Традиции в воспитании как средство сделать жизнь детей разнообразной и радостной

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Начало XXI века ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. В результате изменения социально-экономических условий происходит переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Как средство преодоления этого, в настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитание детей и на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, обще-образовательной школе, а также в высших учебных заведениях. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ народных традиций, является важнейшей задачей современной педагогической науки.

Объект изучения – духовно-нравственное воспитание ребенка в семье.

Предмет изучения - народные традиции и обычаи, как средства формирования нравственных качеств детей в семье.

Цель - показать, что народные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть систему духовно-нравственного воспитания;
  2. Изучить методы и приемы воспитания нравственности;
  3. Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье;
  4. Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций родителям по приобщению дошкольников к народным традициям и обычаям. Предлагаемые методические рекомендации, могут использоваться в воспитательной работе дошкольных учреждений, при проведении педагогических советов и родительских собраний.

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1. Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

Фундаментальные исследования М. Мид, И.С. Кон, Ю.Б. Бромлей, С.М. Лурье и другие оказывали определяющее влияние на развитие науки, изучающей мир детства, её воспитание, развитие и формирование в разных социальных институтах, факторы народной педагогики во многих странах.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [28].

Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, присущих общности людей - нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям [29].

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях, замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [29].

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [12].

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  1. Мотивационно-побудительный;
  2. Эмоционально-чувственный;
  3. Рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Что же такое потребность вообще? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [3].

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

  1. Родители должны осознавать важность этой задачи.
  2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
  3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Родители вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От занятий к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.


Мы живём в информационном обществе в состоянии всеобщей компьютеризации. Огромную роль для его становления сыграла глобализация. Процессы глобализации имеют свои позитивные и негативные стороны. Не обсуждая в данной статье положительные стороны современного общества, остановимся на некоторых нежелательных процессах, которые разворачиваются в виду отрыва человека от своих корней, размывания ценностных ориентаций, потери национального самосознания. Заострим внимание на роли национальных традиций в формировании полноценной личности. Для русского человека — это русские традиции, поэтому русские традиции для детей в России являются той основой, на которой должен строиться воспитательный процесс.

Опасность отхода от русских традиций в воспитании

В современной социокультурной ситуации наблюдаются тревожные тенденции, содержащие опасность для будущего человечества. Не отрицая ряд позитивных моментов, связанных с распространением новейших информационных технологий, следует отметить, что информационное общество, цивилизация всеобщей компьютеризации представляет собой общество, в котором утверждается расчеловечивание. Виртуальный компьютерный мир, в который погружается ребёнок, когда он не контролируется взрослыми, лишает его живого общения с другими людьми и общения с природой, нарушает естественное становление эмоциональной сферы, препятствует духовно-нравственному становлению личности. Подрастая, деформированный компьютерной средой молодой человек уже сознательно предпочитает жизнь в виртуальной среде нормальному человеческому общению, теряет способность к выстраиванию здоровых отношений, созданию полноценной семьи.

Русские традиции для детей

Кроме того, сформированная в виртуальной среде личность тонет в потоках разнообразной информации, дезориентирована и дезорганизована, так как в процессе своего развития идивид был оторван от национальных корней, практически был оторван от своей семьи, был лишён нравственных ориентиров. Он целиком и полностью доверяет интернету. Таким человеком легко манипулировать, в том числе с помощью соцсетей. Он или аморфен, или становится радикалом с непредсказуемым сознанием и поведением. В первом случае он, скорее опасен только для самого себя, так как не реализуется как личность и как обыкновенный человек, из-за низкой степени социализации. Во втором же случае он может быть крайне опасен для общества, по той же причине, ввиду отсутствия нормальной социализации. И тут общество получает Брейвика в Норвегии, или Тарранта в Новой Зеландии. Причём, это люди, отстаивающие определённую идеологию, активно защищающие национальные интересы в том виде как они их понимают. Но воспитанные интернетом, они ущербны, а их активная позиция крайне опасна для общества: они становятся пособниками зла, сеют разрушение, совершают массовые убийства. Профилактикой такого поведения является воспитание молодого поколения на основе национальных традиций, пропаганда русских традиций для детей, начиная с раннего возраста. И тогда молодой человек не будет теряться в информационном пространстве, а из компьютерных технологий будет извлекать пользу а не вред.

Основы формирования личности закладываются в раннем детстве, а в процессе взросления человека происходит дальнейшее развитие личностных качеств. В детском возрасте закладывается базовая система ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, вырабатывается нравственно-патриотическая позиция. Человек учится различению добра и зла, постижению правды, у него развиваются чувства милосердия и сострадания. Приобщение к русским традициям особенно способствует формированию указанных качеств, так как русская культура, русская цивилизация имеет нравственное содержание и духовно-нравственный стержень. Каждый день в детстве и юношестве без живого общения скажется в будущем различными психологическими проблемами, а жизнь русского человека без опоры на русские традиции, делает его неустойчивым и беззащитным перед многими информационными атаками, которые всё чаще и чаще случаются в современном информационном пространстве.

Русские традиции для детей 1

Русские традиции для детей 2

Приобщение к русским традициям: способы

Способы приобщения к русским традициям просты: знакомство с фольклором (сказками, пословицами, поговорками, песнями) и историей русского народа, изучение основных событий русской истории и культуры. Большое значение имеют занятия различными формами народного творчества: декоративно-прикладным, песенным, танцевальным. Особенно активно приобщение к русским традициям происходит при проведении и участии в традиционных народных праздниках: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и др. Воспитателям и педагогам следует прививать подрастающему поколению уважение к старшим, к своей семье, к труду, к людям труда, проводить духовно-нравственное воспитание, в котором огромную роль играет православная религия и сформированная на её основе русская литература. Самое главное, что в процессе приобщения к русским традициям должны участвовать все образовательно-воспитательные учреждения нашей страны: и детские сады, и школы, и профессиональные образовательные учреждения и, конечно же семья и другие общественные институты. А осуществлять эту деятельность следует с любовью к детям и к культуре своей страны.

Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этноса, обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания детей . Целью данной работы является выявление роли народных традиций в воспитании детей в ДОУ.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушкова Н.А.

Детское фольклорное воспитание - фактор сохранения и преемственности национальных культурных традиций

Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений

Воспитание детей на основе казачьих традиций (на примере работы центров казачьей культуры Кемеровской области)

РОЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этноса, обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания детей. Целью данной работы является выявление роли народных традиций в воспитании детей в ДОУ.

Ключевые слова: традиция, воспитание, дети, детские образовательные учреждения.

ROLE OF NATIONAL TRADITIONS IN EDUCATION OF CHILDREN IN CHILD CARE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract. National traditions represent the major factor providing organizing action and individualization of ethnos, provide special psychological environment, acting as the most important educational tool of children. The purpose of this work is identification of a role of national traditions in education of children in preschool educational institution.

Key words: tradition, education, children, child care educational institutions.

Воспитание, обучение, формирование культуры поколений являются показателями культурного единства и должны рассматриваться в более широком социокультурном контексте. Воспитание на всех возрастных ступенях развития

человека обеспечивает механизм культурогенеза, реализуя способность активно взаимодействовать со всеми типами и видами культурной среды. Основу культурного наследия различных исторических эпох составляют традиции и ценности коллективного опыта, социальные установки общества [1, с 7].

Известно, что каждый ребенок усваивает культуру своего народа в процессе социализации и инкультурации. В детстве он безоценочно воспринимает межличностные отношения, ценности, богатство родного языка. Личность ребенка формируется не только в специально созданных условиях, но и под воздействием окружающей среды: традиций, обычаев, обрядов, фольклора, праздников и т.д. [4, с.32].

Традиция- это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, ритуалы, обряды и обычаи [5, с.54].В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, идеалы, отношения, взаимоотношения. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления о личности, развитие которой должно осуществляться рамках триады: доброта, трудолюбие, ум.

В воспитании значительное влияние имеет преемственность поколений. Чем глубже и теснее эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Традиции - это осознание принадлежности к своим корням.

Значение народных традиций в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач - сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, уникальны, их потеря невосполнима. Народные традиции, обычаи, социально-этические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них уважение к своему народу. Для достижения лучшего результата необходимо создать такие условия, которые предоставят детям возможность погрузиться в мир традиционного русского быта, русской культуры в целом.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

В детских садах в Яшкино и Яшкинском районе было проведено исследование на предмет использования в программах дошкольных образовательных учреждений элементов традиционного воспитания детей. Результаты исследования показали следующее.

Образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной

Во всех вышеперечисленных программах пгт. Яшкино и Яшкинского района мало внимания уделяется или не уделяется совсем знакомству с традиционной культурой, фольклором,

Существует множество программ с элементами детского музыкального

фольклора, декоративно-прикладного творчества. Необходимо в программы

детских образовательных учреждений внедрять элементы народного фольклора,

традиционной культуры, способствующих развитию творческих способностей детей.

1. Ануфриева Н.И. Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта: автореф. дис. . д-ра пед. наук: (13.00.02) - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 61 с.

2. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову. Избр. произведения. - М., 1946.

3. Гришина А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании //Дошкольное воспитание. - 2012. - №4.

4. Кириченко С.Н. Этнокультурный диалог в образовательном процессе //Дополнительное образование - 2002. - № 3.

Если мы вспоминаем свое детство, какие моменты первыми приходят в голову? Иногда что-то особенное, а иногда просто ежедневные совместные дела. Семейные праздники, традиционные выезды на рыбалку или в лес, совместное наряжание елки, замешивание теста для знаменитых бабушкиных пирожков или выковыривание косточек из вишен для варенья. Семейные традиции греют наши души воспоминаниями, когда мы вырастаем. Давайте поговорим, почему так важно иметь в семье установленные правила, ритуалы и хорошие привычки.

Семейные традиции – это вовсе не какие-то старинные обряды вроде хороводов на День Ивана Купала, которые водили наши прапрабабушки. На самом деле, это просто привычки, принятые в кругу конкретной семьи. Например, если вы каждый вечер рассказываете ребенку сказку перед сном, это уже можно считать семейной традицией.

Если в семье принято праздновать какую-то особенную дату, навещать друзей или родственников 30 декабря, если бабушка обязательно дарит всем вязаные свитера на Новый год, а мама печет Тот Самый Торт на день рождения – все это тоже относится к семейным традициям. Да, иногда мы закатываем глаза, пряча пятнадцатый свитер с оленями подальше в шкаф, но все же чувствуем бабушкину любовь и заботу.


Ощущение спокойствия и защищённости

Психологи говорят, что семейные традиции, какими бы они ни были, важны для ощущения спокойствия всех членов семьи. Мы понимаем, что мы не одни, что в семье все хорошо, ничто не выходит за рамки уютной жизни. Особенно восприимчивы к ритуалам дети. Уже с юного возраста ребенок впитывает привычки родителей, наблюдает за ними и формирует собственное отношение к жизни и семье.

Совместные вечерние посиделки и обмен новостями дня, выезды в кафе, на каток, в кино или магазины по субботам, даже помощь друг другу в домашних делах – все это дает ребенку чувство защищенности. Именно такие, на первый взгляд, незначительные моменты вспоминаются с нежностью во взрослом возрасте. Мы гордимся своими родителями чаще всего не потому, что они спасают мир от инопланетных захватчиков (хотя всякое, конечно, бывает), а потому, что мама учила нас варить картошку, а папа помогал строить снежную крепость.





Примеры интересных семейных традиций


Итак, примеры интересных семейных традиций:

Развитие чувства ответственности и важности

Когда ребенок участвует в семейных ритуалах, это помогает ему почувствовать себя полноценной частью семьи. Поэтому очень важно распределять обязанности на всех. Даже если это совсем маленькое дело, пусть каждый поучаствует в нем посильно.






Семейные традиции, их воспитательное значение для семьи в воспитании детей

Темерова Светлана

Семейные традиции, их воспитательное значение для семьи в воспитании детей

Воспитание ребенка — это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Не последнее место в воспитании занимает семья. Семья, то место, где ребенок родился, рос, сделал свои первые шаги, где он окружен любовью и заботой. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться.

Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно со временем они меняются, как и весь мир,но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но если праздник сводится к застолью и выпивке, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так.

Традициинесут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью.

Какими бывают семейные традиции?

Семейные традиции – это крепкая семья, ведь ничего лучше не объединяет всех членов семьи, чем добрые, хорошие традиции, вместе с которыми взрослые и дети получают заряд положительной энергии.

1. Совместные завтраки, обеды, ужины

Не обязательно собираться за столом всей семьей каждый раз, когда пора поесть. Пусть это будет завтрак или ужин, когда родители и дети, сидя за одним столом будут обсуждать планируемые события, или то, что произошло за день.

2. Утренняя зарядка

дома всей
семьей.
3. Совместный отдых

Сезонные пикники или походы, дачные работы с обязательным отдыхом после, велосипедные прогулки, катания на коньках, санках, роликах, посещение выставок, спектаклей, концертов, рыбалка,выезды на моря и озера, к бабушке, в другой город на выходные. Что угодно, главное, чтобы было весело и интересно, а главное – вместе.

3. Личные семейные праздники

Годовщина свадьбы, дня, когда папа и мама встретились, дни рождения, крестины. Все это должно непременно помниться и праздноваться в семейном кругу. Рассказы о том, где и как познакомились дедушка с бабушкой, станут интересным фактом, а может, даже и легендой для следующих поколений.

4. Украшение дома

Новый год, Рождество, 8 марта, 23 февраля и множество других праздников еще больше сблизят членов семьи, если к этим праздникам подойти с умом и, воспользовавшись поводом, проявить все свои творческие навыки.

6. Покупки всей семьей

Такое банальное дело, как покупка продуктов и необходимых предметов быта, можно превратить в настоящее событие, если в нем примут участие все члены семьи. Главное – контролировать запросы детей и заранее предупредить их о необходимости вести себя хорошо.

Для того, чтобы дети приучались к труду и умели быть самостоятельными, родителям необходимо проявлять внимание к этому важному аспекту. Совместный проект очень сближает детей и родителей.

8. Ведение семейных альбомов

Для ведения хроники вашей семейной жизни всего то и надо, что фотоаппарат, альбом и повод для хорошей семейной фотографии. Поводы можно создавать самим или ловить случайные красивые моменты. Главное, чтобы Вы и ваши родные помнили эти моменты и дорожили ими.

Духовно-нравственное воспитание детей

Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитаниятребуется правильная иерархия: отец — мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я.

У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии. Начнем с того, что у ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

. В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало
воспитания. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Мы воспитываем в своих детях чувство ответственности, в первую очередь мы даём возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.
Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.

Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Каким дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Большинство женщин тоже на работе. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья?Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей.

… Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни)

– тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.

Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи — мы постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромность, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой, В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Формирование традиций

Что делать, если традиции не сформированы? Нужно ли их придумать и поддерживать? Конечно! Традиции сближают, делают атмосферу в семье теплее, дают ощущение надежного тыла. Дети воспринимают жизнь в более оптимистичном ключе, если в семье много разнообразных ритуалов, в которых участвуют все. Ощущение безмятежности и спокойствия, полученное в детстве, человек хранит и во взрослой жизни.





Семейные традиции в России


В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

Мы особенные

А если вы хотите, чтобы у вашей семьи были совсем особенные традиции, придумайте собственные праздники. Не увлекайтесь, пусть это будет всего один или два варианта, но относитесь к ним серьезно и всегда обязательно отмечайте большим семейным обедом с тортом на десерт. Может быть, это будет день рождения семьи, день знакомства родителей или что-то еще. Главное – это только ваше событие, связывающее всех причастных к нему особыми нитями.

Семья – это самое важное в жизни человека. А традиции делают семьи крепче. Поэтому не отмахивайтесь от них, храните и развивайте. Только так вы станете ближе друг к другу.


Как создавать и прививать новые традиции

Раньше почти все значимые обычаи передавались из поколения в поколение. Сейчас такое встречается реже. Однако помнить традиции своей семьи и прививать их в собственном браке не менее важно. Правда, на этой почве у супругов могут возникнуть противоречия. Если в вашей семье делали так, а в семье мужа иначе, лучше мирно договориться или придумать новую традицию. Если вопрос принципиален, объясните членам семьи почему это так важно для вас. Ведь некоторые обычаи — это еще и память рода, дань уважения предкам.

Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общественно исторического опыта человечества в процессе предметно практической деятельности. Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания.

Такой памятью выступают, прежде всего, духовные ценности, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем, еще К.Д.Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

“У каждого народа, - писал К.Д.Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.

В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх.

Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

Вопросы особенности воспитания детей в народных традициях интересовали просветителей, педагогов во все времена.

Так, основатель педагогики, “отец педагогической науки” Я.А.Коменский уже в своей первой работе “Сокровища чешского языка” проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, записывает чешские пословицы.

В его лучших произведениях – “Мудрость старых чехов”, “Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году” и других – выражается глубокое уважение к педагогической культуре народа. Из неё он черпал идеи о воспитании.

Подчеркивая важность обучения детей на родном языке, Я.А.Коменский указывал на необходимость вооружения знаниями, связанными с жизнью народа.

Осмыслив народные традиции воспитания, великий педагог – гуманист включил их в свою педагогическую систему.

От Я.А.Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 начала 20 века проложил путь К.Д.Ушинский.

Этнические проблемы воспитания имели продолжение и в советский период, поддерживаемые Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко.

Этнопедагогика, традиции, народная культура, являются связующей нитью между поколениями, между школой и жизнью.

Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека.

Важнейшее в воспитании детей – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом и т.п.

Многие народные пословицы учат молодежь быть бережливыми, трудолюбивыми: “Хлеб натопчешь, – бог накажет, – земля проглотит”. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, к ее плодам, результатам труда человека, - чувство, присущее каждому народу.

В воспитании большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для воспитания детей. Укрепление преемственности поколений происходит на вековых гуманистических традициях народа. А традиции – это все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения).

Традиции - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий принцип народного воспитания.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности современного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: “ум”, “доброта”, “трудолюбие”.

Народное воспитание имеет свою основу в опыте и сложившихся традициях. Народный воспитатель все это делал и делает в процессе практической деятельности, поучая или показывая (“Делай как я”).

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убивали в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Поэтому народные традиции, обычаи, социально-этической нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. Народные традиции представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие и индивидуализацию этнического общества. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

Высокая эффективность народной педагогики – в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной школы.

Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

В народной традиции ведущее место занимает подготовка к труду и выбору жизненного пути.

С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

В настоящее время утрачены в большинстве своем традиционные виды деятельности.

В России, однако, в некоторых местах: в поселках, деревнях – есть необыкновенные островки жизни, где сохранились крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды. Гений народа создал свою культуру, собственную, неповторимую. Памятью об этой культуре еще будет воспитываться не одно поколение современных людей, всегда черпая из неё вдохновение, радость творчества.

Информация о минувшем, заложенная в наследии, представляет не только познавательный интерес, она, как генетический код, во многом предопределяет грядущее.

В среде, порождаемой человеком, живут два начала. Одно вызвано необходимостью удовлетворить нужды физического бытия человека, - это область цивилизации. Второе – духовное начало, - область собственно культуры, сохранившая духовный потенциал.

Сейчас особенно остро стоит вопрос о сохранении и реанимировании наследия и приобщении к этой проблеме детей. Кто и как будет общаться с наследием предков после нас?

Творческое приобщение детей к данной проблеме может оказать серьезное воздействие на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание.

Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни банально звучала эта истина, лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения национальной культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.

Само общество должно осознать, что многовековая уникальная культура народов России, приобщение к ней подрастающего поколения может стать мощным стимулом общественного прогресса, надежным источником социально-экономического развития.

Так, следуя укладу жизни общества, его многовековым традициям, формируется личность растущего человека.

Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.

Фольклор и его традиции являются отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. В каждой стране история и опыт обращения к фольклору в общей системе воспитания связаны с историей и культурой своего народа.

В истории России отношение к народному искусству неоднократно претерпевало существенные изменения. Со времени принятия христианства народное искусство, взросшее на почве язычества, во многих своих направлениях подвергалось гонениям.

Ф.Буслаев, русский философ и искусствовед, исследовавший, древнюю литературу и ее время, писал: “Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской… к бесовским играм причисляются: плясание, гудьба, т.е. музыка, песни бесовские и жертва идольская. Песни бесовские – народные песни вообще”.

Официальное отношение к фольклору как “забаве дьявольской” сохранялось на протяжении всего средневековья.

Переломным в русской культуре является 17 век, это сказалось и на отношении к фольклору.

Народная педагогика на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических идей.

Важно научить молодое поколение комплексному подходу, умению увидеть весь спектр наследия, все его грани и аспекты.

Составной частью наследия является музыкальное искусство, театр, кинематограф, памятники литературы и искусства и др. Но главное все же – дети; главное – человек, как носитель наследия.

Возрождение культуры – дело поколений, разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в школе.

Внимание к народной культуре в системе школьного образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей, приобщению их к традиционному народному искусству; поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа. Приобщение детей к народным традициям во всем своем многообразии требует выхода за пределы класса, за пределы типового иерархического отношения между учителями и учениками. Наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества, заключает в себе фольклорный праздник. Во время таких праздников важно привлечь к народной традиции всех участников, где все вовлечены в коллективное действие.

Школьный фольклорный праздник – это как бы кульминация и своего рода проверка причастности детей к народным традициям.

Праздники нужно использовать как средство воспитания и развития растущего человека.

Читайте также: