Сувениры своими руками народов севера

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Предлагаем Вам мастер-класс по изготовлению стилизованной игрушки – куклы по мотивам коренных народов Севера. Изготовление очень простое и доступное для выполнения дошкольниками старшего возраста.

Оценить 216 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за материал. Действительно, большая роль при знакомстве с краем, в котором живет ребенок, пр. Подробнее.

Большое спасибо за материал. Очень интересный материал, постараюсь применить в своей работе. Подробнее.

В то время как некоторые люди предпочитают не планировать свою деятельность, оставляя судьбу в руках. Подробнее.

Материал актуальный и очень важный. Нельзя дать забыть детям дни страшной войны. Ребята и наше мирно. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Олень - техника оригами, сани - вырезаны из бумаги, кукла - сшита из капронового носка :)
Все мастер-классы найдены на этом сайте.

Олень - техника оригами, сани - вырезаны из бумаги, кукла - сшита из капронового носка :) Все мастер-классы найдены на этом сайте. (фото 1)

Надеюсь, немного похоже на народность Крайнего Севера ;)

Надеюсь, немного похоже на народность Крайнего Севера ;) (фото 2)

А это пробный вариант вырезания. Мой первый опыт с маникюрными ножницами. На рисунок сложнее рука не поднялась :)

История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к 9-11 вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды ( в основном надувные ), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка – такова география торговли стеклянными изделиями.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 17-ого века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт- Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России ещё одно направление стеклоделания – изготовления бисера.

Во второй половине 19-ого века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было наложено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.

Сегодня крупным производителем бисера и всевозможных бусин остаётся Чехия, и рукодельницы по-прежнему предпочитают разнообразный по сортам и цветовой гамме чудесный чешский бисер.

Глава 2. Бисер в культуре народов Севера.

2. 1. Исторические предпосылки занятию бисероплетения.

Народы, населяющие Крайний север и Северо-Восток Сибири, - коми, саамы, ненцы, чукчи, эвенки, якуты, создали своеобразие декоративно-прикладное искусство, которое отличается ярко выраженным национальным калоритом, покоряет богатством фантазии мастеров.

Самой природой Крайнего Севера предопределено, что главными занятиями населения этого края являются: охота – в тайге, рыболовство – вдоль берегов морей и океанов, рек, оленеводство – в тундре. На основе развития оленеводства сформировались ремесла всех народов Севера – это первичная обработка и выделка оленьих шкур и камусов ( гладких и прочных шкурок с ног оленя ) выделка и ровдуги ( оленьей и лосевой залижи ) шитья и декоративное оформление одежды, обуви, головных уборов и других многочисленных предметов, необходимых в быту.

Изготовление художественно оформленной одежды из шкур оленей и лосей, украшенной аппликацией из кусочков разноцветного меха или кожи, бахромой, бисерной мозаикой, является самым древним видом декоративного искусства коренного населения Севера.

Особенной красотой отличается одежда с вышивкой цветным непрозрачным бисером. Сочетание цвета и фактуры, блеск и переливы бисера в гуще меха, контраст блестящих выпуклых бисеринок с глухой мягкой поверхностью сукна или с грубоватой фактурой ровдуги чрезвычайно выразительны. Бисерная вышивка встречается почти у каждого северного народа, но её калорит, орнамент, ритмический подбор размечен.

Вопрос о времени появления бисера у северных народов до конца не изучено. Возможно, его вместе с тканями, тесьмой, нитками доставляли купцы, скупщики пушнины. В основном они привозили разноцветный непрозрачный бисер и даже выточенный вручную из раковин.

2. 2. Бисер в культуре коряков, якутов, эвенов, саамов, эвенков.

Замечательную по красоте отделки одежду создавали коряки – подлинные виртуозы меховой и бисерной мозаики. Традиционные корякские торбаса из камуса, украшенные мехом и бисером, изготавливаются и сегодня. Коряки используют бисер в национальных головных уборах, обуви, кухлянках из оленьего меха (мужская верхняя глухая одежда ), камусовых ковриках и панно. Расшиваются бисером спинки гагаглей

( традиционная женская одежда из меха оленя, собаки и росомахи ), кожаные кисеты – табакерки, пояса, рукавицы, сумки.

Национальная одежда эвенов широко известна благодаря зимнему головному убору – меховому капору, украшенному бисером. Он стал неотъемлемой частью одежды не только эвенов, но и коряков, чукчей и даже русских. А на первом месте по степени распространения и применения традиционных художественно оформленных изделий стоят сегодня унты или баккари. Украшенные мозаикой из меха или расшитые бисером, унты в зимнее время можно увидеть почти на каждом жители Севера и Сибири. Больше всего распространены унты, бисерная вышивка которых выдержана в тёплой тональности с преобладанием красного цвета.

В саамских изделиях бисер – также излюбленный вид художественной отделки. Им украшали пимы и бурки, яры ( высокие меховые сапоги), каньги

(полусапожки из меха и кожи, имеющие загнутый сверху носок); сумки – охотничьи, хозяйственные для рукоделия. Им расшивали головные уборы – шамшуры, пояса, игольницы, подвязки для детских колыбелей и даже оленью упряжь.

В бисероплетении, как и в других видах якутского прикладного искусства, отразились представления народа о красоте, особенности его кочевого быта в условиях суровой сибирской природы. Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки. Вышивки бисером помещались на предметах культовых, обрядовых.

На ысыахе, во время свадебных церемоний, на больших праздниках якуты не только сами одевались нарядно, но и покрывали коней красиво расшитыми попонами – чепраками и кычимами . Многие чепраки и кычимы выполнены в технике шитья бисером и бусами с отделкой маленькими металлическими круглыми и фигурными бляшками. Тонкие нити бисера голубого, коричневого, зелёного и белого цветов причудливо вьются и блестят, контрастируя с матовой поверхностью металла . Мелкий бисер не всегда устраивал с книги мастериц, и они применяли фарфоровые и янтарные бусины, украшали края накидок крупными пластинами и яркими цветными кистями. Порой накидки, особенно сделанные из чёрного бархата или сукна, с разбросанными по фону бисером и бусинами, напоминают ночное небо с россыпью звёзд.

Много внимания уделяется внешнему виду мужских и женских шапок. Их шили из дорогих материалов, иногда подобранных в довольно сложных сочетаниях: снаружи мог быть соболий мех, внутри – беличий. Края оторачивались несколькими полосами из бобра, горностая, рыси, какой-нибудь другой мех употребляется для конусообразного навершения женской шапки. Верх увенчивался султаном из перьев. Навершение шапки отделывалось бисером или тамбурным швом. Головные уборы в нарядных костюмах могут быть полностью или частично выполнены плетением из бисера .

2. 3. Мотивы бисерных вышивок, технологии вышивки бисером с использованием различных материалов, орнамент.

Мотивы бисерных вышивок – это вариации треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружностей. Часто мастерицы соединяли растительность и геометрический орнамент.

Глава 3. Технология изготовления изделий из бисера.

3. 1. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении изделий.

Приспособления и инструменты, используемые в этом виде декоративного искусства очень просты. Кроме бисера, стекляруса и различных бусин необходимы капроновые нитки, леска, стальная проволока различного диаметра, тонкие иголки. Капроновую нить, на которую будет низаться изделие, перед началом работы можно навощить. В этом случае нить приобретает определённую жёсткость и меньше путается. Если в плетении используют крупный бисер с большими отверстиями, необходимо взять двойную нить. Это позволит избежать провисания бисера. На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жёсткую конструкцию, например при изготовлении накладных цветков, объёмных крестов и других изделий.

3. 2. Украшения из бисера.

Бисероплетение, сочетающее в себе относительную простоту приёмов, доступность материалов и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы, - одно из увлекательных декоративных ремесел, позволяющее приобщиться к многоликому миру искусства, попробовать себя в роли творца прекрасного.

Искусство бисероплетения народов Севера – неотъемлемая часть культуры народов, населяющих нашу Родину. Только изучая и сохраняя искусство наших предков, можно создавать и преумножать достижения мастеров в любом виде декоративно – прикладного искусства.

Сотворении прекрасного – идеал не только профессионалов, каждый ( было бы желание! ) может испытать силы на этом поприще. И не так уж важно, насколько велики окажутся успехи, сколь безукоризненно, с точки зрения специалистов, будут выполнены те или иные работы - главное в другом. Приобщаясь к процессу творчества, человек обретает новое ощущение жизни: более полное, радостное и многогранное. Народное искусство должно рассматриваться как общественное достояние, своеобразная летопись страны, отражающая талант и неутомимый труд многих поколений.

Брелки, подвески

Сувениры народов Севера – уникальные изделия, изготовленные по традиционным технологиям. В оформлении используются орнаменты коренного населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Коми, Чукотки, Камчатки и других регионов северных регионов России. Эти штучные экземпляры авторской работы будут прекрасным подарком, единственным в своем роде.

Все сувениры в нашем каталоге разделяются по своему виду на 3 основные группы:

Функциональные: расчески, посуда, купюрницы и шкатулки;

Декоративные: панно, статуэтки, куклы, магниты;

Культовые: колокольчики, бубны.

Изделия изготовлены из природных материалов: беличьего или оленьего меха, селенита, мраморной крошки, керамики и других материалов.

Производство сувениров северных народов России

Как приобрести, сделать заказ

Читайте также: