Стол из сувеля березы своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Ранее, так никому не нужные, мелкие спилы деревьев, уходили в топку. Сейчас, различные изделия из деревянных спилов на пике своего “бума” . Не просто так.

Предметы из спилов дерева выглядят очень красиво и весьма солидно. Бесплатный материал, в виде сухих веток в лесах, еще один плюс в копилку, различного рода изделиям из спилов.

В сегодняшней статье, расскажем пошагово, как сделать стол из деревянных спилов

Стол из спилов дерева пошагово

Чтобы ничего не забыть в процессе работы, сразу укажем, что понадобится для того, чтобы сделать стол из деревянных спилов

Для работы вам понадобятся следующие материалы:

  • Ваше желание сделать стол (основной ингредиент)
  • Ветки или готовые, мелкие спилы деревянных веток, равной длины
  • Пила или электролобзик (что есть)
  • Старый кусок тонкой фанеры, которая легко гнется (или пластик). Примерно 20см х 100см
  • Эпоксидная смола
  • Кусок ПЭТ пленки, примерно 1м х 1м
  • Шлиф машина или болгара с насадкой для шлифовки
  • Наждачная бумага, с различным зерном (минимум 3 вида), зерно самое крупное, среднее и мелко
  • Кисть для разравнивания эпоксидной смолы
  • Клейкая лента

Процесс изготовления стола из деревянных спилов

Первым делом, нам нужны деревянные спилы. Если у вас есть уже готовые, то этот шаг можно пропустить.

Итак, берем ветки, диаметр ветки может быть разным, но для стола, желательно использовать спилы не более 10-15 см в диаметре. Распиливаем ветку на равные по длине спилы (до 10 см в высоту)

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Следующим шагом, нам нужно сделать окантовку для сбора и заливки стола эпоксидной смолой. Например тонкую, гнущуюся фанеру.

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Отпиливаем от фанеры кусок, равный желаемой высоте стола и длине, равной желаемой окружности будущего стола.

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Скрепляем концы фанеры клейкой лентой, определившись с диаметром стола окончательно

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

На рабочую поверхность укладываем кусок полиэтилена, который не даст эпоксидной смоле протечь на рабочую поверхность.Полиэтилен продеваем внутри “обруча”, образуем “ванну” для будущего стола

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Кладем “обруч” из фанеры на полиэтилен. Внутри “обруча” выкладываем деревянные спилы максимально близко друг к другу. Начинайте выкладывать спилы от центра к краям

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово
Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово
Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Далее готовим состав эпоксидной смолы к применению

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Начинаем заливать смолу, в первую очередь заполняя пустоты

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

И наконец, заливаем всю поверхность эпоксидкой

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Даем полностью просохнуть

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

После полного затвердевания смолы, снимем пленку и “кольцо” с нашей заготовки для стола

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Поверхность всей заготовки по периметру шлифуем наждачкой с крупным зерном

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Далее используем среднее зерно. Проходим по всей поверхности столешницы, по бокам в том числе


Завершаем шлифовку мелким зерном


Возвращаем “обруч” на место. И повторно заливаем эпоксидной смолой всю поверхность

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Выравниваем смолу при помощи ровного предмета, например дощечки, как на фото. Оставляем до полного высыхания

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

После полного высыхания смолы, еще раз шлифуем поверхность средним зерном

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Далее идет шлифовка самым мелким зерном. После окончания шлифования, сметаем пыль х/б тканью. Поверхность покрываем лаком или специальным защитным спреем для эпоксидной смолы. (Спрей будет держаться не долго, лучше взять лак)

Стол-из-деревянных-спилов своими-руками-пошагово

Даем лаку полностью просохнуть. И любуемся на красоту, созданную своими руками

Резьба по капам и сувелям.
Сувель – дерево царское.

резьба по сувели фото


Березовый кап без коры

Сразу хочу подчеркнуть, что работаю по сувели. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления. А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.
Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой.

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

Если вы не сильны в различиях капа, сувели, а также не уверены, что такое шпальт, то мы хотим поделиться информацией с вами.

В общем смысле слова это называется пороками древесины (пороки древесины - это особенности и недостатки древесины, как всего ствола дерева, так и отдельных его участков, ухудшающие её свойства и ограничивающие возможности её использования). Пороки разделяют на два вида.

  1. Пороки, вызванные дефектами обработки, возникающие при механическом воздействии на дерево или древесину во время заготовки, транспортировки, пиления и т. д. Это самая многочисленная группа пороков.
  2. Естественные пороки (которые мы как раз и будем здесь рассматривать), которые, в отличие от дефектов обработки, образуются в процессе роста дерева из-за различных климатических условий, места произрастания, и деятельности микроорганизмов, насекомых-вредителей и птиц. Стоит также напомнить, что самой известной разновидностью естественных пороков являются сучки (это часть ветви, заключённая в древесине ствола). В этом тексте мы их больше упоминать не будем.

Влияние порока на качество древесины определяется его видом, размерами и расположением на пиломатериале. Поэтому пороки, нежелательные в одних видах работ, могут быть не критичны для других, и даже желательны в третьих. Так что, порок пороку рознь :) Некоторые мастера частенько используют в своих работах деревянные заготовки с такими "изъянами" для создания необычных изделий.

Шпальт - это колонии грибка или бактерий, образующие нехарактерные для породы цветные пятна или прожилки. Вы можете удивиться, но частенько грибок разных видов собственноручно подсаживают на заготовку, а в последствии стабилизуют, чтобы сохранить эту красоту и увеличить прочность древесины (сильное поражение может существенно уменьшить прочность). На этой фотографии можно посмотреть, как выглядит шпальт карельской березы.

Шпальт карельской березы

На следующей фотографии лежат два брусочка груши, один из которых подвергся атаке грибка.

Груша, зараженная грибком и здоровая

Третья фотография из нашего архива. Это шпальт грецкого ореха.


Теперь разберемся, что же такое кап и сувель.

Очень многие люди считают, что кап и сувель - это одно и то же, но на самом деле они различаются по структуре. Сувель вырастает намного крупнее, чем кап. Для разрастания такого нароста требуется намного меньше времени. Но также сувель намного реже встречается в лесах, появляясь на дереве, как правило, в единичном экземпляре.

Кап, каппа, или капа (капокорень) - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе. Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека. Снизу прикрепили фотографии капа клёна из ассортимента нашего магазина.





Сувель (свиль) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа).
Образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды.
Иногда сувель называют древесной костью из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами дерево приобретает костный вид, и его тонкие части просматриваются насквозь.

На последних двух фотографиях представлен как раз такой кусочек сувели берёзы.



Вот и все, на этом наш небольшой урок закончен. Надеемся, теперь вы с легкостью сможете определить где у древесины шпальт, где сувель, а где кап, и уже начали придумывать, как можно обыграть в своих работах их необычную фактуру. Кстати, брусочки с такими особенностями – отличный вариант для стабилизации. Как стабилизировать древесину вы можете узнать, если нажмете здесь.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: