Тележка для споттера своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

При наличии базовых знаний в области электрики собрать споттер своими руками не составит труда. Начинают всегда с проработки электросхемы. Ниже идет описание ее составляющих и наглядное изображение.

Основой для получения сварочного тока служит трансформатор (на схеме Т2). Можно взять старый от микроволновки или от системы освещения. Главное, чтобы его обмотка была целой. Если же она повреждена, то необходимо выполнить новую первичную обмотку магнитопроводом – 200 витков провода 2,5 кв. мм. Самостоятельно выполняют сетевую обмотку изолированным кабелем. Предпочтительно сечение в 50 кв. мм – от 3 до 7 витков. К электросети она подключается через диодный мост (на схеме V5-V8) – можно взять диодный мост от автомобиля. В его диагональ включается тиристор электронного реле (на схеме V9). Реле используется на 12 В – подойдет реле от любого транспортного средства.

Трансформатор с сетевой обмоткой


Еще один важный компонент схемы – это вспомогательный трансформатор, от которого идет питание цепи управления тиристором (на схеме Т1). Можно установить обычный электротрансформатор, который применяется при подключении галогенных ламп.

Вспомогательный трансформатор


Также в цепи имеется выключатель для подачи питания напряжением в 220 В (на схеме S1), конденсатор (С1), переключатель (S3), выпрямительный мост (V1-V4), переменный резистор (R1). Эти компоненты можно купить в магазине радиотехники или вытащить из ненужных приборов, если они в рабочем состоянии.

Схема споттера для сварки


Согласно этой схеме можно описать последовательность работы всех компонентов. Выключатель замыкает контакты, что способствует подаче тока с напряжением 220 В на первичную обмотку вспомогательного трансформатора, узла управления тиристором. Начинается заряд конденсатора, который подключен к выпрямительному мосту через замкнутые контакты переключателя. Пока тиристор закрыт, главный трансформатор обесточен – на его первичную обмотку не подается ток. Для начала работы нужно нажать кнопку переключателя, тогда заряженный конденсатор подключится к управляющему электроду тиристора через переменный резистор. За счет этого сетевое напряжение поступит на первичную обмотку главного трансформатора. А во вторичной его обмотке появится мощный импульс тока, который и необходим для точечной сварки. Чтобы регулировать длительность этих импульсов в цепь встраивается реле времени – максимальная длительность может составлять 0,1 сек. За этот короткий промежуток сила тока во вторичной обмотке трансформатора может быть 350 – 500 А. Как только конденсатор разрядится, устройство переходит в исходное состояние – рабочий цикл заканчивается.

Важно помнить! При самостоятельном изготовлении трансформатора и выполнении электрических соединений следует хорошо сделать изоляцию обмоток. Ведь от этого будет зависеть безопасность эксплуатации оборудования. Первичные обмотки трансформатора рекомендуется заизолировать лакотканью или бумагой, вымоченной в парафине – не меньше 5 – 6 слоев.

Если вы не хотите собирать все по частям, есть более простой вариант. За основу берется старый сварочный инвертор – в нем уже имеется вся электрическая схема. Вам останется ее доработать, чтобы аппарат мог варить в режиме точечной сварки, как это описано выше. Необходим тиристор на 200 В, трансформатор с понижением напряжения до 122 В для управления реле с кнопки, реле с силой тока в 30 А, диодный мост. Также нужна контактная группа на 220 В и кнопка управления. Предстоит увеличить силу тока, выдаваемую инвертором. Для этого с катушки снимают вторичную обмотку и делают из нее 2 шины (сечение не менее 160 кв. мм, а значение напряжения 6 В). Шины изолируют с помощью изоленты и малярного скотча в таком порядке: слой изоленты, слой скотча, слой изоленты. Затем их наматывают на трансформатор в несколько витков. Такое решение помогает повысить выходную силу тока до 1500 А, что и необходимо для импульсной сварки.

Выполняем корпус

Компоновка всех элементов схемы делается в корпусе. Можно взять металлический короб от старого оборудования или сварить новый, специально под размер, чтобы разместить внутри все детали. Для каркаса, к примеру, подойдет металлический уголок в 25 мм, а стенки можно обшить стальными листами толщиной не более 1 мм. Для охлаждения в боковой стенке можно прорезать вентиляционные отверстия. Хорошо, если крышка или одна из стенок будет съемной. Тогда сделанный своими руками споттер можно разбирать для доработки или замены электрокомпонентов.

Пример размещения деталей в корпусе


Совет: для крепления электрокомпонентов в корпусе можно взять металлические планки и посадить их на шурупы.

До сборки и установки крышки обязательно протестируйте споттер, замерьте силу тока и мощность, чтобы убедиться в правильном функционировании.

Подключаем сварочный пистолет

Итак, источник сварочного тока собран и соответствует необходимым рабочим параметрам. Теперь нужно присоединить к нему инструмент. Вы можете купить готовую консоль для электродов и клещи, либо сделать рабочий инструмент самостоятельно. Многие умельцы используют для этой цели каркас строительного пистолета, в котором можно закрепить электрод и присоединить к нему провод. Получается вполне пригодное для односторонней сварки приспособление. Его соединяют с источником тока гибким кабелем (сечение не менее 50 кв. мм). А длина должна быть не более 2,5 м. Кроме того, понадобится кабель массы. Его можно купить готовый – вместе с клеммой. У него длина не должна превышать 1,5 м.

В этой статье изложено лишь несколько идей по сборке споттера своими руками. Увлеченные мастера экспериментируют и с другими способами создания такого аппарата, например, в качестве источника тока используют аккумулятор, мастерят двухсторонние клещи для электродов и т.д. Вы действительно загорелись этой идеей? Тогда советуем изучить форумы, посмотреть видеоролики и фотографии готового оборудования. Ведь в рамках одной публикации вместить все знания и опыт умельцев довольно проблематично. Наша статья подготовит вас к более глубокому изучению темы. Если вы потратите достаточно времени на сбор информации и подготовку, то у вас получится рабочий самодельный споттер. А необходимый инструмент вы можете заказать на нашем сайте.


Оборудование

Вы же знаете, что костоправ — это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Побочные эффекты такого народного творчества часто превышали само аварийное повреждение: во время приваривания крюка портилась дополнительно поверхность кузова. Но только в случае, если использовался обыкновенный классический сварочный аппарат.

составные части споттера

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

По своей сути споттер – это вариант контактной сварки, но он обладает принципиальными отличиями в виде клещей. Поэтому логичным будет рассматривать его в качестве равноценного заменителя электродугового классического сварочного аппарата.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

электросхема споттера

Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

схема работы споттера

Чертеж споттера.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей; электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

электросхема прибора

Электрическая схема устройства.

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место — к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения — вмятины вытягивается. Следующее действие — с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Вне зависимости от происхождения споттера – домашний самодельный он или покупной промышленный, требуется соблюдение важнейшего условия: нужно быть сварщиком, то есть иметь довольно серьезные навыки сварочных работ.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Самодельная точечная сварка споттер: подробные фото и описание изготовления споттера.

Приветствую! Сегодня распишу мою версию изготовления споттера и собственные наблюдения.

Для начала для чего он нужен?

Он нужен в первую очередь кузовщикам.
Просто что бы вытягивать мятый металл на элементах кузова, где нет доступа с обратной стороны. Приварился, вытянул, оторвал. Что бы не кидать кучу шпатлёвки на элементы.

Процесс изготовления

Для начала я конечно же разобрал 2 свои старые микроволновки, вытащил из них всё что нужно!


Первым делом стал заниматься трансформаторами, основой споттера. А именно избавляться от вторичной обмотки и шунтов. Понял первый факт, ведущий к неудачи…

Все современные микроволновки сделана из фуфла! А точнее их трансформаторы!



Обмотки стали алюминиевые. Мало того что алюминий не выбить толком, так ещё и сопротивление первичной обмотки велико, а значит в принципе такой трансформатор мощности не даст большой их на споттер 4 штуки понадобиться) Я не электрик, но скажу на практике толку от алюминиевых нет.
Поэтому я отложил один из трансформаторов в сторону, потому что второй мой был именно медный!
Микроволновка была 2010 года выпуска, старая, хорошая. Медные кстати разбираются на ура!




Меня интересовали старые микроволновки до 2010 года выпуска и по возможности с грилем, мощные, с большим железом! Прямо на месте я их разбирал и вытаскивал трансформаторы!
С медного трансформатора меди на 150 рублей, я их покупал по 200, алюминиевые вообще по цене чернухи, цена им рублей 50… Выбитую Медь потом сдавал обратно и обошлись мен трансформаторы рублей по 50.

Дома смотрел и сравнивал! Нужны были большие трансформаторы с медными обмотками!


На фото видно разницу размеров трасформатора из обычной современной микроволновки и трансформаторов из старых приборов с грилем!


Сначала у меня была мысль сделать прибор из 3-х трансов, но я побоялся за свою электросеть в доме! Ведь и одна работающая микроволновка даёт просадку в напряжении, представляете что будет от 3х сразу?)
Поэтому я поехал на свалку ещё раз и нашёл таки хороший транс от мощной микроволновки!)
Так что теперь прибор будет на 2х трансах и вот фото для сравнения!


Заодно нашёл понижающий трансформатор для получения 36 вольт. Точнее не 36 а 30 с копейками, но этого должно хватать… Соединил обмотки на максимальное напряжение.


Прибор будет управляться с кнопки, а значит на кнопку должно подаваться пониженное напряжение. Видел схемы, где люди берут 12 вольтовый понижающий трансформатор для питания автомобильного реле. Реле в свою очередь питает магнитный пускатель на 220 вольт!

Вот примерная схема споттера

схема споттера

Но понимаете в чём дело, зачем так усложнять, столько одновременно контактных элементов задействовать?
Я подумал что это лишнее. Поэтому на той же свалке нашёл магнитные пускатели на 36 вольт. Сразу решается проблема с удалением ненужного контактного элемента, а это задержка по времени включения и лишняя подгорающая контактная группа.

Все детали есть и я приступаю к сборке!

Для начала убрал изоляцию с кабеля. Скрутил его как можно плотнее и стал заматывать изолентами пвх и тряпочной.


После вживил полученный кабель в трансы. Сделал не 1.5 витка, потому что это ни о чём, а по 2.5, что бы на выходе получилось около 6 вольт. Вот так выглядит рабочий процесс)



Следующим этапом была переборка магнитного пускателя. Эти пускатели я ещё перебирал в году 2002 м на холодильных установках) Нужно было притереть все контакты, а так же отшлифовать железо в месте контакта что бы пускатель не гудел и работал бесшумно.


Всё соединил проводами. При подключении трансформаторов, можно перепутать фазу и ноль на первичной обмотке, на вторичной обмотке напряжение будет тогда около нуля. Поэтому подключить нужно правильно.
Куда подключать фазу и ноль на первичную обмотку транса в принципе без разницы. Как и наматывать вторичку, по часовой стрелке или против тоже без разницы.


Кабели соединял подобным образом.

Кабели взял и отрезал каждый по 1.5 метра. С тем расчётом, что если не будет хватать напруги, то массовый кабель если что подрежу.
Клеммы сделал из обычной медной водопроводной трубы диаметром 20.



Тут же проверил прибор в действии. Не жгёт металл и приваривается всё отлично!



Потом просто всё собрал в корпус!


Как видно на фото, понижающий транс питает магнитный пускатель на 36 вольт.


Включается прибор автоматом сбоку. Охлаждается с помощью вентилятора на 220 вольт.



Кнопка управления также закреплена на кабеле с помощью термоусадки. С помощью кнопки подаётся питание с понижающего трансформатора на пускатель. На кнопке соответственно 36 вольт, не убьёт в случае чего)


Вот так выглядит аппарат со стороны управления. Старался по максимуму упростить конструкцию. Никаких лишних кнопочек и лампочек! Люблю минимализм. Включил и работаешь. Кабель питания сечением 3, многожильный, сделал длинным что бы не пользоваться удлинителями.

Оснастку для споттера можно также изготовить самому из подручных средств.



Обратный молоток это шток амортизатора и груз. Мне груз выточил токарь.
Сплиттер изготовлен из пистолета для герметика, пистолет для шайб уже и не помню из чего вроде из газовой горелки)


В итоге аппарат показал себя хорошо, работаю им нормально. Всё приваривает отлично. Может даже прожигать дыры при долгом нажатии кнопки. Не просаживает сильно сеть, так как всего 2 трансформатора и достаточное количество витков. На мелкие споттерные ремонты вполне хватает, а крупные… уж очень много времени занимают и соответственно Маржинальность этих работ не большая, по сравнению с другими… поэтому нафиг, не беру!)
Так что рад, если кому то пригодится мой опыт!

Ещё раз подчеркну что влияет на хорошую работу и производительность прибора!

  • 1. Это хороший МЕДНЫЙ трансформатор. Нужна микроволновка с грилем!
  • 2. Хорошие многожильные кабеля с хорошей проводимостью.
  • 3. Всего одна контактная группа в схеме подключения, с распределением нагрузки на контакты. Не нужно кучу релюшек и пускателей.

Всем спасибо. Надеюсь статья будет полезна, при изготовлении вами подобного прибора!)







Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Принцип работы споттера

Аппарат состоит из двух основных частей – блока управления и пистолета. Действие рихтовочного инструмента основано на методе точечной сварки. Споттер для рихтовки авто работает при помощи следующих аксессуаров:

  • Обратный молоток – накручивается на пистолет. Наконечник молотка с насадкой-звездочкой или иглой для точечной сварки напрямую приваривается к поврежденной поверхности и за него вытягивается вмятина. Используя специальный электрод, можно сначала приварить шайбы, а затем поочередно вставлять в них крючок обратного молотка и выпрямлять деталь. На приваривание шайб уходят доли секунды
  • Пуллер для споттера – используется для экспресс-вытяжки. Он плавно выравнивает поверхности небольших повреждений. Работает при помощи рычагов. Для ликвидации крупных вмятин используется выправочное устройство ручного типа
  • Осадка металла – после правки детали на ней остаются пузыри. Чтобы их убрать, в пистолет вставляется электрод, а затем им точечно прогреваются неровности.

“Для осадки лучше использовать медный электрод – он не перегревает металл”

Кузов в месте крепления наконечника обратного молотка или шайбы обязательно зачищается до металла. Таким же образом подготавливает кусочек детали, чтобы закрепить на нем массу (заземлить). Провод крепится при помощи зажима непосредственно на дверь или через магнитный держатель, если нет возможности зацепиться. Когда изготавливается споттер своими руками, то к поверхности приваривается болт и на него вешается масса.


Свойства конструкции агрегата

Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.

Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.

Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.

Споттер, обратный молоток и насадки


К электрической схеме споттера мы еще обратимся, тем более, что их существует несколько принципиально разных. Главное — понять, как работает устройство, а собрать его можно в принципе, из того, что есть в гараже, начиная от старого трансформатора, заканчивая еле дышащим аккумулятором. Споттер, от английского spot, пятно, точечная проекция. Назвали устройство так совсем не зря, поскольку действует он по принципу молотка, точечно, но в обратную сторону.


То есть, обратный молоток фиксируется при помощи направляющей к поврежденному месту на кузове, а по этой направляющей может двигаться сам молоток в виде тяжелой шайбы, которая прикладывает ударное усилие к точке фиксации направляющей. Фирменный споттер может работать в двух режимах — в кратковременном режиме, когда необходимо быстро и надежно закрепить направляющую споттера в нужной точке при помощи колец-насадок, а также в режиме сварки угольным электродом на минимальной мощности.


Ключевая деталь споттера

Сварочный пистолет — это основная деталь устройства. Для непрерывной работы используют устройство фабричного изготовления. Можно сделать его на основе пистолета из строительного клея своими руками. Альтернативным способом будет применение деталей из полуавтоматической сварки. Из текстолита вырезают одинаковые части с показателями длины от 12 до 14 мм. Их должно быть 2. В них устанавливают кронштейн, применяемый в качестве крепления электрода для сварки. При желании можно смонтировать лампочку для подсветки, как и переключатель импульса.

Кронштейн можно сделать из меди. У него может быть сечение — прямоугольное или квадратное. В качестве электрода для сварки используют медный прут с толщиной от 8 до 10 мм. Пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки. Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой.

На переключатель проводят три жилы. Ещё две перемещаются на подсвечивающую лампочку и двигатель. Сварочный кабель необходимо зачистить и припаять в специальное отверстие в кронштейне.

Необходимые материалы и оборудование

Устройство пуллера несложное, практически все составные элементы можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Для его изготовления потребуются следующие материалы и оборудование:

  • пистолет для силиконового герметика, использующийся в качестве рукоятки;
  • металлический стержень, требующийся для изготовления штока для пуллера (также можно использовать шток от пистолета для силикона);
  • небольшой кусок металла толщиной около 2 мм, из которого делается конусообразная насадка с размещенным в нижней части кольцом;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Пуллер собирается из заранее выточенных втулок. К приводной оси прикрепляется самодельный наконечник. Он предназначен для вытягивания вмятин кузова автомобиля, опираясь на круглое основание пуллера. Для расширения функциональных возможностей можно изготовить две или три насадки с круглыми основаниями различного диаметра.

Алгоритм изготовления своими руками

Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.

Не всегда является целесообразным приобретение фабричного устройства. Качественный агрегат может обойтись в кругленькую сумму. Необходимо рассматривать конфигурацию приспособления и его чертежи.

Оборудование из инверторного аппарата

Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:

  • тиристор с показателем 200 Вольт;
  • трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью в 30 ампер;
  • мост на диодах;
  • кнопка для управления и контроля;
  • контактная группа 220 вольт.

Трансформатор подключается с помощью диодного моста. К нему подсоединяется тиристор реле. Трансформатор питает управляющую ветку цепи. Перед изготовлением споттера своими руками надо обеспечить безопасные условия работы. С этой целью кладут под ноги резиновые коврики и придерживаются стандартных правил техники безопасности.

Основные этапы сборки

Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:

  1. Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
  2. Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
  3. Полученный показатель делят на количество витков. Результат и будет указывать на число витков на Вольт.
  4. Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
  5. Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей. Их скрепляют изоляционной лентой.

Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента. На открытые зоны можно установить клепки.

Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым. Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.












Сборка споттера из аккумулятора

Чтобы смастерить споттер из аккумулятора, нужно:

  • Втягивающее реле закрепить на массовой клемме
  • Плюсовой провод аккумулятора накинуть на втягивающее реле
  • С места подцепления стартера на реле кинуть к пистолету полутораметровый кабель сечением минимум 100 мм2
  • Одним проводом кнопка пистолета закрепляется на втягивающем реле там, где уже установлен плюсовой кабель аккумулятора. Второй провод присоединить к контакту реле, чтобы оно срабатывало
  • Массовый провод соединить с выпрямляемой деталью

Чтобы собрать споттер своими руками из аккумулятора, подойдет любое втягивающее реле.

Этапы производства трансформатора

Сборка трансформатора является обязательным этапом изготовления споттера из сварочного аппарата. Такая работа является наиболее трудной. Обмотка требует большого количества времени, но этот этап не является обязательным. Обмотка осуществляется на кольцевом железе. Провод для вторичной обмотки должен изготавливаться из алюминия или меди. Между мотками следует прокладывать качественную изоляцию. Для этого подходит трансформаторная бумага в несколько слоев. Для максимальной надежности ее пропитывают парафином.

Пистолет делают из полуавтомата. К нему потребуются некоторые дополнения, чтобы закрепить инструмент на приборе для рисования. Чтобы сделать клещи, подойдёт простая труба 20 на 20 мм. Силовые провода, соединяющие трансформатор и пистолет, должны иметь идентичное сечение. Как альтернатива, они должны превышать сечение шины. Не стоит использовать слишком большие по длине провода. Максимальный их размер должен быть равен 2,5 м. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, должен быть сделан на основе коммутирующего кабеля с термоизоляцией. При каждом нагревании этот слой будет стягиваться.

Что нужно для изготовления споттера

Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Чтобы сделать споттер с нуля нужно иметь:

  • Трансформатор на 1500 А
  • Обратный молоток – используется металлическая болванка, ось изготавливается из латуни (М10), к ее концу приваривается острый наконечник для точечной сварки
  • Пистолет – делается устройство для зажима обратного молотка с одной стороны и подсоединения кабеля с другой стороны, включение регулируется кнопкой
  • Блок управления – в нем находятся тиристор (200 В), диодный мост, 12-тивольтовый понижающий трансформатор, реле (30 А), контрактор (220 В) – для сборки устройства используется схема споттера
  • Толстые провода – для массы и пистолета
  • Зажим на заземляющий провод

Под аппарат изготавливается корпус, сделать который лучше на колесах.

Важные нюансы в конструкции

Наибольшие сложности в адаптации трансформатора заключаются в увеличении показателя выходной силы тока. Для этого экспериментируют с шиной, которая ставится вместо вторичной обмотки. Опыт дает понять, что показатель сечения должен быть не меньше 160 кв. мм. Что касается напряжения в шине, то она не должна быть меньше 6 вольт. Важнейшим моментом при сборке трансформатора является соблюдение оптимальной изоляции сетевых обмоток. Если накладка была сделана неправильно, это приведет к нежелательным последствиям.

Читайте также: