Сурдина для кларнета своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Кларнет. Урок 4. Урок ведет Александр Венгеров.

Тема урока: Ремонтируем кларнет самостоятельно. Часть 1.

Кларнет имеет довольно сложное техническое устройство со множеством рычагов, клапанов. Поэтому Вам понадобится периодически приводить их в порядок и, даже, ремонтировать их. На уроке рассказывается о том, как самостоятельно провести несложный ремонт кларнета, не прибегая к помощи профессионального мастера.

  • как поставить кольцо обратно либо на бочонок либо на раструб, когда бывает рассыхается либо то, либо другое и кольцо просто слетает. Очень просто это кольцо ставить.
  • как убрать люфт между клапаном и стойкой
  • как правильно обточить и уставить подушку на октавный клапан, чтобы нота си бемоль первой октавы звучала максимально чисто без всяких примесей и шумов.

Эти умения смогут вам помочь избежать каких-то непредвиденных расходов. Вы в состоянии сделать эти работы самостоятельно.

Как установить кольцо на бочонок кларнета

Часто, когда инструмент усыхает, кольцо с бочонка слетает. Это чревато тем, что дерево без кольца может треснуть. Для ремонта потребуется женский капроновый чулок, лезвие, деревянный молоточек и больше ничего.

молоточек для кларнета

Чулок в один слой натягивается на бочонок.

кларнет чулок

Затем усаживается кольцо и немного (не до конца) загоняется на бочонок молоточком.

кольцо насаживаем на кларнет

раз

молоточком по кольцу

и два

После этого, чулок с обоих концов кольца обрезается лезвием так, чтобы из под кольца не были видны края чулка. Теперь кольцо молоточком усаживается полностью на свое место на бочонок.

Ремонт закончен: кольцо плотно сидит на бочонке и предохраняет бочонок от растрескивания. Само кольцо к бочонку не приклеено. При необходимости его можно снять, что бывает удобно.

Как убрать люфт между клапаном и стойкой.

Когда появляется люфт между клапаном и стойкой при игре на кларнете возникают дополнительные шумы. К тому же, клапан из-за люфта может не крыть (не закрывать плотно) нотное отверстие, что приведет к искажению звука. Поэтому люфт клапанов необходимо убирать.

  • перевести пружину клапана в нерабочее положение

пружина на кларнете

сдвигаем пружину

  • выкрутить винт клапана так, чтобы открыть его отверстие:

отверстие в клапане кларнета

видно отверстие, куда положим олово

  • вставить маленький кусочек олова в отверстие клапана. Паять и греть ничего не нужно.


пинцетом помещаем кусочек олова в отверстие

  • закрутить винт клапана на место. Вкручивайте винт бережно, там мягкий метал. Не перетяните, чтобы клапан мог легко двигаться. Можно закрутить винт до конца и сделать пол оборота обратно.
  • перевести пружину в рабочее состояние.

Также люфт клапанов можно убрать обжимая трубку клапана при помощи специальных обжимных клещей. Здесь потребуется особая осторожность, чтобы не пережать трубку и клапан мог двигаться при игре.

клещи для кларнета

обжимные клещи для ремонта кларнета и саксофона

Начинающие кларнетисты во время игры часто пережимают клапаны и сгибают их рычаги, после чего клапан перестает крыть отверстие. В таких случаях необходимо разогнуть рычаг. Для этого одной рукой плотно прижмите клапан к отверстию, а другой осторожно отогните его рычаг.

обжим клапана на кларнете

Проверить плотно ли клапан кроет отверстие можно полоской папиросной бумаги как показано на видео.

Плотность прилегания клапана к отверстию следует проверять по всей окружности. И, если в каком-либо месте плотность прилегания недостаточна, следует с противоположной стороны подложить под клапан кусочек плотной бумаги и поджать клапан.

После этого снова проверьте плотность со всех сторон. Отрегулируйте положение клапана так, чтобы он крыл отверстие плотно по всей окружности отверстия.

Обтачиваем подушку октавного клапана.

Заводская подушка октавного клапана изготавливается из пробки и имеет плоскую форму.

заводская подушка кларнет

При открытии октавного клапана подушка отходит от отверстия и в этот момент отверстие должно пропустить значительный объем воздуха. При этом воздух отражается от плоской подушки и появляется неприятных звук во время игры. Если подушку обточить на конус, то можно избавиться от такого нежелательного эффекта.

обточенная подушка кларнет

Обточить подушку можно вручную. Для этого новую подушку устанавливают на место в клапан, прижимают к отверстию, чтобы увидет точное место касания подушки и отверстия. Затем лишнюю пробку с подушки аккуратно срезают лезвием и оттачивают пилкой для ногтей.

Важно! Если клапаны изготовлены из серебра, рекомендуется при таких работах защищать металл скотчем.

Кроме такого (вручную) способа, для обтачивания клапанных подушек применяют специальные насадки на дрель.

насадка для подушки кларнет

Работа по установке и обточке пробки потребует наличия специализированного оборудования и определенной сноровки. Все тонкости этой операции показана на видео.

Перейти к Ремонт кларнета самостоятельно
часть 2


Работа с кларнетом и легенда табулатуры ( система Бема с 18 клавишами). На схеме показаны отверстия и ключи ключей.


Кларнет представляет собой инструмент с большим количеством клавиш . Последовательности аппликатуры не всегда легко достичь и зависят от манипуляции системы ( Сет систему, система Альберта , и т.д.) , используемой. Количество нот может быть произведено из комбинации различных аппликатур, и только регулярные рабочие диапазоны могут дать игроку возможность выбрать правильный выбор при исполнении песни.

Резюме

Положение руки

В кларнет опирается на большой палец правой руки , благодаря его большого пальца, опорой которого вертикальное положение регулируется на некоторых моделях. Поэтому инструмент следует держать правой рукой снизу, а левой - вверху. Также можно освободить большой палец правой руки, используя шнур, поддерживающий вес инструмента, как в случае с саксофоном.

Обычно необходимо заполнить отверстия мякотью пальцев (мясистой частью), немного округлив пальцы, как будто кончиками пальцев хватаете карандаш.

Двенадцатая (или регистровая) клавиша

Большой палец левой руки закрывает отверстие за корпусом инструмента; он также действует на ключ к двенадцатому , позволяя двигаться зарегистрировать горн. Итак, когда вы играете ноту в регистре chalumeau и нажимаете двенадцатый ключ , вы получаете ноту на 12 градусов выше по шкале , то есть октаву, увеличенную на одну пятую .

Следует отметить, что двенадцатый ключ очень часто и неправильно называют октавным ключом , что верно в случае гобоя и саксофона , но неверно в случае кларнета.

Аппликатура регистров певчих и горна


Табулатура, приведенная здесь, относится к кларнету сопрано в системе Бёма. У других кларнетов ( бас-кларнет , малый кларнет . ) написано такое же звучание, но транспонировано в тональности инструмента; Кроме того, для этих транспонированных инструментов нота, сыгранная на партитуре, всегда будет соответствовать указанной здесь аппликатуре. Ключ используется на счет (обычно G ключа для кларнета), возможно , отличаются: Ut [см. необходимо] или F 4- е , немецкое письмо для бас-кларнета.

Для нот в регистре горна предлагаемая аппликатура должна завершаться действием большого пальца левой руки на двенадцатый ключ (квинтой) (красная точка).

В предлагаемых табулатур касается кларнет оснащен E ключом левой рукой, по- прежнему незаурядной на основных моделях. Это всего лишь два дополнительных положения, которые будут указаны в комментариях.

Горизонтальное расположение соответствует тому, что видит ученик-инструменталист, когда он поворачивает кларнет в руке, чтобы проверить положение своих пальцев. На многих досках инструмент показан в вертикальном положении, что дает точку зрения постороннего человека.

В это аккорде нота ( в С ) в симфоническом оркестре .

В регистре горна больше нет совпадения аппликатуры. Теперь мы должны взглянуть на специфические особенности высоких частот. Вторая аппликатура используется в основном в хроматических пассажах.

Высокий регистр аппликатуры

За пределами C (5) аппликатуры больше не следуют той же логике и могут казаться случайными. В любом случае это высшие гармоники. В зависимости от факторов или поколений инструментов аппликатуры различаются: иногда они включают поправку на точность.

В таблице ниже указаны возможные исправленные аппликатуры (зеленая клавиша).

Для последних нот откровенно устоявшейся аппликатуры нет. Полученная оценка иногда больше зависит от владения мундштуком, чем от простого применения аппликатуры. Совершенство достигается, когда вы можете исполнять эти ноты на слабых нюансах ( p , pp ) или даже на струнных звуках (это замечание также относится к верхней части регистра горна).

Трель аппликатуры


В орнаментах ноты нужно выполнять быстро. Мы можем терпеть небольшую разницу в точности или тембре . В вибранты выполняется на одной ноте и следующий в масштабе, есть поэтому трели на тон и трели на полтона в зависимости от степени записки.

4 ключа трелей


Проблема с кларнетом в основном касается трелей, скачущих при смене регистра. Выполненные с соблюдением указанных выше аппликатур, они потребуют одновременного чередования почти всех пальцев, и, более того, переход гармонического режима не является мгновенным. Большие боковые клавиши, принесенные Гиацинтом Клозе и Луи Огюстом Баффе, дают доступ к определенным заметкам, не меняя регистр. Конечно, тембр другой, но простота и скорость исполнения во многом компенсируют этот недостаток.

Эти аппликатуры будут также применяться для выполнения укуса или апподжизатуры .

Табулатура трелей

В следующей таблице приведены нетривиальные аппликатуры для исполнения трелей.

Для остальных (тривиальных) достаточно поочередно применять аппликатуры, представленные в предыдущих разделах. Как правило, для тривиальных трелей должен двигаться только один палец.

Две ноты, слышимые для трели, обозначены на рисунке (две восьмые ). Клавиши красного цвета анимированы во время выполнения. Остальные остаются в штате.

Частный случай больших кларнетов

Для высоких и высоких регистров (кроме C 5 во французской нотации, написанной над нотным станом в скрипичном ключе) современных басовых и альтовых кларнетов, музыкант просверливает половину отверстия в верхней части l указательного пальца левой руки (отверстие E 3 / B 4 ), который должен освоить каждый басист; следовательно, аппликатуры в верхнем и верхнем регистрах бас-кларнета (или альта) отличаются от аппликатуры кларнета- сопрано и должны быть адаптированы в соответствии с моделями производителей.

У больших кларнетов, в том числе у бассет-кларнета , есть дополнительные клавиши, позволяющие безымянным и большим пальцами правой руки достигать низких E или даже низких C.

Все о кларнете

Надо обратить внимание на то, как звучит бас-кларнет и другие виды деревянного духового инструмента. Для общего развития пригодится и описание истории, и указание вспомогательных аксессуаров.



Что это такое?

Многие люди, вообще, не представляют, что за музыкальный инструмент кларнет. Само такое слово скорее вызывает ассоциации с популярной скороговоркой. Однако подобное упущение можно и нужно исправлять. В общем виде кларнет выглядит как удлиненная трубка сложной формы, имеющая ряд дополнительных элементов снаружи. Трубка близка к цилиндру, в отличие от гобоев и саксофонов, которые имеют конусовидный корпус.

В основном это деревянный духовой инструмент. На его изготовление отпускают чаще всего дорогостоящую элитную древесину экзотических пород. Профессионалы используют именно такие решения. При этом для любителей и для учебных занятий могут применяться пластиковые кларнеты с резиновыми частями. Сравнительно недавно появились устройства из разнородных материалов, которые по акустическим свойствам не уступают продвинутым моделям из дерева, но менее чувствительны к колебаниям температуры и влажности. Полученный таким образом инструмент оказывается заметно легче и дешевле.




Опытные музыканты обычно приобретают трости комплектами. Это позволяет закрыть все свои потребности и не покупать постоянно новые принадлежности. Мундштук кларнетный схож визуально с клювом птицы. Даже варьирование угла, под которым идет этот мундштук, прямо влияет на характеристики раздающегося звука.



Бочонком называют блок, при помощи которого кларнеты настраивают. Такое имя он получил за свою специфическую форму. Звуковые отверстия, кольца и клапаны находятся на верхнем и нижнем коленах. Роль раструба — обеспечить получение максимально низких звуков. Еще в XIX столетии появилось несколько вариантов размещения клапанов, и каждый из них имеет как сильные, так и слабые стороны.

Кларнет отличается от флейты прежде всего тем, что у флейт нет тростей. Обычно флейта считается более легким и удобным инструментом. Выдув воздуха в ней идет не через наконечник, а сбоку. В оркестре кларнетисты усиливают басовое звучание. Если им и доверяют выступать отдельно от других инструментальных музыкантов, то преимущественно для создания тревожного и мрачного настроя в музыкальном повествовании при озвучивании трагических моментов сюжета.



История происхождения

Кларнет придумал немецкий мастер Иоганн Деннер в самом конце XVII столетия. У него, как и у множества других изобретателей, был ряд предшественников. И все же именно разработка Деннера оказалась законченной по своему совершенству. Именно она стала полным образцом классических кларнетов. Эта конструкция — в предельно общем виде — сохраняется и в наши дни. Любопытно, что сам нюрнбергский мастер отталкивался от старинного французского инструмента, известного как шалюмо. Он добавил клапан с обратной стороны, до чего не додумались более ранние специалисты (или не смогли этого сделать).

Деннер не успокоился на достигнутом, и продолжал совершенствовать изобретение вплоть до 1707 года. Его модели имели только один клапан. Многоклапанные модели известны позже; пробовал ли Деннер создавать такие конструкции, достоверно неизвестно. Первоначально кларнеты в мире академической музыки были восприняты прохладно. Только через некоторое время их оценили по достоинству. Крупные усовершенствования в инструмент внес выдающийся кларнетист Иван Мюллер в XIX веке. Именно после его нововведений получился тот самый формат, который привычен и современным музыкантам. Лишь это позволило кларнету стать одним из самых продвинутых и популярных концертных инструментов в мире.




Звучание

Типичный кларнет звучит, как говорят музыканты, in B. Этот музыкальный строй позволяет играть как народные мелодии, так и эстрадные композиции. Высоту звука исполнители могут подстраивать сами, пользуясь клапанами. Кларнетисты играют вполне успешно и джаз. Диапазон звуков начинается от ми в меньшей октаве до соль в 3-й октаве.

Кларнетовый тембр довольно мягок. В руках умелого исполнителя такой инструмент проявляет себя с наилучшей стороны. Высоким регистром считается все, что выше ноты до в 3-й октаве. В этой части диапазона звучание относительно резко и даже в какой-то мере крикливо. На среднем уровне типично светлое и прозрачное звучание, в нижней части диапазона, смотря по скорости игры, получается или простой мрачный звук, или с некоторым металлическим призвуком.



Уже в середине XVIII столетия, оценив по достоинству возможности кларнета, начали пытаться создать схожий с ним инструмент, играющий бас. Самые ранние образцы такого рода близки к бассет-горнам. В конце того же века усилия разработчиков были направлены на подражание фаготам; как считается, эти бас-кларнеты и должны были потеснить фагот в военной музыке. Современный формат бас-кларнета существует с 1830-х годов; его разработчиком был Адольф Сакс. Такой инструмент стал уже полноправной частью симфонических оркестров, и иногда даже используется в сольных эпизодах.

Бас-кларнет, согласно взгляду новой венской школы, используется и в камерных ансамблях. Когда наступает период музыкального авангарда, растет его сольное значение. Отдельные исполнители берут такой инструмент даже для джазовых композиций. Отличий в технике игры от обычного варианта нет. Часть композиций требует при использовании бас-кларнета повышенного уровня мастерства.



Малый кларнет называют еще довольно часто кларнет-пикколо. Он устроен почти так же, как обычный, но имеет небольшие размеры. Характерной особенностью оказывается более резкий тембр. Отмечается небольшая крикливость, максимально заметная в верхнем диапазоне. Малые кларнеты — типичные транспонирующие инструменты; их вариация in D находит применение крайне редко и лишь для нестандартных задач.

Модификация in As применяется изредка в военных оркестрах Италии. В Австрии ею пользуются группы танцевальной музыки. Малые кларнеты вошли в оркестровую практику благодаря Берлиозу. В основном он поддерживает верхние голоса в общем звучании оркестра. А также ему поручают небольшие музыкальные эпизоды.



Бывают и другие разновидности, в том числе альтовый кларнет (альт-кларнет). Для него типичен ключ Eb. Это своего рода промежуточная позиция между сопрано-кларнетами и бас-кларнетами. Внешне инструмент похож на бассетгорн, однако нижний диапазон у него не настолько широк. Считается, что такое изделие было разработано совместно Иваном Мюллером и Генрихом Гренсером, хотя есть и версия, что его создали в США. Некоторые усовершенствования внес в конструкцию уже упоминавшийся Адольф Сакс.

Кларнет си-бемоль — тот самый классический тип со строем in B. Композиторы должны писать партии для такого инструмента на большую секунду выше реального тембра. В низком регистре удается продемонстрировать настоящую выразительность, проявить все значение динамических оттенков. Средний регистр отличается слабостью звука и менее ярким тембром.

При выборе верхнего регистра звучание становится ярче и сочнее, но если чрезмерно увлечься им, обнаруживается неприятная крикливость (что может доходить до потери типичных кларнетовых нюансов).



Материалы

Если взять любой наиболее дешевый кларнет на рынке, то он, без сомнения, сделан из пластиковых деталей. Такое решение позволяет заметно облегчить конструкцию. Однако расплачиваться за сиюминутную экономию потребители будут недостаточной прочностью изделия. И если эту проблему еще можно обойти за счет особенно тщательного обращения, то с плохим звучанием ничего сделать нельзя.

В набор поставки любого такого инструмента входят обычно кожаные подушки. Сами кларнеты среднего ценового диапазона имеют композитный состав. В основе их — эбонит либо углепластик. Иногда применяют и иные композитные вещества. По прочности такое решение тоже весьма хорошо, стоит сравнительно недорого, может устроить как начинающих занятие музыкой, так и профессиональных кларнетистов.



Наиболее дорогие модели изготавливают полностью из дерева. На их производство идут самшит, гренадил, палисандр и другие элитарные породы. Такие вещества обеспечивают свободный резонанс и неповторимое звучание. Мундштуки могут делаться из:

  • пластика;
  • эбонита (самый популярный сейчас вариант);
  • слоновой кости;
  • древесины;
  • прочных марок стекла;
  • черного или нержавеющего металла.



Дополнительные аксессуары

Для кларнетов можно приобрести наклейки на мундштук. Они поставляются в узком и широком вариантах. К мундштукам иногда покупают и универсальные колпачки, которые подходят независимо от лигатуры, от материала самого мундштука. Благодаря колпачку трость будет застрахована от поломки. Салфетки для ухода за инструментом делают из впитывающих материй, обычно дополняют вшитыми лентами.

Такой расходный материал убирает влагу и засоры без всяких следов. Шнурки с металлическими грузилами повысят удобство применения. Кларнетисты не обходятся и без смазки для специальной пробки, которая поставляется обычно так же, как простая губная помада.

Слишком частое использование смазки не рекомендовано, надо руководствоваться состоянием пробки. Для перевозки и переноски инструмента, для его хранения правильнее приобрести одиночный или парный чехол.



Лучшие производители

  • Для серьезных сценических выступлений и участия в оркестрах подойдет Luis Rossi Rossi. Bb. Он имеет выверенный строй си-бемоль. Базовый комплект поставки достаточно проработан, чтобы гарантировать удовлетворение основных потребностей. Отверстия расположены очень толково, а важные части делают ручным способом. Минусом будет только высокая стоимость.


  • Buffet Crampon Festival А может стать отличной альтернативой. Корпус из черного дерева порадует взыскательных заказчиков. Над моделью работали профессиональные музыканты. Звучание будет весьма глубоко. Комплектация хорошо продумана, и только тяжелый кейс портит впечатление.


  • Выбирая кларнет с системой Бема, стоит обратить внимание на Patricola PT. CL. 2V-RW. В его составе есть 17 клапанов. Такая модель тоже предназначена для опытных музыкантов. Ее изготавливают из выдержанного палисандра. В набор поставки входит пара бочонков с различным рисунком звука и комфортный кейс.


  • В полупрофессиональном сегменте выделяется модель Yamaha YCL-450 (02). Такой инструмент вполне чувствителен. Звучание хорошо проецируются. Клавиши вполне эргономичны, по желанию можно приобрести экземпляр с левым рычагом Eb. Для изготовления корпуса применяют гренадиловую древесину, а все клавиши серебрят.


  • Юным кларнетистам может понравиться Roy Benson CG-521. Он также имеет гренадиловый корпус. Набор поставки включает пару бочонков. Механика спроектирована с расчетом на мелкие руки, а опора для большого пальца регулируется элементарно. Сборка поначалу может быть весьма сложна.


Советы по выбору

Ориентироваться на рекомендации экспертов и отзывы — полезно, но недостаточно, чтобы выбрать хороший кларнет. Только прочный инструмент устроит тех, кто готов заниматься музыкой серьезно, а не просто вешать его на стенку для престижа. Немаловажно уделить внимание и чистоте звука. Лучше с самого начала приучаться к отличному тембру. Вопреки популярному мнению, как самые дешевые, так и наиболее дорогие экземпляры — не для новичков.

Модели для неопытных музыкантов вполне могут быть сделаны из пластмассы. Ничего зазорного в этом нет, лишь бы все подобрали правильно. Детям лучше не покупать инструмент без ремня, пока они не умеют держать его в руках правильно. В магазине стоит спрашивать, во сколько обойдется ремонт и какие условия есть по гарантии.

Вообще, ничего не знающим в музыке полезно идти за покупкой вместе с преподавателем или разбирающимся человеком; надо также проверять комплектацию.




Интересные факты

Хотя Моцарт ассоциируется скорее со скрипкой, он раньше прочих композиторов начал писать для кларнета. Затем эстафету подхватывали Шуберт и Бетховен, Чайковский и Рахманинов, и многие другие крупные имена. В начале ХХ столетия кларнетная музыка стала важной частью джаза, и к 1930-м только повысила свое значение. В 1970-е многие ансамбли старались играть произведения прошлых двух столетий на аутентичных инструментах, что оживило интерес к кларнету. Его звучание охотно применяли музыкальные группы мирового уровня.

Музыкальный инструмент кларнет

Что такое кларнет

Кларнет – это язычковый деревянный инструмент с одной тростью. Относится к группе духовых. Главная отличительная черта от других представителей семейства – широкие выразительные возможности, позволяющие использовать его сольно, в составе симфонических оркестров, для исполнения различной жанровой музыки: джаза, фолк, этно, классики.

Музыкальный инструмент кларнет

Устройство кларнета

Выглядит как трубка, сделанная из дерева. Длина корпуса – около 70 сантиметров. Он разборный, состоит из шести частей:

  • мундштук;
  • трость;
  • верхнее колено;
  • нижнее колено;
  • бочонок;
  • раструб.

Звук извлекается путем вдувания воздуха через изогнутый в виде ключа мундштук. В него вставляется камышовая трость. Высоту звука определяет размер столба воздуха внутри устройства. Она регулируется сложным механизмом, оснащенным системой клапанов.

Устройство кларнета

Кларнеты высокого строя

Кларнеты низкого строя

Отличаются от перечисленных выше не только высотой звучания, но и строением, размером. Для их изготовления используются металлические детали. В отличие от альтовых, раструб и трубка у них изготавливается из металла. Она имеет изогнутую форму, как у саксофона, гнется для удобства игры. В оркестре басовый, контрабасовый и бассетгорн – самые низко звучащие виды.

Кларнет в разборе

Как звучит кларнет

Мягкое тембровое звучание – не единственное преимущество инструмента. Главная его особенность – доступность гибкого изменения динамической линии. Она варьируется от интенсивного, выразительного, до слабого, почти затухающего звука.

Диапазон обширный, он составляет почти четыре октавы. В нижнем регистре воспроизведение мрачноватое. Изменение звучания в сторону повышения раскрывает светлые, теплые тона. Верхний регистр дает возможность воспроизводить резкие, крикливые звуки.

Область выразительности настолько велика, что великий композитор В.А. Моцарт уверенно сравнивал инструмент с человеческим голосом. Драматизм, размеренное повествование, шутливое, кокетливое звучание – все подвластно этому представителю семейства духовых.

История кларнета

В XVII веке музыканты играли на шалюмо. Это национальный народный инструмент французов. Считается, что придумать кларнет мог баварец по происхождению И.К. Деннер. Он считал звучание шалюмо несовершенным, работал над улучшением его конструкции. В результате у деревянной трубки появился клапан на обратной стороне. Нажимая его большим пальцем правой руки, исполнитель переводил звучание во вторую октаву.

Кларнет И. Деннера

И.К. Деннер

Тембральные особенности были схожи с распространенной в то время клариной. Это труба обладала ясным звуком. Происхождение названия имеет южно-европейские корни. Новый инструмент назвали clarinetto – маленькая труба в переводе с итальянского. Популярностью во Франции пользовались и шалюмо, и кларина. Но более широкие возможности последней стали предпосылкой к устранению предшественника.

Сын И.К. Деннера Якоб продолжил дело отца. Он изобрел двухклапанный кларнет. Другим выдающимся мастерам второй половины XVIII века удалось усовершенствовать модели Якоба, добавив третий, четвертый и пятый клапан. Классической стала модель Ж-К. Лефевра с шестью клапанами.

На этом улучшение конструкции не окончилось. В XIX веке наметились две школы игры на clarinette. Первая половина девятнадцатого столетия ознаменовалась расцветом инструмента, который назывался немецкий кларнет. Он был оснащен кольцевыми клапанами, которые решился применить флейтист мюнхенской придворной капеллы Теобальд Бём. Усовершенствовал эту модель берлинский кларнетист Оскар Элер. Кларнет немецкой системы долгое время использовался в Европе, пока не появилась другая – французская система. Отличие одной от другой заключается в степени выразительности звучания, технологии производства мундштуков, других деталях. Французский кларнет более подходил для виртуозной игры, но имел маленькую выразительность и силу звука. Разница была и в системе клапанов.

Современные фирмы-изготовители продолжают улучшать части кларнета, используя разные материалы, расширяя характеристики множеством рессор, тяг, винтов. В России, Германии, Австрии традиционно применяется традиционная модель, основанная на немецких стандартах.

Разновидности кларнетов

    – редко используется сольно, чаще применяется для усиления басовых голосов;
  • контральтовый – включается в состав духовых оркестров;
  • контрабас – позволяет извлекать самые низкие ноты, самый большой из всех видов.

В военных духовых коллективах США широкое применение получили альтовые. Они имеют мощное звучание, полнозвучны, выразительны.

Семейство кларнетов

Техника игры на кларнете

По мере появления новых типов, усовершенствования инструмента, менялась и техника владения им. Благодаря технической подвижности этого представителя семейства духовых, исполнитель может играть хроматические гаммы, экспрессивные мелодии, воспроизводить обертона, пассажи.

Игра на кларнете

Выдающиеся кларнетисты

В музыкальной истории отмечены виртуозы, в совершенстве владевшие техникой игры на clarinetto. Наиболее известны:

  • Г.Й. Берман – немецкий музыкант, пересмотревший множество ранних произведений Вебера и адаптировавший их под звучание инструмента;
  • А. Штадлер – его называют первым исполнителем сочинений Моцарта;
  • В. Соколов – в советские годы этого исполнителя принимали полные залы поклонников классического звучания в разных городах страны и за рубежом.

Читайте также: