Тактильные ощущения для детей своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу , когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

Зачем нужен тактильный контакт?

Есть причины медицинского и психологического характера. Тактильный контакт с мамой:

Нормализует температуру тела новорожденного.

Нормализует сердечный ритм и артериальное давление.

Повышает уровень сахара в крови малыша.

Успокаивает ребенка, дает ему ощущение безопасности.

Снижает уровень гормонов стресса ребенка в крови.

Помогает проще наладить грудное вскармливание.

Хочу на ручки!

Большинство детей сами прекращают требовать постоянной переноски, как только начинают самостоятельно передвигаться. Любопытство побеждает желание прикосновения.

Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:

Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.

Отсутствие или недостаток тактильного контакта

Дети воспринимают отсутствие близкого человека по-другому. Вы занимаете очень большое место в его жизни. Поэтому для него неважно, ушли вы на минуту или на час. Малышу не просто плохо без вас, он не может понять, сколько вас не было и сколько еще не будет. Такой образ мысли длится первые полгода. Отучать ребенка от себя (да, это тоже придется сделать) лучше только после этого периода.

Тактильный контакт — это одна из вещей, на которых не советуют экономить время. Оставляя ребенка долго без своего присутствия, вы можете подвергать его постоянному стрессу. Такое напряжение может вылиться в психологические травмы и комплексы. Те малыши, которым не хватает внимания, ведут себя по-другому. Они часто бывают напряжены и проявляют агрессию. Это не злоба, просто так компенсируется недостаток прикосновений.

Наблюдение на прогулке за своим малышом может помочь вам определить, хватает ли тактильного внимания вашему малышу. Если ребенок не боится отойти далеко от вас, охотно общается или взаимодействует с другими детьми, то все хорошо. Что-то в поведении не понравилось? Подумайте, как можно восполнить такой недостаток внимания: развивающие игры с касаниями, массаж, просто выделить больше времени для того, чтобы побыть с малышом.

Одни из самых классных видов игр! Они сближают маму и малыша, учат доверию, взаимопониманию, развивают чувствительность, тактильное восприятие. Давно доказано, что тактильные игры тесно связаны с развитием речи!

1. ВЕТЕР-ВЕТЕРОК

Скажите ребенку, что в окно залетел ветерок!

Пусть малыш закроет глаза, а вы слегка подуйте на них.

Затем подуйте на ручки и спросите:

-Куда подул ветерок?

Затем можно поменяться ролями – вы закрываете глаза и угадываете, а малыш изображает ветер.

В самом конце скажите:

-Все! Ветерку пора улетать! До свидания, ласковый ветерок! Прилетай еще!

2.КОЛЕНКА-ЛАДОНЬ

Тактильная игра для детей постарше.

Вы сидите с малявкой напротив друг друга.

Вы называете части тела, до которых должны вы оба дотронуться.

Например, щека-плечо! Одной рукой ребенок дотрагивается до щеки, другой до плеча.

Можно уточнять, какая щека и плечо – правая или левая.

Другой вариант: вы дотрагиваетесь до ребенка, а он – до вас!

Вы своими руками кладете одну руку на голову ребенку, а другую – на ручку.

А он на вашу голову и руку!

3.НЕЖНОСТИ

Отличная игра на развитие тактильных ощущений и возможности расслабить ребенка, снять напряжение.

Пусть малыш закроет глаза, начните гладить по его ручке разными кусочками ткани или краешком одежды.

Желательно подобрать ткань разной фактуры.

Водите по коже ребенка и приговаривайте, описывая ощущения, фактуру. Например, кусочек меха: как мягко, тепло, щекотно, нежно, ласково.

Если ребенок постарше, то он может рассказать о своих ощущениях.

Играть можно даже с малышами до года!

Прекрасно устанавливает контакт мама-малыш, помогает развить тактильные ощущения, успокоить, установить доверие.

4.СЛАДКИЕ СТОПОЧКИ

Массажик – одно из самых расслабляющих и успокаивающих действий с малышом. И сколько бы ему не было лет.

Ребенок лежит, а вы:

-гладите разные части тела и приговариваете

-слегка растирайте ножки, стопочки, пальчики

-нарисуйте фигуры, восьмерки на стопе, линии на руках и ногах, круги на животе

Такой массаж позволит установить тактильный контакт с ребенком, выразить ему свою нежность, любовь и заботу.

5.ПРОВОДНИК

Отличная игра, которая поможет не только установить тактильный контакт с ребенком, но и укрепить доверие между вами.

Первый вариант: взявшись за руки, вы должны пройти по всему вашему дому/комнате/квартире, не размыкая рук!

Второй вариант: один из вас идет с открытыми глазами, а второй – с закрытыми. Тот, что с открытыми – держит за руку и диктует, что делать тому, кто с закрытыми.

Поиграйте обязательно! Удивительная игра, учит вас доверять ребенку, а малышу брать ответственность на себя.

Презентация на тему: " Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. Новые тактильные ощущения для детей, расслабление." — Транскрипт:

2 Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. Новые тактильные ощущения для детей, расслабление и умиротворение, интересные игры и раннее развитие – все это находят дети в игре с гелиевыми шариками. Они стимулируют тактильные ощущения, воздействуя на рецепторы пальцев рук, стимулируют внутренние органы, оказывают оздоровительный эффект, помогают в умении передавать ощущения, эмоции в речи. Гидрогелиевые шарики помогут вам расслабиться, скинуть всю усталость и переутомление и почувствовать эмоциональное обновление. Играя с шариками создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, расслабления и гармонии. Дети заряжаются энергией для активной деятельности. Главная задача игры с шариками воздействовать на органы чувств, вызывать разнообразные чувственные переживания, ощущения. Ученые доказали, что чем беднее мир сенсорных ощущений ребенка, тем медленнее он развивается, а в поведении и мировоззрении становится больше стереотипов.

4 Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

5 Выполняется при использовании фонтанов. Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации. Дети полукругом размещаются у фонтанов, принимают удобное положение опускают руки в емкость с шариками, и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глаза и включить воображение, для того чтобы оказаться в лесу. Представить, какой ручей, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе ручей? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

Читайте также: