Тангенциальный тонарм своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Проблему снижения угловой погрешности можно решить и другим путем, но при этом утрачиваются преимущества простого, поворачивающегося вокруг оси тонарма (опыт производства, удобство в работе и так далее). Можно представить множество способов смещать головку звукоснимателя в направлении к центру по тому же пути, как и в рекордере, чтобы продольная ось головки располагалась по касательной к немодулированной канавке (тангенциально). Таким образом искажения, обусловленные горизонтальной угловой погрешностью, в действительности уменьшаются.

Конечно, может возникнуть вопрос, как изменятся искажения, если из-за коробления пластинки возникнет вертикальная угловая погрешность. Для ответа на этот вопрос сравним искажения, вызываемые горизонтальным и вертикальным углами погрешности.

При проигрывании коробленых пластинок инерционные свойства тонарма вызывают прогиб иглодержателя, вследствие чего изменяется вертикальный угол воспроизведения (обычно на 0,6°). Это означает, что искажения от тангенциального тонарма с горизонтальным углом погрешности 0,02-0,1° значительно не снижаются из-за вертикальной угловой погрешности. Но главное достоинство тангенциальных тонармов заключается именно в том, что их можно изготовить в укороченном виде, а инерция снижается пропорционально квадрату длины. Таким образом, улучшенные динамические свойства тангенциальных тонармов обусловливают уменьшение изменения вертикальной угловой погрешности от коробления пластинки.

Квазитангенциальный тонарм

Тангенциальный тонарм


Михаил Соловьев

Шариковые подшипники? Шестеренчатая передача с прямыми зубьями? Тогда уж и вращайте шаговым двигателем полным шагом. В целом- то хорошо, но эти моменты.. Они прямо как проволокой в ухо.

Валера Кожин

Михаил, да, все так, безумно! Мне понятны недостатки, но пока так. Еще с юности хочу построить это. Изначально передачу планировал через ремень (пассик). Почему перешел к шестерням, да черт знает. Знаю, что шум будет и тп. Ну, решил, что, пока, если печатать передачу на принтере, будет проще. В общем, это техническая игрушка пока, а там видно будет

Сергей Кропачев

Валера Кожин

Илья Задорожный

Дядя Ваня

Валера Кожин

Дядя, Вообще, тангенциальные тонармы делаются для того, чтобы устранить так называемый угол горизонтальной погрешности, возникающий, когда ось звукоснимателя расположена не по касательной к канавке. Эта погрешность является причиной нелинейных, фазовых искажений, ухудшает разделение каналов. А я просто развлекаюсь, хочется посмотреть, что получится. Двигатель перемещает каретку с тонармом таким образом, чтобы его ось была по касательной к канавке.

Проигрыватель завершает серию аппаратуры "Большой проект".
Изначально была поставлена задача сделать такой проигрыватель, какого ни у кого нет, и с этим пришлось повозиться. Решил сделать проигрыватель с вертикальным расположением диска. Вы можете сказать, что это не очень-то и новинка, такие есть. Мало - но есть. Но все они имеют тангенциальный тонарм, я же решил применить обычный прямой тонарм, он больше подходит под стиль стимпанк.
Работу начал с разметки основной платы, она сделана из латуни толщиной четыре миллиметра.

Далее расточил отверстия для двигателя и тонарма. Кстати, двигатель и управление им применил от проигрывателя "Вега 106", на которой была установлена вертушка фирмы Unitra.

Двигатель имеет оптический таходатчик.

Вращение передаётся на шкив пассиком, эту часть я оставил без изменений, только заменил подшипники на валу диска.

Плата крепится к подставке с помощью четырёх ножек, они изготовлены из латунного прутка диаметром шесть миллиметров.

Вот такой вырисовывается Микки Маус.

Тонарм полностью самодельный. Для его вертикального перемещения применены подшипники диаметром пять миллиметров, а для оси тонарма я взял поворотный узел коромысла от HDD, подшипники там просто отличного качества.

Площадка крепления головки звукоснимателя одевается на трубку тонарма и фиксируется торцевым винтом - это позволяет производить регулировку угла головки. Сама трубка тонарма - это обычная телескопическая антенна.

Примеряю тонарм к плате и подбираю противовесы. Их, противовесов, аж три штуки: для балансировки, для компенсации скатывающей силы и для регулировки прижима.

А это подшипники оси диска. Пришлось немного поломать голову над креплением диска так, чтобы он не вываливался при вращении.

Так, как пластинка располагается вертикально, то понадобился прижим. Его делаю из листовой латуни, а внутрь вклеиваю магнит, он-то и прижимает пластинку к диску.

На прижим наношу стробоскопические метки.

После гравировки обрабатываю метки селенистой кислотой.

И после промывки придаю окончательную форму на токарном станке, чёрный цвет, оставшийся в углублениях, делает метки более контрастными.

Под тонармом устанавливаю микролифт для подъёма и опускания головки звукоснимателя.

Заднюю крышку сгибаю из листовой латуни и спаиваю по контуру.

На шкив крепится массивный диск из толстой латуни, его вытачиваю на станке за один установ для исключения его биения. Потом приклею на него кожаные пятаки для того, чтобы не царапать пластинку.

Читайте также: