Средневековая обувь своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте наши уже такие родные бейбики! Продолжая продумывать гардероб для антикварных куколок, столкнулась с проблемой ОБУВИ. И решила изучить различные модели антикварной обуви различных исторических эпох.Ну и как всегда решила поделиться информацией, вдруг кому пригодится.

Ямогу: Кукольный мастер, создаю текстильных кукол, кукол в смешанной технике. Есть своя коллекция Фей Красоты, хранительниц ватных дисков и палочек.

Ямогу: Создаю кукол из кусочка шерсти, в технике сухое валяние.Мои куклы могут быть большими и маленькими, но они точно не оставять Вас равнодушными. И глядя на них Вы захотите им улыбнуться в ответ.

Серьезный подход к делу. Спасибо за топик. Посмотрела, изучила и забрала в избранное. Думаю, что лично у Вас все получится и Ваша куколка будет щеголять в красивых туфельках.

В прошлой публикации - ТУТ - я рассказывала о древних русских сумочках.

А теперь посмотрим на древнюю русскую обувь.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 1

На основе материалов археологических раскопок исследователи выделяют три вида кожаной обуви: поршни, мягкие ботинки (или туфли) и сапоги.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 2

Фрагмент берестяного лаптя из раскопок на территории Архиерейского подворья в Вологде. Раскопки под руководством Н. Г. Недомолкиной 2003 г

Но вернемся к кожаной обуви.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 3

Поршни (этнографический и археологический материал): а, б – простые; в – ажурные; г – составные

По конструкции различают три вида поршней: простые, ажурные и составные. Поршни двух первых видов изготовлялись из прямоугольного куска кожи толщиной 2–2,5 см. Длина и ширина куска кожи соответствовали размеру ноги с припуском на высоту берцев носочной и пяточной части обуви. Для укрепления на стопе поршень стягивался спереди поперечными ремешками, продетыми через отверстия в верхнем крае обуви.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 4

Экспозиция Государственного Исторического музея. Новгород XII – XIII вв. Обработка кожи.

Ажурные поршни отличались изяществом и более сложным декоративным оформлением головки. Ее делали ажурной, нанося ряды параллельных прорезей, через которые в центре продевался, переплетаясь, ремешок, стягивающий края головки. Такие поршни напоминали сандалии, но изготовлялись из более тонкого и мягкого материала. Составные (из двух частей) поршни изготовлялись из плотной толстой кожи. Уголки заготовки срезались, а вместо них тачным швом вшивалась дополнительная деталь – треугольный кусок кожи. Задинка также сшивалась тачным швом. Такой тип поршней напоминал мокасины.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 5

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 6

Развертки заготовок древней мягкой цельно-выкроенной обуви (археологический материал)

Второй вид древнерусской кожаной обуви – мягкие ботинки, или туфли. (Обувь в виде мягких ботинок была распространена в Х–XI вв. не только на Руси, но и в Византии, и на Западе.) Они отличались мягкой свободной конструкцией и пришивной подошвой 1–3,5 см. У большинства найденных образцов такой обуви вокруг щиколотки проходил стягивающий ремешок, продернутый через ряды вертикальных прорезей и завязывавшийся спереди на подъеме. Для изготовления ажурной обуви использовалась мягкая, более тонкая кожа.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 7

Верх заготовок большинства найденных образцов состоял из нескольких (3–4) частей. Туфли изготовлялись из гладкой кожи, которая часто украшалась тиснением, вышивкой, резьбой (декорировались уже раскроенные детали). Орнамент располагался в основном в центре головки заготовки. Излюбленным приемом отделки обуви у новгородцев была вышивка шерстяными и шелковыми нитками.

Уникальная находка, найденная в Старой Ладоге, – мягкие кожаные ботинки (VII–IX вв.). Исследователь Е.И. Оятева выделила восемь их разновидностей.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 8

Разновидности конструкций мягкой обуви IX вв. (материалы староладожских археологических находок)

Вся обувь характеризуется крупнодетальным кроем (одна-две детали). Мягкую обувь раскраивали отдельно на левую и правую ногу, что доказывается асимметричностью развертки заготовки. Своеобразие староладожской обуви в том, что все заготовки цельновыкроенные, обувь узконосая, с невысоким подъемом, плотно облегает ногу. Разновидностью этой обуви является заготовка со швом сбоку или спереди, носок округлый или с укороченным срезом, задинка с прямым срезом по нижнему краю или с треугольным вырезом. Оформление контуров подошв различно: с округлой пяткой и удлиненным носком, с округлым носком и удлиненной пяткой, с округлыми носком и пяткой. Швы заготовки одновременно выполняли и декоративную функцию (например, шов вдоль союзочной части акцентировал форму носка).

Ботинки большинства разновидностей (I–VI) состояли из двух деталей – верха и подошвы. Заготовки верха (I, II) предусматривали шов сбоку. Для формирования носка обуви (I–III) по центральной оси располагались два параллельных ряда мелких стежков, создающих своим натяжением рельефный жгутик. У ботинок разновидности I нижний край задинки имел небольшой треугольный вырез, в вершине которого оставлен кусок кожи для укрепления шва, испытывающего натяжение. Верх и подошва соединялись выворотным швом, детали верха – тачным. Плотное облегание ноги в области щиколотки достигалось с помощью ремешка-продержки, пропущенного через прорези.
Ботинки разновидности II имели задинку с тремя параллельными разрезами (длина разрезов 10,5–14 см, интервал между разрезами 2,3–2,5 см). Ремешок, протянутый в верхней части берцев, обеспечивал плотное облегание ноги у щиколотки.
Оригинальная заготовка ботинок разновидности III, составляющая носок и берцы, в наиболее узком месте имела вырез в виде двух симметричных завитков. К этой основной части прикреплялась отдельно выкроенная и орнаментированная тиснением деталь (в форме прямоугольной трапеции), охватывающая подъем ноги спереди. С внутренней стороны ноги обе детали зашнуровывались узкими кожаными ремешками через специальные вырезы (по семь с каждой стороны). С изнанки участки шнуровки укрепляли полосками кожи. Задняя часть заготовки имела глубокий треугольный вырез, в который вшивалась удлиненная пяточная часть подошвы. Ботинок такой конструкции плотно облегал ногу.
Заготовка верха обуви разновидности IV имела укороченный носок. К внутренней стороне верхнего крал ботинка был прикреплен ремешок, с помощью которого обувь плотно обхватывала щиколотку. Край подошвы – с удлиненной носочной частью и округлой пяточной. Края надреза в союзочной части заготовки соединялись накладным швом шириной 0,5 см. Этот шов выполнял и декоративную функцию: сдвоенные проколы, образующие четырехугольные отверстия, придавали шву определенную ритмическую четкость.
Заготовка верха обуви разновидности V со швом вдоль средней линии союзки имела на подъеме вырез для прикрепления ремешка, а подошва – округлый носок.
На подъеме обуви разновидности VI сохранились остатки ременной шнуровки. Предполагается, что подошва имела удлиненную пяточную часть, так как заготовка верха имела треугольный вырез в задней части. Крепились ботинки к ноге аналогично обуви разновидностей I, II и IV.

От всех предыдущих конструкций отлична обувь разновидности VII. Контур носочной и пяточной частей цельновыкроенной заготовки имел сложную конфигурацию, что позволяло придавать обуви необходимую форму. Обувь разновидности VIII – детская.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 9

Мягкие кожаные туфли// Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л.
Усадьба новгородского художника XII в. - М.: Изд-во "Наука", 1981. - C. 108.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 10

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 11

Экспозиция Государственного Исторического музея. Новгород XII – XIII вв. Обработка кожи.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 12

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 13

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Большинство новгородских сапог в XI–XIII вв. было жесткой конструкции, без каблуков. Подошвы с узкой геленочной частью и остатки наборных каблуков (из кожи и железных скобок) указывают на появление к XIV в. обуви на среднем и высоком каблуке. Жесткая обувь отличалась от мягкой не только плотностью используемого материала, но и более сложной конструкцией – наличием прокладок, подкладок, появлением каблука и соответствующим изменением контуров подошвы.
Высота голенищ новгородских сапог небольшая (17–22 см, иногда 25–27 см). Большинство голенищ состояло из двух половинок, соединенных по бокам тачным или выворотным швом, вверху голенища расширялись (ширина вверху 16, 18, 20 см, внизу – 10,12,14 см). Встречались сапоги с одношовными голенищами, в этом случае шов располагался сбоку, с внутренней стороны. У некоторых сапог в верхней части голенищ (иногда у щиколотки) были ряды вертикальных прорезей, в которые продевался ремешок, стягивающий голенище по ноге. Головки сапог изготовляли двух видов – тупоносые и остроносые с приподнятым носком. Тупоносые головки делали из простых, грубых сортов кож, а остроносые – из более мягких и тонких. Поверхность остроносых головок в ХV–ХVI вв. украшалась тиснением в виде параллельных полос. Задинка делалась двойной, образуя карман, в который вставлялся задник из кожи, бересты или лыка. Задинка также украшалась тиснением – рядами горизонтальных полос. Составные подошвы изготовлялись из нескольких слоев тонкой кожи и пришивались к заготовке верха наружным швом. Для того чтобы подошва меньше изнашивалась, ее спереди и сзади подбивали гвоздями (железными или медными) с широкими круглыми шляпками. Уже с XIV в. были известны набойки на каблуки в виде железных скобок.

Сапоги – наиболее распространенная обувь XV–XVI вв. Большинство из них были с острыми приподнятыми носками. Интересный образец русских сафьяновых зеленых сапог хранится в фондах Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Голенище этих сапог двухшовное, с поднарядом.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 14

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 15

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 16

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 17

Сапог и туфель, конец 14 века, кожанные мячи 12 век. Новгородск муз запов

Изучение кожаных изделий, найденных при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги и др., производилось рядом исследователей – учеными МТИЛП под руководством Ю. П. Зыбина, а также историками М. Г. Рабиновичем, Е. И. Оятевой, С. А. Изюмовой и др. В результате археологических раскопок помимо образцов обуви и других кожаных изделий были найдены также инструменты и орудия кожевенного и обувного ремесел: струги, ножи для резки кожи, прямые и кривые шилья, иглы, деревянные обувные колодки, гвозди и др. Интересно отметить, что, например, инструменты новгородских сапожников XI–XVI вв. мало чем отличались от инструментов сапожников-кустарей ХIХ–ХХ вв. Среди найденных в Новгороде деревянных колодок (около 200) различных форм и размеров, изготовленных из березы и липы и датируемых Х–XV вв. (рис. 5), были простые (из одного куска дерева) и составные (из двух частей) со съемным верхом (подъемом). Детали таких колодок соединялись с помощью деревянных шпеньков, вставлявшихся в специальные отверстия. Составные колодки служили моделью при изготовлении обуви. Простые колодки использовались для расправки и околачивания обуви после соединения верха с низом выворотным швом.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 18

И напоследок – привет войлочникам:

Кожаные изделия средневековой России. Часть 2., фото № 19

Средневековая новгородская шапочка. Может, она и не валяная, но при взгляде на нее первым делом вспоминаешь про войлок)

Милые леди! Спасибо всем, кто читает этот перевод, а также проявляет интерес к небольшим моим комментариям с картинками и особенно тем, кто оставляет свои отзывы - это помогает мне понимать, что пишу не "в пустоту", хоть кого-то это развлекло.)))

Сегодня решила напомнить вам уже дважды прозвучавшую в романе фразу об "уродливых башмаках" Мэгги. Что же за обувь тогда носили в Шотландии? Как она выглядела?

Возможно, удивлю вас, но нередко горца можно было увидеть вообще. босиком! Вот это я понимаю - суровые мужчины! Не верите? Давайте посмотрим.

1

1

1

А если и обувались, то это были изготовленные из кожи изделия, которые лично я скорее назвала бы тапочками, чем башмаками.)))

Обувь - Broga - чаще всего делалась из цельного куска кожи нужной формы, по краю которого в дырочки продевался шнурок, стягивающий её по ноге. Обувь простая в изготовлении и удобная в нОске, но недолговечная. Иногда обувь делали с более толстой и твёрдой подошвой.

Вот несколько выкроек, восстановленных по археологическим находкам.

1

1

1

А вот так это выглядело на ноге.

1

1

1

Вот что находят археологи.

1

Глядя на эти "тапочки" не самого блестящего кроя, гадаю, какими же были на вид башмаки, оцененные соплеменниками Мэгги как "уродливые"? На мой взгляд, тогда "уродливыми" были все шотландские башмаки.)))

Ну а как же тогда обувались в соседней Англии, а также, например, во Франции или Германии? Мне кажется, там обувь была гораздо изящнее (наверное, в такой и щеголял Син, одевавшийся на английский манер.

В Европе до 1830 года различия между правой и левой туфлей не делали.
Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Туфли делали из кожи или ткани, по форме они напоминали современные мягкие туфли; их надевали только дома или в сапоги. Башмаки или полусапоги шились из толстой кожи. Они плотно обхватывали лодыжку и застегивались при помощи множества пряжек и шнурков. Мужчины придавали особое значение изяществу собственных ног. Именно в этом отношении мода той эпохи наиболее необычна и капризна, ведь красивыми считались маленькие ноги. Поэтому обувь делалась узкой, без каблуков, но с роскошными украшениями (яркие цвета, вышивка, мозаичная кожа) и аксессуарами (тесьма, пуговицы, язычки, ленточки).
Мягкая женская обувь тоже, как и мужская, постепенно, в угоду моде, стала остроконечной и отделывалась вышивкой.

Сначала посмотрим на средневековые изображения такой обуви.

1

1

1

1

1

А теперь взглянем на реконструкции и археологические находки обуви 12-13 веков.

Вот, например, женские туфельки. Увы, не верх изящества.)))

1

Вот мужская обувь.

1

Вот в чем ходили епископы и архиепископы.

1

1

1

Это тапки самого Папы Римского, Бенедикта XI.

1

Вот это носили рыцари. Правда, вторая реконструкция вызывает у меня сомнение своей подошвой. В 12 веке таких подошв еще не было.

1

1

А вот туфли императора Германии начала 13 века.

1

Ну, и еще немного всякой разной обуви тех времен. Некоторая, увы, выглядит так, как будто только что с помойки, но это так и есть - она именно оттуда, с помойки истории, из археологических раскопок. Поверьте, выброшенная вами сегодня пара изношенной обуви будет выглядеть не лучше, найденная археологами будущего лет этак через пятьсот-шестьсот.)))

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Подошва обуви была кожаной, разумеется, непрочной, быстро снашивавшейся. Позднее ее стали делать из шести-семи слоев кожи.

1

Отдельно хочется поговорить о пуленах.

Пулены (они же пигаш) - остроносая обувь, носившаяся как мужчинами, так и женщинами. Введение пуленов в моду приписывают графу Анжуйскому, якобы хотевшему скрыть некрасивую форму стопы.

Вот они на картинках.

1

1

1

1

1

Вот тут мужик почему-то наступил своими пуленами даме прямо на шлейф.)))

1

А вот целая толпа в пуленах.

1

Даже рыцари следовали моде на пулены, хотя, думаю, такие длинные носы только утяжеляли и без того неподъемные доспехи.)))

1

Как видите, не только господа, но и слуги щеголяли в пуленах. Может, потому, что донашивали за ними старьё?)))

1

Давайте посмотрим на уцелевшие экземпляры и на реплики.

1

1

1

1

1

1

1

1

Первоначально носки обуви были слегка заостренными, а с середины XIV века у феодалов они настолько удлиннились, что иногда достигали 50 см (форма носка поддерживалась набивкой конским волосом или пластинками китового уса). Носки такой обуви приходилось поднимать вверх и подвязывать к коленям. Говорят, мода циклична. С ужасом жду возвращения таких моделей.)))

1

1

1

Ну вот мы и посетили выставку средневековой обуви. Надеюсь, вам понравилось и вы приглядели себе пару-другую.)))








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: