Своими руками построил три или четыре кельи

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Цели: ознакомить с биографией великого русского подвижника Сергия Радонежского; расширять кругозор обучающихся; воспитывать христианские добродетели на примере подвига русских святых; формировать чувство патриотизма; прививать интерес к изучению истории Российского государства.

1. Приветствие

2. Актуализация внимания уч-ся.

Весь христианский мир чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя земли русской Сергия Радонежского.
Сегодня наш классный час будет посвящён ему. Проходить занятие будет в форме устного журнала.

3. Основная часть

Страничка 1. Родители отрока Варфоломея

Рассказ учителя.

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. По преданию, их имение находилось в четырех верстах от Ростова Великого. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, были прилежны в молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия. У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им еще одного сына, Варфоломея, в будущем – Преподобного Сергия Радонежского.

Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его.

Однажды жеребята ушли со двора, и отец отправил Варфоломея искать их.
Ходил мальчик, звал-высматривал жеребят; да вдруг видит – под большим дубом стоит незнакомый человек в черной одежде. Старец стоял и прилежно молился. Лицо у него было светлое, как у ангела. Наконец он перевел взгляд на Варфоломея и подозвал его к себе. Старец, спросил:
– Что ищешь или чего хочешь, чадо?
Варфоломей тотчас доверился Божественному старцу:
– Больше всего хочу я научиться грамоте! Отдали меня учиться, и очень тяжело у меня на душе из-за того, что учусь и никак не могу ничего понять из того, чему учит меня мой учитель. Ты же, отче святый, помолись обо мне Богу, чтобы я уразумел грамоту.
Старец поднял лицо к небу, помолился и, достав из кармана что-то похожее на небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, подал Варфоломею:
– Открой уста твои, прими это и съешь. Это тебе дается знак благодати Божией и разумения Святого Писания. Хотя и кажется малым то, что тебе дается, но велика сладость вкушения его.
И еще старец сказал Варфоломею:
– А о грамоте, чадо, не тужи: знай, что с этого дня дарует тебе Господь способность к грамоте, притом лучшую, чем у братьев и сверстников твоих.
Поблагодарив с поклоном Бога и посланного Им дивного старца, Варфоломей осмелился спросить:
– Святый отче, не посетишь ли наш дом?
К радости Варфоломея старец согласился, и они пошли в село.
– А про жеребят-то, про жеребят забыл! – спохватился по пути Варфоломей; но старец успокоил его, сказав, что Бог о его жеребятах уже позаботился.
– Главное – Бога искать и любить, а все остальное Бог Сам поможет найти, – поучал старец.
С тех пор Варфоломей больше всего полюбил читать Божественные книги и молиться в церкви, дома и в любом месте, где бы он ни был. Чтобы выразить свою любовь и благодарность Богу, он стал питаться только хлебом и водой. А сладостями, которыми его угощали, лакомил жеребят.

Рассказ учителя.

Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, земли Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям. В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Существует предание, что Преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей. В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Страничка 2. Жизнеописания Преподобного Сергия

Рассказ учителя

После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном пошёл искать место пустынное. Они исходили многие вёрсты по лесам и наконец, в чаще леса обнаружили место пустынное. Помолившись, они стали рубить лес, сначала построили хижину, потом келью и срубили церковь, освящённую во имя Святой Троицы. Не выдержав тягот пустынножительства в нужде и лишениях, Стефан ушёл в московский монастырь.
Преподобный Сергий принял иночество около 1337 года. Скудость и нужда сопутствовала ему во всем. «Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Один медведь имел обыкновение приходить к Преподобному.

Рассказ ученицы

Звери о Сергии Радонежском любопытствовали. Волки приходили по одному и стаями. Стояли поодаль, поводили носами. Иной раз бывало и близко подступали, обнюхивали. Лисы тоже дивились на преподобного.
А то сам хозяин радонежских лесов, медведь, наведался. Кто, мол, тут поселился, да почему не ведаю, да чем таким вкусным на поляне пахнет?
Преподобный вышел из кельи. Был он тонок телом, светел лицом.
Медведь привстал, чтобы, стоя на задних лапах, оказать себя во весь могучий и грозный рост. Отшельник же не испугался, а молвил приветливо:
– Мир тебе, твореньице Божье.
Негромкий, ласковый голос тотчас успокоил медведя – он мягко опустился на передние лапы и стал выжидающе смотреть на человека маленькими сумрачными глазками. Человек же зашел на малое время в келью и вышел оттуда с куском хлеба в руке. Подошедши к осиновой колоде, положил на нее хлеб.
– Приими хлебца из рук убогого Сергия. Медведь осторожно нюхнул хлеб, взял в пасть, отойдя поодаль, съел. Затем подошел к отшельнику, обнюхал его кожаные сапоги, одежду, руки. Миром, благостью веяло от отшельника.
– Приходи в мое местечко, – говорил преподобный, – всегда приходи. Будет хлебец – оба подкрепимся, будет кусок – и тот разделим. А не будет – потерпим: Господь Бог и подаст через добрых людей.
Внимая, медведь кивал головой, точно понимал речь дивного человека и во всем соглашался с ним.
С тех пор медведь каждый день приходил к келье, а то и по нескольку раз. Преподобный Сергий отламывал кусок хлеба и оставлял на колоде или на пне. Иной раз и последний кусок отдавал зверю, себе ничего не оставлял, говоря:
– Я-то укреплюсь молитовкой, а ты, бедный, как о себе промыслишь?
Порой и совсем не было хлеба. Медведь, не получив привычного угощения, долго не уходил, осматривая землю вокруг пня и колоды, тычась носом в траву и спрашивая взглядом: где же хлеб?
– Скудно нынче, скудно, – отвечал отшельник. – Даже и совсем нет. Обоим нам велит Господь потерпеть. И потерпим, потерпим. Водички попьем.
Медведь кивал головой, вздыхал и шел к ручью, а назавтра снова приходил и терпеливо ждал у пня, у колоды. Преподобный же, закончив читать молитвы, выходил, радостный, с хлебом в руке.

Рассказ учителя.

Страничка 3. Куликовская битва.

Первым среди русских князей московский князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды. В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском.
Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к Сергию Радонежскому.

Рассказ ученицы.

Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли?
Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил:
– Много крови христианской прольется. Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась.
– Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла.
Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия:
– Отправил ли сторожей в степь?
– Отправил. Сила на нас идет несметная.
– Твоя рать велика ли?
– Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала!
– Одолеешь безбожных?
– Великую веру имею к тебе, отче, – твердо ответил князь. – Вооружи благословением.
Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской.
Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве.
По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал:
– Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься!
Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю:
– Это тебе мои ратники.
Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза преподобного, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.

Рассказ учителя.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на Тульских землях, ордынцы обратились в бегство. Предсказание преподобного Сергия подтвердилась.

Страничка 4. Иконография Сергия Радонежского

Рассказ учителя.

Рассказ учителя.

Преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам Преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого Преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении.
Также святого Преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов.
Перед кончиной Преподобный Сергий призывал братство, помолившись отошёл ко Господу 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды.
В 1452 г. Православная церковь причислила его к лику святых. Житие святого, написанное Епифанием Премудрым, и описания его монашеских подвигов стало любимым духовным чтением на Руси.

4. Рефлексия

Напишите свои впечатления о преподобном Сергии Радонежском.

5. Итог

  1. Как звали родителей Сергия Радонежского? (Мария и Кирилл)
  2. Как звали отрока, будущего святого Сергия Радонежского? (Варфоломей)
  3. Сколько лет Сергий жил в одиночестве в лесу? (Два года)
  4. Какой зверь постоянно навещал монаха Сергия? (Медведь)
  5. В каком году Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с ханом Мамаем? (В 1380 г.)
  6. Как звали монашествующих воинов, участвовавших в сражении на Куликовом поле? (Пересвет и Ослябя)
  7. Как называется обитель, основанная Сергием? (Троице-Сергиева лавра)
  8. В каких житейских нуждах следует молиться Сергию Радонежскому?

Используемая литература:

1.Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

2.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

Успенский в Москве

Софийский в Киеве

Покровский в Москве

Дмитриевский во Владимире

3.Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

4.Великий князь Владимирский в конце XIII в. − XIV в. приобретал право на княжение при условии

согласия Земского собора

согласия Боярской думы

передачи этого права от отца к сыну

получения ярлыка в Орде

5. С событиями какого века связано имя Александра Невского?

7. Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

8. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

присоединение к России Крыма

присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

присоединение к России Левобережной Украины

4) завоевание Россией выхода в Балтийское море

9. Какая дата связана с началом закрепощения крестьян?

1223 г. 2)1240 г 3) 1242 г 4) 1380 г.

11. В честь какого исторического события в Москве был построен храм Василия Блаженного?

присоединения Западной Сибири

венчания Ивана Грозного на царство

12. Произведение литературы, посвященное Куликовской битве,

13. О возвышении великокняжеской власти в XV – начале XVI вв. свидетельствовало

усиление роли Боярской думы

создание Земского собора

съезде князей в Любече

решении Стоглавого собора

решении первого Земского собора

походе новгород-северского князя Игоря против половцев

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

объединение Киева и Новгорода

3. Установите соответствие между высказываниями историков и именами исторических деятелей, к которым они относятся.

1) Дмитрий Донской

4) Сергий Радонежский

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?
  1. О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.
  1. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Создана с целью углублённого изучения и привития интересов к предмету.


Создана с целью углублённого изучения истории и привития интересов к предмету.


Итоговые контрольные работы (история и обществознание)

Варианты итоговых контрольных работы( с 7 -10 класс) в конце года.


Итоговые контрольные работы (история и обществознание)

Варианты итоговых контрольных работы( с 7 -10 класс) в конце года.


Россия с древности до конца XVI в. (начала XVII в.)

Основные даты по истории.Россия с древности до конца XVI в. (начала XVII в.).

древнего средоточия русской жизни – Киева, тем был Троицкий монастырь Сергиев для нового ее средоточия – Москвы. Мы видели, как сюда, в это

новое средоточие, стекались выходцы из разных стран, бояре и простые люди, отыскивая убежище от смут внутренних, от непокоев татарских и,

наконец, от насилий самой Москвы и принося на службу последней, на службу новому порядку вещей, ею представляемому, и силы материальные, и силы

духовные. В одно почти время явились в московскую область два выходца с концов противоположных: из Южной Руси, из Чернигова, – боярин Федор

Плещеев, убегая от разорений татарских; с севера, из самого древнего и знаменитого здесь города, Ростова, – боярин Кирилл, разорившийся и

принужденный оставить свой родной город вследствие насилий московских. Сыновья этих пришлецов, один – в сане митрополита всея Руси, другой – в

звании смиренного инока, но отвергнувшего сан митрополичий, заключили тесный союз, для того чтобы соединенными нравственными силами

содействовать возвеличению своего нового отечества. Ростовский выходец Кирилл поселился в Радонеже; средний сын его, Варфоломей, с малолетства

обнаружил стремление к иночеству, и как только похоронил своих родителей, так немедленно удалился в пустыню – лес великий – и долго жил здесь

один, не видя лица человеческого; один медведь приходил к пустыннику делить с ним его скудную пищу. Но как в старину Антоний не мог скрыть своих

подвигов в пещере, так теперь Варфоломей, принявший при пострижении имя Сергия, не мог утаиться в дремучем лесу; иноки стали собираться к нему,

несмотря на суровый привет, которым встречал их пустынник: «Знайте прежде всего, что место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище

своими руками построил три или четыре кельи, сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодезя и ставил ведра у каждой кельи, сам

готовил кушанье на всю братию, шил платье и сапоги – одним словом, служил всем как раб купленный. И это то смиренное служение прославило Сергия

по всем областям русским и дало ему ту великую нравственную силу, то значение, с каким мы уже встречали его в политических событиях княжения

Димитрия Донского; здесь мы видели Сергия грозным послом для Нижнего Новгорода, не повинующегося воле московского князя, тихим примирителем

последнего с озлобленным Олегом рязанским, твердым увещателем в битве с полками Мамаевыми. Из монастыря Сергиева, прославленного святостию

своего основателя, выведено было много колоний, много других монастырей в разные стороны, сподвижниками, учениками и учениками учеников

Сергиевых. Из этих монастырей более других значения в гражданской истории нашей имеет монастырь Белозерский, основанный св. Кириллом,

пострижеником симоновского архимандрита Федора, ученика и племянника св. Сергия. Мы видели, что в свидетели клятв княжеских в последние усобицы

вместе с св. Сергием призывался и св. Кирилл как один из покровителей Северо Восточной Руси. От Сергия осталась нам память о делах, память о

тихих и кротких речах, которыми он исправлял братию и умилял озлобленных князей; от Кирилла дошли до нас послания к князьям; так, дошло его

послание к великому князю Василию Димитриевичу. «Чем более святые приближаются к богу любовию, тем более видят себя грешными, – пишет Кирилл, –

ты, господин, приобретаешь себе великое спасение и пользу душевную этим смирением своим, что посылаешь ко мне, грешному, нищему, страстному и

недостойному, с просьбою о молитвах… Я, грешный, с братиею своею рад, сколько силы будет, молить бога о тебе, нашем господине; ты же сам, бога

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

весеннее утро. за окном шебечут весёлые воробьи.в каждое окно струится теплый лучик света. деревья скаждым утром преображаются и одевают свой зелёный наряд. на улице пахнет весенней свежестью. вот уже виднеются первые ростки зелёной травки. дети весело топают полужам по дороге в школу. всё меняется.

Читайте также: