Стол для развития мелкой моторики для детского сада своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Мелкая моторика руки — это, простым языком, набор мелких и точных движений пальцев и кисти руки. Нельзя недооценивать значение мелкой моторики для развития ребенка. Как известно, развитие точных движений руки способствует развитию речи ребенка. Чем лучше развита ручка ребенка, тем быстрее он начинает говорить, тем лучше он разговаривает.

С первых месяцев своей жизни малыш начинает исследовать возможности своей ручки. С каждым днем ​​он все больше и больше совершенствуется в хватательных движениях кисти и пальчиков. Впоследствии эти умения пригодятся ребенку для правильного захвата ложки во время еды и карандаша во время письма. Мы, родители, можем помочь малышу развивать ручку, а следовательно, и его язык, грамотность, мышление. Для этого не нужны особые навыки. Достаточно просто собрать различные мелкие предметы, организовать из них игру и проследить, чтобы малыш использовал их по назначению, а не засунул в рот, нос или ухо.

В этом деле пригодится все яркое, мелкое, нетоксичное. Это и крупы, и прищепки, и скрепки, и винтики с гаечками, бусинки, баночки, крышечки, ключики и другие предметы, которые легко найти в доме. Предлагаем вам подборку игр, которые захватят вашего малыша и помогут развить мелкую моторику.

Сенсорные коробки можно предлагать малышам уже с 6-месячного возраста. Стоит только помнить, что играть с такой коробкой можно только под присмотром взрослого.

Для наполнения сенсорной коробки подойдут различные крупы, семена, природные материалы. Это желуди, каштаны, листочки, веточки, камешки и все-все, что найдете в парке, на улице, в лесу, на пляже и т.п. Также пригодятся: цветной рис, цветная манка, гидрогелевые шарики, макаронные изделия, бусины, камни, пуговицы, различные фигурки животных, насекомых, морских жителей, людей, героев, овощи и фрукты из полимерной глины, крышечки, кубики, перья, мягкие и твердые шарики, помпоны, различные приспособления для манипуляции с предметами (ложечки, пинцеты, щипцы и т.п.) и все-все, что попадется под руку.

Нити из шерсти тонкие и в то же время шершавые. Для того чтобы обмотать какой-то предмет с их помощью, малышу придется как следует схватить ниточку пальцами. И это помогает укреплять мышцы маленьких пальцев и учить ребенка координировать свои движения.

Пусть малыш попробует делать из шерстяных ниток маленькие паутинки на маленьких полосках картона, а ребенку 4-5 лет предложите обматывать нитками более сложные формы, например, буквы А, Б, В, Г …

Ниже предлагаются шаблоны букв и пример буквы, уже обмотанной нитками. Для того, чтобы обматывать формы было удобнее, сделайте по краям небольшие надрезы, за которые можно цеплять нить.

Простая, но гениальная идея для мальчиков. Здесь нужна помощь папы, чтобы подобрал винтики и гайки и зафиксировал их в деревянной основе.

Нанизывание бусин, макарон, создание ожерелья.

Пальчиковое рисование. Пальчиковые краски можно изготовить своими руками.

Различные игры с пинцетами, щипцами, китайскими палочками

Игры с Лего. Предложите ребенку сначала набрать в трубочку или пипетку воды, а затем капнуть капельки воды так, чтобы заполнить отверстия в пупырышках водичкой.

В процессе такой игры ваш малыш познакомится с некоторыми физическими свойствами веществ, будет тренировать моторику рук, внимание, ловкость и координацию.


Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в раннем и старшем дошкольном возрасте.

Задачи: Донести до воспитателей значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование . Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.

Давайте будем вместе приобщаться и постигать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Предложите ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Можно взять бельевую веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

Рассортировать фасоль, горох, орешки.

Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.

Выкладывание контуров предметов фасолью.

Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.

Выкладывание контуров предметов нитью т.е. рисуем нитью.

Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д.

Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.
Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.

Аквагимнастика.

Ниткография - выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Создание развивающих поделок своими руками совместно с детьми – не только увлекательное времяпрепровождение, но и мероприятие приносящее пользу. Для развития малышей не обязательно нужны лекции, конспекты, справочники, куда лучше развивать с самого малого возраста мелкую моторику. Она положительно скажется и на речи, и на мышлении, и на различных навыках, умениях.


Содержание

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.


А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.



Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.


На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.


Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года

Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Игра 1. Фонарики

пальчиковые игры

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Вот фонарики горят,
всех ребяток веселят!
(пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари,
(пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги!
(руки спрятаны за спину).

Игра 2. Кулачок.

пальчиковые игры

(мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

Игра 3. Ушки зайчика.

пальчиковые игры

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,

приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Игра 4. Сосчитай братьев.

пальчиковые игры

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

Игра 5. Мишки на дорожках.

пальчиковые игры

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.

***
Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

пальчиковые игры

Раскатились по дорожке

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

Игра 2. Кошка.

пальчиковые игры

Вот кулак
(показываем кулачек)

А вот ладошка
(показываем ладошку)

На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет
(щекочем)

Игра 3. Курочка.

пальчиковые игры

По двору гуляла,

— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).

Игра 4. Сорока — белобока.

пальчиковые игры

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)

А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)

Игра 5. Киска.

пальчиковые игры

Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)

Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!
(хлопок в ладоши)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.

пальчиковые игры для детей 3 4 лет

Ах, как жутко на лесной лужайке
(руки, на щеки, покачивание головой)

Кружится над зайкой стрекоза
(руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить)

У нее ужаснейшее жало.
(руки в кулак, выставление указательного пальца)

И жуки рогатые ползут
(руки на колени, перебирание пальцами)

Ахнуть не успеешь
(взяться за голову руками)

Загрызут.
(пощекотать кого-нибудь рядом)

Бегают по зайчику мурашки
(быстро перебирать пальцами по груди)

Игра 2. Паровоз.

пальчиковые игры

Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез.

Игра 3. Капустка.

пальчиковые игры

Мы капустку рубим-рубим,
(постукивать ребрами ладоней
по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,
(поочередно поглаживать подушечки
пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,
(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.
(сжимать и разжимать кулачки).

Игра 4. Пчёлки.

пальчиковые игры

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.
Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(заглядываем в улей)

Надо в дом постучать,
(постучать кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(стучим кулаками друг о друга,
чередуя руки)

Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем
пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

Игра 5. Веселая мышка.

пальчиковые игры

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(пальцы в стороны,
покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,
(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.
(поманить, сгибая
и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(кончиком большого пальца
поочерёдно стучим по
кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех
(одна ручка гладит
другую и наоборот)

И отправила спать.
(сложенные ладони кладем под щечку)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

Игра 1. Помощники.

пальчиковые игры

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии
с содержанием стихотворения).

Игра 2. Белка.

пальчиковые игры

Сидит белка на тележке,
(исходное положение —
кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки,
(круговые движения кистью
вправо, влево)

Лисичке-сестричке,
(разогнуть большой палец)

Воробью,
(разогнуть указательный палец)

Синичке,
(разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому,
(разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.
(разогнуть мизинец)

Игра 3. Дружная семейка.

пальчиковые игры

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
(руку сжать в кулак, поочередно разгибать
пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка!
(сжать руку в кулак несколько раз).

Игра 4. На базар ходили мы.

пальчиковые игры

На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками,
начиная с мизинцев)

Много груш там и хурмы,
(по одной паре пальцев на
каждую стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины,
(при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины,
(пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх)

Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!

Игра 5. Детский сад.

пальчиковые игры

В нашей группе все друзья

Самый младший- это я.
(дети ритмично стучат
кулачками по столу)

Это Даша.
(разжимают кулачки,
начиная с мизинчика).

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.

Игра 1. Домик.

пальчиковые игры

Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к
себе, средние пальцы соприкасаются друг
с другом, большие пальцы — вверх)

Игра 2. Зимние забавы.

пальчиковые игры

Лепим мы из снега дом

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони,
гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(грозят пальчиком)

И… сломаем.
(хлопают по столу).

Игра 3. Повар.

пальчиковые игры

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет
И опускает в компот
(загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье
(загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой.
(загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон.
(загибают мизинцы)

И очень доволен он.
(разводят руками).

Игра 4. Моя семья.

пальчиковые игры

Знаю я, что у меня
(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья!
(и в соответствии с текстом,
в определенной последовательности
загибают пальцы: сначала безымянный,
затем мизинец, указательный
средний и большой)

Это – бабушка моя,

Это – дед.
И у нас разлада нет.

Игра 5. Гномики.

пальчиковые игры

Жили — были в домике

Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Читайте также: