Татарские украшения своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Каждые новогодние каникулы мы с семьей отправляемся в 5-дневное автопутешествие по России. В этот раз мы отправились в Казань (плюс по дню в Чебоксарах и Нижнем Новгороде).

Мы любим изучать города по-максимуму, поэтому всегда находим время для посещения краеведческих и художественных музеев края.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТАТАРСТАНА в Казани, конечно же, стал одним из пунктов нашей программы. Прекрасный музей, красивое здание! И сегодня, как и обещала, покажу вам удивительной красоты экспонаты ТАТАРСКОЙ ЗОЛОТОЙ КЛАДОВОЙ.

Несмотря на то, что кладовая названа ЗОЛОТОЙ, основной материал украшений - всё-таки серебро.

"Золотая кладовая" представляет собой всего-навсего одну небольшую комнату 2*2 метра.

Для меня эти украшения стали настоящим открытием, так как они совершенно отличаются от всего, что я видела прежде в других музеях. Они, поистине, самобытны и с головой погружают тебя в совершенно другую культуру, традиции быта и национального костюма.

ТАТАРСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ XVII-XIX веков

Татарские украшения тех времен невероятно разнообразны и оригинальны, среди них столько необычных наименований!

Нагрудная перевязь (хасите) , застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы), коранницы, изю (расшитый украшениями нагрудный воротник). Обо всем по порядку.

Нагрудная перевязь ХАСИТЕ : на нее пришивались и серебряные монеты, и серебряные пуговицы, искусно сделанные ювелирные бляхи в большом количестве. Если одна сережка терялась, то вторая пришивалась на хасите. Эту перевязь девушка впервые надевала после свадьбы:

1. Бляхи ювелирные (офиц. название). Первая пол.19 в. Серебро, чеканка, гравировка, золочение, поделочные камни, инкрустация. 2.Нагрудная перевязь Хасите. Первая пол.19 в. Сатин, бархат, позумент; серебро, чеканка, гравировка; серебряные монеты, золочение; перламутр, поделочные камни, инкрустация.

1. Бляхи ювелирные (офиц. название). Первая пол.19 в. Серебро, чеканка, гравировка, золочение, поделочные камни, инкрустация. 2.Нагрудная перевязь Хасите. Первая пол.19 в. Сатин, бархат, позумент; серебро, чеканка, гравировка; серебряные монеты, золочение; перламутр, поделочные камни, инкрустация.

Я долго не понимала, как именно надевалась эта нагрудная перевязь-хасите, пока не посмотрела видео женщины-экскурсовода этой кладовой, облачившейся в стилизованный татарский исторический костюм:

Татарское нагрудное украшение – изү

Изү – матерчатый нагрудник, имеющий четырехугольную форму с закругленными нижними углами, крепящийся к груди при помощи завязок. Татарские женщины носили нагрудники, чтобы скрыть грудной разрез платья. Изү украшался полосками позумента, красивых тканей, разноцветных лент, а также монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д. Нагрудники данного типа не имеют аналогов у других народов региона, за исключением башкир.

Развернутое описание ОНКН

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

Традиционно глубокий разрез на груди женской рубахи татарок функционально предполагал наличие массивного украшения, прикрывающего этот разрез. У татарок существовали самые разнообразные типы таких украшений. Особого внимания среди них заслуживают украшения на матерчатой основе – нагрудники. Они представляют собой отрезок мягкой, чаще фабричной ткани от 20х30 см до 25х40 см прямоугольной формы с трапециевидной верхней частью.

Эти нагрудники характерны для большинства народов Поволжья и Приуралья, но в том или ином виде сохраняют для каждого народа своеобразные особенности в расцветке, характере отделки основы и орнаментации. Близкие по форме и оформлению монетами нагрудники встречаются у сергачских мишарей (көмеш күкрәк), башкир (һакал), чувашей (ама), восточных марийцев (налме мел), казахов (алма), киргизов (ала тамак) [10, С. 45]. По мнению С.В. Сусловой, этот круг татарских нагрудников, как и подобные украшения других народов региона, формировался на основе финно-угорских традиций [9, С. 141]. Подобное украшение у казанских татар упоминается уже в XVIII в. у И.Г. Георги [3, С. 13], позднее у М. Лаптева [5, С. 217], А.Ф. Риттиха [8, С. 20-21].

Из ү имеет четырехугольную форму с закругленными нижними углами. На него нашивались ряды позумента или разноцветных лент. Край изү часто обшивался рюшем из цветной ткани. Подобный нагрудник украшался монетами, бляшками, пуговицами, бусинами и т.д. Количество и типы нашиваемых мелких украшений были очень разнообразны и зависели от личного вкуса владелицы.


Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.

Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.

Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.

В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.

Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.

Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.

Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.

Свой бренд Светлана назвала "Габбас коллекшн". Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.

Калфак своими руками

Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.

Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.

Кстати, название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.

И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.

Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.

Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.

Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.

Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.

Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.

После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.

За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.

Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.

Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.

Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!

Полную версию передачи о женских татарских головных уборах - калафаках и как их сделать смотрите в данном видео.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Мастер-класс

Тема: Декорирование изделия по мотивам татарского народного орнамента

Формат проведения: дистанционный.

Цель: приобщение обучающихся к татарской национальной культуре и развитие духовных ценностей посредством знакомства с татарским орнаментом.

Образовательные: учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Развивающие: развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

Планируемые результаты: научиться самостоятельно украшать изделия по мотивам татарского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые сочетания; соблюдать правила безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Материалы и инструменты: бумага, фоамиран, бусины, стразы, ножницы, карандаш, клей, коробка.

Ход занятия

Вводный этап

Существует три вида орнамента у татарского народа : цветочно-растительный, зооморфный, геометрический.

Наиболее распространен орнамент с цветочно-растительными мотивами, например, м отивы волнообразных побегов в виде виноградной лозы; цветов: тюльпана, ромашки, пиона, фиалки, трилистника. В татарском орнаменте используются яркие цвета - красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый, розовый, желтый.

Основной этап

Текущий инструктаж по технике безопасности.

Подготовим необходимые инструменты и материалы для работы: бумагу, ножницы, фоамиран, коробку для декорирования

Кукла сделанная своими руками при помощи ниток (фото 1)

Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, ниток, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Данный мастер-класс рассчитан в основном на детскую аудиторию в возрасте от 8 до 14 лет. Его можно использовать на уроках технологии.

Назначение: Кукла сделанная своими руками является прекрасным подарком друзьям, родным и близким.

Цели: научиться вспоминать свои корни, хранить память предков, которая не даст нам забыть свою историю.

Задачи: научиться мастерить куклу своими руками, видеть за её неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.

Ход работы

Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке…

Чтобы воздух в избе был чистый изготовляли полезную куклу .

Внутрь куклы можно спрятать душистую траву.

В древности куклу мяли в рука, и по всей избе разносился аромат трав. Считалось, что он отгоняет болезни.

Читайте также: