Ткацкие переплетения 5 класс технология как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Презентация на тему: " Ткацкие переплетения. Ткацкие переплетения различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении." — Транскрипт:

2 Ткацкие переплетения различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.

3 полотняное саржевое атласное сатиновое

4 Ткацкие переплетения графически принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов, расположенных рядом друг с другом в определённом порядке. Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные в горизонтальных. Счёт нитей основы идёт слева направо, нитей утка снизу вверх.

6 Самый простой вид переплетения, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Раппорт основы равен раппорту утка: R О = R У = 2 (нити).

7 Нити основы и утка имеют меньше пересечений друг с другом, чем в полотняном переплетении. Нити основы и утка образуют удлиненные перекрытия, то есть они перекрывают более чем одну нить противоположной системы. Чем больше нитей имеется в перекрытии переплетения, тем меньше пересечений их друг с другом.

8 Сатиновое переплетение отличается от саржевого числом уточных нитей, которые подряд перекрывают сверху одну нить основы. Число нитей при сатиновом переплетении колеблется от пяти до двадцати. Строение тканей при таком переплетении еще более рыхлое, поэтому значительно увеличивается пропускная способность, но ухудшаются фильтрационные и прочностные свойства

9 Отличительным признаком является преобладание основных нитей на лицевой поверхности, образующих длинные перекрытия. В раппорте должно быть не менее пяти нитей; каждая уточная нить в раппорте выходит только один раз на лицевую поверхность и затем проходит под всеми основными нитями. Переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, хорошую износостойкость, однако увеличивает осыпаемость тканей.

Мы носим одежду, пользуемся другими предметами текстильной промышленности, но порой не задумываемся о процессе их создания. Они выполняются из материалов, для изготовления которых применяется ткацкий станок. Это приспособление используется в течение нескольких тысячелетий, имеет свою историю и особенности.

Что такое ткацкий станок?
Ткацкий станок – это устройство, на котором производятся полотна разной фактуры и состава – хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные и другие ткани. Это могут быть плетеные, гладкие, ворсовые материалы, применяемые для изготовления одежды, бытового текстиля, ковров и прочих изделий.



Как работает ткацкий станок?
Принцип его действия несложен. Используется домашний ткацкий станок или промышленный, алгоритм его работы таков:
1. В глазки ремизок продеваются нити.
2. При поднятии первой рамки происходит поднятие четных нитей, а нечетные находятся внизу.
3. Между их рядами подбрасывается челнок, в котором расположена шпуля с поперечной нитью (утком). Она разматывается, после чего ложится между нитями тканой основы, состоящей из продольных нитей.
4. После перемещения челнока первая поднявшаяся планка возвращается на место.
5. Когда поперечная нить вплетена в основу, состоящую из продольных нитей, она плотно фиксируется к последней посредством металлического гребня. Так работает ткацкий станок, оснащенный бердо.
6. Следующим шагом происходит подъем второй ремизки для перемещения нечетных нитей поверх четных. Поперечные волокна ложатся на продольные посредством пробрасывания челнока в обратную сторону.
7. Нечетные нити основы прикрываются четными благодаря тому, что ремизка опускается.
8. Волокно прибивается металлическим гребнем.




Виды ткацких переплетений.
Ткацкие переплетения - различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках.



К главным переплетениям относятся:
- Полотняное
- Саржевое
- Атласное
- Сатиновое
Ткацкие переплетения графически принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов, расположенных рядом друг с другом в определенном порядке.
Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные - в горизонтальных. Счет нитей основы идет слева направо, нитей утка - снизу вверх.

Девочки, эта страничка на ремонте. Так получилось, что рисунки которые здесь были, пропали с сервера. Поэтому я их сейчас восстанавливаю.


Как мы уже отметили ткань получают путем переплетения нитей пряжи. Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством.

Пряжа поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из нее вырабатывают ткань.

Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити - нити основы. На челнок намотана менее прочная и пушистая поперечная нить - нить утка. Нить утка переплетается с нитью основы в поперечном направлении. С двух сторон ткани образуются не осыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

При работе ткацкого станка нити основы раздвигаются. Между ними образуется пространство (зев), через которое челнок прокладывает уточную нить.

С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос, различной ширины.

Переплетение нитей основы и утка ткани называют ткацким переплетением. Нити переплетаются в определенном порядке образуя ткацкий рисунок. Сегодня мы познакомимся с полотняным переплетением. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются через одну, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шелковые ткани.

Ткань снятая с ткацкого станка называется суровье, имеет грязновато-серый цвет. Такую ткань не применяют для изготовления одежды. Ее подвергают отделке: цель отделки - придать красивый внешний вид и улучшить качество ткани. При отделке удаляют с поверхности кончики волокон, отбеливают, красят и наносят рисунок. Процесс нанесения на ткань рисунка называется набивкой. Ткань с напечатанным рисунком называется набивная. А ткань выкрашенная в один цвет –гладкокрашеной.

Ткани имеют лицевую и изнаночную сторону.

-по яркости рисунка: на лицевой стороне рисунок более четкий и яркий, чем на изнаночной.
-по переплетению: рисунок переплетения на лицевой стороне боле четкий.
-по мелким дефектам ткани: лицевая сторона более гладкая, на ней видно меньше узелков и ворсинок.

При пошиве швейных изделий нужно уметь определять направление долевой нити. Как это можно сделать?

По кромке – нити основы идут параллельно кромке

По растяжению: по нити основы ткань растягивается меньше.

По виду и прочности нитей: нити основы гладкие и прочные, а нитииутка пушистые и менее прочные.

По звуку: при резком растяжении ткани по нити основы звук более отчетливый, по нити утка – приглушенный.

Данный краткий обзор не претендует на глубину и полноту. Он предназначен для тех, кто прочитав на этикетке или ярлыке название ткани, из которой изготовлено швейное изделие, хотел бы представлять в общих чертах как эта ткань изготовлена и почему она имеет ту или иную фактуру.
Как известно, ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными (нить основы), другие поперек полотна и называются уточными (нить утка). Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.

Основа и уток.jpg


То, как переплетены нити определяет внешний вид лицевой и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщину, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.
Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор вида текстильного изделия, которое будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.
Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

Полотняное переплетение.

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.

Полотняное переплетение

Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.
Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.
Полотняным переплетением выработаны:

  • из хлопка — ситец, бязь, батист и др.;
  • из льна — льняные полотна, парусина, бортовка и др.;
  • из шелковых тканей — крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.;
  • из шерстяных тканей — сукно, костюмно-плательные и др.

Саржевое переплетение.

Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.
Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Саржевое переплетение

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.
Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.
Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью — шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток — саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое и атласное ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.

Сатиновое переплетение

Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.

Атласное переплетение.jpg

Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.
Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.
Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.
Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Мелкоузорчатые переплетения.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Репсовое переплетение.

Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.

Рапсовое переплетение.jpg

Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.
При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка.

Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.

Рогожка.jpg

Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные ткани для костюмов и жакетов.

Усиленная саржа.

Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали.

Усиленная саржа

Свойства тканей, выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа.

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины.

Сложная саржа

Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.
Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа.

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.

Ломаная саржа

Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.

Обратная саржа

Усиленный сатин (усиленный атлас).

Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани.

Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.).

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Креповое переплетение.

Креповое переплетение — это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.

Креповое переплетение.jpg

Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.

Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).

Двухлицевые переплетения.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.

Двухлицевое переплетение.jpg

Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.
Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.

Двухслойное переплетение.jpg

Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.
При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.
Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.

Крупноузорчатые (жаккардовые) — простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.
Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.
Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.
Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.
Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.
Услуга: жаккардовые этикетки на заказ по ценам ниже общепринятых!

Читайте также: