Суйкинкуцу своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

  • ударные;
  • духовые;
  • струнные.

Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.

В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.

Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Кото

Сякухати

Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп. 都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сякухати

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Суйкинкуцу


Поющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Сямисен

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Техника игры на сямисэне

Сформировалось три стиля игры на сямисэне:

Ута-моно – песенный стиль. Один из основных жанров музыкального сопровождения представлений театра Кабуки. Этот жанр представлен продолжительными музыкальными интерлюдиями, которые играет ансамбль хаяси (этот ансамбль обычно сопровождает спектакли театра, он и состоит из флейты и трёх видов барабанов).

Катари-моно – сказовый стиль. Наиболее характерен для японской традиционной музыки и представлен специфическим типом пения.

Миньё – народная песня.

Плектр держат в правой руке, а в нужный момент звучание струн останавливается тремя пальцами левой руки на безладовом грифе. Большой палец и мизинец в игре не используются. Наиболее характерным приемом игры на сямисэне является одновременный удар плектра по мембране и по струне. Помимо этого, существует масса других важных факторов, определяющих специфику звучания, например, толщина струн, грифа, мембраны, место, где плектр ударяет по струнам и т.д. Также на сямисэне можно перебирать струны левой рукой, получая более изящный тембр. Эта возможность изменять тембр является одной из отличительных черт сямисэна.

Помимо способа игры тембр инструмента можно изменить, варьируя длину струны, шейку или плектр, а также их размеры, толщину, вес, материал – показателей масса! Существует чуть ли не два десятка сямисэнов, отличающихся друг от друга высотой тона и тембром, и музыканты подбирают тот инструмент, который наиболее точно соответствует их жанру музыки, или же перенастраивают его непосредственно перед представлением.

В музыке для сямисэна линия голоса практически совпадает с той, что играется на инструменте: голос лишь немного опережает мелодию, что позволяет расслышать и понять текст, а также подчёркивает контраст между звучанием голоса и сямисэна.

Использование в современной музыке

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

четыре флейты


Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Каждая страна отличается своими музыкальными инструментами и Япония не исключение. Необычные и волнующие душу традиционные музыкальные инструменты этой далёкой для европейцев Страны восходящего солнца, привлекают туристов со всего мира.

Здесь вы можете услышать и старинные буддийские песнопения, и придворную музыку эпохи Эдо, и различные религиозные исполнения на древнейших музыкальных инструментах, существующих в японской культуре уже много веков. Интересна история развития японской национальной музыки, которая начинается с древнейшего периода Дзёмон и продолжается по сей день.

В ходе многочисленных археологических раскопок в Японии были обнаружены музыкальные каменные свистки, уникальные поющие чаши, называемые рин , находили даже и поющие колодцы. Такие чаши издавали красивые мелодичные звуки, их не подвешивали и не крепили, они просто стояли на определённом месте.

А поющие колодцы суйкинкуцу представляли собой огромные перевёрнутые кувшины, частично зарытые в землю, над которыми находились бамбуковые трубочки с водой, стекающей по каплям на небольшое отверстие в донышке.

На них сможет сыграть каждый, кто захочет, и вам совсем не нужно обладать специальным музыкальным слухом, всё произойдёт само собой, когда вы станете мыть руки.

Японская музыка основывается не на определённом математическом отсчёте, а на интервалах человеческого дыхания. Японцы все таинственные магические ритуалы сопровождали музыкой, которая являлась существенным дополнением любых национальных обрядов.

В стародавние времена в Японии дворцовая музыка объединялась под названием гагаку . Правда, многие старинные мелодии утратили, их не удалось сохранить, так как в Японии не существовала система нотных записей, музыкальные произведения передавались из поколения в поколение.

До эпохи Мэйдзи (когда в Японию стали проникать европейские модели нотных записей) лишь использовали некую систему обозначений в виде линий, всевозможных фигурок и знаков, которые символизировали струны, указывали на нужный темп исполнения, и определяли характер того или иного произведения.

Музыкальные представления чаще происходили при храмах, а вот начало таким выступлениям положил буддийский священник по фамилии Кэндзюн . Он же и придумал всевозможные композиции для голоса и музыкальных японских инструментов.

Не менее интересным музыкальным инструментом стала и бива . Под этим словом японцы назвали целый ряд лютневых инструментов, которые упоминались в письменных источниках, начиная с VIII века. Именно её распространение способствовало формированию песенного сказа.

В игре на бива часто чередовались вокальный номер певца-рассказчика с музыкальным сопровождением, а звуки извлекались посредством специального длинного костяного медиатора (плектра).

В наши дни наиболее знакомым традиционным инструментом, конечно, является сямисен , который появился в XV–XVI веках. Сямисен сразу понравился японцам и даже странствующие музыканты (годзэ) всегда брали его с собой в путешествия по стране.

Музыканты, обладающие высоким мастерством, извлекают из них особые волшебные звуки — савари. А сямисэны отличаются друг от друга и высотой тона, и различной тембральной окраской.

Изготовляются сямисэны из дерева твёрдых пород, но, а сам корпус инструмента раньше обтягивался кошачьей или собачьей кожей. Струны же делают из натурального шёлка или нейлона. Сегодня ни одно представление японского театра не обходится без сямисена, игре на нём обучаются даже майко — будущие японские гейши.

Есть у японцев и инструмент, напоминающий нам гобой, они называют его хитирик . Он произошёл от китайского инструмента гуань, который проник в японскую культуру уже в VIII веке. Изготовлен он из бамбука и часто украшен корой вишнёвого дерева. Размер у него небольшой, всего в одну октаву, а внешне напоминает флейту. Да, и отверстия на корпусе похожие.

В XVI веке произошли существенные изменения в японской традиционной музыке. Появился новый инструмент — сякухати , на котором поначалу играли только монахи школы Фукэ.

В некоторых письменных источниках раннего средневековья говорилось, что, когда принц Сётоку по дороге в храм играл на сякухати, на звуки его мелодичной флейты спускались даже небесные феи и танцевали. Оригинальные японские флейты достигают в длину почти 55 см. А так звучат эти музыкальные инструменты на представлениях.

В Японии, конечно, были и барабаны просто здесь их называют — тайко (что означает большой барабан). Красивое название для музыкальных инструментов, не правда ли? Однако, этим словом обозначали лишь большие барабаны, которые использовались в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Корпус таких музыкальных инструментов выдалбливали из цельного куска твёрдой древесины, а вот играли на них специальными палочками — бати .

У японских барабанов имелись и существенные различия. Одни из них можно настраивать, у них были специальные шнуры и различные винты, такие называются симэ-дайко . А вот другие бё-дайко , имели лишь жёсткую мембрану, плотно закреплённую гвоздями (в них невозможно было изменить звучание).

Сущность японской музыки многогранна, её нельзя выразить через какой-то один инструмент, она состоит из многих принципов и направлений. В ней есть гармония и уважение, необыкновенная чистота и простота, мелодичность и тишина, загадочность и неповторимость. Японскую музыку нужно уметь слушать, она поможет вам и расслабиться, и насладиться.

Ну, а в наши дни японцы любят играть и на тайшакато . Это такая автоарфа, напоминающая помесь гитары и аккордеона :-)

Музыка — может многое. Отбрасывать лишнее, ненужное, волнительное, громоздкое. Выделять первостепенное, а главное, одухотворять, приближать нас к природе, учит видеть красоту в естественности и ценить жизнь.

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Он состоит из закопанной вверх дном кувшина с отверстием в дне. Капли воды проходят через отверстие и попадают в небольшой таз с застоявшейся водой, расположенный внутри кувшина. Создаваемый внутри шум похож на кото .

Обычно его находят рядом с тёдзубати , традиционной каменной чашей , в которой мыть руки перед участием в японской чайной церемонии . Это вода, используемая из чодзубати , образует капли, которые падают в суйкинкуцу .


Время работы:
ПН-СБ: 8:00-20:00


Телефоны:
5-41-56, 5-41-01


Адрес:
Глазов, Кирова 22

27 января 2022 года в Концертом зале Детской музыкальной школы № 1 состоялся концерт Вячеслава Пушкарева, Студента второго курса Чайковского музыкального училища. Вы.

21 декабря в Концертном зале Детской музыкальной школы № 1 состоялись два итоговых концерта, посвященных предстоящему Новому году - "Новогодний серпантин". В концертах пр.

24 декабря в Концертном зале Детской музыкальной школы № 1 прошел концерт ансамбля народных инструментов "Русская душа", руководитель - Александр Дячук", С Новым годом!" .

18 января в Концертном зале Детской музыкальной школы № 1 состоялся концерт Инструментального ансамбля "Менуэт" - неоднократного лауреата Республиканских, Всероссийских и.

17 декабря в Концертном зале Детской музыкальной школы № 1 состоялся концерт образцового духового оркестра "Бревис" "Играют солисты и не только. ", художественный руково.

4 октября в Концерном зале Детской музыкальной школы № 1 прошел концерт посвященным праздникам: День музыки, День учителя и День пожилого человека.В концерте принима.

29 сентября в Концертный зал Детской музыкальной школы № 1 были приглашены на Игровую программу маленькие зрители и их родители. Ведущие: Женька, Клякса и Мурка исправлял.

22 сентября, в 18 часов, в Концертном зале детской музыкальной школы № 1 состоялся концерт Лауреата Государственной премии УР Академической хоровой капеллы Удмуртии.

Сегодня, 1 сентября, был радостный день! Радостный вдвойне - День знаний и долгожданное открытие обновленного сквера возле "музыкалки"! Прошел концерт, посвященный "Дню .

Войти с помощью




Детская музыкальная школа №1 продолжает набор учащихся

на 2021 - 2022 учебный год по следующим программам:


"Что нужно знать ребёнку для вступительных испытаний?"
"Как проходят вступительные испытания?"

Читайте также: