Ооо делает ремонт офиса своими руками бухгалтерский и налоговый учет

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Контракт на строительство всегда затрагивает две стороны: фирму заказчика и исполнителя, то есть подрядчика. В статье рассмотрим особенности ведения бухучета при выполнении строительных работ.

Бухгалтерский учет в строительстве

Возведение зданий или сооружений имеет колоссальные отличия от других видов деятельности не только в этапах осуществления и реализации, но и в части бухгалтерского и налогового учетов.

Отличия ведения бухгалтерского учета в строительстве:

  1. Документация. Участники используют иные документы для отражения этапов и результатов стройки. Например, акты выполненных работ по спецформе КС-2, а также спецсправка о стоимости строительства по форме КС-3.
  2. Учет затрат по элементам. Иными словами, произведенные затраты подразделяются на несколько элементов, таких как: материалы, заработная плата специалистов, работа оборудования, машин и механизмов, а также накладные затраты.
  3. Особенности принятия объекта. Объект завершенного строительства подлежит приемке по специальным правилам и специальными комиссиями, по итогам данного контрольного мероприятия составляется акт о приеме-передаче (форма № ОС-1а).
  4. Необходимость в регистрации объекта. Построенное здание подлежит обязательной регистрации в соответствующих госорганах. Только после регистрации объект может быть включен в состав основных средств.

Причем бухучет в компании заказчика также отличается от учета в организации исполнителя. Рассмотрим подробнее особенности учета для каждой стороны.

Бухучет в строительстве у подрядчика

Ведение учета строительной деятельности организаций закреплено в ПБУ 9/99 , ПБУ 10/99, ПБУ 2/94 , ПБУ по учету инвестиций. Все затраты в строительной компании подлежат дроблению на элементы, поименованные выше.

Бухучет в строительной организации: пример

По условиям договора предусмотрена предоплата — 90 % от стоимости этапа. Так, аванс за первый — 1,8 млн рублей, за второй — 2,16 млн руб.

Начало работ — февраль 2020 г., окончание первой части строительства — май, второй — июль.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Ремонт основных средств — это действия, осуществляемые с целью уменьшения степени износа и возобновления технологических возможностей основных средств ради их поддержания в эффективно функционирующем состоянии.

Основные активы производства должны использоваться эффективно, а для этого их необходимо время от времени восстанавливать. Это возможно различными способами: путем модернизации, реконструкции либо выполнения ремонта той или иной степени длительности и тщательности.

Путем осуществления ремонта в результате вложения определенных затрат стоимость ремонтируемого актива увеличивается, то есть возрастает эффективность эксплуатации.

Рассмотрим способы ремонта основных фондов, проанализируем особенности его отражения в бухгалтерском учете.

Ремонт основных средств: что это такое

Определения ремонту как способу поддержки и повышения эффективности основных материальных активов в современных нормативных актах не приводятся. Не отменено, а потому считается актуальным Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года №279: в нем дается определение ремонту конкретно этого вида основных средств. Таковым считается сочетание технических мероприятий, касающихся улучшения или поддержания на прежнем уровне эксплуатационных характеристик зданий, сооружений и их конструкций.

Характерные особенности ремонта основных активов

Для ремонта, как способа поддержания ОС в эффективном состоянии, характерны следующие факторы:

  • функции ремонтируемого основного средства остаются неизменными;
  • технические возможности актива не расширяются;
  • характеристики объекта максимально приближаются к изначальным;
  • первоначальная стоимость ОС, отраженная на бухгалтерском балансе, в результате ремонта увеличивается.

Ремонт основных средств осуществляется разными путями:

  • устранением повреждений;
  • починкой;
  • заменой отдельных элементов, конструкций и узлов;
  • техническим обслуживанием (уход, смазка, проверка, очистка, настройка, регулировка и т.п.).

Классификация ремонтов основных фондов

В зависимости от того, что берется за основу разделения на группы (объем работ, их стоимость, длительность, степень вмешательства в функционирование основного средства и порядок организации), ремонты можно подразделить на несколько категорий.

  1. По возможности планирования:
    • планово-предупредительный ремонт – проводят регулярно, не дожидаясь проблем в функционировании основного средства, с целью профилактики снижения эффективности;
    • аварийный ремонт – экстренное устранение возникших неполадок или нарушений работы объекта для возобновления его работоспособности;
    • восстановительный ремонт – разновидность аварийного, когда работы вынуждены проводиться после воздействия на основные фонды каких-либо чрезвычайных ситуаций, неподконтрольных человеку, например, стихийных бедствий.
  2. По объему и характеристикам проводимых работ:
    • текущий ремонт – наименьший по масштабам и стоимости производимых ремонтных действий, призванный обеспечить эффективную эксплуатацию до следующего ремонта, не затрагивающий главные функциональные характеристики объекта (может проводиться неоднократно в течение года);
    • средний ремонт – более трудоемкий процесс, предусматривающий большие затраты, требующий частичного вмешательства в работу ремонтируемого основного средства; чаще всего связан с заменой деталей и важных узлов (не выполняется чаще раза в год);
    • капитальный ремонт – самый дорогой и длительный из всех видов восстановительных ремонтных работ, полностью охватывают объект, предусматривая вмешательства высокой степени, в результате чего на время ремонта он выпадает из эксплуатации (проводится изредка).
  3. По выбранной стороне исполнения:
  • хозяйственный способ ремонта – обслуживание и/или восстановление объекта выполняется путем привлечения внутренних ресурсов самой организации;
  • подрядный способ ремонта – привлечение для осуществления работ внешних исполнителей.

Текущий и капитальный ремонт: как отличить

Разделение ремонтов на текущий и капитальный имеет важное значение, поскольку эти виды работ по-разному отражаются в бухгалтерии предприятия и другой отчетности. Между тем нормативные акты налогового и бухгалтерского законодательства не дают четкого разграничения и дефиниций этим видам ремонтных работ.

Рассмотрим основные отличия текущего и капитального ремонтов, которые приняты в предпринимательской практике.

Основание Текущий ремонт Капитальный ремонт
1 Периодичность Не более раза в год Более одного года
2 Характер работ Устранение повреждений, неисправностей, замена отдельных частей Полная разборка, замена всех поврежденных или изношенных элементов
3 Длительность Не очень продолжительный Продолжительный
4 Основной способ исполнения Чаще хозяйственный Чаще подрядный
5 Регулярность Должен производиться по специально составленным графикам Зависит от степени износа основного средства, назначается специально
6 Дополнительные работы Не предусмотрены Может сопровождаться реконструкцией, модернизацией

Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС

Особенности бухучета затрат на ремонт основных фондов должны отражаться в учетной политике конкретного предприятия и оформляются соответствующим приказом. Как правило, эти средства вносятся в состав издержек производства или обращения, для чего выбирается один из путей.

  1. Фактические расходы включаются в издержки обращения. Этот метод применяется в основном для текущих ремонтов: расходы списываются в тот же период, когда были произведены.
  2. Создается специальный ремонтный финансовый резерв. Организация выбирает порядок начисления резервных фондов относительно установленных во внутренних нормативных актах специальных лимитов для таких отчислений, размер которых зависит от группы основного средства.
  3. Отнесение ремонтных затрат в счет расходов будущих периодов с тем, чтобы потом их равномерно списывать. Такой способ удобнее, если предстоят крупные и масштабные ремонтные работы, а фонда или резерва для этого не создавалось. Если списать сразу большую сумму на эти расходы, нарушится отражение себестоимости работ.

Бухгалтерские проводки при разных способах организации учета ремонтных средств

Хозяйственный способ организации ремонта позволяет одномоментно списать затраты на ремонтные работы. Проводки:

Резервный способ, когда создается фонд ремонта основных средств, предусматривает использование средств из этого резерва. Если на конец отчетного года ремонт окончен, а резерв не израсходован полностью, остаток полежит сторнированию. Если ремонт продолжается и в следующем году, остаток средств в резерве по итогам отчетного года относится на его финансовые итоги. Если средств, наоборот, не хватило для завершения ремонта, придется провести дополнительные траты и в конце года списать их на расходы. Проводки:

Расходы на ремонт, распланированные на будущее, должны списываться равномерно, одинаковыми частями.

СПРАВКА! Нормативные отчисления в счет будущих периодов не могут быть больше, чем средняя цифра, характеризующая этот показатель за предыдущие три года.

Если договором аренды (соглашением к договору) не предусмотрено возмещение таких затрат арендодателем, то расходы признайте в отчётном (налоговом) периоде, в котором они возникли (на дату акта выполненных работ), единовременно, в размере фактических затрат.

Обоснование:

Затраты на текущий или капитальный ремонт арендованного помещения, используемого в целях производства и реализации, можно учесть в составе прочих расходов, если договором (соглашением к договору) не предусмотрено возмещение таких затрат арендодателем. В этом случае расходы признайте в отчётном (налоговом) периоде, в котором они возникли, в размере фактических затрат ( п. п. 1 , 2 ст. 260 , п. 5 ст. 272 НК РФ).

При наличии в налоговом учёте резерва под предстоящие ремонты ОС расходы на ремонт арендованного помещения спишите за счёт резерва ( п. п. 2 , 3 ст. 260 , п. 2 ст. 324 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-03-06/1/901).

Будьте внимательны: если в вашем договоре ничего по поводу ремонта не написано, то капитальный ремонт будет обязанностью арендодателя, а текущий - арендатора ( ст. 616 ГК РФ). В этом случае исполнение за арендодателя его обязанностей по проведению капитального ремонта нельзя расценить как экономически обоснованный расход и учесть в целях налогообложения прибыли ( п. 1 ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.02.2011 № 03-03-06/1/51 , от 27.07.2006 № 03-03-04/2/183 ).

Хотите узнать, как с 2022 года арендатор должен учитывать полученные в аренду основные средства? Воспользуйтесь готовым решением .

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Компания собирается арендовать офисное помещение. На какие положения договора аренды бухгалтеру следует обратить внимание с учетом того, что компания планирует отремонтировать офис под свои нужды?

Перечислим важные положения договора аренды, которые следует учесть бухгалтеру компании – арендатора, намеренного произвести улучшения в арендованном помещении:

  • По закону обязанность проводить капитальный ремонт предмета аренды возложена на арендодателя, а текущий ремонт на арендатора. Иное распределение обязанностей должно быть прописано в договоре аренды (п. 1 ст. 616 ГК РФ). При анализе экономической оправданности расходов на ремонт арендованного помещения важно обращать внимание, чтобы такая обязанность была предусмотрена договором или вытекала из норм ГК РФ.
  • Посмотрите, как прописаны договоренности арендатора и арендодателя по отделимым и неотделимым улучшениям арендованного имущества, в частности, порядок согласования неотделимых улучшений, возмещения их стоимости арендатору (ст. 623 ГК РФ).

Произведенные без согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества не подлежат возмещению. Возмещаемые арендодателем улучшения у арендатора не амортизируются (п. 1 ст. 258 НК РФ).

  • Проверьте срок действия договора аренды помещения. Если он меньше 12 месяцев, то договор аренды не подлежит государственной регистрации. Если договор заключен на срок не менее года, то он считается заключенным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 652 ГК РФ). Договор аренды помещения, заключенный на неопределенный срок не нуждается в регистрации (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.01 № 59).

Произведенные арендатором капитальные вложения в арендованное помещение подлежат амортизации в течение срока действия договора аренды. После окончания срока действия договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по указанному имуществу (Письмо Минфина РФ от 13.05.2013 № 03-03-06/2/16376).

Пролонгация договора аренды приравнивается к заключению нового договора (п. 10, п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.01 № 59). Амортизация неотделимых улучшений при пролонгации (или возобновлении) договора аренды может привести к спорам с налоговым органом.

Минфин РФ в ряде свежих писем разъясняет, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Арендатор продолжает начислять амортизацию по капитальным вложениям в арендованное имущество до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды. Ранее ФНС РФ выражала другое мнение: договор с истекшим сроком прекращает действовать, а возобновленный договор на неопределенный срок следует рассматривать как новый договор аренды (см. Письма Минфина России от 31.07.2018 № 03-03-06/1/63831, от 11.08.2017 № 03-03-06/1/51578, ФНС РФ от 13.07.2009 № 3-2-06/76).

Вопрос

Как учесть расходы по отделке здания, купленного без чистовой отделки - можно ли их включить не в стоимость здания, а списать единовременно как затраты на ремонт?

Ответ специалиста

Если вы осуществляете достройку или ремонт здания (помещения) до ввода его в эксплуатацию с целью доведения до состояния, пригодного для использования, то его первоначальную стоимость вы формируете с учетом затрат на достройку или ремонт (Письма Минфина России от 10.03.2009 N 03-03-06/1/119, УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.2, от 10.10.2006 N 20-12/89139).

Если расходы на выполнение работ осуществляются после ввода объекта в эксплуатацию, то в целях правильного учета затрат необходимо понять их сущность. Расходы по достройке должны увеличивать первоначальную стоимость строения в силу п. 2 ст. 257 НК РФ, затраты на ремонт объекта, используемого в производственной деятельности, включаются в прочие расходы в период их осуществления на основании ст. 260 НК РФ. Позиция Минфина по этому вопросу представлена в Письмах от 10.03.2009 N 03-03-06/1/119, от 26.04.2007 N 03-03-06/1/251, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/25.

Читайте также: