменов способна удерживать и сохранять ее запас до соревнований, что дает возможность выступать на более высоком уровне. Чрезмерный расход нервной энергии наблюдается только на ответственных состязаниях с сильным составом участников. На других же соревнованиях, где соперники слабее, этого не происходит, и гонщик может совершенствоваться, экспериментировать, не боясь нервной усталости.

Читайте также: