Сюрко своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Очень хорошо и подробно по 15 веку.По материалам группы исторической реконструкцмм " Welsh Archers".

Из платьев незнатные женщины в 15 веке носили сюрко или, гораздо чаще, - киртлы. Поверх них могла одеваться более тёплая одежда, но о ней речь не пойдёт.

Киртл - обычно имеющее шнуровку облегающее платье с юбкой, которая клешится от бедра. Клешение достигается за счёт кроя и вставочных клиньев. Если шнуровка фронтальная, то она всегда спускается ниже талии. Встречаются неотрезные, а также отрезные по талии (или на пару пальцев ниже талии) варианты киртла.

Сюрко (в его непридворном варианте) - безрукавное платье с низкой, несколько вынутой проймой и расклешённой от бедра юбкой, без шнуровки.

Платья могли надеваться друг на друга и виднеться при этом: использовался принцип подчёркнутой многослойности и некоторой контрастности слоёв.

Под платье надевали нижнюю рубашку Т-образного покроя, с ластовицами и клиньями, длиной где-то до середины икры или ниже, которую называют камизой.

Слои платьев :
камиза + одно платье (сюрко или киртл)
камиза + 2 платья (2 киртла / киртл и сюрко)

Сам киртл:
с коротким рукавом или с длинным рукавом
с фронтальной или с боковой шнуровкой
из шерстяного сукна или изо льна

2 киртла:
оба с длинным рукавом (рукав нижнего киртла обужен, верхнего - пошире)
один с длинным, другой с коротким рукавом
верхний с длинным руковом, нижний - безрукавный киртл
верхний с коротким рукавом, нижний - безрукавный киртл*

* Это редкий вариант - как и короткорукавный киртл поверх сюрко.

Лёгкий киртл:
лён, может быть на подкладе, чаще всего - короткие рукава

Тёплый киртл:
шерстяное сукно, на льняном подкладе, бывает как с короткими, так и с длинными рукавами

Слои утепления (самый нижний слой везде - камиза):

Малое утепление
Сочетание 1
Верхний тёплый киртл из сукна с короткими рукавами и фронтальной шнуровкой поверх лёгкого льяного киртла с длинными рукавами и с боковой шнуровкой

Среднее утепление
Сочетание 2а
Верхний тёплый киртл с длинными обуженными рукавами и фронтальной шнуровкой (люверсы) поверх лёгкого киртла с коротким рукавом с фронтальной шнуровкой (обшитые дырочки)

Сочетание 2б
Верхний тёплый киртл с длинными обуженными рукавами и фронтальной шнуровкой поверх лёгкого киртла с коротким рукавом с боковой шнуровкой

Сочетание 2в
Верхний тёплый киртл с длинными обуженными рукавами и фронтальной шнуровкой поверх лёгкого сюрко (не имеет шнуровки)

Высокое утепление
Сочетание 3
Верхний тёплый киртл с длинными широкими рукавами и боковой шнуровкой поверх лёгкого киртла с длинными обуженными рукавами и фронтальной шнуровкой

Все погоды (эконом-вариант)
Сочетание 4
Тёплое платье из тонкого сукна (сюрко (без шнуровки) или безрукавный киртл с фронтальной шнуровкой) со съёмными рукавами поверх камизы

Таким образом, требуется решить:
1) Будет ли платье единственным или впоследствии оно будет носится с другим платьем?
2) Если платье одно, то
- с фронтальной шнуровкой или с боковой? (кроме сюрко)
- с рукавом или без? К безрукавному киртлу или к сюрко желателен съёмный рукав.
- если с рукавом, то с коротким или с длинным?
- если с длинним рукавом, то с широким (без пуговок) или обуженным (на пуговках либо без)?
3) Если платьев два, то это будут два киртла или киртл плюс сюрко?
4) Если платьев два, то которое будет верхним, и соотвественно, тёплым (из сукна), а какое нижним (изо льна)?
5) Какое сочетание слоёв выбирается? Из этого следует - какой длины и ширины будет у какого платья рукав, и где у них будет шнуровка и т. д.? (кроме сюрко)

NB: Пуговицы на обуженных рукавах редко сочетаются с фронтальной шнуровкой! Чаще - с боковой.

Следует помнить о том, что 2 платья чаще контрастны: по тёмности-светлости либо по холодному-тёплому цвету.

Типичное сочетание, имхо, 2, в той или иной вариации, но с сюрко тоже может быть очень удобным.


Платья часто поддёргивались поясами при работе или в танце - как здесь. Также подол могли отгибать спереди, чтобы показать нижнее платье или подклад.

Нередко по подолу пришивали кайму - (истрёпанную и грязную ткань можно было заменить).

У замужних женщин - головные уборы. Без головного убора - лишь незамужние.

- Сюрко
У девушки, слева спиной к нам на самой первой картике - простонародное (непридворное) сюрко, бока вынуты лишь чуть-чуть, сюрко надето поверх киртла. У женщины, справа спиной к нам - сюрко (или, скорее, безрукавный киртл, но это не столь существенно) поверх другого киртла.


Оранжевое сюрко у одной женщины и жёлтый киртл с подобранным подолом - у другой, оба платья надеты на камизу (или на нижний киртл из льна):

Здесь рукава также отколоты, но лишь на момент работы:

- Киртл
Может быть верхним и последним слоем на камизу, особенно летом, может одеваться под другое платье (для тепла или для нарядности) или под тёплую одежду.

Типичный лёгкий киртл на лето, с коротким руковом и фронтальной шнуровкой:

Камиза шьётся под его вырез, часто так - чтобы немного выставляться.

Богатые горожанки и дамы могли прикалывать к киртлу с коротким рукавчиком отдельные = съёмные рукава из нарядной ткани.


- Примеры
Вот здесь на женщине спереди - парадный вариант одежды:

розовое непридворное сюрко
вероятно, киртл тёмного цвета с коротким рукавом
отдельный приколотый рукав


Здесь:

киртл с фронтальной шнуровкой, продетой в люверсы, и без рукавов (но не сюрко - у него вместо рукава как бы всё равно широкая приспущенная с плеча лямка есть)
отдельные рукава
плащ на подкладе
в декольте выставляется камиза либо шейный платок

- Для начального комплекта , имхо, достаточно этого, см. варианты:

камиза + лёгкий киртл (лён, короткие рукава)


или

камиза + сюрко / безрукавный киртл + съёмные рукава


- Для следующего этапа - 2 платья:
Камиза + нижний киртл (лёгкий короткорукавный изо льна) + верхний киртл (тёплый из сукна, длинные несъёмные рукава)


или наоборот,
сверху над длиннорукавным - короткорукавный киртл (С)


или
под сюкро - киртл с длинными рукавами:

Уточнение: нижний лёгкий киртл летом можно носить отдельно, без верхнего.

UPD
Платья (продолжение)


Верхний длиннорукавный киртл (также иногда неудачно называемый многозначным словом gown)


Киртл с открытым крылатым шапероном


Базовая выкройка (Не для шитья! - только основа для построения )

(Важно: Многие не согласны с использование выкроек археологогических платьев 14 в. для короткорукавного киртла 15 в., и конструируют слегка по-другому - по швам, прорисованным у голландских художников 15 в.)

Открытый шаперон без крыльев - пошаговый новодел
Новодел 1
Новодел 2

Самый простой головной убор - тюрбан из длинного куска тонкого белого льна или шелка. На служанке - верхний киртл на меховом подкладе и нижний киртл, виднеется край камизы, но голове - шелковый тюрбан.


Вариант ношения

Типовая сумочка-мешочек с кисточками, могла подвешиваться на пояс под верхнее платье. Может делаться и из более дорогих тканей.


- Из узорчатой шёлковой ткани (см. также ранее)
ссылка


- Из бархата


- Из шелка

- Из неизвестной ткани попроще, возможно, шерсти
ссылка
(см. на служанку на заднем плане)

Чем короче рукав короткорукавного киртла, тем явнее должен быть окат съёмного рукава.

Вариант 1 годится для киртла с коротким рукавом, вариант 2 - для безрукавного киртла.


Раскрой учитывает локтевой сгиб.

Алгоритм:
- выкроить 2 детали рукава из лицевой ткани и 2 детали подклада;
- с изнанки пришить подклад к краю рукава и к окату и вывернуть наружу;
- прошить боковой шов рукава и обметать его

Рукав, приколотый к смётанному киртлу:
ссылка


Для съёмных рукавов труднее всего найти плотный шёлк с узорами в подлинно медиевальном стиле, лучше с узорчатой тканью не связываться:




Однотонный шелковый бархат и однотонный натуральный толстый шёлк ("дикий шёлк"), а также шерстяное сукно имеются в продаже.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII — конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.

Развитие доспехов в средние века в Западной Европе


Середина VII — IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном — металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж — ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.



Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы — кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш — большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев — например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части — ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X—XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII — начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко — длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.



Конец XII — XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм — первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм — горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы — кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой — одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.



Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм — рыцарский шлем, появившийся в конце XII — начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина — доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже — разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.



Вторая половина XIII — начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем — цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты — наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII — начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII — начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.




Первая половина XIV — начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл — кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры — фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель — самый уродливый шлем в европейской истории, тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи — часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон — стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн — по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV — начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет — закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище — кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже — латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме — новый тип рыцарского шлема XV—XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме — высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады — тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями — самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером — защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры — маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.



Конец XV — XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех — явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, — кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны — латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты — набедренные щитки.

В этот же период появляется бард — латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен — защита морды, критнет — защита шеи, пейтраль — защита груди, круппер — защита крупа и фланшард — защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника — 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади — 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV — начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты — германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.

Дмитрий Байдуж

Дмитрий Байдуж

Мария Абдулина-Бирюкова

это что-то типа памятки по изготовлению костюма:

* Определитесь с легендой (социальный статус, этническая принадлежность и т.п.). От этого зависит покрой костюма, его состав и украшения, материалы, из которых костюм изготавливается.
* Соберите всю доступную информацию по костюмам, их отделке и покрою для выбранной вами эпохи.
* Старайтесь, чтобы отдельные детали или украшения соответствовали общей стилистике костюма.
* Не стоит использовать старинные выкройки; как показывает опыт, костюмы сшитые по таким выкройкам невозможно носить. Однако такие выкройки необходимо изучать и базировать на них свои собственные разработки.
* Делайте выбор в пользу естественных тканей подходящих по фактуре и окрасу под моделируемую эпоху и выбранную вами легенду.
* Старайтесь конструировать сразу комплект одежды, а не ее разрозненные элементы.
* Уделяйте внимание бижутерии (пояски, броши, браслеты, кольца) и ее соответствию общему стилю костюма. Не переусердствуйте с украшениями и прибамбасами. В каждую эпоху у каждого сословия была своя граница украшательства, за которую переступать не следовало.
* В любом костюме должно быть более одного слоя одежды (по крайней мере нижнее и верхнее платья).
* Не забудьте про головной убор - это существенное добавление к костюму! (если, конечно, ваш костюм его предусматривает).
* Как правило, ткани крашеные промышленным способом имеют слишком яркие оттенки, которых нельзя достичь используя натуральные красители. Для подгонки цвета таких тканей может понадобиться их легкое дополнительное обесцвечивание (например, стиркой или дополнительным крашением).
* Старайтесь на машинке сшивать только невидимые или технические швы. Все видимые швы (обшивка отверстий и т.п.) делайте вручную.
* И последнее, когда костюм сшит и вы его надели, старайтесь соответствовать этому костюму, т.е. той легенде на которую вы опирались при моделировании костюма.

Дмитрий Байдуж

Вследствие необходимости совмещения в рамках одного действа вымышленных и реальных персонажей различных эпох нам придётся нарушить историзм, являющийся необходимым условием любого собственно историко-реконструкторского феста, однако, это касается лишь главных героев. Относительно массовки есть возможность "поиграть" в определенную эпоху и даже страну, в плане репрезентативности, зрелищности и передачи "духа" времени наиболее выигрышно, колоритно смотрятся костюмы и украшения классического (высокого, 11-14 вв.) и позднего (15-17 вв.) средневековья. Одновременно, необходимо присутствие представителей целого ряда ordo (сословий), по нескольку человек от каждого. Три основных: oratores (молящиеся - монашество и священники), bellatores (воюющие - рыцари, оруженосцы, сержанты, наемники, ополченцы) и laboratores (работающие - крестьяне), знатные и нет. Сей ряд постепенно обогащался (и внутренне иерархизировался), среди иных сословий: купцы, горожане (абстрактно), ученые (в т. ч. алхимики), трубадуры (труверы, миннезингеры), лица вне сословий (разбойники, нищие, актеры, проститутки) и др. Участникам мероприятия необходимо определиться с сословными предпочтениями, и начинать готовить костюмы. В целях упрощения процесса создания костюма и его удешевления необходимо выработать некий "типовой" (простите за неисторичность) костюм для каждого сословия - это позволит унифицировать и удешевить процесс его создания, сэкономить время и деньги; в то же время, не должно быть абсолютно похожих костюмов, многообразие обеспечит цветовая дифференциация и дополнительные детали, а также украшения. Впрочем, здесь следует проявлять осторожность: сословия были ограничены в выборе цветов и богатстве украшений. Просьба предлагать типовые сословные костюмы, основание - средневековые изобразительные источники, см. соответствующие темы на форуме (ссылки запрещены, пишу кириллицей): ввв.тгород.ру - форум - гардеробная комната - запад.

Камиза
Бывает различных видов. Такая камиза с короткими рукавами хорошо подходит для платьев с длинным рукавом.



А вот и различные виды камиз. Камиза имеет множество вариаций. У девушки слева она расширяется сразу от горловины, у девушки посредине безрукавная камиза с отрезной юбкой, у третьей - приталенная с рукавом.


Теперь, когда нижнее белье есть, стоит выбрать нижнее платье (его еще называют коттой). Котта также имеет множество вариантов кроя. Рукава котты должны быть узкими, котта обязательно должна закрывать ноги.



Также здеcь платье со шнуровкой.



Нижнее платье без рукава называется киртлом. На этом фото девушка в голубом киртле со шнуровкой спереди. Характерными приметами этого платья являются: глубокая шнуровка, очевидно опускающаяся ниже линии талии, и короткие рукава.


Еще один вид киртла с коротким рукавом.



Нижнее платье может быть также мипарти (двуцветным) и на пуговицах спереди, как это показано на фотографии.



Котарди
М.Н. Мерцалова: "узкая полуприлегающая одежда с застёжкой или без неё посередине переда, узкими рукавами и низко расположенным поясом. Рукава короткие и узкие до локтей или запястий. Относится к 14 - нач. 15 в.в."



Котарди может выступать и как верхнее платье, если пошит из тонкой шерсти, тонкого сукна. Здесь котарди на пуговицах, а под ним котта с длинным рукавом (на рукавах тоже пуговицы, что вполне допустимо и соответствует источникам).



Вот еще котарди - верхние платья. Слева из тонкого сукна травянистого цвета, с литыми латунными пуговицами, бежевыми суконными типпетсами. Справа темно-синее котарди с белыми льняными типпетсами.



Итак верхнее платье — сюрко.



В XIV веке женское сюрко имеет глубокий вырез горловины и широкие разрезы по бокам от плеча до бедра, сквозь которые была видна нижняя одежда.



И когда комплект одежды готов, не стоит забывать про головные уборы, особенно девушкам с короткими или средней длины волосами.
Из сукна на льняной подкладке шили различные виды шаперонов. Например, на фото синий шаперон на пуговицах.



Здесь также показан один из видов фестонов.


Упелянд
В конце XIV века на территории Европы появляются упелянды, которые изначально были исключительно мужской одеждой для торжественных случаев и конных прогулок, но со второй половины XV века они стали появляться и в женском гардеробе. Упелянды представляли собой широкую и длинную верхнюю одежду, с сильно расширяющимися книзу рукавами. В Германии конца XIV- начала XV вв. упелянды преобразовались в тапперты, отличающиеся объемными рукавами, стоячим воротником, а в иных случаях и застежкой в виде пуговиц.



Пулены
Пулены были популярны в Европе с 1340 по 1470 год. Их носили и мужчины, и женщины, но особенно их любила молодёжь за счёт своей относительной дешевизны и простоты изготовления ( изготовление занимало около 5-6 часов и несколько дней)

Читайте также: