Софиты для сцены своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Приборы сценического освещения имеют це­лый ряд подразделений. В одном случае их делят по месту их нахождения (приборы верхнего света, выносной софит и т. д.), в другом случае по характеру крепления (постоян­ные, переносные и т. д.), в третьем — по их функции (общее и локализованное освещение). Все эти деления крайне ус­ловны, и поэтому, не останавливаясь на них, мы перейдем непосредственно к описанию их устройства.

Каждый осветительный прибор состоит из следующих ос­новных частей: корпуса, источника света и оптических при­способлений (куда входит и система смены цвета). При этом все эти части находятся в теснейшей зависимости и взаимна обусловливают действие каждой из тшх.

РАМПА

Рампа является прибором нижнего освещения сцены и устанавливается на авансцене. Представляя собой в прош­лом, как мы видели, один из основных приборов сцениче­ского освещения, она нередко вызывала значительные на­падки, и не только благодаря своим техническим недостат­кам, как склонны объяснять некоторые авторы 113 , но и в силу чисто художественной функции всей системы рампового ос­вещения. Стремление к локализованному освещению в экс­прессионистическом театре или обнаженный станок конст­руктивизма не только не могли получить помощи со стороны рампового освещения, а наоборот, категорически отказыва­лись от него, как мешающего осуществлению общей художе­ственной картины. И если рамповое освещение снова появ­ляется на подмостках театра, то объяснение этого надо ис­кать не только в техническом ее усовершенствовании, но, главным образом, в использовании ее как одного из средств реалистического освещения сцены.

Но мы уже встречались с нападками на рампу и со сторо­ны представителей реалистического направления, поэтому, казалось бы, рампа могла бы быть объявлена целиком уста­ревшей системой сценического освещения. Однако практика многих театров указывает на совершенно иное к ней отношение.

Прежде всего рампа во многих случаях сохраняется как прибор для вертикального освещения первых планов. При одном верхнем и боковом освещении мы никогда не получим полного равномерного освещения по вертикальной плоско­сти, и потому в тех случаях, когда неравномерность такой освещенности мешает показу исполнителя или художествен­ного оформления сцены, приходится прибегать к рамповым или аналогично установленным другим приборам. С точки зрения реалистического использования рампы обычно приводится сопоставление ее с действием отраженно­го дневного света от пола и земли, который, освещая рассеянным светом лицо человека, смягчает тени, падающие от света солнца или неба (при облачном дне или после заката

Обратимся теперь непосредственно к; самому оборудованию рампового света.

С первоначальным видом рампы для источников электри­ческого освещения мы уже отчасти знакомы по предыдущей главе. Рампа открытого типа имеет кожух в виде металличе­ского жолоба, внутри которого укрепляются патроны для электрических ламп. Размеры таких открытых рамп крайне непостоянны. В одних случаях, действительно, заботились, чтобы она не мешала зрителю видеть действие на сцене, и поэтому делали ее по возможности меньших размеров, в дру­гих случаях кожуха от рампы представляли (в некоторых театрах представляют и поныне) большие уродливые жоло­ба, положенные на обрез авансцены. Ввиду того, что смена цветного освещения в таких рампах достигается чередова­нием различно окрашенных спиртовым лаком самих ламп, последние употребляются обычно небольших мощностей, так как многоваттные лампы, как мы знаем, развивая зна­чительную температуру, не допускают их окрашивания (лак сгорает). В больших американских театрах иногда употреб­ляются рампы с двумя рядами ламп. Кожух рампы для све­товой отдачи покрывается внутри белой матовой краской, благодаря чему достигается и некоторая диффузность рам­пового света 114 . Нижней части рампы и боковым стенкам желательно придавать черную окраску, чтобы отраженный свет от ламп не падал на портальную арку. Наиболее удач­ными лампами для такой рампы считаются трубчатые (Rohrenlampen). Расположенные внутри рампы, они дают равномерную и непрерывную светящуюся ленту.

Камерные приборы, а вместе с ними и камерная рампа, появились в театре, с одной стороны, вместе с переходом его на лампы большой мощности, не допускающие их окрашивания, и, с другой стороны, из-за необходимости получить более четко направленное освещение сцены.

Камерная рампа представляет собой металлический продол­говатый кожух, разделенный плотными перегородками на от­дельные камеры, снабженные вентиляционными отверстиями.

Рис. 45. Рампа для прямого и отраженного света.

Открытая рампа такой вентиляции не имела, так что нагре­тый воздух свободно выходил из переднего .раскрытия рампы; в камерной же рампе (как и во всех такою рода приборах) вентиляция необходима потому, что смена света происходит путем закрывания рампы кассетами со светофильтрами, бла­годаря чему теплый воздух сосредоточивается внутри камер, нагревает последние, делает их неудобными в работе (а при больших температурах и пожароопасными) и влияет на износ светофильтров. В каждой каморе помещается одна лампа в 75, 100 или 150 ватт; в передней части камеры делаются пазы, в которые сверху вставляются кассеты со светофильтрами. Число камер в зависимости от размера рампы и мощности употребляемых ламп бывает от 6 до 4 на один метр. Обычно кожуха для ламп строятся длиною в 0,75 и 1 метр (по 4, 5 и б камер) и уже .на месте соединяются в общую систему. Включение производится так же, как и у открытой рампы, по несколько камер на одну секцию (по цветам), с делением на правую и левую стороны.

Несколько особняком надо поставить рампу с приборами концентрированного освещения. Такая рампа впервые появи­лась в американских театрах, из которых некоторые распо­лагают столь значительным верхним .освещением, что для уравновешивания его и более экономичного использования стали прибегать к установке перед источниками света соби­рательных линз. При наличии достаточного количества пра­вильно сфокусированных приборов от такой рампы можно получить равномерно - заливающее освещение сцены. Эконо­мичность же подобного освещения заключается в том, что, благодаря концентрации света, мы можем ставить лампы меньшей мощности 115 . Как пример, наличие такой рампы можно привести хотя бы Paramount! Theatre (Нью-Йорк) lle .


Рис. 46. Рампа, собранная из линзовых приборов.

СОФИТЫ

Софиты и рампа, представляя по существу прибор одного и того же порядка, имеют значительное различие в своей конструкции благодаря месту и приему своего крепления на сцене, а также и характеру их использования. Свет от софитов, накладывая на исполнителей и вещи на сцене такие же тени, как и рампа (но в обратном направлении), создает менее контрастные границы, почему мы выше и ука­зывали, что достаточно уже незначительного по сравнению с софитами освещения рампы, чтобы сгладить излишек теней от верхнего света.

Рис. 47. Бо­ковой софит открытого типа.

Рис. 45. Софит камерного типа.

вается белой матовой краской для получения рассеянного-света.

В большинстве театров софиты открытого типа по той же причине, как и рампа, уступили свое место камерным софи­там.

Камерные софиты строятся по тому же принципу, как и одноименные рампы.

Источником света для них служат лампы накаливания в 200—300 ватт; в больших софитах мощность ламп доходит до 500 ватт. В качестве отражающих поверхностей служит окраска внутренней части камеры в белый матированный цвет, зеркала из ребристого стекла, металлические зеркала с волнистой поверхностью (посеребренные или хромирован­ные) и эмалированные отражатели. Во всех случаях эти отражатели предназначены для диффузного отражения света.

Креплшие камерных софитов производится так же, как и. открытых, или на штанкетах или на особых фермах, к кото­рым могут быть подвешены и другие осветительные приборы.

В некоторых театрах такие камерные софиты представля­ют собою значительные сооружения как по их механическо­му устройству, так и по той мощности электроэнергии, кото­рую они потребляют. К таким при/борам надо, например, от­нести софиты в Метрополитэн-Опера в Нью-Йорке.

Всего в этом театре имеется 8 рядов софитов, из которых первый имеет длину 15 метров, а остальные около 19 метров.Все софиты камерные с алюминиевыми отражателями, на 500-ваттные лампы. Укреплены они на особых мостиках шириною около 0,40 метра, на которых смонтированы мощные штеп-'селъные гнезда для ламповых и дуговых прожекторов и дру­гих 'приборов. Эти мостики позволяют также ооветителю ра-•ботать с ник вертикальным лучом, благодаря чему отпадает

Рис. 49. Софит. В общем кожухе смонтированы отдельные приборы.

Рис. 50. Освещение сцены отраженным светом при помощи экранов. Часть приборов снабжена рассеивающими светофильтрами.

внешнее отверстие софита во избежание механических повре­ждений закрывается предохранительной сеткой.

Максимальная диффузность верхнего освещения достигает­ся при помощи .специальных отражающих поверхностей, при­меняемых сравнительно в .редких 'случаях и в частности в театре Д. Беласко. Такое освещение нельзя непосредственно отнести к системе софитньтх приборов, но, поскольку оно является их заменой, мы попутно упомянем и о нем. Для по­лучения сильно рассеянного верхнего освещения свет от при­боров направляется непосредственно не на декорации и сце­ну, а на специальные плоскости (.белые матовые или посереб­ренные) и от них отраженным светом освещает всю сцену. С этой целью Беласко применяет следующие приборы и при­способления: ряд прожекторов подвешивается к штанкете для оофитного освещения, при этом лучи прожекторов направля­ются в сторону зрительного зала, но на своем пути, на не­большом расстоянии они встречают вогнутые посеребренные поверхности, от .которых лучи прожекторов, отражаясь, дают уже 'рассеянное освещение всей сцены. Такое рассеянное ос­вещение, применявшееся в известной уже нам системе Фор-

Рис. 51. Система софитов отраженного света у Д. Беласко,

тунга, как мы видели, не удовлетворяло художественных тре­бований театра и економичеоки было невыгодно. Но принцип диффузного осветления сцены еще крайне мало изучен и ос­воен, чтобы его можно было отвергнуть раз навсегда как один из технических и художественных приемов освещения сцены.

Кроме камерных софитов диффузного освещения, мы встре­чаем та.кже 'Софиты и с концентрированным лучом. В таких случаях применяются: во-первых, зеркальные отражатели, как, например, в Венском Бургтеатре, причем, благодаря под­вижному патрону, лампы фокусируются с таким расчетом, чтобы софиты в общем давали равномерное распределение све-

та, а во-вторых, плосковыпуклые линзы, действие которых мы уже разобрали в связи с рампой концентрированного осве­щения. Неправильно или неточно сфокусированные лампы да­ют резкие границы освещения отдельных приборов, и, таким образом, не достигается равномерность освещения. Это явля­ется недостатком таких софитов. При комбинированных со­фитах, то есть когда одни софиты являются приборами рас­сеянного света, а другие концентрированного, остается спор­ным, на каких планах должны быть развешены тз и другие. Некоторые выдвигают пожелания, чтобы первый (пор­тальный) софит был обязательно прибором рассеянного света, а последующие софиты—концентрированного, с тем чтобы первый софит заливал всю'сцену, а остальные софиты свети­ли бы главным образом вниз и только слепка назад. Другие предложения исходят из обратного пожелания, указывая на то, .что необходимость довести свет рампы до минимума тре­бует усиления света на первых планах, что с большим успе­хом может сделать софит с концентрированным освещением, в то время как освещение задних планов можно сделать ком­бинированным при наличии в системе "верхнего освещения не только одних софитов, но и других приборов. Последнее сооб­ражение, как мы видим, приводит нас к агрегатам верхнего освещения, о которых мы уже говорили, что их развитию без­условно предстоит значительное будущее в осветителъской практике театра.

Число софитов определяется обычно количеством планов на сцене, при этом первый софит делается несколько меньше, "чем ширина портального 'раскрытия, с тем чтобы при па-

Рис. 53. Софиты и горизонтные батареи (приспущены).

вильонных установках с потолком он мог продолжать осве­щать сценическую площадку, остальные же софиты строятся по длине с таким расчетом, чтобы они могли заходить за принятую линию, по которой устанавливаются кулисы, и равномерно освещать и кулисные установки. На штанкетах софитов обычно в театре укрепляются и лампы для рабочего 1 освещения.

Подъем и спуск софитов имеют значение не только для чисто технической цели — замена перегоревшей лампы или перестановка светофильтров, но и в отношении художествен­ного освещения сцены. Благодаря подъему и спуску можно регулировать характер освещенности декораций, а отсюда — достигать и новых эффектов. Отрегулированная высота софи­та, обычно маркируется на ото подъемах.

Для освещения авансцены и усиления общего освещения сцены в зрительном зале перед портальной аркой зачастую

навешивается так называемый выносной софит, который обычно собирается из отдельных приборов. Иногда выносной софит составляется из линзовых приборов, что в данном слу­чае безусловно повышает его качество в светооформлении спектакля.

ПОДСВЕТКИ

Подсветками в практике советского театра называют обычно отдельные переносные приборы, служащие .для осве-щешгя отдельных частей декорации или >сцены. К таким при­борам относятся старинные бережки и щитки и современные камерные приборы. В обиходе осветительбюой работы их чаще-всего делят на бережки и подсветки.

дня лица исполнителя, сидящего за столом, стоящего около конторки, и т. д.; в таких случаях бережок помещается непо­средственно перед актером на том же столе или конторке.

Изменение окраски света в старинных открытых бережках достигалось путем лакировки ламп, а в современных камер­ных бережках—при помощи кассет со светофильтрами, встав­ляемых в специальные пазы в кожухе бережка.

Старинный вид щитка представлял собою открытый плос­кий железный ящик, в котором помещались лампочки нака­ливания небольшой мощности. Щиток укреплялся на метал-

Современные подсветки, заменившие открытые щитки, пред­ставляют собой камерные приборы очень разнообразной фор-

мы и величины. Последняя определяется, главным обравом. габаритами ламп и их теплоотдачей. Подсветки строятся ми­нимально на 200-ваттную лампу и максимально на лампу в •300 ватт. Так как подсветка устанавливается в непосредст­венной близости к декорациям, то при постройке ее особое внимание обращается на вентиляцию с таким расчетом, что­бы получить наименьший нагрев кожуха 119 . В приборах, рас­считанных на применение мощных ламп, кожух подсветок делается обычно двойным. В качестве отражателей применя­ются окрашивание внутренней части белой матовой краской и различные формы металлических рефлекторов. Особый инте-)ес представляет собою подсветка типа Уэллеслея, которая снабжена тремя сменяющимися отражателями, дающими бо­лее собранный луч. Такая подсветка (скорее прибор ърожек-



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

спецэффекты для сцены

С помощью соблюдения принципов построения сценического освещения можно добиться ощущения, что вы находитесь в зале и наблюдаете театральное представление, даже если таких атрибутов на самом деле нет. Сценическое освещение очень важно, от него в прямом смысле зависит, в каком свете люди увидят артистов. Важно не только правильно разместить приборы, но еще и уметь ими управлять.

Принципы светового оформления сцены заключаются в следующих моментах:

  1. Свет является частью режиссерской постановки и также как музыка или игра актеров способен создавать эмоциональное воздействие на зрителя или существенно усилить его.
  2. Все декорации и актеры освещаются только спереди, при этом используется фронтальный свет максимально приближенный к естественному. Располагают приборы вне пределов сцены и зрительного зала.
  3. Осветительные приборы освещают только сцену и авансцену, и никогда зал, чтобы не ослеплять зрителя, не мешать наблюдению за происходящим и создать ощущение полного отсутствия зрителя.
  4. Основное освещение предназначено сохранять тени и цвета, задуманные по сценарию, а также четкую видимость между сценой и зрителем.

Фронтальное освещение состоит из:

  • верхнего, расположенного за выступами в потолке или в специальных помещениях;
  • диагонального, расположенного за выступами боковых стен или на оборудованных балконах и лоджиях залов ярусного типа так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов от края авансцены
  • нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).

Именно в рампе чаще всего располагаются приборы и с направленным светом.

Такой свет убирает контрастность, возникающую от остальных вдов освещения при условии, что рампа расположена не выше 1,1 метра от пола и высота сцены в пределах 60-70 см.

прожектор для освещения сцены

Диагональное освещение прожекторами с балкона

Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала

Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:

  • основного. Часто в театрах это массивная хрустальная люстра больших диаметров – она создает богатое светопреломление, благодаря чему все помещение наполняет блеском и создается торжественная атмосфера. Должна быть оснащена подъемно-опускным механизмом и системой дистанционного плавного управления уровнем света.
  • аварийного, запасного освещения от независимого источника питания, например, аварийного светодиодного светильника с аккумулятором;
  • подсветки выходов, пола вдоль стен, ступеней с торца, нумерации кресел.

Свет приборов по способу распределению делится на:

  • заливочный – для его создания используют светильники, колорченжеры, блиндеры;
  • точечный – создается следящими, безлинзовыми PAR или прожекторами с профилированием луча.

Основные варианты светового решения:

  • статическое – используется на концертах или во время театральных представлений, когда свет не должен быть основным в восприятии. Статический свет подчеркивает игру актеров, красоту костюмов и декораций или блеск инструментов. Он является неизменным только условно.
  • динамическое, предполагает постоянное изменение света и применяется на шоу, конкурсных программах, в перерывах между номерами для придания оживленности происходящим действиям и переключения внимания зрителя.

прожекторы для сцены

Освещение зрительного зала

Примеры освещения

Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.

При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.

Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков. Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации. Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.

Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:

  • освещение занавеса на первом уровне заливающим светом с двух сторон сцены является обязательным в любом театре, так как убирает тени с кулис от верхнего освещения;
  • на втором уровне находится предэкранная зона – для нее используются 2 прожектора по сторонам и иногда 1 в центре (если есть возможность установки) на глубине 1/3 зала от экрана.

Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.

Виды световых приборов для сцены

Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми. О светодиодных прожекторах подробно можно прочесть тут.

Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:

  • со шлифованной линзой. Чаще всего это однолинзовый с цилиндрическими отсекателями света на выходе – как вариант верхнего освещения.
  • низковольтные с параболическим отражателем – для выделения конкретных элементов;
  • со сферическими отражателями – для первого и второго плана и кулис;
  • профильные с эллиптическими отражателями – подчеркивают рельеф декораций и лица людей;
  • для верхнего освещения чтобы ограничить попадание света в зал оптическую систему дополняют специальными диафрагмами и шторками.

световое оборудование для сцены

Театральный прожектор направленного света

В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.

Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:

прожекторы для сцены

С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.

Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.

Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.

Управление сценическим освещением

Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием. Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех. Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.

Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:

  • с ПДУ RF – управление освещением на расстояниях до 100 метров без нахождения в зоне прямой видимости. Работает только от собственного радиопульта, что дает возможность использовать одновременно несколько разных контроллеров;
  • с ПДУ и инфракрасным сенсором – дает управление только в прямой видимости до 15 метров, легкое переключение готовых световых программ и взаимозаменяемость пультов;
  • многоканальные предназначены синхронизировать цветовые программы от разных устройств и запоминать эти программы переключения.

Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.

Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.

Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Комплекс светотехнического оборудования сцены


Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-рассеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркальными лампами, применяются только для освещения плоских экранов-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожекторного типа. Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображения на экране или заднике), для различного рода сценических эффектов, в том числе динамических.
Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металлическую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сценической осветительной практике широко распространены приборы прожекторного типа: однолинзовые, со сферическим отражателем, парабо-лическим отражателем и усложнённой оптической системой.
Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регулирования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекторах со сферическими отражателями это достигается с помощью фокусирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помощью различного рода диафрагм, профилирующих шторок-лекал и объективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых про-жекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновременном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5—45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапазон небольшой — в пределах 5—10 градусов. В приборах с усложнённой оптической си-стемой используется схема с эллипсоидным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-лекала, позволяющие изменить угол рассеивания светового потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с одновременным изменением освещённости.


Для возможности управления прибором, установленным в недоступном во время проведения спектакля месте, предусмотрены модификации прожекторов с дис-танционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяющими дистанционно наклонять и поворачивать их вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Предусмотрено не только дистанционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светового потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скроллера.
Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов стационарного и переносного освещения. Стационарные приборы размещаются на специальных металлических фермах или конструкциях, неподвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допустимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанавливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную де-корацию. Они служат для освещения данного представления и размещаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценическое освещение осуществляется с помощью групп осветительных приборов, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верхнее, боковое и выносное освещение сцены.

ВЕРХНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, установленными на софитных металлических фермах. Фермы перемещаются в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верхнего освещения — создание необходимого уровня освещённости на живописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверхность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость по вертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занавеса или горизонта.


Поскольку расстояние от софитного подъёма до освещаемого занавеса в 3—4 раза меньше высоты занавеса, то создание равномерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью приборов, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильников). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на софитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, позволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномерную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происходит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковыми светофильтрами.



На софитных фермах, представляющих собой сварные конструкции из водо-газопроводных труб и угловой стали, начиная с первого плана, монтируются све-тильники с симметричным и асимметричным отражателем. Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, применяют, как правило, однорядное расположение светильников. Для больших сцен применяется двух- или трёхрядное расположение осветительных приборов.
Софитные подъёмы должны быть оснащены:
Прожекторами разных оптических систем с дистанционным управлением, то есть перемещением по вертикали и горизонтали, изменением фокусного расстояния, скроллером или синтезом цвета. Используются лампы с галогенным и газоразрядным циклом (возможно универсальные).
Интеллектуальными приборами последнего поколения:
с поворотным зеркалом;
вращающаяся голова.
Светильниками рассеянного света с цветными плёночными светофильтрами.
Светильниками рассеянного света с синтезом цветов.
Проекционным оборудованием для создания световых эффектов.
Световыми занавесами.
Дымовыми и снеговыми машинами с минимальным шумом.
Специальным оборудованием для пиротехнических эффектов.
Телескопическими одиночными подъёмами для индивидуальной специальной подвески светотехнического оборудования.
Следящими прожекторами на софит-мосту первого плана.


ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО СОФИТНОГО ПОДЪЁМА


Первый софитный подъём бывает стационарным или подъёмноопускным. Существует такое понятие как софит-мост — двух- или трёхуровневая конструкция с прожекторами различных оптических систем. По софит-мосту можно ходить.
Последние софитные подъёмы целесообразно использовать и для монтажа прожекторов, создающих контражурное освещение сцены. Для этого на ферме последнего софита размещаются в зависимости от размеров сцены прожекторы с безлинзовой оптикой с параболоидными отражателями.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Создаётся осветительными приборами, размещёнными на фермах подвижных порталов, осветительных галерей и передвижных световых башен (портальная башня). Основное назначение приборов бокового освещения — создание необходимого уровня вертикальной освещённости на первых планах сцены в зоне игровой площадки. Локальное освещение отдельных актёров и мизансцен требует применения приборов прожекторного типа с регулируемым углом рассеивания светового потока. Освещение с осветительских галерей осуществляется приборами, установленными на нижних боковых галереях.


Приборы расположены на подвижных каретках, способных перемещаться в глубину сцены. Этими приборами освещают объёмные декорации и игровые места на средних по глубине планах сцены. Освещение сцены сбоку возможно через узкие просветы между кулисами или декорациями, поэтому в качестве приборов бокового освещения применяют приборы прожекторного типа с углом рассеивания не более 15-25 градусов, индивидуальной регулировкой светового потока, с усложнённой оптической системой.


Для бокового освещения сцены целесообразно использовать прожекторы повышенной мощности с высокой концентрацией светового потока. Мощные приборы больших габаритов лучше располагать на первой галерее на каретках, с помощью которых их можно перемещать по глубине сцены, как говорилось выше. На боковых подвесных передвижных световых башнях размещают различную прожекторную аппаратуру (например, прожекторы, как со шлифованными линзами, так и со ступенчатыми, позволяющими в широких пределах варьировать угол рассеивания; приборы с усложнённой оптической системой).

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Служит для создания вертикальной освещённости на авансцене и первых планах сцены для освещения актёров и декораций. Осуществляется группами осветительных приборов, вынесенных за пределы сценического пространства в зрительный зал, и подразделяется, в соответствии с местами установки, на верхнее фронтальное, диагональное и нижнее фронтальное (рампу). Приборы выносного освещения должны посылать световой поток лишь в пределах сцены и авансцены, не освещая зрительный зал. Верхнее фронтальное освещение осуществляется приборами прожекторного типа, размещёнными вне поля зрения зрителей: за уступом потолка зрительного зала, в технических помещениях, позволяющих вести обслуживание приборов. В старых театрах оно иногда осуществляется с помощью софит-мостов. Если доступа к обслуживанию осветительных приборов нет, то они должны быть дистанционно управляемыми.
Для обеспечения распределения теней на лицах актёров, близкого к естественному освещению, углы падения светового потока на планшет сцены у края авансцены должны лежать в пределах 30—40°.
Нижнее фронтальное освещение создаётся с помощью рампы. Она состоит из осветительных приборов рассеянного и направленного света, размещённых по краю сцены, и используется для фронтального освещения актёров на первом плане и авансцене. Назначение рампы — снижение контраста теней, возникающих при освещении лиц актёров приборами верхнего и диагонального освещения. Верхний край защитного кожуха рампы не должен возвышаться над уровнем пола первого
ряда зрителей более чем на 1,1м при высоте сцены 60—80 см.


СИСТЕМЫ ЦВЕТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА СЦЕНЕ

В постановочном освещении сцены широко применяется цвет. Цветное освещение получается за счёт применения светофильтров требуемого цвета, перекрывающих выходное отверстие прожекторов и светильников, или же за счёт оптического смешения разноцветных излучений от групп осветительных приборов. Верхнее освещение и рампа позволяют воспроизвести нужный цвет на основе оптического сложения нескольких цветных излучений. Использование принципа оптического смешения двух или нескольких цветов, сильно отличающихся по цветности, не рекомендуется из-за появления цветных теней при освещении объёмных декораций и актёров. Выбор основных цветов для софитов и рампы обусловливается требованием получения наибольшего цветового охвата для каждого вида освещения. Так как последние софиты должны воспроизводить на экранах и задниках цвет неба в различное время суток, то суммарная мощность здесь предусматривается большей, чем на остальных софитных подъёмах. Так как рампа служит в первую очередь для выравнивания теней на лицах актёров, то здесь предпочтительнее использовать разнообразные оттенки розового, пурпурного и жёлто-розового освещения.


Исходя из этих требований, в рампе предусматривают четыре регулируемые группы осветительных приборов. В трёх группах устанавливают красные, синие и жёлтые светофильтры, а одна группа используется без светофильтров. В софитах при четырёх регулируемых группах в качестве основных цветов целесообразно использовать синий, зелёный, голубой и оранжевый. На горизонтном софите мощность регулируемых цветовых групп делается неодинаковой, а число их берётся не больше 6—8 цветов. Основными цветами являются синий, голубой, зеленовато-голубой, зелёный, жёлтый, красный. Число осветительных приборов, образующих каждый цвет, различно и обратно пропорционально коэффициенту пропускания установленных светофильтров.
Ниже показаны коэффициенты пропускания различных светофильтров.

Таблица
Марки светофильтров и их коэффициенты пропускания (толщина стекла 2 мм)

Читайте также: