Станок для нарезки шлицов на полуоси своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Как нарезать шлицы болгаркой на валу в домашних условиях. How to cut the splines on the shaft at home.

Как нарезать шлицы на полуосях укороченных мостов самодельного минитрактора.Станок для нарезки шлицов.

Дальше крути 22 шлица нам надо сделать все и поехали дальше смотрите ну. Так вот так получается. Заходит свободно .

Привет всем сам изолированным вот меня 20 спрашивали как и нарезаю шлицы на поясе вот в общем есть у меня вот .

За мат политику и тролинг бан В этом видео я нарежу шлицы концевой фрезой. По коммерческим вопросам пишите на .

Нарезал я на валах шлицы резал все болгаркой домашних условиях. Вот какое качество швеца выходит ну и теперь мы .

Любая нарезал пир задача сих пор продолжает развитие на заводе раньше долбает пазы потом ставят на лицевую пробку .

страничка домашнего мастера. опыты и тестирование. техника. ремонт. самоделки. нарезаю шлицы на полуоси в .

Укорачивание и нарезка шлицов на полуосях ваз классика для самодельного мини трактора.

Комментарии • 250

*Народ абразив сдувал потом все компрессором.А так надо чехол какой нибудь придумать,во время нарезки шлицов.*

@Орифжон Тошкуватов Без понятия.Я кроме жигулевских полуосей,другие не нарезал.

Здравствуйте как можно нарезать шлицы на полу ось газ 66 . В интернете нет

@Горец Джаш Добрый день.Да от многих слышал что им токаря отказывают в проточке полуосей,типо резцы ломаются и полуоси коленые.Нет не сложно,но время занимает это.К сожалению на заказ я не делаю полуоси,не мосты и все такое подобное.Нет к сожалению у меня времени на это,так как все время трачу на заказные трактора и на домашние хлопоты.

@МИНИ ТРАКТОР 56 "ALTRAK"Просмотрел я ваш ролик и понял,что есть токаря. а есть рукожопые.
Сколько пришлось испортить полуосей,из за токарей у которых резьцы не такие. и цементированные полуоси.
Скажите мне пожалуйста ,положа руку на сердце. очень сложно,обработать на станке вазовские полуося.
И просба к вам,если живёте недалеко от г.Кисловодска,проточить мне 4шт.вазовских полуосей.
Оплата гарантируется.

Привет Алик! Я рад что цех ожил и процесс пошел! Я не пропускаю не одного ролика и всегда жду следующих. Здоровья, удачи!

Добрый вечер Вячеслав.Спасибо БОЛЬШОЕ за пожелания и за то что не пропускаете ролики)))

Привет Алексей))))Да все для облегчения нашего труда)))

Спасибо тебе большое, добрый человек! Взял на вооружение. Предстоит задача стыковки двух кпп М-412 и ГАЗ-21 одна в одну и придётся тоже поморочиться со шлицевой. Лайчище!

Супер. Спасибо огромное. Вот неделя думаю как нарезать шлицы. У меня на минитракторе мост от военного УАЗика. Раньше были от классики но не выдержались пришлось установить от УАЗика.

Привет Алик,классно придумал, как кажется легко и просто со стороны смотреть.👍👌

Добрый вечер Талгат)))Идея не моя)))

Алик, привет. Как всегда удивляешь! Удачи👍

Здравствуй Алик. Отличная идея и всё доходчиво обьяснил. Со следующим трактором так же буду пробовать. Спасибо.

Здравствуй Василий.Спасибо за коммент.Стараемся делится информацией,чтобы другим проще было)))

Алик привет. В домашних условиях отличное решение. Молодец что гоаоришь об ошибках. Таких людей как ты очень мало. Не каждый поделится своими наработками.

Привет Петрович.Да мне не жалко делится информацией.Наоборот,всегда рад помочь,чтобы другим проще было)))

Привет Алик! Здорово конечно., но не каждый согласиться на свой токарный сыпать абразив от болгарки на направляйки )) (но можно придумать подобное из подручных материалов)

Добрый вечер.Конечно жалко.Это первая полуось,потом все продувал компресором.Но надо какой нибудь чехол придумать во время нарезки шлицов.

Great work.
I didn't understand a word you said but brilliant work.
Like I have said all of my life: "nobody has the lock on good ideas".
Fantastic.

Yes, I completely agree with you. I have already written about this that the machine must be closed so that the image does not remain on the table and spoil the machine.

@МИНИ ТРАКТОР 56 "ALTRAK" Ok thanks I'll try that. A picture is worth a thousand words and I can see what you are doing there. You are using a hub to index the shaft and another piece in the tail stock so you can grind the slots. I also like the idea of welding a plate on the grinder guard to clamp in the holder. Brilliant.
One thing I would like to say is that I would be putting plastic over your lathe ways and other parts so that the grinding wheel debris does not get on your lathe. The material from the stone will damage your lathe ways because it's very gritty.

In the video, turn on subtitles from Russian to English and there will be a written translation.

Thank you for watching and your opinion.I see you also love homemade equipment))))This video shows how to shorten the half-axle for a homemade mini tractor.I am engaged in mini tractors.I am now trying to learn English, as there are a lot of interesting garage DIY makers and I want to understand what they are talking about.

Круто! Хотел что то подобное сделать как отдельный станок. На токарке еще проще..

Да отдельный станок есть,но там не хватает жесткости и точности,а тут и точнее и жестче)))

Можно нарезать и на нгф 110 обычной цилиндрической фрезой, только столик у него маловат, придется делать спецраму для всех приблуд.

@МИНИ ТРАКТОР 56 "ALTRAK" А чем вам эта девятошная железяка не делительная головка. Я бы пошел другим путем. Берешь швеллер метровый, привариваешь как удобнее эту девятошную с шлицами (если ее нет, годится саттелит полуосевой из редуктора.) с одной стороны, и конус с другой. Конус подвижный во втулке-стакане с фиксатором и пружиной. Оцентровать можно вставив вместо конуса китайскую лазерную указку. Все это ставишь вертикально, на кусок перпиндикулярного швеллера вместо опоры. Вставляешь полуось на конус флянцевой частью, в шлицы шлицевой. теперь конус фиксируешь. Конус стало быть сверху, чтобы удобно было. Теперь придумываем как приварить каретку с болгаркой к швеллеру. Каретка должна ходить вдоль-параллельно полуоси, и иметь ограничитель заглубления. Еще можно придумать узел перемещения болгарки вдоль полуоси. Токарник по сути нам нужен как третья рука больше не зачем. Можно отболгарить на грубую, потом прессом продавить саттелитом от редуктора ЗМ как чисто. Потом отпиливаем лишнее от полуоси. Есть в сети видео работяга прессует концы саттелитом на прессе. Как минимум не придется резать ценную шлицевую часть полуоси для заднего центра(кто собирает трактор по частям это ценная деталь ее можно вварить отрезанным куском в флянец ступицы, сами знаете ), так же резать ценную коническую часть инструмента для задней бабки, портить станину абразивом. Еще можно придумать СОЖ из шланга на такую приспособу чтобы не горело.

Да нгф есть у меня,но там да действительно нужно приблуду думать,так как нет делительной головки,да и фрез особо пока нет))))


Шлицевое соединение применяется для передачи вращательного движения между валами и втулками. В отличии от шпоночного соединения оно обеспечивает лучшее центрирование деталей. При этом нагрузка на некоторые детали намного меньше, а крепость при динамических и переменных нагрузках намного больше. Подобный тип соединения из себя представляет зубья конкретной длины, соединенные в единое целое с телом вращения.


Есть три типа шлицевых соединений:

Нарезка шлицов в сфере машиностроения делается преимущественно на фрезерном оборудовании, к которому предъявляют специальные требования по точности.

Шлицевые соединения

Шлицевое соединение – разъемное соединение втулки и вала при помощи пазов и выступов на них. Оно может быть как подвижным, так и неподвижным.

Основные типы изготавливаемых шлицевых соединений: прямобочные и эвольвентные. Так же иногда используются треугольные шлицевые соединения.

Преимуществами нарезания шлицов вместо шпоночных соединений являются:

  • меньшее число необходимых деталей;
  • значительно бȯльшая нагрузочная способность шлицевого соединения;
  • возможность легкого осевого взаимного перемещения шлицевой втулки и шлицевого вала;
  • лучшее центрирование деталей шлицевого соединения;
  • меньшая концентрация напряжений на шлицевом валу.

За эти преимущества приходится расплачиваться повышенной (по сравнению с использованием шпоночного соединения) трудоемкостью изготовления шлицов.

Методы нарезки шлицов

Прежде чем порезать шлицы на валу нужно подобрать способ центрирования сопряженных деталей. Зубчатое колесо или втулку центрируют так:

  • по наружному диаметру вала D;
  • по внутреннему диаметру вала d;
  • по боковым сторонам b.


Первый способ используем в недвигающихся соединениях, которые не просят очень высокой твердости. Центрирование по внутреннему диаметру применимо к деталям, подвергшимся закалке, а по боковым сторонам при реверсивном движении вала и больших крутящих моментах.

Нарезание шлицов проходит поэтапно, включающих черновой и чистовой виды обработки, фрезеровка пазов канавок, снятие заусениц, шлифовка и термообработку.

В зависимости от диаметра вала фрезеровка шлицев делается за один или два прохода. Черновое фрезеровка шлицев на валах может выполняться дисковыми фрезами, а чистовое специализированной червячной фрезой, которая обеспечивает самую большую точность.

Строгают такие непростые детали шпинделя в основном на специализированных строгальных полуавтоматах, когда есть расстояние для выхода резца и в сквозных отверстиях. Одновременно происходит нарезка всех пазов несколькими резцами. Заготовка фиксируется вертикально и выполняются возвратно-поступательные движения. После любого хода делается установленное движение подачи. Строгание используется в массовом производстве и даёт большое качество обработки с шершавостью до 0,8 мкм.



Нарезка внутреннего шлица наиболее целесообразно делается на протяжном оборудовании. Каждый паз отделывается попеременно, но есть протяжки для одновременной нарезки нескольких зубьев.
Очень эффективным способом изготовления соединений данного типа считается накатка. Она происходит на спецоборудовании с применением накатной головки, которая имеет крутящиеся ролики. При помощи данных роликов происходит выдавливание металла с поверхности заготовки и образуется шлицевой паз. Этот способ позволяет порезать до 18 зубьев одновременно и применяется в больших производствах.

Сфера использования и особенности шлицевых соединений

Изготовление шлицов является достаточно востребованным в силу того, что вид получаемого в результате проведённых рабочих операций соединения необходим во многих сферах производства и промышленности.
Чаще всего шлицевые соединения применяются при необходимости обеспечить крутящие моменты в соединениях вала с зубчатым колесом, шкивом, полумуфтой, а также рядом других деталей.
В основном такой вид соединения является подвижным, то есть втулка способна двигаться по оси, поверхности шлица выступают в качестве направляющих для продольного перемещения элементов.
Шлицевые соединения являются технологически сложными, особенно по сравнению со шпоночными, однако дают более высокие возможности. Так, с их помощью можно обеспечить отличную центровку втулки на валу, а также передавать значительные вращающие моменты.

Нарезка шлицов дома

Выполнить нарезание пазов на валу дома трудно, так как такой тех. процесс просит применения станков очень точно. Но все таки в сети нередко встречается вопрос как порезать шлицы угловой шлифмашиной на валу или сорвана шляпка болтов. Подобные операции полностью по силам сделать своими руками с применением минимума инструмента и способностей. В том случае, когда потребуется нарезка шлицов на полуоси автомобиля, следует укрепить изделие в тисках, наметить места будущих пазов и произвести нарезку при помощи угловой шлифмашинки. Регенерация шлицевого соединения привода аналогичным способом не рекомендуется, из-за причины появления люфта между сопряженными деталями. Однако если нет иного варианта осуществить ремонт, нужно держать угловую шлифмашину в неподвижном состоянии, чтобы не повредить пазы.


Нередко встречается вопрос как выполнить длинный шлицевой вал. Сначала следует выбрать вал с уже имеющимся шлицевым соединением и заготовку, на котором будет делаться резка пазов. После нужно наварить торец одного вала к иному. Получившуюся заготовку прикрепляют в патроне фрезерного, долбежного, строгального или протяжного станков и делают нарезку.

Если вы нашли погрешность, пожалуйста, выдилите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нарезка шлицов на валах, полуосях, болтах, в отверстиях



Шлицевое соединение используется для передачи вращательного движения между валами и втулками. В отличие от шпоночного соединения оно обеспечивает лучшее центрирование деталей. При этом нагрузка на некоторые элементы значительно ниже, а прочность при динамических и переменных нагрузках существенно выше. Такой тип соединения представляет из себя зубья определенной длины, соединенные в одно целое с телом вращения.
Существует три типа шлицевых соединений:

  • прямобочные;
  • эвольвентные;
  • треугольные.

Нарезка шлицов в машиностроительной отрасли выполняется преимущественно на фрезерном оборудовании, к которому предъявляются особые требования по точности.

Методы нарезки шлицов

Перед тем как нарезать шлицы на валу необходимо выбрать способ центрирования сопряженных деталей. Зубчатое колесо или втулку центрируют следующим образом:

  • по наружному диаметру вала D;
  • по внутреннему диаметру вала d;
  • по боковым сторонам b.

Первый способ применим в неподвижных соединениях, которые не требуют повышенной твердости. Центрирование по внутреннему диаметру применимо к деталям, подвергшимся закалке, а по боковым сторонам при реверсивном движении вала и больших крутящих моментах.

Нарезание шлицов проходит в несколько этапов, включающих черновой и чистовой виды обработки, фрезерование пазов канавок, снятие заусенцев, шлифование и термическую обработку.

В зависимости от диаметра вала фрезерование шлицев выполняется за один или два прохода. Черновое фрезерование шлицев на валах может осуществляться дисковыми фрезами, а чистовое специальной червячной фрезой, которая обеспечивает наибольшую точность.

Строгают такие сложные элементы шпинделя как правило на специальных строгальных полуавтоматах, когда есть расстояние для выхода резца и в сквозных отверстиях. Одновременно происходит нарезка всех пазов несколькими резцами. Заготовка крепится вертикально и совершаются возвратно-поступательные движения. После каждого хода выполняется установленное движение подачи. Строгание применяется в массовом производстве и дает высокое качество обработки с шероховатостью до 0,8 мкм.

Нарезка внутреннего шлица лучше всего выполняется на протяжном оборудовании. Каждый паз обрабатывается по очереди, но существуют протяжки для одновременной нарезки нескольких зубьев. Высокоэффективным способом изготовления соединений такого типа является накатка. Она совершается на специальном оборудовании с использованием накатной головки, которая имеет вращающиеся ролики. С помощью этих роликов происходит выдавливание металла с поверхности заготовки и образуется шлицевой паз. Данный метод позволяет нарезать до 18 зубьев одновременно и используется в крупных производствах.

Выбор оборудования и инструмента

Нарезка выполняется на станках:

  • фрезерных;
  • строгальных;
  • долбежных;
  • токарных;
  • протяжных.

Затем детали подвергают шлифовке на шлифовальных станках.

В мелкосерийном и единичном производстве очень часто нарезание шлицев осуществляется на шлицефрезерном или зубофрезерном оборудовании с использованием червячной фрезы и метода обкатки. Использование такого инструмента эффективно как для прямобочных, так и для эвольвентных шлицев.

Горизонтально-фрезерный станок для нарезания шлицев используется в паре с фасонной дисковой фрезой. Для одновременной нарезки нескольких пазов используют делительную головку. Стоит отметить, что для изготовления шлицов такой способ используют крайне редко из-за неточностей по шагу и ширине. Целесообразно будет провести на горизонтально-фрезерном станке с дисковой фрезой черновую обработку детали, оставив припуск на чистовую обработку и шлифовку. Чистовую обработку пазов проводят специальными торцевыми фрезами, а для треугольного шлицевого соединения применяют треугольные фрезы.

Зубодолбежный шлицевой станок применяется в том случае, когда нет места для выхода фрезы.

Используется метод обкатки с применением долбяка. За высокое качество, получаемых поверхностей зубодолбежное оборудование используются в массовом производстве.

Помимо долбежных станков, широкое распространение в массовом и крупносерийном производстве шлицевых соединений получили строгальные и протяжные станки. Такое оборудование в несколько раз эффективнее и производительнее фрезерных станков. Нарезка строганием осуществляется с применением набора резцов, количество и размеры которых зависят от числа зубьев, ширины и глубины пазов соединения. При протягивании используют инструмент под названием протяжка. Этот инструмент имеет несколько режущих зубьев разной высоты, которые при поступательном движении срезать часть металла с заготовки.

Для изготовления эвольвентных соединений применяют холодную накатку с использованием специальных роликовых головок. Таким инструментом изготавливают изделия с большим количеством зубьев. По своей эффективности метод холодной накатки выше фрезерования в 10 раз.

После нарезки зубьев и термической обработки, все изделия подвергают шлифовке. Это позволяет добиться требуемой шероховатости и избежать зацепления сопрягаемых деталей в работе. Для шлифования используют следующий инструмент:

  • фасонный круг;
  • дисковый круг;
  • конический круг.

Для шлифования внутренних поверхностей в некоторых случаях применяют оправку.

Выполнить нарезание пазов на валу в домашних условиях затруднительно, так как такой технологический процесс требует использования станков с высокой точностью. Тем не менее в сети часто встречается вопрос как нарезать шлицы болгаркой на валу или сорвана шляпка болтов. Такие операции вполне по силам выполнить самостоятельно с использованием минимума инструмента и навыков.

В тех случаях, когда требуется нарезка шлицов на полуоси автомобиля, необходимо закрепить изделие в тисках, разметить места будущих пазов и произвести нарезку с помощью болгарки. Восстановление шлицевого соединения привода таким методом не рекомендуется, по причине возникновения люфта между сопряженными деталями.

Но если нет другого способа совершить ремонт, следует удерживать болгарку в неподвижном состоянии, чтобы не повредить пазы.

Часто встречается вопрос как сделать длинный шлицевой вал. В первую очередь необходимо подобрать вал с уже имеющимся шлицевым соединением и заготовку, на котором будет выполняться резка пазов. Затем необходимо наварить торец одного вала к другому. Получившуюся заготовку закрепляют в патроне фрезерного, долбежного, строгального или протяжного станков и выполняют нарезку.




Сообщества › Сделай Сам › Блог › Шлицы на оси

Вопрос, как сделать шлицы на оси (они нужны для фиксации оси) своими силами в гараже. Есть тиски, прес, кувалда, зубило и прочее, но нет токарного станка. Что-то в голову ничего не лезет. Одна голова хорошо, а сообщество лучше )

Комментарии 85

На токарном элелементарно, сам делал, еще года учился в ПТУ на втором курсе

Я на укороченные полуоси для минитрактора нарезал болгаркой.

Просверли, Т9 заменил на проверки

Проверки петлю и ось и в отверстие вставить шплинт, ось крутиться не будет, если сбоку не подлезешь, тогда сверху попробуй типа шпонки клин поставить

Если это ось в дверную петлю, тупо керном набиваешь по кругу углубления и всех делов. Никуда она из петли не денется

Обрезать надо с другого конца, тогда шлицы останутся. Ваш кэп

Нет, там резьба под прессмасленку. Не вариант. Пробовал. Углублять резьбу слишком геморно. Высок риск выкинуть её.

Резьбу нарезать проще, чем сделать шлицы. Не вижу никакой проблемы в этом. Да и масленка там нафиг не нужна…

Вот из-за отсутствия смазки петли и наступил этот гемор. Петлиинадо смазывать, надо

Конечно надо. Если в подвижной части петли, которая вокруг оси вращается, нет отверстия сбоку, его надо просверлить и раз в 2 года капать туда каплю масла. По крайней мере на моем гольфе так было сделано и никаких проблем. Прессмасленку там я только на уазике и видел…

Насечки подручным инструментом делаешь и при установке наносишь фиксатор резьбы, а геометрию и художественность насечек все равно никто не увидит и не оценит



Ильдар76 написал :
Кому надо могу выложить укороченный полуося.

мне нужны очень фото

Час надо бежать, а вечером скину, Вы кокой мост собираетесь укорачивать?

Москвичовский, лично я. Нарезать шлицы на обрезке нет возможости. надо стыковать шлицевую часть и фланцевую. Еще странный вопрос: можно сколхозить передний ведущий управляемый мост из дифа "москвича" и гранат, валов и ступиц переднее приводного, например ВАЗа? Если кто. где видел, ссылочку будьте любезны киньте, бум разбираться.










Вот еще.
Но полуоси надо варить не спеша, с перекурами. И перед сваркой передних полуосей, надо с болгаркой сделать три четеры надреза возле стыка, тем самым вы как бы делаете шпоночные пазы, и после сваркой все это дело свариваете.

umnyi написал :
kanol Сколоько колоея то стала, релетку не видно.

Метр двадцать по центрам.









Ильдар76 написал :
надо с болгаркой сделать три четеры надреза возле стыка, тем самым вы как бы делаете шпоночные пазы,

А можно узнать зачем, в смысле что что даёт?

У себя планировал тоже сделать пару надрезов болгаркой вдоль полуоси по месту сварки и вложить типа сегментных шпонок. Сварной я начинающий, и (наверное) это может предохранить от возможного проворачивания состыкованных кусков.

Kulan69 написал :
это может предохранить от возможного проворачивания состыкованных кусков.

Как-то слабо верится, может смысл в чём-то другом?

tuger написал :
А можно узнать зачем, в смысле что что даёт?

Дает надежность. Ведь сами посмотрите или подумайте, сварка по окружности металла (полуоси)без снятия фасок, надежности не какой. А со снятой фаской уже плошать соприкосновения увеличивается.
А при снятие(болгаркой) продольных фасок(ямок), плошать соприкосновений увеличивается еще больше.

Kulan69 написал :
У себя планировал тоже сделать пару надрезов болгаркой вдоль полуоси по месту сварки и вложить типа сегментных шпонок. Сварной я начинающий, и (наверное) это может предохранить от возможного проворачивания состыкованных кусков.

Оставлять там не приваренным шайбу не самый лучший вариант, лучше снять фаску пошире и до второго вала, чтоб электрод тройка мог достать нижний метал, и тем самым получается и шайба и сварка.
А если лопнет по сварке, то с этими шайбами долеко не уедешь, ведь остается пустота(с шайбами) и это не есть гуд.

Ильдар76 написал :
А при снятие(болгаркой) продольных фасок(ямок), плошать соприкосновений увеличивается еще больше.

Приварить один к другому - я понимаю, а сделать на одном канавки и их потом заварить, за счёт чего получаем


Простите старика, ну не доходит.

Ильдар76 написал :
Вот еще.
Но полуоси надо варить не спеша, с перекурами. И перед сваркой передних полуосей, надо с болгаркой сделать три четеры надреза возле стыка, тем самым вы как бы делаете шпоночные пазы, и после сваркой все это дело свариваете.

Я как то подобным методом тоже москвичёвскую полуось укорачивал,.После того как её второй раз порвало по сварке я сделал немного иначе.
1.Отрезаем полуось со стороны шлицов в нужный размер с учётом толщины фланца и посадочного под подшипник
2.от фланца возле посадочного под подшипник отрезаем лишний кусок полуоси
3 . протачиваем в фланце отверстие по диаметру полуоси за минусом 2мм, и протачиваем на 2 мм полуось так чтоб она захадила за подлицо с флянцем в натяг(+0,02-+0,05мм)
4 в торце отверстия флянца и на торце полуоси снимаем фаски 3х45 градуса
5 напресоваем флянейц на укороченую полуось
6 сверлим три отверстия диаметром 8 мм с торца фланца таким оброзом чтоб пол диаметра отверстия было во фланце и пол диаметра в полуоси.( получается чтото вроде шпоночных пазов , только круглые)
7 в отверстия забиваем три штифта ( я точил их с головочных болтов)
8 обвариваем полуось и фланец

Читайте также: