Приказчик стоял на своем обычном месте заложив руки за спину

Обновлено: 08.07.2024

2. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.

3. Взял в руки клюшку – не робей.
Игры нет лучше, чем ___________

4 . Здесь зрители сидят
И много шума …
Как место называется?

5 . Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она через меня.

6 . Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.

7 . Щит с корзиной, мяч об пол …
Мы играем в ________________

8 . Он не игрок, но спорить с ним нельзя,
Свистит всех громче кто?

9. Когда три вида спорта в сборе,
Их называют ________________

10 . Перетянул приятель – хват
Одной рукой в борьбе ______________

11 . Кушай морковку, салат, апельсины,
Спортсмену для силы нужны __________

Упражнение 1. Устраните ненужные повторы, употребив предложения с однородными сказуемыми. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: и, и, которого, но, и, чтобы (5-й класс).

В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

(Ответ. В этот вечер путешественники шли долго и остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм.)

Упражнение 2. Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы и, и, затем, а, и, который (6-й класс).

Жевуны ушли. Элли осталась одна. Элли нашла в домике кусок хлеба. Элли съела его на берегу ручья. Запивала прозрачной холодной водой. Элли стала собираться в далекий путь. Тотошка бегал под деревом. Тотошка старался схватить крикливого пестрого попугая. Попугай все время дразнил его.

(Ответ. Жевуны ушли, и Элли осталась одна. Она нашла в доме кусок хлеба и съела его на берегу ручья, запивая прозрачной холодной водой. Затем она стала собираться в далекий путь, а Тотошка бегал под деревом и старался схватить крикливого пестрого попугая, который все время дразнил его.)

Упражнение 3. Устраните ненужные повторы: простые предложения переделайте в сложные с деепричастным оборотом; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы чтобы, и, а (6-й класс).

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Цезарь и Ганнибал предупреждали седоков. Седоки крепко держались в седлах. Цезарь и Ганнибал спускались с горы. Цезарь и Ганнибал подгибали задние ноги. Цезарь и Ганнибал почти ползли на брюхе. Цезарь и Ганнибал поднимались. Цезарь и Ганнибал цеплялись за скалы передними копытами.

(Ответ. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в седлах. Спускаясь с горы, они подгибали задние ноги и почти ползли на брюхе, а поднимаясь, цеплялись за скалы передними копытами.)

Упражнение 4. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций (9-й класс).

Карась вышел на двор. Карась отыскал большую лужу. Карась уселся около нее. Карась стал снимать сапоги. Остался в одних чулках. Принялся бродить по воде. В самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок. Он долго ходил по двору. Уже весенний лед прошел. Время стояло довольно теплое. На дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем. Чулки на Карасе просохли. Карась стал плавать в луже. Карась повторил свою проделку. Все это было очень дико.

(Ответ. Карась вышел на двор, отыскал большую лужу, уселся около нее и стал снимать сапоги. Потом, оставшись в одних чулках, принялся бродить по воде, как будто и в самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок и долго ходил по двору. Хотя уже весенний лед прошел и время стоя-ло довольно теплое, но на дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем, но когда чулки на нем просохли, он опять стал плавать в луже и снова повторил свою проделку. Все это было очень дико.)

(По Н.Помяловскому)

II. Построение описаний

Упражнение 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения (5-й класс).

Путешественники с недоумением смотрели на человека. Ростом он был не выше Элли, но уже старый, (большая голова, морщинистое лицо), (пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук). В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки.

Упражнение 2. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание (5-й класс).

Внучки стояли перед печью и завороженно смотрели на булочки.
На Оле было красное платье белыми горошками. (Большой белый воротник, шитье) обнимал ее круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами. Вся она была (крепенький, здоровенький, короткие плотные ножки). (Черные глаза, розовое лицо) глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставились на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.
Лена стояла рядом, заложив руки за спину, и тоже глядела в печь. Она была (голубое платье, горошки). Вся тоньше, бледнее, нерешительнее и мечтательнее, чем старшая сестра. У нее было (овальное лицо, серые, слегка близорукие глаза и брови вразлет). Русые волосы лежали по плечам.

(По Н.Кончаловской)

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание. Введите в текст сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ (6-й класс).

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые ост-рые шпоры).
Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он рас-топыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.

III. Построение рассуждений

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал и любил.

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

(Ответ. Правильный порядок: 5, 2, 8, 6, 4, 9, 3, 1, 7.)

Упражнение 2. Восстановите правильный порядок абзацев. В каком абзаце содержится тезис, в каких – доказательства, вывод (9-й класс).

1. Согласно распорядку дня сутки можно разделить на три части – об этом писал Ян Амос Коменский.

2. Другая треть суток отводится на работу, а у молодежи на учебу. В семнадцать лет это должно быть правилом, потому что в таком возрасте человек способен получать, перерабатывать и усваи-вать наибольшее количество информации. Поэтому эту возможность нельзя упускать.

3. Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учебы и работы, и для развлечений, и для отдыха.

4. Одну треть суток следует посвятить сну – сон нельзя заменить ничем. Подчеркиваю: ничем!

5. Первым условием правильного режима является разумный распорядок дня.

6. Последняя треть – это свободное время. Хотя это называется свободное время, сюда входят и такие обязательные действия, как принятие пищи, дорога на работу или учебу и обратно до дому, личная гигиена, контакты с родственниками и т.д. Таким образом, часов для развлечения, спорта, прогулок остается не так уж много.

(Н.Надворник, З.Шалек)

(Ответ. 5, 1, 4, 2, 6, 3.)

Упражнение 3. Определите, в каких абзацах содержатся формулировки мыслей, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок абзацев (9-й класс).

1. Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие, отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те, в свою очередь, дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

2. Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.

3. Под влиянием солнечных лучей с поверх-ности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верх-ние, холодные слои атмосферы, они сгущаются. Так из мельчайших капелек образуются облака.

4. Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники. Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

5. Ученые выяснили, что на земном шаре су-ществует круговорот воды. Что же это за явление?

6. Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

2. Причастия и прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения, обычно не обособляются, так как образуют одно целое с предшествующим местоимением, например: Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду (Лермонтов). Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно, например: И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин… (В. Панова) (обособлены два одиночных определения, см. ниже, п. 4).

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота, тесно примыкая к нему, например: Все опубликованные в книге фактические данные были автором проверены; В этом забытом людьми уголке я отдыхал все лето; Ваши написанные от руки строки с трудом можно было прочитать. Ср.: Всё смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора было ему мало доступно (Короленко); Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы (А. Н. Толстой).
Но если определительное местоимение субстантивируется или если причастный оборот имеет характер уточнения либо пояснения (см. § 96, п. 3), то определение обособляется, например: Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Паустовский); Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком… (Горький).

Примечание. Нередко предложения с согласованными определениями допускают варианты пунктуации. Ср.: Вон тот средний играет лучше других (тот — определение при субстантивированном слове средний). — Вон тот, средний, играет лучше других (субстантивированное слово тот — подлежащее, при нем обособленное определение средний).
Не отделяется запятой распространенное определение от предшествующего отрицательного местоимения, например: Никто допущенный к олимпиаде последнюю задачу не решил; С этими блюдами не сравнится ничто подаваемое под тем лее названием в хваленых харчевнях (хотя такие конструкции встречаются очень редко).

4. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например:…Любимые лица, мертвые и живые, приходят на память… (Тургенев);…Длинные облака, красные и лиловые, сторожили его [солнца] покой… (Чехов).
При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки, а также их местоположения (определения, стоящие между подлежащим и сказуемым, обособляются). Ср.:
1) …Особенно понравились мне глаза, большие и грустные (Тургенев); А запорожцы, и пешие и конные, выступали на три дороги к трем воротам (Гоголь); Мать, грустная и тревожная, сидела на толстом узле и молчала… (Гладков);
2) Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (Лермонтов); По дорожке чистой, гладкой я прошел, не наследил (Есенин); Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Маршак).

6. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом (Пушкин); Оглушенный ударом грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (Куприн); Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать свое восхождение; Предоставленные самим себе, дети окажутся в трудном положении; Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт (Брюсов); Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный (Тургенев); Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь, Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа. (Л. Крутикова); Утомленные маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить (В. Панова); Сконфуженный, Миронов поклонился в спину ему (Горький).

7. Обособляется согласованное распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова), например: И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота… (Шолохов); Распластанные на траве, сушились заслуженные рубахи и штаны… (В. Панова); За шумом они не сразу расслышали стук в окошко — настойчивый, солидный (Федин) (несколько обособленных определений, чаще в конце предложения, могут отделяться посредством тире).

9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом), в художественной речи обычно обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение, например: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару (Л. Толстой); Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора… (Чехов); Пятеро, без сюртуков, в одних жилетах, играли… (Гончаров). Но ср.: Шафер в цилиндре и белых перчатках, запыхавшись, сбрасывает в передней пальто (Чехов); На другом снимке над тушей убитого дикого кабана красовался мужчина с усиками и прилизанными волосами (Богомолов).
В нейтральном стиле речи наблюдается устойчивая тенденция к отсутствию обособления таких определений, например: подростки в вязаных шапочках и пуховиках, постоянные обитатели подземных переходов.

Примечание. Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным, например: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один (Тургенев).


Обычно подобные несогласованные определения обособляются (на обособление несогласованных определений во всех нижеперечисленных случаях влияет их местоположение):
в) если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А. Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);
б) если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой);…Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горький);
в) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения, например: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее (Гончаров) (независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем); На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубоватые глаза (Горький);
г) если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями, например: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тургенев); С костистыми лопатками, с шишкой под глазом, согнувшийся и явно трусивший воды, он представлял из себя смешную фигуру (Чехов) (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово).


Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему, например. Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Тургенев); Маляр, в нетрезвом виде, выпил вместо пива чайный стакан лаку (Горький). Ср. также:…Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звезды в небе и весь двор, с постройками, поднялся и пошел беззвучно к небу (Федин) (без обособления сочетание с постройками не играло бы роли определения).

10. Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение, например: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда (Тургенев); Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой… (Чехов).
При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется, например: Зато в другое время не было человека деятельнее его (Тургенев).

Упражнение 27. Выделите обособленные обстоя­тельства, выраженные деепричастиями и деепри­частными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.

Упражнение 28. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные существительными и наречиями. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. За неимением места во флигеле мне отвели место в графских хоромах (Чехов). 2. Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (Л. Толстой). 3. Полк благодаря строгости полкового командира был в прекрасном состоянии (Л. Толстой). 4. Опять это были чьи-то чужие театральные слова, но они при всей их вздорности и избитости тоже касались чего-то мучительно неразрешимого (Бунин). 5. Свет разлагает кислоту в силу своей яркости (Смирнов). 6. У Гали по слепоте её весь день уходил на осторожную возню с разными небольшими делами (Паустовский). 7. И несмотря на решимость Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх (Станюкович). 8. Выйдя в офицеры Шурка по настоянию Чижика взял его к себе (Станюкович). 9. Несмотря на свою доброту он собрал несколько матросов на тайное совещание о поступках боцмана-зверя (Станюкович). 10. Анютка нередко проливала слёзы, когда барин по настоянию барыни отправлял Антона в экипаж для наказания (Станюкович). 11. Артиллеристы устроили на элеваторе наблюдательный пункт и несмотря на прямые попадания сидели там до конца (Симонов). 12. При всей беспощадности к врагам я не знаю человека более гуманного (Кремлев). 13. Трест не мог подобно старым промышленникам ставить добычу мирабилита в зависимость от капризов залива (Паустовский). 14. Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном (Лермонтов). 15. Впрочем ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Чехов). 16. Вследствие этого происшествия Василий уже более не видался со своими родителями (Тургенев). 17. Несмотря на усталость Сердюков не мог заснуть (Куприн). 18. В гостиной было прохладно благодаря отворённой двери на балкон (Салтыков-Щедрин). 19. Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (Пушкин). 20. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы невзирая на проливной дождь (Павленко).

Упражнение 29. Расставьте недостающие знаки препинания.

Читайте также: