Театр раек своими руками

Обновлено: 30.06.2024

Ярмарки и народные гуляния занимали в жизни русского городского населения очень заметное место. Большие толпы народа собирали многочисленные гуляния в Москве. В году их насчитывалось до тридцати. Излюбленными местами весенних гуляний были Новинское, Марьина роща, Девичье поле. Центром зимних гуляний становились ледяные горы, которые сооружались на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке в селе Покровском, а также под Новинском и на Девичьем поле. Катальные горы свое прочное место занимали и на гуляниях петербуржцев — ставились они на Неве, Фонтанке, недалеко от Смольного перевоза, на Адмиралтейской площади.

Перед балаганом (снаружи) сооружался балкон, на котором помещался зазывала с шутками-прибаутками для привлечения публики (своеобразная живая реклама).

Интереснее, чем голубей гонять.

Пять и десять — небольшой расход.

Кто билет возьмет,

А кто не возьмет —

К черту в ад пойдет.

А вот, ребята, смотрите:

Это моей жены патрет,

Только в рамку не вдет.

У меня жена — красавица,

Увидят собаки — лаются,

А лошади в сторону кидаются.

Пухла, что твоя перина…

В конце XVIII века в балаганах уже представлялись пьесы из репертуара народного театра, инсценировки рыцарских романов. В начале XIX века в балаганах тешили публику арлекинадами, насыщенными различными сценическими эффектами: полетами, провалами, чудесными превращениями. Надо сказать, что в балаганах достигали удивительных технических и пиротехнических эффектов, использовали очень сложную машинерию. Крымская кампания и война с Турцией сделали популярными большие батальные постановки и батальные пантомимы — публику привлекала зрелищность рукопашных схваток, непрерывность взрывов, красочность пожаров, вид рушащихся зданий и обязательного торжественного апофеоза — победы над врагом.

Балаганы в России часто держали иностранцы, а выступали в них русские и иноземные актеры. Особенно славились балаганы братьев Легат, братьев Леманов, Берга. В этих балаганах показывали отменные фокусы, выступали силачи, акробаты, гимнасты, жонглеры, пели народные хоры, выступали кукольники с Петрушкой и марионетками.

В середине XIX века особенно известны были балаганы Лейферта и Малафеева.

В балаганах начинали свой творческий путь многие впоследствии известные артисты — в частности, А.Л. и В. Л. Дуровы.

Раек Истоки райка восходят к античной культуре. В те далекие времена на невысокой колонне устанавливалась доска (пинака), снабженная дверцами. Когда дверцы открывались, зрители видели перед собой занимательную картину, нарисованную на ткани. Следующее открытие дверей

Раёк Раёк – небольшая переносная панорама, представляющая собой ящик, к задней стороне которого приделано как бы возвышение, в виде коробки, Здесь находятся различный картинки, по большей части лубочные, опускающиеся по мере надобности на шнурке и заменяющие или просто

127. КАРЕЛЬСКАЯ МЕДВЕЖЬЯ СОБАКА

127. КАРЕЛЬСКАЯ МЕДВЕЖЬЯ СОБАКА Происхождение. Порода была выведена несколько веков назад финнами, впоследствии была улучшена в России.Описание. Собака среднего размера, ростом от 54 до 60 см и весом от 20 до 22 кг. У нее сильное тело, которое в длину несколько больше, чем в

Раёк Раёк, 1) вид представления на ярмарках, распространённый главным образом в России в 18—19 вв.: ящик с 2 круглыми отверстиями, снабженными увеличительными стеклами; через эти отверстия зрители рассматривали картинки, прикрепленные к деревянной оси, вращающейся внутри

Медвежья услуга

Раек, или потешная панорама - непременная часть праздничных увеселений.

Балаганные представления

Первыми владельцами балаганов в России были иностранцы - у них же, на балконах временных театров, появились и зазывалы. Это были комические актеры, которые исполняли различные смешные сценки. Знаменитый француз Леман довольно долго выпускал на балкон своих балаганов перед началом представления бессловесного паяца в костюме Пьеро (в широком белом балахоне с большими цветными пуговицами). Но вскоре на эту роль стали приглашать русских балагуров, справедливо полагая, что словесная реклама на русском языке будет иметь гораздо больший эффект, чем бессловесная пантомима. Балаганных зазывал называли еще и паясами (паяцами).

В конце XVIII века в балаганах уже представлялись пьесы из репертуара народного театра, инсценировки рыцарских романов. В начале XIX века в балаганах тешили публику арлекинадами, насыщенными различными сценическими эффектами: полетами, провалами, чудесными превращениями. Надо сказать, что в балаганах достигали удивительных технических и пиротехнических эффектов, использовали очень сложную машинерию. Крымская кампания и война с Турцией сделали популярными большие батальные постановки и батальные пантомимы - публику привлекала зрелищность рукопашных схваток, непрерывность взрывов, красочность пожаров, вид рушащихся зданий и обязательного торжественного апофеоза - победы над врагом.

Балаганы в России часто держали иностранцы, а выступали в них русские и иноземные актеры. Особенно славились балаганы братьев Легат, братьев Леманов, Берга. В этих балаганах показывали отменные фокусы, выступали силачи, акробаты, гимнасты, жонглеры, пели народные хоры, выступали кукольники с Петрушкой и марионетками. [7]

Народная драма

Памятники древности, вроде Стоглава, отмечают активное участие в свадебных увеселениях скоморохов, этих артистов феодальной Руси, мастеров на все руки в области словесного и театрального искусства, обслуживавших разные социальные слои, от царского двора до деревни. Остатки творчества скоморохов обнаруживаются исследователями как в присловиях, так и в игре свадебных дружек, а также в специальных комических сценках, разыгрывающихся на свадьбе и уже непосредственно связанных с народной драмой.

Одним из элементов свадебных увеселений служит так называемое ряженье (козой, медведем, женщины - мужчиной, мужчины - женщиной), театральная природа которого несомненна. Это же ряженье встречается в очень многих земледельческих обрядах - например, на рождестве, на маслянице, в русальную неделю, на Иванов день и т. д., - генетически восходя к пережиткам тотемизма и первобытного магизма. Техническим усовершенствованием ряжения является пользование маской. [10]

На дворе осень, пора собирать урожай! Осень-припасиха должна наполнить свои закрома овощами и фруктами!

Хочу поделиться нашим мастер классом, по изготовлению платкового театра "Репка".

Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи мастер-класса:

- Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка;

- Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;

- Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;

- Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

Материа лы:

- шаблоны героев;

- вата для наполнения;

- клей "Момент" кристал или горячий клей.

Приступаем к работе!

Шаблон необходимо разрезать на составные детали.

Перенести контур головы на плотный картон, вырезать. Этот же шаблон нанести на флис, вырезать. На кортон приклеить слой ваты, на вату приклеить флис. Приклеиваем детали (глазки, нос, рот, чубчик). Приклеиваем голову героя к заранее подготовленному платку, прикрепляется веревочка. Жучка готова!


Аналогично делаются другие герои сказки!




Наш замечательный платковый театр мы использовали на осеннем утреннике "Осень припасиха".


P.S.: Огромная благодарность родителям, которые приняли активное участие в изготовлении театра!

Другим видом представлений на ярмарках был передвижной театр картинок – раёк. Это название связано с содержанием картинок из библейских и евангельских сюжетов.

Д.А. Ровинский, известный собиратель и исследователь русских народных картинок (лубка), так описал раёк:

"Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые". 1 привязана льняная борода. 2

Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" – по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода 3 .

Читайте также: