Транцевые плиты на катер своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

привет всем есть-ли у кого опыт по установке транцевых плит,лодка казанка 5-м двигатель нептун-23.Зарание спосибо.

дед Егор

А зачем? Нет смысла имхо туда их ставить. на скорость сильно влияет. в худшую сторону. Да и выравнивать 5ю казанку. не знаю. Придавить для более быстрого выхода на глиссер. мотор слабоват. Ни чего не даст имхо. А на другие лодки ставили.

ВАГОН

Ветеран

Снегоходчик 86

Старожил

привет всем есть-ли у кого опыт по установке транцевых плит,лодка казанка 5-м двигатель нептун-23.Зарание спосибо.

Ximea

Ветеран

Есть хохляцкий форум, на котором тамошние мотолодочники в деталях обсуждают как из Казанки сделать Формулу-1 на воде. URL где-то в архиве этого форума. Почитай, много, кстати, интересного.

Старожил

Комплект с установкой будет дороже чем лодка и двигатель.
Абсурд мягко говоря. Может если самодельные с ножным приводом.

Джокер

Вредный тип

Я на скоростную лодку с двигателем 250 л.с. принял решение ставить этот девайс лишь после того, как уперся в необходимость такой доработки. Сейчас бы уже не ставил, а решил бы вопрос иначе. Очень спорная это приблуда.

Старожил


Согласен. Но тем кто часто использует минимальный глиссер, это в помогает не сползать вниз на более меньшей скорости. Тоесть хочу сказать что минимальный глиссер становится более устойчивым и экономичным.
Для маленьких и средних лодок этого не нужно, и для суперскорости тоже(хотя в этом вопросе быват много решений)
Меня больше впечатлили итерцепторы. Две пластинки опускаются вертикально вниз сами регулирут, с выключением зажигания задвигаются и ничего не мешает. И очень сильно дают гидродинамический подъем задней части.
Без них минимальный устойчивый глиссер в районе 40 км, а с ними 30 -32 км.
Если грубо то на 20% улучшается гидродинамический подъем, и всхожесть на условный вал. Но все это показательно для больших круизеров, где разница оборотов дает ощутимую добавку автономности плавания, и эксплуатационных расходов соответственно. А вариант с Казанкой таких вопросов при эксплуатации не ставит, там изначально нет таких задач, а вот на максималку повлияет точно площадь поверхности то увеличивается.

Сергей Питер

Участник

ИМХО, намного разумней будет установить крыло на антикавитационную плиту. Цена-копейки по сравнению с плитами. Реально помогает выходить на глисс с маленьким мотором( маловато для Казани 23 л.с, даже без пива )Поискать можно на Баджер.ру или в магазах поспрошать.

Новенький

привет всем есть-ли у кого опыт по установке транцевых плит,лодка казанка 5-м двигатель нептун-23.Зарание спосибо.

Новенький

Всем большое спосибо(кроме некоторых) очень рад вашим окликам.Покупать впринципе не чего не собирался привык делать всё сам,проско гдето услышал загорелся и решил спросить сначало у людей с опытом веть нас-же много ещё раз блогадорю.МЕНЯ РАНЬШЕ ЗВАЛИ Т-134

Bonus

Активный участник

привет всем есть-ли у кого опыт по установке транцевых плит,лодка казанка 5-м двигатель нептун-23.Зарание спосибо.

На эту лодку при такой мощности мотора они на фиг не нужны.

На плокодонки(типа Казанки 5м) ставят крыло на антикавитационную плиту для устранения дельфинирования при установке тяжелого мотора избыточной мощности, например, 60 лс, 105 кг.

В других случаях, установка плит потянет за собой уменьшение максимальной сорости и увеличение расхода топлива.

А оно тебе надо?

provokator

Ветеран

На плокодонки(типа Казанки 5м) ставят крыло на антикавитационную плиту для устранения дельфинирования при установке тяжелого мотора избыточной мощности, например, 60 лс, 105 кг.

У нас на коз 5м4 ставят 60 без проблем,у нас стоят ямы 55 в реке не наблюдаеться дельфинирования,единственное усиливаем транец но думаю скорее для само успокоения.

Вложения

05.jpg

Всегда прав
Ветеран

Вложения

S3010100.jpg

S3010098.jpg

S3010096.jpg

Ветеран

Добавить про плиты, все верно описано, да глубокое V и катера размеры более, но бывают неправильные загрузки груза, даже как вариант, из лишнее выпитое спиртное рыбачков, грузишь, где упал. На V наступает крен в ту или иную сторону. Каждая плита управляется своей кнопкой, опуская одну из плит, на ходу, ты ставишь катер в нормальное положение. Катер 7,5 метра, мотор 225 л.с. 4-х тактный.

Palex

Участник

плиты ставил на Сарепту с 50 4-т, дельфинировала, зараза! А на к5м4 этот же мотор вызывал только положительные эмоции. Саможелки, вот фото - решил проблему на раз

Вложения

s2.jpg

ПИРАТ

Новенький

плиты ставил на Сарепту с 50 4-т, дельфинировала, зараза! А на к5м4 этот же мотор вызывал только положительные эмоции. Саможелки, вот фото - решил проблему на раз

Ставил клиенту комплект М80 на Крым с 30 ямахой со слов хозяина тазик за счет гребешков на крыле
стал рулить как по рельсам также у нево пропали прорблемы с мелководьем опускаю говорит на всю
и вперет про крен не говорю разумеется. Насчет сделай сам - не проблема т. кариб испод правово переднево крыла выдераеш электро-гидрро насос гидро подема подвески (на 90%) она всеровно не
пашет 1 L токарю и ты литиш а двигло ты всеровно смениш .а крылья будутю r.s рус 2.

Diero

Старожил
Ветеран

BOris

Ветеран

На таком комплекте _лодка казанка 5-м двигатель нептун-23_ необходимость в транцевых плитах определенно есть. Слишком слаб движок и при выходе на глисс транцевые плиты конечно же помогут. Потери в скорости будут 1-2км/ч.
Могу предложить наиболее простой способ помочь такому несбалансированному комплекту выйти на глисс: это гидрокрылья на антикавитационную плиту мотора. Проще монтировать.

Типа таких. Сам пробовал. Помогают реально при выходе на глисс и от дельфинирования.

ховеркрафт

Старожил

Валери

Активный участник

Для дифферентовки есть гидротримм на двигателе. Плиты и би-ти-эс только для выравнивания крена на ходу. Только больной на голову может корму вытаскивать, создавая дополнительное сопротивление встречному потоку цепторами или плитами (имея на двигателе гидроподъемник, естественно). Плитами пользовались в стародревние времена, когда на вихрях с нептунами о понятии гидротримм и не слышали.
А для креновки (лично мое мнение) - цепторы (автомат) рулят.
У меня на служебном катере очень развитая рубка, что при глиссировании, приводило к достаточно-сильному крену на наветренный борт. Без интерцепторов было просто невозможно ехать, так как катер так ударялся об волну скулой, что позвоночник в трусы осыпался и эмаль на зубах трескалась. Сейчас все гуд.
Несомненный плюс цепторов - компактность и простота монтажа, пратически на любой корпус. Из минусов - сетки цепляют, если забудешь убрать вовремя.

Валери

Активный участник

Вот мнение специалиста - инженера-кораблестроителя и, по совместительству, администратора форума электронной версии журнала "Катера и яхты")


Так. Пошло перепихалово.
Повторяю: любое гидродинамическое устройство работает при любых скоростях, но с различной эффективностью. Эффективность интерцепторов и плит примерно одинакова во всем скоростном диапазоне. Эффективность интерцепторов при выходе на глиссирование подтверждена и исследрваниями (ЦНИИ Крылова), и практикой. Плиты в водоизмещающем режиме не рботают. Плиты опускаются на те же миллиметры, но имеют на порядки бОльшую смоченную площадь, что повышает сопротивление. Преимущество плит в их "очевидности", возможности выставить вручную. Интерцептор тоже можно, но таких "ручных" систем в магазинах пока не продается. Продаются электрические, дорогие, но на эффективность их работы это не влияет. Посадку лодки лучше выставлять статически, без всяких плит и интерцепторов, а использовать их только от нехорошей жизни, если центровка меняется по ходу пьесы или мешает жить реактивный момент винта.
Мне приходилось кататься и с плитами, и интерцепторами. В реальной жизни они работают одинаково, но система управления интерцепторами QL лично мне понравилась больше -- устроена логичнее.

Собственно, о чем я и говорил. Поклажу в лодке нужно, еще у берега, правильно расставлять, а не плитами с цепторами потом ее выравнивать

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.

Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.

Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец .

Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).


Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища (рис. 252). С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты. Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

Существуют конструкции, позволяющие изменять отклонение транцевых плит на ходу катера.

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминиевого угольника и пластины (рис. 253). Угольник 1 приклепывают к транцу лодки.


К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2, угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине а = 150 мм, размер Ь = 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм, Ь = 120 мм.

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор (рис. 254) выполняется в виде винтовой тяги — талрепа. Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1 /4— 1 /5 ширины корпуса по скуле.



Если мотор слишком мощный.


Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель. Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита (рис. 256, а) увеличенной площади или плавники (рис. 256, б), закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин (рис. 256, в и г). Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает.

Транцевые плиты и гидрокрылья. Улучшаем ход судна…

Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что транцевые плиты и гидрокрылья нужны катерам только в том случае, если судно не правильно настроено. Такое возможно и было верным лет двадцать тому назад, когда еще на сцене не появились легкие и прочные килеватые корпуса, однако и в наши дни транцевые плиты своим присутствием на борту способны принести пользу.

Хотя разнообразие конструкций транцевых плит и моделей гидрокрыльев весьма велико, принцип их действия практически одинаков…

Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу…

Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру.

Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате Вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа.

Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся.

Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.

Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.

Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.

Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.

Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.

Конструкции транцевых плит

Сегодня для изменения положения плит используются два основных типа толкателей – электрогидравлические и электромеханические. Существующие электрогидравлические системы состоят из гидравлического привода, в основном использующего 12-вольтовый реверсивный мотор для приведения в действие небольшого насоса высокого давления, и из масляного резервуара в замкнутом корпусе, который крепится изнутри к транцу поближе к плитам.

Короткие шланги от насоса проходят к подвижной раме, часто через отверстия в опорной раме и через непременно высверливаемые в транце отверстия. Это означает, что у системы отсутствуют длинные внешние шланги, которые могут цепляться и собирать грязь. Направление вращения электромотора управляется переключателем с приборной панели судоводителя. Соленоиды на моторе управляют включением цепей высокого напряжения, поэтому к переключателю на приборной доске подведены сравнительно тонкие быстросъемные провода.

Размер транцевых плит должен соответствовать параметрам судна, характеристикам двигателя и целям, которых вы стремитесь достигнуть с плитами. Практика же говорит, что для среднего случая и для плиты длиной 230 мм (9 дюймов) от стенки транца до обреза плиты, ширина этой плиты должна составлять примерно 1/12 длины лодки.

Основным различием гидравлических и электрических систем является их прочность. Электрические транцевые плиты установить проще, хотя бы потому, что электромотор находится внутри толкателя. Если же уплотнения не справятся, то вода зальет толкатель. В гидравлических же системах приводной мотор располагается внутри лодки, что обеспечивает их сравнительно большую долговечность, благодаря чему они служат не менее 15 лет.

Вразрез с распространенным убеждением, нейтральное положение установленных на транце выравнивающих плит находится не в одной плоскости с поверхностью глиссирования, а является слегка приподнятым, когда плиты не препятствуют свободному выходу из-под кормы лодки потока воды. Являясь продолжением днища лодки, опущенные транцевые плиты неизбежно будут создавать подъемный эффект. Под полностью поднятыми плитами должен свободно проходить воздух, и только в таком случае плиты не будут действовать, и корпус лодки перестанет испытывать их влияние.

Положением плиты управляет газонаполненный толкатель, установленный между транцем и плитой. Как наполненная газом пружина, распрямляющаяся без нагрузки, толкатель на стоянке или на малых скоростях движения отклоняет плиты вниз, а при возрастании скорости и давления набегающего потока воды, соответственно, — плита давит на толкатель, и он подается.

Когда лодка уменьшит скорость, толкатель снова выдвинется, опуская плиты. Как просто!

Хотя обе системы созданы для самостоятельного принятия решений, они весьма существенно отличаются по принципу действия и несопоставимы по цене.

Гидрокрылья
Если Вы не считаете, что транцевые плиты нужны вашей лодке, тогда возможно Вашему приводу на корме или подвесному мотору пригодится гидрокрыло.

При меньших затратах гидрокрыло помогает судоводителю удерживать лодку в режиме глиссирования на меньших скоростях движения. Если же вдруг обнаружится, что лодка склонна подпрыгивать на волнах, то гидрокрыло стабилизирует положение подвесного мотора и, позволит удержать нос лодки опущенным.

Кроме того, гидрокрыло снижает кавитацию винта. В то же время, поскольку в большинстве случаев гидрокрыло полностью находится в воде, оно добавляет трения о воду, слегка уменьшая максимальную скорость, с которой может двигаться лодка.

По материалам сайта Propeller Magazine.
Перевод Павла Дмитриева

Транцевые плиты

Глиссирующие катера с малой относительной длиной (L/b ≤ 3) в переходном режиме движения имеют чрезмерный ходовой дифферент, значительно увеличивающий сопротивление. Отгиб днища вниз в кормовой части позволяет существенно уменьшить угол дифферента и, соответственно, сопротивление в переходном режиме.

Однако с увеличением скорости и переходе на движение в режиме глиссирования отгиб днища приводит к тому, что дифферент становится меньше оптимального, который (в зависимости от килеватости и формы днища) должен составлять 3,5-5°. Уменьшение дифферента означает резкое возрастание смоченной поверхности и, как следствие, увеличение сопротивления трения.

Поскольку каждой скорости соответствует свое, определенное значение угла дифферента, лучше использовать не фиксированный отгиб днища, а управляемые транцевые плиты , которые могут располагаться под наиболее выгодным для каждого режима движения углом.

Такие плиты являются наиболее эффективным средством регулировки дифферента на ходу. Они представляют собой две пластины, прикрепленные к транцу на шарнирах и являющиеся как бы продолжением днища ( рис. 95 ).

Рис. 95. Принцип действия транцевой плиты.

Эти пластины можно отклонять вниз на небольшой угол α и тем самым создавать на них гидродинамическое давление, результирующая сила которого А направлена вверх перпендикулярно плоскости плиты. Эта сила пропорциональна квадрату скорости, а ее вертикальная составляющая D стремится поднять корму лодки, уменьшая угол дифферента. Сила сопротивления плит R, как правило, незначительна.

Простейшие транцевые плиты нетрудно сделать из алюминиевого уголка и пластины ( рис. 96 ).

Рис. 96. Конструкция простейшей транцевой плиты.

Уголок 1 приклепывается к транцу лодки. К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2, угол изгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине а = 150 мм, размер b = 75 мм.

В качестве примера эффективности установки транцевых пластин можно привести следующие данные.

Рис. 97. Транцевые плиты.
1 - талрепы; 2 - обушки; 3 - штыри; 4 - шарниры.

На практике заранее не выбирают какой-либо определенный угол установки транцевых плит, а находят его опытным путем в процессе оптимизации дифферента и замеров скорости. Во время такой доводки точные результаты можно получить с использованием тахометра. Например, если частота вращения двигателя увеличилась без изменения положения дроссельной заслонки, то это говорит о том, что найденный угол установки плит оказался эффективным.

Конструкции транцевых плит

К настоящему времени известно несколько конструкций управляемых транцевых плит , привод которых может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим ( рис. 98 ). Подробнее.

Существует расхожее выражение "Я признаю только две скорости - троллинг и полный газ!" После установки транцевых плит у Вас появится еще один режим скорости - "скорость устойчивого глиссирования".

Положительные аспекты от установки транцевых плит:

Принцип работы и эффективность

Транцевые плиты обычно состоят из двух регулируемых стальных пластин, устанавливаемых на транце судна. Положение пластин изменяется с помощью гидравлических патронов, которые могут поднимать и опускать пластины по команде судоводителя.

Представьте себе элероны и закрылки у самолета. Транцевые плиты обеспечивают такой же эффект для катера. Они увеличивают подъемную силу, что помогает компенсировать потерю скорости, неправильное распределение груза и состояние поверхности водоема. Когда плиты опущены, набегающий поток воды создает подъемную силу, поднимающую корму и тем самым уменьшающую трение движения корпуса катера в воде. Подъемная сила возрастает с увеличением площади пластины, угла ее наклона и скорости движения судна.

Выход на глиссирование

Для того чтобы выйти на глиссирование быстрее, водители катеров часто просят пассажиров перейти в переднюю часть судна. Получая дополнительную подъемную силу от транцевых плит, катер потратит меньше времени для выхода на глиссирование. При этом двигатель будет меньше загружен, меньше будет расходоваться топлива, а пассажиры смогут сидеть там, где им больше нравится.

Средство управления

Поскольку транцевые плиты устанавливаются по обе стороны кормы судна и могут отклоняться независимо, поперечным выравниванием катера можно управлять наклонением пластин на разный угол. Такое независимое управление пластинами позволяет исключительно эффективно выравнивать движение неравномерно загруженного небольшого катера.

Перевозка катера с транцевыми плитами

Эффект от работы транцевых плит небольшие катера ощущают значительно сильнее, чем крупные суда. Быстроходные катера с большим шагом винта могут использовать выравнивающие плиты для повышения скорости и устойчивости движения.

При буксировке одного или нескольких воднолыжников, выравнивающие пластины обеспечат более быстрый ход катеру без необходимости повышения мощности мотора.

На что нужно обращать внимание при покупке?

Наиболее распространенная ошибка - приобретение транцевых плит меньшего, чем нужно, размера. Если пластина имеет недостаточную площадь, ее придется сильнее наклонять, чтобы добиться желаемого подъемного эффекта. Поэтому следует помнить: чем больше поверхность пластины, тем большую подъемную силу она создает при меньшем сопротивлении движению.

Так что в рамочку можно обвести следующее правило: Чем больше площадь пластин, тем она эффективнее.

Установка транцевых плит

Для эффективной работы транцевых плит исключительно важна их правильная установка. В месте установки на транце пластина должна образовывать между транцевой доской и днищем судна букву "V". Для наилучшей поперечной управляемости, выравнивающие пластины следует устанавливать не ближе 10 см от кромки соединения днища и борта по направлению к килю.

При наличии встроенного двигателя, для размещения транцевых плит может быть использовано все пространство от борта до киля, если можно будет проложить ровную поверхность и, установке плит не будут препятствовать направляющие на днище.

На небольшие клепки и ребра пластина может налегать сверху. На катерах, приводимых в движение подвесными или встроенными моторами, необходимо обеспечить не менее 20 см зазора между плитами и дейдвудом двигателя, чтобы струи воды, созданные пластинами, не ухудшили работу винта.


Используйте возможностей транцевых плит полностью
К выравнивающим плитам на рынке имеется множество приспособлений, служащих повышению эффективности их работы. Хотя они и могут быть недешевы, некоторые их этих устройств не только упрощают управление транцевыми плитами, но и способны экономить Ваши деньги.

Читайте также: