Справочник по русскому языку 5 класс своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Все правила русского языка в схемах и таблицах, Справочник, 5-9 классы, Сычева Н., 2014.

Перед вами уникальное дополнение к учебникам русского языка для 5–9 классов.
Всего на 160 страницах доступным языком изложены правила и исключения, которые проходят в школе. Таблицы, схемы, алгоритмы помогут и школьникам, и студентам быстро понять, запомнить или восстановить в памяти нужное правило.
В справочном разделе вы найдете основные понятия и термины школьного курса русского языка, что делает справочник незаменимым при подготовке к ЕГЭ и контрольным работам.
Материал книги разделен на части, каждая из которых соответствует классу, чтобы можно было легко найти правила или термины.

Имя существительное.
Существительное — часть речи, обозначающая предмет или понятие, отвечает на вопросы кто? что? Существительные делятся на два больших разряда: имена собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с прописной (то есть большой) буквы. Другие принципы разделения существительных на группы (конкретные и абстрактные, одушевленные и неодушевленные) значения для правописания существительных не имеют. Имена существительные изменяются по числам и падежам, правила изменения существительных по этим признакам называются типами склонения. В предложении существительные могут быть подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством, а также являться обращением.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Как сделать легкие браслеты дружбы из ни 10.10.2017 --> Смотрели: 58 (0) Вязаный шарф руками 12.05.2017 --> Смотрели: 59 (0) Что было бы, если бы мы родились в друго 09.05.2017 --> Смотрели: 39 (0) Пермяки записали музыкальное поздравлени 09.05.2017 --> Смотрели: 17 (0) ПОМНИ И НЕ ЗАБЫВАЙ КОМУ МЫ ОБЯЗАНЫ И ДЛЯ 09.05.2017 --> Смотрели: 33 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

00 (533x700, 310Kb)

1.

1 (529x700, 142Kb)

2.

2 (529x700, 240Kb)

3.

3 (529x700, 168Kb)

4.

4 (529x700, 144Kb)

5.

5 (529x700, 161Kb)

6.

6 (529x700, 219Kb)

7.

7 (529x700, 188Kb)

8.

8 (529x700, 158Kb)

9.

9 (529x700, 198Kb)

10.

10 (529x700, 255Kb)

11.

11 (529x700, 269Kb)

12.

12 (529x700, 248Kb)

13.

13 (529x700, 147Kb)

14.

14 (529x700, 193Kb)

15.

15 (529x700, 187Kb)

16.

16 (529x700, 181Kb)

17.

17 (529x700, 221Kb)

18.

18 (529x700, 216Kb)

19.

19 (529x700, 188Kb)

20.

20 (529x700, 213Kb)

21.

21 (529x700, 244Kb)

22.

22 (529x700, 237Kb)

23.

23 (529x700, 201Kb)

24.

24 (529x700, 220Kb)

25.

25 (529x700, 186Kb)

26.

26 (529x700, 153Kb)

27.

27 (529x700, 157Kb)

28.

28 (529x700, 190Kb)

29.

29 (529x700, 204Kb)

30.

30 (529x700, 217Kb)

31.

31 (529x700, 200Kb)

32.

32 (529x700, 193Kb)

33.

33 (529x700, 183Kb)

34.

34 (529x700, 209Kb)

35.

35 (529x700, 229Kb)

36.

36 (529x700, 261Kb)

37.

37 (529x700, 236Kb)

38.

38 (529x700, 211Kb)

39.

39 (529x700, 206Kb)

40.

40 (529x700, 270Kb)

41.

41 (529x700, 210Kb)

42.

42 (529x700, 240Kb)

43.

43 (530x700, 283Kb)

44.

44 (529x700, 199Kb)

45.

45 (529x700, 218Kb)

46.

46 (529x700, 257Kb)

47.

47 (529x700, 222Kb)

48.

48 (529x700, 201Kb)

49.

49 (529x700, 173Kb)

50.

50 (529x700, 241Kb)

51.

51 (529x700, 293Kb)

52.

52 (529x700, 270Kb)

53.

53 (529x700, 308Kb)

54.

54 (529x700, 268Kb)

55.

55 (529x700, 257Kb)

56.

56 (530x700, 275Kb)

57.

57 (529x700, 240Kb)

58.

58 (529x700, 178Kb)

59.

59 (529x700, 211Kb)

60.

60 (529x700, 170Kb)

61.

61 (529x700, 223Kb)

62.

62 (529x700, 246Kb)

63.

63 (529x700, 207Kb)

64.

64 (529x700, 211Kb)

65.

65 (529x700, 195Kb)

66.

66 (529x700, 143Kb)

67.

67 (529x700, 191Kb)

68.

68 (529x700, 167Kb)

69.

69 (529x700, 186Kb)

70.

70 (529x700, 193Kb)

71.

71 (529x700, 192Kb)

72.

72 (529x700, 185Kb)

73.

73 (529x700, 197Kb)

74.

74 (530x700, 210Kb)

75.

75 (529x700, 183Kb)

76.

76 (529x700, 220Kb)

77.

77 (529x700, 191Kb)

78.

78 (529x700, 209Kb)

79.

79 (529x700, 182Kb)

80.

80 (529x700, 222Kb)

81.

81 (529x700, 217Kb)

82.

82 (529x700, 173Kb)

83.

83 (529x700, 202Kb)

84.

84 (529x700, 174Kb)

85.

85 (529x700, 175Kb)

86.

86 (529x700, 192Kb)

87.

87 (529x700, 197Kb)

88.

88 (529x700, 181Kb)

89.

89 (529x700, 229Kb)

90.

90 (529x700, 221Kb)

91.

91 (529x700, 246Kb)

92.

92 (529x700, 170Kb)

93.

Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.

Ищу группу подлежащего :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

3. Ищу группу сказуемого :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

4. Ищу группу второстепенных членов :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

5. Даю синтаксическую характеристику предложения :

а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

б) по интонации (восклицательное, невосклицательное);

в) по наличию грамматических основ (простое, сложное)

г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);

д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).

6. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).

Пр. Прил. Прил. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.

На сухую , твердую , мерзлую землю упал ранний снег . (Повеств.,

невоскл., пр., распр., осл. ОЧП (опр.)).

Алгоритм фонетического разбора слова

Звуко - буквенный анализ слова

1.Запиши слово, раздели на слоги, запиши транскрипцию слова.

2.Сосчитай и запиши: сколько слогов, гласных и согласных букв в данном слове.

4.В столбик выпиши все буквы этого слова.

5.Слева от каждой буквы запиши в квадратных скобках справа транскрипцию звука.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласные: ударный или безударный;

б) согласный: звонкий или глухой (парный или непарный);

твёрдый или мягкий (парный или непарный);

7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.

Образец устного разбора:

В слове пе - нал – 2 слога , 2 гласные , 3 согласные . Второй слог ударный .

Буква пэ обозначает звук [ п ']. Это согласный , глухой парный , мягкий парный .

Буква е обозначает звук [ и ]. Это гласный , безударный .

Буква эн обозначает звук [ н ]. Это согласный , звонкий непарный , твёрдый парный .

Буква а обозначает звук [ а ]. Это гласный ударный .

Буква эль обозначает звук [ л ]. Это согласный , звонкий непарный , твёрдый парный .

В слове пенал 5 букв , 5 звуков .

Образец устного разбора:

Пе/нал - [п' и н а / л ] - 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

п - [п'] - согл., глух. парн., мягк. парн.

н - [н] - согл., звонк. непарн., тв. парн.

а - [а / ] - гласн., уд.

л - [л] - это согл., звонк. непарн., тв. парн.

Алгоритм морфемного разбора слова

1.Выделяем окончание.

Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем число, у прилагательного - род):

стен а - стен ы (существительное)

син ий - син яя (прилагательное)

рису ет - рису ют (глагол)

2 .Выделяем основу слова.

В основу входит всё, кроме окончания, глагольных суффиксов –л-, -ть, -ти,

3 .Выделяем корень.

Называем родственные слова, выделяем общую часть.

стен а - стен ка

4 .Между корнем и окончанием выделяем суффикс.

5 . Перед корнем выделяем приставку.

При стенок

5 . После окончания у глагола выделяем постфикс.

Пример устного разбора слова по составу .

Стенка. В слове стенка окончание -а, потому что стенк и. Основа слова всё, кроме окончания - стенк . Корень - стен , потому что стен а. Суффикс - к .

Вернулся В слове вернулся окончание - нулевое, потому что вернулАсь, вернулИсь. Основа слова всё, кроме окончания и формообразующего суффикса прош.вр.- верну-ся Корень - вер, потому что вернуть, вертеть. Суффиксы –ну, - л, постфикс - ся .

Аффиксальные.

Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

Безаффиксные.

Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация: РФ

4.Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс .

Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно - плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения

Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное

Меч правосудия, море света

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман, акварель, мольберт

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску

Бессмертие, стимул, превалировать.

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

Слова, перенесённые из слова других языков

Парламент, сенат, депутат, консенсус

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

1собственное или нарицательное;

2одушевлённое или неодушевлённое;

5число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);

непостоянные морфологические признаки:

1число (если слово изменяется по числам);

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

I Ехал (в чём?) в поезде. Н. ф. – поезд.

II Пост: нариц, неодуш, м. р, 2 скл.; непост.:в ед. ч., П. п.

III Ехал (в чём?) в поезде.

(Из) Петербурга – сущ

I Шедшем (откуда?) из Петербурга. Н. ф. – Петербург.

II Пост.: собств., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч.; непост.: в Р. п.

II I Шедшем (откуда?) из Петербурга.

(Для) курящих - сущ.

I В отделении (для кого?) для курящих. Н. ф. – курящий.

II Пост.: нариц., одуш.; непост.: во мн. ч, Р.п

I II В отделении (для кого?) для курящих

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное ).

непостоянные морфологические признаки:

1 только для качественных прилагательных:

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);

б) полная или краткая форма;

род (в единственном числе),

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем – прил.

На песке ( каком?) горячем. Н. ф. – горячий

Пост.: качеств.; непост.: в полож.ст., в полной ф., ед.ч., м. р., П. п.

На песке (каком?) горячем.

(От) южного – прил.

От солнца ( какого?) южного. Н. ф. – южный.

Пост.: относит .; непост.: в ед. ч., ср. р., Р. п.

От солнца (какого?) южного.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Страна ( какова?) хороша. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в полож. ст., в краткой форме, в ед. ч., ж. р..

Страна ( какова?) хороша .

Россия ( какова?) лучше. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в сравн. ст.

Россия (какова?) лучше

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины – прил.

На слова ( чьи?) сестрины. Н. ф. – сестрин.

Пост.: притяж.; непост.: во множ. ч., В. п.

На слова (чьи?) сестрины .

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (инфинитив).

II Постоянные морфологические признаки:

1 вид (совершенный, несовершенный);

2 возвратность (невозвратный, возвратный);

3 переходность (переходный, непереходный);

непостоянные морфологические признаки:

2 время (в изъявительном наклонении);

4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и условного (сослагательного) наклонения единственного числа).

III Вопрос к разбираемому слову. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

I Кататься (что делаешь?) любишь. Н. ф. – любить.

II Пост.: несов. вид., невозвр., переход., II спр.; непост.: в изъяв.накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.

I II Кататься (что делаешь?) любишь.

I Любишь (что делать?) кататься. Н. ф. – кататься.

II Пост.: несовер. вид, возвр., неперех .,I спр.; непост.: инфинитив (неизменяемая форма).

I Любишь (что делать?) кататься.

Началась пахота (Пришвин).

I Пахота (что сделала?) началась. Н. ф. – начаться.

II Пост.: соверш. вид, возвр., непереход ., I спр.; непост.: в изъяв накл ., прош. вр., ед. ч., ж. р..

I II Пахота (что сделала?) началась.

Средства выразительности речи

Фонетические выразительные средства основываются на свойствах звуков и особенностях их восприятия. К ним относятся:

аллитерация - повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков: Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). Повторяющийся звук [с] имитирует свист ветра.

ассонан с - повторение в тексте одинаковых гласных звуков: Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным, Д у маю д у му свою… (Н. А. Некрасов).

Лексические выразительные средства (тропы) основываются на использовании переносных значений слов. К ним относятся:

аллегория (иносказание) - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ: Лиса - хитрый человек.

гипербола - художественное преувеличение: Жду целую вечность.

ирония - тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому: Да куда уж мне, глупому, до тебя!

литота - художественное преуменьшение: "мальчик с пальчик"

лексический повтор - повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания;

метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин).

метонимия - замена одного слова другим на основе смежности двух понятий: читаю Пушкина, деревня обсуждает.

олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы: компьютер ожил, ласковый дождик.

перифраза - замена слова (словосочетания) описательным оборотом: "северная столица" (Петербург), "люди в белых халатах" (врачи).

сарказм - едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры: Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская).

синекдоха - замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного: Пуще всего береги копейку (Н. В. Гоголь).

сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак: Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин).

эпитет - образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление: золотая рожь.

К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся:

анафор а - одинаковое начало нескольких соседних предложений: Край ты мой заброшенный, Край ты мой , пустырь. (С. А. Есенин).

антитеза - противопоставление: "Преступление и наказание" (Ф. М. Достоевский).

бессоюзие - построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены: Пpямo дopoжeнькa, нacыпи yзкиe, Cтoлбики, peльcы, мocты. (H.A. Heкpacoв)

г радация - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Взорвали, взрыли, смыли, смели (В. Маяковский).

именительный темы - расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)

инверсия - нарушение прямого порядка слов: Белеет парус одинокий. (М.Ю. Лермонтов).

композиционный стык - повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты. (Н.Сладков)

многосоюзие - намеренное использование повторяющегося союза: Как тускло пурпурное пламя, Как мёртвые жёлтые утра! Как сеть ветвей в оконной раме. (И. Анненский).

оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов: живой труп.

парцелляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки: Пришли соседи. Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт (С. Есенин).

риторический вопрос, восклицание, обращение - выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)

ряд однородных членов - использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.

синтаксический параллелизм - сходное строение фраз: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д.Лихачёв).

умолчание - прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. (М. Ю. Лермонтов).

эллипсис - "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи: Зверю - берлога, страннику - дорога, мёртвому - дроги, Каждому - своё (М. Цветаева).

эпифора - одинаковая концовка: - Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М. Цветаева).

Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.

Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования :

окказионализмы - индивидуальные авторские словообразования : Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда (С. А. Есенин).

ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская, Баранов в 2 ч

ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская, Баранов в 2 ч

Задачи

  • ЧАСТЬ 1
    • ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ
      • §1. Язык и человек
      • §6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
      • §24. Синтаксис
      • Контрольные вопросы и задания
      • §50. Фонетика
      • Контрольные вопросы и задания
      • §64. Слово и его лексическое значение
      • Контрольные вопросы и задания
      • МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
        • §70. Морфема - наименьшая значимая чатсь слова
        • Контрольные вопросы и задания
        • §88. Имя существительное как часть речи
        • Контрольные вопросы и задания
        • §101. Имя прилагательное как часть речи
        • Контрольные вопросы и задания
        • §106. Глагол как чачсть речи
        • Контрольные вопросы и задания

        Ваш пятиклассник совсем не дружит с русским или иногда из-за пропусков уроков либо сложности темы бывает непросто разобраться с домашкой? В любом случае в каждой семье пригодится решебник по русскому языку за 5 класс. Мы никого не призываем приучить ребенка к столь легкому решению любых заданий и убить его энтузиазм учиться самому. Но в некоторых случаях иметь под рукой готовое решение будет полезно. Не обязательно его сразу же показывать ребенку и дать списать. Можно только подсмотреть алгоритм, натолкнуть на правильный ход мыслей или на готовом примере во всем детально разобраться, чтобы аналогичные задания делать без проблем.

        Русский в пятом классе – слишком сложный?


        Домашние задания могут выполняться намного быстрее и легче

        Наши готовые ответы к учебнику Ладыженской и Баранова – на 100% верные. Если во многих печатных изданиях и теперь уже на интернет-ресурсах часто встречаются грубые ошибки, то мы все проверяем вручную. Для нас важна наша репутация и мы не подводим своих пользователей. Желаем легкого учебного года и только высших оценок по всем предметам.

        Читайте также: