Своими руками контрольное списывание

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.08.2024

Вот эта тетрадка вам поможет в этом.

Чтобы научить ребенка грамотно писать, надо научить его списывать. Но не в смысле "списывать у соседа", а списывать тексты без ошибок.

Вот эта тетрадка вам поможет в этом.

Здесь 50 карточек-заданий. Их нужно распечатать на обычных листах формата А4 и разрезать пополам.

У вас будет большой объем заданий на списывание.

Достаточно одного задания в день. Но обязательно проверяйте и обращайте внимание на допущенные ошибки.

На страницах есть и небольшие раскраски, которые ребенок может раскрасить в конце работы.

Прочитайте ребенку памятку, как правильно выполнять задания:

1. Внимательно прочитай задания к тексту.
2. Медленнно прочитай весь текст, чтобы понять его содержание.
3. Если в тексте встретились незнакомые слова, выясни их значение у взрослых или обратись к толковому словарю.
4. Перед тем как списывать каждое предложение, сначала прочитай его и повтори, не заглядывая в текст.
5. Выдели в предложениях слова, в написании которых ты можешь сделать ошибку.
6. Прочитай предложение орфографически, проговаривая каждое слово (так, как ты будешь его писать).
7. Списывай предложение, проговаривая каждое слово по слогам.
8. Проверь себя.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

списывание текста, вставиить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы.

составила: Гринева Ольга Валериевнва

Цели и задачи:

1. Формирование умения списывать с печатного текста.

2. Развивать речь, мышление, память учащихся.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

4. Расширять словарный запас детей.

Внимательно прочитай задание к тексту.

Медленно прочитай весь текст, чтобы понять его содержание.

Если в тексте встретились незнакомые слова, выясни их значение у взрослых или обраться к толковому словарю.

Перед тем как списывать каждое предложение, сначала прочитай его и повтори, не заглядывая в текст.

Выдели в предложении слова, в написании которых ты можешь сделать ошибку.

Прочитай предложение орфографически, проговаривая каждое слово (так, так ты будешь писать).

Списывай предложение, проговария каждое слово по слогам.

ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СПИСЫВАНИЯ

Спиши. Сосчитай, сколько предложений в этом тексте.

Я на уроке в первый раз.

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс, -

Вставать или садиться?

Спиши. Сосчитай, сколько слов в этом тексте.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Спиши. Обозначь в словах ударение.

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.

Была у них курочка …..

Яичко не простое, а …..

Спиши загадку, разделяя слова на слоги. В слове – отгадке сосчитай буквы и звуки. Какая буква не обозначает звука?

Спиши. Подчеркни гласные и буквы.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

Спиши. Подчеркни согласные буквы.

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Всё летит. Должно быть, это

Улетает наше лето.

Составь из слов каждой строчки предложения и запиши их.

осень, пришла, золотая

в, парке, красиво, осеннем

под, листва, шуршит, ногами

Спиши. Подчеркни вопросительные предложения.

На сучки грибы надеты!

Как попали на сучки

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка.

Это белкин летний сбор!

Спиши. Обозначь ударение в словах. Подчеркни имя собственное.

Это серенькая бабочка – неутомимая путешественница. Осенью, как птица перелётная, улетает она далеко на юг. В Африку! Там зимует, а весной вновь возвращается в наши края.

Спиши, разделяя слова на слоги.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Подчеркни двусложные слова.

Спиши. Подчеркни слово с мягким знаком.

Один за всех в ответе

И все за одного.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего!

Спиши загадку. В слове – отгадке подчеркни мягкие согласные.

Когда это бывает?

Спиши, разделяя слова на слоги.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Подметала без конца.

Хоть сориночку найдите.

Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.

Оля и Юля – подружки девочки любят читать оля читает сказки и рассказы Юле нравится весёлые приключения и загадки.

Прочитай. Подчеркни трудные для написания слова. Спиши.

Вышли братья на широкий отцовский двор. Натянули они свои тугие луки и выстрелили. Два дня ходил Иван – царевич по полям и лесам. На третий день зашёл он на вязкое болото.

Спиши. Слово – отгадку раздели на слоги.

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный – красный он внутри.

Переставь предложения так, чтобы получился рассказ. Озоглавь текст. Запиши.

Вот и улов: ерши, окуни и караси.

Рыба клевала хорошо.

В утреннем вохдухе уже кружились стрижи.

Утром мальчики отправились на пруд.

Спиши. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Анаконда – самая большая змея на свете. Если вытянуть её вверх воловой и поставить на хвост, то она раза в четыре выше слона будет! Анаконда – водяной удав. Она даже на крокодилов нападает. Нет в Южной америке ни одного животного сильнее её.

Наша бабушка Светлана –

вот герань, а вот тюльпаны,

Запиши название других цветов.

Прочитай. Подчеркни имена собственные. Озаглавь текст. Спиши. Добавь к тексту своё предложения о зиме.

Пришла зима. У ребят каникулы. Ира катается на коньках. Встал на лыжи Егор. Весело на снежной горке! Летят на санках с горы Антон и Танечка.

Определи, сколькопредложений в тексте. Спиши. Правильно обозначая начало и конец каждого предложения.

Медведи зимой впадают в спячку они спят в снежных берлогах в конце зимы у медведицы появляются медвежата медвежата рождаются маленькие и слепые весной медведица выводит их из берлоги и учит добывать себе корм.

Спиши. Обозначь в словах ударение.

Кто греет тебя в морозы? Мехавая шубка, шапка, варежки и тёплые сапожки? Нет, тепло идёт от тебя самого. Ам одежда и обувь его берегут.

Прочитай. Подчеркни трудные для написания слова. Спиши.

Снег укутал деревья в шушистые шубки. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белые шарфы. Маленькая ёлочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям лютый мороз.

Спиши. Ответь на вопрос текста. К названию текста подбери и запиши проверочное слово.

Название этому дереву дали по его внешним признакам. Осенью оно яркое, пёстрое, рябое. Среди резных жёлто-зелёных листочков на дереве пламенеют алые груздья ягод. Что это за дерево?

Спиши. Подчеркни слова, которые помогли тебе отгадать загадку.

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – поставь меня в вазу.

Но с буквою К в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду, -

Капусте достанется сразу.

Спиши. К выделенным словам подбери проверочные слова.

В Древнем Риме март был первым месяцем года, и своё название он получил от бога войны – Марса. А на Руси в старину март называли по-другому. У этого первого весеннего месяца название было весёлое, звонкое, весеннее – капельник.

Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.

У белого лебедя птенцы серые они покрыты серым пухом лебедь охраняет своё гнездо эта птица хорошо приживается в неволе она выводит птенцов и не боится людей.

Спиши. Подчеркни слово с проверяемой согласной на конце.

По тропинке шла,

Белый гриб нашла.

Походила по опушке –

Отыскала три волнушки.

Спиши. Подчеркни сочетание ши.

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршит в шиповнике букашка.

Озаглавь текст. Спиши его. Подчеркни сочетания жи, ши.

Жители зоопарка – дикие животные. Они живут в больших клетках. Вот обедают рыжие лисицы. Разгуливает по площадке жираф. Плавают в бассейне моржи. Свернулись в клубок ежи. Шипят ужи. Все звери хороши! Сюда любят приходить взрослые и дети.

Спиши. Подчеркни сочетания жи, ши.

У Наташи живёт котёнок Рыжик. Он играет с кошкой Глашей. Рыжик пушистый, ласковый и весёлый. У Глаши гладкая шёрстка, большие и зелёные глаза.

Спиши. Подчеркни сочетания ча, ща.

Пришла зима. Опустела роща. Часто трещат морозы. Не шумят деревья. Только вороны кричат на берёзе, качают голые ветки. Быстро мчатся санки с горы. Только полозья скрипят.

Спиши. Подчеркни сочетание чу.

Я по улице скачу,

я верёвочку верчу.

Сорок раз без передышки

прыгну, если захочу.

Спиши. Подчеркни сочетания чу, щу.

Когда меня обидят, не кричу –

Молчу. Не плачу, а грущу.

Обиду отпустить скорей хочу.

Обидчика я пожалею и прощу.

Жили на клумбе цветы. Желтоглазая хохотушка с белыми ресничками – ромашка. Гордый красавец в в красной короне – тюльпан. И скромный музыкант – сиреневый колокольчик.

Запиши название других цветов.

Спиши. Подчеркни все знакомые орфограммы.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишей вместе,

А часы висят на месте.

Спиши, разделяя слова на слоги.

Мама по комнатам

В фартуке белом

Ходит по комнатам,

Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Берегитесь, овцы в хлевах! Берегитесь, свиньи в свинарниках! Берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк – разбойник на охоту вышел!

Спиши. Подчеркни слова с сочетаниями жи, ши.

Это удивительные птицы – на других не похожи. Они летают в воде, а не по воздуху. И ходят пингвины особенно: столбиками. Издали кажется, что идёт человек в чёрном пиджаке и в балом жилете.

Спиши. Подбери к выделенным словам проверочные слова.

Это лягушка особенная. Кузнецом её прозвали за кваканьем, похоже на удары молота по железу. На мелководьем рек и озер квакша лепит из из илп и глины круглую стену для своих детей. Получается маленький бассейн, со всех сторон окружённый крепостным валом. Это стенка возвышается над водой. В таком домике головастики растут в полной безопасности.

Ранней весной родились маленькие зайчата. Ласково пригревает солнышко. Терпеливо ждут зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из из гнезда. Хорошо встретились они в сухой траве! Здесь их не найдёт хищная рысь, не увидит хитрая лиса.

Куриные крылышки: 7 лучших рецептов Куриные крылья остаются классикой мясной кухни.

Подборка заготовок на зиму Готовьте с любовью.

ОВСЯНЫЙ КИСЕЛЬ. ОВСЯНЫЙ КИСЕЛЬ Рецепт от Любови Казаковой: Хочу.

Салат "Розовый блюз" Хочу поделиться рецептом моего самого любимого, да к тому же оригина.

-Метки

-Рубрики

  • Мир вокруг нас (4)
  • Библиотеки (4)
  • Музыка (1)
  • Объявления (0)
  • Искусство (0)
  • Детки (80)
  • дизайнерские идеи (38)
  • Домохозяйке (41)
  • здоровье (111)
  • К празднику. (19)
  • компьютер (11)
  • косметика (17)
  • Красиво (7)
  • кулинария (756)
  • Заготовки (12)
  • Выпечка (4)
  • онлайн (4)
  • поделки (121)
  • Поздравления (1)
  • Полезная информация (21)
  • Сайты (6)
  • поучительные истории (13)
  • рукодельница (35)
  • сад-огород (162)
  • советы для блога (119)
  • фильмы (40)
  • фото-фотошоп (9)
  • юмор (6)

-Фотоальбом

-Приложения

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Статистика

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов к урокам блока "Как устроен наш язык". Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Перед проведением первого теста необходимо познакомить учащихся с особенностями этого вида работы на тренировочном занятии. Учителю следует вместе с учениками выполнить несколько тестовых заданий и объяснить детям порядок работы с тестом.

Все тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности. Мы не предлагаем несколько вариантов одного теста, различных по уровню сложности (ср. три варианта контрольных работ к урокам блока "Как устроен наш язык"), так как проблема дифференциации при построении теста решается по-другому: около 20% заданий составлены таким образом, что их без особых затруднений выполнит любой, даже самый "слабый", ученик; примерно 10% общего количества заданий будут по силам лишь хорошо успевающим ученикам; основная масса заданий (приблизительно 70%) – средней сложности и доступна большинству учеников класса.

Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик в квадрате рядом со всеми верными ответами (одним, двумя или тремя). За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все правильные ответы). Если ребенок отметил не все правильные ответы, то задание считается выполненным неправильно и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Рассмотрим примеры выполнения тестов.

1. Отметь "х" все слова, в которых все согласные звуки звонкие:

1. жар
2. рыба
3. лев
4. волна
5. вата

2. Отметь "х" все повествовательные предложения.

1. Когда отправится поезд?
2. Сдай книгу в библиотеку.
3. Дорога привела нас к лесному озеру.
4. Как много грибов мы собрали!
5. Закраснели ягоды земляники на поляне.

Ученик нашел все правильные ответы (3, 4, 5), но при этом отметил и еще один – неверный (2). Следовательно, за выполнение этого задания выставляется 0 баллов.

Отметки за выполнение теста:

"5" – если ученик набрал 13–14 баллов;

"4" – если ученик набрал 10–12 баллов;

"3" – если ученик набрал 7–9 баллов;

"2" – если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Контрольные работы к блоку "Правописание"

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов – средней сложности и рассчитаны на выполнение всеми учащимися. Каждый текст включает примерно 60% изученных орфограмм от общего количества слов диктанта. Если в тексте есть слова, без которых трудно обойтись, но их написание дети еще не изучали, то такие слова учитель четко проговаривает во время диктанта или записывает на доске до того, как начнет диктовать весь текст.

Для диктанта предлагаются специально составленные тексты либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. Орфограммы текстов охватывают правила правописания, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах. В каждом тексте указано количество слов (оно соответствует действующим нормативам, утвержденным образовательным стандартом).

После диктанта учащимся предлагается орфографическое задание, представленное в двух равных по сложности вариантах. За его выполнение выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.

Методика проведения диктанта

Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.

Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.

Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

За диктант выставляет одна отметка:

"5" – если в диктанте нет ошибок;

"4" – если в работе допущены 2 ошибки;

"3" – если допущены 4 ошибки;

"2" – если в работе допущено 5 и более ошибок.

Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты:

1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);

2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);

3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Орфографическое задание оценивается так:

"5" – за полностью выполненное задание без ошибок;

"4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке;

"3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

"2" – за невыполненное задание.

Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями

Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. В каждой четверти списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.

Вариант I предусмотрен для учеников со слабой и средней успеваемостью. Для списывания дается связный текст с 1–2 орфографическими или пунктуационными заданиями.

Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.
Методика проведения списывания

Учитель записывает текст на доске или, если позволяют технические возможности, раздает текст, напечатанный на отдельных листах, каждому ученику. Дети читают текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. На первом этапе возможен вариант, когда учитель читает текст, а дети следят за записью на доске. Затем дети списывают текст и сличают его с оригиналом (если выполняется вариант I списывания). Дети, которым предложен вариант II списывания, сначала читают текст, находят и исправляют ошибки, а затем списывают его.

"5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

"4" – за работу, в которой допущено 1–2 исправления или 1 ошибка;

"3" – за работу, в которой допущено 2–3 ошибки;

"2" – за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников.

Мы не указываем сроков словарных диктантов: удобное время их проведения определяет учитель.

Количество слов в словарном диктанте во 2-м классе не должно превышать 10 слов.

Веселое дело создавать первый русский корабль! Моряки торопятся: скорее, скорее на вольные волны! Тюкают топоры, запевают пилы. Сначала кладут на берегу бревно. Его надо обтесать с боков — это киль корабля. К нему приставляют ребра-шпангоуты. К ним прибивают доски — так обшивают корабль. Щели смолят, забивают паклей. Потом наладят палубу, в бортах выделают квадратные дыры — для пушек. И закачался на воде чудо-кораблик, развернулись паруса. (По О. Орлову.)

1. Выразительно прочитайте текст. При списывании укажите в скобках тип предложения по интонации.

2. Выделите в словах корни с проверяемой безударной гласной. Запишите проверочные слова, поставьте ударение (не менее 10 слов).

3. К какому стилю — научному или художественному — относится текст? Докажите свой вывод, подчеркнув стилеобразующие элементы (слова, словосочетания, порядок слов и др.).

Если бы спрятаться в Летнем саду незаметно! А там столпотворение, сотни оркестров, поле, колосящееся штыками, чересполосица пешего и конного строя, словно не полки стоят, а растут гречиха, рожь, овес, ячмень. Скрытое движение между полками по внутренним просекам. И еще — серебряные трубы, рожки, вавилон криков, литавр и барабанов. Увидеть кавалерийскую лаву! (О. Мандельштам.)

1. С помощью толкового словаря установите лексическое значение выделенных слов в словосочетаниях вавилон криков, кавалерийская лава (I вариант), чересполосица строя, колосящееся штыками (II вариант).

2. Произведите фонетический разбор слов строя (I вариант), ячмень (II вариант).

3. Выпишите слова с оглушением согласного звука в корне; слова, где две или три буквы обозначают один звук (I вариант); слова, где одна буква обозначает два звука (II вариант).

4. Подчеркните слова, называющие сравниваемые в этом тексте предметы. Выделите сравнительный союз.

ПОЧЕМУ ГРИБЫ РАСТУТ КРУГАМИ?

Грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. С краю вырастают плодовые тела — грибы. Питательных веществ и воды другим травянистым растениям уже не хватает. Вот почему в середине грибного круга трава не выросла. В течение года грибница нарастет на десять сантиметров, а круг в семьдесят метров имеет возраст в пятьсот лет. Маленькие грибы собирать не следует — им еще не сравнялось десяти суток. Проверьте жизнь гриба, измеряя линеечкой прирост хотя бы мухомора. (Н. Верзилин.)

1. Определите тип и стиль текста.

2. Произведите морфемный разбор слов травянистый (I вариант), проверьте (II вариант).

3. Выделите чередующиеся корни, графически объяснив их правописание.

4. Выпишите приставки, которые всегда пишутся одинаково.

1. Определите лексическое значение прилагательного статный. В прямом или переносном значении оно употреблено?

2. Выпишите профессионализмы (I вариант). Выпишите синонимический ряд глаголов движения. Какие слова являются олицетворением (II вариант)?

3. Подчеркните устаревшее наречие.

4. Подберите антоним к прилагательному в словосочетании тугой пар.

Трудяга — кто это? Он или она? Умница уроки учит. Не поймешь — он занимается или она: по самую макушку сидит в работе.

1. Установите способ образования существительных и запишите мотивирующие их слова: умница, трудяга (I вариант), хитрюга, тупица (II вариант).

2. Объясните лексическое значение близких по звучанию слов невежа и невежда.

3. Напишите синонимический ряд, в который входит существительное пройдоха (I вариант), проныра (II вариант).

4. Произведите фонетический разбор слов горя (I вариант), руки (II вариант).

За рекой, против деревни, болотце. Черные тощие ели торчат из топи, да кустится болотный ивнячок. На бугре за ним — лес, лесище. Крикнет в бору птица — и летит по деревьям звук. Звук что мяч: ударится о сучок, отскочит, пока не прицепится где-нибудь к ветке, как летучая мышь. Но если ветер спит, и птица дремлет, не колышется ни одна ветка, тогда слышится мерный шорох, похожий на

шепот иголок. Тишина-то и останавливает в чаще человека. (По Б. Тарбаеву.)

1. В 2-х первых предложениях определите род, склонение и падеж имен существительных.

2. Выпишите три существительных с чередованием согласных в корне. Подберите однокоренные слова.

3. Произведите синтаксический разбор предложений Крикнет в лесу. (I вариант), Тишина-то и останавливает. (II вариант).

4. Выпишите 2 сравнения. Объясните пунктуацию при них (I вариант). Выпишите метафоры. Укажите часть речи (II вариант).

НАДО ЛИ УМЕТЬ СПОРИТЬ?

. Кстати, я тоже положил себе за правило не спорить вообще с людьми. С умным спорить нечего, ибо он, обуреваемый сомнениями, не позволит неуважения к вам. А уж с глупцом или невеждой и подавно: они всегда самоуверенны, вы для них ноль. Их можно пугнуть: нет, не пулей, не батогами (среди глупцов не редкость отменно храбрые), а парадоксами. (Б. Окуджава.)

1. Объясните графически употребление частицы не с существительными в данном тексте.

2. Произведите морфологический разбор слов парадоксами (I вариант), неуважения (II вариант).

3. Подчеркните самостоятельные и служебные слова, несущие оттенок разговорности или просторечия. Какие языковые средства, кроме лексических, относятся к разговорному стилю в этом тексте?

1. Укажите, слова каких частей речи рисуют образ Г. Р. Державина в 1-й части текста (I вариант). Выпишите глаголы, передающие состояние поэта во 2-й части (II вариант).

2. Выпишите устаревшее слово. Определите по толковому словарю его значение.

3. Произведите разбор слова словесности по составу и укажите мотивирующее слово.

4. Произведите синтаксический разбор предложения Разумеется, читаны были.

Отсинели июльские ночи, отгремели августовские грозы, проплыла паутинка бабьего лета, и закружились в воздухе желтые листья. Минул сентябрьский березовый листопад, затем октябрьский — осиново-ольховый, жестким гребешком ветер дочесал рощи до полной голизны, а в нашем лесу сохранил лишь усталую зелень хвойных. Беззащитным стало лесное государство, и в нем опять поселился страх. (Ю. Нагибин.)

1. К словам с проверяемой безударной гласной в корне подберите проверочные слова.

2. Определите вид глаголов-сказуемых, выделите приставки в глаголах.

3. Выпишите четыре-пять словосочетаний с метафорами. Определите тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное), по структуре (простое, сложное). Укажите, какой части речи принадлежат зависимые слова.

4. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов дочесал, уста лую. Определите значение суффиксов в этих словах.

5. Произведите фонетический разбор слова бабьего.

очинит, и ложку из дерева вырежет, и бревно по шнурку обтешет так, словно рубанком выстрогает. Хороший плотник тяпнет топором — и как раз по метке. Кажется, положи ему волос, так он и волос надвое разрубит. (Б. Житков.)

1. Укажите спряжение глаголов, выделите окончания.

2. Произведите разбор по составу слов положи, очинит.

3. Произведите морфологический разбор слов покажет, слышишь.

4. Выпишите глагол, имеющий стилистически сниженный оттенок. Подберите к нему синонимы, нейтральными или стилистически окрашенными они являются?

Нет! Я бы не ужился с зтой долею! Я как матрос разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани. (М. Ю. Лермонтов.)

1. Произведите морфемный разбор прилагательных прибрежному, тенистая.

2. Произведите морфологический разбор прилагательных мирное, разбойничь его.

3. Образуйте все степени сравнения прилагательных бедный, ровный.

4. Выпишите по одному примеру глаголов на каждое наклонение: изъявительное, повелительное, условное.

Арфа — старинный щипковый инструмент. Красотой внешнего облика превосходит всех в оркестре. Ее прародитель — лук, тугая тетива которого мелодично звенела при выстреле. Натянув на лук две-три тетивы, издававшие звуки разной высоты, человек фактиче-

ски создал первую арфу. Древнейшая из найденных при раскопках арф насчитывает четыре с половиной тысячи лет. Сыздавна арфа стала любимым инструментом народных певцов и музыкантов. Просветленные лица, щедрые слова благодарности, множество прекрасных пожеланий и десятки приглашений слышатся после каждого концерта. (В. Беляков.)

1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

2. Выпишите числительные и охарактеризуйте их. Какие еще слова в тексте имеют количественное значение? Какой части речи они принадлежат?

3. Произведите морфологический разбор слов древнейшая, щипковый.

1. Выпишите отдельно относительные, притяжательные и качественные прилагательные в составе словосочетаний. Обозначьте суффиксы прилагательных.

2. В каком словосочетании качественное прилагательное перешло из разряда притяжательных? Докажите свой вывод.

3. Определите краткую форму качественных прилагательных в мужском, женском, среднем роде и множественном числе, поставьте ударение.

Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто-то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете — стрекоза. За два часа она может съесть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Нелегко прокормиться такой сластене! Так и про-

водит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожается стрекозой на лесных дорогах.

1. Произведите синтаксический разбор предложения Стрекоза величиной со льва.

2. Выпишите неповторяющиеся местоимения и определите их разряд.

3. Произведите морфологический разбор слов ей, такой (сластене).

. С горы осторожно, словно трехглавый змей на чреве, спускалась могучая тройка рослых буланых коней. Пристяжные то вьются, то сжимаются в комочки, как спутанные овцы; малиновый колокольчик шлепнет колечком в край и снова прилип и молчит; одни бубенчики глухо рокочут. Но вот этот трехглавый змей сполз и распустился: показались хребты коней, махнул в воздухе хвост пристяжной, из-под ветра взвеяла грива; тройка выровнялась и понеслась по мосту. Показалась золоченая дуга с травленою росписью и большие, старинные, бронзой кованные, троечные дрожки гитарой. (Н. С. Лесков.)

1. Объясните правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

2. Образуйте все формы причастий от глаголов вьются, распуститься, взвеяла, молчать. Объясните, от чего зависит образование форм причастий.

3. Произведите морфемный разбор слов прилип, тройка.

4. К существительному тройка подберите однокоренные слова из текста. Установите способ их образования.

5. Найдите предложение с причастным оборотом, укажите определяемое слово, графически объясните пунктуацию.

. Так русский барин, собачей и охотник, подъезжая к лесу, из которого вот-вот выскочит оттопанный доезжачими заяц, превращается весь со своим конем и поднятым арапником в один застывший

миг, в порох, к которому вот-вот поднесут огонь. Весь впился он очами в мутный воздух и уж настигнет зверя, уж допечет его неотбойный, как ни воздымайся против него вся мятущая снеговая степь, пускающая ему звезды в уста, в усы, в брови и в бобровую его шапку. (Н. В. Гоголь.)

1. Подчеркните причастный оборот, укажите определяемое слово.

2. Выпишите в один столбик действительные причастия, в другой — страдательные. Укажите время причастий, обозначьте суффиксы.

3. Выпишите устаревшие слова. К каким из них можно подобрать современные синонимы? Какие слова обозначают уже не существующие понятия?

4. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов выскочит, поднести, настигнуть.

Предстоял последний экзамен по арифметике. Ужас охватил меня. Учитель-то был, оказывается, новый, только в том году поступивший и, значит, не знавший моих сестер.

И он прошел мимо меня — высокий, несгибающийся, в свирепых очках, с маленькой козлиной бородкой на узком лице. Я сравнил его с палачом. В класс по очереди входили его жертвы — мальчики и девочки. Едва ступая, я вошел через роковую дверь и положил на столик свой экзаменационный листок. (С. Голицын.)

1. Выпишите действительные причастия прошедшего времени, обозначьте их суффикс.

2. Выпишите два причастия с частицей не, объясните их правописание.

3. Разберите по составу слова экзаменационный, сравнил.

4. Образуйте все возможные формы причастий от глагола положить.

5. Произведите морфологический разбор слов предстоял, несгибающийся.

Чайки живут в воздухе. На земле они спят, отвернувшись от мира, спрятав голову под крыло, спят, чтобы с первыми проблесками зари вернуться в небо. Они смотрят на землю сверху, и она кажется им маленькой. Иногда они хохочут, оглашая тундру визгом и кряканьем.

1. Подчеркните деепричастные обороты, указав слова, к которым относятся деепричастия.

2. Определите вид деепричастий, выделите их суффиксы.

На нескошенных лугах влаги нисколько, ни росинки. Беспредельная сушь, и на небе ни облачка. Еще не кошенная трава стелется от зноя, невыносимого для живого существа. Ни человек, ни животное, ни насекомое — никто не борется с истомой. Лишь кузнечик, всегда неугомонный, шепчет, не переставая, как ни в чем не бывало нечто невнятное, а вовсе не привычный стрекот. Откуда ни возьмись, в мертвую глушь врывается ветер, который, кажется, ничем не сдержишь, — гроза, гул которой еще не силен, вот-вот разразится.

1. Подчеркните и укажите части речи, с которыми употреблена частица не. Графически объясните слитное или раздельное написание слов с не.

2. Объясните пунктуацию текста, выделив однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова. Подчеркните средства связи в сложных предложениях.

3. В словах с ни поставьте ударение.

4. Произведите морфологический разбор слов разразится, (на) нескошенных (лугах).

КАК РАНЬШЕ БЫЛО

Было время, что люди сидели и по-печатному, аккуратно гусиным пером подолгу выписывали толстенные книги. Из года в год писали. Доходит дело до новой главы, и тут на радостях переписчик снова начальную букву завернет такую, что загляденье: и завитки,

и шарики, и стрелки. Все равно спешить некуда. А начальная литера словно станция: нарисовал — и в новый путь. На иную старинную книгу смотришь — верить не хочется: неужели же вручную все это сделано? (Б. Житков.)

1. Подчеркните грамматические основы каждого предложения.

2. Проанализируйте способ выражения обстоятельств (наречия, существительные с предлогом).

3. Определите способ образования слов по-печатному, аккуратно, вручную.

В умении ждать есть что-то от главных достоинств человека. Тот, кто умеет по-настоящему ждать и терпеть, — прирожденный мыслитель. Он понимает, что, как ни торопи событие, оно свершится именно тогда, когда нужно, — ни секундой раньше, ни столетием позже. Но как бы оно там ни мешкало, как бы ни медлило, как бы ни подтрунивало над окружающим, оно никуда не денется, оно свершится. (Ю. Лощиц.)

1. Выделите грамматические основы во 2-м предложении и произведите его пунктуационный разбор.

2. Выпишите слова, являющиеся в этом тексте антонимами. Какой части речи они принадлежат?

Читайте также: