Тиек для домбры своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 16.09.2024

На протяжении веков домбра сохранила свое основное строение и вид. Корпус домбры – (шанак) выполняет роль усилителя звука. Среди мастеров распространено два вида изготовления корпуса: подетальная сборка и вырубка. Первый метод широко распространен на производстве и в отдельных мастерских, он удобен и экономичен. При этом способе домбра собирается из долек различных деревьев, таких как: ель, сосна, клен, карагач, круша, орех, липа и др. При втором способе – корпус вырубается сразу из целого куска дерева.

Дека домбры (какпак) – воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента (тембр). Дека изготавливается из однопородной ели или сосны, или же собирается из долек толщиной 2-3 мм. В зависимости от величины корпуса меняется и количество долек.

Пружина – это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. Сейчас, для улучшения звука, у домбры имеется пружина длинной от 250-300 мм, она крепится в верхней части панциря и возле подставки.


Подставка – это очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От ее качества, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Характерной особенностью подставки на домбре является ее подвижность, подставка на деке не закреплена.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Ефремов Юрий Иванович

учитель технологии СШ №1

п.Затобольск,

Костанайского района, Костанайской области

Специалист высшего уровня квалификации 1 категории

План-конспект открытого урока в 9 классе на районном семинаре учителей по трудовому обучению

Раздел. Художественная обработка древесины

(Интегрированный урок технология +музыка)

Образовательные: усвоение технологии изготовления сувенирной домбры, формирование у учащихся трудовых знаний и умений, развитие творческих способностей у учащихся

Развивающие: совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, дать возможность учащимся при помощи последовательности действий изготовления сувенирной домбры, достичь цели.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, правильной организации труда; развивать мотивацию изучения этапов изготовления сувенира, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная, индивидуальная работа.

Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация.

Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, география

Материально-техническое оснащение урока:

Линейка, карандаш, рашпиль, эл.лобзик, , сверло, наждачная бумага, маршрутная карта, заготовки древесины, стамеска, шаблон, копир, токарный станок, минициркульная пила

- продолжить формирование основных технологических операций по изготовлению домбры

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

I II . Ознакомление с УТД. Выполнение практического задания: изготовление сувенира с использованием технологической карты

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, цели занятия.

Овладеть практическими навыками по изготовлению музыкального инструмента

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но это вас пусть не смущает. Вы полны сил, энергии, хорошего настроения и мы начинаем наш урок.

На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем наиболее интересные моменты из истории музыкального инструмента – домбра и попытаетесь изготовить её в сувенирном варианте не только полностью вручную (как это делалось веками мастерами из цельного куска дерева путём выдалбливания стамеской углубления в корпусе), но и с использованием станочного оборудования наших мастерских. Это экономит и время на изготовление, и передаёт более точные формы изделию. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Ведущий-ученик

Но в начале, послушайте, как звучит тенор-домбра (альт-домбра рассчитана на детей). Звучание инструмента во многом зависело от используемого мастером материала, толщины стенок корпуса, который является усилителем звука (чем тоньше стенки, тем звук звонче) из какого материала сделана дека, которая служит для отражения звука (крышка корпуса). Обычно её делают из сосны или ели

Поэтому при изготовлении корпуса необходимо учитывать эти моменты.

Музыкальное сопровождение (учащийся играет на домбре)

А сейчас вы узнаете о происхождении этого инструмента, её историю.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау)

, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов в городе Алматы. Изображенный древним художником на скале рисунок сильно похож на домбыру по форме. На основании этого сделали вывод, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Ведущий-ученик

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов

О домбре и её происхождении существуют легенды:

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Ведущий-ученик

Откуда же появилось само слово домбра. Версий достаточно много. Вот одна из них

Другие полагают, что лексема (слово) домбра состоит из двух слов: дем (дыхание) и беру (дать), связанных непосредственно с музыкальным исполнительством. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.

II. Изучение нового материала.

Из каких же основных частей состоит домбра.(демонстрация)

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.

Основные части домбры:

Ученики демонстрируют основные части инструмента

Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбыры, воспринимая посредством вибрации, звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Гриф - с расположенными на ней ладами и нотными точками (ладов 19 точек 7).

Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки, использовали и в качестве материала для струн, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передаются колебания струн на деку и колебаний к корпусу, подставка является ключом к звучанию домбры.

Пяточная подструнная подставка

Пороговая подструнная подставка

Подвижная подструнная подставка

После всего услышанного и увиденного можно перейти к практической части урока, предварительно ознакомившись с технологией изготовления музыкального инструмента, представленных в технологической карте, и техникой безопасности

Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов

1. подготовка материала (подготовительный этап)

2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру

3. изготовление отдельных частей изделия

4. сборка изделия

5. декоративная отделка

Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности

Музыкальный инструмент домбра

Домбра или домбыра – казахский музыкальный инструмент, относится к типу струнных, щипковых. Помимо казахов, считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков.

Строение домбры

Домбыра состоит из следующих элементов:

  • Корпус (шанак). Сделанный из дерева, формой похожий на грушу. Выполняет функцию усиления звучания. Существует 2 метода изготовления корпуса: выдалбливание из цельного куска древесины, сборка из частей (деревянных пластин). Предпочтительные породы дерева – клен, орех, сосна.
  • Дека (капкак). Отвечает за тембр звука, его ритмическую окраску. Усиливает вибрацию струн.
  • Гриф. Представляет собой длинную узкую полосу, превышающую размерами корпус. Заканчивается головкой с колками.
  • Струны. Количество – 2 штуки. Первоначально материалом служили жилы домашних животных. В современных моделях используется обычная леска.
  • Подставка (тиек). Важный элемент, отвечающий за звучание инструмента. Передает колебания струн деке.
  • Пружина. Древний инструмент не был оснащен пружиной. Изобрели данную деталь для улучшения звучания, располагается пружина около подставки.

Общий размер домбры колеблется, составляя 80-130 см.

Музыкальный инструмент домбра

История происхождения

История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбыра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий.

Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.

Особенно полюбилась двухструнная певунья тюркским кочевым народам. Татары-кочевники играли на ней перед битвой, укрепляя боевой дух.

Сегодня домбыра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. Здесь с 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля).

Интересный факт: ближайшей родственницей казахской певунье приходится русская балалайка.

Игра на домбре

Легенды

Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении домбры.

Появление инструмента

Сразу 2 древние истории повествуют о возникновении домбыры:

  1. Легенда о домбре и великанах. Два брата-великана жили высоко в горах. Несмотря на родство, были они совершенно разными: один – работящий и тщеславный, второй – беззаботный и веселый. Когда первый решил построить большой мост через реку, второй на помощь не спешил: сделал домбыру, играл на ней круглые сутки. Несколько дней прошло, а веселый великан так и не начал работать. Разозлился работящий брат, выхватил музыкальный инструмент и разбил о скалу. Домбыра сломалась, но ее отпечаток остался на камне. Много лет спустя благодаря этому отпечатку домбыра была восстановлена.
  2. Домбыра и хан. Во время охоты погиб сын великого хана. Подданные боялись сообщить печальную новость семье, опасаясь его гнева. Пришли люди за советом к мудрому мастеру. Тот решил сам явиться к хану. Перед визитом создал старик инструмент, назвал его домброй. Игра на музыкальном инструменте рассказала хану то, чего не отважился произнести язык. Печальная музыка яснее слов дала понять: случилось несчастье. Разгневавшись, хан плеснул расплавленным свинцом в направлении музыканта – так появилось отверстие на корпусе домбры.

Легенда о домбре

Строение инструмента, его современный вид

Есть и легенда, объясняющая, почему у домбыры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие 5-ти струн. Отверстия посередине не было.

Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домбырой, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие.

Один из рассказов объясняет возникновение порожка. Согласно ему, богатырь, возвращаясь домой, заскучал, смастерил домбыру. Струнами стал конский волос. Но инструмент молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: домбра играла самостоятельно. Оказалось, причина – порожек, появившийся в точке соединения головки и грифа.

Классическая казахская домбра – это двухструнная модель со стандартными размерами корпуса и грифа. Однако, для расширения возможностей звучания, создаются другие разновидности:

  • трехструнные;
  • двухсторонние;
  • с широким корпусом;
  • подгрифные;
  • с полым грифом.

Разновидности домбры

Строй

Диапазон домбыры составляет 2 полные октавы. Строй может быть квантовым или квинтовым.

Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкий строй удобен для игры и продления вибраций звука. Высокий требует больших усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, звонче. Высокий строй подходит для подвижных произведений, исполнения мелизмов.

Для высоты строя важны характеристики струн: чем толще леска, тем ниже извлекаемые звуки.

Использование домбры

Струнные группы инструментов – наиболее почитаемы в Казахстане. Без певцов-акынов в древности не обходилось ни одно событие: свадьба, похороны, народные гуляния. Музыкальное сопровождение обязательно сопровождало эпические сказания, былины, легенды.

Современные мастера расширили сферу применения домбры: в 1934 году ее удалось реконструировать, создать новые оркестровые виды. Теперь древнейший инструмент планеты является полноправным членом оркестра.

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

Rust 18 постов

Аrсен 17 постов

АксКерБорж 59 постов

Zake 8 постов

Популярные дни

Популярные посты

АксКерБорж

АксКерБорж

Вы явно судите про знакомую вам по Алмате южную, юго-западную разновидность казахской домбры, про всем знакомую каплевидную, округлую форму с тонким и длинным грифом. Но казахи большой народ и ис

Rust

Иди отдохни, наберись вежливости.

АксКерБорж

АксКерБорж

Калмыцкая домбра: 1) Конструкция и название калмыцкого домбра/домбры принципиально отличаются от всех монгольских, в том числе от товшуура их кровных братьев ойратов в Синьцзяне (торгаутов

АЛМАТЫ, 8 фев — Sputnik, Анна Платонова. Сегодня казахские музыкальные инструменты, изготовленные Жолаушы Турдугуловым, пользуются большим спросом среди музыкантов, а их стоимость составляет от 800 до 3 тысяч долларов. Его домбры, покидая родную мастерскую, отправляются жить в разные уголки Казахстана, и даже в другие страны – как воспоминания о Родине.

Как все начиналось?

Жолаушы Турдугулов в следующем году отпразднует 70-летний юбилей. Свою первую домбру Турдугулов изготовил 50 лет назад во время службы на Дальнем Востоке для своего друга, истосковавшегося по звуку национального музыкального инструмента. После армии он стал работать в Доме культуры в Восточно-Казахстанской области, много общался с музыкантами, что помогло ему в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Домбра

За свою увлекательную жизнь Жолаушы Турдугулов изготовил более двух тысяч домбр и других национальных инструментов, таких как жетыген, кобыз, шертер и так далее. Сейчас все казахстанские профессиональные артисты играют на домбрах мастера, среди них - участники музыкальных групп "МузАрт", "Улытау" и других известных коллективов.

Жолаушы Турдугулов открыл просторный цех. Здесь он делает грифы и корпусы домбр, есть также помещение, где инструменты полируют и красят. На выполнение заказа обычно уходит около месяца, но бывает и больше – все зависит от материала и вдохновения.

Домбра

По натянутым струнам

Жолаушы Турдугулов делает музыкальные инструменты в основном из красного дерева, палисандра, лиственницы, клена и даже черного эбенового дерева. Перед тем, как резать древесный материал, его подвергают сушке, что занимает от года до трех лет.

Мастер раскрыл секрет создания качественного инструмента. "Основа должна быть хорошо просушенной, от этого зависит звук. В древности в качестве струн использовали кишки животных, которые растягивали, обрабатывали, а затем просушивали. В наши времена применяется леска, натягивающаяся вдоль грифа", - рассказывает Жолаушы Турдугулов.

Домбра

Леску, кстати, чаще всего мастер закупает в США. Однако хороший звук зависит не только из струн, но и от деки (передняя крышка домбры). "Лучшая акустика получится из хвойных деревьев, часто я использую тянь-шанскую ель, тогда домбра звучит бархатно", - говорит мастер.

Процесс изготовления домбры начинается с распила древесного полотна на пластины, затем происходит сушка. Далее материл при помощи нагревательного аппарата сгибается до круглой формы, а потом склеивается. Получившийся корпус обтягивают жгутом для скрепления. В целом длина домбры составляет 98 сантиметров.

Домбра

После того, как все части собраны, Жолаушы Турдугулов подготавливает специальный раствор для орнаментов. К слову, данный способ украшения домбры он придумал сам. Раствор делается из костей барана, которые дробятся до состояния талька, в полученную массу добавляют клей. На вырезанный орнамент выливается этот раствор, который потом закрепляют лаком.

Домбра

Если мастер берется за изготовление музыкального инструмента, то он должен быть доведен до совершенства - домбра должна быть безупречна с точки зрения эстетики звучания.

За каждый инструмент Жолаушы Туругулов болеет душой и старается передать опыт свои ученикам, коих в Казахстане около 40.

Читайте также: